Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы. Президент Белоруссии собирается перенести свое переизбрание с 2022 года на весну 2024 года, когда в России также пройдут выборы главы государства, заявил НСН беглый политолог. В Беларуси в 2024 году впервые пройдет единый день голосования, который предусмотрен в обновленной Конституции. Предусмотрено, что он проводится в последнее воскресенье февраля. Единый день голосования на парламентских и местных выборах в Беларуси пройдет 25 февраля 2024 года, спустя два месяца состоится Всебелорусское народное собрание, а не позднее 20 июля 2025 года — выборы главы государства.
25 февраля 2024 года в Республике Беларусь пройдет единый день голосования
Досрочное голосование пройдет с 20 по 24 февраля. Проголосовать можно будет с 12. Участки работают без перерыва на обед. Избиратели получат: в Минске — по 2 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов ; в областных и районных центрах — по 3 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, а также городского или районного Совета депутатов ; в сельских населенных пунктах — минимум по 4 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, районного Совета депутатов, а также сельского или поселкового Совета депутатов.
Они же могут присутствовать на заседании органа, образующего комиссию, в состав которой они выдвинули своих представителей. К слову, перед принятием решения об образовании комиссии будут обсуждаться деловые и личные качества претендентов на работу в ней, причем если число претендентов превышает предусмотренное количество членов избирательной комиссии, по каждой кандидатуре проводится персональное голосование. Претенденты Следующий важный этап избирательной кампании — выдвижение кандидатов в депутаты, где важно обратить внимание на процедуру регистрации инициативных групп, а также на новый порядок выдвижения путем сбора подписей для местных Советов. Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей осуществляется инициативной группой в количестве не менее 10 избирателей, а кандидата в депутаты местного Совета депутатов — от 3 до 10 избирателей.
Необходимые документы для регистрации инициативной группы подаются не позднее 21 декабря. Сбор подписей для выдвижения проводится с 17 декабря по 15 января включительно. При этом претенденту на мандат Палаты представителей необходимо заручиться поддержкой не менее одной тысячи избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. Выдвиженца в местный Совет депутатов должны поддержать не менее одного процента избирателей соответствующего избирательного округа, при этом их количество не должно быть меньше 10. Еще одна важная новация: не позднее 16 декабря должно быть опубликовано в СМИ и размещено на сайте соответствующего местного исполкома решение территориального избиркома о количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата по каждому избирательному округу по выборам в соответствующий местный Совет депутатов. Напомним, в соответствии с требованиями обновленной Конституции и Избирательного кодекса кандидатами в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, а кандидатами в депутаты местных Советов, а также в делегаты ВНС — граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость.
Работайте, думайте, кто будет представлять вас в Парламенте, Всебелорусском народном собрании… Определяете достойных патриотичных людей, профессионалов. И поддерживайте их на парламентских выборах и во Всебелорусское народное собрание. Ничего я не прячу, и вам прятать нечего. Но это должны быть профессионалы, достойные люди. Чтобы люди, узнав о кандидатах, которых мы поддерживаем, не бросали нам в лицо всякие гадости. Умных, талантливых людей у нас предостаточно. При рассмотрении кадровых вопросов, 25 сентября 2023 года. Время работы избирательных участков в период досрочного голосования с 12:00 до 19:00 без перерыва в работе участковой комиссии Избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва образованы на состоявшемся вчера заседании Центральной избирательной комиссии, в работе которого принял участие Первый заместитель Главы Администрации Президента Максим Рыженков. Принятое на заседании постановление ЦИК содержит подробное описание границ каждого округа, а также их наименование, номера, число избирателей и место нахождения окружных избирательных комиссий. Документ будет опубликован на официальном сайте Центральной комиссии, а также в «СБ. Беларусь сегодня». Кроме того, ЦИК проведена работа по нанесению границ избирательных округов на публичную кадастровую карту страны. Также утверждено положение о научно-экспертном совете при ЦИК Беларуси.
В областных и районных центрах - по три бюллетеня: - по выборам депутата Палаты представителей; - по выборам депутата областного Совета депутатов; - по выборам депутата городского или районного Совета депутатов. В сельской местности - по четыре бюллетеня: - по выборам депутата Палаты представителей; - по выборам депутата областного Совета депутатов; - по выборам депутата районного Совета депутатов; - по выборам депутата сельского или поселкового Совета депутатов.
25 февраля 2024 года - Единый день голосования
Выборы станут первыми после политического кризиса, разразившегося в стране в 2020 году. Нынешняя кампания проходит на тревожном фоне. По словам президента Лукашенко, Запад по-прежнему вынашивает планы насильственной смены власти. Подробности — в материале «Известий». Что известно о выборах В Белоруссии 25 февраля пройдет единый день голосования, граждане выберут 110 депутатов Палаты представителей, а также депутатов местных советов. В качестве международных наблюдателей аккредитовано 240 человек. При этом представителей ОБСЕ не пригласили. В МИД страны объяснили, что в организации доминируют представители западных стран, которые руководствуются двойными стандартами, а внутри самой организации «нарастает враждебность и остракизм».
Кроме того, голосование станет первым после изменения избирательного законодательства. Согласно принятым год назад поправкам, в стране отменен минимальный порог явки и запрещено фотографировать бюллетени. Введены также дополнительные требования к кандидатам, запрещено в том числе иметь второе гражданство. Кроме того, ЦИК упразднил участки для голосования за рубежом. С 20 февраля избирательные участки открыты для досрочного голосования.
БАЙ были возбуждены уголовные дела, а главного редактора и генерального директора приговорили к 12 годам лишения свободы. Тысячи телеграм-каналов, чатов и сайтов были объявлены экстремистскими материалами. Не обошли стороной власти и независимые профсоюзы. Прокатившиеся в 2020 году по Беларуси волнения на предприятиях и призывы оппозиции к стачкам и забастовкам здорово напугали правящий класс. Именно выступления рабочих стали самыми результативными на протестах и приводили к ощутимым последствиям: в Жодино после волнений на БелАЗе и переговоров мэр города пообещал вывести ОМОН с улиц, после волнений на «Гродно Химволокно» и «ГродноАзот» на сайте УВД Гроднооблисполкома были опубликованы извинения, начаты разбирательства по жалобам задержанных на протестах, разрешены митинги на центральных площадях и создан Совет общественного согласия из представителей власти и оппозиции.
Независимые профсоюзы старались оставаться в стороне от этих волнений и публично не призывали к забастовкам и не пытались их организовать. В отношении руководителей профсоюза работников радиоэлектронной промышленности РЭП были возбуждены уголовные дела, а сам профсоюз был признан экстремистским формированием. Закрыты были и остальные независимые профсоюзы, а их лидеры, как, например, председатель Белорусского независимого профсоюза БНП , были вынуждены выехать из страны. Широко развернулись и репрессии против обычных граждан. Машина государственного получила собственный пропагандистский аппарат и аналоги «Радио тысячи холмов». Счет возбужденных уголовных дел за «экстремизм» идет уже на десятки тысяч: Следственный Комитет отчитался, что с 2020 по август 2022 года было возбуждено более 11000 уголовных дел о преступлениях «экстремистской направленности». Задержанные подвергаются публичным унижениям и избиениям, их квартиры громят во время обысков. Все это снимается силовиками на видео и затем выкладывается в провластных телеграм-каналах. Основные месседжи данных видео: «всех найдут», «интернет не анонимен», «раскаиваюсь в содеянном и призываю не совершать ошибок». Арсенал «политических» статей в Беларуси представлен такими статьями как 130 УК «Разжигание расовой, национальной, религиозной или иной социальной вражды или розни» чаще всего по ней судят за комментарии с критикой силовиков , 361-1 УК «Создание экстремистского формирования либо участие в нем» по ней проходят создатели и участники различных чатов, признанных экстремистскими, а также жертвы провокаций силовиков , 369 УК «Оскорбление Президента Республики Беларусь», 369-1 УК «Дискредитация Республики Беларусь» и др.
На этом фоне эмиграция из Беларуси достигла рекордных значений. С 2020 года Белстат перестал публиковать данные об эмиграции, а общее число выехавших из страны оценивается от 200 тысяч до полумиллиона человек и это при населении чуть более 9 миллионов! Таким образом, к выборам 2024 года в Беларуси было полностью зачищено не только политическое поле, но и весь третий сектор, а население было деполитизировано широкомасштабным государственным террором. Стратегия властей на выборах Является ли подобное «выжигание напалмом» частью какой-то стратегии или же просто реакцией на протесты 2020 года, которые все еще пугают руководство страны? Более вероятным представляется второй вариант, но определенный смысл для расчистки политического поля только для «своих» у властей тоже есть. Следует понимать, что депутаты всех уровней не воспринимаются властями как «представители» пусть даже формальные населения. Нет, в рамках корпоративной и отчасти фашистской логики, которая реализуется в Беларуси, выразителем воли народа является Всебелорусское народное собрание в конституции так и записано, что это «высший представительный орган народовластия» и президент согласно конституции он «олицетворяет единство народа». Депутаты, работая в округах, должны снимать «возможные точки социального напряжения» и « разъяснять приоритеты и достоинства белорусской социально-экономической модели». Сам Лукашенко сказал об этом в своем послании: «А депутаты, сенаторы… Я вас прошу: не прогибайтесь под население. Там, где нужно помочь, помогайте, требуйте.
Но там, где надо этого избирателя заставить сделать, заставьте! Чем менее они будут политизированы — тем лучше. На встрече с руководителями Администрации Президента и Совета Республики Лукашенко указал , что «нужно приложить усилия, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было в предыдущую избирательную кампанию». Институционально ничего беды не предвещает: порог явки отсутствует как на местном уровне, так и на национальном, выборы проводятся в один тур и победитель определяется простым большинством голосов, оппозиционные партии ликвидированы и для независимых кандидатов будет невероятно сложно получить место в бюллетене. Но необходимо также добиться и максимального успокоения населения по экономическим и социальным вопросам. Поэтому сейчас этим темам власти уделяют наиболее пристальное внимание, то и дело указывая на то, что «где-то дорога не заасфальтирована, где-то мусор не вывезен». Широкомасштабные репрессии и закручивание всех гаек привели к резкому росту толерантности протестно настроенных граждан к насильственным действиям. С 2020 года в Беларуси произошел ряд силовых акций, таких как сброс с дрона канистры с горючим на базу минского ОМОНа в 2020 году, поджог дома лидера Либерально-демократической партии ЛДПБ Гайдукевича, поджог дома милиционера в Волковыске, поджоги релейных шкафов в начале войны России с Украиной, подрыв российского военного самолета на авиабазе в Мачулищах. В 2021 году во время облавы на «лиц, причастных к террористической деятельности» был убит сотрудник КГБ Дмитрий Федосюк, что вызвало волну поддержки среди протестно-настроенных граждан, из-за чего белорусская милиция начала массово задерживать оставлявших комментарии в интернете. Задержали и журналиста «Комсомольской правды», написавшего статью об Андрее Зельцере, убившем Федосюка.
Формирование за пределами Беларуси военных таких как «Полк Кастуся» Калиновского в составе Интернационального легиона ВСУ и парамилитарных таких как «Посполитое рушенне» в Польше структур также беспокоит белорусские власти; и сейчас чуть ли не основной причиной для беспокойства называются возможные теракты со стороны оппозиции. Однако за пределами этой установки на «спокойные выборы» сложно разглядеть какую-либо внятную стратегию или план действий на выборы.
Законопроект планируют принять в текущем году в первом чтении, а в начале следующего года — во втором. Сообщается, что для кандидатов в президенты увеличен с 35 до 40 лет возрастной ценз и с 10 до 20 лет — ценз оседлости, а также президентство для одного человека ограничено двумя сроками. Согласно новым изменениям, разрешение голосовать получат граждане, находящиеся под стражей. Утверждено, что избирательные участки не будут организовываться для голосования за рубежом. Также отменяется порог явки на выборах депутатов нижней палаты.
Они же будут выполнять функции по выборам депутатов областных и Минского городского советов - это одна из новаций предстоящей электоральной кампании. С вступлением в силу указов о назначении выборов, которые накануне подписал глава государства, уполномоченные а это не только ЦИК, но и обе палаты парламента, МИД и Президент могут направлять приглашения для наблюдения за выборами иностранным миссиям. Ожидается, что это будет некий пул экспертов, которые привезут свой положительный опыт проведения выборов.
Его дополнят и национальные наблюдатели. Игорь Карпенко, председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси: Изменились сроки аккредитации национальных наблюдателей. Сегодня если ты намерен участвовать в наблюдении за выборами в той или иной комиссии, ты должен процесс аккредитации пройти до начала досрочного голосования.
Стало известно, что изменится на выборах 2024 года в Беларуси
Почему Лукашенко требует подойти системно к обновлению Избирательного кодекса?- Существует ли потребность в изменении избирательного законодательства?- Поч. Президент Беларуси встретился с председателем ЦИК Игорем Карпенко и заявил, что надо открыто и честно провести выборы в состав Всебелорусского народного собрания в 2024 году, сообщает БелТА. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что предстоящие в 2024 году выборы в стране не будут простыми, потому что выехавшая за рубеж оппозиция РИА Новости, 23.03.2023. О предстоящих в Республике Беларусь выборах-2024. Президент Александр Лукашенко заявил, что на предстоящий единый день голосования, которые пройдут в 2024 году пригласят наблюдателей, а сами выборы. 25 февраля 2024 года в Беларуси впервые пройдет единый день голосования, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.
В Белоруссии завершен Единый день голосования, в котором совместили выборы разных уровней
Точная дата выборов в Беларуси в 2024 году пока не объявлена, однако согласно законодательству выборы Президента страны должны состояться не позднее, чем через 30 дней после истечения срока полномочий текущего главы государства. Президентские выборы в Белоруссии 2024 Очередные выборы президента Республики Беларусь 2024 Хронология 2015. Грядущие выборы президента Беларуси состоятся в 2024 году и определят политическую судьбу страны на ближайшие пять лет. В 2024 году состоятся выборы президента Беларуси, которые определят политическое будущее страны. Краткий пересказ. Выборы президента Беларуси 2024: дата, кандидаты, последние новости. Участники выборов в Беларуси 2024 года: кто вступит в борьбу за власть. Краткий пересказ. Выборы президента Беларуси 2024: дата, кандидаты, последние новости.
Лукашенко обсудил с Кочановой выборы — депутатские и президентские
Для того чтобы не допустить «большой политизации общества» , парламентские выборы, которые должны были пройти не позднее 10 сентября 2020 года, перенесли на 2019 год. Попутно нарушив статью 94 Конституции Беларуси, т. После их подавления власти с ужасом для себя обнаружили, что новые выборы не за горами и стали откладывать и их, как поход к стоматологу. Еще во время протестов белорусская оппозиция попробовала инициировать голосования за отзыв депутатов и тем самым спровоцировать досрочные парламентские и местные выборы во множестве округов.
Власти отказали в регистрации инициативным группам по отзыву депутатов и применили к участникам репрессивные меры. Чат «Отзыв депутата. Подлужная», где граждане координировались для отзыва депутата Палаты Представителей по 76 округу Людмилы Подлужной, был признан экстремистским.
Отказались власти проводить и выборы депутатов вместо выбывших, нарушив тем самым нормы избирательного кодекса. Маячили перспективы новых выборов: в местные советы в феврале 2022 года и парламентские осенью 2023 года. От них уже нельзя было отмахнуться сославшись на нарушения при подаче документов инициативными группами или отпиской.
Поэтому в 2021 году парламент принял поправки в Конституцию , которые вводили единый день голосования и переносили местные выборы с 2022 на 2023 год. После референдума 2022 года выборы отодвинули еще дальше — на февраль 2024 года. Таким образом, правящие элиты в Беларуси смогли отодвинуть выборы на 3 года.
Подготовка к экзаменам Но зачем? Неужели им было чего бояться? Скажем так: опасения просто должны были поселиться в головах у белорусской номенклатуры.
В белорусских государственных СМИ чиновники различного уровня и пропагандисты регулярно говорят о выборах, как об «экзамене». Вскрылась полнейшая импотенция государства в электоральной политике, были допущены крупнейшие в истории страны протесты, вся система не смогла обеспечить на местах необходимый результат и объявленные ЦИК цифры были просто выдуманы и совершенно не соотносились с данными с избирательных участков. Для переноса выборов с 2023 на 2024 год была еще одна причина: после изменений в Конституцию, планируемых властями на 2022 год, необходимо было принять огромное количество законов.
Полностью подконтрольный парламент, показавший, что готов голосовать за какие угодно законы и оставшийся верным даже во время протестов, для этого подходил как нельзя лучше. Своеобразным «зачетом» перед «экзаменом» для властей стал конституционный референдум, прошедший 27 февраля 2022 года. Его официальные итоги для режима были, разумеется, приятны: за предложенный вариант конституции «проголосовало» 82.
Опрос после референдума также показал, что кампания прошла по плану властей: около половины сказали, что пришли на референдум, большинство респондентов ответило, что голосовало «За» поправки. Протесты же в день референдума были связаны с началом войны России против Украины, а не с результатами референдума. Тем не менее выборы все равно беспокоили белорусскую номенклатуру.
После референдума Лукашенко публично сожалел , что не решился внести в конституцию норму, согласно которой президент избирается Всебелорусским народным собранием невыборный корпоративный орган, наделенный широкими полномочиями, который предусматривается новой редакцией конституции. Кроме того, в рамках приведения законов в соответствие с новой конституцией власти еще сильнее ужесточили избирательное законодательство. Кандидатами в депутаты запретили быть гражданам, имеющими второе гражданство, а также «документы от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества».
Власти убрали порог явки на выборах в нижнюю палату парламента, а также значительно ограничили возможности для наблюдения и альтернативного подсчета голосов запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня, вынос бюллетеня за пределы участка, изменение сроков аккредитации наблюдателей. Также власти отказались от создания участков для голосования за рубежом. В итоге, узкие места, проявившиеся на выборах 2020 года, были закрыты.
На прошлых выборах оппозицией был организован сбор протоколов с избирательных участков и альтернативный подсчет голосов. Собранные ими данные показали: даже небывалый размах фальсификаций не смог обеспечить Лукашенко нужный результат на местах. Запрет на фото и видеосъемку бюллетеней закрывает возможности для альтернативного подсчета голосов.
Нивелировали власти и угрозу со стороны независимых наблюдателей: за прошедшие два года к большинству из них наведывались сотрудники белорусской политической полиции — ГУБОПиК — с разговором. Внешнее влияние, как им кажется, они устранили, запретив выдвигаться гражданам со вторыми паспортами, ВНЖ и картами поляка, а также дополнительно запретив финансирование кандидатов из-за рубежа. С такими «шпаргалками» белорусские топ-чиновники рассчитывают пройти «экзамен» без проблем.
Кроме того, ЦИК упразднил участки для голосования за рубежом. С 20 февраля избирательные участки открыты для досрочного голосования. Сообщается, что большую активность демонстрирует молодежь. Члены комиссии такое рвение оценили, но пригласили молодого человека прийти в день рождения», — говорится в сообщении ЦИК. Эксперты рассказали о сроках и сценариях возможной дестабилизации Какая обстановка в Белоруссии Нынешние выборы проходят на тревожном внешнеполитическом фоне. В конце января страны НАТО начали крупнейшие за последние десятилетия военные учения Steadfast Defender 2024 «Стойкий защитник — 2024».
Маневры продлятся до конца мая, в них примут участие 90 тыс. Часть учений пройдет в Прибалтике и Польше, то есть в непосредственной близости от Белоруссии. Белорусские силовики также отмечают, что в нынешнем году возросла активность натовской разведки. Министр обороны Виктор Хренин подчеркивал, что ежесуточно фиксируется от пяти до семи вылетов самолетов-разведчиков и беспилотников. В свою очередь, замкомандующего войсками ПВО Леонид Давидович сообщал, что число полетов по сравнению с декабрем увеличилось вдвое. Американский самолет дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 Sentry заходит на посадку на авиабазу во Франкфурте Фото: commons.
По его словам, на приграничной территории размещено 32 тыс.
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Голосовать на выборах президента имеют право все граждане страны, достигшие возраста 18 лет. Возможные кандидаты[ править править код ] Вопрос об участии в следующих выборах Александра Лукашенко остаётся дискуссионным. Ещё в августе 2020 года в СМИ появилась неподтверждённая информация о том, что в ходе тайных переговоров с президентом России Владимиром Путиным Лукашенко не только согласился на новые выборы, но ещё и пообещал, что не будет выставлять на них свою кандидатуру: предполагалось, что он станет секретарём Госсовета Союзного государства Глава Народного антикризисного управления Павел Латушко в интервью, которое он дал 9 февраля 2021 года блогеру Степану Путило , был назван «следующим президентом Беларуси» [15]. Лукашенко пообещал, что в президенты не будут баллотироваться его сыновья, а 19 марта 2021 года заявил, что в выборах будут участвовать бывший глава МВД Юрий Караев и губернатор Гродненской области Владимир Караник , которые «будут крепкими кандидатами» [16] [17] [18]. Опрашивались только горожане, но авторы исследования отмечают, что на селе настроения примерно такие же, как в городах. Таким образом, Лукашенко имеет определённую поддержку, но это главным образом возрастные и политически инертные избиратели.
Выборы-2024 в Беларуси. Как устроен единый день голосования и что изменилось? Выяснили
Единый день голосования на парламентских и местных выборах в Беларуси пройдет 25 февраля 2024 года, спустя два месяца состоится Всебелорусское народное собрание, а не позднее 20 июля 2025 года — выборы главы государства. Главная» Новости» Выборы президента белоруссии 2024 дата. 4 апреля 2024 года пройдут выборы членов Совета Республики, затем — делегатов Всебелорусского народного собрания от субъектов гражданского общества и местных Советов депутатов. Когда состоятся выборы в стране. Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указы о назначении на 25 февраля 2024 года выборов депутатов Палаты представителей нижней палаты Национального собрания и местных советов.
Лукашенко заявил, что в Беларуси выборы пройдут не как в Америке
В печатных СМИ в сообщении об образовании избирательной комиссии будут указываться количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии адрес и номер телефона без персональных данных членов комиссии. Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но имеют документ, подтверждающий проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов не позднее 24 февраля 2024 года.
До выборов депутатов всех уровней — больше полугода, но работа уже кипит, заверил Главу государства Игорь Карпенко. Для нынешнего руководителя ЦИКа это будет первая электоральная кампания, поэтому Президент настаивает — весь накопленный страной опыт нужно использовать, и это касается не только Центральной комиссии, но и всей системы государственного управления страны. Но и необходимость новых подходов очевидна хотя бы потому, что законодательство, прямо или косвенно касающееся выборов, в Беларуси эволюционировало. Игорь Карпенко при этом уверяет — с поставленной задачей Центризбирком справится.
Время — это, пожалуй, самый ценный ресурс, которого постоянно мало. Но есть сферы, где, по ощущениям, время пролетает особенно быстро. С одной стороны, предыдущая выборная кампания 2020-го, кажется, была совсем недавно из-за насыщенности событий — то попытка госпереворота, то продолжающаяся пандемия, то санкции, то специальная военная операция. С другой стороны, за неполных три года с тех выборов многое поменялось у нас в политике, от обновления закона о партиях до конституционного закрепления особого статуса Всебелорусского народного собрания. Так что новые выборы, а речь о парламентских, отличаются от предыдущих. При этом выборы — это тема, которая в обществе всегда воспринимается внимательно, даже если речь не о президентских.
Но сегодняшняя встреча Александра Лукашенко и Игоря Карпенко — это скорее инициатива главы ЦИКа, предложенные им вопросы обсуждали в рабочем кабинете Главы государства.
Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда. В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС.
Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года. Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию. Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху.
Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта». И вот пришло время этот проект «разморозить» — в аккурат перед выборами депутатов Палаты представителей и местных Советов. Что касается партий, не прошедших перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, то тут все просто.
Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент. В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда. Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства.
И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно. Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет.
Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти. Но вернемся к выборам-2024. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой.
Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными.
При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий. Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом. Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент?
Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте. Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив».
Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере. В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали.
То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру.
Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб. Наелись результатами всего этого в 2020-м. На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий.
Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году — хватит лет на десять в духе «никогда больше». Выборы для себя «Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа. Цель одна — провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков.
Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас. Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны. Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума.
Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей — ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством. В основной день голосования фразу «о выборах для себя» повторил Глава государства, во время традиционного общения с журналистами на избирательном участке: «Мы будем делать так, как выгодно нашим людям. Мы делаем это для себя».
При этом не упустил возможность попенять Западу, что наблюдатели ОБСЕ не просились приехать на выборы в Беларусь, а «если бы ОБСЕ захотело к нам приехать и сделало бы такой запрос, мы бы его рассмотрели и, скорее всего, положительно». Международные наблюдатели все же имели возможность приехать в Беларусь и посетить избирательные участки уже в дни досрочного голосования и в основной день выборов. ЦИК Беларуси аккредитовал 294 таких лиц, причем в основном от авторитетных международных организаций и союзов, участницей которых является Беларусь или планирует полноценное членство в самом ближайшем будущем.
Также 11 наблюдателей были аккредитованы от центральных избирательных органов Азербайджана, Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а 22 — от Шанхайской организации сотрудничества ШОС. На этом фоне несколько выделялась группа 23 представителей зарубежных стран, которые тоже получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей. При этом они не представляли какие-либо наблюдательные миссии или международные организации, а выступали исключительно как независимые эксперты.
Большинство из этих общественных иностранных наблюдателей можно было и не приглашать, т. На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши. В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами.
При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще. Тамошний «статусный» народ к нам, за редким исключением вроде визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в октябре 2023-го года, не ездит. Значит пока что и такие сгодятся.
Все же «народная дипломатия», пусть и такая. Кстати, белорусские государственные СМИ использовали визит группы зарубежных общественных наблюдателей по максимуму, что тоже весьма неплохо. Международные наблюдатели от СНГ по окончанию единого дня голосования оценили положительно уровень организации наших выборов, а также отметили, что выборы соответствуют самым высоким стандартам.
В интервью белорусскому ТВ один из них, то ли в шутку, то ли в серьез, сказал, что он-то даже специально хотел найти хоть какие-то нарушения, но их не было. Объективности ради, и, при всем уважении к данному господину, не уверен, что он был посвящен во все тонкости нашего избирательного законодательства, тем более, сравнительно недавно обновленного. При этом некоторые отклонения действительно имели место быть.
В том же телерепортаже можно было увидеть, как в отдельно взятой кабинке гражданин во время заполнения бюллетеня стоит не спиной к камере, а боком и при желании можно даже увидеть, в какой части листа он ставит свою отметку. Это, вообще-то, нарушение принципа тайны голосования. Затем был показан гражданин, явно находящийся на избирательном участке, у которого на плечах был размещен шарф с названием одной из политических партий, от которой он, судя по всему, являлся наблюдателем.
А это уже можно расценить как агитацию в день выборов, да еще и непосредственно на избирательном участке. Представители тех самых «мерзопакостных НКО», если бы находились на избирательных участках, где имели место быть вышеуказанные незначительные нарушения, в былые годы сразу бы принялись строчить протоколы о нарушениях. Но их нет, этих «мерзопакостных».
Это и есть та самая новая реальность. Козни и реакция наших «беглых» Удивительно, но в отличие от довольно массированной кампании, направленной на срыв референдума-2022, в этот раз их активность была намного менее заметна. Да, они активно закупали рекламный траффик на Youtube, где размещали свои личные и групповые обращения к гражданам Беларуси, напоминая, что проживающие за рубежом белорусы теперь не смогут проголосовать.
Называли выборы «фарсом, имитацией и безвыборами», призывали 25 февраля не идти голосовать, а заняться, например, спортом за последнее довольно забавно агитировал висящий на турнике Анатолий Лебедько. В целом ничего нового. В основной день голосования оппоненты системы даже запустили онлайн-марафон на том же Youtube.
По словам главы Центризбиркома Игоря Карпенко, в ходе кампании было подано 12 жалоб на отказы в регистрации кандидатов, в том числе 2 жалобы в суды. В их числе - многие руководители министерств и ведомств, а также премьер-министр Роман Головченко. Он проголосовал 23 февраля. Наблюдатели от ОБСЕ приглашений не получили. Глава миссии СНГ Леонид Анфимов заметил , что данная структура с ее институтами «излишне фетишизируется». В конце концов, выборы мы в нашей стране проводим не для Европы, не для Америки. Мы их проводим для себя, для своего народа, - заключил он.
В то же время председатель Совета Республики Наталья Кочанова накануне единого дня голосования заявила на встрече с группой международных наблюдателей от Парламентской Ассамблеи ОДКБ, что против Беларуси ведется грязная работа, а информационное пространство заполонили фейки и ложь про Беларусь. При этом она подчеркнула, что избирательная кампания в Палату представителей и местные Советы депутатов должна пройти честно, открыто и гласно.
Выборы-2024: единый день голосования
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Согласно новым изменениям, разрешение голосовать получат граждане, находящиеся под стражей. Утверждено, что избирательные участки не будут организовываться для голосования за рубежом.
Также отменяется порог явки на выборах депутатов нижней палаты. В Избирательном кодексе утвержден пункт о едином дне голосования на парламентских и местных выборах, которые состоятся 25 февраля 2024 года. Сообщается, что выборы главы государства должны пройти не позднее 20 июля 2025 года.
Предыдущие выборы состоялись в августе 2020 года, а поэтому в соответствии с конституцией новое голосование должно быть назначено самое позднее на 20 июля 2025 года [1]. Однако выборы-2020 имели неоднозначный исход. Ряд оппозиционных кандидатов не было зарегистрировано, и основная борьба развернулась между действующим президентом Александром Лукашенко , активно использовавшим административный ресурс, и Светланой Тихановской.
Последняя накануне выборов заключила соглашение с представителями снятых кандидатов о том, что сразу после своего избрания она назначит новые выборы, которые пройдут в формате честной политической конкуренции. Требование провести новые выборы было озвучено премьер-министром Польши Матеушем Моравецким 14 августа 2020 года [2] , премьер-министром Чехии Андреем Бабишем [3]. Официальные представители многих государств заявили о том, что результаты августовского голосования не могут быть признаны.