Он остановился на пьесе «Бесприданница» Александра Островского. Один из шедевров А. Н. Островского, психологическая драма «Бесприданница» была написана в 1878 г. Он работал над ней 4 года (1874–1878).
Второе дыхание
- Бесприданница — Википедия Переиздание // WIKI 2
- БЕСприданница
- О чем произведение? Очень кратко
- Анализ пьесы Островского «Бесприданница» | Литерагуру
«Бесприданница»: краткое содержание
И снова стали они жить счастливо… Но кое-какие выводы из прошлого барышня все же сделала! Поскольку Прохор, по ее же заявлению, по-прежнему находился в розыске, через некоторое время за ним пришла полиция. Тут-то невеста и выдала ошарашенному горе-жениху: «Прощу тебе покражу вещей, если дашь подписку, что женишься». Жил-был в славном городе Городец крестьянин-тысячник Лукьянычев. Отметим, что если слово «миллионер» до революции нередко произносилось иначе — «миллионщик» дошло до наших дней и до сих пор активно используется как обозначение богатого человека, то наименование «тысячник» давно вышло из оборота. Это связано с тем, что нынче миллионером называют всякого богатея, а раньше богатство обозначалось более точно. Если доходы человека исчислялись несколькими тысячами в год, его именовали тысячником, а если состояние переваливало за миллион, он переходил уже в когорту миллионщиков. Итак, тысячник Лукьянычев, владевший несколькими успешными промыслами в Городце, в один прекрасный день решил съездить в Нижний Новгород за покупками.
С собой взял бумажник с 27 тысячами рублей — огромной суммой для того времени, учитывая, что средняя зарплата заводского рабочего составляла 10 — 15 рублей. Лукьянычев собирался было сесть на пароход, но потом почему-то оказался в известном городецком трактире Чернышева, где устроил веселую попойку. В разгар вечеринки в трактир случайно зашла местная крестьянка Авдотья Гонобобелева. Уже изрядно напившийся тысячник, за неимением других дам, тотчас положил глаз на нее и пригласил к себе за стол. Лукьянычев сразу же попытался произвести впечатление на барышню, несколько раз доставал из кафтана бумажник, буквально набитый пачками денег, демонстративно вынимал очередные купюры и щедро оплачивал продолжение банкета. Попутно он непристойно «лапал» и «лобызал» новую знакомую, намекал ей, что сразу после окончания мероприятия надобно «поехать в нумера»… Выпивал еще и еще, а в итоге свалился под стол. Когда уже перед закрытием заведения тысячника разбудили, он не увидел Авдотью, зато быстро обнаружил пропажу сразу 10 тысяч рублей!
Как потом выяснилось, барышня в какой-то момент ухитрилась незаметно вытащить у ухажера бумажник, аккуратно вынуть оттуда несколько пачек денег, а потом засунуть бумажник обратно. После чего под предлогом «выйти в туалет» бесследно исчезла. Однако пропить в трактире сразу 10 тысяч тысячу месячных зарплат рабочего было все же затруднительно, посему делу был дан законный ход, и вскоре Гонобобелеву арестовали, а потом посадили в тюрьму. Правда, при обыске у нее нашли только 3 тысячи рублей, а куда делось остальное, она говорить отказалась. Лишь спустя некоторое время выяснилась любовная составляющая этой истории. Оказывается, дама уже несколько лет встречалась с рабочим местного литейного завода Шаталовым. Парочка, как и герои первого сюжета, состояла в близких отношениях, но жениться «разухабистый парень» наотрез отказывался, ссылаясь на нехватку денег.
Именно это «женское несчастье», как выяснилось, и подвигло Авдотью на грабеж. Так сказать, на приданое себе решила заработать!
В это время на бульваре появляются Карандышев, Огудалова и Лариса, которая садится на скамейку и всматривается в Волгу. Карандышев приглашает всех к себе на обед. Кнурову и Вожеватову такое приглашение не по душе, но отказать просьбам Огудаловой, которая ссылается на то, что это обед в честь Ларисы, не могут. Уходят, обещая быть к обеду. Лариса подходит к Карандышеву и просит его поскорее закончить со свадебными делами и поскорее уехать в деревню от этой неискренности и фальши вокруг. Карандышев упрекает ее в том, что вся жизнь Ларисы до встречи с ним была похожа на сплошной табор и балаган. Лариса же отвечает ему: Если бы я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас?
Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас! Поддержите меня, мне нужно сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Но Карандышев, помня свое унизительное положение в обществе до тех пор, пока не сделал Ларисе предложения, и ревнуя ее к Паратову вспоминает о нем. Лариса же считает Паратова «идеалом мужчины». Она все еще его любит. В это время палят пушки с баржи на реке, видимо, приехал какой-то барин, в честь которого так салютуют. Лариса и Карандышев удаляются. Оказывается, это приехал на своей «Ласточке» Паратов.
В городе его встречают как самого дорогого гостя. С собой он привез Робинзона, пьяницу, актера, которого он держит, чтобы развеять свою скуку. Вожеватову не терпится провести сделку, но еще больше ему хочется побыть в обществе Паратова и Кнурова. Вместе они решают развлечься. Паратов сообщает им, что скоро женится, что невеста очень богата, а семья ее строга, но дает за дочь в приданое золотые прииски. Поэтому остались последние деньки свободы, и Паратов намерен разгуляться, устроить праздничное прощание своей свободе. Вожеватов и Кнуров сообщают ему о том, что Лариса выходит замуж и что Карандышев зовет всех на обед. Паратов решает присоединиться. Действие второе Дом Огудаловой.
Кнуров приехал, чтобы поговорить с Огудаловой. Он недоволен тем, что она выдает Ларису за этого ничтожного человека. И предлагает теплое участие сильного, богатого человека. Просит принарядить ее, желая оплатить все счета. Ему нужна Лариса для собственных целей. Обговорив все детали, Кнуров уезжает. Лариса разговаривает с матерью о том, что хочет поскорее уехать отсюда: Давно уж точно во сне вижу все, что вокруг меня происходит. Нет, уехать надо, вырваться отсюда! Для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем.
Довольно унижаться.
Когда ему было семь лет, у него умерла мать. Спустя пять лет его отец, дослужившийся до чина титулярного советника, женился на баронессе, дочери обрусевшего шведского дворянина. В 1840 году Александр Островский окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, но не окончил его - по желанию отца он стал писцом в суде. Эта служба дала ему материал для многих сцен из купеческого быта. В 1847 году Островский публикует пьесу «Свои люди - сочтёмся!
Охваченный лютой злобой и желанием отомстить всем, Карандышев хватает со стола пистолет и убегает. Действие четвёртое Явление 1 — 2 Робинзон, не имея денег, предлагает Ивану сыграть, но тот не соглашается на таких условиях. Актёр узнаёт, что Карандышев был взбешен, когда купцы увезли Ларису, и бросился за ними с пистолетом.
Робинзон опасается, не его ли хотел пристрелить Юлий Капитоныч. Появляется Карандышев, он требует у Робинзона ответа на вопрос, где его «товарищи». Актёр советует ему подождать всех на пристани. Явление 3 — 5 Буфетчик Гаврило и Иван разговаривают, они полагают, что все уже вернулись. Появляется Илья с цыганами. Буфетчик предлагает им выпить чаю. Кнуров и Вожеватов обсуждают скверное положение Ларисы. Бедная девушка опять доверилась человеку, который уже однажды обманул её. Купцы не верят, что он откажется от миллионной невесты из-за Ларисы.
Явление 6 Кнуров видит в сложившейся ситуации удобный случай, чтобы принять участие в судьбе Ларисы Дмитриевны, то есть взять её с собой в Париж на выставку. Вожеватов тоже имеет виды на барышню, попавшую в переплёт. Чтобы не было соперничества, купцы решают бросить монету. Выигрывает Кнуров. Вожеватов не особо огорчается: не в убытке будет. Явление 7 Паратов благодарит Ларису за доставленное счастье, но та просит не говорить фраз, а ответить, жена она теперь ему или нет. В ходе трудного разговора Сергей Сергеич признается, что обручен, и цепи эти разорвать не может. Лариса гонит Паратова, теперь она сама о себе подумает. Явление 8 Сергей Сергеич велит Робинзону отвезти Ларису домой, сам уходит в кофейную.
К Ларисе подходит Вожеватов, она просит у него помощи, хотя бы пожалеть, но тот уклоняется. Слово честное, купеческое связывает его, будто кандалы. Девушка остается наедине с Кнуровым. Мокий Парменыч вежливо предлагает Ларисе ехать с ним в Париж, после чего она получит полное обеспечение на всю жизнь. Лариса слушает его молча, не проронив ни слова. Явление 9 Лариса остается одна, приходит мысль броситься в Волгу, но страх останавливает её. Явление 10 Карандышев мечется в поисках Ларисы. Он намерен отомстить её обидчикам и взыскать с невесты за бегство. Робинзон помог ему найти девушку.
Юлий Капитонович просит его оставить их вдвоем. Карандышев подходит к столу и садится напротив Ларисы. Явление 11 Меньше всего душевно истерзанная девушка хотела бы видеть сейчас своего неудавшегося жениха. Отбросив свойственную ей деликатность, Лариса прямо говорит ему, как он ей противен. Карандышев, проглотив обиду, отвечает, что он должен отомстить за нанесенное ей оскорбление. Лариса произносит убийственные слова: «Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство». Униженный Юлий Капитоныч разразился тирадой: «Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорбление? Лариса глубоко оскорблена, в горячке она говорит, что наконец-то слово для неё найдено. И если уж быть вещью, то очень дорогой.
Но Юлий Капитоныч не согласен уступать Ларису. Он объявляет себя её хозяином, потом великодушно ей всё прощает. Он готов сейчас же увезти её из города — запоздалое решение, а ведь раньше она так просила его об этом. Его объяснениям в любви девушка не верит: «Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Ничего, кроме отвращения, Карандышев не вызывает у Ларисы. Со словами «так не доставайся же ты никому» он стреляет в неё из пистолета. Лариса, схватившись за грудь, благодарит своего убийцу.
Впервые она с ним нежна: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Заботясь, чтоб его не обвинили, она поднимает пистолет и кладет на стол. Вбегают Паратов, Кнуров, Вожеватов и другие. Слышно, как поют цыгане. Паратов кричит: «Велите замолчать! Лариса слабеющим голосом просит не мешать веселью: «Пусть веселятся, кому весело… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю». Участвуя в судебных заседаниях, Островский был свидетелем семейных драм и получал материал для литературного творчества. Есть предположение, что созданию «Бесприданницы» послужил случай из судебной практики. Весь Кинешмский уезд поразила трагическая история, в которой мелкий чиновник Иван Коновалов убил свою жену, молодую и очень красивую.
Писать пьесу драматург начал осенью 1874 года, но одновременная работа над другими произведениями замедлила написание «Бесприданницы». Островский завершил драму только в 1878 году. Впервые пьеса была напечатана в 1879 году в журнале «Отечественные записки». Первые театральные постановки не приняла критика и значительная часть публики. Вскрытие автором болезненных нарывов на теле общества не всем понравилось и вызвало неприятие. Уже в 90-х, после смерти А. Островского, пьесу оценили по достоинству, и спектакли пользовались большим успехом. Герои произведения и их краткая характеристика В пьесе главные и второстепенные герои представляют собой яркие, типические образы. Автор мастерски использует речевую характеристику.
Получить представление о личности героя помогают отзывы о нём других действующих лиц и авторские ремарки. Главные герои Лариса Дмитриевна — барышня, девица на выданье, бесприданница. Девушка наделена редкой красотой, одарена музыкально: замечательно поет, играет на инструментах. У неё хороший вкус: «одета богато, но скромно». Речь Ларисы свидетельствует об уме и образованности. Однако о женитьбе на бесприданнице никто из них не помышляет. Мать использует её как приманку для богатых гостей, принуждает развлекать их. Лариса страдает от унизительности своего положения. Пылкая и художественная натура, далекая от расчетов, она жаждет любви, и объект для неё находится — мужчина красивый, обаятельный, умный, но циничный.
А Лариса из тех, кто любит один раз и навсегда. Способность к любви безоглядной, как у Ларисы, не пользуется спросом в Бряхимове, такое чувство мешает в делах, никто не может ответить ей тем же. Лариса вызывает пристрастие, желание обладать ею, или в ней видят средство войти в избранное общество. С горечью девушка говорит, что «любви искала и не нашла», никто не сказал ей «тёплого, сердечного слова». Брошенная возлюбленным, идеал которого рухнул для неё, обесчещенная, она в состоянии экзальтации готова принять предложение Кнурова и получить от него громадное содержание. От этого падения Ларису остановил выстрел Карандышева. Потому она и благодарит его, поскольку смерть для нее лучше, чем разврат, хоть и в золоте да бриллиантах. Последние слова умирающей Ларисы: «…я вас всех… всех люблю». Автор изобразил героиню, красота души которой гармонично сочетается с красотой внешней.
Никто из действующих лиц не понимал богатства её души. Оно звучало в пении Ларисы, и слушателей завораживало её исполнение. Имя Лариса выбрано автором не случайно, в переводе с греческого языка оно означает «чайка» — лёгкая птица с точёным очерком крыльев, летящая над волнами как символ свободы. Лариса на протяжении всей пьесы стремилась к свободе от условностей грубого материального мира. Только со смертью она достигла её. Харита Игнатьевна Огудалова — мать Ларисы Дмитриевны, «вдова, средних лет», обедневшая дворянка. Автор дал ей купеческое имя, которое в дворянской среде обычно не встречается, так как по натуре своей Харита Игнатьевна гораздо ближе купечеству. Честь для нее — понятие абстрактное, она готова ей поступиться, чтобы выбиться из нужды. Ради денег Огудалова может лгать, изворачиваться, унижаться.
Сама она одевается «изящно, но смело и не по летам». По мнению купцов, она женщина бойкая. Интересно, что Вожеватов говорит об Огудаловой: она, должно быть, не русская, поскольку очень уж проворна. По-человечески, Огудалову понять можно. Она вызывает сочувствие: одна с тремя дочерми, которых надо пристроить. И судьба к ней немилостива. Со старшей дочерью произошла трагедия: кавказский князёк зарезал по ревности. Муж средней дочери оказался шулером. Не повезло и Ларисе.
Есть мнение, что Харита — имя, распространенное в то время среди цыган. Возможно, госпожа Огудалова цыганского происхождения, а дворянство её — по мужу. Не случайно же Лариса соглашается с Карандышевым, что дома у них табор, и мечтает вырваться из него. Сергей Сергеич Паратов — «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30».
Новое издание "Бесприданницы" с редкими снимками выпустили в честь 200-летия автора пьесы
Воспринятая как любовная драма, «Бесприданница» не встретила затруднений при прохождении через драматическую цензуру и легко получила одобрительную резолюцию. Романс «Бесприданницы»: знаменитая драма Островского стала мюзиклом. Александр Николаевич Островский считал «Бесприданницу» одним из лучших своих произведений. Спектакль «Бесприданница» заостряет внимание на диссонансе внутреннего мира героини пьесы Ларисы Огудаловой с окружением, на напрасно потраченной человеческой жизни.
Бахрушинский музей выпустил коллекционное издание "Бесприданницы" Островского
«Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения | Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». |
Анализ пьесы "Бесприданница" • СПАДИЛО | Автор: ©Агентство городских новостей "Москва". |
"Бесприданница" содержание по главам подробно и коротко (2 варианта) ~ Проза (Детская литература) | Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Бесприданница», автора Островский А.Н. Язык книги: «Русский». |
«Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения | Однако пьеса «Бесприданница», идею которой автор задумал 4 ноября в 1874 году, была полностью готова только к 17 октября 1878 года. |
Путь к признанию «Бесприданницы» А.Н. Островского
“Бесприданницу” поставили в 1940–50-е годы, достаточно тяжёлое время для русской оперы. И что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу неким громким уголовным делом, в котором был замешан фабрикант Коновалов. Однако пьеса «Бесприданница», идею которой автор задумал 4 ноября в 1874 году, была полностью готова только к 17 октября 1878 года.
Буктрейлер по книге А.Н. Островского «Бесприданница»
Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы. Тогда драматург нашел работу в журнале «Москвитянин». Вскоре он написал для издания пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста». Бытовой репертуар, если он художественен, т. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться. Александр Островский «Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая.
Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца». Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. Ее организовало Морское министерство.
В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место». Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов.
Публицист отмечал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны». В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории. В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.
Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом. Александр Островский. Вскоре они стали жить вместе, однако церковный брак не заключили. В 1847 году в семье родился сын Алексей.
В кофейной встретились состоятельные купцы Кнуров и Вожеватов. Вожеватов рассказал собеседнику, что приобрёл пароход у судовладельца Паратова, и поделился новостью о скором замужестве Ларисы Огудаловой. Узнав, что будущий муж Ларисы — Карандышев, Кнуров сильно удивился. Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей… Ларисе, правда, выбирать не приходилось, поскольку выдавали её замуж без приданого. Вожеватов вспомнил, как Паратов появился в доме Огудаловых. Лариса влюбилась в него, а он поездил, женихов отбил и исчез. Харита Игнатьевна тогда не прислушалась к чувствам дочери, велела улыбаться и любезничать со всеми. Это надоело Ларисе, и она сказала, что пойдёт за первого, кто посватается. Первым оказался Карандышев. Молодой человек этому очень обрадовался, но вместо того, чтобы жениться и уехать поскорей к себе в небольшое имение, как это хотелось Огудаловым, он всюду таскал за собой Ларису. Кнуров посочувствовал девушке, посчитав, что с мужем-дураком она или погибнет, или опошлится. Реклама В кофейную пришли Карандышев, Лариса и её мать. Карандышев всех пригласил к себе на обед. После того, как сообщили о прибытии парохода, купленного Вожеватовым, новый владелец судна вместе с Кнуровым и Харитой Игнатьевной отправился посмотреть на корабль, оставив Ларису и Карандышева вдвоём. Девушка напомнила жениху о своём стремлении поскорее уехать. Он не обратил внимание на желание невесты, но ревниво отметил, что та довольно фамильярно разговаривала с Вожеватовым. Припомнил он также и Паратова, чем сильно обидел Ларису. После их ухода в кофейную вернулись купцы в компании Паратова и Робинзона. Паратов сообщил, что вскоре женится на очень богатой девушке. Судовладелец прощался со своей свободной и весёлой жизнью и собирался провести последние холостые дни как можно веселее. Он пригласил купцов к себе, но узнал, что его собеседники уже приглашены на обед к Карандышеву. Выяснив, что Лариса выходит замуж, Паратов задумался, но решил, что это к лучшему. Реклама Действие 2. Перед обедом В дом к Харите Игнатьевне пришёл Кнуров.
Работа была принята с большим энтузиазмом. Пьеса, конечно, называется «Бесприданница», но королеву делает свита. В нашем спектакле акцент смещен на мужскую часть состава. Именно мужчины подчеркивают трагичность образа Ларисы и катастрофу ее гибели. И делают это ясно, четко, с той ноткой жестокости, которая не может не лить воды на нашу мельницу и не вызвать сочувствия к персонажам. Вы соглашаетесь или уводите ваш спектакль в другой жанр? По структуре это музыкальная мелодрама. Разговорная сцена, подводка, выход на номер — и мы в своем решении четко соблюдаем каноны этого жанра. Никаких противоречий я в этом не вижу. Один из самых лучших, искренних и самых востребованных публикой жанров. А что, на ваш взгляд, побеждает у Островского? Эта победа может быть неявной: Ларису застрелили, Счастливцева и Несчастливцева выгнали из имения с позором… Но подспудно ты понимаешь, что автор все равно остается на стороне настоящего человека. Он болеет и переживает только за него. Драматург доводит до предела нерв нелюдей, сволочей, эгоцентриков, и в эти моменты в читателе или зрителе просыпается человечность.
Основная тема Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью. Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь. Проблематика Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок — это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть. В чем смысл пьесы? Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.
Александр Островский — «Бесприданница»
Все произведения русской и зарубежной классики, которые необходимо изучить согласно обновлённому государственному образовательному стандарту, найдутся среди толстых красных корешков! Серия «Читаем по школьной программе» — это продолжение книжных серий «Читаем до школы» и «Книги для внеклассного чтения». Красные корешки — гарантия отличных оценок по литературе! Издание в твёрдом переплёте.
Но как только почитатели талантов Ларисы узнают, что она бедна, ухаживания прекращаются. Никому не нужна бедная жена, которую придется содержать. Харита Игнатьевна продолжает возлагать на Ларису большие надежды. Она специально привлекает в дом молодых людей, заставляя дочь развлекать их. Старшая Огудалова признается, что в Ларисе совершенно нет женской хитрости. Если бы Лариса захотела, то уже давно бы «окрутила» богатого человека. Девушка ненавидит ложь и притворство.
Она мечтает о чистой большой любви. Мечта Лариса начала осуществляться при знакомстве с Паратовым. Девушка впервые увидела настоящего мужчину, который оценил ее личные достоинства, а не материальное положение. Однако Сергей Сергеич внезапно исчез; жизнь бесприданницы вошла в обычную, надоевшую до слез колею. Решение выйти замуж за ничтожного Карандашева Лариса принимает от отчаяния перед крушением мечты. Брак с Юлием Капитонычем не доставит ей счастья, но по крайне мере позволит занять определенное положение в обществе и вырвет из того «балагана», в который превратился ее дом, наполненный стараниями матери женихами. Неожиданное возвращение Паратова становится причиной разыгравшейся трагедии.
