Рождество Христово – один из главных праздников, который отмечают православные 7 января по новому стилю.
Как отмечают Рождество православные христиане
Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову. Саркофаг из Мантуи. Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи. Андрей Рублёв. Благовещенский собор Московского Кремля. Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова Рождество Христово.
Икона из пещеры в Вифлееме. На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество — это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине. Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Монастырь Ксиропотам. Икона 1660 г.
Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь.
Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу. Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой. Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет. Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод.
Колыбельной Ему стали ясли. Через некоторое время в хлев первыми пришли пастухи, чтобы приветствовать Младенца. Позже явились волхвы, которых привела первая взошедшая на небе звезда. Они принесли дары. Значение Рождества для верующего человека велико. Во-первых, праздник означает, что в этот день на свет появился Спаситель всего человечества. Во-вторых, Он — символ примирения человека и Бога. Кроме того, этот праздник служит предвозвещением искупительного подвига Иисуса, обновления человеческой природы. В 20-е годы в СССР упраздняли все религиозные торжества. Начали восстанавливать рождественские традиции, устраивать светское празднование Нового года.
Они решили переночевать в хлеве, служившем загоном для скота. В ту же ночь у Марии начались схватки. Вскоре в хлеве раздался детский плач — на свет Божий появился Иисус. Колыбельной Ему стали ясли. Через некоторое время в хлев первыми пришли пастухи, чтобы приветствовать Младенца. Позже явились волхвы, которых привела первая взошедшая на небе звезда. Они принесли дары. Значение Рождества для верующего человека велико. Во-первых, праздник означает, что в этот день на свет появился Спаситель всего человечества. Во-вторых, Он — символ примирения человека и Бога.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
Дополнительная информация: Рождественские традиции и празднование Рождества по странам. Что можно делать в Рождество, а что нет. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса. На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). Как в 2023 году отмечать Рождество Христово и какие традиции соблюдать.
Рождество 2023: что нужно сделать 7 января, чтобы целый год слезы не лить
Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды. В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.
С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог! В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем. Устав и Богослужение Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником.
В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия. В восьми паремиях говорится: в 1-й Быт.
I, 1—13 о сотворении Богом человека; во 2-й паремии Числ. Исаии IX, 1—10 — о жезле, то есть владыке из корене Иессеева то есть об Исусе Христе ; в 5-й паремии прор. Даниила II, 31—36, 44—45 — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й Ис. В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей вместо вечерни с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа.
В Апостоле Гал. В Евангелии Mф. II, 1—12 повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу. Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке.
Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия.
Вместе с Русской православной церковью 7 января Рождество встречают еще Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская поместные церкви, а также афонские монастыри, старообрядцы, греко-католики и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел ночное рождественское богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя.
Христос рождается для того, чтобы умереть. Умереть за всех людей, умереть за каждого из нас. Умереть, чтобы мы с вами могли жить. При этом все положительные герои Рождества не просто принимают радостную весть, но впускают в свою жизнь весьма конкретную нужду, берут на себя ответственность, защищают слабого.
Чем подготовка к празднику в этом году отличается от предыдущих, радиостанции Business FM рассказали жители нескольких европейских стран. Виталий Сманцер, журналист из Берлина: «В этом году Берлин и другие города Германии и Западной Европы в преддверии рождественского праздника яркие. В некоторых местах впервые после окончания пандемии открыли рождественские рынки. А на рождественских рынках все как обычно: карусели, продажа горячего вина, продажа закусок, жареного миндаля, картошки фри и прочего. Люди охотно идут, люди по этому соскучились. Говорить о какой-либо экономии в Рождество не стоит, потому что этот праздник очень важен, на Рождество не экономят. Если до этого, часто гуляя по европейским городам, было видно, что такое-то здание не освещено, здесь экономят, меньше жгут свет, температура в некоторых зданиях была 19 градусов, то Рождество контрастирует в том плане, что здесь нет никакой экономии, все ярко, красиво, все те же огоньки, улицы украшены, даже при «письмах счастья», которые получали жители Германии о том, что с 1 января будет электричество повышаться, сейчас все равно жгут, может быть, поэтому еще больше жгут, потому что в январе будет дороже». Дмитрий Мисуркин, гид-переводчик, житель Парижа: «Огоньки горят. Не так много, как 20 лет назад, но горят на Елисейских полях и так далее.
В Соборе Рождества Христова освятили крестильный храм
Президент России Владимир Путин посетил богослужение в Благовещенском соборе в Московском Кремле, выслушав ночную литургию. О том, как в России отмечают Рождество, — в фотогалерее «Газеты.
Там и родился Иисус. Первыми поклониться Спасителю пришли пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну. По легенде, узнав о рождении Мессии, царь Иудеи Ирод захотел его уничтожить.
Но он не знал, где и когда родился Спаситель. Поэтому он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода. Исторические события, произошедшие 7 января: 1610 — открытие четырёх крупнейших спутников Юпитера Галилео Галилеем.
Читайте, как отмечали эти праздники наши предки, чем украшали елку и какие блюда ставили на стол. А еще выбирайте фильмы и книги для праздничных вечеров, слушайте рождественские мелодии или ищите интересные события в городах России на нашей интерактивной карте. Знакомьтесь в нашем спецпроекте с историей Нового года и Рождества.
Как мы видели, теория почти полностью основывается на выводах, которые в равной степени могут быть истолкованы противоположным образом. Никаких веских доказательств того, что празднование Sol Invictus является истинным источником даты Рождества Христова, не встречается ни в каких источниках того времени: ни в посланиях, ни в указах, ни в исторических отчётах, нигде. На самом деле имеющиеся свидетельства показывают, что церковные писатели того времени принимали 25 декабря как полученную по преданию от более ранних отцов» 5. В частности, блаженный Августин писал: «Он был рождён, согласно преданию, 25 декабря». Также блаженный Иероним в «Беседе на Рождество Христово» говорил: «Мы не распространяем наше собственное мнение, но поддерживаем предание».
Здесь надо заметить, что Узенер в качестве обоснования своей гипотезы теории приводит цитату из схолии на труды сирийского монофизитского автора XII века Дионисия Бар Салиби. Схолия — это заметка на полях рукописи, то есть это не текст самого Бар Салиби. Тот жил в XII веке, а когда именно была записана эта рукопись, и когда некий аноним на её полях оставил свое замечание — неизвестно; может быть, в XIII веке, может быть, ещё позже. В древности в некоторых восточных Церквах день Рождества Христова совпадал с днём Богоявления, то есть, с 6 января. И вот автор той самой заметки на полях выступает против того, чтобы Рождество праздновать 25 декабря, и, соответственно, за то, чтобы вернуть его празднование на 6 января.
Именно этот анонимный сирийский комментатор позднего средневековья впервые высказывает идею о том, что якобы 25 декабря отцы Церкви выбрали для того, чтобы Рождеством Христовым вытеснить некий языческий праздник. Но, как замечает по этому поводу Хийманс, «один столь поздний и очевидно враждебный источник имеет мало ценности в данном случае» 6. Это не более чем полемическое утверждение анонимного сирийского автора, сделанное почти тысячу лет спустя после обсуждаемого события. Российский исследователь П. Кузенков также критикует гипотезу Узенера: «При всей подкупающей простоте этой схемы в ней имеется слабое место.
Символизм этой даты заключается в том, что она ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря» 7. Почему Рождество начали праздновать не сразу? Некоторые древние христианские авторы указывали свои предположения относительно дня рождения Иисуса Христа. При этом речь не шла о празднике, это для них был именно вопрос истории. Ежегодного празднования Рождества Христова в первые три века, судя по всему, не было — по крайней мере, не было как общецерковного праздника, отдельного от Богоявления.
Некоторые современные критики христианства в связи с этим спрашивают: «А почему не было? Но праздника Рождества Христова не было по той простой причине, что, как отмечает Хийманс, для древних христиан, точно также как для нынешних православных христиан, центральным событием было воскресение Христа, а не Его рождение, и, соответственно, именно праздник Пасхи был главным праздником. Ну а кроме того, многие христиане в те времена считали, что в принципе празднование дня рождения — это дело сомнительное. Основывались они при этом тем, что в Библии указаны только два человека, которые отмечали день рождения: это фараон и Ирод, на праздновании дня рождения которого был убит Иоанн Предтеча. В частности, о таком предубеждении против празднования дня рождения упоминал Ориген.
Почему же в IV-м веке христиане всё-таки начали широко праздновать Рождество Христово? Хийманс полагает, что это было вызвано стремлением подчеркнуть воплощение Христа в контексте противодействия различным еретическим учениям. Фёрстер предлагает другое объяснение. По его мнению, это было связано с тем, что в первой половине IV века начинает распространяться практика паломничества христиан на Святую Землю, в частности, в Вифлеем. И это стимулирует рост внимания к Рождеству Христову.
Но, как бы то ни было, оба ученых согласны в том, что появление праздника Рождества продиктовано исключительно внутрихристианскими причинами, а не внешней полемикой христианства с язычеством. Но если установление Рождества не было продиктовано стремлением заместить празднование Sol Invictus, то возникает вопрос: а почему тогда 25 декабря? В своей статье Курт Симмонс доказывает, что сама эта дата древнее, чем обычно считают. Многие её относят к первой половине IV века. Однако стоит вспомнить, во-первых, Юлия Африкана — это самый ранний христианский историк, который жил в конце II и первой половине III века.
По мнению Хийманса и Нозефта, Юлий Африкан имплицитно предполагает дату Рождества Христова как 25 декабря, исходя из того, что он явно писал про 25 марта как дату воплощения Христа, то есть Его непорочного зачатия Пресвятой Богородицей соответственно, у нас это дата Благовещения по старому стилю.
Рождество в России
Общественная служба новостей рассказывает, как отмечается этот праздник и в чем его отличие от православного Рождества. Почему католическое и православное Рождество отмечают в разные даты. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. Рождество Христово – это торжество поклонения. Поет славу ангельский хор, пастухи склоняются перед Младенцем, приносят дары Иисусу волхвы с Востока, проделав огромный путь вслед за звездой по древнему пророчеству. 7 января христиане отмечают Рождество – один из самых главных и светлых православных праздников. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). Рождество Христово в ста странах мира входит в число государственных праздников.
Рождество в России
На день Рождества 25 декабря (7 января — по новому стилю) указывает во II веке святитель Климент Александрийский. В Вербное воскресенье в крестильном (нижнем) храме кафедрального собора Рождества Христова в Челябинске состоялось малое освещение и первая литургия. О том, как прошло долгожданное событие, рассказали в Челябинской епархии. В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю. Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением.