Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах. были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время. Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота.
Прекрасное ужасное советское воспитание
Но при этом в наследство от того времени нам достались и весьма сомнительные установки, которые в современном мире вызывают недоумение. Часть родителей продолжает транслировать их своим детям, совершенно не задумываясь о том, зачем и почему они это делают — просто так привычно, удобно, понятно. Мы в AdMe. Поэтому многие до сих пор предпочитают промолчать, чтобы не сказать что-то не то, или отказаться от своей мечты, боясь попасть впросак. Я училась на 4 и 5, причем 5 было больше.
Училась сама, никто не сидел со мной за уроками. Но как мне это давалось! Пятерки должны были быть всегда! Я, рыдая, переписывала по 3 раза домашку, если вдруг ошиблась — зачеркивать было нельзя.
До сих пор помню эту мамину фразу: «А почему не 5? Детям никогда так не говорю. Может, это только мои заморочки и дети этого не оценят, но это мне надо. У меня сын учился в английской школе.
На его примере я поняла, какая разница в обучении между нашими системами. Для них ошибки — это опыт, а для нас — поражение. Поэтому здесь многие дети боятся задавать вопросы в процессе обучения, боятся, что их сочтут глупыми, боятся издевок от более успешных учеников. А что потом?
Недостаток знаний, а то и тотальное отвращение к познанию как таковому. На обед обязательно есть суп. Многие считают супы полезными априори, даже если в них полкастрюли поджарки, масла и жирного мяса с картошкой. На обед было обязательно есть борщ или суп.
Типа: «Желудок не справится с едой. Жиденькое есть обязательно. Так ему будет легче все переварить». Другая еда на обед была редкостью.
Я не стала у мамы и бабушки спрашивать, как питаются и, более того, еще живы люди в других странах. Наваристые, на косточке да с сальцом! Не могу без них — каждую неделю варю кастрюлю. Насколько знаю, концепция правильного питания наши супы к разряду полезных не причисляет полезнее, мол, мясные бульоны без всего, овощные супы и крем-супы , но это так вкусно!
На самом деле разумные комплименты формируют правильную самооценку и во многом определяют то, насколько человек будет уверен в своих силах, способностях и умениях. С низкой самооценкой, упорно не замечая количества вздыхавших по мне парней... О таких говорят: «Не красавица, но симпатичная». Сколько раз я слышала от нее что-то вроде «Ненавижу свое тело!
Да, родители хотели как лучше, говорили, где нужно над собой работать, чтобы стать «хоть немного красивее». И она работала, изнуряла себя диетами заработав проблемы с желудком и поджелудочной. А затем уехала в другую страну жить. Спрашиваю, как ей там, и первое, что слышу: «Я тут красавица!
Меня тут все считают красивой! Как она похорошела! Все так же «при теле», но это приятные аппетитные формы, а лицо просто сияет. А все потому, что ей изо дня в день говорят, что она красавица!
Она научилась любить и принимать себя и реально расцвела. Поэтому наши мамы и бабушки кипятили белье, а потом часами стояли у гладильной доски. Сегодня таких проблем в большинстве семей уже нет, а привычка гладить все — от постельного белья до носков — у многих осталась. Мы с сестрой после стирки гладили свои трусы и майки.
Какие ошибки советской идеологии мешают жить современным взрослым, рассказываем в нашем материале. Стыд Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации. Стыдить было принято не только в семьях, но и в школах, а также различных кружках, в которых воспитательную функцию брали на себя ровесники провинившегося ребенка. Мало того, что зачастую порицанию мальчиков и девочек подвергали публично, прямо на глазах у товарищей и старших наставников, так еще и повод для этой "экзекуции" мог в действительности быть абсолютно несерьезным. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда учителя буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо. В результате серьезная травма наносилась не только психике жертвы, но и детям, наблюдающим за этим процессом: выросши, такие обиженные жизнью личности до старости ощущают себя "грязными", униженными и беззащитными. Насилие Немало историй рассказывают бывшие советские дети и о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку.
Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку. Современные психологи утверждают: битье блокирует развитие когнитивных способностей ребенка, подавляет интеллект и интерес к жизни, а также разрывает на корню связь между ним и его старшими членами семьи.
Детские песни, лучше которых до сих пор нет, — всё также были написаны в советские годы. И вроде бы многие были рады отказаться от единственной давлеющей коммунистической идеологии, импортированной из-за рубежа напомню, что Маркс и Энгельс были немцами. Но ведь будучи посеянными в русскую почву, эти идеи всё равно получили самобытность.
Где произошёл тот перелом, когда железнодорожный состав государства под названием СССР отправился на путь в пропасть? Когда люди перестали верить в будущее, которое строили. В 80-ые годы, когда СССР уже был поражён плесенью либерализма и западничества, даже появился такой вот диссидентский анекдот: На первомайской демонстрации колонна глубоких стариков несёт плакат: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». К ним подбегает некто в штатском: — Вы что, издеваетесь? Когда вы были детьми, товарищ Сталин ещё не родился!
Нет ничего необычного в том, что после школьных занятий можно увидеть учительницу, окруженную болтающими детишками, которые пришли на спектакль, концерт, цирковое представление или же просто пошли на коллективную прогулку… Хотя, конечно, имеются исключения, отношения между детьми и учителями в СССР можно охарактеризовать как дружеское уважение». Особенно восхитил профессора праздник 1 сентября, во время которого дети дарили цветы учителям, а утром по улицам шествовали аккуратно одетые дети с букетами цветов в руках. Дружелюбное отношение к преподавателям и их воспитанникам доминировало в атмосфере советского общества. Американский профессор обнаруживал теплое отношение к детям из личного опыта.
Не раз случайные прохожие на улице улыбались его сыну, а порой предлагали свои советы родителям, как следует заботиться об их ребенке. Советы были непрошенными и не всегда удачными, но они шли от чистого сердца. Порой теплота чувств, которые испытывали прохожие к ребенку, поражала профессора, привыкшего к сдержанному поведению людей на городских улицах США. Профессор вспомнил, как однажды, гуляя по улице, он с женой и своим двухлетним сынишкой встретил группу подростков.
К удивлению профессора, они подбежали к их отпрыску со словами: «Вот так малыш! Бронфенбреннер был уверен, что, если бы подобное случилось в США, подростков бы повели к психиатру. Но к этому времени Бронфенбеннер уже осознал, что в Советской стране царит атмосфера, отличная от той, в которой он привык жить и работать. Чем был озабочен профессор?
Как настоящий американец, Ури Бронфенбреннер дотошно собирал информацию для практических целей. Разумеется, профессор не думал о том, что американские детишки будут соблюдать пять правил октябрят и десять заповедей пионеров. Он не думал, что когда-нибудь американские педагоги будут ласково разговаривать со своими учениками. Он не представлял себе, что незнакомые американцы будут подбегать к детям и умильно обнимать их.
Однако опыт воспитания советских детей убеждал Бронфенбреннера в том, что советские дети являются более прилежными учениками и становятся более надежными гражданами своей страны, потому что с первых лет их жизни им показывают, что такое хорошо, на убедительных примерах. Профессор привел много психологических экспериментов, которые свидетельствовали о том, что дети и подростки «заражаются» положительными примерами гораздо охотнее, чем отрицательными. Профессор хотел, чтобы американцы внимательно изучили советский пример для решения проблем молодежи своей страны, которые стали острыми к началу 70-х годов. Беби-бум, начавшийся в США после 1945 года, означал резкий рост деторождения.
Великий кризис, поразивший США с конца 1929 года, а затем Вторая мировая война привели к тому, что американцы не спешили обзаводиться семьями. Лишь после того, как воцарился мир, а экономика стабилизировалась, количество браков, а затем и деторождений резко возросло. Ориентированная на новых потребителей американская промышленность увеличивала производство товаров для детей, а потом и подростков, старательно разжигая в юных жителях страны потребительские потребности в нужных и не обязательно нужных продуктах. Детство и юность детей беби-бума совпали со временем распространения в США телевидения.
От двух до пяти лет средний американский ребенок успевал просмотреть 5 тысяч часов телепередач. Дети поглощали бесконечные телесериалы и телерекламу. Социолог Лэндон Джоунс писал, что дети беби-бума сначала выучивали слово «стиральный порошок», а уже потом «папа» и «мама». Ури Бронфенбреннер считал телесериалы и телерекламу важнейшими орудиями разрушения сознания американской молодежи.
