Археологические исследования проводятся на памятнике археологии эпохи Золотой Орды – селище Ябалаклы-1. Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников.
В музее имени Алабина прошла XVI Самарская археологическая конференция
Исследования археологической научной школы СГСПУ по изучению каменного и бронзового веков Среднего и Нижнего Поволжья, антропологической истории особенно известны в мировом научном сообществе. Главная» Новости» Новости сгспу. Видео-канал Самарского государственного социально-педагогического университета (основан в 1911 году).Новости, лекции, вебинары и выступления с конференций. исполнять обязанности ректора Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ). Сентябрь 2017 — младший научный сотрудник археологической лаборатории СГСПУ, руководитель раскопок кладбища на территории Иверского монастыря.[8]. Место издания: СГСПУ Самара.
VI (XXII) Всероссийский археологический съезд
В презентации приняли участие Алексей Богачев археолог, доктор исторических наук, эксперт министерства культуры Российской Федерации , Александр Хохлов ведущий антрополог, заведующий Волго-Уральским центром палеоантропологических исследований , а также заведующий Археологической лабораторией СГСПУ Владимир Мышкин, чьи исследования послужили основой для начала работы с книгой. Ученые рассказали, что материалы собирались в авторских археологических экспедициях и непосредственно при работе с коллекциями музеев Франции, Германии, Испании, Италии и др. Заметная роль отведена анализу археологических материалов, полученных в результате раскопок на Средней Волге и, в частности, в Самарской области. Использование современных цифровых технологий позволило авторам с максимальной точностью нанести топонимы и другие данные на карты, полученные при помощи космической съемки. Книга иллюстрирована сотнями авторских полноцветных фотографий. Впервые в России опубликованы отдельные страницы с упоминанием «ругов» из 6 разных манускриптов «Географии» Клавдия Птолемея, хранящихся в библиотеках Западной Европы.
Блестящий стиль изложения, виртуозность, с которой академик С. Карпов оперирует большими массивами данных, превращая их в стройные логические конструкции и живые исторические картины, позволили прослушать лекцию «на одном дыхании», после её окончания лекторскую кафедру обступили воодушевлённые студенты и преподаватели, Сергей Павлович смог ответить на ряд вопросов, пообщаться со своими слушателями. Совершенно очевидно, что в Севастопольском государственном университете будут ждать следующего выступления знаменитого учёного, а кто-то из тех, кто присутствовал на лекции, найдёт своё призвание в изучении именно этого периода истории Причерноморья.
Организация и проведение столь значимого научного мероприятия является большой честью и большой ответственностью для нашего университета, где сформировалась одна из ведущих археологических школ в Волго-Уралье. Научное мероприятие мирового масштаба обычно собирает до 700 ученых из России и Зарубежья. Съезд запланирован на осень 2020 года.
Все находки отправятся на дальнейшие камеральные работы в лаборатории. С останками людей будет работать антрополог, - рассказали в пресс-службе университета. Но это еще не все: члены Красноярского краевого отделения Русского географического общества провели «полевой семинар» там же, у Шалаболинской писаницы. К сожалению, известны случаи вандализма, и мы обсуждаем, как это исключить. Наш «полевой семинар» — одна из попыток найти пути решения популяризации археологии и сохранения при этом исторического наследия, — отметила специалист по музейно-выставочной работе Красноярского краевого отделения РГО Ольга Ермакова. Студенты Красноярского педагогического университета за работой.
Vol 2 (2023)
Официальный статус «музей археологии» закрепляется за собранием в 1979 году, когда на факультете открывается научно-исследовательская археологическая лаборатория. 14 апреля на базе исторического факультета СГСПУ состоялось заседание секции «Археология». Новости Общество 28 августа 2021 17:59 Министр просвещения РФ поддержал Губернатора Самарской области в вопросе реставрации самого старого корпуса СГСПУ Он отметил, что будущие учителя должны получать качественное образование в соответствующих условиях. Григорьева Ирина Михайловна – лаборант археологической лаборатории СГСПУ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. VI (XXII) ВСЕРОССИЙСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЪЕЗДРоссия, Самара, 25-29 апреля 2022 года.
Археологическая лаборатория СГСПУ
Проблемы, поднимаемые в докладах, связаны с изучением эпохи первобытности. Доклады охватывают несколько важных этапов истории человеческого общества: от неолита до раннего Средневековья. Все заслушанные сообщения вызвали оживленную дискуссию и многочисленные вопросы.
Это не учебник, не истина в последней инстанции. Изучив огромный массив материала, авторы доказывают теорию движения наших прародителей не с востока на запад, а с запада на восток. Напомним, многие десятилетия историки считали, что Среднее Поволжье традиционно было финно-угорской и тюркской территорией. В 1981 году знаменитый куйбышевский археолог Галина Матвеева высказала предположение, что в начале первого тысячелетия на территорию нынешней России пришли племена из Центральной Европы, Поднестровья. Вскоре в нашем городе прошла крупная международная конференция.
Ее участники — ученые, представляющие различные страны, увидели археологические подтверждения этой теории. Появились новые археологические доказательства: керамика, поясные наборы, одежные пряжки IV — V веков, абсолютно схожие с центральноевропейскими.
А значительно позднее я нашел артефакты Имерской культуры на территории Пензенского края. У села Большой Колояр удалось обнаружить поселение, потом раскопал еще одно у села Грабово. Как говорится, на ловца и зверь бежит смеется.
В экспедиции мы ездили ежегодно. С третьего курса заказывали «открытые листы» — то есть разрешение на проведение самостоятельных исследований. И будучи студентом, я уже проводил разведки в том же Краснослободском районе, открывал новые памятники. Другой мой учитель, коллега Юрий Анатольевич Зеленеев, порекомендовал меня Выборнову как соискателя в аспирантуру в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Тему Имерской культуры мне не хотелось оставлять.
Поэтому в Пензе я решил продолжить заниматься эпохой неолита. К тому времени я мог самостоятельно вести раскопки. Так темой моей кандидатской диссертации и основной научной темой до защиты диссертации стал неолит сурскомокшанского междуречья. Тогда же работать в музей приехал специалист из Самарской области — Александр Васильевич Расторопов. Так в Пензенской области появились сразу три археолога.
Геннадий Николаевич давал мне студентов для участия в раскопках. Забегая вперед, скажу, что такое сотрудничество между вузом и музеем всегда существовало и продолжается. Сейчас в музее работает много выпускников университета — моих учеников. А в 2003 году Геннадий Николаевич пригласил меня работать на кафедре истории древнего мира, средних веков и археологии в пединституте, заниматься исследованиями здесь. Я тогда начал работать над докторской диссертацией.
Каждый для себя определяет, представляет ли тот или иной памятник научный интерес для него. Если я специализировался на каменном веке, занимался неолитом, раннесредневековой мордвой, то и не уделял внимания другим эпохам и культурам. Поэтому вопросов, кто будет главным, а кто не главным, не возникает. Люди в разные эпохи жили в разных местах. К примеру, неолит нужно искать в поймах рек, а памятники Позднего Средневековья или могильники — на водоразделах в большей степени, где земля плодородная.
А вообще в археологии сложно сделать что-то в одиночку, поэтому здесь очень важна интеграция. Если интересы совпадают, то мы организуем совместные экспедиции, потом пишем общие статьи, даже монографии. Как подтверждается или опровергается их происхождение? Известный археолог Чжан Гуанчжи говорил: «Археология есть аналогия». То есть важно найти известную аналогию, чтобы определить, что это за вещь.
Поэтому после полевого сезона мы обрабатываем все находки: рисуем, фотографируем, описываем.
Основная цель археологии — восстановление и интерпретация истории, культур и образа жизни древних обществ на основе артефактов, поселений, монументов и других материальных свидетельств. Археология требует не только знания истории и культур, но и умение работать в полевых условиях, владение методами научного анализа и исследовательские навыки.
Кафедра отечественной истории и археологии СГСПУ
Октябрьской революции, д. Октябрьской революции, 55а, каб. Октябрьской революции, 55, каб. Октябрьской Революции 55а, ауд.
Эти люди раскапывают историю человечества, бродят по руинам, изучают науку прошлого. Среди преподавателей нашего вуза — известные в Сурском крае археологи, сделавшие немало открытий. Мы попросили рассказать об археологии доктора исторических наук, профессора кафедры «Всеобщая история и обществознание» Владимира Ставицкого. Что это значит для вас? Наверное, это оценка многолетней научной работы. Плюс стало больше внимания к истории, и к археологии в частности. Правительство Пензенской области принимало участие в софинансировании гранта РНФ на исследования по этногенезу народов Среднего Поволжья в эпоху Средневековья. Эти работы наверняка брались в расчет, когда рассматривались кандидатуры на премию. Я родился в селе Кондоль. Помню, какое впечатление оказал на меня школьный музей. Поразил, например, наконечник копья. Рядом со школой был овраг, а на его краю раньше была ярмарка, где, наверное, еще до революции продавали глиняную посуду. И вот мы с товарищами собирали там глиняные черепки. А затем — пытались склеить их, чтобы собрать старинные сосуды. В школе я очень любил историю. Тянулся к знаниям, брал книги в библиотеке. Помню, взял художественное произведение «Иван III» и конспектировал в тетрадь как научную монографию, извлекал из нее какие-то знания. И с учителями истории мне повезло. Были сильные педагоги. Очень интересные уроки по истории были у Владимира Николаевича Армиевского. В Никольске, где я оканчивал школу, историю нам хорошо преподавал директор Юрий Никитич Парфёнов. В то время Никольск был оторван от Пензы. Весной сносило мосты на реке Айве. В Пензу нужно было ехать через Рузаевку, почти сутки добираться. А до Саранска ходила электричка. Ну и все же в то время здесь был институт, а там университет и классическое историческое образование. Там работали археологи, а в Пензе в 1979 году их не было ни одного. Моим первым преподавателем стал Виктор Иванович Вихляев ныне доктор исторических наук, профессор. С ним я поучаствовал в первой своей экспедиции.
И, во-вторых, как это всегда бывает, с инициативой конкретных людей, в данном случае выпускника 1983 года биолого-химического факультета КГПИ А. Хохлова при всемерной поддержки руководителя археологической лаборатории И. Васильева и ее многих сотрудников, с одним из которых, П. Ф Кузнецовым, в дальнейшем была связана многолетняя экспедиционная работа. Долгие годы работы и исследований в составе средневолжской археологической экспедиции приносили свои плоды. Росла палеоантропологическая коллекция, под них было получено собственное помещение, к археологическим отчетам оформлялись антропологические приложения, по данному направлению науки, начиная с 1991 года, стали появляться первые публикации. В 2001 году, при согласовании с И. Васильевым и весомой поддержке проректора по науке профессора В. Матвеева в университете, возглавляемого И. Вершининым, была сформирована самостоятельная «Учебно-научная эколого-антропологическая лаборатория. Руководителем данной лаборатории был назначен уже ставший к тому времени кандидатом исторических наук А. Хохлов, а в соответствии с наименованием новой структуры, ее деятельность была направлена также и на ведение учебного процесса. В частности, был введен курс лекций по антропологии на психологическом, затем историческом и естественно-географическом факультетах, а также были заложены основы собственного кабинета-музея антропологии. В это время активизировались научные контакты, лаборатория стала местом проведения специализированных исследований совместно с учеными других научных центров России и Зарубежья рис. Так, на базе данной структуры прошли научную стажировку и стали признанными специалистами выпускник исторического факультета нашего университета Р. Галеев, успешно работающий в сфере реконструкции лица по черепу, С. Фризен и Е.
Большой интерес вызвал доклад к. Всего за два дня работы конференции было заслушано 42 доклада и сообщения. Организаторами конференции выступили Самарский областной историко-краеведческий музей им.
Ваш бразуер устарел!
Telegram: Contact @sgspu63 | В 1978 году закончил ист. ф-т ЛГУ и с 1979 года работал научным сотрудником археологической лаборатории КГПИ, а с 1982 года преподавателем кафедры отечественной истории и археологии. |
В Самаре вышла книга о великом переселении народов | С 1970 года руководитель СНК «Археологический кружок СамГУ» созданного на базе археологической лаборатории Куйбышевского государственного университета и Средневолжской археологической экспедиции[10]. |
Естественно-научные лаборатории СГСПУ | наук приглашают Вас принять участие в VI (XXII) Всероссийском археологическом съезде, который пройдет в городе Самаре в июне 2022 года. |
В ВГСПУ прошла презентация находок археологической экспедиции НИАЛ им. В.И. Мамонтова | В 1978 году закончил ист. ф-т ЛГУ и с 1979 года работал научным сотрудником археологической лаборатории КГПИ, а с 1982 года преподавателем кафедры отечественной истории и археологии. |
В ВГСПУ прошла презентация находок археологической экспедиции НИАЛ им. В.И. Мамонтова | археологическая лаборатория, археологические фонды, музей археологии, этнографии, истории. |
Научная жизнь
- Естественно-научные лаборатории СГСПУ
- Научные статьи | Древняя Уфа
- 29-30 января 2022 г. в музее им. П.В. Алабина прошла XVIII Самарская археологическая конференция.
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Программы высшего образования СГСПУ, на которых можно получить профессию археолога
- Археологический кружок СГСПУ
LII УРАЛО-ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
Григорьева Ирина Михайловна – лаборант археологической лаборатории СГСПУ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. 2020 рекогносцировочные археологические работы на стоянке ушбулак (восточный казахстан)в 2017-2019 гг. Музей «Самарский государственный социально-педагогический университет, Антропологическая лаборатория» по адресу Самара, улица Блюхера, 25, метро Спортивная. Кафедры: Кафедра всеобщей истории, права и методики обучения зав. Малкин Кафедра отечественной истории и археологии зав. Выборнов Кроме кафедр, структурными подразделениями факультета являются: Археологическая лаборатория зав. Они организуют серию археологических экспедиций и раскопок, чтобы восстановить подробности военного похода Тамерлана против хана Тохтамыша. О книге "Рутены — руги — русь: века, дроги, судьбы" на ее презентации, прошедшей 29 января в самарском Доме журналиста, рассказали ее авторы — археолог Алексей Богачев, антрополог Александр Хохлов, а также заведующий археологической лабораторией СГСПУ Владимир.
Труды VI (XXII) Всероссийского археологического съезда в Самаре в 3-х т.
Учёные Александр Выборнов (СГСПУ), Карл Херон (Британский музей) и Оливер Крег проводят липидные анализы по уточнению датировки археологических артефактов. Кафедра биологии, экологии и методики обучения СГСПУ, естественно-географический факультет, ФГБОУ ВО Самарский государственный социально-педагогический университет. Сборная команда СГСПУ одержала убедительную победу в данных соревнованиях, не проиграв ни одной встречи. СГСПУ Полноразмерное изображение: 12 Кб | Посмотреть изображение Просмотр Скачать изображение Скачать. Заведующий археологической лабораторией: доцент, кандидат исторических наук Зубов Сергей Эдгардович. Заведующий археологической лабораторией: доцент, кандидат исторических наук Зубов Сергей Эдгардович.
Студенты Красноярского педагогического университета проходят практику у Шалаболинской писаницы
Экспедиция была организована Научно-исследовательской археологической лаборатории им. Мамонтова и Молодежным археологическим клубом «Легенда». Руководителями экспедиции стали сотрудники НИАЛ им. Мамонтова: заведующий Василий Матаев и старший лаборант Анастасия Гущина.
Студенты полностью познали быт настоящей археологической экспедиции: жили в палаточном лагере, готовили на костре и раскапывали курган.
Вуз организует несколько крупных студенческих форумов, среди которых международные — «Язык. Личность», «Пища в обрядах мира», дистанционный «Экологический марафон XXI века», а также всероссийские — Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция, конкурс по биологии и экологии ВИМ, олимпиада «Растущий виноград», конкурс по естествознанию «Мир, в котором я живу» и другие. Традиционно по итогам этих мероприятий издаются сборники научных трудов. Так, ежегодно выходит сборник исследовательских работ учащихся «Globularia», при подготовке которого в составе редколлегии трудятся именно сами студенты. Успешные выпускники бакалавриата продолжают образование в магистратуре и аспирантуре. Молодые учёные и талантливые студенты обязательно являются соисполнителями больших научных проектов, в том числе государственных и грантовых. Это дает возможность приобщиться к новейшим достижениям науки. Для исполнителей конкурсных проектов действует постоянный семинар «Как написать грант», проводятся вебинары и индивидуальные консультации. Для справки, в 2018 году грант Президента РФ получил тридцатитрехлетний доктор исторических наук С.
Археологические находки Екатерининского мыса. Какие научные направления международного сотрудничества, перспективные для СГСПУ, реализуются в настоящее время? Прежде всего это проекты самарских археологов. В рамках договора о научном сотрудничестве вуз ежегодно проводит конференции с Национальным университетом Словении и Университетом г. Йорка Великобритания. Совместные исследования по уточнению дат проводятся и с Университетом Уппсалы Швеция. В 2016 году в Гарвардском университете в сотрудничестве с американскими коллегами опубликована монография археологов СГСПУ «Ландшафт бронзового века в степных районах России. Проект Самарская долина». Это итог десятилетней работы по изучению бронзового века степной зоны Восточной Европы. Уникальность исследования в использовании достижений классической российской археологии, физической антропологии и новейших естественнонаучных методов анализа.
В университете сложилась общепризнанная научная школа антропологии, осуществляющая сравнительный анализ нео-энеолетических краниологических материалов Алтая, Южной Сибири, Северного Казахстана. Совместные с институтом Макса Планка Германия исследования показали неоднородность населения изучаемых групп, а также доминирование в составе тех и других широколицых европеоидных антропологических компонентов. Также взаимодействие с преподавателями Педагогического института г. Людвигсбург Германия в области методики преподавания немецкого языка проводит кафедра немецкого языка. Брно Чехия.
Обучалось в духовной семинарии Самарской епархии стабильно не сильно больше 400 человек. Судя по воспоминаниям и различным заметкам, семинария отличалась довольно хорошим микроклиматом, с 1897 года уклад в семинарии стал менее строгим, были впущены многие светские принципы обучения и дополнительные предметы, при этом, дух православия никуда не исчез. Мемуары одного из семинаристов свидетельствуют нам о том, что уклад в семинарии был довольно комфортным, отношения с преподавателями складывались уважительные, а сам учебный процесс был интересным и познавательным как в области духовных, так и в области светских наук [5]. Отдельной ветвью духовного образования являлись женские епархиальные училища, которые создавались по всей России в первую очередь для дочерей духовенства, однако на обучение поступали девушки из разных сословий.
В епархиальных женских училищах давали базовые знания, но по большей части учили девушек быть верными жёнами, примерными родителями и хозяйками. Также давали знания по педагогике и дидактике. В Самарской губернии было одно женское епархиальное училище, располагавшееся в Самаре, в котором каждый год обучалось в среднем около 500 воспитанниц [3]. Во внеурочное время, которое воспитанницы проводили в училище, они занимались рукоделием, чтением рекомендованных учителями книг и слушанием лекции по различным темам. В училище находилась библиотека, в которой находилось более 5 тысяч томов. Читать книги можно было лишь под строгим надзором воспитательниц.
И такая работа еще только в самом начале. Также необходимо отметить возникновение плотного сотрудничества ВУЦпи с научными структурами постсоветского пространства, в частности Казахстана, и в первую очередь институтом археологии им. Маргулана г. Территории обширных степей Урало-Поволжья и Казахстана связаны общей историей и здесь без совместных поисковых и творческих усилий не обойтись. За годы функционирования развивающейся палеоантропологической лаборатории 1991-2018 гг. Образовательная деятельность ВУЦпи — это проведение лекционных и практических занятий по антропологии со студентами исторического и естественно-географического факультетов, а также школьниками рис…4. Это работа с молодежью и аспирантами, в том числе в рамках проектов, это работа просто с заинтересованными людьми, а также написание научно-популярной продукции. Всему этому служат обширные палеоантропологические коллекции ВУЦпи, периодически пополняющиеся; новые достижения в области исторических наук и их афиширование; экспонаты кабинета — музея антропологии. Нужно сказать, что обоснование, развитие и фундаментализация музейного дела по направлению «физическая антропология» — мощный стимул и инструмент для воспитания у подрастающих поколений объективных представлений о мироздании, формировании как принципов добрососедского уживания в сложном межэтническом пространстве, так одновременно и умеренных патриотических настроений. Это направление, которое еще предстоит дорабатывать. Для успешной деятельности ВУЦпи сейчас главными задачами являются: организация достойного хранения фондового материала, ведение стабильной проектной деятельности, развитие музея и сохранение палеоантропологического наследия в Самаре для плодотворной работы новых поколений исследователей. Фонды постоянно пополняются за счет полевых исследований археологических отрядов, работающих в основном на территориях Волго-Уралья. Учебно-музейный кабинет — организована постоянно действующая выставка, которая имеет, в том числе, уникальные экспонаты, проводятся учебные занятия со студентами ЕГФ, исторического и психологического ф-тов ПГСГА. Рисунок 1. Медникова ныне д. Хохлов ныне д. ВУЦпи и А.