Новости когда день рождения менделеева

Биография Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счёту ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счету ребенком в семье. К 190-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА МЕНДЕЛЕЕВА Значимые открытия Дмитрия Ивановича Менделеева навсегда внесли имя русского учёного в список величайших учёных планеты. Менделеев был самым младшим из 17 братьев и сестер, из которых, по словам брата Менделеева Павла, "только 14 остались в живых, чтобы креститься", то есть остальные умерли вскоре после рождения.[5]. Между тем этот день совпал с другой памятной датой – днем рождения выдающегося российского ученого Дмитрия Менделеева.

О Д.И. Менделееве

  • 8 февраля 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева
  • Оставляйте реакции
  • 8 февраля - День рождения Дмитрия Ивановича Менделеева
  • Первые достижения

08.02.1834 - Родился Менделеев Дмитрий Иванович

Художницей была вторая жена Дмитрия Ивановича — Анна Ивановна Попова-Менделеева, от брака с которой, в частности, родилась Любовь Дмитриевна — будущая актриса, исследователь истории балета, «Прекрасная Дама», муза и жена Александра Блока. А старший сын Менделеева Владимир, в свою очередь, женился на дочери известного художника К. Лемоха — Варваре. Учёный проявлял большой интерес к русской народной культуре, в деревне записывал тексты народных песен сетуя на незнание нот, из-за чего он не мог записать мелодию и передать её кому-либо из друзей-музыкантов и пословицы, которые потом часто использовал в разговоре. Народен и язык его научных трудов и публицистики, для которого характерно большое количество эпитетов, сравнений. Публицистическая деятельность Менделеева в начале 1890-х годов привела его к мысли об издании собственной газеты, которую он хотел назвать «Подъём». Газета должна была носить литературно-политический характер, но этот вариант был забракован цензурой, давшей разрешение лишь на научно-промышленную газету. В итоге издание так и не вышло в свет. Ещё в 1865 г. Менделеев приобрёл усадьбу Боблово в Клинском уезде Московской губернии, где проводил летние месяцы в течение последующих 40 лет.

Боблово, по его словам, даже чем-то напомнило ему Сибирь. Изучив историю западноевропейского и российского земледелия, Менделеев пришёл к выводу, что западный опыт часто неприменим к нашим условиям из-за различия в климате и почвах. В России из-за более слабого развития животноводства ощущалась нехватка навоза в качестве удобрения и слабое содержание в нём минеральных веществ. Дмитрий Иванович в «Мыслях о развитии сельскохозяйственной промышленности» писал о важности преобразования человеком природы культурных растений. Он занялся этим и на практике — обустроил сельскохозяйственную опытную станцию и в экспериментальном порядке применял минеральные удобрения для достижения максимальной урожайности. После посещения Всемирной выставки 1867 г. Более того, он считал: «Впереди, но ещё не скоро, кажется, должно исчезнуть резкое различие между сельским хозяйством и остальными видами промышленности». Развитие промышленности влечёт за собой применение машин, удобрений, агротехники, что улучшает и саму жизнь деревни, создаёт изобилие продуктов питания и других изделий. Вступив в Вольное экономическое общество, Менделеев по его поручению в 1869 г.

Верещагиным братом художника. Кроме того, он разработал обширную программу сельскохозяйственных опытов, которая из-за нехватки средств и добровольцев не была в полной мере реализована. Лишь в 1930-х гг. Научный институт по удобрениям произвёл грандиозные «географические опыты» под руководством академика Д. Прянишникова, когда по единому плану 300 научных учреждений в течение 5 лет провели более 3800 полевых опытов. Учеником Менделеева стал основоположник почвоведения как науки В. В 1883 г. Менделеев решительно поддержал Докучаева при защите его диссертации «Русский чернозём», которая была создана по итогам путешествия по Южной России длиной 10 000 вёрст и стала абсолютно новым словом в науке о почве. В свою очередь, учеником как Менделеева, так и Докучаева, продолжателем их дела стал В.

Вернадский — крупнейший русский учёный и мыслитель, основатель теории ноосферы. Баландин, — Вернадский осмыслил химию не как науку об абстрактных химических элементах и их сочетаниях, а как способ познания Земли и Космоса, структуры и динамики Мироздания». В 1928 г. Вернадский предлагал организовать Менделеевский институт по изучению естественных производительных сил СССР. Ещё одна линия, связывающая Менделеева с русским космизмом — поддержка им начинаний молодого калужского изобретателя К. Циолковского, которая началась ещё в 1882 году. В 1890 г. Циолковский отправил мэтру работу о металлическом дирижабле особой конструкции, которую Дмитрий Иванович рекомендовал для рассмотрения в воздухоплавательном отделе Русского технического общества. Позже, в 1898 г.

При его поддержке статья преодолела цензуру и появилась в журнале «Научное обозрение». Деятельность Д. Менделеева охватила также сферу, впоследствии получившую название экологической. В 1899 г. Именно Менделееву принадлежит характеристика Донбасса как будущего важнейшего индустриального района России. Не менее важна и «нациестроительная» роль этого региона: и до революции, и в советское время здесь на базе как великорусского, так и малорусского, белорусского, казачьего субэтносов и других народов России формировался единый русский евразийский, советский народ. И неслучайно, что именно Донбасс стал сегодня линией разлома, по которой внешний противник пытается разделить неразделимое, оторвать Украину от Большой России. Донбасс — центр бурно развивавшейся в конце XIX в. В докладе на торгово-промышленном съезде в Москве он сделал обзор угольных месторождений России, потенциальных центров развития промышленности.

Учёный стал одним из первых, кто предложил подземную газификацию угля. И это было вызвано не только соображениями экономической эффективности, но и вопросами безопасности: необходимо было сохранить жизнь и здоровье шахтёрам, подвергавшимся колоссальному риску. Символично, что Менделеевский университет в Москве изначально — Московское промышленное училище, основанное по инициативе Д. Менделеева в 1898 г. Другим важнейшим видом углеводородного сырья является нефть, и в постановке в России нефтяного дела роль Д. Менделеева ещё более значительна. Знаменитыми стали его слова: «Топить нефтью? Что ж, можно топить и ассигнациями». Прежде остававшиеся от переработки нефти на керосин «отходы» он предложил превращать в масла, стоящие значительно дороже.

В 1881 г. Менделеевым был сконструирован нефтеперегонный куб непрерывного действия ёмкостью 100 пудов, испытания которого прошли на заводе В. Рогозина вблизи Ярославля. Именно он предложил проложить в Закавказье первые трубопроводы, а также построить на Каспийском море нефтеналивные суда. Менделеев в 1877 г. Однако если эта теория найдёт своё окончательное подтверждение, это будет означать, что запасы нефти не настолько ограниченны, как это обычно считается. А это, в свою очередь, означает, что исчерпание нефти не столь близко и её недостаток не так сдерживает развитие человеческой цивилизации. Он предложил ряд мер для восстановления экономического значения Урала, в частности использование на перспективу в качестве топливной базы Кузнецкого каменноугольного бассейна. Причём и сам Кузбасс Менделеев считал будущим районом развития «металлургической и всякой другой фабричной и заводской деятельности, особенно ввиду алтайских рудных богатств».

Эта идея была реализована в советское время как «Урало-Кузнецкий комбинат». Бояринцев, — Дмитрий Иванович занял в русском обществе уникальное место универсального эксперта, консультирующего русское правительство по широкому кругу научных и народнохозяйственных проблем — воздухоплаванию, нефтяному делу, бездымным порохам, таможенному тарифу, реформе высшего образования, постановке метрологического дела». Несмотря на все свои заслуги, полноправным членом Академии наук Менделеев так и не стал членом-корреспондентом он являлся с 1876 г. Речь идёт не только об этнических «немцах», но и о западномыслящих представителях русского правящего слоя. Считая, что в рядах высшей научной организации собралось слишком много иностранцев, чуждых России, учёный предлагал свой проект переустройства Академии, в которой «должны рассматриваться современные научные вопросы, и не только в их абстрактном учёном значении, но и в том прикладном, какое наука имеет по отношению к России, к вопросам общественным и государственным. Кроме того, он считал устаревшим правило, что академик должен жить непременно в столице, и вообще выступал против чрезмерной централизации научной жизни, подавляющей её развитие в провинции. Как известно, Дмитрий Иванович не стал и лауреатом Нобелевской премии, в чём отчасти можно видеть следствие конфликтов русского учёного с семьёй Нобелей в нефтяной сфере, а отчасти — общее негативное отношение представителей Запада к русской науке и культуре. Вспомним, что и Л. Толстой не получил Нобелевскую премию по литературе, хотя был наиболее выдающимся писателем начала XX в.

Кстати, на протяжении всей жизни Менделеев вёл с Толстым заочный спор, внимательно знакомясь с его публицистикой и не соглашаясь с резко критическим отношением великого писателя к науке и техническому прогрессу.

Менделеев организует в Гейдельберге собственную лабораторию, где производит ряд выдающихся исследований по физической химии в числе которых изучение сил сцепления и расширения жидкостей. Сделано открытие "температуры абсолютного кипения жидкостей", известной ныне под названием критической температуры 1860 - Менделеев принимает деятельное участие в первом международном съезде химиков в Карлсруэ 1861 - Возвращение в Петербург. Чтение лекций по органической химии в университете, преподавание во 2-м кадетском корпусе, в корпусе инженеров путей сообщения, в Военно-инженерном училище и в Военно-инженерной академии. В это период Менделеев составляет для студентов обширный курс "Органическая химия", удостоенный Демидовской премии. Выходят его работы по вопросам заводской, промышленной России.

Поездка в Баку для ознакомления с процессами переработки нефти. Ряд сельскохозяйственных опытов в Боблове.

В 1899 году руководил Уральской экспедицией, направленной в Нижний Тагил, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск и ряд других российских городов для выяснения причин регресса региональной промышленности. В числе предложений, которые должны были поспособствовать интенсификации развития горных предприятий, он, в частности, назвал необходимость ужесточения государственного регулирования отрасли. И передачу всей металлургии страны в ведение единого «управленца» - Министерства финансов. В День науки у могилы Дмитрия Менделеева для того, чтобы почтить его память, собрались представители научно-образовательного сообщества Санкт-Петербурга. Руководители высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, студенты и аспиранты.

Титульный лист. Дмитрий Менделеев. Участвовал в работе правительственных комитетов по налоговой и таможенной политике. При деятельном участии Менделеева был разработан проект нового таможенного тарифа ; в 1892 г. В своих экономических работах выступал с позиций протекционизма. Настаивал на необходимости хозяйственной самостоятельности России, обосновывал невыгодность экспорта сырья, необходимость развития отечественной перерабатывающей промышленности, строительства новых железных дорог, улучшения речного судоходства и освоения Северного морского пути. Изучал динамику и структуру народонаселения , статистику доходов и расходов городского и сельского населения России и других стран. Опубликовал ряд работ по агрохимии , в которых обосновывал возможность многократного повышения плодородия земли за счёт известкования кислых почв, применения минеральных и органических удобрений. Важнейшим условием процветания России Менделеев считал не только рост промышленности и рациональное использование природных ресурсов, но и развитие творческих сил народа, распространение просвещения и науки. В работах, посвящённых проблемам организации системы образования в России, указывал на необходимость доступности образования для всех сословий, его ориентации на практическую Основатели Русского химического общества. Основатели Русского химического общества. Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров; был талантливым лектором. Учениками или последователями Менделеева были Г. Густавсон, В. Кистяковский , В. Комаров , Д. Коновалов , Н. Курнаков , К. Тимирязев , В. Тищенко и другие российские учёные. Менделеев принимал участие в издании ряда энциклопедий и справочников в том числе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Один из основателей Русского химического общества 1868 , преобразованного в 1878 г. Награды В 1876 г. Член и почётный член многих АН и научных обществ в том числе Лондонского королевского общества с 1892, Национальной академии деи Линчеи с 1893, Национальной АН США с 1903 , почётный профессор многих университетов. Награждён орденом Святого Александра Невского , орденом Святого Владимира 1-й степени, орденом Почётного легиона и многими другими наградами. Лондонское королевское общество присудило Менделееву в 1882 г. Золотую медаль Г. Дэви в знак признания работ по периодическому закону, одновременно с Ю. Мейером , в 1905 г. Копли, Лондонское химическое общество в 1889 г.

Биография Менделеева

«Это очень символично, что День науки совпал с днем рождения Дмитрия Менделеева, — отметила почетный профессор СПбГУ, заслуженный учитель РФ Анна Карцова. "Восьмого февраля 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения Менделеева, нашего выдающегося ученого. 1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2009 году 175-летия со дня рождения еева.

8 февраля – день рождения Дмитрия Менделеева

Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни. Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений. Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук. Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей.

Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого». Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д.

Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности. До революции либерально настроенная З. Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции».

Блок писал о Менделееве: «Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть всё».

Понятно, что отсутствие «убеждений», которые сам Блок ставит в кавычки, надо понимать не буквально: мыслитель поднимается над уровнем декларируемой «позиции» на более высокий — мировоззренческий — уровень. Вслед как за «правыми» славянофилами, так и «левыми» народниками Менделеев подчёркивал важнейшее значение для русской национальной экономики артельно-общинного принципа. В то же время он был категорическим противником устоявшегося мнения, что Россия — страна чисто земледельческая и развитие промышленности для неё не только не нужно, но и вредно а это мнение разделяли и многие «правые», и значительная часть народников. Смит и особенно его последователи, — отмечал русский учёный, — чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий.

На этом, в сущности, и основывается вся русская промышленная отсталость». Так и вышло, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни». Размышляя о таком пути индустриализации, который не поставил бы Россию в зависимость от Запада, он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение». При этом он отводил важную роль в экономике государству, предлагая создание в России министерства промышленности.

Понимая необходимость индустриализации и в связи с этим признавая на определённом этапе положительную роль национального капитала, учёный прекрасно осознавал, что капитализм является злом. Капитализм, по словам Менделеева, «не есть основная сущность дел фабрик и заводов, а только их неизбежная современная форма». В борьбе с этим злом Менделеев отмечал роль «артельно-кооперативного способа», который считал «наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству». Особенно это характерно для Урала, «где многие металлургические дела ведутся издавна артельными приёмами».

По мнению мыслителя, «сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным» поможет сочетание сельской общины с заводами и фабриками летом община ведёт земледельческую работу, зимой — промышленную на заводе или фабрике, находящейся в коллективной собственности , то есть преодоление разделения города и деревни. Концентрацию населения в городах он считал неизбежным для того времени процессом, который закончится тогда, когда и в сельской местности «будет скопляться такое количество жителей, что и там придётся строить многоэтажные дома и вызовется потребность в водопроводах, уличном освещении» и т. Учёный подчёркивал, что «только независимость экономическая есть независимость настоящая, всякая прочая — фиктивная… Мы живём в эпоху, когда богатство и сила народов определяются преимущественно индустриею, а наши дети и внуки, вероятно, доживут до того, что богатства и вся сила народная будут определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством». Он категорически возражал тем авторам, которые настаивали на том, что Россия — традиционно аграрная страна и должна оставаться в этом качестве и впредь.

Ясно, что такая позиция была на руку западному капиталу, который стремился предотвратить индустриализацию России и её выход тем самым из экономической зависимости от Европы. В отличие от западных стран, где впервые произошла промышленная революция, Россия не имела колоний и могла в своём экономическом развитии опираться только на собственные ресурсы. Проект индустриализации страны, генетически связанный с менделеевским, был воплощён в жизнь уже следующим поколением — теми, кто пришёл к власти после Октябрьской революции. Территориально-производственные комплексы ТПК , созданные в советское время, — это тоже идея Менделеева.

На основе некапиталистических принципов Менделеев решал и земельный вопрос: «Страны, подобные России, где и поныне лишь малая доля… земли находится в частной собственности, а большая доля удерживается самим государством, имеют впереди возможность распорядиться этою собственностью к наилучшей выгоде своего народа». Учёный писал: «наступит время, когда будет полезно для блага народного выкупить всю частную земельную собственность в пользу общегосударственного владения». Ещё более важной он считал общенародную собственность на земные недра с содержащимися в них полезными ископаемыми. Таким образом, на словах Д.

Менделеев выступал против социалистов и их идей, но фактически взгляды учёного развивались в том же направлении, что вообще типично для русской общественной мысли, включая религиозную. Она направляла свою критику не против социалистической идеи как таковой, а лишь против тех форм, которые последняя принимала в конкретный период «прогрессистский» атеистический социализм прозападного толка. Это было правильно оценено в советское время. Менделеев и уже упомянутый Н.

Фёдоров, наряду с С. Подолинским, в одно и то же время стали говорить о перспективе «автотрофности» — получения продуктов питания из солнечной энергии и неорганических элементов. В 1903 г. Менделеев писал: «Как химик, я убеждён в возможности получения питательных веществ из сочетания элементов воздуха, воды и земли, помимо обычной культуры».

В качестве подступа к решению этой задачи он видел выращивание сельскохозяйственных растений «без прикосновения к земле», потому что «растениям, по существу, сама земля не надобна, а нужны вода и соли, в земле находящиеся». Менделеев считал, что человек не должен как слепо подчиняться природе, так и воспринимать себя как её неограниченного владыку. Таким образом, он, как и Фёдоров, приблизился к мировоззрению, которое в середине XX в. Одной из важнейших работ Менделеева стал труд «К познанию России», в котором учёный подробно проанализировал результаты первой и единственной в Российской империи переписи населения 1897 года.

Кстати, М. Горький, создавая через несколько десятилетий свой роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», писал, что был бы счастлив, если бы его произведение можно было бы назвать так, как Менделеев назвал свою книгу. В этом сочинении Менделеев создал собственную систему районирования России, разделив её на 19 «краёв» и «земель», а также дал новую картографическую проекцию, более адекватно отражающую географическое строение нашей страны в её тогдашних границах, причём за нулевой меридиан предлагал взять не Гринвичский, а Пулковский. Говоря об оценках плотности населения, учёный предлагал заменить показатель числа жителей на единицу площади на обратный — число десятин на человека.

Русский учёный резко выступал против западных мальтузианских идей об исчерпании ресурсов, необходимости ограничения рождаемости и сокращения населения — даже через войны и другие бедствия. Здесь же Менделеев дал свой знаменитый демографический прогноз, который на самом деле может быть назван «прогнозом» лишь условно, потому что основан на экстраполяции существовавшего в начале XX в. На 1950 г. Либералы-западники, абсолютно чуждые взглядам русского учёного, тем не менее ссылаются на него для дискредитации Советского периода якобы революция привела к тому, что в России сейчас гораздо меньше населения, чем могло быть без неё.

Нетрудно заметить, что цифра на 1950 г. Естественный же прирост в СССР 1920-30 и 1950-х годов не уступал тому, что был в Российской империи, поскольку снижение рождаемости компенсировалось ещё большим снижением смертности и ростом продолжительности жизни. По прогнозам Менделеева, население всей Земли уже к 1980 г. В эпоху Менделеева признаков демографического перехода не было не только в России, но и в странах Европы и на других континентах, за исключением разве что Франции которая могла восприниматься как «особый случай» , и такая перспектива наукой практически не рассматривалась.

Считая неизбежным продолжение роста населения в мировом масштабе, Менделеев приходил к мысли о постепенном усреднении плотности населения в разных странах и их регионах на уровне «китайской или английской» и, соответственно, к прекращению массовых переселений, характерных для его времени: «будут переселяться единицы, но не народы». Сибиряк по рождению, Менделеев прекрасно понимал роль Сибири и Севера в будущем развитии страны. Побережье Северного Ледовитого океана он называл «фасадом России», и естественно, что Северный морской путь стал одной из наиболее интересующих его тем. Учёный полагал, что достижение Северного полюса обеспечит «великий и мирный успех России» как в экономическом, так и в военно-стратегическом отношении.

Стремление к скорейшему освоению Северного морского пути сблизило Менделеева с адмиралом С. Макаровым, учёный принял активное участие в создании знаменитого ледокола «Ермак». Однако их сотрудничество прекратилось после того, как стало очевидным различие планов: Менделеев настаивал на плавании ледокола непосредственно через Северный полюс, Макаров же предпочитал более осторожный маршрут близ берегов Сибири. Занимался Дмитрий Иванович и проблемами внутренних вод, вопросами улучшения судоходства.

Эту тему продолжил рано умерший старший сын мыслителя Владимир, который написал работу «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива».

Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием». Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу. В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию.

Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки».

Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д. Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан. Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов». Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями». В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов».

Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем. В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования. В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования.

В 1841 году Менделеев поступил в тобольскую гимназию, в 1855 году — с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. Здесь он встретил выдающихся учителей, в их числе были лучшие научные силы того времени, академики и профессора Петербургского университета. После окончания института Менделеев работал учителем в Симферополе, затем в Одессе. В 1856 году он вернулся в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на степень магистра химии «Об удельных объемах». В 23 года он стал доцентом Петербургского университета, где читал теоретическую и органическую химию.

В 1859 году Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу, в Гейдельберг, где он сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения», при достижении которой в определенных условиях жидкость мгновенно превращается в пар. В 1861 году Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и публикует работы, целиком посвященные органической химии. Менделеев оказывается одним из первых теоретиков в области органической химии в России. Он выпускает учебник «Органическая химия» — первый отечественный учебник, в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. Первое издание быстро разошлось, и в следующем году учебник был переиздан. За свой труд ученый удостоился Демидовской премии — высшей научной награды России того времени. В 1863 году физико-математический факультет Петербургского университета избрал его профессором на кафедру технологии, но из-за отсутствия у него степени магистра технологии его утвердили в должности только в 1865 году. До этого, в 1864 году, Менделеев был избран также профессором Петербургского технологического института.

В 1865 году Менделеев защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии. Менделеев, вопреки сложившейся легенде, водку не изобретал, она существовала задолго до него. В 1867 году ученый получил в университете кафедру неорганической общей химии, которую и занимал в течение 23 лет. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. Тогда он решил написать его сам.

По ним он составил пропорцию, сколько было привезено угля, селитры и прочего к пороховым заводам и через неделю изготовил два бездымных пороха для России. Так Менделееву удалось получить секретные данные, которые он добыл из открытых источников. Дмитрий Менделеев не изобретал водку. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему: «Рассуждение о соединении спирта с водою». Про водку в его диссертации нет ни слова, она посвящена свойствам смесей спирта и воды и изучению феномена взаимопроникновения жидкостей. Сорокаградусная водка в России появилась в 1843 году, когда Дмитрию Менделееву было 9 лет. Тогда российское правительство в борьбе с разбавлением спиртного установило стандарт крепости минимум в 40 градусов. В журнале «Аргументы и факты» можно прочитать 10 интересных фактов из жизни Менделеева. Также сегодня: День российской науки, День риелтора и День военного топографа в России, День словенской культуры, память перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, память преподобного Симеона Ветхого, благоверного царя Иверии и Абхазии Давида IV Строителя и других святых.

Петербургские ученые возложили цветы на могилу Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева — директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Отделение химии русского Физико-Химического Общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. С университетом Менделеев прощался в 1890 году, и это были тоскливейшие дни в его жизни. Биография Менделеева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю.

Чем известен Дмитрий Менделеев: 10 фактов из жизни русского учёного

Менделеев вернулся в Россию и в том же году всего за 2 месяца написал свой первый учебник — «Органическая химия». Впоследствии он опубликовал еще ряд работ, посвященных органической химии. Таким образом, Менделеев становится одним из первых теоретиков в области органической химии в России. За свою «Органическую химию» Менделеев в 1862 г.

Защита докторской В 1863 г. В 1864 г. Менделеев был также избран профессором Петербургского технологического института.

Защита докторской диссертации Менделеева «О соединении спирта с водой» состоялась в 1865 году. В 1867 г. В начале 1868 г.

Члены его химической секции вынесли постановление об учреждении Русского химического общества. Менделеев приступает к разработке Устава новой научной организации. Открытие периодического закона В марте 1869 года Д.

Менделеевым был подготовлен доклад «Соотношение свойств с атомным весом элементов», посвященный периодической закономерности химических элементов. На заседании Русского химического общества доклад зачитал Н. В 1872 году в журнале «Annalen der Chemie und Pharmacie» Д.

Менделеев представил развернутый материал о периодическом законе. Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В.

Спицын писал: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона». В 1900 году Дмитрий Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Исследование газов Эта тема в творчестве Менделеева связана, прежде всего, с поиском учёным физических причин периодичности.

Так как свойства элементов находились в периодической зависимости от атомных весов, массы, исследователь мыслил возможность пролить свет на эту проблему, выясняя причины сил тяготения и посредством изучения свойств передающей их среды. Концепция «мирового эфира» имела в XIX веке большое влияние на возможное решение данной проблемы. Предполагалось, что «эфир», заполняющий межпланетное пространство, является средой, передающей свет, тепло и гравитацию.

Исследование сильно разреженных газов представлялось возможным средством к доказательству существования названной субстанции, когда свойства «обычного» вещества уже не способны бы были скрывать свойства «эфира». Одна из гипотез Менделеева сводилась к тому, что специфическим состоянием газов воздуха при большом разрежении и мог оказаться «эфир» или некий газ с очень малым весом. Менделеевым написано на оттиске из «Основ химии», на периодической системе 1871 года: «Легче всех эфир, в миллионы раз»; а в рабочей тетради 1874 года учёный выражает ещё более ясно ход мысли: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир!

Тем не менее, среди его публикаций этого времени таких определённых соображений не высказано. При всей гипотетической направленности исходных предпосылок этих исследований, основным и наиболее важным результатом в области физики, полученным благодаря им Д. Менделеевым, явился вывод уравнения идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную.

Также очень важным, но несколько преждевременным, было предложенное Д. Менделеевым введение термодинамической шкалы температур. Учёным также было избрано правильное направление для описания свойств реальных газов.

Весы, сконструированные Д. Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною…».

На протяжении всей своей жизни Д. Менделеева не ослабевал его интерес к «растворной» тематике. Наиболее значительные его исследования в этой области относятся к середине 1860-х, а важнейшие — к 1880-м годам.

Тем не менее, публикации учёного показывают, что и в другие периоды своего научного творчества он не прерывал изысканий, способствовавших созданию основы его учения о растворах. Концепция Д. Менделеева эволюционировала от весьма противоречивых и несовершенных первоначальных представлений о природе этого явления в неразрывной связи с развитием его идей в других направлениях, в первую очередь — с учением о химических соединениях.

Менделеев показал, что правильное понимание растворов невозможно без учёта их химизма, отношения их к определённым соединениям отсутствия грани между таковыми и растворами и сложного химического равновесия в растворах — в разработке этих трёх неразрывно связанных аспектов заключается основное его значение. Исследования нефти В конце 1870-х гг. В 1877 г.

Проводя исследования состава нефти разных месторождений, Д. Менделеев разработал новый способ её дробной перегонки, позволявший добиться разделения смесей летучих веществ. Ученый также доказал ошибочность мнения об оскудении каспийских источников.

Работы Менделеева по нефтедобыче имели большое значение для стремительно развивающейся в России нефтяной промышленности. Менделеев первым заявил о том, что сжигать нефть в топках преступно, поскольку из неё можно получить множество химических продуктов: «Сжигать нефть - все равно, что топить печку ассигнациями», - афористично сформулировал ученый. Менделеев предложил перевозить нефть не на арбах и не в бурдюках, а в цистернах и перекачивать ее по трубам.

Маракаев, Н. Уразметова, 3. Макаримова, С.

Зулькарнаева, Е. Субботина, Е. Кривоногова, А.

Минлибаева и М. Создание химического факультета проходило в годы внедрения в жизнь достижений химической науки, которая стала мощной производительной силой для развития промышленности в Республике Башкортостан. С целью подготовки профессиональных кадров для бурно развивающейся нефтехимической промышленности был необходим контингент высококвалифицированных преподавателей.

Айвазов, М. Нургалиева, Ю. Светкин, С.

Петров, профессора К. Минскер, Е. Журавлев, Е.

Денисов и молодые выпускники аспирантуры Е. Кручкова, Н. Акманова, А.

Андреева, О. Акимова, Л. Резник, Л.

Соколова, Д. Казаченко, В. Мартемьянов, А.

Герчиков, В. Малинская, А. Гиниатуллина, И.

Журенко, Л. Лапкин, А. А с 1965 г.

В настоящее время они и составляют значительную часть профессорско-преподавательского состава. Если проследить в историческом аспекте формирование ныне успешно действующих кафедр факультета, то они образовались в период 1960-1969 гг. В последующем происходила в основном реорганизация этих кафедр.

На базе кафедры химии в 1960 году были созданы кафедры: физической и аналитической химии заведующий кафедрой доцент Б. Айвазов , неорганической и органической химии заведующий кафедрой доцент Ю. В этот период ведется значительная работа по организации химического факультета, создается материально-техническая база кафедр, формируются научные направления, появляются педагогические традиции.

Чанбарисова приобрел самостоятельный статус. Первым его деканом был назначен доцент С. Петров — физикохимик с энциклопедическими знаниями и педагог, высоко поднявший планку требовательности к уровню знаний студентов.

Он оставался на этом посту по 1968 г. В разные периоды деканами химического факультета являлись доцент Ю. Светкин 1968-1970 , доцент Л.

Резник 1970-1975 , доцент М. Нургалиева 1975-1979 , доцент Ф. Кудашева 1979-1987 , профессор М.

Абдуллин 1987-1989 г. Майстренко 1990-1993. С 1993 г.

С 2002 г. С 2010 г. В ноябре 1943 года нефтяной институт возвратился в Москву, а в Черниковске впоследствии — Уфе был организован филиал.

Губкина организован Уфимский нефтяной институт УНИ. УГНТУ имеет два студенческих городка. Один располагается в Орджоникидзевском районе г.

Уфа, а второй в микрорайоне «Зелёная роща». В последнем обучаются студенты архитектурно-строительного института и двух кафедр горно-нефтяного факультета. С 1996 года является полноправным членом Международной ассоциации университетов МАУ.

В университете проводится обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. В 2021 году УГНТУ стал участником базовой части программы «Приоритет 2030», а также вошёл в число 46 вузов России, которые получат спецчасть гранта в рамках программы «Приоритет 2030». Учеба в нефтехимических образовательных организациях Республики Башкортостан позволяет с головой окунуться в мир бесконечных открытий, стать лидерами и новаторами в области современной науки, получить престижную профессию.

Возникновение химической промышленности в Башкортостане связано с развитием горного и кожевенного дела, масложировой промышленности, а также поташных и винокуренных заводов. ХХ века введён в эксплуатацию Башкирский завод дубильных экстрактов «Дубитель». В годы Великой Отечественной войны в республике были эвакуированы предприятия химической промышленности страны, в 1943 получена первая продукция «Уфахимпром», производство порохов «Авангард» и др.

В 1960 г. Становлению химической промышленности способствовала организация производства глубокой химической переработки древесины на Амзинском лесокомбинате, а также развитие химического и нефтяного машиностроения и др. Продукция реализуется в РБ и РФ, экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья.

В республике освоены единственное в России технологии производства полипропилена марки «Бален», терефталевой кислоты, полиэтилентерефталата. Республика Башкортостан является ведущим в России по производству кальцинированной соды и технических спиртов. Мы благодарные потомки, поэтому есть улицы имени Менделеева, конкурсы, памятники легендарному учёному.

Он знал о попытках других ученых создать такую систему. Ближайшей из них по времени и по замыслу была «теория октав» 1866 англичанина Джона Ньюлендса, который, расположив элементы в порядке возрастания их атомных масс, заметил сходство в каждом восьмом элементе ряда, что напомнило ему нотную октаву. Однако стройная система сбивалась, когда доходила до тяжелых элементов. Она учитывала атомную массу и свойство каждого элемента. Таблица со временем совершенствовалась, но базовая форма осталась прежней: горизонтальные строки-периоды, в которых элементы расположены по возрастанию массы атома, и вертикальные группы, объединяющие элементы со схожими характеристиками.

Менделеев был так уверен в верности своей системы, что позволил себе исправить атомные массы некоторых элементов. Его «дерзость» оправдала себя: теоретический расчет оказался точнее опытных измерений той поры. Вдобавок система Менделеева предсказывала еще не известные науке элементы и их атомную массу. И в течение нескольких лет после публикации первого варианта таблицы европейские ученые открыли три элемента, предсказанные Менделеевым: галлий, скандий и германий. Вопреки мифам периодическая таблица не явилась Менделееву во сне.

Уже при его жизни ходили слухи о некоем внезапном озарении, посетившем его в 1869-м, но самого химика они возмущали: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово», — ворчал он, имея в виду таблицу. В своем отечестве Труды в области химии сделали Менделеева почетным членом многих научных академий: Парижской, Прусской, Римской, Шведской, Американской. В России же выдвижение в академики забаллотировали, из-за чего в 1880 году разразился большой общественный скандал, ведь Менделеев был популярной фигурой. Среди прочего обсуждался вопрос о засилье в Императорской академии «иноземцев», которые, мол, не дают дорогу русским ученым. Иноземцы иноземцами, но президент академии, а по совместительству министр внутренних дел граф Дмитрий Толстой, говорят, даже на смертном одре шептал: «Менделеева в академию ни под каким видом».

Бунт и гармония: 180 лет Петру Кропоткину — князю, ученому, анархисту Еще один пример «теплого» отношения к великому ученому со стороны российского официоза: Менделеева трижды выдвигали на Нобелевскую премию, и все три раза это делали зарубежные ученые, отечественные — никогда. Как неоднократно указывалось, то, что его часто посылали за границу, было на самом деле плохо замаскированными попытками держать его на приличном расстоянии от дома», — полагал английский химик Томас Торп. Другим примечательным сюжетом, до боли напоминающим «Левшу» Лескова, стала печальная история о бездымном порохе для тяжелой артиллерии. Просьбу разработать это вещество Менделеев в начале 1890-х получил от морского министерства и, изучив зарубежный опыт, блестяще справился с задачей, создав порох, который он назвал пироколлодием. Испытания, проведенные вице-адмиралом Макаровым, показали его высокую эффективность.

Однако вместо быстрой реализации проекта началась волокита, вызванная, как говорят, ревностью одного ведомства к успехам другого. Шли годы, пироколлодий в России никто применять не собирался, зато находившийся в Санкт-Петербурге американский моряк и по совместительству разведчик Джон Бернанду внезапно «изобрел» и запатентовал менделеевский порох у себя в стране. И в годы Первой мировой войны Российская империя исправно закупала у американцев «коллодийную взрывчатку», которую уже 20 лет как должна была производить и продавать сама. И дело не только в зависти и невежестве некоторых современников, но и в неуравновешенном характере самого ученого. Он мог, вспылив, наговорить резкостей, накричать как на своих домашних, так и на начальство.

Что, конечно, не шло на пользу ни его семейной жизни, ни карьере. При этом, как замечает работавший с Менделеевым химик Владимир Рюмин, ученый общался с младшими коллегами на равных «и сам сносил ответы не всегда почтительные и корректные, отвечая на них остроумными и меткими шутками». Обратной стороной вспыльчивости ученого были эмоциональная искренность, открытость и ранимость, хорошо известные близким друзьям Менделеева. Порой им приходилось заботиться о нем, как о ребенке. Так, однажды профессорам ботанику Андрею Бекетову деду поэта Блока , геологу Александру Иностранцеву и физику Константину Краевичу довелось спасать Менделеева от самоубийства, которое тот задумал, решив, что его личную жизнь постигла катастрофа.

Великовозрастный гений науки пылко влюбился в 16-летнюю художницу Анну Попову, но его жена Феозва Никитична, с которой Менделеев к тому времени прожил в браке почти 20 лет, наотрез отказывалась дать развод. В обход Синода Отношения с Феозвой были непростыми. Старше супруга на шесть лет, до замужества она, тобольская землячка и падчерица автора «Конька-Горбунка» Ершова, была Дмитрию доброй подругой и собеседницей. А вот семейная жизнь не заладилась, и вскоре они, имея двоих детей, фактически жили порознь: Менделеев в Санкт-Петербурге, а Физа, как ее звали близкие, — в имении Боблово под Клином, где ученый одно время занимался сельскохозяйственными экспериментами. Бекетов все-таки уговорил Физу дать развод, за который она получила большие откупные.

Но для Менделеева возможность быть с любимым человеком была куда важнее любых денег. Священный Синод запретил Менделееву вступать в новый брак сразу же после развода. Священника, готового преступить этот запрет, найти удалось, но повенчать Дмитрия и Анну он согласился только за очень круглую сумму. На следующий же день после свадьбы его запретили в служении.

Менделеева очень дорого жителям города. В память о пребывании учёного на заводе 8 февраля 1959 года на здании заводоуправления бывшей конторы товарищества «П.

В 1968 году в связи с 100-летием Бондюжского химического завода у кинотеатра «Коммуна» был установлен первый в Татарии памятник Дмитрию Ивановичу Менделееву. В 1993 году, к 100-летию пребывания учёного на химическом заводе, бюст Менделеева перенесён на площадь Менделеева. С 2000 года в городе появилась благоустроенная улица имени Д. Менделеева с жилыми высотными зданиями.

О чём Менделеев думал 20 лет

Дмитрий Иванович Менделеев (27 января (8 февраля) 1834, Тобольск – 20 января (2 февраля) 1907, Санкт-Петербург), химик, открывший периодический закон химических элементов, ученый, педагог, общественный деятель. В год рождения будущего химика его отец Иван Павлович Менделеев, некогда занимавший пост директора Тобольской гимназии, ослеп, и все заботы о многочисленном семействе легли на мать, у которой официально не было никакого образования. В этом году 8 февраля отмечается 190-летие со дня рождения великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель. Сегодня день рождения выдающегося русского ученого Дмитрия Менделеева. 3. Дмитрий Менделеев был трижды номинирован на Нобелевскую премию, но так и не получил ее.

Менделеев Дмитрий Иванович

Ряд сельскохозяйственных опытов в Боблове. Министерство народного просвещения утверждает Дмитрия Ивановича профессором Петербургского университета. Поездка в Париж на "Всемирную выставку" и посещение ряда французских промышленных предприятий. Результатом стала его работа "О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года" 1869 - Первая формулировка Периодического закона. Меншуткин читает доклад Д. Менделеева "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сродстве" 1869-1871 - Выход в свет классического труда Менделеева "Основы химии", построенного на основе Периодического закона 1872-1878 - Менделеев проводит систематические исследования растворов и законов сжимаемости газов.

Проявляет интерес к проблемам воздухоплавания и изучению высших слоёв атмосферы.

Несмотря на всю интеллектуальную атмосферу, в которой жила семья Менделеевых, Дмитрий оставался таким же мальчишкой, как и большинство его сверстников. Позднее, уже в Петербурге, он не раз вспоминал свои «школьные драки на тобольском мосту». В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил гимназию. Отца к тому времени уже не было в живых. Поэтому бремя ответственности за благополучие детей легло на мать будущего учёного — Марию Дмитриевну. Видя очевидные способности сына к точным наукам, мать приняла непростое решение: она ликвидировала все дела в Сибири, продала имущество чтобы оплатить учёбу сына , включая стекольный завод, и отправила Дмитрия в столицу — Санкт-Петербург. Всего через несколько недель после зачисления сына студентом в Главный педагогический институт Мария Дмитриевна скончалась. Что кроме таблицы Менделеева?

То, что было дальше, хорошо известно. Учёба, затем — в течение тридцати с лишним лет — преподавание в Императорском Санкт-Петербургском университете. И открытия, открытия, открытия… Самое эпохальное из них — знаменитая таблица Менделеева 1869 год. Или, говоря по-научному, периодический закон химических элементов. Но не будем повторять прописные истины о всемирно известных открытиях Менделеева. Гораздо интереснее рассказать о менее известных сторонах деятельности великого учёного. Например, о вкладе Менделеева в развитие отечественной нефтегазовой и нефтехимической промышленности, которая в наши дни стала фактически флагманом российской экономики. А родной город Менделеева — Тобольск — сейчас является одним из центров нефтехимической промышленности России. Советская марка с Менделеевым.

Wikimedia Commons Мало кто знает, что Менделееву наша страна обязана не только таблицей химических элементов, но и нефтепроводами. Именно Менделеев в 1863 году предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы его строительства и доказал несомненные преимущества данного вида транспорта. Основываясь на идеях Менделеева, другой выдающийся русский инженер, Владимир Шухов, в 1878 году построил первый в России нефтепровод Балаханы — Чёрный город в районе Баку. Длина первой российской нефтемагистрали составляла 10 километров. Ныне же длина российских нефтепроводов исчисляется десятками тысяч километров! И всё это стало возможным благодаря Меделееву и его талантливым последователям.

Российский ученый испытывал к этой игре страсть с самого детства — имел несколько учебников шахматной игры, собирал заметки из газет с записями шахматных партий, был членом клуба «Шахматное товарищество». Напарником по шахматной игре Менделеева часто становился его близкий друг — художник А.

А однажды ученый умудрился выиграть партию у самого М. Чигорина основоположника российской шахматной школы. Наверное, потому что Дмитрий Иванович не любил проигрывать — ни в шахматной партии, ни в игре под названием «жизнь» и очень редко получал «мат». Она работала артисткой в труппе Мейерхольда и вышла замуж за прославленного поэта Александра Блока. С Любовью Менделеевой они были знакомы с детства, а когда встретились снова Блоку было 17 лет, а Менделеевой — 16 , между ними возникли чувства. Правда, вначале они были неоднозначными: Люба даже называла друга детства «позером с повадками фата». Тогда они участвовали в домашней постановке шекспировского «Гамлета», где главную роль играл Блок, а Люба — роль Офелии. Она покорила поэта своей серьезностью, строгостью и неприступностью.

Русский символист очень любил свою жену, называл ее Прекрасной Дамой. Однако счастья их союз не принес никому — Блок считал, что физическая близость — помеха духовному единству. А Любовь Менделеева мечтала о земном женском счастье, которое искала всю жизнь в обществе других мужчин. Основоположник высшего женского образования При участии Дмитрия Менделеева создалось в России и высшее женское образование — до этого в России не было общедоступной женской школы. Существовали закрытые институты только для дочерей дворян и чиновников. Мать и сёстры Менделеева не получили даже среднего систематического образования.

Учёного не раз выдвигали на Нобелевскую премию, но он её так и не получил. Сегодня Менделеев считается одним из величайших химиков и учёных в истории — его вклад в развитие мировой науки неоценим.

Однако ему удалось поступить на физико-математический факультет Главного педагогического института в столице. Его интересы распространялись на химию, физику, экономику, метеорологию, геологию, социологию, экологию и другие сферы, за что учёного прозвали русским Леонардо да Винчи. В 1875 году он разработал проект собственного стратостата с герметичной гондолой, подразумевающий возможность подъёма в верхние слои атмосферы.

«Умел быть философом в химии»: 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева

Сегодня, в День российской науки, исполняется 189 лет со рождения Дмитрия Менделеева. Отделение химии русского Физико-Химического Общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. 8 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева, нашего выдающегося ученого, интересного человека с непростой судьбой, который известен во всем мире благодаря своим изобретениям и 155-летие открытия им фундаментального закона. После смерти Менделеева его имя было присвоено Русскому химическому обществу, и ежегодно 27 января в день рождения ученого в Петербурге происходит торжественное заседание. В 1984 году, к 150-летию со дня рождения Менделеева, в СССР был выпущен юбилейный рубль [168]. учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки.

Менделеев: великий ученый, просветитель, изобретатель и почетный академик

В год рождения будущего химика его отец Иван Павлович Менделеев, некогда занимавший пост директора Тобольской гимназии, ослеп, и все заботы о многочисленном семействе легли на мать, у которой официально не было никакого образования. Дмитрий Менделеев разработал стандарт для русской водки, чем прославился никак не меньше, чем открытием периодической таблицы. Дата рождения (день и год).

День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого

Позже автору «Конька-Горбунка» и Дмитрию Ивановичу суждено было стать в некоторой степени родственниками — Пётр Ершов стал его тестем. Менделеев — автор фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению и других работ, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Меншуткиным на заседании Русского химического общества и вскоре опубликован в «Журнале Русского физико-химического общества». В этой работе, датированной августом 1871 года, Менделеев приводит формулировку периодического закона, которая затем оставалась в силе на протяжении более сорока лет.

В июне — июле ученые побывали на многих уральских заводах, а также рудниках, каменноугольных копях, охватив территорию от Богословского горного округа на севере до горы Магнитной на юге, от Перми на западе до Тобольска на востоке. Результаты этой экспедиции были опубликованы Менделеевым в работе «Уральская железная промышленность в 1899 году».

Титульный лист книги «Уральская железная промышленность». Научный авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева огромен, только лишь список его титулов и званий включает более сотни наименований. Он доктор Оксфордского и Кембриджского университетов, член Национальной Академии США и Королевской академии наук Швеции, член физических и химических обществ многих стран, почетный член десятков университетов мира. Иностранные ученые неоднократно выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию, однако она так и не была ему присуждена. А 20 января 1907 года Дмитрий Иванович скончался от воспаления легких.

Дмитрий Иванович Менделеев. Начало XX в. В честь Менделеева названы 101-й элемент периодической системы менделевий и минерал менделеевит. Его имя носят Российское химическое общество, Российский химико-технологический университет, Тобольский государственный педагогический институт, Всероссийский НИИ метрологии, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, вулкан, ряд населенных пунктов, географических объектов и др. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии.

Широта интересов Менделеева уникальна. Он был химиком, физиком, геологом, нефтяником, метеорологом, экономистом, демографом, воздухоплавателем, и в каждой из этих сфер проявил себя как выдающийся учёный и практик. Ежегодно в этот день российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки. Эта памятная дата значима не только для научного сообщества, но и для всей нашей страны.

Особое внимание он уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности, выступал за экономическую независимость страны. Его имя носит множество известных российских научных заведений. При жизни он получил звание почётного доктора целого ряда ведущих мировых университетов, включая Оксфорд и Кембридж. По одной из версий этому помешали научные расхождения со шведским учёным Сванте Аррениусом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий