Вокруг углеродного налога который хотят ввести в ЕС ходит много мифов. В министерстве торговли и интеграции сообщили LS, какие казахстанские экспортеры будут платить углеродный налог (СВАМ*) в Евросоюзе в 2023 году. Углеродный налог — обязательная плата за использование ископаемого топлива: нефти, угля, газа и т. п. Именно сжигание этих продуктов приводит к выделению углекислого газа.
ЕС вводит углеродный налог
Чубайс не тонет — он обещает россиянам «новую жизнь» с налогом на воздух | Отсутствие углеродного налога в России можно использовать как наше конкурентное преимущество при торговле на мировых рынках. |
Россия и ЕС начали обсуждать углеродный налог | Вокруг углеродного налога который хотят ввести в ЕС ходит много мифов. |
В России предложили ввести углеродный налог | Новости общества | Наиболее эффективными инструментами контроля выбросов являются углеродный налог и системы торговли квотами на выбросы (СТВ). |
Европарламент поддержал реформу углеродного рынка Евросоюза: Новости ➕1, 18.04.2023 | Углеродный налог лишит Россию доли на европейском рынке: финансист. |
Россия вступила в борьбу с углеродным налогом ЕС | Читайте логнрид по углеродному налогу с комментариями ведущих отраслевых экспертов. |
Новости по теме: углеродный налог
США за тонну к концу года. В последующие годы европейские страны более обдуманно подходили к вопросу учета выбросов и к объему выдаваемых бесплатных квот. Стоит отметить, что механизм бесплатного распределения квот до сих пор продолжает применяться в странах, входящих в ЕС СТВ, для предотвращения так называемой утечки выбросов, то есть ситуаций, когда компании перемещают свои производственные мощности в страны с менее жесткими ограничениями по выбросам, в результате чего общемировой объем выбросов не меняется или даже растет. Также в рамках ЕС СТВ бесплатные квоты могут предоставляться в целях поощрения игроков, значительно сокративших свои выбросы. Правила ЕС СТВ предусматривают жесткие меры наказания для компаний-загрязнителей, превышающих установленные лимиты на выбросы. На разных этапах внедрения системы размер штрафа за сверхнормативные выбросы СО2—эквивалента менялся: если в 2005—2007 годах он составлял 40 евро за тонну, то в 2008—2009 годах — уже 100 евро за тонну. В настоящее же время величина штрафа устанавливается для каждой страны в ЕС СТВ индивидуально и зависит от размера предприятий.
Штрафы за сверхнормативные выбросы приносят в бюджет стран — участниц ЕС СТВ значительные суммы: в 2018-м этот показатель составил 14,5 млрд евро. Доход европейских стран от штрафов за превышение лимитов на выбросы с большой долей вероятности будет увеличиваться в ближайшие годы. По прогнозу аналитической компании JATO, уже с 2021 года одни только автопроизводители, продающие свои машины на территории Европы, будут выплачивать по 33,6 млрд евро в виде штрафов за сверхнормативные выбросы16. СТВ на базе RGGI на начальных этапах работала неидеально: в первые три года функционирования она предусматривала чрезвычайно высокие ограничения на выбросы 170,5 млн тонн СО2-эквивалента в год вследствие ошибок в расчетах. Впоследствии лимит был снижен более чем в три раза и в 2019 году был равен 53 млн тонн СО2—эквивалента в год, благодаря чему стоимость квот немного выросла см. Объем торгов в данной системе в 2019 году составил 259 млн долл.
Была основана в феврале 2007 года губернаторами пяти американских штатов Аризона, Калифорния, Нью-Мексико, Орегон, Вашингтон. Однако в конце 2011 года шесть штатов вышли из состава организации и перестали выполнять взятые на себя обязательства. К выполнению данной цели в 2014 году присоединился Квебек. Ограничения на выбросы в данной СТВ установлены для предприятий, объем выбросов которых превышает 25 млн тонн СО2—эквивалента в год. СТВ в Калифорнии в первые два года покрывала энергетическую промышленность, а также крупные нефтехимические предприятия, нефтегазовые компании, предприятия, занятые в пищевой, стекольной и цементной промышленности. С 2015 года правила СТВ в Калифорнии распространились на производителей всех видов топлива, кроме авиационного и судового.
СТВ в Квебеке покрывает все промышленные производства, энергетику, транспортировку и импорт ископаемого топлива. В настоящий момент СТВ в Калифорнии охватывает порядка 600 предприятий. Прибыль, получаемая штатом, по оценкам Всемирного банка, составляет 3 млрд долл. СТВ в Квебеке объединяет 93 предприятия, а суммарные выбросы, покрываемые квотами, составляют 57 млн т СО2-эквивалента. СТВ приносит в бюджет Квебека порядка 643 млн долл. Китай: пилотные проекты и национальная СТВ Китай является лидером по выбросам парниковых газов в мире, и с каждым годом их объем только растет.
Критический уровень загрязнения окружающей среды в стране, обусловленный прежде всего преобладанием угольного топлива в энергетической отрасли, подтолкнул правительство КНР к принятию мер по контролю выбросов, в том числе парниковых газов. Так, в 2010 году власти Китая включили в пятилетний план развития создание в стране нескольких СТВ, а в 2011—м выпустили постановление о запуске семи пилотных проектов.
Углеродный налог должен зародиться внутри страны и распространиться на те производства, которые активно выбрасывают в атмосферу парниковые газы.
Это в первую очередь касается производств черной и цветной металлургии, производств сельскохозяйственных удобрений и теплоэлектростанций, которые выбрасывают сажу и углекислый газ в атмосферу и являются источниками парниковых газов». Роман Пукалов также подчеркнул, что в дальнейшем углеродный налог необходимо распространить на сферы целлюлозно-бумажной и лесной промышленности. Леса имеют возможность удерживать влагу в почве, в подстилке, в корнях и постепенно отдавать ее в окружающую среду, избегая наводнений.
Леса — это не только утилизация углекислого газа, стоит учитывать, что в процессе фотосинтеза лес вырабатывает и кислород.
Получилась довольно солидная сумма в 7 млрд долларов в прошлогодних ценах. Однако данная пошлина не вводится буквально завтра, скорее всего она будет долго рассматриваться и учитывать опыт за период апробации. В ЕС такие инициативы идут годами с большой трудностью, так как Европа не цельное, не унитарное государство, поэтому год, выделенный для согласования, скорее всего, будет превзойден. Но для России все же положение не так страшно, как его пытаются выставить. Во-первых, отчет о выбросах на произведенную тонну поставщики начнут отчитываться не ранее 2023 года, а платить с 2026, то есть время для адаптации всей российской отрасли более, чем достаточно. И процесс идет.
Возможно, Минэкономразвития России, вписывая введение цены на углерод в раздел фискальных мер, тем не менее, на самом деле имело в виду более широкие механизмы ценовых стимулов». Союз указывает, что существуют различные формы цены на углерод: это системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, и прямые и косвенные углеродные налоги, и развитие добровольного углеродного рынка для монетизации проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощений парниковых газов. После 2030 года надо смотреть на неисчерпанный потенциал мероприятий по сокращению нетто-эмиссии и оценивать, какие стимулы нужны для его реализации». Также в Союзе промышленников и предпринимателей обратили внимание на то, что на сегодняшний день трансграничный платеж за углерод введен только Евросоюзом в рамках так называемого трансграничного углеродного регулирования ТУР. Это усложнит положение экспортеров гораздо больше, чем ТУР». Кроме того, при введении цены на углерод в России будет затронут гораздо больший объем выбросов парниковых газов: не только производство продукции, поставляемой в Евросоюз, но и производство продукции, идущей на другие зарубежные рынки и на внутренний российский рынок. В любом случае, введение цены на углерод должно предваряться детальным анализом.
Европарламент поддержал реформу углеродного рынка Евросоюза
Дело в том что европейские компании уже платят углеродные налоги на выбросы углерода. Подборка наиболее важных документов по вопросу Углеродный налог нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. Углеродный налог — обязательная плата за использование ископаемого топлива: нефти, угля, газа и т. п. Именно сжигание этих продуктов приводит к выделению углекислого газа. Трансграничный углеродный налог — дополнительный сбор за импорт товаров в ЕС, содержащих большой углеродный след.
Слабая и больная: зачем ЕС ввел углеродный налог для России
Сообщалось, что пошлина обойдется российским поставщикам железа, стали и алюминия в 1,1 млрд евро в год. Чубайс заявил, что правительство РФ допустило грубую ошибку , не введя «углеродный налог». В результате российский бизнес будет оплачивать экспортными пошлинами ущерб климату европейских стран. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA.
RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий.
А вот ситуацию с импортом нужно взять на контроль, подчеркнул Колташов.
По словам специалиста, можно начать с чешской продукции, заместив ее машины, оборудование и комплектующие своими. Колташов также заметил, что аналогичная ситуация возможна с немецкими товарами. Россия может отказаться от их приобретения, и в этой ситуации выиграет Китай, предлагающий более низкие цены.
Параллельно РФ может ввести пошлины против Берлина, заключил эксперт. Россия будет платить более миллиарда евро в год в качестве пошлины.
ОбзорЧитать подробнее "Первые контакты по этой тематике у нас уже состоялись. Уверен, что они будут только наращиваться", - сказал Грушко в интервью газете "Коммерсантъ". Он отметил, что вопрос углеродного налога и "зеленого курса" Евросоюза "очень сложный, там огромное количество аспектов, которые необходимо принимать во внимание, как с точки зрения просчета последствий для взаимной торговли, влияния на экономику России и ЕС, так и с точки зрения соответствия этого курса правилам ВТО и Парижского соглашения по климату". По словам замглавы МИД РФ, при ознакомлении с основными положениями "зеленого курса" ЕС возникает вопрос о том, почему налог на углеродный след планируется "оставлять в кармане" самого Евросоюза.
Если несколько лет назад углеродный налог казался верным способом улучшить ситуацию с выбросами парниковых газов в мире, то теперь всё больше стран осознают, что реализация этой меры приносит больше проблем, нежели решений, вдобавок оборачиваясь непредвиденными негативными последствиями. О проблеме углеродного налога размышляют «Известия». По словам представителя индийского правительства, «любые односторонние меры, принимаемые для борьбы с изменением климата, не должны представлять собой средство произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения мировой торговли». Как видится безуглеродное будущее в период кризиса Схожие взгляды озвучиваются сейчас и в Москве. Так, на прошлой неделе возобновилось обсуждение механизмов регулирования углеродных выбросов, о котором первый замглавы Минэкономразвития Илья Торосов говорил в интервью «Известиям» полгода назад. Особое внимание участники Недели российского бизнеса уделили перспективе введения платы за углерод. Представители министерств, ведомств и отечественного делового сообщества в целом сходятся во мнении, что спешка в вопросах углеродного налогообложения крайне нецелесообразна. И те, и другие апеллируют к международному опыту. Последний однозначно демонстрирует, что углеродный налог не только не способствует достижению заявленных целей, то есть снижению углеродоемкости производств, но и непосредственно оказывает угнетающее действие на экономику.
Слабая и больная: зачем ЕС ввел углеродный налог для России
Европейский налог на углеродные выбросы для импортеров будет влиять и на Россию через «дружественные» страны, поэтому ей необходимо создать свою систему платы за углерод. Европейский углеродный налог может ударить по российским производителям. Поэтому предлагаемый «углеродный налог» деструктивен и неприемлем для нас», – заявил глава СР. Углеродный налог введен в рамках борьбы с выбросами парниковых газов.
Углеродный налог в России: зло или шанс на развитие?
США за тонну в 2016 году. С 2017 по 2019 год рост цен связан с ужесточением законодательства европейских стран в отношении контроля выбросов и со значительным уменьшением количества квот см. В марте этого года ЕС СТВ снова подтвердила свою нестабильность: вследствие распространения коронавируса и введения карантина в ряде европейских стран на рынке квот ЕС СТВ наступил резкий дефицит спроса, что привело к обвалу цен до 17,5 долл. США за тонну CO2-эквивалента что примерно соответствует уровню цен на начало 2018 года 15. Рисунок 3. Включение СТВ в экономическую систему Евросоюза было сопряжено со значительными трудностями и вызывало вопросы как со стороны предприятий — загрязнителей окружающей среды, так и со стороны населения. Основную критику на ранних этапах внедрения СТВ вызывали уровни ограничений, объемы бесплатных квот и достоверность информации о фактических объемах выбросов. Так, в 2006 году объем разрешенных выбросов с учетом бесплатных квот настолько превышал их реальный объем, что это привело к падению стоимости квоты на выбросы в ЕС СТВ до 1,3 долл.
США за тонну к концу года. В последующие годы европейские страны более обдуманно подходили к вопросу учета выбросов и к объему выдаваемых бесплатных квот. Стоит отметить, что механизм бесплатного распределения квот до сих пор продолжает применяться в странах, входящих в ЕС СТВ, для предотвращения так называемой утечки выбросов, то есть ситуаций, когда компании перемещают свои производственные мощности в страны с менее жесткими ограничениями по выбросам, в результате чего общемировой объем выбросов не меняется или даже растет. Также в рамках ЕС СТВ бесплатные квоты могут предоставляться в целях поощрения игроков, значительно сокративших свои выбросы. Правила ЕС СТВ предусматривают жесткие меры наказания для компаний-загрязнителей, превышающих установленные лимиты на выбросы. На разных этапах внедрения системы размер штрафа за сверхнормативные выбросы СО2—эквивалента менялся: если в 2005—2007 годах он составлял 40 евро за тонну, то в 2008—2009 годах — уже 100 евро за тонну. В настоящее же время величина штрафа устанавливается для каждой страны в ЕС СТВ индивидуально и зависит от размера предприятий.
Штрафы за сверхнормативные выбросы приносят в бюджет стран — участниц ЕС СТВ значительные суммы: в 2018-м этот показатель составил 14,5 млрд евро. Доход европейских стран от штрафов за превышение лимитов на выбросы с большой долей вероятности будет увеличиваться в ближайшие годы. По прогнозу аналитической компании JATO, уже с 2021 года одни только автопроизводители, продающие свои машины на территории Европы, будут выплачивать по 33,6 млрд евро в виде штрафов за сверхнормативные выбросы16. СТВ на базе RGGI на начальных этапах работала неидеально: в первые три года функционирования она предусматривала чрезвычайно высокие ограничения на выбросы 170,5 млн тонн СО2-эквивалента в год вследствие ошибок в расчетах. Впоследствии лимит был снижен более чем в три раза и в 2019 году был равен 53 млн тонн СО2—эквивалента в год, благодаря чему стоимость квот немного выросла см. Объем торгов в данной системе в 2019 году составил 259 млн долл. Была основана в феврале 2007 года губернаторами пяти американских штатов Аризона, Калифорния, Нью-Мексико, Орегон, Вашингтон.
Однако в конце 2011 года шесть штатов вышли из состава организации и перестали выполнять взятые на себя обязательства. К выполнению данной цели в 2014 году присоединился Квебек. Ограничения на выбросы в данной СТВ установлены для предприятий, объем выбросов которых превышает 25 млн тонн СО2—эквивалента в год. СТВ в Калифорнии в первые два года покрывала энергетическую промышленность, а также крупные нефтехимические предприятия, нефтегазовые компании, предприятия, занятые в пищевой, стекольной и цементной промышленности. С 2015 года правила СТВ в Калифорнии распространились на производителей всех видов топлива, кроме авиационного и судового.
По вопросам информационного сотрудничества обращайтесь: reklama ngv. Земляной вал д.
Если ориентироваться на опыт ЕС, где введен длительный переходный период до 2026 г.
Китайский внутренний рынок углеродных единиц только запустился, ценообразование пока не устоялось. Скорее всего, механизм работы китайского налога будет аналогичен европейскому — с привязкой цены на углерод на внутреннем рынке к условной ставке налогообложения импорта, полагает эксперт. Введение трансграничного регулирования в Китае возможно не ранее чем через 2—3 года после введения европейского трансграничного углеродного налога на базе полученного ЕС опыта, уверена налоговый партнер компании «Технологии доверия» Галина Науменко. Более того, если опираться на предложенный ЕС механизм, режим платности будет введен только через три года, добавляет она. Вероятно, потери от трансграничного углеродного налога Китая будут меньше, чем от его европейской версии, полагает Белоглазова. Во-вторых, Китай и Индия имеют гораздо больше времени, чем ЕС, для адаптации своих компаний к условиям борьбы с углеродным следом, добавляет эксперт. В таких условиях было бы нелогично со стороны законодателей азиатских стран создавать слишком жесткие условия для отраслей своих экономик. Так или иначе после запуска транснационального углеродного регулирования на территории Европы другие страны оценят его эффективность и будут более взвешенно принимать решение о том, стоит ли облагать углеродным налогом зарубежные компании, указывает менеджер группы по оказанию услуг в области устойчивого развития компании ДРТ Николай Прохоров. На данном этапе сложно оценить точные издержки ввиду изменчивости внешних условий, считает эксперт.
Также еще не определены размеры налога и те отрасли, которые под него попадут на первых этапах, напоминает он.
Это должно способствовать развитию более экологичных видов транспорта и снижению зависимости от нефти. Представители Европарламента и стран ЕС согласовали реформы в прошлом году. Теперь эти изменения должны получить окончательное одобрение со стороны стран ЕС, что ожидается в ближайшие несколько недель. После этого реформы вступят в силу.
Ранее Plus-one.
Чубайс предлагает ввести зеленый налог в России. Что это, если не вредительство?
Углеродным налогом упрощённо называют проект там называемого трансграничного корректирующего углеродного механизма (CBAM) Еврокомиссии. По его словам, новый налог — единственный способ нейтрализовать негативные эффекты от планируемого в ЕС «углеродного налога». Евродепутаты намерены ужесточить углеродный налог на товары в ЕС. 2 февраля в Еврокомиссии представили предложения по изменению трансграничного углеродного налога. Углеродный налог должен зародиться внутри страны и распространиться на те производства, которые активно выбрасывают в атмосферу парниковые газы. Трансграничный углеродный налог — дополнительный сбор за импорт товаров в ЕС, содержащих большой углеродный след.
Пресс-центр С.М.Миронова
Не политические санкции, а именно экономический налог. Европейская экономика чувствует себя слабой и больной — она нуждается в защите от российских товаров. Поэтому в Евросоюзе придумывают ввозные пошлины, — объяснил Колташов. По словам специалиста, напрямую получать такие пошлины ЕС не может: это будет грубым нарушением правил Всемирной торговой организации. Чтобы обойти запрет, Евросоюз вводит ограничения в виде углеродного налога. Колташов заметил, что при необходимости Евросоюз придумает и более странные пошлины, чтобы защитить свои производства.
Читайте также Путиномика: Вместо производства стройматериалов в РФ власти предлагают открыть границы для импорта Результатом могут стать массовые проблемы у российских заводов и фабрик Сахалинская область является пилотным регионом для опробования системы торговли квотами на выбросы. Чубайс напомнил, что Европарламент предложил перенести начало взимания углеродного налога с 2026 года на 2025-й, а также убрать льготы для европейских производителей по предоставлению бесплатных квот на выбросы к концу 2028 года вместо 2035-го.
По его мнению, льготы отменят в 2030 году, однако все равно раньше, чем изначально планировала Еврокомиссия. Как заявил спецпредставитель президента, желание сперва разобраться с сахалинским экспериментом, а потом решать, что делать дальше, может привести к «серьезному объему платежа в бюджет Евросоюза». Избежать этого, по его мнению, можно, только выйдя на «принципиальное решение» в 2022 году и его реализацию в 2023-м. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович напомнил, что Анатолий Чубайс вообще является одним из инициаторов введения в России углеродного налога. Это, в частности, компания Fortum, дочка финской Fortum Corporation, которая занимается в России в том числе проектами ВИЭ при субсидиях государства, это «Роснано», «Ренова», они будут оборудование для ВИЭ производить. Им это выгодно. Есть чиновники, которым все равно какие потоки администрировать — от нефти, от газа, от углеродного налога или еще чего-нибудь.
Система пока в стадии становления, никто не знает, как она будет работать. Почему бы Чубайсу этим не заняться? Несколько месяцев назад его даже прочили в потенциальные руководители новой госкорпорации, у которой даже было предварительное название «Роскарбо». Планировалось, что через нее стали бы выдаваться часть бесплатных сертификатов, а остальные надо было бы покупать, была бы биржа таких сертификатов. Так почему бы Чубайсу было не сесть на эту должность?
Медведев на совещании о мерах по декарбонизации отечественной экономики. Тезисы Д. Медведева: налог на продукцию зарубежных компаний, которая была произведена с высоким уровнем выбросов парниковых газов , — это риски для российской экономики; под угрозой могут оказаться «достаточно серьезные отрасли промышленности», т. В апреле на Биржевом форуме-2021 А.
Часто компании создают в своей организационной структуре ESG-подразделения — например, СИБУР ; готовят климатическую стратегию, как «Норникель» , выпускают отчёты об устойчивом развитии, как НЛМК , практически все крупнейшие компании получают международные рейтинги, лидером которых является на сегодня «Полиметалл». Например, в апреле 2021 года крупнейшая российская золотодобывающая компания «Полюс» закупила зелёные сертификаты на блокчейн-платформе Сбера. Они подтверждают, что потреблённая электроэнергия была получена с помощью возобновляемых источников. Это позволило «Полюсу» первым в России произвести «зелёное» золото. Сбер и ESG Сбер — пионер в России в области «зелёного» финансирования, включающего в себя как «зелёные» кредиты, которые идут на проекты по снижению влияния на окружающую среду, так и ESG-кредиты, привязанные к соблюдению заёмщиком определённых ESG-ковенант. Процентная ставка по нему может снижаться при условии выполнения ESG-обязательств. Банк положительно смотрит на финансирование передовых проектов с использованием «зелёных» технологий.
Сбербанк в синдикате с другими банками профинансировал строительство «Эколанта» на сумму 100 млрд рублей. В проекте будет использована технология прямого восстановления железа и ряд инновационных решений, которые позволят до 3 раз снизить выбросы СО2 в атмосферу по сравнению с традиционным доменно-конвертерным способом производства стали. Что ждёт отрасль? Я считаю, что глобальное внедрение ESG-инициатив окажет глубокое влияние на всю систему международного движения капитала.
Эксперт: введение в России углеродного налога несет риски для отечественного бизнеса
Углеродный налог — все новости по теме на сайте издания Китай не собирается платить Европе углеродный налог. Но если ЕС вообще отказался учитывать лес в углеродном налоге, то на что мы сможем рассчитывать, даже предложив новую методику расчета выбросов и их поглощения? Европейский налог на углеродные выбросы для импортеров будет влиять и на Россию через «дружественные» страны, поэтому ей необходимо создать свою систему платы за углерод.
Как углеродный налог повлияет на компании ТЭК?
читать больше на. | Введение с 2025 года углеродного налога в ЕС будет иметь серьёзные последствия для России, заявил зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. С предложением о введении углеродного налога выступил на встрече с РСПП первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Как новый углеродный налог Евросоюза ударит по российскому экспорту
Он отметил, что вопрос углеродного налога и "зеленого курса" Евросоюза "очень сложный, там огромное количество аспектов, которые необходимо принимать во внимание, как с точки зрения просчета последствий для взаимной торговли, влияния на экономику России и ЕС, так и с точки зрения соответствия этого курса правилам ВТО и Парижского соглашения по климату". По словам замглавы МИД РФ, при ознакомлении с основными положениями "зеленого курса" ЕС возникает вопрос о том, почему налог на углеродный след планируется "оставлять в кармане" самого Евросоюза. Это было бы и честнее и продемонстрировало бы, что страны реально объединяют усилия в борьбе с изменениями климата", - сказал Грушко. Он подчеркнул, что Россия в этих вопросах намерена действовать последовательно, отстаивать свои интересы на основе международного права.
Чем грозит России новый углеродный налог ЕС на импортную продукцию 11.
Он может затронуть около 40 процентов российского экспорта. По разным оценкам, нашим предприятиям придется вносить в кошелек ЕС от 6 до 50 миллиардов евро ежегодно. По поводу этого налога у России есть встречное предложение. Об этом корреспондент "РГ" беседует с заместителем руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН, кандидатом географических наук Андреем Птичниковым.
Как ЕС намерен собирать этот налог? Каков механизм? Выдержит такой чувствительный удар наша сырьевая экономика? Андрей Птичников: Налог касается ввозимой в ЕС продукции с высоким "углеродным следом", например нефти, газа, металлов, цемента, удобрений и т.
Для них будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов, соответствующие нормам ЕС. Если они превышены, экспортеру придется оплатить налог. По разным оценкам, его сумма для поставщиков из России может составить от 2 до 6,5 млрд евро ежегодно. Но есть сценарий, по которому сбор может быть куда больше, около 50 млрд евро.
Андрей Птичников: Такой вариант скорее всего маловероятен, он может войти в противоречие с правилами ВТО. Надо ориентироваться на базовый сценарий, по которому налог обойдется экспортерам примерно в 33 млрд евро до 2030 года. Но за что платить? Многие специалисты утверждают, что все эти цифры совершенно несправедливы.
Говорят, что в этих расчетах неверно учитывается вклад нашего леса в поглощение парниковых газов. А ряд экспертов вообще заявляют, что российские леса убирают из атмосферы больше углекислоты, чем выбрасывает вся наша промышленность.
Союз указывает, что существуют различные формы цены на углерод: это системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, и прямые и косвенные углеродные налоги, и развитие добровольного углеродного рынка для монетизации проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощений парниковых газов. После 2030 года надо смотреть на неисчерпанный потенциал мероприятий по сокращению нетто-эмиссии и оценивать, какие стимулы нужны для его реализации». Также в Союзе промышленников и предпринимателей обратили внимание на то, что на сегодняшний день трансграничный платеж за углерод введен только Евросоюзом в рамках так называемого трансграничного углеродного регулирования ТУР. Это усложнит положение экспортеров гораздо больше, чем ТУР». Кроме того, при введении цены на углерод в России будет затронут гораздо больший объем выбросов парниковых газов: не только производство продукции, поставляемой в Евросоюз, но и производство продукции, идущей на другие зарубежные рынки и на внутренний российский рынок.
В любом случае, введение цены на углерод должно предваряться детальным анализом. В рамках этого анализа в том числе необходимо ответить на вопрос об отраслевом охвате механизма.
Ожидается, что в расчете будет учитываться объем углеродных выбросов при производстве импортируемых товаров. При рассмотрении механизма налогообложения импорта Европейская комиссия может исходить из трех основных вариантов. Первый вариант — налог на границе: введение дифференцируемого налога в зависимости от отраслевой принадлежности импортера и степени углеродоемкости ввозимой продукции. Второй вариант подразумевает включение импортеров в текущую систему Евросоюза по торговле квотами на выбросы Emissions Trading System; EU ETS и продажу им квот, наряду с европейскими производителями.
Третий вариант — введение углеродного НДС для всех производителей углеродной продукции, как внешних, так и внутренних. Кроме того, необходимо, чтобы налог соответствовал правилам Всемирной торговой организации и международным обязательствам ЕС. При подготовке законопроекта Евросоюз провел общественные консультации с представителями стран-импортеров, консультантами и международными организациями, результаты которых вместе с предварительным вариантом законопроекта будут опубликованы в первой половине 2021 г. Распространение коронавирусной инфекции никак не поменяло планы Евросоюза по введению углеродного налога на импорт — при восстановлении после кризиса ожидается рост спроса на энергопотребление и углеродоемкие продукты, — соответственно, для предотвращения экстенсивного выхода из кризиса с использованием привычных технологий необходимы внешние стимулы, одним из которых станет углеродный налог. Новости о введении трансграничного углеродного налога привлекли много внимания, поскольку последствия от введения налога затронут все звенья производственно-сбытовых цепочек — их ощутят компании из разных секторов экономики как в ЕС, так и за его пределами. Вместе с тем внутри ЕС инициатива пользуется высоким уровнем поддержки среди товаропроизводителей, многие из которых несут схожие расходы уже с 2005 г.
Данная система установила серьезные ограничения главным образом на предприятия, производящие сталь и химическую продукцию, поставив их в невыгодное положение по сравнению с дешевыми импортными производителями, которые все это время не соблюдали столь высокие экологические стандарты. Налог может быть расценен как протекционистский инструмент: если, как предполагается, он будет рассчитываться исходя из углеродоемкости товара, он будет дискриминировать иностранных товаропроизводителей с большей углеродоемкостью производства, что не соответствует принципам ВТО в частности, принципу наибольшего благоприятствования, предусматривающему равное отношение к одинаковым товарам внешних и отечественных производителей: сравнение по принципу углеродоемкости принципами ВТО не предусматривается. Кроме того, европейское регулирование предполагает бесплатное распределение квот на выбросы для целого ряда товаров, произведенных в ЕС, в том числе стали и цемента, — при сохранении этого принципа введение углеродного налога на импорт будет явным протекционизмом. В результате можно ожидать начала тарифных войн и возникновения противоречий с международным торговым законодательством. Учитывая размер европейского рынка, введение налога усилит давление на компании и правительства по всему миру, вынуждая все больше стран принимать дополнительные меры по ограничению выбросов и разработке собственного законодательства. Позиция Евросоюза по данному вопросу такова, что компании-импортеры из стран с собственными схемами углеродного ценообразования, таких как Австралия, Канада или Япония, могут быть освобождены от данного сбора, если их правительства заключат новые торговые соглашения с ЕС или пересмотрят существующие.
Чтобы определить, на каких отраслях дополнительное налоговое бремя скажется наиболее сильно, можно обратиться к существующей в Европе системе торговли квотами. Наиболее углеродоемкими являются горнодобывающие и нефтегазовые отрасли, а также металлургическая, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Они имеют наибольший углеродный след и по итогам 2019 г. Изменение структуры европейского рынка перераспределение долей нанесет наибольший ущерб странам с сырьевой экономикой, имеющим большую долю экспорта углеродных товаров в Европу. Влияние на российский экспорт Одной из наиболее пострадавших от введения трансграничного углеродного налога стран может стать Россия, для которой ЕС — ключевой рынок сбыта. Россия стала второй после Китая по объему углеродоемких товаров.
Но при этом в Китае существуют внутренние механизмы по ограничению выбросов, аналогичные EU ETS, что дает стране конкурентное преимущество перед Россией, которая только разрабатывает углеродное законодательство: на текущий момент соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения в правительстве. Стратегия сокращения выбросов в России В 2020 г. Минэкономразвития разработало Стратегию долгосрочного развития России до 2050 г. Стратегия имеет два основных сценария низкоуглеродного развития: базовый, который принят за основу, и интенсивный. Стратегией предусмотрено создание правовой основы и методологической базы для технологической трансформации экономики, введение национального регулирования выбросов парниковых газов и создание системы климатического мониторинга. Кроме того, в правительстве обсуждается законопроект об углеродном регулировании, который предполагает в том числе субсидирование внедрения низкоуглеродных технологий, введение мониторинга выбросов парниковых газов и верифицируемой углеродной отчетности для компаний.