От всего коллектива Консорциума женских НПО поздравляем вас с Международным днем борьбы за права женщин! Международный женский день — праздник, который отмечается ежегодно 8 марта в ряде государств и стран мира. Международный день феминизма – праздник, призванный напоминать о равноправии мужчин и женщин, о том, что человек не может быть дискриминирован по расовой, половой или религиозной принадлежности – ежегодно отмечают 30 мая. Большинство — 57% — повторяют формулу «Международный женский день», при этом 58% опрошенных заявляют, что в России достигнуто гендерное равноправие, и лишь 25% (по большей части — женщины) свидетельствуют о неравенстве.
«Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм
Хелен Панкхурст, правнучка суфражистки Эммелины Панкхурст: «Мы могли бы добиться большего, если бы не существовало такого устаревшего разделения на мужчин и женщин и представления о том, что такое мужчина и что такое женщина». Суфражистки XIX века, мягко говоря, удивились бы, увидев своих духовных наследниц. Та же Клара Цеткин имела в виду совсем другое. Она считала, что женщина будущего должна работать, вести хозяйство и воспитывать детей — защитников революции. А сейчас женщины как раз борются за то, чтобы не быть ими. И дело не только в Харви Вайнштейне и в том, что приз за лучшую женскую роль на последней церемонии «Оскар» вручал не обладатель прошлогоднего приза за лучшую мужскую роль Кейси Аффлек, а Дженнифер Лоуренс и Джоди Фостер, чтобы не было скабрезных шуток и гендерной двусмысленности. И дело даже не в полемике между активистками движения Me Too и французскими актрисами, возглавляемыми Катрин Денёв , которые обвиняют американок в том, что они ставят в один ряд изнасилование и флирт. Но вот уже одна англичанка требует убрать из школьной программы сказку «Спящая красавица», так как принц поцеловал принцессу, не спросив ее разрешения, и получается, он тоже латентный насильник. А профессора университета Портленда увольняют за сексизм, а точнее за то, что она позволила усомниться в том, что мужчина и женщина равны.
Между тем, для многих женщин политическая повестка отходила на второй план — насущной угрозой стал голод.
Хлеба и мира «Если будущие историки захотят узнать, кто начал русскую революцию, то им не следует создавать запутанной теории. Революцию начали голодные женщины и дети, требовавшие хлеба, — писал в своих дневниках социолог Питирим Сорокин о событиях февраля 1917 года. И только позже, вместе с рабочими и политиками, они стали стремиться к тому, чтобы разрушить мощное здание русского самодержавия». То тут, то там происходят уличные вспышки. Сегодня на Калужской площади толпа разнесла разгромила две булочные. Полиция… действовала «холодным» оружием, то есть кулаками «по шее» и «по зубам»… Были случаи замерзания в очередях», — такую запись можно найти в дневнике писательницы Рашели Хиль-Гольдовскй от 18 февраля 1917 года. Лев Троцкий в своей «Истории русской революции» отмечал , что когда начались протесты, женщины действовали гораздо решительнее мужчин. Вообще женский день в России был учрежден еще в 1913 году, когда 2 марта в Санкт-Петербурге в здании Калашниковской хлебной биржи прошло «научное утро по женским вопросам», на котором обсуждалось равноправие женщин и мужчин, охрана материнства и другие вопросы. Однако именно забастовка 23 февраля 1917 года — или 8 марта по Григорианскому календарю по «новому стилю» , вылившаяся в падение монархии, стала тем событием, от которого произошел известный нам праздник 8 Марта, официально установленный в 1921 году.
В результате Февральской революции 1917 года российские женщины добились избирательного права — на год раньше, чем в Великобритании, и на три года раньше, чем в Соединенных Штатах — и стали образцом, на который равнялись британские и американские суфражистки. Однако вскоре международные связи между активистками были разорваны — решение «женского вопроса» в советской России монополизировало государство. Этот образ — труженицы, матери и коммунистки — преподносился как предмет гордости советского строя и символ его прогрессивности. При этом независимого женского движения в стране не существовало, женщины выступали не как субъекты борьбы за равенство, а как исполнительницы государственного проекта женской эмансипации. Например, в 1927 году одна из газет, выходившая в Тверской губернии, писала: «День 8 Марта является днем смотра сил миллионов работниц и крестьянок», как бы призывая женщин в честь праздника ударно потрудиться. К середине XX века, когда, как пишет историк Наталья Козлова, была сформирована «армия тружениц и рожениц», акценты сместились. В 1965 году 8 Марта стало выходным днем незадолго до этого в Москве прошел Всемирный конгресс женщин , а среди сопровождающих его лозунгов появились призывы к борьбе за мир во всем мире это было актуально в условиях холодной войны , он стал мыслиться как день международной солидарности женщин. На Западе примерно в то же время появился миф о том, что празднование Женского дня восходит даже не к 1908-му, а к 1857 году, когда в Нью-Йорке была жестоко подавлена одна из первых акций протеста работниц текстильных фабрик. Но и это не сделало 8 Марта популярным — праздник прочно ассоциировался с Советским Союзом.
Изнасилования — часть любой большой военной кампании. Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость. Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше. Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках.
Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно. В 1955 году, уже после смерти Сталина, женщинам вернули право на аборт, заменив политику запрещения политикой разъяснения. Однако средств контрацепции практически не было, и в СССР сложилась «абортная контрацептивная культура» — когда прерывание беременности стало единственным способом предохранения. К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год. Сохранялись меры поддержки матерей, доступность абортов, система детских садов и продленок. В 1965 году 8 марта, прежде «день восстания работниц против кухонного рабства», становится выходным и начинается трансформироваться в «праздник весны и женственности». Иногда вводились отдельные консервативные меры — например, список запрещенных профессий в 1974 году. Женщины были активно вовлечены в экономику и ощущали себя членами «коллектива», однако домашний труд и воспитание детей так и оставались их негласными обязанностями. Освободиться от такой нагрузки было невозможно, поскольку на одну зарплату советская семья выжить не могла.
В советском обществе также сохранился бытовой сексизм, который мешал женщинам продвигаться по службе: в высших эшелонах власти женщин было очень мало. Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой. И хотя в СССР не было таких жестких стандартов красоты, как, например, в США, от женщин все равно ожидалось, что они будут ухоженными и привлекательными — стоит вспомнить, как в «Служебном романе» 1977 Верочка учит Людмилу Прокофьевну «быть женщиной». В условиях перегруженности на работе и в быту, дефицита средств гигиены, косметики и одежды соответствовать всем стандартам было непросто. Параллельно с этим мужчины столкнулись с кризисом маскулинности. Для поколения 50—60-х идеал мужественности был вполне понятным: это герои Великой Отечественной войны, сильные духом, «отважные летчики и моряки». К 70-м образ теряет актуальность, а нового советская пропаганда не предлагала. Поэтому кинематограф 70—80-х пестрит образами инфантильных, потерянных мужчин и уставших женщин: «Служебный роман» 1977 , «Афоня» 1975 , «Любовь и голуби» 1985 , «Москва слезам не верит» 1979. В 1979 году в «Литературной газете» состоялась любопытная дискуссия между авторами на тему кризиса семейных отношений.
Лариса Кузнецова в статье «Кто глава вашей семьи? В попытках понять, как так получилось, она пишет, что в послевоенный период женщинам пришлось взвалить и работу, и хозяйство на себя, чтобы просто выжить. И что советские женщины, может, и рады были бы положиться на мужчин — только мужчины не вызывают доверия. В одном из последующих выпусков газеты Владимир Война отвечает Ларисе в статье «Да убоится муж…».
Это произошло в 1970 году. Она вела активную деятельность и привлекала общественность своим внешним видом. Всегда носила большую шляпу. События, которые привели к появлению праздника День равенства, происходили с середины 19 столетия. В Сенека-Фолс в 1848 году проходила конференция по правам женщин при участии энтузиастов.
Они провозгласили: все женщины и мужчины — равны, получили от Бога определенные неотчуждаемые права.
Как возник международный женский день?
Это день солидарности женщин в борьбе за женскую эмансипацию и равноправие, самый феминистский праздник в году. 8 Марта отмечается Международный женский день, он проводится при поддержке Организации Объединённых Наций. Несмотря на то, что День женского равноправия является чисто американским праздником, ввела его Белла Абзуг – женщина с русскими корнями, большой любовью к борьбе за женские права и шляпам.
Первые женские демонстрации в разных странах
Сторонницы феминизма объяснили, как на самом деле нужно проводить Международный женский день. Смотреть все новости 8 марта: как Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права превратился в Праздник весны и красоты. День равенства женщин 26 августа – повод для продолжения борьбы за равные права женщин во всем мире. Социальная сеть Одноклассники в Международный женский день 8 марта запустит ряд активностей, посвященных успешным женщинам и гендерному равноправию.
8 марта — «день слабого пола» или праздник равноправия?
На следующий день после обнародования декларации Временное правительство получило от Лиги равноправия женщин петицию с требованием допустить женщин до участия в выборах. День равенства женщин 26 августа – повод для продолжения борьбы за равные права женщин во всем мире. Своим появлением Международный женский день во многом обязан забастовке женщин, что случилась в конце февраля 1908 года.
Борьба за равноправие длиною в век: как за 108 лет изменились цели феминисток
Место женщины. Что делают в России для достижения гендерного равенства? | Но только в нашей стране день, посвященный борцам за равные с мужчинами права женщин, превратился в свою противоположность – Праздник Весны, в который женщины ждут подарков от мужчин. |
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней. |
Праздник феминизма - Nasledie Digital | Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. |
Союз Женщин России | Большинство — 57% — повторяют формулу «Международный женский день», при этом 58% опрошенных заявляют, что в России достигнуто гендерное равноправие, и лишь 25% (по большей части — женщины) свидетельствуют о неравенстве. |
Как возник международный женский день? | История праздника Движение за равноправие женщин и мужчин возникло в 1960-х гг., тогда же и родилась идея создания Международного дня феминизма. |
Социолог рассказала, как советская власть присвоила себе победу равноправия
ООН и гендерное равенство. История праздника Движение за равноправие женщин и мужчин возникло в 1960-х гг., тогда же и родилась идея создания Международного дня феминизма. В 1910 году Люксембург и Цеткин предложили учредить Международный женский день как символ борьбы за равноправие.
Международный день феминизма отмечают 30 мая
Но изначально этот день был символом борьбы женщин за свои права и свободы: право на образование, на публичную деятельность, на работу и на равно оплачиваемый труд. Сторонницы феминизма объясняют, что принимать подарки от мужчин в Международный женский день можно, но забывать о цели праздника нельзя. Как отмечать 8 Марта, по мнению феминисток? Ходить на санкционированные митинги в поддержку женщин 8 Марта — это день солидарности трудящихся женщин, а не повод получить букет тюльпанов. Разве это нормально? Но до сих пор ни о каком равенстве речи идти не может.
Женщины — никакой не «слабый пол», как это громогласно и непоколебимо установили мужчины. А Роза Люксембург и Клара Цеткин вообще-то не этого хотели. Чего же хотели Роза Люксембург и Клара Цеткин? Последние лет 20 это всех устраивало. Но, похоже, самосознание выросло или права голосовать наравне с мужчинами, сопоставимой зарплаты и образования оказалось недостаточно для существования в грубом мире мужчин. И ведь не поспоришь. А через семь лет, 23 февраля по старому и 8 марта по новому вот это совпадение! На следующий день к забастовке подключились рабочие Путиловского завода, начались стычки с полицией. Мэрилин Френч — магистр в области английской литературы, доктор наук и активная сторонница феминистического движения написала несколько книг о нелегкой судьбе женщин. В документальном фильме BBC «Женское освободительное движение» писательница рассказывает, что в 50-е у женщин был крайне скудный выбор профессии, все объявления о найме были по половой принадлежности. Девушка могла выбрать между секретарем или клерком, то есть, по мнению Френч, стать или продавцом, или архивариусом. В ее жизни такое социальное неравенство стало причиной того, что она 17 лет прожила в браке с тираном, от которого боялась уйти без денег и потерять детей… Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC Феминистки писали книги, которые заставляли общество взглянуть на роль женщины по-другому. Самые известные из них — роман Мэрилин Френч «Женская комната», который был издан 20-миллионным тиражом и переведен на 20 языков мира. Также книга Жермен Грир «Женщина-евнух», ставшая международным бестселлером и книга «Сексуальная политика» Кейт Милетт. Писательница подверглась травле после того, как ушла от мужа и объявила о своей гомосексуальности… Сначала «феминистки-семидесятники» собирались на квартирах, изучая литературу единомышленников, попутно обсуждая насущные проблемы. Но со временем угнетенная толпа выплеснула всю свою боль в уличные демонстрации. Так впервые в 1968 году Робин Морган организовала акцию женского освободительного движения против конкурса «Мисс Америка». Им это удалось. Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC Дело Роу против Уэйда и аборт с помощью мотора холодильника Феминистки активно отстаивали свое право на распоряжение собственным телом. Вопрос об абортах до сих пор вызывает полемику во многих странах мира. В 60-70-е социально-активные женщины боролись за право рожать детей тогда, когда сами этого хотят. Широкий общественный резонанс вызвало дело Джейн Роу.
Отмечать праздник 8 марта начали с 1914 года после того, как женщины Австро-Венгрии, Германии, Дании, Нидерландов, Швейцарии, России, США и других стран провели митинги протеста либо солидарности именно в этот день. Историки считают, что выбрана дата именно 8 марта была в память о крупных забастовках работниц текстильных фабрик в США, состоявшихся 8 марта в 1857 и 1908 годах: в 1857-м в Нью-Йорке работницы текстильных фабрик провели «марш пустых кастрюль» — прошлись по городу, протестуя против неприемлемых условий труда и низких зарплат, а в 1908-м забастовка нью-йоркских работниц прошла вновь — маршем прошлись 15 тысяч женщин, которые требовали сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда. В России этот день отмечался в качестве официального праздника с 1919 года, первоначально носил название Международного дня работниц, однако с конца 1920-х годов стал именоваться Международным женским днем. После распада Советского Союза день 8 марта остался государственным праздником в России и выходным днем. История умалчивает, когда и почему на смену шествиям и демонстрациям пришла нынешняя конфетно-букетная традиция празднования 8 Марта. Первоначальный смысл этого дня — борьба за равноправие — многими забыт, из-за чего 8 марта воспринимается просто как «женский день».
В основном, его «привечали» в европейских странах. Праздник как оружие Фактически, речь шла не о «праздниках», а о женских митингах. Женщины, сочувствовавшие идеям социализма, организовывали общественные выступления, добиваясь равенства в правах с «сильным полом». С 1913-го года такие митинги стали проходить и в Российской Империи. Особенно «выдающейся» получилась женская демонстрация, которая состоялась в Петрограде 23 февраля 1917-го года, на фоне нескольких лет мировой войны и политического кризиса. Спустя всего пару дней после неё Император Николай Второй подписал указ о даровании женщинам права участвовать в выборах. Правда, это не остановило Февральскую революцию, которая произошла спустя ещё несколько дней... Та самая демонстрация В 1921-м году в СССР официально приурочили Международный женский день именно к этой дате по новому стилю 23-е февраля приходилось именно на 8-е марта. Впоследствии за «Страной Советов» подтянулись и другие страны «красного блока», а также коммунистические силы капиталистических стран. Резюмируя всё это, можно констатировать интересный факт: 8-е марта — это праздник мирового масштаба, но при этом «российский», так как он оказался привязан именно к этому числу в связи именно с нашей страной.
8 марта- Международный день борьбы за права женщин
Что при этом чувствуют остальные 12 — не уточняется. Подпишитесь на новости Астрахань. Ру в Telegram - все самое важное в жизни города!
Женщины, сочувствовавшие идеям социализма, организовывали общественные выступления, добиваясь равенства в правах с «сильным полом». С 1913-го года такие митинги стали проходить и в Российской Империи. Особенно «выдающейся» получилась женская демонстрация, которая состоялась в Петрограде 23 февраля 1917-го года, на фоне нескольких лет мировой войны и политического кризиса.
Спустя всего пару дней после неё Император Николай Второй подписал указ о даровании женщинам права участвовать в выборах. Правда, это не остановило Февральскую революцию, которая произошла спустя ещё несколько дней... Та самая демонстрация В 1921-м году в СССР официально приурочили Международный женский день именно к этой дате по новому стилю 23-е февраля приходилось именно на 8-е марта. Впоследствии за «Страной Советов» подтянулись и другие страны «красного блока», а также коммунистические силы капиталистических стран. Резюмируя всё это, можно констатировать интересный факт: 8-е марта — это праздник мирового масштаба, но при этом «российский», так как он оказался привязан именно к этому числу в связи именно с нашей страной.
Кроме того, это праздник с сугубо социалистическими и коммунистическим корнями и, в целом, праздник борьбы женщин за свои права, а вовсе не история «про мимозы и конфетки». Оно существовала фактически и всячески поощрялось.
Многие по ошибке считают, что упомянутую демонстрацию устроили суфражистки, - члены движения за предоставление женщинам избирательных прав. Однако в действительности они сказали свое веское слово в истории чуть позже. Как складывались отношения русских феминисток и революционерок Суфражистки из числа среднего класса - учительницы, врачи, бухгалтерши, телеграфистки - появились в России еще в 1905 году, когда в стране впервые было введено ограниченное избирательное право и принят первый в ее истории избирательный закон. И уже с 1905 года суфражистки начали создавать женские политические организации, целью которых было получение избирательных прав для женщин без всяких ограничений, на равных основаниях с мужчинами.
Так в Петербурге появилась "Женская прогрессивная партия", "Союз равноправности женщин", "Лига равноправия женщин". Многие благотворительные женские организация также поддержали идею о равных избирательных правах и включились в эту борьбу", - рассказала Ирина Юкина. Стоит отметить, что в Великом княжестве Финляндском, которое входило в состав Российской империи, женщины получили избирательное право указом Николая II еще в 1906 году. Суфражистки старались привлечь на свою сторону работниц, которых называли "младшими сестрами" - они считали своим долгом просвещать их на общественно-политические темы. К слову, наряду со словом "феминистки" в нейтральном контексте боровшиеся за права женского пола использовали и более понятное русскому человеку слово "равноправки". Однако с профессиональными революционерами у равноправок отношения складывались не лучшим образом, что наглядно демонстрировало отношение к ним революционерки Александры Коллонтай , которая, к слову, присутствовала на конференции Международного женского секретариата в Копенгагене, где и было предложено учредить Международный женский день.
Она называла их "буржуазными феминистками", пытаясь так дискредитировать их в глазах работниц. Коллонтай считала, что "буржуазки" способствуют распылению рабочего класса по половому признаку. При этом сама она была дворянкой, генеральской дочкой, получившая от родителей поместье в Черниговской губернии. Позднее его продали, а капитал был положен в банк, что позволяло Коллонтай не заботиться о куске хлеба. В отличие от так называемых "буржуазок", многие из которых долго и с трудом пробивались к образованию и работали на низкооплачиваемых должностях, зачастую едва сводя концы с концами", - рассказала Ирина Юкина.
Эти идеи частично воплотились в жизнь — в 1920-е годы шло строительство домов-коммун с системой общих столовых, прачечных, библиотек, яслей и т. Например, московские Дом на набережной и Дом Наркомфина. Коллонтай продолжала настаивать на том, чтобы «избавиться от буржуазного собственничества» и отказаться от традиционных сексуальных отношений.
В статье «Свободу Эросу! Однако такие взгляды Коллонтай часто критиковались. Тем не менее подобный свободолюбивый социальный эксперимент нашел отражение в фильме «Третья Мещанская» 1927. По сюжету молодой печатник Владимир приезжает погостить к своему фронтовому товарищу Николаю в Москву и оказывается неравнодушен к его жене Людмиле. Девушка, соскучившаяся по ласке, отвечает ему взаимностью. Все герои запутываются в своих чувствах и решают жить втроем. В итоге Людмила беременеет, но, так и не выяснив, от кого, бросает обоих мужей и уезжает из Москвы. Несмотря на громкие лозунги в прессе и яркие картины в кино, вовлечение женщин в экономику происходило довольно медленно.
А после возвращения мужчин с Гражданской войны женщины и вовсе столкнулись с безработицей. Феминизм в советской России пробивался в законодательство не «снизу», как, например, в западных странах, а «сверху». В решении «женского вопроса» власть руководствовалась не интересами самих женщин, а скорее государственными нуждами. По мнению исследователей , насаждение равенства «сверху» было преждевременным : несмотря на прогрессивное законодательство, по факту женщины все еще зарабатывали меньше мужчин, были менее образованны и больше заняты домашним хозяйством. И они далеко не всегда осознавали свое положение. Как советские женщины столкнулись с двойной нагрузкой под соусом равноправия Уже ко второй половине 20-х годов становится ясно, что ресурсов на то, чтобы строить «Новый быт», у государства недостаточно. Первая мировая и Гражданская войны, коллективизация, голод и репрессии привели к демографическому спаду: рождаемость снизилась почти в два раза. А поскольку государство не может взять на себя бытовые обязанности, нужно вернуть их обратно — в семью.
При Иосифе Сталине во всех сферах жизни начинается консервативный поворот, и на смену «свободной любви» приходит «крепкая советская семья». В 1936 году сталинская конституция торжественно провозглашает: «В СССР решена задача огромной исторической важности — впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». За 6 лет до этого, в 1930 году, был упразднен Женотдел ЦК ВКП б и закрыт ведущий журнал «Коммунистка» — приказом сверху стало считаться, что женский вопрос в стране решен. В прессе штампы «новая женщина», «труженица» и «работница» сменяются «воспитательницей нашей молодежи» и «матерью». По мнению исследователей , при внешней декларации равенства и свободы к 1930-м годам сложилась особая гендерная система в виде советского патриархата. По отношению к женщинам государство занимает патерналистскую роль: за материнский труд оно окружает их заботой и покровительством, беря на себя роль «мужа». Только теперь женщина должна быть не только матерью — но и активным участником производства. При Сталине государство стало требовать от женщин всего и сразу.
Ответственная советская гражданка должна быть не только успешной карьеристкой и труженицей, но и самоотверженной матерью и женой. При этом материнство расценивалось не как личный выбор, а как долг каждой женщины перед государством. Например, в фильме «Женщина» 1932 четыре героини проходят ряд испытаний, чтобы занять место в обществе наравне с мужчиной. Две из них — Машка и Анька — мечтают стать трактористками.