Стараясь ублажить своих долгожданных чад, заряженных призывами телерекламы, их родители нередко трудились на двух работах или сверхурочно. Подсчеты показывали: средний американский отец в 60-х годах тратил в среднем около 10 минут в день на общение со своими детьми. Чтобы заставить матерей трущобного Гарлема проявлять внимание к своим детям, социальные работники приплачивали матерям за то, чтобы они читали своим детям книжки. Но немалая часть детей оставалась без внимания и без надзора.
Журнал «Ридерс дайджест» в августе 1982 года сообщал о том, что ежегодно в США пропадает бесследно до 100 тысяч детей и подростков. Устаревшая система образования США предоставляла детям облегченное образование, но и эти упрощенные программы все хуже осваивались школьниками. Начиная с 1963 года в американских школах наблюдалось неуклонное падение средних оценок в ходе прохождения так называемого теста школьных навыков, позволявшего оценить уровень владения речью, письмом, математикой. Чтобы поступить в вузы, абитуриенты были вынуждены проходить специальные дополнительные курсы.
Не слишком обременительная школьная учеба сочеталась с отсутствием в США системы воспитания подраставшего поколения. Оставленные без внимания родителей и школьных преподавателей дети и подростки объединялись в неформальные группы. Вожаками таких групп нередко становились ребята с асоциальными и преступными наклонностями. По данным Национального института образования, в середине 70-х годов ежемесячно физическому насилию подвергались 282 тысячи школьников и 6 тысяч учителей.
В среде неформальных молодежных группировок быстро распространялась наркомания. Потребление наркотиков стало нормой в студенческой среде. Когда я выступал в октябре 1977 года перед студентами Университета штата Огайо, мне был задан вопрос: «Накажут ли в СССР за хранение марихуаны? Со временем проблема наркомании среди американской молодежи лишь усугубилась.
Чтобы остановить рост наркомании и преступности, американское общество, столь гордящееся своими свободами, пошло по пути расширения полицейских мер и тюремных наказаний. Бронфенбреннер подчеркивал, что воспитание молодежи в молодежных группировках — это верный путь к моральной, интеллектуальной и духовной деградации. При этом он ссылался на роман Голдинга «Повелитель мух», юные герои которого быстро дичают, оказавшись без взрослых на необитаемом острове. Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи.
По какому пути пошла Россия? Еще в ходе борьбы за установление контрреволюционного капиталистического строя «прорабы перестройки» взяли курс на поддержку неформальных молодежных групп, которые стали появляться повсюду как грибы после дождя. Телерепортеры охотно приглашали в студию молодых людей, которые требовали предоставить им помещения, финансирование, а нередко и идеологическое обеспечение. Не имея никакой ясной программы, неформалы демонстрировали свою оппозиционность ко всему советскому, чем привлекали «прорабов перестройки».
Уничтожение всего советского привело к ликвидации тех институтов, которыми восхищался американский профессор. В первые же месяцы после запрета Коммунистической партии в стране были распущены Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, пионерская и октябрятская организации. Спору нет, в этих организациях было немало устаревшего, немало формализма, который душил живые начала. Однако необходимое совершенствование детских и подростковых организаций не должно было привести к их уничтожению.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2
Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов. Детские сады выполняли и иную роль: государство контролировало воспитание всех детей в духе новой советской идеологии, причем с самого раннего возраста. Во времена СССР говорить с детьми о половом воспитании было не принято.
Воспитание детей в СССР
Это было не так, конечно, фотография относилась к середине 30-х годов, как я сейчас понимаю. На фото мне не понравилась ни Крупская, ее фотографии всегда у меня почему-то вызвали тоску, ни сама Анна Семеновна, это была мордастая девочка в буденовке. По моим тогдашним понятиям зрелая Анна Семеновна была куда приятнее. Коньком Анны Семеновны были уроки пения. Она как-то отдыхала душой в это время. К тому же, она приносила из дома аккордеон, чем не могла похвастать ни одна учительница.
И вот Анна Семеновна наяривала на аккордеоне, а мы пели. Почему-то мне кажется, что пели мы все время одну и ту же песню, видно она хотела довести наше исполнение до совершенства. Песня эта была про красного партизана, похороненного под кустом ракиты. И как доходили до этого места, то слезы текли из глаз моих, до того было жалко красного партизана. И однажды я чтобы не показывать слез учительнице отвернулся и сел боком.
Анна Семеновна в этот день была не в духе, и расценила мой поступок, как хулиганство. И тут не имеет смысла спрашивать, что в этом была такого плохого, в моем поступке. Ибо раз женщина не в духе, то логика тут ни при чем. Учительница внезапно, в разгар моих страданий по красному партизану, схватила меня за шкирку и вывела из класса. Я ошеломлен этой абсолютной несправедливостью, жуткая и пустая в коридорах школа пугает, а тут идет наш директор.
Это был настоящий «сталинский директор», такие в ту пору уже почти повывелись. Не директор, а красавец! Историк, фронтовик, огромный такой, в очках, с раскатистым голосом, по повадкам напоминал актеров в сталинских фильмах, которые играли профессоров. И вот он подходит ко мне, я в ужасе сжимаюсь, а он говорит какие-то ласковые слова, улыбается, берет меня аккуратно за руку и вводит класс. И говорит: «Анна Семеновна, посадите этого молодого человека на место».
Учительница злобно зыркнула в мою сторону, но больше в этот день не фордыбачила. Но все равно она была замечательная. Еще помню, как мы выбирали в классе начальников. Старосту, звеньевых, и прочее. Должностей был очень много.
Выборы были абсолютно демократические по советским меркам. Анна Семеновна предлагала кандидатуру, после чего мы дружно голосовали за этого товарища. И вот она раздала почти все должности и тут вспомнила про меня. И сказала, что предлагает меня сделать знаменосцем к слову, знамени у нас не было никакого, но должность была. Учительница сказала, что это должен быть достойный мальчик.
И меня выбрали в знаменосцы. Помню, как прибежал я домой и в полном восторге стал рассказывать, что я теперь не абы кто, а знаменосец. Родители порадовались за меня, но как-то деланно, почти равнодушно. Вот так с легкой руки Анны Семеновны я и иду по жизни. Кому-то достаются должности, где власть и деньги, а я знаменосец.
Когда в РФ стали вспоминать хороший опыт СССР в деле патриотического воспитания, то почему-то свели все это к учебникам истории и обществознания. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. В 20-е и 30-е годы всякий несогласный с этой системой всячески дискриминировался или просто физически уничтожался. Потом, когда внутри государства в деле воспитания не стало конкурентов, в этом направлении все равно работал огромный механизм. Но самое главное, во времена моего детства вокруг меня жили люди, уверенные, что никакой иной жизни быть не может.
Что СССР это такая же неизбежность, как смена дня ночью, как восход солнца. Это было мощнейшее внушение со стороны государства, но это была и реальная установка в головах простых людей. Скажем, то же интернационалистическое воспитание. Я не помню, чтобы со мной кто-то персонально работал на эту тему, кто-то что-то мне объяснял, но это было просто разлито в атмосфере тогдашнего СССР. Как-то урок у нас проводила пионервожатая, и она, как всякая девушка, сама верила и ждала чуда не будем уточнять какое.
И вот она нам сказала, что бы мы в тетрадке записали свои желания. Это было уже в классе пятом или шестом. И мы, захваченные ее энтузиазмом и верой в то, что чудеса бывают, стали писать. Самым главным моим желанием было желание, чтобы мне купили настоящие коньки для хоккея. Но тут я подумал, а что если мое желание действительно сбудется?
Я то буду при коньках, а ведь идет война во Вьетнаме. После недолгой внутренней борьбы, я написал, что мое главное желание, чтобы прекратилась война во Вьетнаме. Мне было горько тогда, что не получу коньки, но приятно вспомнить об этом сейчас. Я думаю, что русские националисты вырастали в последствии все-таки из таких вот идеалистично настроенных мальчиков. Он пересказывал мне дореволюционные легенды о Петре I, и о Суворове.
Я потом нигде таких историй не встречал. Как бояре затеяли заговор против Петра, а он был в курсе, как начал выбрасывать их из окна одного за другим в руки своих гвардейцев. Меня захватывали эмоции деда, я чувствовал, как он восхищается Петром и Суворовым. Всякое развитие человека начинается именно с чужих эмоций. Другой вопрос, что мы не часто отдаем себе отчет в том, что наши нынешние взгляды начались с чьих-то эмоций.
Раз человек так захвачен этим, значит, в этом что-то есть? Моему деду была интересна история России. С ней нечто случилось в 1917 году, но все равно это была Россия. И никакие красные партизаны для него героями быть не могли, ибо он реально их видел этих красных в годы гражданской войны. Это любопытная «игра разума», когда «слона» не замечают, и когда мой дед «не замечал СССР» не есть что-то свойственное лишь для конкретного человека, или конкретной эпохи.
Так жители Московской Руси в упор не видели империи Петра I. Великое нельзя выдумать из малого. Я даже ребенком чувствовал, что, имея дело с Россией, я нахожусь перед чем-то грандиозным.
Коллективная ответственность Коллективная ответственность воспитывает сознательного члена общества, который отвечает не только за себя, но и за товарищей. Пример коллективной ответственности приводит американский академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х годах в книге «Два мира детства: Дети в США и СССР», рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе: «Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена». Приучение к труду и самостоятельности Детей готовили к самостостельности с раннего возраста, они помогали старшим в домашних делах.
Социолог Лидия Окольская сравнила, какие качества родители хотели воспитать в детях в 1989 году, а какие — в 1999 году. И если в конце 80-х многие еще говорят про любовь к родине, честность и порядочность, то уже через десять лет таких становится значительно меньше. А вот умения продвинуться в карьере, думать о собственном благополучии и не упускать своего, наоборот, кажутся родителям адекватными времени. При этом в списке самых желаемых для ребенка профессий и в 1999-м лидируют типичные советские — врач, учитель, инженер, квалифицированный рабочий, говорится в исследовании советского и российского социолога и политолога Юрия Левады. В этот период больше стали думать об отношениях внутри семьи — понимали, что общество ничего не решает, и искали поддержку в близком круге. При этом родители много работали, стараясь прокормить семью, а дети часто были предоставлены себе. Выбор теорий и методик воспитания огромен. Можно растить детей по классическим трудам Януша Корчака и Антона Макаренко. Или по более современным книгам — Юлии Гиппенрейтер и Людмилы Петрановской. Ну или просто подписаться в инстаграме запрещенная в России экстремистская организация на понравившегося блогера-родителя. Часто информация противоречит друг другу, и отвечать на вопросы вроде: «Нужно ли часто брать ребенка на руки? Что происходит вне дома С 1920-х и до 1960-х. В СССР культура яслей появилась с 1937 года. Туда родители отдавали детей от двух месяцев и старше. Ребенок в ясли — мама на работу.
Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы. Чаще всего это были лагеря в ближайших пригородах. Лишь детям сотрудников крупных предприятий выпадало счастье отдохнуть на Черноморском или Азовском побережьях. Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое». Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад. В пионерских лагерях мы просыпались под звуки горна, делали утреннюю зарядку, ходили строем, пели гимн пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи…», ну и влюблялись, конечно. А потом был комсомол, в ряды которого многие представители нашего поколения так и не успели вступить. Правда, комсомольская организация была открыта только для самых достойных юных личностей. Комсомольский значок на груди означал окончательное расставание с детством. В человеке все должно быть прекрасно. Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. С малых лет нас одевали в пальтишки и шубки, в которых было трудно пошевелить руками. Рейтузы, заправленные в валенки, всегда кололись, но учили нас смиряться с неудобствами. Колготки всегда сползали и морщились на коленках. Особо аккуратные девочки подтягивали их на каждой перемене, остальные же ходили как есть. Школьная форма для девочек была из чистой шерсти. Многие не любили ее за состав ткани и за сочетание цветов, унаследованное от дореволюционной гимназической формы, но все-таки ей было присуще своеобразное обаяние. Воротнички и манжеты приходилось перешивать чуть ли не каждый день, и это учило наших мам, а потом и нас самих быстро справляться с иголкой и ниткой. Темно-синяя форма для мальчиков изготавливалась из какой-то бессмертной полусинтетической ткани. Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Выглядели они в ней не слишком элегантно, но и в этом был элемент воспитания: в мужчине — не внешность главное. Делу время, потехе час У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом.
5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться
Не могу без них — каждую неделю варю кастрюлю. Насколько знаю, концепция правильного питания наши супы к разряду полезных не причисляет полезнее, мол, мясные бульоны без всего, овощные супы и крем-супы , но это так вкусно! На самом деле разумные комплименты формируют правильную самооценку и во многом определяют то, насколько человек будет уверен в своих силах, способностях и умениях. С низкой самооценкой, упорно не замечая количества вздыхавших по мне парней... О таких говорят: «Не красавица, но симпатичная». Сколько раз я слышала от нее что-то вроде «Ненавижу свое тело! Да, родители хотели как лучше, говорили, где нужно над собой работать, чтобы стать «хоть немного красивее». И она работала, изнуряла себя диетами заработав проблемы с желудком и поджелудочной. А затем уехала в другую страну жить. Спрашиваю, как ей там, и первое, что слышу: «Я тут красавица! Меня тут все считают красивой!
Как она похорошела! Все так же «при теле», но это приятные аппетитные формы, а лицо просто сияет. А все потому, что ей изо дня в день говорят, что она красавица! Она научилась любить и принимать себя и реально расцвела. Поэтому наши мамы и бабушки кипятили белье, а потом часами стояли у гладильной доски. Сегодня таких проблем в большинстве семей уже нет, а привычка гладить все — от постельного белья до носков — у многих осталась. Мы с сестрой после стирки гладили свои трусы и майки. Синтетики тогда не было, только хлопок. Но зачем? Мама считала, что надо прогладить...
Когда я стал жить отдельно, мне утюг по назначению понадобился один раз за 5 лет, когда я на корпоратив решил надеть костюм с галстуком. А из гладильной доски получается отличная подставка под синтезатор. Обычно эти дети существуют только в воображении родителей, потому что в реальности их никто не видел. Такие сравнения, бесспорно, плохо влияют на самооценку ребенка и заставляют его чувствовать себя ненужным и плохим. Я выросла в тени дочери маминой подруги, которая все делала лучше, чем я. При этом задним числом я понимаю, что мамина подруга свою дочь просто слепо обожала и никогда ничего негативного о ней не говорила. Проблемы у дочери начались после школы во взрослой жизни, чему моя мама страшно удивлялась, ведь такой идеальный ребенок рос! Потом, много лет спустя, в разговоре с другой подругой моя мама начала восхищаться ее внуком, приговаривая при этом: «Ну какая умница — не то что наш! Мама мне потом сказала, что я ей «открыла глаза». Она сама росла с убеждением, что детей нельзя перехваливать, чтобы «не испортить».
И вдруг уже в старости поняла, что это неправильно. Она формировала негативное отношение к богатству и ставила человека перед выбором: быть хорошим, но бедным или плохим, но состоятельным. Однако в современном мире, где, например, блогер с помощью социальных сетей может за год заработать больше, чем его родители на заводе за всю жизнь, такие установки мешают видеть свои возможности и пользоваться ими. Мне всегда твердили, что большие деньги — большие проблемы и что за честный труд много не платят, зато совесть чиста. Я панически боюсь больших сумм, каких-то финансовых поощрений на работе, ведь это все «сверхприбыль», то есть не заработанное, не мое. Я ехала домой с этими купюрами в сумке, и они вызывали у меня дикий страх: с такими деньжищами надо что-то делать! В итоге дала их в долг подруге, которой не хватало на новую машину. Она возвращала по частям, и эти деньги просто растворились: ушли на продукты, коммуналку, одежду. Зато не страшно. Казалось бы, подобные методы воспитания давно ушли в прошлое как архаичные и бесполезные, однако некоторые мамы и папы до сих пор ими пользуются.
Часто наблюдаю, как медработники шутками и прибаутками пытаются завоевать детское доверие, а за дверью «яжмать» орет: «Вот не успокоишься — отдам тебя тете-доктору на эксперименты», «Не замолчишь — пойдем укол делать», «Будешь плакать — оставлю в больнице» и тому подобное. Очень досадно. Впереди «яжмать» с девочкой лет 3. Идет воспитывает на ходу.
Они выступили в поддержку поправок к закону об образовании, согласно которым из нормативной практики необходимо исключить термин «образовательная услуга».
В отличие от брата, девочка вытерла ноги перед порогом дома. Профессор включил в книгу пять правил для октябрят: «1. Октябрята — будущие пионеры.
Октябрята — прилежны, хорошо учатся, любят школу, уважают взрослых. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут. Октябрята — честные и правдивые ребята. Октябрята — хорошие друзья, читают, рисуют и весело живут». В книге были помещены фотокопии плакатов, иллюстрирующих 10 заповедей пионера. Под первым плакатом, на котором были изображены пионеры в строю под пионерским знаменем, была подпись: «Пионер чтит память тех, кто отдал жизнь в борьбе за свободу и процветание Советской Родины». Второй плакат изображал мальчика славянской внешности с красным галстуком на шее. Слева от него была девочка, похожая на китаянку, также с красным галстуком. Справа же расположился чернокожий мальчик.
У него также был красный галстук. Подпись гласила: «Пионер дружит с детьми всех стран мира». На третьем плакате пионер с мелом в руке стоял у классной доски и писал цифры арифметической задачи. Этот рисунок иллюстрировал заповедь «Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив». На четвертом плакате пионер и пионерка находились у станка и орудовали какими-то инструментами. Надпись гласила: «Пионер любит трудиться и бережет народное добро». На пятом плакате мальчик с красным галстуком читал малышу книжку, на обложке которой было написано: «Сказки». Из подписи к плакату следовало: «Пионер — хороший товарищ, заботится о младших, помогает старшим». Драматическая сценка была изображена на шестом плакате: женщина провалилась в прорубь, а пионер, держащий в руках палку, помогал ей выбраться на лед.
На плакате было написано: «Пионер растет смелым и не боится трудностей». Конфликтную ситуацию запечатлел седьмой плакат. Мальчик в школьной форме с красным галстуком что-то горячо говорил, указывая пальцем на явно смущенного одноклассника. За спиной юного оратора на стене был портрет Павлика Морозова. Подпись гласила: «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда». Бронефенбреннер вкратце рассказал историю Павлика Морозова и о том, как он и его младший брат были убиты кулаками. Полуголый мальчик весело улыбался, растирая спину полотенцем. Этот рисунок иллюстрировал восьмую пионерскую заповедь: «Пионер закаляет себя, каждый день делает физкультурную зарядку». На девятом плакате была изображена улыбающаяся пионерка, которая держала в руках белого кролика.
Слева от девочки были деревья и кусты. На плакате была надпись: «Пионер любит природу, он защитник зеленых насаждений, полезных птиц и животных». Больше всего рисунков было на десятом плакате. Помимо пионера и пионерки тут были изображены различные сценки, которые должны были проиллюстрировать десятую заповедь: «Пионер — всем пример! Коммунистическое отношение к труду и общественной собственности. Социалистический гуманизм. Советский патриотизм и пролетарский интернационализм. Понимание общественного значения образования. Упорство и инициативность в занятиях.
Укрепление своих сил в умственной деятельности совершенствование планирования собственной работы, развитие трудовых навыков, самокритика и т. Усвоение норм социалистического общежития. Хорошие манеры и соблюдение норм общественного поведения. Эстетическое восприятие природы, общественной жизни и творений искусства. Максимальное развитие физических навыков. Освоение правил личной гигиены и санитарных норм. Физкультурная подготовка и участие в спорте. Освоение навыков туризма на лоне природы». Но профессор не ограничился изучением теории, педагогических наставлений и наглядных пособий для октябрят и пионеров.
В течение нескольких лет У. Бронфенбреннер посещал ясли, детские сады, школы, учреждения внешкольной работы в городах и селах нескольких советских республик. Он присутствовал на заседаниях педсоветов и школьных уроках, на заседаниях советов пионерских отрядов и на комсомольских собраниях. То, что наблюдал профессор, было так непохоже на Америку, что он постарался как можно подробнее описать непривычные для его страны особенности воспитания советских детей. Порой профессору не хватало английских слов для того, чтобы точно охарактеризовать советские методы обращения с детьми. Профессор был вынужден написать латинскими буквами слово «воспитание», полного аналога которого нет в американской жизни. Бронфенбреннер обратил особое внимание на трудовое воспитание детей и подростков. Он рассказал, что в советских детских садах игры детей имеют целью ознакомить их с различными занятиями взрослых.
Принимать помощь от старшего товарища вовсе не возбраняется. Впрочем, главный адресат у этого плаката не младшеклассник, а старшеклассница — так демонстрировали преемственность между пионерами и октябрятами. Первые в подобных сюжетах всегда выступали в роли мудрых старших братьев и сестер. Фактически помогать младшим и старшим вменялось в обязанность прилежному обладателю красного галстука. Художники довольно часто обличали и высмеивали пороки подрастающего поколения. Разумеется, в назидательных целях. Так что встречались в агитации и грязнули, и лодыри, и хулиганы, и обманщики, и просто безразличные к нуждам окружающих школяры. Но никогда на таких персонажах не было красного галстука. Ведь пионер не мог служить дурным примером. Опрятный вид, чистое и выглаженное платье должны быть результатом собственного труда. Пионерского галстука на этом плакате мы, само собой, не видим.
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах. Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя.
В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР
Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали.