Мун Чжэ Ин, с 2017 Избирается народом на 5 лет, не более одного срока - может наложить вето на решение Национального собрания, для преодоления которого необходимо 2/3 голосов депутатов - принимает решение о проведении референдума - назначает. Федеральное Собрание (русский: Федеральное Собрание, тр. Палата представителей США рассмотрит резолюцию о непризнании Владимира Путина президентом России после 7 мая 2024 года. Структура палат федерального собрания Российской Федерации. Была также отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории «А» (президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов.
Федеральное Собрание
Парламент может формироваться на основе одноуровневых выборов когда все депутаты избираются на всенародных выборах или двухуровневых когда сначала избираются депутаты на местном уровне, а затем они формируют парламент. Президент в президентской республике чаще является главой правительства, следовательно и руководителем исполнительной ветви власти. Разделение властей является характерным не только для президентской республики.
Так, обладая правом законодательной инициативы, он вносит законопроекты в Государственную Думу п. Проекты законов, вносимые Президентом на рассмотрение Федерального Собрания, разрабатывают по его поручению Администрация аппарат Президента или Правительство. Иначе говоря, в этих законопроектах реализуется политика не только Президента, но и Правительства. Это своего рода двуединые законопроекты, на которые формально распространяются положения ч.
Важными полномочиями обладает Президент и на завершающей стадии законотворческого процесса. Так, федеральный закон, принятый обеими палатами Федерального Собрания, в течение пяти дней должен быть направлен Президенту, которому Конституция отводит четырнадцать дней для его подписания и обнародования. Если Президент не согласен с законом в целом или отдельными его частями, он может возвратить его в Федеральное Собрание на повторное рассмотрение с обоснованными возражениями. Если при повторном рассмотрении закон будет снова принят в прежней редакции квалифицированным большинством голосов обеих палат, Президент, несмотря на свое несогласие, обязан его подписать в течение семи дней и обнародовать. Следовательно, право вето Президента не абсолютно. Это право относительного отлагательного вето, причем он может использовать данное право в отношении лишь обыкновенных федеральных законов.
Федеральные конституционные законы, которые принимаются, согласно ч. Наконец, к числу важнейших полномочий Президента в сфере законодательной инициативы относится право назначения референдума п. Референдум назначается им в порядке, установленном федеральным конституционным законом, и предполагает голосование избирателей по одному или нескольким предложенным вопросам, касающимся самых важных сторон государственной жизни о проекте новой Конституции, изменении отдельных ее положений и т. В сферу полномочий Президента в отношениях с Федеральным Собранием входит его право обращаться к обеим палатам с ежегодными посланиями п. Эти послания являются прежде всего политическими документами. Вместе с тем в них может содержаться программа законодательной деятельности Президента и Правительства, что вполне способно повлиять на законотворческий процесс палат.
Значительны полномочия Президента в области международных межгосударственных отношений. Конституционные положения, представляющие Президенту право определять основные направления внешней политики государства ч. Формы реализации президентской линии в международных отношениях - это обычно личные встречи Президента с главами иностранных государств и правительств, участие в региональных и международных конференциях, двусторонних и многосторонних переговорах, пресс-конференциях и т. Ведя переговоры и подписывая различного рода договоры и соглашения с иностранными государствами в этом случае главе государства не требуются специальные полномочия, он действует "по праву", то есть в силу собственного права , Президент как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина должен содействовать укреплению позиций России на международной арене, сохранению ее суверенитета, независимости и государственной целостности, защищать права и интересы российских граждан. Конституция Российской Федерации, в отличие от конституций ряда зарубежных стран, не содержит норм, ограничивающих деятельность Президента в сфере международных отношений, перечня вопросов, по которым он может или не может вести переговоры и подписывать договоры и соглашения. Конституция ничего не говорит и о том, должны ли договоры, заключенные Президентом, ратифицироваться Федеральным Собранием.
Вместе с тем статья 106 Конституции гласит, что "обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров". Значит, заключаемый Президентом договор должен сначала рассматриваться в Государственной Думе и получить одобрение у абсолютного большинства Совета Федерации. Утвержденный Федеральным Собранием договор сопровождается ратификационной грамотой, которая подписывается Президентом. Как глава государства Президент представляет Россию в международных отношениях, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Прием Президентом верительных и отзывных грамот от аккредитуемых при нем дипломатических представителей означает, что с этого момента начинается соответственно исполнение или прекращение выполнения ими своих обязанностей на территории Российской Федерации. Полномочия Президента распространяются и на сферу судебной и правоохранительной деятельности.
Так, он представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора Российской Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов. Президент осуществляет ряд полномочий, связанных с деятельностью Вооруженных Сил, Верховным Главнокомандующим которых он является по Конституции ч. Полномочия Президента в этих столь важных сферах определяются Конституцией в самом общем виде и конкретизируются в действующем федеральном законодательстве. Так, в соответствии со ст. Предоставляя Президенту право введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, Конституция ч. Решение о введении военного положения должно быть незамедлительно именно так записано в Конституции доведено до сведения членов обеих палат Федерального Собрания.
А значит и это логически вытекает из содержания п. С этим полномочием Президента тесно связано его право вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Реализация его оговаривается определенными условиями: это наличие веских обстоятельств причин , предусмотренных федеральным конституционным законом, и незамедлительное сообщение об этом палатам Федерального Собрания ст. Указ о введении чрезвычайного положения в период работы сессии парламента передается на его утверждение немедленно и рассматривается в срок, не превышающий 24 часов. Одновременно в ч. Порядок введения чрезвычайного положения должен регламентироваться федеральным конституционным законом.
Конституция делегирует Президенту отдельные полномочия в отношении органов государственной власти и актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Названные полномочия направлены на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, урегулирование разногласий между ними. Инициатива обращения к такой процедуре может исходить и от самого Президента, и от законодательного или исполнительного органа государственной власти, при этом Президент может быть непосредственным участником согласительного процесса. Примером использования Президентом согласительных процедур при очень широком круге участников служит обсуждение и подписание 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии, предусматривающего стабилизацию политических отношений политической обстановки в стране. Если согласительное решение не достигнуто, Президент вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда, в частности Конституционного ч.
Норма ч. В случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным договорам или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина Президент имеет право приостановить действие таких актов до решения вопроса соответствующим судом. Следовательно, окончательно юридическую судьбу акта Президента или акта органов исполнительной власти, правомерность их издания определяет суд. Ряд полномочий Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина затрагивают интересы личности. На основании ст. Эти полномочия которые во всех зарубежных странах относятся к компетенции главы государства вытекают из ст.
Право Президента предоставлять политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства основывается на ч.
Законодательная власть Области знаний: Конституционное право. Муниципальное право, Административно-правовые основы государственного управления, Законодательная власть Современное государство: Органы власти Органы власти Россия. С учётом федеративного устройства России она представлена органами публичной власти двух уровней: федерального и регионального. На федеральном уровне законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание — парламент , который является двухпалатным и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ, действующим на постоянной основе. Подобное двухпалатное строение высшего законодательного органа страны характерно для стран с федеративной формой государственно-территориального устройства. По общему правилу, Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно совместно палаты могут собираться, например, для заслушивания посланий Президента РФ. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми, однако в случаях, предусмотренных регламентами , палата вправе принять решение о проведении закрытого заседания. Вопросы, связанные с непосредственным формированием Совета Федерации, правовым статусом сенаторов, урегулированы Федеральным законом от 22 декабря 2020 г.
Порядок формирования Совета Федерации неоднократно изменялся законодателем, в том числе путём принятия поправок к Конституции РФ, и в настоящее время в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта РФ : по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Таким образом, в Совете Федерации представлены не только интересы субъектов РФ, но и самой Федерации.
Энгельс в своем блестящем анализе английской Конституции. Тем не менее... Английская Конституция не может существовать без монархии. Уберите Корону — «субъективную верхушку» - и все искусственное сооружение рухнет. Английская Конституция представляет собой перевернутую пирамиду, вершина которой является одновременно основанием.
И чем менее значительным делался монархический элемент в действительности, тем большее значение приобретал он в глазах англичанина. Нигде, как известно, особа, которая не управляет, не пользуется большим поклонением, чем в Англии» [58]. Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома династии к другому в предписанном законом порядке. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями. Законодательная практика знает следующие системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью Бельгия, Норвегия [59].
Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам - младший брат исключает старшую сестру Великобритания, Испания. Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий. Эта система была введена в России в 1797 г. Определенными особенностями обладает порядок престолонаследия в арабских государствах. Обычно наследником назначается старший сын царствующего монарха, но этот обычай не всегда соблюдается. В Кувейте, например, наследником может быть назначен любой сын монарха, а в Катаре - любой из его родственников.
Иногда предложенная монархом кандидатура подлежит одобрению Национальным собранием. Наследственный принцип является генеральным для всех монархий, хотя в истории известны случаи, когда монархи избирались [60]. В наше время избирательная монархия существует в Федерации Малайзия и Объединенных Арабских Эмиратах. Избирательная монархия представляет собой сочетание монархического и республиканского элементов, однако республиканский элемент несуществен и не меняет характера самого института. В случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, то есть правление за монарха, вместо него, осуществляемое либо единолично регентом, либо коллегией - регентским советом. Регентство - институт чрезвычайно гибкий, эластичный. Он неоднократно использовался дворцовыми камарильями для устранения нежелательных венценосцев или для недопущения их на вакантный престол без использования при этом более радикальных средств.
В Новейшее время регентство также применялось неоднократно. В июле 1952 г. В августе 1952 г. В Испании с 1947 г. После его смерти осенью 1975 г. Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако монарха можно принудить отречься от престола, свергнуть или, наконец, устранить физически. Все это практиковалось неоднократно.
Например, в июне 2001 г. Несмотря на это, он был провозглашен королем по праву наследования титула. Прожил он еще три дня. По закону личность монарха неприкосновенна и даже священна. Соответствующие статьи содержатся в конституциях всех монархических стран. Конституция княжества Лихтенштейн устанавливает: «Князь является главой государства... Личность его священна и неприкосновенна» ст.
Уголовное законодательство монархических стран предусматривает особые составы преступлений, направленных против личности монарха или его достоинства. Лица, совершившие «преступления против Величества», подвергаются строгим наказаниям. Монарх обладает рядом почетных прав и прерогатив, совершенно не свойственных президенту. Среди них наиболее характерны атрибуты монархической власти - корона, мантия, трон, скипетр и держава и т. Денежное содержание монарха складывается из доходов от его личного имущества и ассигнований из государственного бюджета, получаемых им по цивильному листу, принимаемому парламентом. Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников - королевский двор, составляющих его штат.
Функции и полномочия Президента РФ
В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. Таким образом, в отрешении от должности Президента РФ участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Была также отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории «А» (президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов.
Задания ЕГЭ. Федеральное сбрание. Президент
Неоднократно менялся порядок формирования парламента в Италии, Франции, Японии, многих других странах. Переход к полностью пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы имеет свои преимущества. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать 500 человек. С целью гарантирования реализации пассивного избирательного права Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ устанавливает, что каждый гражданин РФ вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемых этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции общем собрании регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах, а также на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов. В законодательстве РФ предусмотрен так называемый заградительный пункт процентный барьер , означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства. Такое ограничение не допускает раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, тем самым обеспечивая стабильное функционирование парламента. С декабря 2007 г. Как указал Конституционный Суд РФ, разрешая дело о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21. Выборы - это возможность для избирателей определить свои предпочтения и голосовать за соответствующего кандидата или список кандидатов и, следовательно, наличие победивших и проигравших. Однако правила, по которым проводятся выборы, для всех избирательных объединений, избирательных блоков и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам, одинаковы.
Такой порядок не искажает и существо народного представительства. Граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из ст. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу - одномандатному или федеральному - он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа РФ, то есть представителем народа в смысле ст. Вместе с тем заградительный пункт недопустимо использовать вопреки предназначению выборов. Кроме того, следует учесть, что, по смыслу ст. Поэтому если заградительный барьер будет преодолен лишь одним избирательным объединением, даже при условии, что за него подано большинство голосов, ему не могут быть переданы все депутатские мандаты по федеральному округу, так как это противоречило бы принципу пропорциональности выборов в условиях демократии. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Статья 105 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Статья 106 Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а федерального бюджета; б федеральных налогов и сборов; в финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е войны и мира. Статья 107 1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания. Статья 108 1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения.
