Дефицит кадров пока не привел к коллапсу, и в целом ситуация на данный момент не ощущается, как катастрофическая большинством граждан. Больше всего нехватка кадров ощущается на Чукотке, в Ивановской, Владимирской областях, Еврейском автономном округе и в Курганской области.
Центробанк РФ фиксирует кадровый дефицит во всех отраслях экономики
Из аграрного государства за кратчайший срок мы превратились в одну из мощнейших промышленных держав. И тогда было гораздо сложнее — переучивать приходилось в буквальном смысле от сохи. Сейчас задача тоже сложная, поскольку управление, например, современным станком сопоставимо по сложности с пилотированием самолета. На обучение нужны время и деньги. Но и эффект будет колоссальным. Обозреватель "Известий" Виктор Синеок уверен: новый рабочий класс, по сути, сформирует в России новое общество. Поделиться Россия столкнулась с дефицитом рабочих в условиях роста экономики Россия столкнулась с дефицитом рабочих в условиях роста экономики Таких проблем в жизни станкостроителей не было уже несколько десятков лет. Не успевают закупать материал и выполнять заказы. А их столько, что производство прямо сейчас надо увеличивать раз в 10. Главная ценность экономики Экономический рост спровоцировал настоящий промышленный бум.
Западные компании покинули российский рынок, а спрос остался. Так и рост внутреннего спроса по большому количеству направлений экономики", — подчеркнул генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. Теперь с этим ростом нужно справиться. Во время поездки по Дальнему Востоку президент на это внимание обратил. Большой дефицит высококвалифицированных рабочих кадров", — напомнил президент. Главная ценность для экономики страны теперь — рабочий новой формации. Опытный, высококвалифицированный, с инженерными знаниями и навыками работы на сложных высокоточных станках. Нехватка специалистов называется кадровой уязвимостью. Вот как менялась ситуация в разных областях промышленности страны за последние семь лет.
К концу 2023 года "уязвимым" стал практически весь реальный сектор. Работодатели — в очереди "Дефицит специалистов возник в рамках последних событий.
С другой — будут пробовать притаскивать либо квалифицированные, либо неквалифицированные кадры из-за рубежа. Я думаю, что так или иначе из СНГ у нас будет какой-то приток мигрантов, которые будут здесь работать, — полагает он. То есть раньше учили по три года и выдавали человека условно готового. Сейчас планируется, я так подозреваю, два года, чтобы человек быстрее пришел в промышленность.
Еще совсем недавно нам казалось, что закроются все офисы и люди одичают, сидя дома на удаленке. Но нет, удаленка остается — просто в другом формате, чтобы сотрудникам не выпадать из поля зрения руководства. Сейчас такой режим работы актуален прежде всего для специалистов call-центров, продаж, ИТ-сферы, — перечисляет Юрий Михеев. Но некоторые компании оставляют возможность работы в гибридном формате: один или два дня в неделю как часть соцпакета. По мнению Антона Дурнецова, в некоторых случаях на удаленке будет меньше шансов продвинуться по карьерной лестнице. Хочешь расти и развиваться — окей, приезжай в офис, хотя бы на какой-то гибридный формат, — приводит он пример.
Однако свободных рук на рынке труда нет. Но в сегодняшних реалиях работодатель не может позволить себе делать ставку только на рост зарплаты, даже если она конкурентная. Приходится менять требования и снижать аппетиты. На типично мужские профессии всё чаще откликаются женщины. Зарплатные ожидания возрастных кандидатов, согласно нашим исследованиям, растут гораздо быстрее, чем 2—3 года назад. По мнению Натальи Даниной, возрастные границы для кандидатов расширяются, но это довольно медленный тренд, и пока всё же большинство нанимающих менеджеров по-прежнему ориентируются на молодых соискателей.
Можно ли справиться с кадровым голодом Экономика часто сталкивается с достаточно трудными задачами, которые не решаются наскоком, подкручиванием ключевой ставки или новыми законами. Демографическая яма, в которой наша страна оказалась в 1990-х, — это свершившийся факт, с которым ничего не сделать. Но это не значит, что сейчас задача кадрового голода не решаема.
В числе прочих инициатив по восполнению людей на рабочих местах российские власти активно стараются привлекать трудовых мигрантов. Причём не только из стран СНГ, но и из таких «нетрадиционных» с точки зрения притока рабочих рук регионов мира, как Индия или страны Африки. Им уже упростили получение гражданства, стараются легализовать и обязать работодателей создавать для них достойные условия труда.
Но насколько такая стратегия помогает справиться со стоящими перед экономикой задачами — вопрос открытый. Является ли это хорошей стратегией — трудно сказать. К нам преимущественно приезжает низко- и среднеквалифицированная рабочая сила, а высококвалифицированным специалистам мы менее интересны из-за колебаний курса валюты и прочих проблем.
Такие кадры проще всего заменить с помощью технологий. Например, в супермаркете нужно раз в несколько дней менять ценники, сейчас это делают люди. Но что мешает руководству сети поставить электронные ценники, которые будут отображать верные цены автоматически?
Просто пока нанять человека дешевле. Но это пока. В конечном итоге, уверен эксперт НИУ ВШЭ, единственный реально рабочий способ справиться с дефицитом кадров в ближайшей перспективе — это развитие ресурсосберегающих технологий.
Любая производственная инициатива должна в первую очередь быть направлена на сокращение потребностей в кадрах. Так что даже если в обозримом будущем людей начнут замещать роботами, безработица «кожаным мешкам» не грозит. Правда, нужно быть готовым к тому, что придётся переучиваться на старости лет, чтобы занять те ниши, где не хватает именно людей, а не функций.
Что же до найма, тут, по мнению Натальи Даниной, работодателям тоже нужно эволюционировать в своих взглядах, как и соискателям.
Кадровая потребность экономики к тому моменту возрастет с 71,1 миллиона человек в конце 2022 года до 73,6 миллиона, сказал чиновник 21 сентября в ходе тематического заседания Госсовета. Дополнительные вакансии сформируются в обрабатывающей промышленности, логистике, здравоохранении и IT-секторе. Наибольшая потребность сотрудников сформируется в обрабатывающем производстве, там появятся почти 800 тысяч мест. Еще 400 тысяч человек понадобятся компаниям, которые занимаются транспортировкой и владеют складами. Приток в 285 тысяч кадров будет необходим здравоохранению, а науке и IT-сектору — 430 тысяч.
В 2026—2027 годах произойдет пик дефицита кадров в строительстве, он составит 360—400 тысяч человек, пояснил министр. При сильном дефиците кадров в стране наблюдается рекордно низкая безработица. Это минимальный показатель за всю историю наблюдений. Ситуацию усугубляют последствия демографической ямы — на рынок труда выходит небольшое поколение, рожденное в 90-х годах, а более многочисленные группы уходят на пенсию. Пока дефициты локальны Нехватка сотрудников осложняется и тем, что в условиях недостатка собственных соискателей поток трудовых мигрантов в Россию сократился почти вдвое. По данным МВД, в первом полугодии 2023 года в страну с целью «работа» въехали 3,5 миллиона иностранцев против 5,8 миллиона с января по июнь 2022 года.
«Дальше будет хуже, а в 2025-м — полная ж…»: в Волгограде возник острый дефицит людей
Выход — перекупать специалистов: 59% работодателей в качестве решения проблемы дефицита кадров видят рост ФОТ (фонд оплаты труда. А в животноводстве в зависимости от региона и направления мясного бизнеса дефицит кадров составляет от 5% до 20% сотрудников. Дефицит кадров уже привел к тому, что растут заявленные в вакансиях зарплаты (подробнее – см. графику). «Дефицит кадров ощущается как на уровне производственных рабочих, так и на уровне специалистов, как в производстве, так и в сфере услуг, — отметила экономист. Для решения проблемы с дефицитом кадров предлагают увеличить временной лимит сверхурочной работы. Почему так произошло и сохранится ли дефицит кадров в 2024 году, «Секрет» разобрался вместе с экспертами.
Центробанк: в 70% российских компаний не хватает сотрудников
В результате их опыт может быть неприемлем для нас, также как и наш — для них, и остается только учитывать этот фактор при взаимодействии. Ключевое отличие здесь: у них учат руководителя выходить из сложной ситуации, подстраивая свои решения под набор неких стандартных «антикризисных ситуаций». А у нас, к счастью, до сих пор существует система подготовки руководителей разного уровня не просто как «эффективных менеджеров», но как людей, детально разбирающихся в порученном хозяйстве. А значит, проблеме противопоставлены более гибкие, творческие умы. Три стороны медали Александр Никонов, обозреватель: — Есть две противоположные точки зрения. Первая: нужно установить со странами Средней Азии визовые отношения, а то с нами случится то же самое, что происходит с Западной Европой, которая стремительно теряет идентичность, заливаемая мусульманскими гастарбайтерами из Африки и с Ближнего Востока. Наша пропаганда очень любит позлорадствовать на эту тему, забывая, что Европа хотя бы защищена визами, а у нас с мусульманским океаном бывших советских республик вообще виз нет — езжайте в любом количестве! В результате многие районы бывшей имперской столицы стремительно «темнеют», как говорят испуганные москвичи. Вторая точка зрения, насколько я понимаю, негласно разделяемая нашим правительством и во многом справедливая: в России сейчас не хватает рабочих рук, а без них невозможно поднять экономику. Не от хорошей ведь жизни западный мир разбавляет себя гастарбайтерами. Вернее, именно что от хорошей!
Так было и в Древнем Риме, цивилизационный уровень которого на порядки обогнал дикие окраины ойкумены. В результате уровень рождаемости в самом Риме упал, его граждане предпочитали сидеть на пособиях «хлеба и зрелищ! Кстати, тогда визовой системы еще не было, поэтому Москва сейчас и вправду выступает в роли Третьего Рима. Такое парадоксальное лицо кадрового голода. То есть, с одной стороны, мы видим, что проблема эта не новая и мир из-за нее не рухнул, а вполне себе успешно развился от древности к современности, от холодного оружия к атомному. С другой стороны, он пережил сотни лет темных веков, поскольку диковатое людское топливо с окраин так обильно завалило очаг римской цивилизации, что он практически погас на долгое время. Хотим ли мы жить в новом средневековье? Но есть еще и третья сторона этого вопроса, и она характерна именно для современности! Она уже началась, когда производство начало уходить в третий мир и высококвалифицированные рабочие вынуждены были переориентироваться на сферу услуг — идти в официанты, парикмахеры и пересаживаться на пособия по безработице, чтобы не делать совсем уж черной работы, ибо они все-таки граждане первого мира. Но когда роботизация вытеснит миллионы людей не только с предприятий, но и из офисов, речь пойдет уже о кадровом голоде в прямом смысле этого слова — оставшиеся без работы кадры придется чем-то кормить.
Кстати, о корме… Не за горами искусственное и, конечно же, роботизированное производство еды уже не на земле с помощью семян, тракторов и батраков — сборщиков урожая, а на фабриках — я говорю о прямом выращивании клеточной биомассы. Например, из мусора. Это и экологично, и окончательно устраняет тупую зависимость человечества от природы. Вот вам то самое устойчивое развитие, о котором грезил Римский клуб! Понятно, что словосочетание «кадровый голод» в этих условиях приобретает совсем иной смысл. Еда и промтовары становятся настолько дешевыми, что базовые потребности членов общества могут быть обеспечены полностью для всех, и встанет лишь вопрос о том, где занять кадры, чтобы в условиях изобилия снизить число самоубийств из-за нереализованности. Техносфере будут нужны только бриллиантовые гении и золотые таланты, коих никогда не бывает много. Остальному же океану кадрового резерва останется утешать себя участием в гладиаторских боях — в виртуальном, разумеется, пространстве. Срочно требуются лекари и пекари Михаил Антонцев, председатель Московской федерации профсоюзов, депутат Мосгордумы: — Проблема кадрового голода действительно актуальна для нашей страны, лет 20 уже точно.
В каких отраслях сильнее всего ощущается кадровый голод Наиболее критическая ситуация сложилась в легкой промышленности, где компании страдают от дефицита рабочей силы. Эксперты считают, что после ухода западных брендов у российской легкой промышленности была возможность увеличить объем производства, однако, некому работать на заводах. В бурно растущей отрасли ВПК остро стоит вопрос кадрового голода. Только к 2023 году потребуется не менее 50 000 высококвалифицированных инженеров узкого, специфического профиля. Пусть эта цифра не выглядит пугающей, но нужно понимать, что речь идет о высококвалифицированных специалистах инженерных направлений. Они — необходимое звено в развитии этой отрасли, их недостаток неизбежно приведет замедлению роста ВПК. Среди массовых профессий наибольший дефицит рабочей силы, по мнению экспертов, представлен в строительной отрасли, а также в сельском хозяйстве и IT, Эксперты ИЭП считают, что данные о недостатке около 1 млн IT-специалистов преувеличены. На самом деле этот дефицит может быть сокращен до 250 000 человек. Недостаток в 1 млн. На тот момент на каждые 100 работников требовался один айтишник, что чрезвычайно много в условиях современной инфраструктуры. По мнению экспертов, это соотношение сохранится и в 2023 году, но количественное значение нехватки специалистов сократится. Минстрой оценил кадровый дефицит в строительной отрасли в 3 миллиона человек в декабре 2022 года. Но учитывая сокращение жилищного строительства в текущем году, этот дефицит останется в районе 150 000 работников, по мнению тех же экспертов. Новые вызовы — дефицит кадров в регионах Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская отмечает что, мобилизация оказала влияние на рынок труда не только как фактор, приводящий к оттоку населения. Она отмечает, что в депрессивных регионах многие безработные и занятые на низкооплачиваемых позициях могли пойти служить добровольно, по контракту, из экономических соображений. В итоге в депрессивных регионах возник острых кадровый голод практически всех профессий. И если раньше безработица была главной проблемой регионов, то сегодня в некоторых субъектах Федерации наблюдается острый дефицит специалистов. В Ивановской области традиционный регион с развитой легкой промышленностью число резюме на одну вакансию достигло 2,3.
Дефицит кадров образовался и на рынке фитнес-услуг. Кроме того, работодатели в России пожаловались на то, что новых сотрудников им приходилось искать в полтора раза дольше в 2022 г. Еще материалы.
Кроме того, дефицит кадров обусловлен и демографическими проблемами. Миграция же не решает этих проблем: зачастую предлагается низкокачественная рабочая сила. Мигранты часто попросту не владеют русским языком и не могут выполнять квалифицированную работу», — объяснил Цыганов. По словам экономиста, в этих условиях единственный вариант решения проблемы дефицита кадров — это поднятие производительности труда. Это и повышение квалификации, которое вполне можно себе представить, повышение привлекательности и престижа рабочих профессий, повышение доходов у тех профессий, где действительно наблюдается острый дефицит», — предлагает эксперт. Россия — не единственная страна, где наблюдается дефицит кадров, поэтому внимательное изучение позитивного опыта, который есть в мире, позволяет уверенно предположить: РФ сможет справиться с этой проблемой, в частности, с помощью внедрения систем автоматизации и средств искусственного интеллекта, заключил Цыганов. Плеханова Юлия Коваленко отмечает, что сейчас экономика РФ перестраивается в процесс цифровизации, роботизации и внедрения искусственного интеллекта, и поэтому необходимы высококвалифицированные кадры, которые смогут работать в этих отраслях. Поэтому особенно актуальным становится и вопрос подготовки кадров. Важно уделять особое внимание профориентации среди школьников и дошкольников, добавила экономист.
Высокий спрос в туриндустрии и банках
- Путин: Дефицит кадров не получится покрыть миграцией, нужны другие подходы
- Кадровый голод в стране — новая реальность: что следует предпринять для ее решения
- «Выгорание» или «ловушка мотивации»?
- Стало известно, сколько предприятий в России столкнулись с дефицитом кадров | | Дзен
- Результаты: 86% респондентов заявили, что испытывают дефицит кадров
«Сургутнефтегаз» испытывает острый кадровый дефицит
О дефиците кадров рабочих и инженерных специальностей сообщили и на "Заводе КДМ", выпускающем комбинированные дорожные машины и мусоровозы. Главная Наша деятельность Новости Сергей Колунов: Дефицит технических кадров в России на данный момент составляет 25-40%. Дефицит кадров уже привел к тому, что растут заявленные в вакансиях зарплаты (подробнее – см. графику). Но вот на экономике сохраняющийся дефицит кадров начал сказываться не лучшим образом, уверяют экономисты. По мнению большинства компаний, дефицит кадров останется фундаментальной проблемой в 2024 году и конкуренция за работников будет обострятся, следует из аналитики. О дефиците кадров рабочих и инженерных специальностей сообщили и на "Заводе КДМ", выпускающем комбинированные дорожные машины и мусоровозы.
Как обстоит ситуация с рабочими кадрами в России: продолжится ли кадровый голод?
Вице-премьер Татьяна Голикова назвала проблему дефицита кадров абсолютным вызовом для страны. Дефицит кадров испытывают 42% предприятий, показал июльский опрос Института Гайдара. В 2023 году нехватка кадров стала серьезной проблемой для российского бизнеса.