В 2008 году Мариинский показал премьеру “Ночи перед Рождеством” в постановке Ольги Маликовой.
Римский-Корсаков - опера "Ночь перед Рождеством"
Кузнец Вакула влюблен в надменную красотку Оксану, которая, шутя, отправляет его за царскими черевичками. Взяв в напарники самого черта, Вакула летит в Петербург и получает от царицы желаемое. Николай Римский-Корсаков сам принимал участие в написании либретто, особенно строго следя, чтобы оно не расходилось с гоголевской повестью, так что зрителей ждет полный набор несуразиц и забавных ситуаций, описанных в книге Николая Васильевича.
Чайковского «Черевички» в Новом здании театра. Уже в фойе царила новогодняя атмосфера, в центре красовалась шестиметровая ёлка, а маленьких зрителей встречали сказочные персонажи. Волшебство началось ещё до открытия занавеса,который помогали поднять маленькие ангелочки. Спектакль прошёл на одном дыхании, открытая перемена декораций всех шести картин поддерживала динамичность всего происходящего на сцене.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории. Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки. Комментарии[ править ] Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев. Мнения Пожалуйста, прочтите правила общения и оформления реплик на портале Викиновости Если вы хотите сообщить о проблеме в статье например, фактическая ошибка и т. Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения , однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными.
Авторы спектакля виртуозно соединяют сказочное и современное. Это выражается и в музыке, где Щедрин чередует разговорные фрагменты и сложные вокальные партии, и в визуальных решениях постановки. Яркие наряды и сказочные элементы декора сочетаются с плазменными экранами. А у каждого из двенадцати месяцев свой неповторимый стиль и собственная приветственная ария. И все это — в сопровождении музыки Иоганна Штрауса, которую отличает атмосфера радости и предвкушения новых впечатлений. Впервые «Летучую мышь» поставили в 1874 году в венском театре «Ан дер Вин». Директор театра искал сюжет для нового спектакля и раздумывал над водевилем «Новогодний вечер», который ему предложили либреттисты Анри Мельяк и Людовик Галеви. Но это была переделка фарса «Тюремное заключение», который уже ранее шел в театре. Директор отдал черновик либретто молодому композитору Иоганну Штраусу, и он пришел в восторг от этой истории. Штраус дорабатывает либретто и быстро, за полтора месяца, пишет музыку к оперетте. Зрители встретили «Летучую мышь» благосклонно, театры включили ее в свой репертуар, и с течением лет она только увеличивала свою славу. Атмосфера бала и веселых танцев, волшебство феи-крестной и финальное торжество добра и справедливости только усиливают праздничное настроение и делают этот балет идеальным выбором в преддверии торжеств.
Н. Римский-Корсаков. Ночь перед Рождеством
В последнюю ночь перед Рождеством Солоха по древнему обычаю начинает творить коляду. "Ночь перед Рождеством" го-Корсакова (видеофрагменты) Мариинский театр в г Тихвин 18.03.23. Но одним из самых любимых произведений композитора была повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Изначально оперу исполнить планировали зимой в дни рождественских каникул, но из-за коронавируса пришлось перенести на март. 15 января 2022 года в виртуальном концертном зале Городского культурного центра состоялась трансляция второй части оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". «Ночь перед Рождеством», премьера новой трактовки оперы Римского-Корсакова по повести Гоголя, состоялась на сцене Мариинского театра, передает корреспондент телеканала «Санкт-Петербург».
«Глоток свежего воздуха»: петербуржцам покажут оперу «Ночь перед Рождеством»
Обратно мчится Вакула с драгоценной ношей. Светлые духи сопровождают его. На небе зажигается ярким светом Утренница; мимо проплывают Коляда и Овсень со своей свитой. Наступает рассвет. Вдали виднеется Диканька, озаренная первыми лучами солнца. Слышится колокольный звон, пение.
Внезапное исчезновение Вакулы породило различные толки: одни говорят, что он повесился, другие — что утопился. Грустно Оксане: только сейчас она поняла, кого потеряла. Вдруг, откуда ни возьмись, перед ней предстает Вакула с царскими черевичками в руках. Но не нужны они сейчас Оксане: и без черевичков она готова выйти замуж за кузнеца. Согласен на это и Чуб, прежде не любивший Вакулу, — не может он простить Солохе коварства.
Прибывает молодежь. Входят Голова, Дьяк и Панас. Все рады возвращению Вакулы. Свадьба будет веселой. Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль».
Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании , которые послужили основой для мелодики оперы. В целом же он сочетал фантастические моменты с тонкой лирикой и сочным изображением быта украинского села. Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы.
В первой картине напев колядки выразительно передан в дуэте Солохи с Чертом «Украдем мы месяц с неба», а веселая украинская песня — в дуэте подгулявших кумов Чуба и Панаса «Нет, пойдем мы ко Дьяку на кутью». Светлым лирическим чувством с оттенком грусти проникнуто ариозо Вакулы «Чудесная дивчина». Вторая картина начинается арией Оксаны «Что людям вздумалось расславить, что хороша я? В центре картины протяжная колядка подруг Оксаны «На лугу красна калина стоит». Акт заканчивается веселым хором молодежи, подсмеивающейся над Вакулой.
Первая картина второго акта содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Сначала идет задорная ее песня-пляска с Чертом «Ой, коляда, колядица моя». Степенно приветствие Головы «Здравствуй, милая Солоха». Разукрашенная, цветистая речь обличает Дьяка. Напориста, энергична песня Чуба и Солохи «Гей, чумаче, чумаче».
В заключение картины звучит песня-жалоба Вакулы «Где ты, сила моя молодецкая? Она открывается широко развитой сценой колядования — это один из лучших хоров оперы. После прощания Вакулы с Оксаной чувство недоумения озадаченной молодежи выражено в хоре «Он повредился, его оставьте». Однако вскоре вновь восстанавливается веселье. Картину завершает большой квинтет с хором.
Третий акт состоит из четырех кратких картин.
Солоха уходит, а кузнец наваливает на спину все три мешка и уносит их из хаты. Картина вторая Улица на селе.
Лунная ночь. На переднем плане — кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности.
Собираются парни и девушки, они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею.
Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов. Действие третье [ править править код ] Картина первая В хате Пацюка.
Пацюк сидит по-турецки и глотает вареники , которые сами прыгают ему в рот. Входит Вакула и просит помочь ему найти чёрта. Пацюк отвечает: «Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами».
Вакула снимает с плеч мешок, появляется чёрт. Под угрозой перекрестить чёрта, кузнец заставляет его обернуться конём и нести его куда прикажет. Пацюк пропадает вместе с хатой.
Чёрт оборачивается в коня. Вакула велит нести себя в Петербург к царице.
Слышно, как они ищут дорогу. Вакуле не спится. Он приходит к хате Чуба и останавливается у дверей. В хате Оксана, которую он любит; Вакула намерен узнать всю правду: что на сердце у дивчины, кого она любит. Тем временем вьюга усилилась. Проплутав и не найдя хаты дьяка, Чуб хочет возвратиться домой. У дома его встречает Вакула.
Чуб, уверенный, что Вакула не может забрести к нему домой, делает вывод, что он сам пришел не туда. И Вакула грубо его выпроваживает. Чуб направляется к Солохе. Вновь показываются месяц и звезды. Становится светло, как в начале картины. Картина 2. Внутренний вид хаты Чуба. Оксане не спится. Она одна перед зеркалом и любуется собой.
На пороге показывается кузнец Вакула. Оксана его не замечает; он восхищенно смотрит на нее. Вакула хочет обнять ее, но она отталкивает его. Он огорчен, что Оксана его не любит. Она же прямо задает ему вопрос: «Что твоя мать Солоха, ведьма? Что до нее мне? Но Оксане не до него; она ждет подруг, чтобы поколядовать; парубки придут, расскажут славные сказки. Почему же их нет? Но вот за сценой слышится песня-колядка дивчат.
Эта протяжная песня «На лугу красна калина стоит» — центральный эпизод картины. Оксана замечает на одной из девушек новые черевички сапожки. Она жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички, Оксана, издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Девушки обступают Вакулу и смеются над ним. Достанет Вакула черевички — выйдет замуж за него Оксана, а нет — пусть уходит. Эта картина содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Она начинается небольшим оркестровым вступлением. Когда занавес подымается, открывается внутренний вид хаты Солохи.
В одном углу большие мешки с углем. Солоха одна около печи. Она мгновенно превращается из ведьмы в обычную женщину, ставит в угол метлу и оправляет платье. Из печи выскакивает черт. Они греются у печи: холодно было там, под небесами в морозный вечер. Теперь они, чтобы согреться, пляшут, обнимаются. Вдруг раздается стук в дверь. Черт и Солоха останавливаются и прислушиваются. Опять стучат.
Черт бежит к мешку, вытряхивает из него уголь и сам залезает в мешок. Солоха открывает дверь. Входит голова, один из ее поклонников. Солоха угощает его чаркой горилки. Только он выпил, как в дверь опять стучатся. На сей раз это дьяк. Солоха не знает, куда теперь спрятать голову. Она вытряхивает уголь из другого мешка и сажает голову в этот мешок. Солоха завязывает мешок и идет открывать дверь.
Входит дьяк. Он пришел к ней, потому что не дождался к себе гостей. Солоха и ему наливает чарку. Но и его ухаживания недолги. Снова раздается стук в дверь. Солоха и дьяка прячет в мешок — последний свободный. Входит Чуб. Его Солоха тоже угощает чаркой горилки. Чуб — желанный гость Солохи; она ласково его встречает — они вместе поют напористую и энергичную песню «Гей, чумаче, чумаче».
Но неожиданно домой возвращается Вакула. Перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит дьяк, а сама уходит. Вакула входит, он хочет вынести из хаты мешки, берет один, но не может его поднять, а ведь раньше он был очень сильный — гнул пятаки, ломал подковы. О переменах в себе он рассуждает в песне «Где ты, сила моя молодецкая? Но в конце концов, не желая поддаться кручине, он взваливает на себя все три мешка и выносит их из хаты. Картина 4. Улица в селе. Ярко светит месяц на ночном небе. Входит кузнец Вакула с мешками на спине.
Группами входят парубки и дивчата и колядуют перед окнами хат. Их угощают гостинцами. Вакула все это время стоит около своей кузницы и наблюдает. Среди девушек Оксана. Колядные песни, которые поет молодежь, — это один из лучших хоров оперы. Игры, которые при этом возникают, совсем не веселят Вакулу. Сумрачный, он стоит в стороне. Оксана дразнит его вопросом о черевичках и повторяет, что если он их достанет, то она выйдет за него замуж. Все опять смеются.
Тогда Вакула решает покинуть село и прощается с Оксаной. Вакула уходит, но в какой-то момент останавливается поодаль. Оксана смущена: не надумает ли он наложить на себя руки? Но веселье продолжается, и она вновь со своими подругами. Она вновь смеется над Вакулой: кузнец остановился, потому что забыл свои мешки. Все подходят к мешкам и развязывают самый большой. Из мешка вылезает Чуб. Все отступают. Чуб продолжительно потягивается, как бы после сна.
Потом из мешков появляются и остальные — дьяк и голова. Все они сконфужены. Молодежь смеется над незадачливыми поклонниками Солохи. Внутренний вид хаты Пацюка. Хозяин сидит на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, подскакивают ему в рот. Проглотив один вареник, Пацюк вновь разевает рот, и другой вареник отправляется тем же порядком сложный цирковой трюк, никогда не получающийся на сцене. В этот момент в хату входит Вакула.
Удивленный увиденным, он останавливается на пороге.
Станут участниками светлой оперной колядки и слушатели», — отмечают они. Опера прозвучит в исполнении солистов молодежного хора «СоГласие» хормейстер — Павел Теплов и Государственного симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Михаила Татарникова.
К 125-летию первой постановки оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»
Илья Живой, хореограф, режиссер: - Работа была большая, сложная, но мы это сделали. Надеюсь, результат получился достойный уровня Мариинского театра. Опера прозвучала полностью, удалось открыть все купюры и насытить спектакль дополнительными эффектами, переосмыслить некоторые сцены и внести большую ясность, приблизив к тому, как это было написано Гоголем и как это хотел показать Римский-Корсаков, в партитуре он оставил большое количество ремарок. И я работал очень близко к этим ремаркам, пожеланиям автора музыки. Кстати "Ночь перед Рождеством" была написана 22-летним Николаем Гоголем, когда он только приехал в Петербург из Малороссии. Николай Римский-Корсаков написал на сюжет этой повести оперу "Ночь перед Рождеством", историческая премьера которой состоялась в Мариинском театре 28 ноября 1895 года.
Если бы певица, с ее нынешним состоянием голоса, не пела освященные харизмой великих исполнителей партии вроде Амнерис, Эболи или Азучены — возможно, у многих слушателей не было бы стойкого предубеждения против появления ее имени в концертах Капеллы. Самая яркая вокальная удача из ролей второго плана — Чёрт Максима Сажина.
Чертовски пронзительный голос беспрепятственно прорезал оркестр, донося до слушателей каждое слово дикция у певца превосходная! В довершение образ был приправлен перцем зловредных интонаций — более удачного воплощения музыкальной характеристики героя нельзя желать. По воле автора оперы вокальным коллегой чёрта является Дьяк — хоть и служитель церкви, но также характерный тенор. При таком чёрте дьяк вынужден петь более сдержанно, чтобы обеспечить слышимую разницу характеров. Возможно, поэтому специалист Большого театра по характерным эпизодам Леонид Виленский преподнес своего героя несколько более скромно, чем хотелось бы, без гротескной комедийности, на которую провоцирует действие и без которой не искрятся фразы вроде «А это що у вас, великолепная Солоха? Оставаясь в рамках академического пения, артист уже в диалоге с Вакулой из первого действия смог развеселить зал гоголевскими «нет, хата не моя…» и коронным коленцем Чуба «…вишь, какая цаца! Вплоть до финальной сцены Андрей Антонов с его сочным рокочущим басом, богатым на интонационные изюминки, оставался эпицентром гоголевского юмора, помноженного на музыку. Солист «Геликон-оперы» Сергей Топтыгин, может, и не был столь полнозвучен, но суровый и, одновременно, незадачливый Голова оставил приятное впечатление.
Руслан Розыев запомнился, несмотря на небольшую партию — уж очень гармонично его голос темного тембра вписался в мистическую ауру, которой окружен Пацюк. Особенно выразительно получилось зловещее, вплетенное в оркестровый вой ветра, заклинание нечистой силы во второй картине. Хор Капеллы мастерски представил развернутые хоровые номера оперы — жанровые иллюстрации народных обрядов с лейтмотивом «святый вечер! Здесь нет необходимости рассказывать о симфонизме или о музыкальном языке. Просто вместе с первыми звуками увертюры откройте повесть Гоголя, и да услышит имеющий уши музыкальную иллюстрацию к поэтической прозе: «Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила.
Этот рассказчик-пасечник артист театра им. Комиссаржевской Юрий Ершов разливал даже горилку и предлагал колбаску, сидящим в первых рядах Интересно, настоящую или бутафорскую? Может быть, таким образом и хотели сразу же вовлечь слушателей в сценическое действо, но все же это представилось не совсем уместным. Правда, другой эпизод оперы, когда зрителям тоже была предложена игра во время полета Вакулы на черте со зрителями перекидывались фосфоресцирующими мячами, изображающими планеты и звезды , уже не вызывал внутреннего сопротивления.
Либретто написал сам Римский-Корсаков, и оно вышло просто замечательным. Он очень тонко чувствовал связь слова и музыки, очень выразительно расцвечивал эмоциональную картину произведения. Узнаем сюжет оперы и разберем, какие в ней есть персонажи. Да, она была не самой удачной, и либретто Якова Полонского тоже было далеко не блистательным. Но все-таки Римский-Корсаков, пока был жив Петр Ильич, не решался взяться за оперу на этот сюжет, который ему очень люб. Это музыка, которая живописует картину природы — а у Римского-Корсакова это получалось, наверное, лучше, чем у всех прочих российских композиторов. Из хаты на метле вылетает Солоха и начинает петь колядки, а потом является черт. Все сразу начинается с мира волшебного. Черт не доволен тем, что сын Солохи — кузнец Вакула — расписывал церковь, и намалевал его больно уж страшным. Естественно, самым красивым и звучным голосом должен обладать Вакула. Черт и Дьяк — это голоса характерные, и это очень точно угадано в фильме 1961 года «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Опера «Ночь перед Рождеством» в Мариинском театре
Действие первое В последнюю ночь перед Рождеством ведьма Солоха по древнему обычаю начинает творить колядку. "Ночь перед Рождеством" не самая репертуарная опера, и здорово, что это происходит действительно перед Рождеством", – призналась пианистка, заслуженная артистка России Екатерина Мечетина. «Ночь перед Рождеством» хотели показать на сцене тихвинского Дома культуры, но из-за пандемии все массовые мероприятия в Тихвине отменили.
«Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка»: две праздничные оперы Римского-Корсакова
Ночь перед Рождеством. На сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», в разное время было написано множество музыкальных произведений. Смотрите видео онлайн «Опера «Ночь перед Рождеством» в Мариинском театре» на канале «Магический путь к истине» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 ноября 2023 года в 13:06, длительностью 00:05:25, на видеохостинге RUTUBE. «Ночь перед Рождеством» – пятая из 15 опер Римского-Корсакова. Иванова состоялась премьеры оперы Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Постановка оперы «Ночь перед Рождеством» встретила неожиданное препятствие: в седьмой картине на сцене появляется царица, у которой Вакула просит черевички. «Ночь перед Рождеством», премьера новой трактовки оперы Римского-Корсакова по повести Гоголя, состоялась на сцене Мариинского театра, передает корреспондент телеканала «Санкт-Петербург».