Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. Жизни и творчеству Марии Капнист посвящён телевизионный документальный фильм "Мария Капнист. Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». 25 Так грустно шутила Мария Капнист. Жизнь Марии (Мариэтты) Капнист словно определяли только случайности.
Не пропустите самое важное
- Эдда Урусова: потеряла в лагерях всю семью
- Лидия Русланова: "Делала это не без азарта!"
- «Мария Капнист. Трагедия судьбы» - 26 Сентября 2018 - Судакская городская библиотека
- Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет
- Мария Капнист
- Maria Kapnist
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей
Поначалу жила где придется. Работала дворником, разнорабочей. Во второй половине 50-х годов в нашей стране наступили другие времена. Дело Капнист было пересмотрено. В 1958 году женщину полностью реабилитировали, а все обвинения с нее сняли — за отсутствием состава преступления. Но тяжелое клеймо бывшей заключенной еще долго висело над ней как дамоклов меч. Несмотря на суровые испытания, мечта стать актрисой у Марии никуда не делась. В свободное время Капнист приезжала к студии имени Довженко, подолгу стояла перед зданием. Однажды ее окликнул молодой человек: «Женщина, вы в каком фильме снимаетесь»? Очень уж колоритная у нее была внешность.
Тем молодым человеком оказался начинающий тогда режиссер Юрий Лысенко. Когда выяснилось, что Мария нигде не снимается, Лысенко предложил ей роль игуменьи в своей драме «Таврия». Так началась кинокарьера Марии Капнист. Когда она дебютировала на экране, ей было уже далеко за сорок. Но начинать жизнь заново никогда не поздно. Мария Ростиславовна снялась более, чем в полусотне кинокартин. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кино. Как позже вспоминала Капнист, вначале ей было не по себе стоять под прицелом кинокамер и выполнять команды режиссера. Но она быстро освоилась.
Актриса с необычной внешностью была у режиссеров нарасхват. Правда, играла, в основном, роли второго плана. Мария Ростиславовна дожила до глубокой старости. Работала до самых последних дней, несмотря на подорванное здоровье и почтенный возраст. Не мыслила себя без работы. А самое главное — Капнист смогла наладить отношения со своей дочерью Радиславой. Девушка считала своей родительницей совсем другую женщину и долго не могла понять, почему ее бросили. И только в 15 лет осознала, какие тяготы перенесла ее родная мама. Несмотря на годы лагерей, Мария Ростиславовна не утратила природной утонченности и аристократизма.
Всегда тщательно следила за модой.
У нее отобрали все, что только можно отнять у человека: родителей, сестру, любимого, молодость, красоту, здоровье и многое другое - всего лишь за графские корни Капнистов. Все Капнисты достойно соответствовали девизу на своем родовом гербе: "В огне непоколебимые". Среди них были командующие казачьими войсками, декабристы, общественные деятели, а Василий Капнист вошел в историю как великий поэт и драматург, прежде всего украинский. По линии матери Мария Ростиславовна генетически связана с известнейшими родами: Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, знаменитым запорожским атаманом Иваном Сирко и украинским гетманом Полуботком. Хоть роли Марии Капнист были эпизодическими, но ее неповторимые графини, цыганки, чародейки, ведьмы, таинственные старухи, рыцари "поселились" в "Руслане и Людмиле", "Бронзовой птице", "Олесе", "За двумя зайцами", "Янки при дворе короля Артура" - в более чем сотне фильмов. И хотя Мария Капнист сама себя в шутку называла бабой-ягой и следовала своему имиджу странной, даже эпатажной женщины, как громкая оплеуха окружающему циничному миру, вспоминаются ее мудрые слова: "Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели"... Мария Капнист: "Я встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать" Арестованная в начале 1941 года как "неблагонадежный элемент" так как была дворянского рода , Капнист в течение 15 лет прошла множество самых страшных лагерей: от раскаленных песков Караганды до промерзших степей Тайшета.
И как ее "ни ломали" и ни издевались над ней, она воистину оказалась "в огне непоколебимой". Из лагерной Голгофы она вернулась в 42 года, но выглядела изможденной старухой. В Киеве пришлось начать с нуля. Жить было негде: ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. И то, что она вскоре стала сниматься на Киностудии имени Довженко, - это все те же необъяснимые повороты судьбы. О Марии Ростиславовне, ушедшей из жизни в 1993 году, вспоминают и пишут все чаще, приоткрывая страницы ее невероятной судьбы. А история рождения Радиславы Капнист и ее взаимоотношений с мамой особо драматична.
Рада - и высшая награда Марии Ростиславовны, и ее боль. Всю жизнь они находились в разлуке, общались трудно. И лишь спустя годы дочь смогла осознать и понять безграничность материнского подвига и стала ей очень близким человеком. Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Капнист жила на поселении. А в лагере во всесжигающей пустыне Джезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением этого ангела-хранителя у Марии появился новый смысл жизни. Имя девочке Мария дала в честь героини рассказа Горького "Макар Чудра". А отцом ее был вольнонаемный инженер, который полюбил Марию.
Он предлагал ей замужество, но она отказалась - не могла забыть любимого человека Георгия Холодовского, который все лагерные годы поддерживал ее посылками. Дочь у осужденной Капнист все время отнимали. Об этом тоже можно написать целую книгу, что, наверное, и сделает со временем сама Рада или ее сыновья. Так случилось, что второй свой лагерный срок Мария получила, защищая дочь. Потом было долгое болезненное возвращение друг к другу... Радислава Капнист закончила в Харькове политехнический институт и работает там на авиационном заводе инженером-технологом. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Она потом мне говорила: "Как ты выжила?
Это же вообще невозможно! Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть. В лагере был вольнонаемным, каким-то крупным специалистом - грамотным и толковым. Судя по всему, он действительно маму очень любил. Может быть, не только за внешность, но и за то, что почувствовал в ней "одну группу крови". Возможно, хотел соединить эти два рода.
Как-то горела степь, где работали осужденные. Он узнал, что там находится и мама, примчался туда на коне и ее, единственную из всех, спас. Сам очень обгорел. И когда они вышли из больницы, мама его спросила: "Чем я тебе обязана? И она пошла на этот шаг, думая, что ничего не получится... Мама рассказывала, что его через три года расстреляли. К сожалению, нет уже тех людей, которые знали отца и эту историю. Не могу простить себе одну упущенную возможность больше узнать о нем.
Когда мне было 19 лет, я приехала в Одессу к маминой подруге, которая была с ней в лагерях, - врачу Любе Немерицкой. И вот как-то утром она мне говорит: "Радочка, я хочу тебе рассказать о твоем отце. Сейчас иди на море, а вечером я тебе расскажу". Мне надо было отреагировать сразу же, а я подумала: ладно, вечером наконец-то услышу. Но вдруг приезжает мама - как почувствовала. И когда тетя Люба сказала, что хочет мне рассказать о Яне, мама категорически запретила ей говорить на эту тему.
Козельщанская икона Божией Матери представляет собой образ итальянского письма неизвестного художника, время написания которого до сих пор не установлено.
Богоматерь изображена в поясном виде в хитоне, усыпанном звездочками, сидящей у стола с Богомладенцем на коленях, Который держит в руке крест. На столе стоит сосуд и лежит лжица, как бы в знамение того, что Пречистая Дева есть Чаша, черплющая радость и являющая собой неиссякаемый источник благодатных чудес. Согласно «Сказанию» об этом чудотворном образе, первоначально икона попала в Украину благодаря фрейлине императрицы Елизаветы, которая вышла замуж за запорожского войскового писаря Сиромаху. Надо заметить, что Козельщанская икона относится к числу образов, чудотворная сила которых была явлена сравнительно не так давно. Во всяком случае, до 1881 года никаких достоверных фактов об этом нет. Зато после этой даты сохранились документы, письма, записи, свидетельствующие о ее исцеляющей силе. Что же произошло в 1881 году?
У супругов Капнистов была несовершеннолетняя дочь Мария, очень резвая и активная девочка, которая внезапно заболела непонятным недугом, приведшим к искривлению и вывиху суставов, а затем к обездвиживанию. Лечение у разных докторов и прописанные процедуры ничего не дали. Отец девочки обратился к известному французскому профессору Шарко, и тот согласился осмотреть его дочь в Москве. Накануне отъезда мать посоветовала дочери для благополучного исхода поездки помолиться перед иконой и почистить ее ризу. Горячая и искренняя молитва привела к полному выздоровлению девочки, которую все же повезли в Москву, но уже для освидетельствования по случаю исцеления. Записи из истории болезни Марии, подписанные профессорами Шарко и Склифосовским, подтверждают этот удивительный факт. Сама Мария обо всем этом рассказала в 1920 году, находясь в Одессе, священнику о.
Александру Введенскому, у которого проживала на квартире. Отец Александр много лет спустя поделился подробностями этой истории с матушкой Антонией Желтковой в своем письме. К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Девочка в порыве благодарности за исцеление дала обещание Богу не выходить замуж, но не сдержала его.
Советская власть не простила ей дворянского происхождения. В 1934 году Мария была исключена из института с запрещением жить в Ленинграде. А в 1941 году она была репрессирована.
Вслед за домом, имуществом, близкими людьми, свободой Советская власть отняла у молодой женщины былую красоту и здоровье. Семнадцать лет тяжелейшей каторги… Освобождена Мария Ростиславовна была лишь в 1958 году. Незабываемая актриса Мария Ростиславовна выдержала все испытания.
"Частная история": Мария Капнист
Заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист родилась в 1914 году в Петербурге. Речь о Марии Ростиславовне Капнист. Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. « Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из. В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. "Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога.
Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР
Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко). В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Жизнь Марии (Мариэтты) Капнист словно определяли только случайности. Мария Капнист встречалась и с Лидией Руслановой, и с генералом Рокоссовским, подружилась с писателем Данилой Фибихом и женой адмирала Колчака Анной Тимиревой. Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. Заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист родилась в 1914 году в Петербурге.
Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел.
У Марии подкосились ноги, пересохло во рту. Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!...
Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали!
А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев.
С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках.
Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко.
Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия». Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными.
На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино.
Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Не сохранилось даже фотографий из ее юности. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик.
Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными.
В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство.
Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис.
Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя.
Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы.
Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд.
Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга.
Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей.
Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил.
Но мало кто знал, что в далеких и страшных шахтах Караганды она не задумываясь бросилась под вагонетку, чтобы спасти жизнь тридцати восьми каторжникам, а потом два года была прикована к постели. Или другой случай: Мария Ростиславовна, рискуя быть наказанной, пробиралась в мужской лагерь и ухаживала за умирающим товарищем — писателем Даниилом Фибихом. Вернувшись домой, Капнист прежде всего вспомнила, что она женщина.
Она страстно следила за модой, ухаживала за своей внешностью. Но что забавно, на рубеже 60—70-х годов она окончательно выбрала себе имидж и не изменяла ему до конца дней: ей по душе пришлась длинная, свободная одежда. Воздушные пестрые юбки и сарафаны, яркие платки и неизменные букетики цветов — этим она еще больше восхищала одних и раздражала других.
Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях.
Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака.
С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте!
У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала...
Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Жезказнан. Палящее солнце. Сильный ветер с песком... Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда.
Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых. Жезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью... Нестерпимо болели руки и нога. Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря.
Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком... Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить. Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки! Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого...
Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь. Отец, поляк Ян Волконский, впоследствии был расстрелян. В лагере в пустыне Жезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением Рады у Марии появился новый смысл жизни.
Наоборот, работать приходилось больше. Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детский дом в Красноярском крае, а Мария Ростиславовна получила новый срок — 10 лет, за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. В 1956 году Мария Капнист обрела свободу.
После 15 лет изнурительных работ в лагерях Мария Ростиславовна нашла силы, чтобы начать жизнь с нуля. Она ночевала на вокзалах и в телефонных будках, бралась за любую работу, чтобы выжить. В свои 44 года Мария Ростиславовна выглядела на все 70. Надменный взгляд, гордый профиль лица, интеллигентные манеры, все это обратило внимание режиссеров, после ее первой киноработы «Таврия». Мария Капнист сыграла более 100 ролей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки, цыганки.
Так уж случилось, что мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой, не сохранились даже фотографии из ее юности. Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: игуменья в «Таврии», мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин». Трудно представить другую актрису в этом хитром и страшном образе.
Ей пришлось работать даже с огромным тигром, в клетку к которому Мария Ростиславовна вошла, не дрогнув. Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист, но это был его последний фильм. Лучшие дня Стас Михайлов: Бывший номер один российского шансона Посетило:8273.
Эдда Урусова: потеряла в лагерях всю семью
- Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях
- Уже 27 апреля в Петергофе официально начнется летний сезон с торжественным запуском фонтанов ⛲️
- Уже 27 апреля в Петергофе официально начнется летний сезон с торжественным запуском фонтанов ⛲️
- Мария Капнист. Тяжкая и неповторимая судьба » Керченская централизованная библиотечная система
- Удивительная Мария Капнист – история графини из ГУЛага…
- "Частная история": Мария Капнист
Содержание
- Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…
- Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
- Форма обратной связи
- «Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
- Тяжелая жизнь хорошего человека
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Другие новости. 02.04.2024 12:17:00. К 200-летию Государыни Императрицы Марии Александровны, первой Венценосной владелицы имения «Ильинское-Усово». Появилась на свет Мария Ростиславовна Капнист-Сирко 22 марта 1913 года в Петербурге в графской семье с греческими корнями. звезда легендарного фотографического клана. Мария Ростиславовна Капнист (настоящее имя Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) – советская и украинская артистка. Мария Капнист – правнучка поэта Василия Капниста и атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко.
Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР
Мария Капнист встречалась и с Лидией Руслановой, и с генералом Рокоссовским, подружилась с писателем Данилой Фибихом и женой адмирала Колчака Анной Тимиревой. Мария Ростиславовна Капнист (настоящее имя Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) – советская и украинская артистка. Речь о Марии Ростиславовне Капнист.