Уход основных брендов породил волну параллельного импорта и появление нескольких российских марок. Рассказываем, что такое параллельный импорт Показываем список разрешенных товаров Рассматриваем, как изменится цена на товары Деловая среда. Список товаров, которые можно ввозить в Россию по параллельному импорту в 2023 году.
Поделиться
- Что можно ввозить?
- Параллельный импорт 2022: список товаров, бренды, что можно и нельзя ввозить
- Гендиректор АПИ Семенов: «Параллельный импорт — это так или иначе контрабанда»
- Параллельный импорт: что теперь важно учитывать при покупке техники
- В России придумали, как ввозить все подряд. Что за схема, которую обещали и у нас?
- Обновляется список товаров для параллельного импорта
Параллельный импорт: нормы, реализация, категории товаров
Пока сложно сказать, будут ли товары, ввезенные в РФ по параллельному импорту, дороже или дешевле», - констатировал исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. В ответ на начало Россией спецоперации на Украине западные страны ввели масштабные антироссийские санкции. А многие зарубежные компании объявили о приостановке работы в России часть из них заморозили работу и в Белоруссии.
По некоторым — с уточнением конкретных брендов, по другим — без него. Ввоз импортных товаров поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них.
Один из принципов, по которым товары подпадают под параллельный импорт, — прекращение поставок на российский рынок, заявил Минпромторг. Товары брендов, имеющих производство в России на локализованных предприятиях, в список не включали — за такую оговорку выступила ФАС. Как не нарушать закон при работе с контрагентами Как читать список Минпромторга? Перечень товаров, разрешённых для параллельного импорта, выглядит как таблица из трёх колонок: группа товара, наименование и код товарной номенклатуры ТН ВЭД. Вся конкретика — в третьей колонке, в некоторых группах — с указанием брендов.
Сопоставить код и конкретный вид товара можно здесь.
При этом утрачивает силу приказ Минпромторга от 19. Перечень товаров для параллельного импорта обновляется Минпромторгом примерно каждые три месяца.
При этом и Toyota, и Mazda пока не заявили о закрытии офисов и дилерских центров: возможно, марки попробуют существовать за счет импорта автомобилей. Калининградский «Автотор», собиравший в последние годы автомобили BMW, Hyundai и Kia, вынужден был прекратить их выпуск, но обещает вернуться с новым ассортиментом моделей. В докризисные времена подобные манипуляции были запрещены, но в апреле 2022 года правительство разрешило параллельный импорт для брендов, которые отказались подтвердить лояльность отечественному авторынку. Какие автомобили можно ввозить параллельным импортом? В него попали автобренды, которые или ушли из России, или приостановили деятельность. Есть в списке и марки, которые не были представлены в России до начала спецоперации, например, Rover и Seat, а также производители грузовой техники DAF, Kenworth, Freightliner. При этом «параллельно» везут не только марки из списка выше, но и, например, кроссовер Mazda CX-4, хотя японская марка формально не попадает под послабления Минпромторга. Mazda CX-4 сделана специально для Китая, откуда и импортируется в Россию. Технически автомобиль очень близок к популярной у нас Mazda CX-5, но имеет более приземистый кузов Источник: Mazda Парадоксально, но за счет параллельного импорта ассортимент автомобилей в каком-то смысле расширился, потому что в Россию повезли машины, никогда у нас не представленные: мы уже писали, например, про Chevrolet Tracker и Groove. Проблемой является разве что стоимость, например, за Volkswagen Bora китайской сборки просят от 2,5 миллиона рублей. Для сравнения, соплатформенная ему Skoda Octavia IV в момент дебюта в России два года назад стоила на миллион дешевле. Ниже — еще шесть необычных моделей, которые ввозят сейчас по схеме параллельного импорта. Hyundai Bayon — компактный кроссовер А-класса на размер меньше Creta. Он производится в Казахстане и Турции, ввозится в Россию серым импортом и стоит от 2 миллионов рублей Источник: Hyundai Импортированный из Китая или Индии Suzuki Ciaz заполняет нишу «бюджетных» седанов, хотя с ценой 1,9 миллиона рублей за автомобиль с 1,5-литровым двигателем народным его уже не назовешь. Технически модель близка к привычному нам Suzuki SX4. Это помесь кроссовера и минивэна, которая при длине кузова 4,5 м имеет 7 посадочных мест. Клиренс в зависимости от версии 205—225 мм, но полного привода нет даже за доплату. Цена начинается от 2,5 млн рублей Источник: Mitsubishi Toyota Corolla Cross — это не просто обычная «Королла» с увеличенным просветом, а кроссовер, чуть более компактный, чем RAV4.
Минпромторг включил в список параллельного импорта машины Renault, Ford и еще десяти марок
Перечень товаров, которые можно завозить на территорию Россию через параллельный импорт, уже утверждён Минпромторгом. Перечень товаров, которые можно завозить на территорию Россию через параллельный импорт, уже утверждён Минпромторгом. Минпромторг утвердил список товаров из 96 пунктов для параллельного импорта в Россию. В отношении товаров из перечня, ввозимых в нашу страну в рамках параллельного импорта, будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры. Параллельный импорт — это ввоз в страну популярных импортных товаров без разрешения правообладателей.
Параллельный импорт растет как на дрожжах
- Названы разрешенные для параллельного импорта товары и бренды
- Утвержден перечень товаров для параллельного импорта
- Что меняется в правилах
- Эксперт: на смену параллельному импорту приходят собственные торговые марки
Минпромторг разрешил параллельный импорт. Снизятся ли теперь цены?
В списке параллельного импорта есть и оборудование для различных отраслей промышленности, а также различные вещества. То есть параллельный импорт лишает производителей преимуществ национального режима сбыта товаров, когда они диктуют цены и распределяют продукцию по официальным продавцам, а в отношении товаров начинает действовать международный принцип. Параллельный импорт — это импорт товаров, у которых имеются все необходимые лицензии и сертификаты. Минпромторг утвердил перечень товаров и брендов, разрешенных для параллельного импорта. Параллельный импорт — это возможность ввозить товары через третьи страны без согласия производителя или правообладателя товарного знака.
Список товаров для параллельного импорта утверждён
При параллельном импорте придется ждать, пока новинки сначала поступят в другие страны, а потом доедут оттуда до России, пройдут таможенный контроль и сертификацию. К тому же первое время ретейлеры будут тратить время, чтобы найти поставщиков и договориться с ними о поставках. Какие проблемы могут возникнуть с техникой, привезенной через параллельный импорт? По сути, параллельный импорт — это ввоз товара, который не предназначен для данного региона.
И здесь важное значение имеет то, из какой страны будет техника, потому что в разных странах могут быть свои особенности. Например, у чайника, сделанного для Казахстана, такая же вилка для розетки и характеристики, что и у чайника для России. И даже инструкция будет на русском языке, потому что там тоже есть русскоязычное население.
А вот для чайника из США придется покупать переходник и гуглить инструкцию на русском. Со смартфонами еще сложнее. С другой стороны, если смартфон предназначен для другого рынка для страны, не входящей в ЕАЭС , он может не активироваться в РФ.
Будет ли действовать гарантия на технику? Как это будет работать, пока сложно сказать. Например, недавно ретейлеры, входящие в Ассоциацию компаний интернет-торговли, предложили ввести год гарантии на сложную технику.
Как минимизировать риски при покупке техники Проверьте, точно ли существует гаджет, который вы собираетесь купить. Зайдите на сайт бренда, найдите модель и уточните, продается ли она в других странах. Если вы покупаете смартфон, проверьте 13-значный код IMEI.
Как было известно ранее, официально эти бренды больше не поставляют свою продукцию в страну. В интервью журналистам издания «Известия» представитель ведомства рассказал, что в список войдут любимые многими россиянами марки: продукция IKEA; моторные масла Shell Helix и Rimula; автомобили Citroen, Hyundai и другие; косметические и парфюмерные средства, в частности Lancome и Yves Saint Laurent; одежда Tommy Hilfiger и ряд других марок. Напомним, что параллельный импорт — это ввоз товаров без разрешения правообладателя. Если говорить простыми словами: человек покупает партию продукции за границей, где она продаётся без ограничений, затем перевозит её в свою страну и реализует.
Глава Минпромторга утвердил список товаров, которые можно будет ввозить в Россию без разрешения правообладателей. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Также в списке есть шины Continental, Michelin, Goodyear и Bridgestone, двигателей и частей для них от Volvo, Hyundai, Nissan и Volkswagen, бытовая техника Electrolux, Siemens и Dyson, косметика и парфюмерия, бумага и картон, оборудование для добычи полезных ископаемых, электроэнергетики и других отраслей.
Версия для печати Сегодня Минпромторг значительно расширил перечень товаров для параллельного импорта, включив в него продукцию автоконцернов и известных мировых брендов. Об этом сообщают «Известия», ссылаясь на соответствующий приказ ведомства. Кроме того, в перечень вошли моторные масла Shell Helix и Shell Rimula, а также запчасти для сельскохозяйственной техники Caterpillar.
Обновляется список товаров для параллельного импорта
К ней относятся товары потребительского сегмента: одежда, косметика, приставки, бытовая техника и средства личной гигиены. Санкционная продукция — это товары двойного назначения, промышленное оборудование, автомобили, запчасти, комплектующие и технологический импорт. Импорт такой продукции из Турции частично возможен, но находится под пристальным контролем Турецкой таможенной службы, которая пока нейтральна. Конкурентным преимуществом поставок через Турцию является возможность транзита продукции без уплаты налогов. По этой схеме товар следует из Евросоюза на турецкий транзитный таможенный склад, а там уже продается покупателю из России.
Особенность заключается в том, что при такой модели поставок турецкие компании не платят НДС и таможенные пошлины, что делает цену на товар максимально привлекательной. В целом режим таможенного склада позволяет Турции быть региональным транзитным хабом и удобной площадкой для торговли с соседними странами. Тем не менее в марте 2023 года такой транзит в сторону России был на время приостановлен. В настоящее время поставки возобновились, но неизвестно, как долго это продлится.
Так как Турция входит в Таможенный союз ЕС и вынуждена выполнять требования Евросоюза в части торговых стандартов, очень велика вероятность, что подсанкционные товары транзитом отправлять будет нельзя. В таком случае придется полностью растаможивать товары в Турции, оплачивать там налоги и уже отправлять в Россию, как турецкий экспорт. Важно также помнить, что пока внешняя политика Турции независима от западных стран, но она может измениться в случае победы на президентских и парламентских выборах представителей оппозиции. Экономический кризис, усиленный в том числе значительным ущербом от землетрясения, является серьезным вызовом для нынешнего президента Эрдогана.
Страна входит в Евразийский таможенный союз, основная часть расчетов происходит в российских рублях, по большинству групп товаров таможенные тарифы приведены к единым. Товары, попадающие на территорию Казахстана из любой страны, включая страны ЕАЭС Белоруссия, Киргизия, Армения , проходят таможенное оформление, а после выпуска с таможни и получения необходимых сертификатов беспрепятственно попадают на территорию России. Казахстан занимает важное географическое положение между Россией и Китаем. Китай для Казахстана — второй торговый партнер после России.
Основные группы товаров: легковые автомобили, автозапчасти, смартфоны, процессоры, контроллеры, смарт-карты и компьютерная техника.
Затем прийти в Турции, Китае, Индонезии или Индии к небольшим производителям и сказать: «Сделайте такой же». Его скопируют, но это уже будет не копия Nike, а СTM, которая может быть немного уступит по характеристикам оригиналу. И в этом направлении сейчас двигаются очень многие компании, — объясняет эксперт. История вопроса «Ремонтникам» разрешат «копии» Кроме того, Аркадий Маркарьян отмечает еще несколько проблем, связанных с параллельным импортом. Одна из них в том, что дружественные страны — Казахстан, Армения, Турция — последние полгода ставят очень сложные условия по транзиту товара через их границу.
Под кодом в списке есть название бренда Shell Helix, значит, ввозить его в рамках параллельного импорта можно. Если товара в списке нет, его незаконно ввозить в страну без разрешения правообладателя. Как это устроено юридически? Исключительные права правообладателей регулируются международными и национальными законами. На межстрановом уровне используют термин «международный принцип исчерпания прав». Он означает, что, продав, скажем, партию бытовой техники в одной из стран, правообладатель не может диктовать новым собственникам, что делать с этой продукцией дальше.
Перечень товаров для параллельного импорта обновляется Минпромторгом примерно каждые три месяца. Если зарубежный бренд возвращается на российский рынок, то его продукцию исключают из списка.
В РФ утвердили новый список товаров для параллельного импорта
Это связано с тем, что почти все автопроизводители приняли решение о прекращении отгрузки на территорию РФ не только самих автомобилей, но и их комплектующих. Можно заметить, что большая часть автомобилей, которые пригодны для параллельного импорта, являются британскими и американскими марками, в том числе и те, под которыми выпускается грузовой транспорт. Присутствуют также и «псевдобританские» компании, например, Bentley, которая на деле принадлежит немецкому концерну Volkswagen AG. Стоит отметить, что в данном перечне отсутствуют корейские и китайские автомобили.
В перечне — приставки Xbox, PlayStation, Nintendo. У потребителей не должно возникнуть сложностей с активацией, так как ввозимые гаджеты предназначены для стран ЕАЭС. Приборы и устройства продаются с гарантией, их обслуживает дистрибьютор. Для параллельного импорта доступны техоборудование, кожаные изделия, мех, очки от солнца и прочие вещи. Минпромторг планирует вносить изменения с учетом решений брендов по поводу профессиональной деятельности на территории РФ. Специальный онлайн-сервис позволяет сопоставить код и определенную разновидность товара.
Если выпадают бренды с кодом ТН ВЭД, ввозить можно вещи указанных наименований конкретно этих брендов. Если рядом с разновидностью товарной позиции обозначен только код, то импортировать в РФ разрешено вещи любых марок, главное, чтобы они относились к коду. Кто может заниматься параллельным импортом Любая компания, будь то юрлицо или ИП, может ввозить вещи из списка без необходимости получать предварительное разрешение у правообладателя. Изделия компаний, которые не ушли из России, как и раньше, недопустимо ввозить через параллельный импорт. Если бренд решит вернуться, власти сделают корректировки в документе и ограничат параллельный импорт в отношении данной организации. Маркетплейсам Ozon , Wildberries , Яндекс. Маркет разрешили распродавать вещи из официального перечня. Мера призвана поддержать не только бизнес, но и покупателей. Чтобы минимизировать риски подделок и защитить покупателей, площадки требуют загружать все необходимые документы.
По данным «Известий» , каждый десятый поставщик реализует на маркетплейсах вещи, завезенные на склады России через дистрибьюторов. Потребителям предлагают подушки, домашний текстиль, мебельные гарнитуры, осветительные приборы. Второе и третье место по популярности занимают одежда, обувь и бытовые приборы, электроника. Сейчас такой возможностью активно заинтересовались представители малого и среднего бизнеса. Во многом потому, что у крупных компаний выбор поставщика, оформление всех необходимых бумаг занимают больше времени. Крупные ритейлеры пока полагаются на собственные запасы электроники и рассматривают возможности с учетом законодательства.
Взыскать могут, например, разницу в утильсборе, если налоговики установили, что машина ввезена для перепродажи. Это касается в том числе автомобилей, импортированных до августа 2023 года тогда изменились правила взимания утильсбора. То есть сам факт перепродажи нескольких машин может служить основанием для начисления сотен тысяч рублей по коммерческому тарифу: вот подробный разбор такой ситуации. RU Для автомобилей, ввезенных до августа 2023 года, таможенные сборы в первую очередь попытаются взыскать с импортера перекупщика , а вот для более поздних машин обязанность по уплате, например, коммерческого утильсбора лежит уже на новом владельце. Но даже если ФТС предъявляет претензии импортеру, фактический владелец машины может пострадать, поскольку основной мерой воздействия является приостановка регистрации автомобиля. В зоне особого риска оказываются владельцы автомобилей, ввезенных физическим лицом через страны ЕАЭС и проданных затем под видом «полностью растаможенных». Занижение платежей было повсеместной практикой, при этом предъявить что-либо частнику-перекупщику, как правило, сложно. Если автомобиль куплен у юрлица и был зарегистрирован на него, автовладелец попадает под действие закона «О защите прав потребителей» и, по крайней мере, имеет возможность расторгнуть такой договор. Конечно, если продавец — не фирма-однодневка. С большой вероятностью параллельным импортом продолжат заниматься крупные юрлица, тогда как преимущество частного полулегального ввоза сойдет на нет. Клиент будет платить больше, с другой стороны, при покупке «параллельной» машины снизятся риски. Изначально было понятно, что покупка «серой» машины рано или поздно обернется проблемами, ведь Россия не одобряла введения льготных схем растаможки странами ЕАЭС. Но если смотреть глобально, вряд ли это серьезно скажется на авторынке вообще.
Кроме того, в перечень вошли моторные масла Shell Helix и Shell Rimula, а также запчасти для сельскохозяйственной техники Caterpillar. В список товаров, которые можно поставлять в рамках параллельного импорта, также были включены марки бытовой техники Zanussi и Wahl, игрушки Hasbro и Mattel, электроника Logitech и Nintendo, одежда Tommy Hilfiger и Giorgio Armani. В Минпромторге журналистам «Известий» рассказали, что в скором времени подход к формированию списка будет изменён.
Что такое параллельный импорт и как с ним работать
Параллельный импорт 2022: список с брендами-исключениями. В предварительный список внесли изменения — добавили бренды в парфюмерию и косметические средства, по которым запретили параллельный импорт. Теперь за ввоз параллельного импорта по списку компаниям не будет грозить ответственность. В списке параллельного импорта есть и оборудование для различных отраслей промышленности, а также различные вещества. Значит, параллельный импорт разрешён для всей без исключения продукции, относящейся к этому коду.
Минпромторг опубликовал список товаров для параллельного импорта в Россию
Для простых потребителей и продавцов есть хорошие новости: товары можно вернуть на рынок — с помощью параллельного импорта. Актуализирован перечень товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт. В отношении товаров из перечня, ввозимых в нашу страну в рамках параллельного импорта, будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры. Минпромторг РФ включил в список параллельного импорта автомобили 12 иностранных марок: Renault, Ford, Kia, Mazda, Hyundai, Genesis, Dacia, Citroen, Opel, Peugeot, Isuzu и Hino. Актуализирован перечень товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт.
Список товаров для параллельного импорта утверждён
Министр подчеркнул, что параллельный импорт не означает легализацию контрафакта: мера предполагает ввоз оригинальных товаров, но через альтернативные каналы поставок. Ранее «СенатИнформ» сообщал, что парламентарии разрабатывают проект закона о форс-мажоре для компаний. Им предлагается признать нарушение логистических цепочек, сообщил вице-спикер СФ Николай Журавлёв. Он также отметил, что задача поддержки импорта не менее важна сейчас и нужно регулярно актуализировать перечень критериев для тех товаров, которые разрешены к параллельному импорту.
То есть сам факт перепродажи нескольких машин может служить основанием для начисления сотен тысяч рублей по коммерческому тарифу: вот подробный разбор такой ситуации.
RU Для автомобилей, ввезенных до августа 2023 года, таможенные сборы в первую очередь попытаются взыскать с импортера перекупщика , а вот для более поздних машин обязанность по уплате, например, коммерческого утильсбора лежит уже на новом владельце. Но даже если ФТС предъявляет претензии импортеру, фактический владелец машины может пострадать, поскольку основной мерой воздействия является приостановка регистрации автомобиля. В зоне особого риска оказываются владельцы автомобилей, ввезенных физическим лицом через страны ЕАЭС и проданных затем под видом «полностью растаможенных». Занижение платежей было повсеместной практикой, при этом предъявить что-либо частнику-перекупщику, как правило, сложно.
Если автомобиль куплен у юрлица и был зарегистрирован на него, автовладелец попадает под действие закона «О защите прав потребителей» и, по крайней мере, имеет возможность расторгнуть такой договор. Конечно, если продавец — не фирма-однодневка. С большой вероятностью параллельным импортом продолжат заниматься крупные юрлица, тогда как преимущество частного полулегального ввоза сойдет на нет. Клиент будет платить больше, с другой стороны, при покупке «параллельной» машины снизятся риски.
Изначально было понятно, что покупка «серой» машины рано или поздно обернется проблемами, ведь Россия не одобряла введения льготных схем растаможки странами ЕАЭС. Но если смотреть глобально, вряд ли это серьезно скажется на авторынке вообще. Параллельный импорт, легализованный в 2022 году, не стал локомотивом продаж. Новые правила наверняка сократят ее еще сильнее.
Банки начали бояться. Всё так и решат. И как уговорить поставщиков принимать крипту? Я думаю, что будут создаваться клиринговые центры самими российскими банками, которые будут позволять это делать. Я не думаю, что это большая сложность.
Проблема в другом — в волатильности. Биткоин прыгает, правда, пока только растёт. Там курсовые риски выше. Снова бартер? Мы давно применяли схемы для обхода налогообложения.
Кто-то перемещает производство в Китай, громко об этом говорится, кто-то выводит бизнес в Дубай, кто-то ещё куда-то для того, чтобы получать необходимые товары. Релоцируются в Казахстан. Всё преодолимо. Проблема только в том, что всё меняется, правил нет. Постоянно только отсутствие правил.
Завтра вы можете проснуться, а у вас уже всё по-другому. Это риски ареста товаров, это риски зависших денег, риски расторжения контрактов, невозможность получить гарантийные обязательства обслуживания, риски по оборудованию, которое требует подключения к интернету, требует обновления программного обеспечения. Вот такие риски. С ними ничего не поделаешь, это не вопрос параллельного импорта. Это общесистемная санкционная политика со стороны тех стран, которые являются экспортёрами высокотехнологичных товаров.
Например, на маркетплейсах можно было найти технику, не предназначенную для продажи в России, ввезенную без авторизации по «серым» схемам как можно найти её и сейчас. Такую технику ввозили небольшими партиями, без уплаты таможенных платежей и налогов. Официальные сервисные центры не предоставляли гарантию на такую продукцию — ее своими силами обеспечивал продавец.
Такой контрафакт и «серый» ввоз в России по-прежнему запрещен, а у товаров, пересекающих границу, должны быть все необходимые сертификаты и разрешительные документы. В частности, сертификация ЕАС стран Таможенного союза, которая подтверждает качество продукции и ее полное соответствие требованиям и нормам госстандартов на территории стран-участниц. За этим будет следить таможня и правоохранительные органы.
Теоретически на таможне есть процедура досмотра грузов, и таможенники могут ею воспользоваться. Если говорить о сложной технике, например смартфонах, то на таможню передают список номеров IMEI — International Mobile Equipment Identity, — которые можно выборочно проверить и так подтвердить оригинальность товара. Но правообладатель больше не будет вовлечен в контроль за подлинностью техники — этим теперь должен заниматься импортер.
Что изменится для покупателя По сути, параллельный импорт — это ввоз товара, который не предназначен для данного региона. Для простой бытовой техники и одежды регион не играет никакой роли. Например, у чайника, сделанного для Казахстана, тот же разъем и те же характеристики, что и у чайника для России.
Он даже снабжен инструкцией на русском языке, потому что русскоязычное население есть во многих странах. Единственным отличием может быть размерная сетка для одежды. Других отличий между такими товарами для разных регионов нет, поэтому их параллельный импорт не создаст никаких сложностей для покупателя.
У сложной техники и смартфонов, которые сейчас официально ввозят в Россию, должно быть предустановленное российское программное обеспечение и сертификация электромагнитной совместимости ЕАЭС, которая подтверждает безопасность электронного оборудования. Сейчас по факту при импорте на предустановку российского софта уже не обращают внимания.