0 # Описание картины Николая Рериха: Сокровище Ангелов Эскиз стенописи усыпальницы. 98 фото | Фото и картинки - сборники. По каталогам и зарубежным изданиям известно единственное полноценное тво-рение Рериха «Сокровище Ангелов» (тени-шевский эскиз не в счёт). Сокровище ангелов рерих. Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов».
Николай Константинович Рерих "Сокровище Ангелов", 1905
Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. На выставке посвящённой Рериху есть очень интересное полотно – «Сокровище ангелов» 1905 года (эстимейт 800 тыс. – 1 млн. 200 тыс. фунтов) с которым художник никогда не расставался. Надо полагать, что и Рерих в “Сокровище ангелов” выразил своё понимание пути к Богочеловечеству.
Рерих сокровища ангелов картина
Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1) | Русский блоггер. |
В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха | Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. |
Telegram: Contact @olga_beshliu_guide | Сокровище Ангелов приобрели в свое время Вишневская: «купленную на «сотбис» четырехметровую картину рериха «сокровище ангелов» мы с трудом занесли в нашу квартиру — пришлось разобрать фрамугу над дверью». |
Сокровище ангелов (Николай Рерих) | “Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22]. |
В создании выставки «Николай Рерих» в Третьяковке участвовали 17 музеев — Ольга Любимова | В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». |
7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ)
Она стала результатом путешествия художника по древним городам России. Некоторые искусствоведы уверены, что «Сокровище ангелов» предназначалось для росписи Храма Святого Духа в Талашкине. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из «Дворцаец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской ной художественной галереи. Смотрите онлайн короткое видео (shorts) «СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ» на канале «Шнейвас Борис» в хорошем качестве, опубликованное 6 ноября 2023 г. 19:57, длительностью 00:00:46, на видеохостинге RUTUBE. Рерих сокровища ангелов картина. Читайте также.
Сокровища ангелов
Экспозиция его произведений стала первой в Государственной Третьяковской галерее за последние 65 лет и представляет более 100 полотен из более чем 5000 созданных из 18 музеев, в том числе из зарубежного — Национальной галереи Армении, и архивов. Выставка охватывает разные периоды жизни и творчества Н. Рериха, подчеркивая его уникальные таланты и разнообразные интересы. Первый раздел выставки соответствует русскому периоду творчества Рериха. Здесь представлены картины, отражающие его увлечение историей. Средневековые каменные идолы на входе напоминают о его археологических интересах.
Совершенно особое место в творчестве Рериха в это время занимает полотно "Сокровище ангелов. Эскиз стенописи" 1905 года.
Картина представляет собою огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров. На холсте изображены стройные ряды ангелов, поднимающиеся все выше и выше, к верхней зоне картины, а на первом плане - большой светящийся камень, на котором изображено "Распятие". Рядом - древо жизни с птицами на ветвях. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников 30. Согласно буддийскому учению, Шамбала - это центр духовного мира, символ царства сознания. В легенде о Шамбале отражены мечты народов Азии и стран Востока о прекрасной обетованной земле, где живут мудрецы, невидимо помогающие всему человечеству. Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на московской выставке "Мир искусства" в 1911 году.
В каталоге название произведения сопровождалось рериховскими строчками "За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается" 31. В этой работе Рерих также впервые обратился к изображению "древа жизни", которое в дальнейшем будет основной темой в целом ряде его картин и панно. Образ "древа жизни" заключает в себе общечеловеческий, вселенский смысл доброго начала и вечной жизни. Он восходит к древнейшим временам и встречается в памятниках культуры различных народов "как символ Вселенной". Этими существами могли быть звери, животные, птицы, фантастические чудовища и, наконец, люди" 32. Образ "древа жизни" был известен и в дохристианской Руси. На предметах материальной культуры языческой Руси изображалось древо жизни как "явный символ плодородия, урожая, изобилия, или, по крайней мере если изображались не плоды, а листья полного расцвета" 33.
Исследователи обнаружили, что в росписи русских крестьянских домов непременным элементом было древо жизни, как "символ добрых пожеланий и охранительный знак"34. Монголия и страна тангутов. Первое издание - 1875 г. О таинственном царстве индийских мудрецов см. Аполлоний Тианский. Жизнь Аполлония Тианского Литературные памятники. Ходжаш, Н.
Трухтанова, К. Образ "древа жизни" запечатлен в Библии Книга Бытия 2 9 и находит дальнейшее развит ие в Новом завете Откровение св. Иоанна, 22, 1,2,3 33 Б. Язычество Древней Руси. Рерихе господствует утверждение, что художник, интересуясь культурой стран Востока, основательно познакомился с памятниками искусства Индии, Монголии, Тибета и, главным образом, Индии лишь в зарубежный период жизни и тогда же отразил их в своем творчестве. В литературе упоминались написанные в России сказки «Девассари Абунту», «Граница царства», а также картины на эти сюжеты, затем шли «Заповедь Гайятри» и поэма «Лаухми-Победительница». Это работы 1905, 1908 и 1916 годов.
Таким образом, согласно установившемуся мнению, тема Индии вошла в творчество Рериха в 1905 году. Однако выясняется, что это не так. Уже в 1904 году художник приступил к работе над огромным полотном, главной темой которого стал важнейший символ тибетских, монгольских и индийских легенд — Камень мудрости, иначе — Сокровище Мира. Рерих поместил его изображение в центральной части картины «Сокровище Ангелов»1. Эта картина никогда не воспроизводилась в цвете и не исследовалась. В 1904 году Рерих выполнил эскиз к этой картине под названием «Архангел», принадлежавший княгине М. Тенишевой; в сборнике «Рерих» 1916, под ред.
Левитского он воспроизводится как «Эскиз к «Сокровищу Ангелов»». Впервые он был помещен в журнале «Золотое руно»4. В эскизе представлен архангел, стоящий у «древа жизни». Вскоре Рерих завершил огромное, почти 12 кв. В картине на первом плане помещена композиция — архангел у «древа жизни». Рядом с архангелом возвышается Камень, испещренный таинственными знаками и сияющий синим светом. На Камне изображено Распятие.
Поэт Вольфрам фон Эшенбах в поэме «Парсифаль» ввел мотив драгоценного Камня, источника творческих сил, мудрости и блаженства. В этом произведении поэт обратился к старинной легенде о Святом Граале: по преданию Иосиф Аримафейский собрал в чашу кровь Иисуса Христа5. Интересно отметить, что основной темой поэмы Вольфрама Эшенбаха является не чаша, а Камень, принесенный ангелами на землю и «обладающий чудесной силой»6. Согласно преданию, Камень находится на священной горе, куда нет входа недостойным. Известно, что легенда о Камне восходит не к средневековью, а к еще более древним временам и пришла в Западную Европу из глубин Азии. Предположительно, о «Камне мудрости» было известно не только в Монголии, Индии и Тибете. В легендах говорится, что частичкой Камня владел царь Соломон.
В «Откровении» св. Иоанна Богослова также упоминается некий магический Камень: «Побеждающему дам вкушать сокровенную Maнну и дам ему белый Камень, и на Камне написанное новое имя, которое Никто не знает, кроме того, кто получает»7. Возникает вопрос: знал ли Рерих эту легенду до своих экспедиций по Монголии, Тибету и Индии? Вопреки распространенному в литературе утверждению, что художник познакомился с легендой о Камне лишь в Индии, можно смело сказать, что он знал ее уже в Петербурге. Существует целый ряд источников, которые позволяют сделать такой вывод. В 1890—1891 годах наследник Российского престола, будущий император Николай II совершил путешествие по странам Востока на яхте «Память Азова». Путь шел из Греции и Египта в Индию.
Посетив ряд индийских городов, в их числе Мадрас, Калькутту, Бенарес, и остров Цейлон, путешественники направились в Сингапур, Бангкок и Японию. Наследника сопровождал востоковед князь Э. Во время путешествия им была собрана большая коллекция произведений искусства, отражающего религиозные верования народов Индии. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена общедоступная выставка предметов буддийского культа, привезенных князем Э. Ухтомским из путешествия. Был издан каталог с перечислением всех представленных предметов, в том числе и многочисленных даров, преподнесенных во время путешествия наследнику9. Об этой выставке, широко познакомившей русскую общественность с буддийским искусством, никогда не упоминали исследователи.
В 1893—1897 годах вышли из печати изданные в Лейпциге три прекрасно иллюстрированных тома с текстом князя Э. Ухтомского, где подробно описывалось путешествие. Основное внимание автор уделил предметам религиозного культа, изучению сходных черт в верованиях буддийского населения России с буддистами Индии, Китая и Бангкока, а также высказал мысль о необходимости изучения «таинственной культуры Тибета с исходящим от него мистическим светом»10. В книгах — что самое главное — помещены фотографии памятников культуры и связанные с ними легенды. В частности, среди предметов, привезенных в Петербург, значится: «Драгоценность Чиндамани» и дается ее описание: «В месте, где бывает драгоценность Чиндамани, не бывает болезни и безвременной смерти: она исполняет всякое пожелание и своим видом служит к развлечению Всемирного Царя; «Морин-Ирдыни» — драгоценная лошадь, на спине которой водружена драгоценность Чиндамани. Она обладает способностью избавить всякого едущего на ней от всевозможных страхов, быстра как ветер и скоро пробегает громадные пространства. Происхождение этих предметов восходит к глубокой древности».
В книге также помещены среди фотографий статуэток различных божеств — фигура Авалокитешвары, «хранителя от Зла» — и Майдари, о котором говорится: «Так называют монголы древнеиндийского Майтрейю, своего рода Мессию, который придет обновить мир, погрязший во грехе»11. По материалам собрания Ухтомского в 1900 году в лейпцигском издании Ф. Брокгауза вышла книга А. Грюнведеля о мифологии буддизма12. Книга знакомит с главнейшими индийскими и тибетскими легендами, отраженными в предметах изобразительного искусства, в том числе и Камне Чинтамани. В книге А. Грюнведеля, к примеру, помещена фотография статуэтки коня, несущего Чинтамани.
Статуэтка, как сказано в ее описании, выполнена из кости, украшенной эмалью и золоченой бронзой. Воспроизведены также божества — Зеленая Тара, Джама, бог ада и другие, в руках у которых непременным атрибутом является «Камень мудрости»13. Приведена легенда о появлении Камня на земле: «История древнего королевского Тибета рассказывает, что однажды, во времена владычества короля Лха-то-тори, во дворец упало с неба несколько чудесных предметов, среди них: золотая ступа, книга, ящичек с чудесным драгоценным камнем Чинтамани. Король не понял значения этого дара, и Голос с неба объяснил ему, что во время владычества пятого Наследника короля будет понято применение этих предметов. Король положил их в сокровищницу. Умер он в глубокой старости, и его дух, как и дух его супруги, перешел в статую бодхисаттвы Авалокитешвары, находившуюся в Лхасе»14. Далее рассказывается, что «король Индрабхути, желая исчерпать все сокровища мира, принес с одного далекого острова чудесный камень, исполняющий все желания, называемый Чинтамани15.
Возможно, Камнем владел Падмасамбхава, «Наставник Тибета», родившийся, согласно легенде, из цветка лотоса. Падмасамбхава был приемным сыном бездетного слепого короля Индрабхути, получил очень хорошее образование, изучал различные науки — астрологию, алхимию, «все языки»16. Трудно себе представить, что Рерих, интересовавшийся с юных лет культурой Востока, не посетил выставку в Зимнем дворце и не ознакомился с каталогом и упомянутыми изданиями. Как известно из «Листов дневника», увлечение культурой стран Востока и Азии появилось у Рериха довольно рано, еще в юношеские годы, и постепенно все более укреплялось, превратившись в серьезное занятие. Рерих вспоминал: «В семье нашей сама судьба складывала особые отношения с Азией. Постоянно появлялись друзья, которые служили в Азии, или вообще изучали ее. Профессора восточного факультета бывали у нас.
Из Сибири приезжали профессора из Томска, и все толковали об азиатских глубинах и усиленно звали не терять времени и так или иначе приобщиться к азиатским просторам. Каждая памятка из Азии была чем-то особенно душевным, от ранних лет и на всю жизнь»17. В 1880-е годы вся Россия читала статьи и книги путешественницы Е. Блаватской, открывшей Индию широким кругам читателей. Известно, что Рерих-гимназист делал выписки из ее книг. Все находки и открытия в востоковедении и, прежде всего, выставка в Зимнем дворце, каталог, воспроизведения предметов буддийского культа из коллекции князя Э. Ухтомского, а также научные исследования и беседы с известными учеными — В.
Стасовым, Вл. Соловьевым и другими — стали основой знаний Рериха о культуре стран Востока. Все это и вызвало к жизни изображение «Камня мудрости» в рассматриваемой картине. На вопрос о том, знал ли Рерих легенду о Камне в то время, можно ответить положительно. Главным доказательством осведомленности художника является сама картина. Мы попытались найти источники, послужившие почвой для ее создания. Не случайно в это время Андрей Белый называл Рериха «специалистом по Востоку»20.
Вполне закономерным также было приглашение Рериха в Комитет по строительству буддийского храма в Петербурге 1909—1915, архитектор Г. В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни». Этот образ восходит к Библии: «И произрастил Господь Бог из земли всякое древо.. Изображение «древа жизни» встречается в искусстве различных народов как «символ Вселенной». На ветвях «древа» и других райских деревьев, расположенных в глубине картины, изображены птицы с женскими головами — птицы-девы, сирины и алконосты. Эти райские птицы возвещали «радость и жизнь бесконечную»22. Сирины и алконосты — образы древнерусского и западноевропейского средневекового фольклора, восходящие к древнегреческим мифам23.
На Камне изображено Распятие в окружении таинственных орнаментальных форм. Распятие напоминает о жертве Иисуса Христа, открывшей праведникам вход в рай. Картина «Сокровище Ангелов» выполнена жидкой темперой на холсте в красивой мягкой гамме сине-лиловых и светло-желтых тонов, богатых оттенками. Местами охра имеет более яркий золотистый оттенок, акцентируя нимбы ангелов. Цвет в картине глубоко символичен: лиловый выражает вечность, синий и золотой — божественные цвета. Вся композиция устремлена ввысь, подчеркивая духовное начало. Впервые со времени создания картины воспроизводим ее в цвете.
После выставки в петербургском Салоне 1909 года картина еще раз экспонировалась на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году. В каталоге название «Сокровище Ангелов» сопровождалось рериховскими строчками: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается»24. Картина принадлежала жене художника и была вывезена Рерихами за рубеж вместе со многими другими произведениями. До 1935 года она находилась в Музее Н. Рериха в Нью-Йорке. Затем следы ее затерялись. Картина нуждалась в реставрации.
На фотографии, сделанной до ее реставрации, видны места сгибов холста и частично поврежденного красочного слоя. Снимок, сделанный после реставрации, дает представление о цветовой гамме произведения. Реставрация была осуществлена в Нью-Йорке в 1998 году. В картине «Сокровище Ангелов» нашла воплощение рериховская идея синтеза религий, которая стала с этих пор главной темой его художественного творчества и религиозно-философских сочинений. Именно поэтому здесь соединены элементы и символы различных вероисповеданий. Монументальная по своему характеру картина была создана как эскиз стенописи усыпальницы; для какой именно, художник не уточнил. Нам предстоит разобраться в этом вопросе.
В 1903 году в имении Тенишевых Талашкине строилась церковь Преображения Господня, заложенная в сентябре 1900 года25. В этом еще недостроенном храме княгиня М. Тенишева похоронила мужа, князя В. Тенишева, умершего в Париже в 1903 году. Вскоре под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила свое намерение назвать церковь Преображенской и решила посвятить строящийся храм Святому Духу. Она вспоминает: «Я давно знала Рериха. У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружеские отношения.
Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся»26. Рерих впервые приехал в Талашкино в 1903 году27, после чего приезжал почти ежегодно. В 1904-м он разработал интерьер жилого дома в Талашкине. По-видимому, художник заинтересовался постройкой храма, в убранстве которого и решено было соединить культовые признаки различных религий. Рерих вспоминал: «Последнее время ее княгини М. Тенишевой жизни в Талашкине увлекла ее мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, еще более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать «Храмом Духа»28.
В связи с общим для Рериха и княгини М. Тенишевой замыслом — провести в убранстве храма мысль о синтезе религий, предполагалось поместить на стене храма роспись на тему картины «Сокровище Ангелов», своим содержанием отвечающей задаче синтеза. Поэтому здесь и объединены символические образы различных религий, отраженных в преданиях ветхозаветных времен, в христианстве и буддизме. Но, как показали события последующих лет, в Покровской церкви села Пархомовка, построенной архитектором В. Покровским в 1903—1907 годах, не были осуществлены предполагавшиеся фрески по эскизам Рериха, поэтому художник использовал в росписи Храма Духа некоторые из эскизов, предназначенных для Покровской церкви. Таким образом, эскиз стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов» так и остался самостоятельным произведением. Эта картина особенно характерна для художественного стиля Рериха.
В ней ярко отражена его личность, его духовный склад. Отсюда сильное эмоциональное воздействие его картин. Зритель как бы входит в тот мир, который раскрывает перед ним художник. Рерих сумел тонко соединить в этом произведении величавую красоту с глубоким лиризмом и одухотворенностью. Художник передал здесь высокую мысль о Боге, используя образы искусства Средневековья: ангелов, райских птиц, Небесный град и т. С высокодуховным средневековым искусством ассоциируется и цветовая гамма произведения. Цвета — синий, лиловый, золотисто-желтый свойственны пронизанному глубоким религиозным чувством искусству Средневековья; они отражают стремление запечатлеть духовность, вечность, воплотить молитву.
В обращении к традициям средневековой культуры в стилистике произведений и их символическом звучании проявился романтический характер творчества Рериха. Мы видим, что, описывая картину, современники обращали главное внимание на «Камень мудрости» и не исследовали символику произведений в целом. Тема космического Камня, «Камня мироздания», начатая Рерихом в 1904 году, отражена и в его работах зарубежного периода. Там он создал серию картин «Его Страна», куда вошли «Белый и небесный», «Жемчуг исканий» и другие работы. К этой же серии принадлежит и картина «Сокровище мира. Оказавшись на земле, где была распространена легенда о Камне, художник вновь обратился к этому образу. В дальнейшем во время экспедиции в 1925 году Рерих запечатлел в одной из картин «Конь счастья» ступу, которая была украшена фигуркой коня, несущего на спине знак «Трех сокровищ».
В 1926 году в Монголии художник видел изображение слонов, на спинах которых пылали три круга33. В 1924 году Рерих представил этот космический образ в свойственной ему символической манере.
После революции 1917 года Рерих жил в эмиграции в Финляндии, Лондоне, Америке, а с 1935 года — в Индии.
На Западе его принимали с большим почетом, что позволило открыть десятки образовательных и культурных учреждений в разных странах мира. Его сопровождала жена-соратница — Елена Ивановна Шапошникова, дочь петербургского архитектора, и двоюродная правнучка русского полководца Михаила Кутузова. Рерих создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха.
Его эскизы к театральных постановкам стали образцом для многих декораторов. Заморские гости. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —"Гонец.
Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из «Дворцаец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской ной художественной галереи. Святой Сергий. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф.
Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже.
Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец. Фото экспозиции ГТГ В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары.
Отметим, что и музыка играла большую роль в эмоциональной жизни Рериха, который мог бы назвать себя не только «природным ницшеанцем», но и «природным вагнерианцем». Лихтман писала в очерке «Рерих в музыке»: «... Весь Парсифаль, и Валькирия, и полный набор других вагнеровских опер сопровождали художника во всех его странствиях»[42]. Это нашло прямое отражение и в работах мастера, причем не только в конкретных тематических композициях, сюжетно связанных с музыкальными постановками эскизы декораций к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», 1912, Государственный центральный театральный музей имени А. Бахрушина, Москва , но и в вагнеровской теории повторяющихся лейтмотивов в нашем случае - визуальных , а также в самой формотворческой логике - в склонности мыслить сериями, в которых «ряд картин подчинен одной сущности»[43]. На протяжении всей жизни Рерих постоянно развивал эту идею, задумав множество циклов воплотившихся полностью или частично. Приведем названия лишь некоторых из них при этом отметим, что близкие по семантике и иконографии мотивы варьируются Рерихом и вне серий : «Начало Руси.
Славяне» 1897-1902 , цикл работ на общую тему «Древняя Русь» 1900-е , «Богатырский фриз» 1910 , «Карельская сюита» 1917 , «Героическая серия» авторское название - «Heroica» сюита, 1917 , серия «Вечные всадники» 1918 , живописная сюита «Мечты мудрости» 1920 ; «Sanrta» «Святые», 1922 , серия «Мессия» 1923 ; притчевые по характеру - «Его страна» 1924 , «Зарождение тайн» 1924 , «Тибетский путь» 1924 , «Сикким» 1924 , «Знамена Востока» 19241925 , «Майтрейя» 1925 ; пейзажные серии с элементами динамичного символико-цветового абстрактного начала в трактовке природных стихий - «Океан» 1922 , «Гималаи» 1924 , «Святыни и твердыни» 1925 ; и другие. В основе художественного мышления Рериха лежала циклическая модель восприятия времени, что было одним из главных структурообразующих начал визуально-семантической системы стиля модерн. Руководившие художниками этого времени творческие принципы стержневые элементы в формировании их образного мира были напрямую связаны с поэтическими аспектами восприятия настоящего как духовно насыщенной целостности, замкнутой герметичной в своем единении с прошлым сферы, ориентированной не столько на горизонтальное земное движение в будущее, сколько на вертикаль устремленности в божественную бесконечность: «Пока цепляемся за нити, идущие в высоту, - мы счастливы и живы»[44]. Был ли модерн, знаменовавший собой пластический эквивалент внутренних чаяний рубежа XIX-XX столетий, очередным созидающим прекрасное великим заблуждением, как и все преходящие усилия человека придать стилистическую форму времени и удержать в ней чувствуемую за жизнью глубину, - тема философского размышления. Подлинные интенции искусства в творчестве любого крупного мастера по сути область неуловимого, однако индивидуальный путь к этому неуловимому восстановим по тем визуальным приметам, что сгруппированы временем в произведениях разных периодов жизни художника. В настоящей статье «хотелось только намекнуть, что мы видим, что мы слышим»[45] при встрече с искусством Рериха по существу его главной идеи. Одна из «призм» восприятия визуальной поэтики Рериха показывает то, что именно образы, берущие свои истоки в России эпохи модерна, стали темой постоянных внутренних возвращений художника, позволявших обрести собственную мелодически узнаваемую интонацию, индивидуальный лад, служивший основанием в «странническом» пути его творческих поисков. Почти все итоговые визуально-поэтические и пластические качества образного мира Рериха были заложены в его искусстве уже в эпоху модерна, причем не только заложены, но и развиты на материале тем и сюжетов, характерных для неоромантических и символистских интересов времени.
Общая же динамика становления художественного языка Рериха связана с движением его мышления от исторического аспекта выражения времени к философскому, от стихийного чувства природы к универсальному космизму, проявленному с помощью реалистических мотивов, но, в силу цветовой и ритмической трактовки, порой захватывающих с силой абстрактной поэзии, что очевидно при рассмотрении горных облачно-горных пейзажей художника, созданных в 1920-1940-х годах. Наряду с натурно узнаваемыми или интерпретированными в притчевом духе изображениями камней, заливов и гор у Рериха есть такие образы, которые, как в совершенных абстрактных композициях, прорываются за постижимые зрением пределы, словно говоря, что в визуально или вербально отраженных впечатлениях есть та высшая мера бесконечности, которой нет у земных морей, гор, вообще у всех тех поэтически притягательных физических высот, которые лишь намекают о возможности жизни в бесконечном. В этом и заключается уникальное, выраженное в художественной форме на примере разных иконографических мотивов личное высказывание Рериха о живущем в человеке Абсолютном начале. Рерих Н. Малларме С. Песни Мальдорора. Эрнст С. Далее: Эрнст С.
Размер листа: 19 x 14,5. Подробнее о списках работ Рериха и их количестве, колеблющемся между 55007000, см. Далее: Балтрушайтис Ю. Внутренние приметы. Сочинения в стихах и прозе: Сборник. В приведенных на русском языке вариантах названия серии «Sancta» отражены разные версии его возможного перевода. Рерих не зафиксировал точного авторского русскоязычного наименования серии в отличие от названий работ, входящих в нее , именно поэтому, исходя из смысловых и языковых особенностей латинского и английского языков, возможны разные переводы общего названия серии, что, однако, не меняет концептуальную сущность замысла в противоположность модифицированным переводам названий картин. Указанные без квадратных скобок названия картин серии с конструкцией «И мы...
Николай Рерих. Творческий путь Николая Рериха. Однако существуют авторские, с нашей точки зрения более точные, особенно в контексте смысловых аспектов поэтики цикла, варианты наименований, которые приведены нами в тексте в квадратных скобках. Они были записаны самим Н. Рерихом на русском языке в составленном им авторском списке картин за 1917-1924 годы архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. При этом название самой серии было написано Рерихом на латыни и английском Sancta Series. Картины поименованы Рерихом следующим образом нумерация начиналась с цифры 3, так как циклу предшествовали две другие самостоятельные работы 1922 года : «3. И открываем.
И труждаемся. И не убоимся. И продолжаем лов. И несем свет. И узрим». Подробнее об авторском списке работ Н. Рериха см. Авторский список художественных произведений картин Н.
Рериха за 1917-1924 годы с параллельными данными из списка в монографии «Roerich. Himalaya» 1926 и перечня В. Соколовского 1978. В данной статье последовательность картин серии выстроена согласно порядковым номерам в авторском списке Н. Рериха за вычитанием двух номеров, не связанных с серией работ. Это по-новому выявляет динамику развития смыслов в цельной концепции цикла. Далее по тексту статьи употребляются варианты названий, указанные самим Н. Подробнее об этом см.
Далее: Гребенщиков Г. Рериха не только на отечественного, но и западного зрителя.
Сокровище ангелов
К таким личностям он относит, скажем, Николая Гоголя, Андрея Рублёва… Можно ли отнести к ним Рериха и считал ли он себя сам неким наставником человечества? Что же побудило вас уделить добрых четыре десятилетия жизни Рериха и его наследию? Она всегда была моей страной — я же профессиональный индолог — и осталась ею. В 1968 году мне присудили Международную премию имени Джавахарлала Неру и вместе с другими лауреатами пригласили в поездку по Индии. И вот в Мадрасе я вдруг поняла, что мне нужно встретиться со Святославом Николаевичем Рерихом. О его великом отце я тогда мало что знала. Была, конечно, знакома с его живописью, картины мне нравились, но ни о каком проникновении в его философию, в его идеи речи не было. Притом до этого я три года прожила в Мадрасе и могла съездить к Святославу Николаевичу буквально 101 раз. Но что-то сдерживало... Приехали мы поздно.
Я назвала свою фамилию. Святослав Николаевич посмотрел на меня и неожиданно сказал: «Я ждал вас, входите». Слова эти мне на всю жизнь запомнились. Могу только предполагать, что ему были знакомы мои книги об Индии. Мы проговорили часов до четырёх утра. С этой ночи и началось моё приобщение к сущности жизненных целей старших Рерихов — Николая Константиновича и Елены Ивановны. О ней я прежде вообще ничего не знала, а она была незаурядным, оригинальным философом… Сложилось так, что довольно скоро я вновь приехала в трёхгодичную командировку в Мадрас. Теперь уже чуть ли не каждую субботу и воскресенье я приезжала к Святославу Николаевичу.
Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра — проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло.
Родство с мозаикой Николай Константинович подчёркивает, «используя проблески чистого цвета — кобальта, бирюзы, изумрудной зелени, рождающие впечатление игры света на поверхности смальты... Золотистые холмы, словно бы излучающие неяркое свечение, также вызывают в памяти фоны византийских мозаик»6. Такой формат мог быть у картона для мозаики, которые... К тому же холст надставлен двумя полосами около 60 см сверху и около 30 см снизу — скорее всего, художник ориентировался на параметры помещения-усыпальницы, для декора которого создавался эскиз, оно должно было вместить стенопись высотой 3,2 метра и длиной от 4 до 5 метров вероятно, неопределённость размера связана с фрагментарностью композиции. В самом Храме Духа для такой грандиозной росписи места нет... Рерих был привлечён к работе над церковью Покрова Богородицы в Пархомовке9, в комплексе с которой возводились и другие сооружения, в том числе и пристроенная с южной стороны церкви усыпальница придел святого Виктора. По эскизам художника должны были быть выполнены наружные мозаики и внутренние росписи. В итоге по его рисункам были исполнены мозаичный «Покров Богородицы» в нише над главным порталом и мозаика «Спас Нерукотворный» над входом в придел святого Виктора. Роспись же храма по эскизам Рериха осуществлена не была. Образ «Покрова Богородицы» Пархомовской церкви и «Сокровище ангелов» очень близки по стилистике. В созвучии красок в обеих работах ярко выделяются янтарный тон нимбов, светлые одежды и белокаменные стены. В обоих произведениях «цельность живописного пространства обеспечивается перекличкой композиционных ритмов. В "Покрове" линии, образованной нимбами святых отцов, вторят линии верхней части покрова и нимбов ангелов, а в противовес им... В "Сокровище ангелов" очевидно ритмическое созвучие линий стен Небесного Града, строя ангельских сил и очертаний холмов»10. Кроме того, в обоих случаях ангелы и силы небесные представлены в свободных позах и ракурсах, и даже со спины, отчётливо выражена плоскостность изображений фигур. Это одна из возможных гипотез. Роспись «Сокровище ангелов» «могла предназначаться для небольшого сооружения вроде семейной усыпальницы. Большинство подобных памятников погибли либо во время войны, либо из-за строек советского времени»11. Можно также предположить, что «Сокровище ангелов» явилось своеобразным художественным экспериментом — для воплощения волновавших художника образов и впечатлений от путешествий по старым русским городам и произведённых изысканий. Так, изображения стен и башен Небесного Града перекликаются с этюдами памятников Ростова Великого, Костромы и Новгорода. Архитектура строений на полотне «Сокровище ангелов» относится к концу XIV — началу XV века, времени Сергия Радонежского и большого храмостроительства после Куликовской битвы. Светлое ангельское воинство на картине, то уходящее, то приходящее на боевое дежурство возле таких близких русской душе строений, довольно ясно воскрешает то героическое время»12. Так Рерих отображает на своём полотне идеалы духовного единения, принесённые в мир Сергием Радонежским. Следование духу Древней Руси проявляется у Рериха и в возвышенной и несколько суровой манере изложения сюжета. Сохраняется соответствие и древним иконам, таким, как «Архангел Михаил с деяниями» — храмовый образ конца XIV века из Архангельского собора московского Кремля. Впервые «Сокровище ангелов» было показано публике в 1907 году на выставке нового русского искусства в Париже, устроенной княгиней Тенишевой. Газеты писали, что «наибольший успех выпал на долю Н. Рериха, которому посвятил специальную статью Д. Рош, а Национальная академия в Реймсе избрала Николая Константиновича своим членом»13. Николай Гумилёв писал в то время из Парижа: «"Сокровище ангелов" — камень с изображением дракона на одной стороне и распятого человека на другой. А уже через год, в июле 1908 г. Специально к открытию этой выставки Николай Константинович написал пояснительную легенду к своей картине, которую опубликовали в столичной газете «Слово»: За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло. Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт.
Vishnevskaya and M. The collection is acquired by the Russian businessman Alisher Usmanov in September, 2007 and is transferred to the state. В 1904 году Рерих написал первые из своих картин на религиозные темы. К этой тематике Рерих возвращался не раз, и позже были написаны разные варианты этих картин. Это черно-синий камень с высеченным на нем изображением распятия, сияющим изумрудными тонами. Совершенно ясно, что он имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые спрятаны, как клад, но доступны тем, кто стремится их найти. Дерево, масло. Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея.
Сокровище Ангелов, 1905
Сокровище ангелов - Н.К. Рерих | Живопись | Постила | Еще одно открытие выставки – огромное полотно "Сокровище Ангелов", которые впервые покинуло "Дворец конгрессов" в Петербурге. |
Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха | «Сокровище Ангелов», созданное в том же 1905 году. |
Николай Рерих. Сокровище ангелов
Сокровище ангелов 1905 | Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной. |
Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха | Кажется, ему было ведомо многое, скрытое от человечества, и об этом он стремился предупредить, от чего-то предостеречь, а главное – поведать миру нечто очень важное. |
Сокровище ангелов. Николай Рерих
“Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22]. Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. Сокровище ангелов. Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов».
В Новой Третьяковке – выставка Рериха
Рерих Н.К. сокровище ангелов (фрагмент стенописи). Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». Сюжет навеян картиной Н. К. Рериха «Сокровище ангелов» (1905), эскиз которой помещен в кн. «Рёрих» (с. 67). Сюжет навеян картиной Н. К. Рериха «Сокровище ангелов» (1905), эскиз которой помещен в кн. «Рёрих» (с. 67). Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. 3. Картина Николая Рериха “Сокровище ангелов”.
Сокровище ангелов. Николай Рерих
Яркая жизнь Ре риха в ся - как легенда. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей - Пакт Ре риха у частвовал в археологических раскопках. Выставка стремится представить Рер иха не только как "мастера гор", но и как художника из области архитектуры и театра Выставочный проект Третьяковской галереи направлен на то, чтобы представить Рери ха не только как "мастера гор", но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора - "Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рерих а "Сок ровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.
В специальном павильоне экспонируются восемь панно "Богатырского фриза" 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Федора Бажанова в Санкт-Петербурге. Именно к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи - задника к легендарным "Половецким пляскам", представленным Сергеем Дягилевым в 1909 году в Париже.
В нём добро и зло. Краеугольный камень.
Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт.
От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище.
Мамонтова, 1911. London, 1908. Русскоязычный стихотворный вариант этой «пояснительной легенды к эскизу большой настенной фрески» «Сокровище Ангелов» был опубликован и в России — в газете «Слово» 1908. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. В нем добро и зло.
Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит.
Позднее, в 1920-е годы, художник привез полотно в США, где оно демонстрировалось во многих городах в составе передвижной выставки. В некоторых изданиях «Сокровище Ангелов» соотносится с росписью для усыпальницы князя В. Художник приступил к работе в 1904 году вскоре после посещения Талашкина и знакомства с княгиней М. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов.