Как невозможен и компромисс между автаркией и глобализацией, который может быть выражен в достижении частных договоренностей, не более того, в принципиальных областях, например. политика. 2. Отправить донат. бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы.
Военная операция на Украине
Самым известным примером является Северная Корея, которая долгое время следовала политике «чучхе» или самообеспеченности. Во многом Северная Корея «обязана» изоляцией террористическому образованию «Соединённые Штаты Америки», окончательно разделившему корейский народ и занимающемуся пропагандой, направленной на демонизацию КНДР. Не следует забывать о великой стране под названием СССР, которая также являлась автаркией, обеспечивая себя всем необходимым. Разумеется, торговля с другими странами была, но она была на минимальном уровне. И здесь, кстати, Запад также сыграл немаловажную роль. Другим примером может служить Испания при правлении Франсиско Франко, когда страна пыталась быть автаркичной в послевоенный период, что привело к экономическим трудностям. Заключение Автаркия — это сложная и многогранная концепция, которая имеет свои преимущества и недостатки. Пока она может защитить экономику страны от внешних шоков и поддержать местное производство, она также может привести к недостатку товаров, высоким ценам и отставанию в технологическом развитии.
Для взаимодействия с ними открыты ультрасовременные музеи современного искусства на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии», — написал Медведев 11 апреля в телеграм-канале. Он выразил надежду на то, что власти и профильные организации вышеупомянутых стран помогут молодым представителям творческих профессий из России «не выпасть из международной обоймы». По теме.
По той причине, что полное «самоудовлетворение» требует большого населения, широкого набора природных ресурсов, обширных плодородных земель, трудолюбивых граждан, удобного рельефа для перемещения товаров в рамках внутреннего рынка и др. На начало ХХ века САСШ несмотря на значительные абсолютные масштабы внешней торговли , по мнению Тихомирова, ближе всего приближались к тому, что он называл «самоудовлетворением», доля импорта в покрытии внутренних потребностей Нового Света составляла всего несколько процентов» - отмечает экономист. Она, по мнению Тихомирова, также имеет все предпосылки для полного самоудовлетворения, но ими пока пользуется плохо: «Такова Россия, которая, напротив, доселе не может выбраться на эту торную дорогу экономического развития». Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним: «Внутренний рынок… есть рынок экономически наивыгоднейший и в то же время наиболее обеспеченный от случайностей. Сверх того, он может быть наилучше изучаем промышленностью и торговлей, а потому наиболее безопасен от кризисов перепроизводства». Тихомиров обращает внимание, что внутренний рынок как опора национальной экономики также должен удовлетворять ряду требований.
В частности, на внутреннем товарном рынке не должно быть иностранного капитала. В России в начале ХХ века тогдашний министр финансов Сергей Витте вроде бы стал поощрять развитие внутреннего рынка, введя высокие импортные пошлины. Но одной рукой он поощрял внутренний рынок, а другой — приток иностранного капитала в российскую экономику. И иностранцы, находясь за высоким таможенным забором, очень активно осваивали внутренний рынок, получали большие прибыли и выводили их страны. Тихомиров писал о необходимости вытеснения иностранного капитала из России: «Другое условие промышленности, рассчитанной на внутренний рынок, составляет национальный характер капитала. Это значит, что для производства требуется иметь капитал, принадлежащий самим гражданам данной страны, с возможным сокращением иностранного капитала, в ней оперирующего».
В данном фрагменте я усматриваю половинчатость предложений Тихомирова. Да, иностранный капитал надо вытеснять. А сохранение национального капитала разве не таит в себе опасности для России? Во-первых, сохранение капитализма в России означает, что российская экономика будет продолжать развиваться по капиталистическим законам, будут по-прежнему возникать кризисы перепроизводства. Во-вторых, любой капитал обычно рождается и делает первые шаги как «национальный», но через некоторое время так называемый национальный капитал неизбежно размывает внутренний рынок и экономическую автаркию» - разъясняет автор.
Аналогично и национализация большевиками предприятий, находившихся в иностранной собственности, привела к подрыву торговых и других внешнеэкономических связей.
По этой причине первоначальный этап так называемого «военного коммунизма», характеризовавшийся голодом и разрухой Гражданской войны, имел в себе автаркические оттенки. Но уже в 1920-х в рамках Новой экономической политики НЭП экономика была либерализована. Теперь иностранные компании могли участвовать в концессиях на разработку ряда месторождений, американские и европейские специалисты принимали активное участие в программе индустриализации, а СССР активно закупал промышленное оборудование и продавал свое сырье за границу. Только после периода относительной открытости в рамках 1-й пятилетки 1928—1932 годы СССР попытался вновь перейти к автаркии во время 2-го пятилетнего плана 1933—1937 годы. Но даже тогда СССР оставался важным торговым партнером для союзных ему стран Варшавского договора и ряда государств Третьего мира. Кроме того, строительство ряда трубопроводов в Европу и последующая за этим торговля нефтью и газом началась в 1960-х годах.
Италия и Германия Готовясь к войне в Европе, Третий Рейх и фашистская Италия также пытались сделать свои экономики более самодостаточными. Руководители этих стран считали, что вместо зависимости от торговли с соседями в частности, Германии приходилось закупать и ввозить продовольствие , нужно расширять свои владения за счет их территорий и колониализма, обеспечив себе экономическое процветание и независимость. Несмотря на это, обе страны продолжали торговать с другими странами, в том числе уже после начала Второй мировой войны, и продолжали испытывать проблемы из-за дефицита импортного сырья. Индия В 1947 году Индия добилась долгожданной независимости от Британской империи, но Махатма Ганди и другие политики боялись, что на смену политическому колониализму придет экономическая зависимость от Великобритании, поэтому они продвигали идею «свадеши» или самостоятельности, которая заключалась в бойкоте британских товаров и развитии собственных производств. Похожие идеи выдвигались и в других странах, которые образовались в результате распада колониальных империй например, в Танзании. Китай После окончания в 1950 году гражданской войны и прихода к власти Мао Цзедуна Китай оказался в положении, аналогичном тому, с которым столкнулся СССР в 1917 году.
Различные попытки опираться на собственные силы в различных сферах, от сельского хозяйства, до металлургии, в сочетании с непродуманными реформами имели довольно негативный эффект. Именно нормализация торговых отношений с США и другими странами в 1980-х привела к бурному экономическому росту страны. Северная Корея Пожалуй, наиболее показательным примером автаркии является КНДР — одно из самых закрытых поныне государств мира. Господствующая там идеология чучхе также предполагает самодостаточность экономики. Сейчас страна живет под грузом тяжелых экономических санкций, которые существенно ограничивают ввоз различных товаров.
Ментально Россия всегда готова к автаркии
Норвегия приветствовала новости о прогрессе в демаркации границы. Президент РФ Владимир Путин заявил, выступая на ПМЭФ, что Россия никогда не пойдет по пути самоизоляции автаркии, несмотря на мечтания Запада. Если описать содержание автаркии, то эту политику можно охарактеризовать как обратную той, что есть. Автаркия политическая (от греч. autarkia – самоудовлетворение) – совокупность мер и средств, используемых государственными и политико-негосударственными субъектами, направленных на обособление политических институтов в целях создания замкнутой политической. Как передавала Общественная служба новостей ранее, государственная дума приняла решение рассмотреть законопроект, согласно которому МРОТ в России должны будут повысить до 30. Европейские колониальные державы, проводившие меркантилистскую политику в XVII-XVIII веках, тоже можно отнести к ограниченным автаркиям.
Автаркия: что это - простыми словами, как проявляется
Капиталист, надевший черную рубашку, продолжал заботиться в первую очередь о собственных доходах. Основные процессы итальянской экономической жизни в 30-х годах были связаны с «битвой за автаркию». Сам термин «политика автаркии» получил распространение в середине 30-х годов, однако усилия фашистского правительства для сокращения зависимости Италии от ввоза стратегического сырья стали предприниматься значительно ранее и главным образом в промышленности. Толчком для этого послужило применение экономических санкций против Италии во время итало-абиссинской войны. По замыслу фашистских руководителей, политика автаркии должна была осуществляться путем выработки у итальянцев «автаркического духа», перестройки промышленности, направленной на достижение экономической независимости, путем сокращения импорта и увеличения экспорта. Главной целью этих усилий была подготовка к войне. Для выработки у итальянцев «автаркического духа» был мобилизован весь пропагандистский аппарат. В бесчисленных статьях, брошюрах и исследованиях доказывалась необходимость автаркии для существования государства и достижения «высших целей итальянской нации».
Однако создание «автаркического духа» оказалось чрезвычайно трудным делом. Особенно сложным было «перевоспитание» в духе «национальных задач» хозяев итальянской экономики — крупных промышленников и финансовых заправил. Время от времени на страницах итальянских газет и экономических журналов появлялись гневные обвинения в адрес крупных промышленников. Так, некто П. Капоферри в сентябре 1938 г. Однако дальше выступлений в печати дело не шло, и «автаркический дух» так и остался одним из многочисленных мифов фашистского режима. Практические мероприятия в области автаркии включали реорганизацию промышленности, максимальное использование национального сырья, а также контроль и ограничение потребления.
Весной 1937 г. Муссолини объявил, что «корпорации мобилизованы для борьбы за автаркию, а Национальный совет корпораций должен рассматриваться как генеральный штаб, возглавляющий борьбу»[179]. С этой целью в системе корпораций в октябре того же года была создана Верховная комиссия по автаркии, решения и рекомендации которой передавались непосредственно в государственные органы[180]. В эту комиссию вошли представители крупнейших монополистических групп финансового и промышленного капитала, именовавшиеся «специалистами по отраслям». Предполагалось, что автаркическая комиссия совместно с корпорациями объединит отраслевые программы в «генеральный план национальной автаркии». В действительности такого плана не было создано до самого начала войны. Верховная комиссия по автаркии оказывала влияние на регулирование капиталовложений, ведала распределением импортного сырья и дефицитной электроэнергии.
Регулирование капиталовложений осуществлялось главным образом выдачей корпоративными органами лицензий на постройку новых предприятий и расширение уже существовавших. Лицензии выдавались таким образом, чтобы сократить приток капиталов в отрасли, не имевшие военного значения. Большую роль в перестройке промышленности стали играть государственные и полугосударственные концерны. Полугосударственные организации создавались выпуском гарантированных государством акций, половина которых принадлежала государству, а другая — частным пайщикам, в роли которых выступали крупнейшие тресты. Эти организации, получая постоянные субсидии из казны, быстро крепли, расширяли сферу своей деятельности и превращались в монополистов в своей отрасли. Важнейшим военно-автаркическим комплексом был Институт промышленной реконструкции — ИРИ, государственный финансовый орган, созданный в годы экономического кризиса. После начала автаркической кампании на него была возложена реорганизация металлургической и машиностроительной промышленности путем финансирования предприятий этой отрасли.
Контроль ИРИ простирался на весьма широкие сферы промышленного и финансового капитала. Он оказывал влияние на деятельность таких банков, как Коммерческий, Кредитный и Римский, финансировал металлургическую и судостроительную промышленность, участвовал в производстве синтетического каучука и целлюлозы, руководил транспортными компаниями и постройкой сети гостиниц. Наряду с ИРИ и его филиалами начали возникать другие государственные и полугосударственные объединения — к началу войны их насчитывалось около 30. Практические результаты усилий фашистского правительства по увеличению добычи и производства стратегического сырья оказались весьма незначительными. Разработка залежей медных руд, создание ряда новых отраслей промышленности и производство заменителей требовали колоссальных материальных затрат. Горючее, вырабатывавшееся на итальянских нефтеперегонных заводах, обходилось в 4—5 раз дороже импортного бензина, искусственный хлопок стоил минимум втрое больше натурального, а синтетический каучук — более чем в 4 раза. Примерно такое же положение наблюдалось и в металлургической промышленности.
На практике это предполагает, что подавляющая часть товаров и услуг производятся внутри страны, а не импортируются из-за рубежа. В научный оборот это понятие было введено немецким экономистом Фридрихом Листом, который в своей книге «Национальная система политической экономии» настаивал — вся экономика подчинена исключительно потребностям страны. Это отчасти было продолжением идей немецких философов Георга Фридриха Гегеля и Иоганна Готлиба Фихте, призывавших к созданию сильного государства и централизованного правительства, которое регулировало или полностью управляло бы внешней торговлей. Суть экономической автаркии По сути своей идея автаркии является крайней формой протекционистской политики, которая была важной составляющей меркантилистских доктрин, популярных в XVI—XVIII веках.
Государства стремились защитить свои экономики от влияния соседей и вводили различные меры вроде заградительных пошлин для ограничения потока иностранных товаров и одновременного развития собственной промышленности и других сфер экономики. Но уже в XIX веке протекционизм стал уступать идее «свободной торговли», то есть открытости и взаимопроникновения экономик разных стран, которую продвигали экономисты Адам Смит и Давид Рикардо. Концепция автаркии вновь становится популярной с началом Первой мировой войны и в последующие десятилетия. Опыт крупномасштабной и затяжной войны стал для многих интеллектуалов и политиков сигналом к тому, что отсутствие производства ряда важнейших товаров внутри страны и зависимость от их импорта из других государств может поставить их в тяжелое положение, поэтому следует стараться максимально опираться на собственное развитие экономики.
Социальная экономика От Афин до Вашингтона: как изменились санкции за последние 2 тысячи лет Автаркия в истории На протяжении XX века целый ряд государств стремились реализовать на практике идеи экономической независимости и автаркического развития, однако достичь цели полной самодостаточности не смогло ни одно из них. СССР После революции 1917 года правительство Советской России оказалось в изоляции, потому что соседние капиталистические страны отказывались признавать новый режим и боялись распространения социалистических идей. Аналогично и национализация большевиками предприятий, находившихся в иностранной собственности, привела к подрыву торговых и других внешнеэкономических связей. По этой причине первоначальный этап так называемого «военного коммунизма», характеризовавшийся голодом и разрухой Гражданской войны, имел в себе автаркические оттенки.
Но уже в 1920-х в рамках Новой экономической политики НЭП экономика была либерализована. Теперь иностранные компании могли участвовать в концессиях на разработку ряда месторождений, американские и европейские специалисты принимали активное участие в программе индустриализации, а СССР активно закупал промышленное оборудование и продавал свое сырье за границу. Только после периода относительной открытости в рамках 1-й пятилетки 1928—1932 годы СССР попытался вновь перейти к автаркии во время 2-го пятилетнего плана 1933—1937 годы. Но даже тогда СССР оставался важным торговым партнером для союзных ему стран Варшавского договора и ряда государств Третьего мира.
Кроме того, строительство ряда трубопроводов в Европу и последующая за этим торговля нефтью и газом началась в 1960-х годах. Италия и Германия Готовясь к войне в Европе, Третий Рейх и фашистская Италия также пытались сделать свои экономики более самодостаточными.
В связи с этим многие страны делают ставку на сближение экономик на уровне региональных групп стран при одновременном наращивании экономической независимости от прочих стран мира. По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольги Карповой, автаркию как форму проявления внешнеэкономической политики государства не стоит рассматривать в негативном контексте.
Ей присущи такие преимущества, как: независимость от мировых экономических кризисов, а также процессов и тенденций, характерных спадам экономических циклов; экономическая устойчивость в случае изоляции государства по политическим причинам; отсутствие перебоев поставок импортных товаров; неподверженность курса национального платёжного средства внешним изменениям и проч. При этом на современном этапе развития возможно эффективное применение некоторых принципов автаркии в рамках интеграционных объединений стран, обладающих различными факторами производства.
Обсудить Редактировать статью Автаркия - понятие неоднозначное. Что же оно означает на самом деле и насколько актуально для современного мира? Давайте разберемся. В статье разбирается суть понятия "автаркия" - полной или частичной экономической самодостаточности страны. Обсуждаются доводы сторонников и критиков автаркии, ее влияние на экономический рост и геополитическое положение. В экономический оборот это понятие ввел немецкий экономист Фридрих Лист.
Он трактовал автаркию как систему, при которой вся экономика страны подчинена исключительно собственным нуждам и интересам. Сегодня под автаркией понимают состояние максимальной экономической самодостаточности государства, когда подавляющая часть необходимых товаров и услуг производится и потребляется внутри страны. Различают абсолютную автаркию - полное отсутствие внешней торговли и замкнутость экономики, и относительную автаркию - лишь частичную самообеспеченность за счет собственных ресурсов. История возникновения идеи автаркии Идея экономической независимости государства берет свое начало еще в эпоху меркантилизма в Европе 16-18 веков. Тогда страны стремились защитить свои экономики от иностранной конкуренции при помощи различных ограничений. В 19 веке немецкие философы Гегель и Фихте призывали к созданию сильного централизованного государства, регулирующего внешнюю торговлю. Новую популярность идеи автаркии обрели после Первой мировой войны - тяжелый опыт военного времени заставил многих задуматься о зависимости стран от импорта жизненно необходимых товаров. Примеры попыток автаркии в 20 веке Советский Союз неоднократно экспериментировал с разной степенью открытости экономики: Период "военного коммунизма" после 1917 года.
Относительная свободная торговля в рамках НЭПа в 1920-х годах. Попытка автаркии во 2-й пятилетке в 1930-х. Значительная роль ленд-лиза в годы Второй мировой войны. Нефтегазовый экспорт с 1960-х годов. Нацистская Германия и фашистская Италия в преддверии Второй мировой войны также взяли курс на автаркию, рассчитывая таким образом решить проблему нехватки стратегически важных ресурсов. После обретения независимости от Великобритании в 1947 году Индия начала проводить политику "свадеши" - отказа от британских товаров и развития собственной промышленности. В Китае идеи экономической самодостаточности приобрели популярность после победы коммунистов во главе с Мао Цзэдуном в гражданской войне. Однако лишь открытие экономики в 1980-х годах принесло стране быстрый рост.
Наиболее последовательную политику автаркии в наши дни проводит Северная Корея. Официальная идеология чучхе призывает опираться исключительно на собственные силы.
ЦБ РФ предупредил о негативных последствиях автаркии в России
КНР по-прежнему крупнейший производитель готовых металлов, но сырье все чаще приходит из-за рубежа. Поэтому демагоги, рассуждающие о союзе Китая и России, тем более о необходимости для России стать китайским вассалом, должны четко понимать: никакой могучей восточной автаркии не существует. Если завтра Вашингтон введет эмбарго на поставки с малоизвестного обывателю месторождения Маунтин-пасс в калифорнийском округе Сан-Бернардино, то все предыдущие «торговые войны» покажутся Пекину детскими играми. Поэтому китайцы так осторожно ведут себя в международных вопросах. Поэтому, несмотря на отдельные жесты, они вряд ли будут оказывать какую-то существенную помощь РФ или же поддерживать амбиции нынешнего его руководства.
У них сейчас совсем иные приоритеты.
В России, где со времен М. Горбачева процессы в образования оказались сознательно интегрированным в глобализацию достаточно привести примеры того, как представители фонда Сороса возглавляли и, до настоящего времени, возглавляют некоторые институты , этот процесс исключительно болезнен потому, что непосредственно касается многих ученых и преподавателей, особенно наиболее престижных школ и университетов. Его смысл в том, что силовые но не военные средства и меры политики глобализации стали более эффективными, чем просто военные. Военные интервенции в последние десятилетия не просто не приводили к этим результатам, но и, по сути, противоречили главным целям американской внешней политики. Именно поэтому Байден в период президентства меняет подход и «инструмент демократизации».
Отказывается от страха военной угрозы в пользу самого эффективного в истории стимула — соблазна. Прежде всего, достижениями глобализации. Соединенные Штаты возвращаются к классической концепции мягкой силы — будут «демократизировать» режимы не бомбами, а через экономическое, идеологическое и культурное влияние. Влияние, с помощью которого они, напомним, взяли под контроль Восточную Европу, ряд государств постсоветского пространства, часть Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Так, многочисленные ошибки США в Афганистане носили преимущественно военный характер. Специальный представитель США в этой стране Дж.
Доббинс вычленил, например, некоторые из них, имеющие для понимания корректив в американской стратегии большое значение: «Население Афганистана было значительно больше, чем население любой другой страны, участвовавшей в интервенции США после Второй мировой войны: в 2001 году в Афганистане было почти вдвое больше людей, чем в Южном Вьетнаме во время войны. Как правило, соотношение численности войск и населения является важным фактором, определяющим успех операции по стабилизации. За два года до вторжения в Афганистан, в 1999 году, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО развернули 50 000 военнослужащих для стабилизации Косово, страны с населением 1,9 млн человек. Население Афганистана в 2001 году составляло 21,6 млн. На земле просто не хватило американских ботинок, чтобы обезопасить страну, захваченную Соединенными Штатами. Одна из причин относительно небольшого развертывания заключалась в том, что администрация Буша не намеревалась, чтобы американские силы брали на себя обязанности по поддержанию мира или общественной безопасности — скорее, они сосредоточились исключительно на отслеживании остаточных элементов Аль-Каиды за счет фундаментальной безопасности, необходимой для создания рабочего состояния государства.
Администрация Буша также пренебрегла выделением необходимых финансовых ресурсов для стабилизации ситуации в Афганистане. В Боснии Соединенные Штаты и другие доноры предоставили экономическую помощь в размере 1600 долл. Сопоставимая цифра в Афганистане составила 50 долл. Администрация Буша допустила и другие критические ошибки, ограничивавшие возможность успешной стабилизации. На начальном этапе не было никаких существенных усилий по созданию национальной афганской армии или полиция, которая оставила безопасность в руках хищных местных полевых командиров и затруднила противостояние возвращающимся боевикам Талибана. Не было единой точки руководства международными усилиями по восстановлению, которым, следовательно, не хватало согласованности.
И, что, пожалуй, наиболее важно, официальным лицам США потребовалось несколько лет, чтобы понять, что, хотя Пакистан отказался от поддержки правительства Талибана, он не отказался от Талибана как организации. После того, как они были изгнаны из Афганистана, руководство Талибана и оставшиеся члены группировки получили убежище в Пакистане, где они выздоравливали, переквалифицировались, пополняли запасы и позже возобновили повстанческое движение в Афганистане. Учитывая эти просчеты, шансы на успех в Афганистане к началу 2003 года значительно снизились. А затем, конечно же, администрация Буша вторглась в Ирак, страну размером с Афганистан, с еще большим количеством внутренних конфликтов и с еще более враждебными соседями, где Буш и его официальные лица также недооценили масштабы постконфликтной стабилизации и восстановления, которые им предстоит предпринять. Жестокое сопротивление вторжению США материализовалось в Ираке намного быстрее, и к тому времени, когда талибы вновь превратились в серьезную угрозу в Афганистане, силы США находились там под серьезным давлением. Так продолжалось на протяжении всего времени пребывания Буша у власти, что ограничивало способность Соединенных Штатов стабилизировать ситуацию в Афганистане и позволяло талибам восстановить там плацдармы.
Неспособность ограничить возрождение талибов и создать институциональный потенциал в Афганистане отнюдь не была неизбежной. Если бы Соединенные Штаты выделили ресурсы, необходимые для стабилизации и восстановления в стране такого размера и расположения, как Афганистан, у них было бы больше шансов покинуть страну изящно, с функционирующим государством. Но в конечном итоге ранние невынужденные ошибки Вашингтона создали ситуацию, в которой он оказался перед выбором не между победой или поражением, а между проигрышем или не проигрышем.
Но Сокольников превращает эту нужду в принцип, в теорию, в перспективу развития. Я говорил в докладе о двух основных, руководящих, генеральных линиях по построению нашего хозяйства.
Я говорил об этом для того, чтобы выяснить вопрос о путях обеспечения нашей стране самостоятельного хозяйственного развития в обстановке капиталистического окружения. Я говорил в докладе о нашей генеральной линии, о нашей перспективе, в том смысле, чтобы страну нашу превратить из аграрной в индустриальную… Если мы застрянем на той ступени развития, на которой нам приходится ввозить оборудование и машины, а не производить их собственными силами, то мы не можем быть гарантированы от превращения нашей страны в придаток капиталистической системы. Именно поэтому мы должны держать курс на развитие у нас производства средств производства... Превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими силами необходимое оборудование — вот в чем суть, основа нашей генеральной линии. Мы должны поставить дело так, чтобы помыслы и стремления хозяйственников были направлены в эту именно сторону, в сторону превращения нашей страны из страны, ввозящей оборудование, в страну, производящую это оборудование.
Ибо в этом основная гарантия того, что наша страна не будет превращена в придаток капиталистической системы». О необходимости перехода России к автаркической модели экономики говорили и писали еще до революции: Сергей Федорович Шарапов 1855-1911 ; Дмитрий Иванович Менделеев 1834-1907 ; Лев Александрович Тихомиров 1852-1923 ; Георгий Васильевич Бутми 1856-1919 ; Александр Дмитриевич Нечволодов 1864-1938 и другие. Остановлюсь на Л. Идеи перехода к экономической автаркии и переориентации с внешнего на внутренний рынок содержатся в его работах: «Земля и фабрика» 1899 г. Тихомиров пишет, что есть несколько стран, которые очень заинтересованы в развитии мирового рынка и втягивании в него всех остальных с превращением последних в объекты постоянной эксплуатации через механизмы внешней торговли.
Здесь Тихомиров в первую очередь называет Англию: «Некоторые государства с малой природной территорией решают вопрос своей экономической политики высоким развитием обрабатывающей промышленности, добывая все остальное им нужное торговым обменом. Высочайший тип этого рода представляет Англия. Для такой экономической политики требуется в особенной степени обширные, надежные рынки, в связи с чем становится необходима колониальная политика как для выселения избытка жителей, так и для обеспечения рынков. Этот способ экономики дает огромные выгоды, но лишь при условии, что данная страна имеет слабых конкурентов». Понятно, что развитые страны, которые активно развивают свой экспорт, также активно наращивают и импорт.
Зависимость от внешней торговли растет как у стран «богатого Севера», так и стран «бедного Юга».
Однако предложения о введении налога на потребление вместо налогов на доход должны в первую очередь усилить государства с высоким уровнем потребления, в то время как страны с низким уровнем потребления будут недополучать налоги. Таким образом, международные корпорации смогут производить во Вьетнаме или Бангладеш, а налоги платить в США или Германии. Страны, предоставляющие льготы для развития национальной промышленности, потеряют интерес к выдаче таких льгот, так как налоги будут оседать в другом месте. Введение всемирного налога на потребление направлено в первую очередь на поддержку существующих крупнейших корпораций и консервацию мирового порядка, несмотря на разговоры о равноправии и развитии. Наряду с поддержкой крупнейших корпораций такой налог станет отрицательным стимулом для переноса производства в страны с более дешевыми факторами производства, сохранив, таким образом, рабочие места в развитых странах. К аналогичному результату приведет создание равных условий для трудящихся в развитых и развивающихся странах.
Практически это означает попытку уравнять издержки, связанные с трудозатратами в странах, где явно наблюдается сокращение трудоспособного народонаселения, со странами, обладающими избыточными человеческими ресурсами. Ни один свободный рынок так не функционирует, цены всегда снижаются при увеличении предложения, однако привилегированные страны настаивают на сохранении цен и таким образом отказывают непривилегированным странам в реализации преимуществ, связанных с их ресурсной базой, в том числе трудовой. Навязывая равные условия для трудящихся, развитые страны активно стимулируют миграцию наиболее квалифицированной, способной и предприимчивой части населения к себе, одновременно беря на себя роль судьи, определяя, достоин ли человек быть допущенным в развитое общество. Это никоим образом не коррелирует с требованиями свободы торговли, в том числе и свободы торговли собственной рабочей силой. Скорее, речь в данном случае идет о защите внутреннего рынка труда, протекционизме и ограниченной автаркии. Все большее число стран с теми или иными оговорками вынуждены перейти к протекционизму и автаркии. На смену наивной и прямолинейной оптимизации приходит осознание необходимости сохранять резервные мощности, ресурсы.
Избыточность таких резервов равноценна страховке, и ее очевидные издержки связаны с затратами на сохранение работоспособности всей экономической системы, которая в условиях глобальной зависимости может оказаться легко уязвима. Как показывает история природных объектов, в полном соответствии с концепцией видовой плотности большие популяции делаются еще больше за счет мелких. Так, на маленьких островах больше видов флоры и фауны на квадратный метр, чем на островах покрупнее. Аналогичным образом и в человеческом обществе глобализация ведет к уничтожению традиционных ремесел, культур, социальных отношений, деградации и исчезновению национальной культуры и науки. С другой стороны, сохранение национальной науки и культуры также ведет к сокращению экспортного потенциала страны, ведь издержки содержания науки и культуры ложатся на всю экономику, а национальный культурный и научный продукт зачастую затруднительно экспортировать, его потребление ограничено национальными, языковыми границами. Страны, достигшие определенной степени благосостояния и не стесненные идеологическими рамками, вместо закупки иностранного продукта, начинают активно продвигать и развивать собственное производство культурных и научных ценностей, также сокращая международный спрос на такие ценности у традиционных поставщиков. Однако одна из основных характеристик истории — изменчивость.
Задачей науки является не поиск средства Макропулоса для сохранения стабильности, а изучение и определение новых возможностей для обеспечения победы в конкурентной борьбе наций и регионов. Непредвиденные последствия пандемии коронавируса как стимула для автаркии От начавшегося в результате пандемии кризиса мы можем ожидать экономические и социально-политические последствия, аналогичные тем, которые произвела Великая депрессия — усиление национализма, протекционизма и автаркических тенденций. Несмотря на разговоры о международном сотрудничестве, общая угроза необязательно сплачивает. Особенно это имеет место в том случае, если размер выгод и издержек не распределяется равномерно среди участников процесса. Развивающаяся конкуренция в погоне за вакциной от COVID-19 является ярким примером отказа от сотрудничества в пользу получения наибольших выгод от изобретения вакцины. Одновременно можно ожидать закрытия части рынков для производителей вакцин тех или иных стран, как это сейчас происходит с лекарствами от коронавируса, использование которых обусловлено зачастую не эффективностью, а наличием национального производителя или промоутера. Как и после Великой депрессии, возрастает уровень недоверия между странами и производителями.
Закрытие производств в отдельных странах показало уязвимость производственных цепочек, зависящих от разного национального регулирования и транспортных издержек. Осознание уязвимости ведет к созданию дублирующих или резервных мощностей, увеличивая расходы и снижая экономическую эффективность вне кризисных состояний, одновременно стимулируя отказ от свободы торговли и создание барьеров для конкурирующих товаров. Социальное дистанцирование подразумевает, что каждый не может полагаться на другого в плане обеспечения общей безопасности. Последствия этой психологической травмы в том, что любой предпочтет как на личном уровне, так и на уровне своего бизнеса, отдельной страны обеспечить себя всем необходимым. Это может привести к всплеску слияний и поглощений и созданию конгломератов. Одновременно в рамках отдельных стран способна возобладать точка зрения, что значительная часть чувствительной инфраструктуры и производства чувствительных товаров должны находиться внутри страны, чтобы избежать рисков, связанных с остановкой производства или поставок. Вероятно, мы можем стать свидетелями глобального изменения парадигмы: от идеала свободной торговли в рамках союза равных независимых государств к практической регионализации и раздробленности больших государств и образований, продолжению и интенсификации процессов децентрализации и демонополизации, начавшихся еще до коронавируса.
Мы являемся свидетелями обострения регионализации крупных государств — в соседних регионах оказываются различные условия карантина, выхода из него и ведения бизнеса, что оказывает мощное влияние на социально-политическую и экономическую активность населения и ведет к все более активному проявлению автаркических тенденций. Социальное дистанцирование подразумевает сокращение интенсивности социальных контактов и, соответственно, взаимодействия между представителями различных страт населения. Это, в свою очередь, ведет к закреплению новой кастовости отношений, недопущению новичков в уже закрепленные сферы, сокращению количества и качества социальных лифтов и переходу к неофеодализму с кастовой структурой разделенного общества. Остановка транспортных коммуникаций и сокращение передвижений приведут к сокращению мобильности населения еще один довод в пользу автаркии и снижению потребления энергоресурсов транспортом сокращение торговли. Заключение Признание того, что автаркия, протекционизм — это нормально и нам предстоит жить в этой новой, более автаркической нормальности, является свидетельством взросления экономической науки и человечества. В определенном смысле отношение общества к автаркии сходно с отношением к гомосексуализму — в какой-то исторический период стало правильным отрицать существование этого явления, поставить его вне закона, преследовать его всеми возможными средствами, рассматривать как отклонение или извращение, но его биологическая обусловленность и существование на протяжении всей истории человечества не могли не взять верх над искусственно созданными идеологическими конструкциями. Поэтому приходится признать объективное существование стремления к автаркии как экономической самообеспеченности этноса, государства или региона как естественный путь развития, и уже рассматривать свободу торговли как возможность расширить экономический потенциал в тех областях, где достижение самообеспеченности неразумно или отрицательно влияет на социальную среду и долгосрочные перспективы.
Необходимо понимание, какой цели служит каждая из концепций — автаркия и свобода торговли — и насколько обе они укоренены в экономической активности человечества и в психологии человека. С одной стороны, инициативность и заинтересованность в получении дополнительных выгод за счет имеющихся ресурсов. С другой — потребность в безопасности жизнедеятельности и собственного обеспечения ключевых потребностей для свободы принятия решений и независимого функционирования при любом развитии ситуации. Ни один из этих принципов не может функционировать самостоятельно, независимо от другого [40] Torkanovskiy, 2019. Опираясь на объективный экономический анализ, без идеологических ограничений нам в Российской Федерации следует определить, какая экономическая политика нам требуется и адекватна текущему состоянию народного хозяйства, каковы будут ее социально-политические последствия и кто, какие классы, страты населения, в том числе и в количественном разрезе, являются основными интересантами в сохранении статус-кво или изменении ситуации. Экономика Российской Федерации, оставаясь одной из крупнейших и наиболее обеспеченных собственными ресурсами на планете, сохраняет свою привлекательность для многих мировых и транснациональных акторов. Необходимость определения приоритетов национального развития становится в этой связи не только потребностью, но и сутью сохранения государства.
Источники: Gans, J. Economics in the Age of Covid-19. Полтерович В. Cпасение от коронавируса может невольно вызвать резкий рост смертности. Успенский В. Национальная самодостаточность: актуальны ли еще предложения Дж. Ильюхов А.
Бурцева Т. Пелих С. Брагинская Н. Mises, Ludwig von. Money, Method and the Market Process. Selected by Margit von Mises and edited with an introduction by Richard M. Knox, MacGregor.
Evans, Richard J..
Завершение строительства «корпоративного государства» и политика автаркии
Тогда «автаркия» станет единственным вариантом экономического развития. Эксперты высказались о том, готова ли Россия к культурно-хозяйственной автаркии. политика. 2. Отправить донат. О последствиях финансовой автаркии предупреждала и глава регулятора Эльвира Набиуллина.
Что такое автаркия и стоит ли к ней стремиться
Если описать содержание автаркии, то эту политику можно охарактеризовать как обратную той, что есть. Но мы никогда не пойдём по пути самоизоляции и автаркии, как я уже неоднократно об этом говорил. Как передавала Общественная служба новостей ранее, государственная дума приняла решение рассмотреть законопроект, согласно которому МРОТ в России должны будут повысить до 30.