И предварительно необходимо решить, можно ли осуществить перераспределение полномочий, не затрагивая текст Конституции в этом случае плавный переход к новому состоянию власти произойдет на основе разработки необходимых законов, подписания политических соглашений между главными субъектами государственной власти , либо неизбежен серьезный пересмотр самого Основного закона. В настоящее время в связи с избранием нового Президента и качественным обновлением состава Государственной Думы в России сложилась весьма благоприятная политическая ситуация для продолжения конституционной реформы построения демократического правового государства, основанного на сбалансированной системе государственной власти. Поддержка законодательных инициатив Президента Государственной Думой дает надежду на то, что время не будет упущено и общегосударственные задачи, намеченные в Послании Президента В. Путина Федеральному Собранию РФ, могут быть выполнены. На наш взгляд, значительную часть этой работы следует осуществить прежде всего путем принятия вытекающих из Конституции федеральных законов, и в первую очередь федеральных конституционных законов, а также посредством внесения изменений и дополнений в федеральные конституционные законы от 17 декабря 1997 г. Для проведения административной реформы необходим закон о федеральных органах исполнительной власти и Кодекс о государственной службе. С помощью пакета упомянутых законов можно серьезно скорректировать полномочия и взаимоотношения органов государственной власти по горизонтали и вертикали, наладить работу госаппарата. Однако такие акты не смогут затронуть многие определяющие моменты их взаимоотношений, поскольку основные, первичные правовые нормы в этой области как материальные, так и процессуальные достаточно жестко зафиксированы в Конституции. Одно из главных направлений совершенствования Основного закона видится в реформировании тех его оснований и конструкций, которые затрудняют стабильное развитие. Радикальный вопрос о том, какую республику и с какой формой правления мы строим или собираемся построить - парламентскую или президентскую, не стоит. И если учитывать реальное состояние институтов гражданского общества, переход к классической парламентской республике был бы такой же иллюзией демократии, как упование многих либералов на саморегулируемость рыночной экономики. Следовательно, в рамках системного подхода к построению работающей государственной власти необходимы не изменение формы правления и урезание полномочий главы государства и Правительства, а четкая регламентация компетенции и ответственности каждого органа, включая Президента. Требуется наметить последовательность проведения законодательных работ в рамках каждого этапа реформирования, определить, какие акты законы, указы, правительственные постановления необходимы для их реализации. Нельзя, к примеру, ввести федеральным законом контрассигнацию Правительством президентских указов в сферах, затрагивающих в том числе предметы совместного ведения главы государства и высшего исполнительного органа государственной власти. Здесь требуется как минимум внесение соответствующей поправки в ст. Напомним, она гласит, что Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Именно в этой статье полезно указать, что акты Президента, изданные в пределах полномочий исполнительной власти в области внутренней и внешней политики, затрагивающие сферу регулирования экономики, финансов, налогов, управления государственным имуществом, а также вопросы назначения и освобождения членов Правительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти, введения чрезвычайного и военного положений, контрассигнуются Правительством. Конкретизация круга полномочий главы государства, реализация которых возможна при условии контрассигнации Правительства, несомненно, повысит роль и ответственность Правительства в управлении государственными делами. В то же время контрассигнация, как было сказано, не распространяется на акты, изданные Президентом в пределах его собственных полномочий, которые он не разделяет с Правительством, а осуществляет по собственному усмотрению в соответствии с Конституцией. Объем их может дифференцироваться в зависимости от тех целей и задач, которые будут ставиться при перераспределении полномочий Президента и Правительства. В зарубежной практике это зависит от формы правления парламентская или смешанная и конституционных традиций в соответствующем государстве. По мнению ряда политологов, надежды на перераспределение полномочий между основными носителями государственной власти окончательно развеялись после выборов депутатов в Государственную Думу в декабре 1999 г. Еще до выборов Президента 26 марта они утверждали, что В. Путин не допустит политической независимости Правительства и его Председателя, претендентом на этот пост не может стать "какая-то политическая фигура с собственной программой, собственным электоратом, собственным видением, собственной игрой, собственными связями в высших эшелонах власти". Им было "абсолютно понятно" и то, как сложится судьба Правительства: "это будет технократический кабинет, который не будет играть самостоятельную политическую роль". Но нужно ли Президенту такое технократическое Правительство, которое не выполняет конституционного назначения высшего исполнительного органа власти и не несет фактически никакой политической ответственности? Глава 1 Конституции РФ в ст. Во взаимоотношениях друг с другом они независимы, то есть не находятся в иерархической или административной подчиненности, ибо исключительной "верховной власти" ни одному федеральному органу Основной закон не предоставляет. И Президент, и Федеральное Собрание, и Правительство, и федеральные суды - все они осуществляют государственную власть в Российской Федерации самостоятельно, в пределах их компетенции, что само по себе говорит об их политической роли в государстве.
Причем если Государственная Дума 20 О значимости представительного характера Феде- рального Собрания пишут многие авторы. Научно-практический комментарий. Впрочем, ст. Что касается представительного характера го- сударственного органа, то он, по сути, никак не раскры- вается в Конституции и развивающем ее законодательстве, никак не описываются функции органа, связанные именно с представительным его характером см. А вот в отношении понятия "законодательный орган" имеется чет- кое представление. Законодательный орган реализует за- конодательную составляющую государственной власти, зак- репленную в ст. Как и всякий другой парламент, российское Федеральное Соб- рание в своей деятельности реализует, наряду с законо- дательной нормотворческой , ряд других функций: бюд- жетно-финансовую, функцию участия в формировании иных государственных органов, контрольную функцию по приня- тию одноразовых ненормативных решений на нерегулярной основе, церемониальную. Сходные функции парламента пу- тем сгруппирования его полномочий выделяют различные авторы. Так, французский ученый М. Дюверже к полномочи- ям парламента относит законодательные, финансовые, внешнеполитические, исполнительные, административные, судебные полномочия по вопросам принятия и пересмотра конституции21. Английский исследователь Д. Кумбе выделя- ет 5 основных групп полномочий парламента: воздействие на правительство, издание законов, утверждение бюджета, контроль над администрацией, организация работы самого парламента22. Droit publique. Luxembourg, 1974. Как мы видим, некоторые авторы выделяют в отдельную функцию компетенцию парламента по принятию конституции и внесению в нее поправок. На мой взгляд, если принятие и изменение конституции входит в компетенцию парламента законодательного собрания , то эти полномочия относят- ся к законодательной функции, поскольку такая "гибкая" или "менее жесткая" конституция - это закон, хотя и особый, основополагающий. Принять новую конституцию российское Федеральное Собрание не вправе. В отношении же принятия поправок оно обладает законодательными пол- номочиями, предусмотренными для принятия федерального конституционного закона, но их недостаточно для вступ- ления поправок в силу см. Наконец, палаты Феде- рального Собрания вправе созвать Конституционное Собра- ние, правомочное подтвердить неизменность Конституции, принять новую Конституцию или вынести ее проект на все- народное голосование см. Таким образом, рос- сийский парламент не обладает ни учредительными пол- номочиями, ни законодательными, достаточными для изме- нения Конституции. Функции Федерального Собрания тесно переплетены меж- ду собой. В частности, федеральный бюджет оформляется федеральным законом. Но это не бюджетно-финансовое за- конодательство, которое, в частности, реализуется во введении и отмене налогов, льгот по их уплате, в регу- лировании так называемых внебюджетных фондов одним из таких фондов является, к примеру, Пенсионный и т. В формировании различных государственных органов парламент Российской Федерации участвует в лице своих палат утверждение Государственной Думой кандидатуры назначаемого Президентом РФ Председателя Правительства, назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, утверждение Советом Федерации кандида- тур Генерального Прокурора и судей Конституционного Су- да и т. Контрольная функция реализуется как через органы па- лат пар- ламента например, комиссии по исследованию тех или иных фактов и событий и депутатов депутатские вопросы и запросы23 , так и путем поручений самостоя- тельным государственным органам например, Счетной па- лате. Принятие одноразовых ненормативных решений на нере- гулярной основе включает в себя такие действия Феде- рального Собрания, которые выходят за пределы других действий парламента к примеру, принятие обращений и заявлений палат по различным вопросам внутренней и внешней политики, объявление амнистии Государственной Думой и т. Церемониальная функция, казалось бы, не имеет большого значения, поскольку ее реализация не оказывает серьезного влияния на жизнедеятельность об- щества и государства. Однако она подчеркивает авторитет парламента. В частности, в ч. Кроме того, парламент заслушивает обращения Президента РФ, Конституционного Суда, выступления руководителей иностранных государств. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права из- давать федеральные законы. В то же время Федеральное Собрание - не единственный государственный орган на фе- деральном уровне, обладающий нормотворческой компетен- цией. С принятием Конституции 1993 г. За- то появилось понятие иного в сравнении с законом нор- мативного правового акта, которое несколько затуманива- ет картину взаимоотношений различных актов. При комплексном анализе различных конституционных положений можно установить определенную иерархию норма- тивных актов см. Так, Президент РФ издает и неподзаконные указы, в то время как постановления и распоряжения Правительства издаются только с целью рег- ламентации уже действующих Конституции, федеральных за- конов, нормативных указов Президента РФ. Когда феде- ральный закон принимается позже указа Президента, то положения указа, противоречащие этому закону, прекраща- ют свое действие с момента вступления в силу федераль- ного закона, однако регулирование отношений по указу до вступления федерального закона в силу даже при наличии противоречий с указанным законом признается законным и правильным см. Президент РФ активно пользуется своими нормотворчес- кими полномочиями. При этом он не только принимает ука- зы при отсутствии федеральных законов, которые должны были бы регулировать отношения в какой-либо сфере, но и издает указы, альтернативные принятым Государственной Думой актам, наложив предварительно вето на одобренный Думой закон. Так было, в частности, с актами о втором этапе приватизации, когда позиции Государственной Думы и Президента по этому вопросу не совпали. Такая практи- ка не противоречит Конституции, поскольку федеральный законодатель прямо не выразил негативное отношение к регулированию, данному в конкретном президентском ука- зе, и, следовательно, такой указ не противоречит феде- ральному закону. То есть нет формальных оснований счи- тать, что законодатель, хотя и предлагавший иное регу- лирование, не согласен с тем регулированием, которое дано в указе Президента. Были также случаи, когда Президент принимал в форме своего указа нормативные акты, внесенные им ранее в Го- сударственную Думу в порядке законодательной инициати- вы, но отклоненные данной палатой Федерального Собрания см. Такую практику следует признать противо- речащей Конституции. В подобных вопросах следует исхо- дить, в первую очередь, из положений ч. Согласно ч. Однако ч. Это допустимо постольку, пос- кольку возникает состояние законодательной необходимос- ти, а номинальный законодатель не успевает дать соот- ветствующее регулирование. Причем такие указы Президен- та следует расценивать не как альтернативу законода- тельному регулированию, а как временное восполнение пробела в законодательстве. Здесь действует презумпция: до тех пор, пока законода- тель не установил в законе иное, следует считать, что указ Президента соответствует воле законодателя, а поэ- тому не противоречит положению ч. Однако если федеральный законодатель, отвергнув предс- тавленный Президентом законопроект, тем самым однознач- но показал, что регулирование, предлагаемое Президен- том, противоречит воле законодателя, то и указ Прези- дента, воспроизводящий положения отвергнутого законоп- роекта, следует считать противоречащим воле законодате- ля, то есть по существу противоречащим федеральным зако- нам. Такой указ вполне может быть предметом проверки в Конституционном Суде РФ в соответствии с п. Влиять на законодательную деятельность Федерального Собрания могут путем реализации права законодательной инициативы Президент, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд см. Кроме того, у Президента имеется еще один ры- чаг воздействия на законодательную деятельность - отла- гательное вето. На президентские указы никто наложить вето не может. Конституционный Суд, занимаясь толкованием Конститу- ции России, формулирует, по сути, правовые нормы и тем самым включается в законодательную деятельность.
Полномочия Федерального Собрания РФ
Также Конституция содержала гарантии прав и свобод человека, закрепляла социальный и правовой характер государства, регулировала вопросы федеративного устройства. Парламенту после принятия Конституции предстояло же создать национальное законодательство, сказал Путин — эта задача продолжает решаться и сегодня. Путин также подчеркнул усилия Федерального собрания в рамках парламентской дипломатии, когда работой на международных площадках депутаты разных уровней и сенаторы внесли вклад в укрепление авторитета и влияния России, а также в строительство «более справедливого многополярного мира». Читайте также:Путин отметил 30-летие Конституции встречей с судьями Конституционного суда После этого Путин напомнил, что на недавней встрече с руководством думских фракции обсуждалась историческая преемственность нынешней Госдумы с Думой начала XX в. Можно вспомнить и новгородское вече, а также органы представительной власти и в других землях, сказал Путин.
В последние годы работа федерального парламента и региональных заксобраний стала «более профессиональной», сказал Путин, а поправки в Конституцию 2020 г. После этого президент поблагодарил депутатов и сенаторов за солидарную позицию по большинству вопросов, прежде всего по принятию законов для поддержки участников спецоперации и их семей. Отдельно Путин поприветствовал в зале председателей законодательных собраний новых регионов. Завершил свою речь президент тем, что еще раз поздравил законодателей с 30-летием Федерального собрания и Конституции.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что принятие Конституции открыло новый этап в развитии страны и за 30 лет страна прошла непростой, но созидательный путь.
В мае 1990 года он был избран Председателем Верховного Совета парламента РСФСР - высшей государственной должностью и, таким образом, стал главой государства. В результате создания должности Президента Советского Союза в союзных республиках также начали вводить должность Президента. Но Ельцин так и не восстановил свою популярность после серии экономических и политических кризисов в России 1990-х годов. Эпоха Ельцина была отмечена повсеместной коррупцией, экономическим коллапсом и огромными политическими и социальными проблемами.
Соответствующее распоряжение правительства оформляется в день инаугурации. При этом министры продолжают исполнять свои обязанности до тех пор, пока не будет сформирован новый состав правительства. Во время церемонии инаугурации используются символы власти — штандарт и знак президента РФ, а также специальный экземпляр Конституции. Список приглашенных на инаугурацию формируется протоколом президента России.
На церемонии обязательно должны присутствовать члены правительства и обеих палат Федерального собрания Госдумы и Совета Федерации , а также руководители администрации президента, судьи Конституционного суда, представители Центризбиркома и дипломатического корпуса. В число гостей также могут входить Герои России, кавалеры ордена Святого апостола Андрея Первозванного, ордена "За заслуги перед Отечеством" I и II степеней, доверенные лица президента, представители деловых кругов, основных конфессий и общественных организаций.
Уточняется, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, приобретает статус сенатора с момента подачи в Совет Федерации заявления с приложением необходимых документов. Заявление может быть подано однократно в течение 3 месяцев со дня прекращения исполнения полномочий Президента.
При этом Президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение 3 месяцев со дня вступления закона в силу. Указывается, что сенаторы — представители РФ назначаются указом Президента на 6 лет либо пожизненно не более 7 сенаторов. Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью Президента, и может осуществляться по его усмотрению в любое время. Предусматриваются следующие требования к кандидатам в сенаторы Российской Федерации: Сенатором РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства подданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Согласно цензу оседлости, кандидатом в сенаторы - представители региона может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории данного субъекта РФ в течение 5-ти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению.
Лекция 8: «Глава государства в зарубежных странах»
Статья 5. Полномочия палат Федерального Собрания. Главная» Новости» Через сколько проводится инаугурация президента после выборов. Вопросы: 1. Президент избирается обеими палатами Федерального собрания – 2. Президент избирается сроком на 6 лет – 3. Президент не может отправить в отставку правительство – 4. Президент единолично осуществляет законодательную власть – 5.
Лекция 8: «Глава государства в зарубежных странах»
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Была также отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории «А» (президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов.