Указом Петра I Россия в 1700 году перешла на юлианский календарь, который считал Солнечный или астрономический год продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и Новый год с 1 января. Царская Россия жила по юлианскому календарю, а Европа — по григорианскому. Ее первым годом был 6496 год по византийскому календарю.
Не только русская традиция: где и почему отмечают Старый Новый год
Старый Новый год – неофициальный, но любимый в России и некоторых других странах праздник, который получил свое название из-за перехода на так называемый "новый РИА Новости, 13.01.2023. И сейчас в ночь с 13 на 14 января по григорианскому календарю можно снова отметить наступление нового года – только на сей раз по юлианскому календарю (и ещё раз насладиться повтором "Новогоднего огонька" по телевидению). По юлианскому и григорианскому календарям новогодние праздники совпадают. В России новогодние праздники были назначены на 1 января указом Петра I. До этого Новый Год отмечался 1 сентября.
Старый Новый год
По Юлианскому календарю, которого придерживается православная церковь, сегодня не 14-ое, а 1 сентября. Решением Вселенского собора в 325 году эта дата была установлена началом календарного года и называлась новолетием вплоть до правления императора Петра I. Великий Петр постановил праздновать новый год, как в Европе — 1 января, а также считать летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Таким образом текущий тогда 7208 год стал 1699 годом. После падения царизма, в 1918 году, в России ввели новый — Григорианский календарь. По нему отмечать новый год стали «раньше на 13 дней». Отсюда 13 января появился Старый Новый год по старому стилю.
Как тут не впечатлиться до глубины души, особенно если тебе всего-то двадцать пять… Царь чувствовал себя не только державной особой, но и путешественником, открывающим новый мир. Сердце его пылало желанием перенести всю затейливость европейских празднеств на подвластную ему землю. А вместе с ними многое другое, что казалось ему правильным и приятным. Невиданный праздник По окончании Великого посольства Петр I развернул широкую программу европеизации России. Дворянство должно было облачиться в европейскую одежду мода ли на нее, нет ли моды, а приказ на то имеется! Именно тогда в русский быт вошли поездки на учебу в Европу, кофе, табак, парики, треуголки, балы при Петре I их нередко заменяли шумные попойки, называемые ассамблеями. Календарная реформа стоит в одном ряду со всем этим. Петр провел ее через год после возвращения из Европы, и невозможно отделаться от впечатления, что перед мысленным взором его все еще стояли ёлочки, лодочки, пылающие шутихи на фоне вечернего неба и их отражения в амстердамских каналах. Пусть в Москве станет так же! Жаль, негде каналы вырыть, всюду домишки понаставлены… Но к русскому православному Рождеству с его древними традициями западные «новины» приписать было трудновато. Совсем недавно отгремел в Подмосковье страшный стрелецкий бунт. Петр имел основания всерьез опасаться, что попытка перенести амстердамское Рождество на московские кривые улочки вновь поднимет людей на большой выплеск «волюшки». К тому же, Патриарх посмотрит косо — святейший Адриан хоть и ветх годами, но к нарушениям устоев строг… А вот перенести Голландию на Русь под предлогом введения нового, доселе невиданного праздника — идея, которую в наши дни назвали бы «политтехнологически грамотной». Суриков, 1900 Новолетие у нас в старину отмечали 1 сентября. Так повелось еще от начала Московского государства — с XV века. Симеона Столпника, память которого выпадает на первый день осени. Вся страна знала: минет год 7207-й от Сотворения мира и начнется год 7208-й. А в Германии, Швеции и трепетно любимой Петром Голландии вот уже восемь месяцев как идет-тянется 1699 год от Рождества Христова. Европа в ту пору начинала год с 1 января. Итак, Россия встречает новый, 7208 год, и это был самый короткий год в истории нашей страны. Три с половиной месяца спустя, в декабре, появляется указ, прервавший его течение: «Известно Великому Государю [стало], не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, [таких] как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы… летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира… И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый… век. И для того доброго и полезного дела указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах центральных ведомствах и во всяких делах и крепостях документах … с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения… по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых… перед вороты учинить… украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…» Украшения следовало изготовлять по образцам, которые специально для такого случая выставили на Гостином дворе и у аптеки. Тем, кто победнее, дозволялось при воротах или на крыше своего дома поставить деревце.
Если причина оказывалась неубедительной — на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки. Описывают историки и ещё один обычай, принятый в петровские времена. Якобы после праздника неумолимый государь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближённых около 100 человек. Двери обеденной залы при этом запирались на ключ, чтобы никто не мог покинуть праздничное застолье до трёх часов следующего дня. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие. Как уж тут не вспомнить современную череду январских праздников, а также их не самые полезные для здоровья последствия. Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят как новогодние ёлки в домах, так и встреча гостей, новогодний ужин, приуроченные к празднику балы, а также распитие шампанского, завоевавшее широкую популярность после победы над Наполеоном. Позже, как считается, вместе с немецкими купцами придут в Россию и ёлочные игрушки. Впрочем, первая публичная ёлка в истории появится в России только в 1852 году — праздничное дерево установили на Екатерингофском вокзале.
Затем реформы Петра ушли в забытие до правления Николая I. Его жена — прусская принцесса Шарлотта, крещеная в православии под именем Александра Федоровна, убедила двор вернуть елку как рождественское дерево. В 1818 году по ее инициативе была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, организовала первый праздник «детской елки» в собственном дворце. Так появилась традиция новогодних балов и праздничных гуляний в период с 24 декабря по 1 января. В дореволюционное время для детей из богатых семей устраивались многочисленные балы и елки с обязательными подарками. Первая публичная елка была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокСале так в начале 19 века называли сооружения для увеселения публик. Во время Первой Мировой войны появились запреты на «праздник елки», но после революции Ленин их отменил. Несмотря на голод и разруху, в крупных российских городах были организованы новогодние праздники для детей. В 1926 году праздничные гуляния снова попали под запрет. Детские елки вернулись в 1936 году после статьи партийного деятеля Павла Постышева в газете «Правда», о том, что нельзя лишать детей этого развлечения. Позже традиция детских елок получила развитие и сохранилась до сих пор. В качестве подарков детишки получали от Деда Мороза жестяные сундучки со сладостями. Кстати, в Петербурге лучшая детская елка проводится именно в Аничковом дворце. Откуда взялись Дед Мороз, Мандарины и салат Оливье?
Зачем Петр 1 заменил календарь?
Однако эта традиция приживалась плохо: языческий дух зимы и холода Мороз все же был по преимуществу злым персонажем. И лишь в советские годы добрый Дед Мороз стал общепризнанным символом Нового года. Новый год считался в первую очередь детским праздником, поэтому власти не видели смысла в освобождении взрослых от работы. Любопытно, что тем же указом День Победы 9 мая считавшийся выходным с 1945 года был объявлен рабочим днем. Некоторые историки утверждают, что таким образом Иосиф Сталин пытался принизить значение Победы и "поставить на место" ветеранов, которые благодаря своему жизненному опыту могли представлять серьезную опасность для власти. При этом 1 января в 1965 году так и осталось нерабочим днем.
За минувшие годы отношение к Новому году изменилось: теперь это было не столько время утренников и елок для детских коллективов, сколько семейное торжество. Именно тогда начали складываться позднесоветские новогодние традиции, знакомые большинству современных россиян: шампанское, салат "Оливье", песня "В лесу родилась елочка" написанная поэтессой Раисой Кудашевой и композитором Леонидом Бекманом в 1903-1905 годах , фильм "Ирония судьбы" 1975 год , открытки с Дедом Морозом и сказочными зверушками. В отличие от 1 мая, 9 мая и 7 ноября, Новый год был мало политизирован. Хотя, конечно, какие-то попытки увязать всенародный праздник с государственной идеологией предпринимались. В частности, с 1941 года эпизодически озвучивались радиообращения представителей верховной власти к народу, а в 1971 году Леонидом Брежневым была введена традиция новогодних телеобращений главы государства, которая жива и в наши дни.
В целом же власть не пыталась изменить семейный характер праздника. Советские новогодние фильмы, как правило, были посвящены любви, дружбе, неформальным производственным отношениям и прочим темам, важным для частной жизни, а не для государства. Праздник остался детским в том смысле, что даже взрослым разрешалось в это время побыть детьми, подурачиться, поиграть в снежки, слепить снеговика, обратить взор не на "великие свершения", а на "мещанские" заботы вроде праздничного стола и подарков. С 1947 года и до распада СССР в 1991 году нерабочим днем неизменно являлось только 1 января. Одновременно выходным днем стало 7 января.
Несмотря на то, что 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ , закреплявшая светский характер государства, новая российская власть признала Рождество официальным праздником. Таким образом она отдала дань моде на возрождение христианских традиций, а также проявила солидарность с западными странами, где Рождество по-прежнему считалось более важным праздником, чем Новый год. Любопытно, что при этом сохранило свой праздничный статус 7 ноября продолжавшее именоваться Днем Великой Октябрьской социалистической революции. Возрождая дореволюционные традиции, власти пока не решались отказаться и от традиций коммунистических. Тем же нормативным актом был закреплен перенос праздничных дней: теперь, если праздник выпадал на субботу или воскресенье, следующий понедельник считался нерабочим днем.
Благодаря этому россияне больше не расстраивались, если праздник совпадал с выходным: количество нерабочих дней по сравнению с обычной неделей все равно увеличивалось. В 1980-1990-е годы в Россию начали проникать новогодние традиции зарубежных стран. Во-первых, всей стране стал известен американский Санта-Клаус в упряжке с оленями, появляющийся из камина под звуки песни Jingle Bells и кладущий подарки в чулки. Во-вторых, стало модно ассоциировать каждый год с тем или иным животным, как принято в Китае хотя сами китайцы отмечают Новый год позже, в январе-феврале — каждый год устанавливается новая дата. В начале 1990-х годов старенький Дед Мороз из папье-маше или пластика и советские комедии были признаками "неправильного" Нового года, а яркий новенький Санта, голливудские фильмы и чествование животного-символа — атрибутами удачного праздника.
Но со временем, по мере роста антиамериканских настроений, Дед Мороз отвоевал свои позиции. В 2000-е годы Санта-Клаус постепенно начал превращаться едва ли не в отрицательного персонажа. Теперь многие россияне считают его символом "потребительского и бездуховного" праздника, а истинное веселье символизирует Дед Мороз.
Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы , для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения — то есть 8 сентября по н.
Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года просто в разных странах действовали разные календари. Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь. Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников.
Почему именно в ночь с 31 декабря на 1 января мы открываем шампанское, чествуя наступление нового года, и поздравляя друг друга с этим событием? И почему мы снова празднуем новый год спустя 14 дней? Если вы все еще не знаете ответа на данные вопросы, немедленно приступайте к прочтению статьи!
Когда и почему стали праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января Yuliya Furman Считается, что все началось в Римской империи. Именно там римскими астрономами был разработан и назван в честь великого диктатора Гая Юлия Цезаря юлианский календарь. После этого он постепенно стал основой распорядка жизни для всего католического мира. Однако за основу данного календаря, вытеснившего несовершенный старый римский календарь, римляне взяли способ счисления дней периода Эллинистического Египта. Читайте также: Что подарить мужчине на новый год Уже тогда в Египте, входившем в состав империи Александра Македонского именно этот период и был назван Эллинистическим , была развита астрономическая культура, позволившая разработать достаточно точный календарь. Однако некоторые ошибочно полагают, что именно звезды каким-то образом натолкнули людей на мысль о том, что год должен начинаться с 1 января.
На самом деле, это не так. Он был славен не только тем, что у него было два лица, но и тем, что покровительствовал так называемым атрибутам входов и выходов то есть дверям, воротам, ключам, замкам и многому другому. Римляне также почитали Януса, как бога начинаний, что определенным образом связано с входом куда-либо, со вступлением к примеру, со вступлением в новый год, в новую эпоху, в новую эру правления и так далее. Великий правитель и полководец Юлий Цезарь посчитал, что для такого важного бога подходящим месяцем является месяц январь, который, к слову сказать, до этого был вовсе не первым, а одиннадцатым месяцем в так называемом староримском календаре. Кстати, это мы называем Януса Янусом.
А 20 декабря 7208 года Петр I подписал именной указ, по которому новый год следовало считать с 1 января. При этом новый год считали 1700-м. День 1 января в истории Точность Юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается один дополнительный день. К середине 20 века практически все страны мира пользовались григорианским календарем.
Старый Новый год. Когда отмечают и как появился праздник в России
Пусть хорошая погода В доме и в душе царит. Пусть со снегом смех летит, С ветром — легкая удача, Чтобы стали вы богаче. Чтобы в нынешнем году Не увидеть вам беду. Пусть радости оковы Вас сожмут навечно, Чтобы жилось беспечно.
Желаю счастья сундучок, Поймать удачу на крючок, Успех большой не потерять, И веселье только знать.
У каждого народа было своё летоисчисление от какой-то событийной даты, правителя, мудреца или явления , но когда народ захватывали, вводился чужой календарь, чужое летоисчисление. Для чего? Чтобы отсечь всё Наследие. Ведь Петр 1 не просто заменил руский календарь на европейский, он украл у народа 5508 лет Наследия Предков, и появилась возможность в академических книжках по истории написать, что до христианизации, Руси как бы и не было. После Петровской реформы Наследия как бы не стало, и плюс вырезались все родовитые мужи Бо-Ярые , древние Рода. Таким образом, появилась хлюпкая новая элита, как в новейшей истории: коммунистов убрали от власти, и пришла новая хлюпкая, дохлая элита — голубые мальчики, розовые девочки.
Тоже самое делал Петр 1: запрещал носить бороды богатство Рода, связь с Предками , заставлял мужчин ходить в колготочках, панталончиках, одевать всякие висюлечки, ленточки, бантики, как маленькие девочки.
Европейских специалистов на службу к российским государям приглашали со времен Аристотеля Фиораванти. Царь Алексей Михайлович любил устраивать фейерверки, а его сын царь Федор Алексеевич пристрастился к польской одежде. Народ смотрел на «огненные потехи» с интересом, хоть и опасался пожара. Дворяне сами, первыми, еще до монаршего позволения, завели моду на европейское платье. Петр, сын первого из названных царей и младший брат второго, сызмальства пристрастился к бытовым радостям европейского образца. Он обожал посещать Немецкую слободу, а те же фейерверки научился устраивать самостоятельно. Но при всей приязни к вещам и затеям московских «немцев» Петр дальше этого не шел. Он провел на троне 11 лет, прежде чем взялся за реформу календаря и прочие радикальные перемены. Что его подтолкнуло?
Скорее всего, участие в Великом посольстве. Амстердамские приключения В 1697 году царь Петр Алексеевич отправился в большое путешествие по европейским странам, вошедшее в историю под названием Великого посольства. Государь ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова. Старшинство закреплялось за Лефортом — другом и соратником Петра, проводником царя по буйным пирушкам и прочим радостям Немецкой слободы. Царь Петр попробовал европейскую жизнь в качестве частного лица. Он плотничал на голландских верфях, упражнялся в искусстве гравировки, изучал артиллерийские науки в Германии, а искусство кораблестроения — в Англии. Государь овладел множеством ремесел и специальностей. По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги. Сам монарх любил европейские изящные вещицы и разного рода раритеты. Он приобрел расписную посуду из Дельфта, французские шпалеры, китайские фарфоровые сосуды и экзотические фрукты; купленную мартышку он повсюду носил на плече.
Позднее царь отправлял из России в Европу сотни и тысяч русских для обучения полезным профессиям. Знакомство с Европой породило у Петра Алексеевича беззаветную любовь к ней, продолжавшуюся на протяжении всей его жизни… Так вот, время «зимних вакаций» с 1697 года на 1698-й российский монарх провел в Голландии. Рождество 1697 года Петр Алексеевич отпраздновал со свитой в Амстердаме. А вслед за ним — Новый год, который, как и в Германии, отмечали здесь давно, пышно, с большим размахом. Город каналов.
Даже сейчас, когда в наших странах принят григорианский календарь, мы нумеруем время не в соответствии с международными стандартами, а по-своему. Везде пишут год-месяц-число, мы же пишем число-месяц-год. Ну не смогли мы, не смогли.
Интересное рядом: четыре праздника Вот так, благодаря православной церкви и ее упорству мы имеем возможность праздновать не два праздника, а четыре. А благодаря тому, что мы никак не можем определиться с тем — светское мы государство или же «воцерковленное», мы придаем одинаковую важность и светскому Новому Году и христианскому Рождеству. Кое-кто празднует еще языческий Солнцеворот, но это тема для отдельного разговора. Перешли же мы на так называемый новый стиль благодаря Совнаркому, то есть пришедшим к власти большевикам. В 1918 году, вслед за 31 января наступило 14 февраля и если вам удастся разыскать календарь этого года, вы увидите, что на нем отсутствуют даты с первого по тринадцатое включительно февраля. Наступление и последствия Не стоит, однако, думать, что во всем мире, благодаря нашему языческо-православному упорству, мы позже всех приняли уже ставший «старым» почти четыреста лет!
История Нового года в России
Происходило это праздничное действо и в домах, и под окнами домов. Отличались щедровные песни от рождественских преимущественно припевом, где вместо «Светлый вечер» поётся «Щедрый вечер». В русской традиции день святой Маланьи посвящался хлопотам приготовления праздничного обильного и сытного застолья. Принято было считать, чем богаче накрыт стол, чем радостнее и гостеприимнее оно пройдет, тем счастливее все сложится в предстоящем году. На Маланью было принято всем празднично наряжаться и к этому готовились старательно. Отсюда пошли народные пословицы и поговорки: Маланья — кишечница, колбасы едят. Наварила, ровно на Маланьину свадьбу. Наряжается, что Маланья на свадьбу. В приграничных русско-украинских и украинско-молдавских районах во время колядования по домам ряженые колядовники часто разыгрывали шуточную свадьбу Василия и Маланьи Васыля и Маланки.
В украинской традиции в «старопредновгодний» вечер тоже готовилось обильное праздничное скоромное угощение. Колядовники рядились, по дворам щедровали, развлекались и радовали односельчан праздничными забавами и играми. Само название «щедрый» вечер идет от богатый и добрый вечер, а не так как в Святой вечер, предусматривавший только постные угощения. В украинской традиции щедрования тоже были Васыль и Маланка. На Харьковщине группы мальчиков и девочек отдельно с утра обходили с поздравлениями дома. Они «меланковали» — выражали пожелания блага во всем.
Как пояснил Петрушко, после революции 1917 года Россия перешла на григорианский календарь, по которому Новый год предшествует Рождеству, а у православных христиан в это время идет пост. Для верующих в этом есть элемент неудобства и нарушения церковных традиций. В результате появился еще один праздник - Старый Новый год, и в этот день у верующих уже нет ограничений, связанных с постом", - объяснил Владислав Петрушко в интервью РИА Новости. Еще историк напомнил о том, что Россия начала праздновать Новый год 1 января по указу Петра I. Указ о переходе страны на новое летоисчисление и переносе начала года с 1 сентября на 1 января был подписан 20 декабря 1699 года. Документ предписывал поздравлять друг друга с Новым годом и украшать дома сосновыми и можжевеловыми ветками.
Из необычных начинок можно привести в пример овечью шерсть, означавшую богатство и благополучие», — добавила Мария Митрохина. На Руси 14 января отмечался Васильев день, на который было принято приготавливать не только вареники, но пироги и блины, варить кутью — зерновую кашу с изюмом или орехами, запекать поросят. Дети ходили щедровать колядовать , тем самым поздравляя с Новым годом и собирая угощенья. Девушки непременно гадали на суженого самыми разными способами. Сейчас всё это больше ассоциируется у нас с ночью перед Рождеством, благодаря закреплению в массовой культуре соответствующего стереотипа. Однако некоторые обряды встречи Нового года в ночь с 13 на 14 января могут встречаться и по сей день в русской глубинке. В странах, которые так же поздно перешли на григорианский календарь, либо с протестами принимали другое летоисчисление, есть похожие традиции. Так, в Уэльсе дети колядуют, переодеваются в своеобразные костюмы лошадей, как некогда было принято и на Руси, вечером 13 января. В некоторых кантонах Швейцарии в Старый Новый год или день Святого Сильвестра устраивается карнавал с ряжеными, где отдельного внимания заслуживают тяжёлые маски и головные уборы с животными, растительными и иными элементами.
Россия приняла реформу в числе последних. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю. Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Хотя правильнее было бы задать вопрос: « Почему Юлианский календарь точнее Григорианского? Губанова, которую мы приводим ниже. Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас, в России, в школе доныне учат детей, что в Церкви отсталые люди живут по отсталому календарю. Журналисты кричат на весь мир, что старый календарь иулианский, как говорят православные отстаёт от современного григорианского, введённого римским папой Григорием. А кто поначитаннее, те даже утверждают, что старый календарь каждые 128 лет отстаёт на сутки от современного. Давайте проверим, и мы убедимся, что всё наоборот: неточным является современный календарь, так называемый новый стиль. В книге, которая является руководством по современной астрономии, ибо в ней собраны все основные астрономические и физические сведения, «Астрофизические величины» автор К. Аллен, издана в 1977 году, издательство «Мир», перевод с английского, страница 35 дана продолжительность года в различных точнейших измерениях. Тропический год от равноденствия до равноденствия 365,242199 средних солнечных суток. Сидерический год относительно неподвижных звёзд 365,25636556 суток. Время изменения прямого восхождения среднего Солнца на 360, измеренного относительно неподвижной эклиптики 365,2551897 суток. Аномалистический год время между последовательными про-хождениями через перигелий 365,25964134 суток. Затменный драконический год 346,620031 суток. Юлианский год 365,25 суток. Григорианский календарный год 365,2425 суток. Сидерический месяц относительно неподвижных звёзд 27,32166140 эфемеридных суток. Синодический месяц от новолуния до новолуния 29,5305882 суток Тропический месяц от равноденствия до равноденствия 27,32158214 суток. Аномалистический месяц промежуток времени между последовательными прохождениями Луны через перигелий 27,5545505 суток. Драконический месяц между двумя последовательными прохождениями через узел орбиты 27,212220 суток. Не имея здесь возможности объяснить, что такое тропический год, эклиптика, перигелий и прочие тонкости, нужно сказать, что все календари разделяются на 1 солнечные, 2 лунные и 3 солнечно-лунные, то есть сообразные с годовым движением Солнца и фазами Луны 3. В современных же гражданских календарях продолжительность года соизмеряема только с продолжительностью тропического года, т. Но астрономически самым точным является не тропический год, а год сидерический, то есть звёздный год, измеряемый по звёздам, а не по Солнцу. Так в астрономии.
Как Пётр I изменил главный праздник в году
Почему Новый год 1 января? Причины, фото и видео | Таким образом, дата наступления Нового года менялась на Руси 3 раза: с первого весеннего новолуния на 1 сентября, с 1 сентября на 1 января, с 1 января по юлианскому календарю на 1 января по григорианскому календарю. |
Новый Год по старому и новому стилям | Новости и СМИ. Обучение. Подкасты. |
Правила комментирования
- Навигация по записям
- Как разобраться в «старом» и «новом» стилях? — Блог Исторического музея
- Почему Старый Новый год отмечается 14 января
- Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество - Православный журнал «Фома»
Летоисчисление и история календаря на Руси.
Новый год, как и в юлианском календаре — приходится на 1 января. Старый Новый год — Новый год по юлианскому календарю. В 1918 году правительство решило поменять календарь. Царская Россия жила по юлианскому календарю, а Европа — по григорианскому. В 46 году до нашей эры император утвердил новый календарь.
Сегодня по юлианскому календарю — начало Нового года 🎄✨🥂
Традиции отмечать Новый год дважды меньше ста лет. До 1918 года Россия жила по древнему юлианскому календарю. Западная Европа отказалась от него еще в XVI веке. Главной причиной принятия нового календаря являлось смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января. Закрепление Старого Нового года как праздника связано с важной ролью православного наследия в российской культуре. Православная церковь придерживается юлианского календаря и отмечает Рождество Христово 25 декабря по старому стилю и 7 января по-новому. Закрепление Старого Нового года как праздника связано с важной ролью православного наследия в российской культуре. Православная церковь придерживается юлианского календаря и отмечает Рождество Христово 25 декабря по старому стилю и 7 января по-новому.
Юлианский и григорианский календари и история празднования Нового года
Чтобы в нынешнем году Не увидеть вам беду. Пусть радости оковы Вас сожмут навечно, Чтобы жилось беспечно. Желаю счастья сундучок, Поймать удачу на крючок, Успех большой не потерять, И веселье только знать. Пускай сама природа Помогает классно жить, Не болеть и не тужить! Желаю в этот день, чтобы каждая снежинка, упавшая на Вас, принесла Вам только здоровье, счастье и любовь.
Суриков, 1900 Новолетие у нас в старину отмечали 1 сентября. Так повелось еще от начала Московского государства — с XV века. Симеона Столпника, память которого выпадает на первый день осени. Вся страна знала: минет год 7207-й от Сотворения мира и начнется год 7208-й. А в Германии, Швеции и трепетно любимой Петром Голландии вот уже восемь месяцев как идет-тянется 1699 год от Рождества Христова. Европа в ту пору начинала год с 1 января.
Итак, Россия встречает новый, 7208 год, и это был самый короткий год в истории нашей страны. Три с половиной месяца спустя, в декабре, появляется указ, прервавший его течение: «Известно Великому Государю [стало], не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, [таких] как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы… летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира… И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый… век. И для того доброго и полезного дела указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах центральных ведомствах и во всяких делах и крепостях документах … с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения… по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых… перед вороты учинить… украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…» Украшения следовало изготовлять по образцам, которые специально для такого случая выставили на Гостином дворе и у аптеки. Тем, кто победнее, дозволялось при воротах или на крыше своего дома поставить деревце. Нет денег на деревце — подойдут несколько ветвей елового лапника.
И пусть стоят всю неделю! Конечно, Петр не мог обойтись без большой «огненной затеи» — царь испытывал от нее детский восторг. А потому он учредил особый новогодний фейерверк и пушечный салют на Красной площади. Одновременно в домах знати, дворян и купцов предписывалось палить из малых пушчонок и ружей, пускать пороховые ракеты, а по ночам с 1 по 7 января жечь костры и смоляные бочки. Русская столица не стала Амстердамом. Климат, понимаете ли, не тот.
Не пустишь ведь лодочки по январскому тяжелому льду Москвы-реки! Вот когда восстанет из чухонских болот Санкт-Петербург, там — да, царь и каналы получит, и лодки, и совершеннейшую Голландию во всем, кроме языка… Зато теперь, под звуки канонады, вдыхая ароматы свежей хвои, Петр Алексеевич каждую зиму мог мысленно оживлять весь восторг амстердамских ночей, пережитых в Великом посольстве. Забыли и вспомнили Летосчисление от Сотворения мира исчезло у нас далеко не сразу. В официальных государственных бумагах два разных счета лет путались еще долго. Однако к концу Петровского царствования старый счет помнила только Церковь. Европейский вариант — «от Рождества Христова» — возобладал.
В русской традиции день святой Маланьи посвящался хлопотам приготовления праздничного обильного и сытного застолья. Принято было считать, чем богаче накрыт стол, чем радостнее и гостеприимнее оно пройдет, тем счастливее все сложится в предстоящем году. На Маланью было принято всем празднично наряжаться и к этому готовились старательно. Отсюда пошли народные пословицы и поговорки: Маланья — кишечница, колбасы едят.
Наварила, ровно на Маланьину свадьбу. Наряжается, что Маланья на свадьбу. В приграничных русско-украинских и украинско-молдавских районах во время колядования по домам ряженые колядовники часто разыгрывали шуточную свадьбу Василия и Маланьи Васыля и Маланки. В украинской традиции в «старопредновгодний» вечер тоже готовилось обильное праздничное скоромное угощение.
Колядовники рядились, по дворам щедровали, развлекались и радовали односельчан праздничными забавами и играми. Само название «щедрый» вечер идет от богатый и добрый вечер, а не так как в Святой вечер, предусматривавший только постные угощения. В украинской традиции щедрования тоже были Васыль и Маланка. На Харьковщине группы мальчиков и девочек отдельно с утра обходили с поздравлениями дома.
Они «меланковали» — выражали пожелания блага во всем. Взрослые же девушки вечером «щедровали», поздравляя в своих песнях хозяев, желая им во всем счастья, и благодарили за угощения: На Украине в щедрый вечер было принято еще и гадать. Девушки гадали на предстоящую свадьбу и на хорошего жениха.
Пусть радости оковы Вас сожмут навечно, Чтобы жилось беспечно. Желаю счастья сундучок, Поймать удачу на крючок, Успех большой не потерять, И веселье только знать. Пускай сама природа Помогает классно жить, Не болеть и не тужить! Желаю в этот день, чтобы каждая снежинка, упавшая на Вас, принесла Вам только здоровье, счастье и любовь. Глава Куйбышевского сельского поселения С.