Помимо прочего, закон пополнили такими понятиями, как «общественное объединение добровольной пожарной охраны», «добровольное пожарное подразделение», «территориальное добровольное пожарное подразделение» и «объектовое добровольное. В соответствии с законом создавать добровольные пожарные дружины в населенных пунктах и на предприятиях станет проще, так как организациям теперь предоставляется возможность самостоятельно создавать добровольные пожарные подразделения без создания. Новости. Деятельность. Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 04.08.2023) О добровольной пожарной охране.
Вступайте в ряды добровольной пожарной охраны!
основанный на добровольческой деятельности вид пожарной охраны, включающий в себя общественные объединения добровольной пожарной охраны. О добровольной пожарной охране. 6 мая 2011 года N 100-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ Принят Государственной Думой 20 апреля 2011 года Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года. Добровольной пожарной охраной являются общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических и юридических лиц. Законы РФ, федеральные законы (ФЗ). Среди положительных моментов Закона о ДПО отмечалось нормативно-правовое регулирование правоотношений, формирующихся в области пожарного добровольчества, не имеющего на момент его принятия понятного правового статуса.
Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О добровольной пожарной охране"
Предмет регулирования настоящего Федерального закона[ править ] 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами — общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и или ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Статья 2.
Статья 3. Статья 4. Правовая основа создания и деятельности добровольной пожарной охраны[ править ] Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации , международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Статья 5. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны[ править ] Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Глава 2.
Общественные объединения пожарной охраны[ править ] 1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и или юридических лиц — общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путём их объединения, так и через юридические лица — общественные объединения.
Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: 1 общественная организация; 2 общественное учреждение. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и или юридические лица — общественные объединения. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения.
Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения членские билеты установленного образца. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и или его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определённые настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.
Условия участия добровольного пожарного или юридического лица — общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны. Создаваемые общественные объединения пожарной охраны могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобрести права юридического лица либо осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Порядок создания, реорганизации и или ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации. Статья 7. Общественная организация пожарной охраны[ править ] 1.
Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и или юридическими лицами — общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.
Комментарий: Вышеуказанные права приобретаются добровольным пожарным с момента регистрации в реестре. Например: при обнаружении ДТП на трассе добровольный пожарный спас 3 человек, задыхающихся от дыма и высокой температуры в поврежденном автомобиле путем разбития лобового и заднего стекла до прибытия профессиональных служб. Впоследствии собственники поврежденного автомобиля подали иск на возмещение ущерба, понесенного при аварийно-спасательных работах. Гражданин, имеющий статус добровольного пожарного, на основании ст. Пункт 1. В случае необходимости привлечения добровольного пожарного к обязанностям в рабочее или учебное время обязательно согласие руководителя организации по месту работы или учебы.
Учредитель учредители общественного объединения пожарной охраны вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных. Форма материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений премий добровольным пожарным устанавливаются учредителем учредителями общественного объединения пожарной охраны по представлению руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.
Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и или юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности. Общественные организации пожарной охраны представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны. Статья 8. Общественное учреждение пожарной охраны 1. Общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях.
В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины или в организациях объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины. Участниками территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные, проживающие на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.
Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Статья 15. Обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе добровольного пожарного подразделения, положением о таком подразделении должны быть возложены следующие обязанности: В редакции Федерального закона от 04. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных 1. Организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных.
Форма материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений премий добровольным пожарным устанавливаются организациями, которые создают добровольные пожарные подразделения, в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание соответствующего добровольного пожарного подразделения, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности такого подразделения. Представления об установлении форм материального стимулирования добровольных пожарных и размеров денежных вознаграждений премий добровольным пожарным вносятся руководителями таких подразделений в соответствующие организации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных. Статья 17.
Страхование добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны Наименование в редакции Федерального закона от 04. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование указанных лиц на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного. Организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, в случае привлечения добровольных пожарных таких подразделений к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим могут осуществлять за счет собственных средств поддержку добровольных пожарных в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольных пожарных либо на страхование их жизни или здоровья, а также возмещения понесенных ими расходов на приобретение указанных товаров или услуг. Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным и работникам добровольной пожарной охраны Наименование в редакции Федерального закона от 22.
Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы для работающих граждан , но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы дежурства в расположении добровольного пожарного подразделения либо прохождения ими профессионального обучения, если их участие в тушении пожаров или несении службы дежурства либо профессиональное обучение осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного. В редакции федеральных законов от 02. Организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, привлекающие добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы дежурства либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание таких подразделений, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены данной организацией. Добровольным пожарным добровольных пожарных подразделений за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы дежурства в добровольном пожарном подразделении допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы дежурства в добровольном пожарном подразделении суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы дежурства сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы дежурства , возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессионального обучения и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессионального обучения, определяются распорядительными документами организаций, которые создают добровольные пожарные подразделения, и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные организации.
В редакции Федерального закона от 30. Добровольным пожарным по их письменному заявлению по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. По решению работодателя добровольным пожарным может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе в порядке, установленном соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта кроме такси к месту пожара и обратно, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей.
Дополнение частью - Федеральный закон от 22. Организацией, которая создала добровольное пожарное подразделение, в соответствии с законодательством Российской Федерации могут устанавливаться иные не установленные настоящим Федеральным законом формы и способы стимулирования деятельности добровольных пожарных. Социальная защита членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных Органы государственной власти, органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, а также организации, которые создают добровольные пожарные подразделения за счет собственных средств, устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного. Организация службы добровольной пожарной охраны Статья 20.
Несение службы работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными 1.
Добровольные пожарные подразделения в организации: изменения с 1 февраля 2024 года
Добровольным пожарным добровольных пожарных подразделений за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы дежурства в добровольном пожарном подразделении допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы дежурства в добровольном пожарном подразделении суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы дежурства сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы дежурства , возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессионального обучения и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессионального обучения, определяются распорядительными документами организаций, которые создают добровольные пожарные подразделения, и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные организации.
В редакции Федерального закона от 30. Добровольным пожарным по их письменному заявлению по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. По решению работодателя добровольным пожарным может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе в порядке, установленном соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта кроме такси к месту пожара и обратно, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей.
Дополнение частью - Федеральный закон от 22. Организацией, которая создала добровольное пожарное подразделение, в соответствии с законодательством Российской Федерации могут устанавливаться иные не установленные настоящим Федеральным законом формы и способы стимулирования деятельности добровольных пожарных. Социальная защита членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных Органы государственной власти, органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, а также организации, которые создают добровольные пожарные подразделения за счет собственных средств, устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного. Организация службы добровольной пожарной охраны Статья 20.
Несение службы работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными 1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные допускаются к самостоятельной работе по тушению пожаров при наличии у них документа о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения. В редакции Федерального закона от 02. Режим несения службы дежурства работниками добровольной пожарной охраны и режим их отдыха устанавливаются трудовым законодательством.
Режим несения службы дежурства добровольными пожарными устанавливается организациями, которые создают добровольные пожарные подразделения, по согласованию с начальником местного пожарно-спасательного гарнизона. Подготовка работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных 1. Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Профессиональное обучение работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных осуществляется в добровольных пожарных подразделениях в порядке, установленном руководителем организации, которой созданы такие подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий муниципальных образований или на базе учебных центров пунктов и подразделений Государственной противопожарной службы, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Физические лица, входящие в состав органов территориального общественного самоуправления, либо физические лица, входящие в состав органов общественной самодеятельности, созданных физическими лицами по месту их жительства, работы или учебы в целях решения различных социальных проблем в области пожарной безопасности, проходят профессиональное обучение в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных, на добровольной основе в общественных организациях пожарной охраны. Привлечение добровольных пожарных подразделений к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ Наименование в редакции Федерального закона от 04. Добровольные пожарные подразделения осуществляют несение службы дежурство в составе пожарно-спасательного гарнизона и привлекаются к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. В редакции федеральных законов от 13.
Выезд добровольных пожарных подразделений на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы закрепленного за ними района выезда осуществляется в порядке, согласованном с организацией, которой созданы такие подразделения. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действовавший в условиях оправданного риска и или крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, может освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действовавший в условиях оправданного риска и или крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, может освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения пожара или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнение частью - Федеральный закон от 29.
Назначенный руководителем организации, которая создала добровольное пожарное подразделение, старший из числа личного состава такого подразделения, прибывшего первым на пожар, до прибытия подразделений пожарной охраны иных видов руководит действиями добровольных пожарных по предотвращению возможности дальнейшего распространения огня и созданию условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины в случае их регистрации в качестве юридического лица или положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась. Статья 9.
Задачи добровольной пожарной охраны[ править ] Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются: 1 осуществление профилактики пожаров; 2 спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим; 3 участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Статья 10. Личный состав добровольной пожарной охраны[ править ] 1.
Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике пожаров и или участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Для личного состава добровольной пожарной охраны учредителем учредителями соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.
Статья 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны[ править ] Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счёт собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя учредителей , средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещённых законодательством Российской Федерации. Статья 12.
Имущество добровольной пожарной охраны[ править ] 1. Имущество, используемое добровольной пожарной охраной, формируется посредством передачи имущества учредителя учредителей во владение, в аренду и или в безвозмездное пользование на долгосрочной основе добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, взносов и пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, за счёт средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и или гражданской ответственности на случай пожара. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и или в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны.
Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счёт средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учёту. Имущество и средства, находящиеся в собственности во владении, в пользовании, распоряжении добровольной пожарной охраны, должны использоваться для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. В случае ликвидации общественного объединения пожарной охраны имущество, полученное и или приобретённое за счёт средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, передаётся на баланс соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Глава 3. Регистрация добровольных пожарных[ править ] 1. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных. Статья 14. Права работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных[ править ] 1.
Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Статья 15. Статья 16.
Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных[ править ] 1.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1 добровольная пожарная охрана - основанный на добровольческой деятельности вид пожарной охраны, включающий в себя общественные объединения добровольной пожарной охраны, объектовые добровольные пожарные подразделения и входящих в их состав добровольных пожарных, деятельность которых предусматривает участие в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; 1.
Отдельно представлены полномочия властей по надзору и содействию добровольческим отрядам. Организационный момент состоит из определенных этапов: Детерминирование статуса, присваиваемого всем участникам данной сферы, включая общественные объединения, заведения и организации; Цели деятельности данных групп; Личный профессиональный состав, его функции; Поддержка в виде финансовых влияний и материально-технического обеспечения, имущественные аспекты; Выяснение уровня подготовки сотрудников; Законный процесс привлечения организаций ДПД к борьбе с пожарами, их участие в работах аварийного, спасательного и превентивного характера. Принципы ранжирования и статус добровольцев и работников пожарной охраны описан подробно в гл. Она устанавливает: Порядок их регистрации; Перечень правовых полномочий, перечисление обязанностей; Процедуру материального поощрения, особенности процесса страхования; Список льготных условий, порядок возмещения, меры по социальной защите, положенной родственникам членов противопожарной охраны.
Поправки и дополнения появились в статьях 2, 5, 6, 8, 10, 14, 17, 18, 20, 21 и 22. Сама статья описывает используемую в законе лексику. Были внесены п. Первый определяет понятие «участия в тушении пожаров», а также порядок, по которому ведутся аварийно-спасательные мероприятия. Второй обозначает суть участия в превентивных мерах по возникновению пожаров.
Внесены изменения в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»
Отметим, что в п. В соответствии со ст. Добровольную пожарную охрану в соответствии с Законом N 100-ФЗ могут осуществлять общественные объединения добровольной пожарной охраны в форме общественных организаций или общественных учреждений. Общественные организации пожарной охраны формируются на основе членства и призваны защищать интересы членов таких организаций и уставные цели п. Что касается общественных учреждений добровольной пожарной охраны, то они не имеют членства и осуществляют противопожарную деятельность на определенной территории или объекте п. Участники отношений в сфере добровольной пожарной охраны.. Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных п. Добровольный пожарный - это физическое лицо, которое является членом или участником общественного объединения пожарной охраны и на безвозмездной основе участвует в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ ст. Однако в п. Отсюда можно сделать вывод о том, что деятельность добровольных пожарных осуществляется на основании гражданско-правового договора, который должен предусматривать выплату денежных компенсаций в определенных случаях. При этом по общему правилу, если лицо выполняет свои функции пожарного в добровольной пожарной охране за плату и несет обязанности по соблюдению правил трудового распорядка, то Закон N 100-ФЗ определяет его как работника добровольной пожарной охраны, вступившего в трудовые отношения с общественным объединением пожарной охраны.
В качестве работников территориальной добровольной пожарной команды свою деятельность должны осуществлять руководитель, бухгалтер и водители мобильных средств пожаротушения в соответствии с особенностями, установленными трудовым законодательством для указанных должностей п. В отношении руководителя и бухгалтера объектовой добровольной пожарной дружины указано, что они назначаются учредителями общественного объединения пожарной охраны - судя по всему, также на основании трудовых договоров. Следует отметить, что Приказ МВД РФ N 390 не предусматривает в добровольной пожарной охране таких членов и участников, которые осуществляли бы свою деятельность в качестве наемных работников. В Законе N 100-ФЗ различаются добровольная пожарная дружина и добровольная пожарная команда. Под первой понимается подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров. Добровольная пожарная команда отличается от пожарной дружины наличием мобильных средств пожаротушения.
Общими положениями оговариваются назначение данного документа и те задачи, которые решаются при его внедрении. В них определяются не только основные принципы деятельности организации, но и правовые основания формирования добровольных объединений. Особое место занимают вопросы определения полномочий местных муниципальных властных структур в создании и деятельности таких образований. Часто дружины создаются в доу, школах, на предприятиях, в различных общественных организациях. Деятельность дружинных структур Организация и порядок работы этих объединений предполагает предварительное решение ряда вопросов. К ним относится регистрация деятельности в муниципальных органах и утверждение перечня основных задач, соответствующих рабочему профилю создаваемой службы. Должны быть согласованы и окончательно утверждены списки персонала штата и его прав при осуществлении деятельности в добровольной пожарной охране. Особое значение имеет порядок финансирования и обеспечения, а также регистрация имущества организации. Все эти вопросы должны согласовываться ещё на подготовительном этапе до начала работы дружины. Статус члена или работника дружины Положение или статус добровольных помощников экстренных пожарных служб регламентируется следующими пунктами действующего закона: порядок приёма и регистрации; права и обязанности принятого на его основании работника добровольца ; формы стимулирования членов пожарной дружины, а также вопросы их страхования; положенные по закону льготы и компенсации. С учётом всех перечисленных выше мер, создаваемая приказом по предприятию или территориальному объединению добровольная служба может быть отнесена к социально-ориентированным структурам.
Статья 2. Статья 4. Правовая основа создания и деятельности добровольной пожарной охраны Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Статья 5. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Глава 2. Организация деятельности добровольной пожарной охраны Статья 6. Общественные объединения пожарной охраны 1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и или юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.
Внесены изменения в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» 27. Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06.
Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»
Указанный Закон дополняется понятиями "общественное объединение добровольной пожарной охраны", "добровольное пожарное подразделение", "территориальное добровольное пожарное подразделение" и "объектовое добровольное пожарное подразделение". Устанавливается упрощенный порядок создания и деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений. Определяются права, обязанности и требования к добровольным пожарным, участвующим в деятельности таких подразделений.
РУ — эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля.
Звоните 8 495 795-73-92 127410.
Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: 1 общественная организация; 2 общественное учреждение. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и или юридические лица - общественные объединения. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения членские билеты установленного образца. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и или его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица - общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны. Общественные организации пожарной охраны и территориальные подразделения добровольной пожарной охраны подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По данному закону, личный состав пожарной охраны, включая руководителя тушения пожара, сотрудник федеральной противопожарной службы, а также представители добровольной пожарной охраны могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, других пожарных, а также нанесение материального ущерба, если при этом они действовали в условиях оправданного риска и крайней необходимости и при этом не превысили пределы крайней необходимости. Агентство подчеркивает, что документ поступит на подпись президенту РФ. Ранее Государственная дума приняла законопроект, направленный на защиту пожарных от ответственности за причинении ими материального ущерба при выполнении служебных обязанностей.
Глава 1. Общие положения
- 445-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон
- 02. Комментарий к федеральному закону
- Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ О добровольной пожарной охране
- Новости Респекта
- Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»
- Управа района Тверской города Москвы
Закон Пензенской области от 20.10.2023 № 4099-ЗПО
- Создать добровольную пожарную охрану на предприятиях станет проще - Парламентская газета
- О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»
- Газета района Тверской (ЦАО)
- Создать добровольную пожарную охрану на предприятиях станет проще
- Планируются поправки в закон о добровольной пожарной охране
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
создание, деятельность, права и гарантии добровольной пожарной охраны в России. Добровольная пожарная охрана. Выберите теги МЧС России и получайте персонализированную рассылку новостей, которая соответствует вашим интересам. 7 Федерального закона от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» предлагает смелым, решительным, активным и мужественным гражданам самоорганизоваться и создать общественное объединение пожарной охраны в пос. Маяк и пос. Героевское.
Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране"
Итак, добровольная пожарная дружина – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. 1. Одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О добровольной пожарной охране“. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. В частности, закон дополнен понятиями "общественное объединение добровольной пожарной охраны", "добровольное пожарное подразделение", "территориальное добровольное пожарное подразделение" и "объектовое добровольное пожарное подразделение".
Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»
Имущество и средства, находящиеся во владении, в пользовании или распоряжении общественных объединений пожарной охраны, должны использоваться для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. В случае ликвидации общественного объединения пожарной охраны имущество, полученное и или приобретенное за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, передается на баланс соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. В редакции федеральных законов от 22. Имущество, используемое объектовыми добровольными пожарными подразделениями, находится на балансе организаций, в которых создаются такие подразделения, и должно использоваться для выполнения задач, возложенных на добровольную пожарную охрану законодательством Российской Федерации. Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных Статья 13. Регистрация добровольных пожарных 1. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра добровольной пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.
Права работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных 1. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольного пожарного подразделения в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами или гражданско-правовым трудовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, имеют право на: В редакции Федерального закона от 04. Дополнение пунктом - Федеральный закон от 04. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Статья 15. Обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе добровольного пожарного подразделения, положением о таком подразделении должны быть возложены следующие обязанности: В редакции Федерального закона от 04. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных 1.
Организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных. Форма материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений премий добровольным пожарным устанавливаются организациями, которые создают добровольные пожарные подразделения, в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание соответствующего добровольного пожарного подразделения, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности такого подразделения. Представления об установлении форм материального стимулирования добровольных пожарных и размеров денежных вознаграждений премий добровольным пожарным вносятся руководителями таких подразделений в соответствующие организации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных. Статья 17. Страхование добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны Наименование в редакции Федерального закона от 04. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование указанных лиц на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.
Организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, в случае привлечения добровольных пожарных таких подразделений к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим могут осуществлять за счет собственных средств поддержку добровольных пожарных в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольных пожарных либо на страхование их жизни или здоровья, а также возмещения понесенных ими расходов на приобретение указанных товаров или услуг. Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным и работникам добровольной пожарной охраны Наименование в редакции Федерального закона от 22. Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы для работающих граждан , но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы дежурства в расположении добровольного пожарного подразделения либо прохождения ими профессионального обучения, если их участие в тушении пожаров или несении службы дежурства либо профессиональное обучение осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного. В редакции федеральных законов от 02. Организации, которые создают добровольные пожарные подразделения, привлекающие добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы дежурства либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание таких подразделений, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены данной организацией. Добровольным пожарным добровольных пожарных подразделений за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы дежурства в добровольном пожарном подразделении допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме.
При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы дежурства в добровольном пожарном подразделении суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.
Законом в Федеральном законе «О пожарной безопасности» закреплены понятия «оправданный риск» и «крайняя необходимость» применительно к деятельности по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Закон вступит в силу 9 января 2023 года. РУ — эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля.
Общественные объединения пожарной охраны 1. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Общественные объединения пожарной охраны создаются в организационно-правовой форме общественной организации или общественного учреждения. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и или юридические лица - общественные объединения. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения пожарной охраны. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения членские билеты установленного образца. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям и или конкретным акциям данного объединения и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны. Создаваемые общественные объединения пожарной охраны могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобрести права юридического лица либо осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Порядок создания, реорганизации и или ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации. Общественное объединение пожарной охраны для достижения уставных целей организует и обеспечивает создание территориальных добровольных пожарных подразделений, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности, представляет и защищает законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов и участников общественного объединения пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Общественное объединение пожарной охраны формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего общественного объединения пожарной охраны. Территориальные добровольные пожарные подразделения 1.
В случае, если у нас имеются сведения о действующем документе, мы обязательно указываем эту информацию в аннотации. Бывает, что Приказ отменили, а взамен ничего не ввели. Тогда предприятия самостоятельно принимают решения, пользоваться данным изданием, или нет. OK Актуализация на дату продажи x Документ актуален. Это значит, что у нас нет сведений об отмене данного документа, а значит, он действующий. После поступления заказа наши специалисты сверят информацию с нормативно-правовыми базами Консультант-Плюс и Гарант. В случае, если там имеются сведения об изменениях данного документа, мы внесем их и Вы получите издание, актуальное на дату продажи. Если у вас имеются данные о конкретных изменениях, просьба указать всю информацию в примечании к заказу.