А далеко? Из-за острова вышел. Так и выстилает, так и выстилает». Таким образом, Островский под именем Бряхимов однозначно зашифровал Кинешму. Но до сего момента исследователи главным аргументом в пользу того, что дело было в Кинешме, приводили тот факт, что в это время А. Островский был почётным мировым судьёй Кинешемского уезда. И что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу неким громким уголовным делом, в котором был замешан фабрикант Коновалов. Но, во-первых, если дело было громкое, то о нём знали все, и должность почетного мирового судьи здесь ни при чём. Во-вторых, почётные мировые судьи, как правило, вообще не рассматривали уголовные дела. Откуда вообще взялся слух об уголовном деле и Коновалове? В 1976 году была издана а в 1982 году переиздана книга Лакшина В. Дело об убийстве мужем из ревности своей молодой жены прогремело на весь уезд. За кулисами этого скандального дела стоял Иван Александрович Коновалов — прототип Кнурова, волжский миллионщик, содержавший целый гарем и известный своей развратной жизнью. Передавая мне эти подробности, старый кинешемец Николай Павлович Смирнов рассказывал, что его соученик по гимназии, будущий писатель Дмитрий Фурманов намеревался одно время писать роман о Коновалове "По следам "Бесприданницы". Таким образом, источником был известный писатель Николай Павлович Смирнов 1898-1978. И понятно, что он, родившийся через 30 лет после написания «Бесприданницы», в 1970-е годы мог сообщить только ничем не подтверждённые слухи, смутно сохранившиеся в голове у 70-летнего старика. Более любопытен факт, что Дмитрий Фурманов, который, как известно, с 1909 по 1912 гг. Коновалова, хотел написать роман о Коновалове под названием «По следам «Бесприданницы». Не исключено, что у Фурманова была несколько иная трактовка событий, которые могли лечь в основу пьесы Островского.
Островский, 200-летие которого отмечается в 2023 году, — один из важнейших авторов для Марчелли, режиссер неоднократно обращался к его произведениям. Для Евгения Марчелли история гибели Ларисы Огудаловой — трагедия, порожденная разным пониманием любви мужчиной и женщиной. Любовь, как считает режиссер, — это вообще смертельно опасная территория, на которую героиня Островского вступила совсем юной девушкой и потерпела крушение, ставшее для нее и крушением самой жизни.
Новое издание "Бесприданницы" с редкими снимками выпустили в честь 200-летия автора пьесы
Вторая редакция 1933 Пост. Владимир Соловьев, художник М. Василия Сахновского и Елизаветы Телешёвой. Сергея Морщихина, худ. Александр Самохвалов, комп. Михаил Чулаки. Лариса — Ольга Казико. Пушкина, Малая сцена. Николай Симонов, худ. Николай Сосунов.
Лариса — Александра Парамонова. Аркадий Надеждов, худ. Николай Медовщиков. Лариса — Чудинова. Николая Массалитинова, худ. Миленков и Георгиев. Азизбекова Баку. Шарифова, худ. Юрия Завадского, худ.
Владимир Дмитриев. Карла Маркса. Андрея Ефремова, худ. Марджанишвили Тбилиси. Таблиашвили, худ. Хамзы Ташкент. Лариса — Ишантураева, Паратов — А. Сундукяна Ереван. Гургена Джанибекяна, худ.
Константина Зубова, реж. Лев Прозоровский и Борис Никольский, худ. Владимир Козлинский, муз. Ильи Шлепянова, худ. Партия гитары — Сергей Сорокин. Веры Балюна. Лахути Сталинабад. Возобновление постановки Ильи Шлепянова. Режиссёр возобновления Исай Зонне.
Художник возобновления Илларион Белицкий. Брилль, худ. Лариса — Бикбулатова. Михаил Яншин, худ. Борис Волков. Матвея Ошеровского. Лариса — Светлана Пелиховская. Камала Казань. Марсель Салимжанов, худ.
Рашит Газеев, муз.
Смотрим новый спектакль Театра имени Моссовета Фото М. В Театре имени Моссовета состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Островского «Бесприданница», приуроченного к празднованию 200-летия со дня рождения драматурга. В постановке художественного руководителя театра Евгения Марчелли драма о роковой страсти в маленьком городе на берегу Волги стала строгим минималистическим спектаклем, в котором все внимание направлено на отношения между людьми. О том, почему в «БЕСприданнице» нет музыки и что значит непривычное написание названия пьесы, рассказали режиссер и актрисы Анастасия Белова и Елена Валюшкина. Любимая пьеса Об этом нечасто говорят учителя литературы, но, вероятно, одна из самых известных пьес Александра Островского родилась из криминальной хроники. В 1870-х драматург занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда Ивановская область. Он пытливо изучал дела, вникая во все подробности. Убийство молодой красавицы-жены, совершенное местным жителем, глубоко его взволновало.
Островский начал искать мотивы, побудившие убийцу. Некоторые исследователи считают, что именно этот случай подсказал ему финал будущей «Бесприданницы». По сюжету пьесы, оконченной в 1878 году, Лариса Огудалова, девушка из обедневшей семьи, собирается замуж за небогатого чиновника Юлия Карандышева. Жених прижимист, болезненно ревнив и не очень умен; невеста его откровенно презирает, но уступает матери, Харите Игнатьевне. Выбора у Ларисы нет: когда-то она поддалась на страстные уговоры Сергея Паратова — «блестящего барина из судохозяев». Жениться и тем самым спасать ее репутацию жестокий красавец не захотел и из городка уехал.
Спектакль Театра Моссовета — о губительной силе обманутой любви и о духовной слепоте, бесчувственном равнодушии, отсутствии эмпатии, цинизме, которыми заражен современный человек. Создатели спектакля.
При этом в смерти Лариса нашла отраду, которая подарила ей свободу. Первоначальная идея Работу над «Бесприданницей» Островский начал в конце 1874 года. На создание драмы ему потребовалось 4 года. О тщательной и кропотливой работе над пьесой драматург рассказывал своим друзьям. Изначально работала включала 3 акта. При этом главным персонажем должен был быть мелкий чиновник Карандышев. Согласно первоначальной идее, главной темой произведения должна была быть судьба маленького человека в сложном мире крупных денег. Бедному чиновнику приходилось терпеть насмешки и издевательства более обеспеченных людей. При этом он не мог быть им ровней в силу материальной бедности. По тем временам сюжет был весьма новаторским. Тем не менее, во время написания пьесы Островский сместил акценты и решил сделать главной героиней пьесы Ларису Огудалову. Карандышев остался все тем же мелким чиновником. Однако автор решил добавить персонажу отрицательных качеств. Теперь он становится бесчувственным и загордившимся человеком. Брак с Ларисой для Карандышева превращается в повод похвастаться перед окружающими. Потому герой не пользуется уважением окружающих и самого автора. Основа для сюжета — реальная история Пьеса создавалась на основе реальных событий.
Александр Островский — «Бесприданница»
Один из шедевров А. Н. Островского, психологическая драма «Бесприданница» была написана в 1878 г. Он работал над ней 4 года (1874–1878). Смотрите видео на тему «бесприданница островский пересказ» в TikTok (тикток). Иллюстрация к произведению А. Н. Островского «Бесприданница», 1929 г. Спектакль «БЕСприданница» в Театре Моссовета – это своего рода предостережение и размышление, серьезный разговор со зрителями.
Сто сорок лет пьесе "Бесприданница"
“Бесприданницу” поставили в 1940–50-е годы, достаточно тяжёлое время для русской оперы. Видимо, автор опередил свое время, что нередко бывает с гениями. Зрителю 140-летней давности «Бесприданница» показалась скучной, затянутой, излишне мелодраматичной. Социально – философская драма «Бесприданница» раскрывает нравственные проблемы купеческого сословия.
«Бесприданница» — первоначальный замысел и реальная история
Вершиной инженерной мысли, например, оказалось водоснабжение выставки — вода с помощью гидравлических насосов перекачивалась из Сены во все павильоны. Напомним, что водоснабжение Ржева осуществлялось возчиками, набиравшими воду в Волге и доставлявшими ее потребителям в бочках. А первый водопровод у нас появился только в конце 20-х годов прошлого века. В честь открытия выставки площадь оперы и прилегающие бульвары были освещены электродуговыми лампочками русского изобретателя П. Яблочкова, что вызвало всеобщий восторг. Были представлены набиравшие популярность швейные «Зингер» и пишущие машинки. Фонограф Эдисона и усовершенствованный телефонный аппарат Белла. На одной из аллей Марсова поля демонстрировалась бронзовая голова будущей «Статуи Свободы».
В русском павильоне можно было увидеть картины Шишкина, Саврасова, Куинджи, Репина и других авторов. Впервые было показано полотно И. Репина «Бурлаки на Волге» тема бурлаков также звучала в «Бесприданнице». Золотую медаль выставки получила водка П. Одним словом, в Париже в 1878 году стоило побывать, как, впрочем, и во все другие времена. Протазанов экранизировал «Бесприданницу». Фильм получил золотую медаль на… всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Другим нашим золотым лауреатом стала картина «Чапаев». Но современному зрителю ближе другое кинообращение к пьесе — лента Э. Рязанова «Жестокий романс», созданная в 1984 году. Она снималась в Костроме, хотя в городе Бряхимове угадывается Кинешма. Впрочем, от Кинешмы до Костромы по Волге недалеко, около 100 км. Недавно «Жестокий романс» повторялся по Первому каналу в связи с 80-летием А. Мягкова, сыгравшего Карандышева.
Кстати, Андрей Васильевич еще и писатель, по его роману «Сивый мерин» поставлен детективный сериал. Эльдара Рязанова мы знаем как режиссера лирических комедий, обращение к «Бесприданнице» удивило даже его близких. Об особом отношении к фильму самого Рязанова можно судить по такой детали. Во всех своих комедиях он делал «автограф»: снимался в эпизодической роли. Картина, снятая по Островскому — исключение. Читатели журнала «Советский экран» признали «Романс» лучшим фильмом 1984 года его посмотрели 22 миллиона человек , Н. Михалкова Паратов — лучшим актером года.
Критики посвящали картине разгромные статьи, утверждая, что режиссер отошел от авторской трактовки пьесы и снял откровенную пошлятину. Эльдар Александрович реагировал философски. Он напоминал, что столь же негативной была реакция на премьеру в 1878-м и на протазановскую версию в 1936-м. А спустя годы и сама драма, и фильм «Бесприданница» стали общепризнанной классикой. Похоже, такая же история происходит и с «Жестоким романсом».
Они рассказывают ему, что у молодой Ларисы Дмитриевны появился жених, который пригласил их на обед в её честь. Новость задевает самолюбие самолюбивого Паратова. Он решает наведаться к Огудаловым, чтобы якобы поцеловать ручку матери Ларисы и принести самой девушке свои извинения. Приезд Паратова становится отправной точкой на пути влюблённой бесприданницы к гибели. Режиссёр предпочёл поставить классический спектакль, в котором из спецэффектов есть разве что свет. Надо сказать, что это решение даёт возможность, не отвлекаясь, глубже проникнуть в характер каждого персонажа и понять ту трагедию, о которой написал когда-то А. И артисты, задействованные в постановке, предоставляют такую возможность залу. Молодая Лариса Огудалова в исполнении Анастасии Беловой выглядит так, как, скорее всего, описал бы её автор, если бы жил в наши дни. Эффектная обворожительная девушка с завидной внешностью и собственным стилем не может не вызвать мужского восторга. Она неглупа, но любовь ослепила её. С юного возраста Лариса находится в любовных сетях Паратова, чей образ на сцене воплотил Станислав Бондаренко. Эгоцентричный, самовлюблённый мужчина воспринимает Огудалову как развлечение, без приданого девушка его не привлекает. Он помешан на деньгах и не верит в любовь, а их отношения с Ларисой называет мимолётным увлечением. Поэтому новость о женитьбе с неким Карандышевым воспламеняет нарцисса: ему необходимо утереть нос новой пассии девушки, напомнив Огудаловой, кого она действительно страстно любит и желает. Заявившись в дом к Ларисе, где ему всегда рады, он обвиняет молодую особу в том, что она так быстро предала их любовь и отдалась другому. Игра двух артистов на протяжении всего спектакля вызывает мурашки.
Бессмертную пьесу «Бесприданница» Островского знает не одно поколение зрителей, кто-то «проходил» её в школе, кто возвращался к ней уже в зрелом возрасте, кто-то смотрел её на сцене разных театров, на экране кинотеатра или телевизора. Но интерес к ней не утихает. И теперь Театр Роста предложил музыкальную версию спектакля. Еще студенткой я играла Ларису, и мне всегда нравился фильм Эльдара Александровича Рязанова «Жестокий романс», нравилась его музыкальность. И мне очень хотелось, чтобы в юбилейный год писателя в нашем театре появилась своя «Бесприданница» с оригинальной музыкой, своя версия одной из самых мощных пьес Островского». Главный режиссер Театра, режиссер «Бесприданницы» Александр Нестеров: «Наш музыкальный спектакль — это интерпретация знаменитой пьесы Александра Николаевича Островского, которую сам автор считал своим лучшим произведением. Пьеса «Бесприданница» — квинтэссенция размышлений Островского на тему человеческих страстей и пороков, настоящей любви и борьбы человека с социумом, попытки сильного чувства пробиться сквозь препятствия жизни. Мы постарались сделать спектакль, который будет понятен самой широкой зрительской аудитории, в стиле и исходя из задач нашего театра.
Пьеса написана о любви и деньгах. История героини Ларисы Огудаловой — девушки впечатлительной, искренней, правдивой и романтичной — вошла в картину нравов и быта города. Она — бесприданница, бедная, безденежная невеста. В душе ее птицей бьется мечта о красивой, благородной, честной, тихой жизни, и она всей душой тянется к идеалу.