Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Чему посвящена Масленица сейчас? Масленичную неделю принято делить на узкую и широкую Масленицу. Религиозные предметы — поскольку масленица — это праздник размышлений о вере, религиозные предметы — отличный подарок в это время года. «» рассказывает, когда масленичная неделя начнется в 2024 году, а также вспоминает историю и традиции праздника.
Масленица в 2024 году: история и традиции праздника со вкусом блинов
В этот день принято есть много блинов, тещи приглашают зятьев на ужин. Разгуляй четверг. День Взятия снежных городков и всевозможного веселья. На Разгуляй поют песни, катаются на санках и прыгают через костер. Тещины вечерки пятница. В этот день зять зовет тещу в гости. Золовкины посиделки суббота. В этот день по традиции жена встречает у себя дома сестер мужа. Прощеное Воскресенье.
Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень... Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу.
А сразу за ним — начинается Великий пост, самое строгое время духовных, эмоциональных и физических ограничений для христианина. Христианство также переосмыслило все древние языческие традиции. Ведь в центре и древних ритуалов, и христианских было общение человека с Богом, попытка стать ближе к небесам, надежда на спасение и помощь в земных делах. Правда, современные язычники строго соблюдают древние ритуалы и сжигают на Масленицу чучело. Вот только это чучело не зимы, как считают многие. Оно воплощает зло и смерть, и на смену ему приходит весна — символ новой, возродившейся жизни.
Раньше было принято первый испечённый блин класть на окно или отдавать нищим «на помин усопших». В последнее воскресенье Масленицы Прощёное женщины в полном молчании шли на кладбище. Там они просили прощения у умерших, плакали и причитали. Затем клали на могилы блины иногда ставили и водку и также в молчании уходили обратно.
К поминальным обрядам можно отнести кулачные бои, песни, пляски и скачки, которые проводят на Масленицу. Пропп считает, что они дошли до нас с древнейших времён тризны — восточнославянского погребального обычая, когда после сожжения покойника в его честь устраивались пиры, военные состязания и т. Кроме того, танцы и хороводы были направлены на плодородие и хороший урожай. У чехов была поговорка: «Не будешь танцевать, не уродится у тебя репа». Отдельный интерес составляют брачные обряды. Вероятно, они были направлены как на увеличение плодородия, так и на пожелание большого и здорового потомства, ведь издавна способность женщины рожать проецировалась на способность земли приносить урожай. У русских было принято валять молодожёнов в снегу, класть их друг на друга и заставлять прилюдно целоваться, чтобы у них скорее появился ребёнок. В Польше был обряд «вступления в бабы», когда женщины со всей деревни собирались вместе и запрягались в сани, куда сажали недавно вышедшую замуж девушку. Они катили её по снегу зачастую сбрасывая с саней. В конце обряда девушка должна была угостить всех выпивкой.
Этот обряд символизировал её вступление в общество в новом статусе жены. Молодожёнов чествовали, привечали в каждом доме и старались угостить. Также они участвовали в различных играх и танцах, пели матерные песни эротического содержания, разыгрывали сценки на тему совокупления и сексуальных приставаний. Считалось, что Масленица — это время, когда не действуют запреты и социальные нормы, поэтому многие ритуалы были эротически окрашены, а обнажение и сквернословие были едва ли не обязательными атрибутами. Блины О том, почему именно блины стали одним из главных символов Масленицы, мнения тоже разделяются. Некоторые считают блин славянским символом солнца за счёт его круглой формы, однако более современные исследования опровергают эту версию. По мнению Проппа, блины являются одним из самых древних блюд, которое научился готовить человек: до того как познать искусство выпекания хлеба, люди смешивали муку с водой и порциями выливали на горячие камни. Такая архаичность служит причиной того, что блины стали обрядовой пищей. Это предположение очень любопытно и вполне имеет место, потому что испокон веков и до наших дней блины считаются поминальной пищей.
Масленица: что за праздник и как его отмечать
На площадях населенных пунктов устанавливались горки, качели. Утром свекровь со свекровью отправляли невестку в дом ее родителей, а вечером сами навещали их. Вторник — «Заигрыши» В этот день молодежь начинала устраивать катания на санках, снежные забавы, соревнования на протяженность спуска с ледяных горок. Проводились смотрины невест.
Среда — «Лакомка» День сопровождался поеданием традиционного блюда — блинов, изготовленных из различных сортов теста с разнообразными начинками. Устраивались блинные соревнования — определяли, у кого они получились вкуснее всего. Также в среду было принято ходить в гости к теще с угощениями.
Четверг — «Перелом Масленицы Широкий разгуляй » День был наполнен гуляниями с утра до вечера, вождением хороводов, кулачными боями. Хозяйки пекли изделия из муки в форме птиц. В четверг запрещалось шить.
Пятница — «Тещины вечерки» Зятья угощали блинами своих тещ, которых приглашали в гости нарядные посланники. Суббота — «Золовкины посиделки» В субботу было принято приглашать в гости золовку сестру супруга и вручать ей подарок, а также просто навещать родственников и друзей. Воскресенье — «Прощеное воскресенье Проводы, Целовник » В церквях в воскресенье проходят богослужения, предваряющие Великий пост.
В этот день люди просили прощения, забыть плохие поступки. Ритуал завершался поцелуем и поклоном. Было принято посещать могилы родственников и приносить им в качестве угощения блины.
Люди парились в банях, чтобы смыть грехи. Вечером существовала традиция сжигать на окраине деревни чучело Масленицы. Такой обряд символизировал встречу весны.
Масленица заканчивалась уборкой: мытьем посуды, сжиганием остатков праздничной еды. Как провести Масленицу Проведите это время в спокойном добром общении с окружающими. Пеките и кушайте блины.
Наводите порядок и чистоту в доме, приглашайте гостей. В последний день Масленичной недели просите прощения у тех, кого обидели, и прощайте обидчиков. Можно ли совершать на Масленицу?
Крещение Церковь не запрещает крестить ребенка на Масленицу. Свадьба Расписаться в период Масленицы можно. Однако от пышных гуляний лучше отказаться.
Ведь это период подготовки к Великому посту. Венчание Таинство венчания не совершается в течение Сырной седмицы — Масленицы.
Избранное Что такое Масленица и когда её празднуют Масленица — традиционное празднование прихода весны, распространённое среди славянских народов. Даты Масленицы зависят от того, на какой день приходится Пасха, и поэтому меняются каждый год. В 2023 году это неделя с 20 по 26 февраля. Традиция шумно отмечать конец зимы характерна для многих католических европейских стран: в Италии и Германии проводят пышные карнавалы, а жители Восточной Европы празднуют очень похожий на Масленицу трёхдневный Мясопуст. Как появился праздник Большинство масленичных традиций связаны с языческими культами, но сейчас праздник у многих людей ассоциируется с началом православного Великого поста. История Масленицы объясняет такое причудливое сочетание. Для чего язычники праздновали Масленицу У историков и фольклористов есть несколько версий происхождения праздника. Часть исследователей связывает его с днём весеннего солнцеворота, или равноденствия.
До конца XV века в это время отмечали приход нового года. По другой версии масленичные гуляния возникли благодаря празднованиям в честь славянского бога земледелия и скотоводства Велеса. Они как раз приходились на конец февраля. В эти дни было принято готовить выпечку, молиться о богатом урожае, сохранности скота и семейном благополучии. Есть и более мрачная теория, согласно которой Масленица — это своеобразный поминальный обряд. Об этом говорят праздничные обычаи, характерные для тризны: посещение кладбищ, обильные застолья и кулачные бои. Перед началом весны нужно было вспоминать умерших и просить их о хорошем урожае. Согласно верованиям славян, они находились в другом мире и могли повлиять на плодородность почвы. Семирадский «Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году», 1884. Изображение: Wikimedia Commons Вне зависимости от теории очевидно, что этот праздник с древними корнями был очень любим в народе и отмечали его всегда широко.
Пословица «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи» довольно точно отражала отношение людей к торжеству. Как Масленица связана с христианством Ритуальное сжигание чучела, хороводы и обильные застолья остаются для многих главными атрибутами праздника. И всё это не имеет ничего общего с христианством. Участие православных в любых языческих гуляниях порицалось, а священников за такой проступок могли лишить сана.
Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Попова-Гамаюн Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней.
Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы вскоре начать тему свадеб. Даже кулачные бои и игры «стенка на стенку». Молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Чучело Масленицы, декорированное в стиле росписи Гжель. Медной Ну и конечно, для всех это выплеск накопившейся за зиму энергии и разрешение различных конфликтов между людьми, чтоб потом это не мешало и не портило жизнь. И мне очень нравится отдельный день, посвященный теме прощения. Как же это важно: не держать в душе обиды и злости. При прощении одаривали друг друга всякими сладкими «заедками» и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Масленичные гуляния. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России. Считалось, что как петух 10 раз прокукарекает, весну разбудит — так она к нам и явится! Именно с петухом на Масленицу было много игр и развлечений, таких как: петушиные бои и «Достань петуха» — устанавливали 7-метровый деревянный столб, на него привязывали петуха и красные сапоги, кто доставал, тот и забирал петуха и сапоги. Петух — символ рассвета, пробуждения, воскресения и бдительности. Петух — страж света. Сосновая доска, масло. Попова-Гамаюн Петуха издавна водружали на башни и дома, изображали над воротами и на наличниках как оберег и чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Петуха сравнивали с огнём.
Недаром говорят: «пустить красного петуха». Петух защищал от нечистой силы, сглаза и порчи. Своим криком он разгонял нечистую силу и отпугивал мертвецов во многих сказках. Крик петуха возвещает восход солнца, он как бы пробуждает к жизни светило, а, следовательно, возвращает на землю свет и тепло, без которых невозможна жизнь. Чучело Масленицы, декорированное в стиле хохломской росписи. Медной Ну а дальше, начинается магия весеннего равноденствия, приход Бога Ярилы — весеннего Солнца, начало нового времени. Вместе с Ярилой приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств и приток сил. Именно Ярила приводит к людям Лёлю , Богиню Весны.
Важнейший обычай понедельника — выпекание первого блинчика. Им угощали бедных, прося взамен помолиться за помин души всех умерших родственников. Вторник: Заигрыш Посвящался своеобразным «смотринам». Старшее поколение поощряло молодежь к встречам и общению с «дальним прицелом» на будущие браки. Для этого в гости звали родственников и друзей, накрывая богатый стол. Причем, если молодой человек и девушка нравились друг другу, а родители были не против брака, со свадьбой не тянули. В течение Великого поста венчания были запрещены, а после него, на Красную Горку, свадьбы игрались «массово». По улицам во вторник ходили ряженые, устраивались концерты «народной самодеятельности». Часто можно было наблюдать представления скоморохов, кукольные театры, дрессированных зверей и другие «чудеса дивные». Среда: Лакомка или Скоромная Среда В среду «святой обязанностью» зятя было зайти к теще «на блины». Причем шел он к матери жены не в одиночку, а прихватив с собой множество родственников, друзей. Их всех ей полагалось угощать, всячески демонстрируя зятю свое расположение. Причина такого поведения предельно проста: доброе отношение тещи к зятю в среду было надежной приметой, гарантирующей ее дочери благополучие в семье на весь будущий год. А также залогом доброго отношения к ней свекра и свекрови. Четверг: Разгуляй или Широкий Четверг Первый день массовых народных гуляний и традиционных развлечений. С четверга любые бытовые работы попадали под запрет. Жители города или деревни собирались на центральной площади, где уже работала ярмарка. Каждый мог найти развлечение себе по душе: состязания на силу, выносливость, ловкость; шуточные кулачные бои; «штурм» и «оборона» построенной из снега крепости; катания на санях, в повозках, на лошадях; игра в снежки; карусели, качели, ледяные горки; песни, танцы, хороводы у костров, прыжки через огонь. Разумеется, неотъемлемой частью таких гуляний были блины, другие разнообразные угощения, сладости, горячий чай и прочие напитки. Нередко их просто раздавали прохожим. Пятница: Тещины Вечерки Время для «ответного визита» теще к зятю. Причем они с тестем заранее должны были обеспечить «молодую семью» всем необходимым, отправив в их дом половник, сковороду, масло и муку. С утра теще напоминали о визите друзья зятя. За угощение в данном случае была «ответственна» ее дочь. Теща тоже шла в гости не в одиночестве, приводя с собой подруг, родственниц и «демонстрируя» им, как ее дочери повезло с супругом. Суббота: Золовкины Посиделки Время для своеобразного «девичника». Сестра мужа звала в гости его супругу и своих подруг. Жене ее брата тоже полагалось прийти с компанией. Причем, если золовка была замужем, она старалась привести с собой тоже замужних подруг, если наоборот — «холостых». Девушки общались, сплетничали и, разумеется, угощались блинами. Хорошей приметой для каждой из девушек считалось сделать остальным присутствующим небольшие символические подарки. Воскресенье: Проводы или Прощеное Воскресенье Кульминация всей праздничной недели, последний день перед Великим постом. В воскресенье обязательно нужно было попросить прощения у всех случайно а тем более — умышленно обиженных в течение года, урегулировать любые споры. Соответствующие службы чин прощения совершались в каждом храме.
Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины
Узнали, что празднуется Масленица целую неделю, каждому его дню народ дал особое название. Эта теория может подтверждаться тем, что символическому уничтожению кроме чучела Масленицы подвергается берёза на Русальной неделе, чучело Ярилы и Костромы. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. Суббота — золовкины посиделки, посвященные встрече с родственниками жены.
Масленица 2024 — что делают в неделю Масленицы — обычаи и традиции
А захватывающее театрализованное шоу «Широкая Масленица», подготовленное методистом сельского клуба, оставило неизгладимое впечатление у жителей и гостей села. История, традиции, неизвестные факты о Масленице, а также простой рецепт вкусных блинов | «Hoff Вдохновение». Празднуя Масленицу, соблюдают обычаи, посвященные будущему благополучию, избавлению от хворей и напастей. Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом.
Что такое Масленица и почему ее празднуют православные
Сейчас церковь вполне благожелательно относится к празднованию Масленицы, призывая только посвятить это время христианским делам и помыслам и не предаваться безудержному веселью. Ведь подготовительная неделя к Великому посту посвящена примирению с ближними и прощению обид. на эти и другие вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин. Считается, что праздник Масленицы возник как обряд поминания умершей Мораны (зимы-стужи). Общественная служба новостей узнала интересные факты о Масленице 2023. Для русской культуры неделя Масленицы — один из самых значимых событий.
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка.
Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться.
Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей. В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре. Пепел чучела закапывали на полях, чтобы там вырос хороший урожай. Со временем традиции потеряли языческое значение, хоть и сохранились до наших времен.
Например, сжигание чучела осталось символом проводов зимы и прихода весны, а не жертвой ради плодородия земель и хорошего урожая. Еще один атрибут Масленицы, который сохранился до наших дней — блины.
Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю».
Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы». Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя.
По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях.
Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого.
Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль.
Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда.
Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом.
По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную.
Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах.
В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти.
Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи.
Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в.
Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу.
Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности.
Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически.
При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи.
Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце.
Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас.
Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас.
В этот день было принято ходить на смотрины. Среда — Лакомка В среду — Лакомку — было принято открывать свой дом для гостей и угощать всех заглянувших на огонек блинами. Хозяйки обязательно накрывали богатый стол. Помимо блинов и пирогов на него ставили самовар с чаем, а также пиво, сбитень, медовые пряники и каленые орехи. Еще одной традицией среды на Масленой был визит к теще. Она угощала зятя блинами, стараясь ему угодить и задобрить. Этот день в старину считался одним из наилучших в году для налаживания отношений в семье.
Солнцев, «Кулачный бой», 1836 г. Фото: общественное достояние Четверг — Разгуляй Четверг наши предки называли Разгулом, Переломом, ведь это был самый разгар масленичных гуляний. Одним из основных его развлечений были «Кулачки». Речь идет о народной забаве — кулачных боях. Парни охотно принимали в них участие, чтобы продемонстрировать окружающим свою молодецкую удаль. Такие бои чаще всего происходили на льду. Участники шли стенка на стенку со свистом и криками. Били друг дружку в живот, лицо, грудь. После такой жестокой забавы многие оставались калеками.
Церковь неодобрительно относилась к этому масленичному развлечению, карала его участников отлучением. В старину Масленую считали праздником молодоженов, поэтому многие ее обряды и традиции были связаны с молодой семьей. Одним из обрядов, проводимых в этот день, были «Столбы». Пары молодоженов выстраивались на городской площади рядами. Новобрачные всенародно целовали друг друга, показывая люду, что между ними царят любовь и согласие.
Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом.
Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту.
Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен.
Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше. На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу. Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца.
А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Как появился праздник Масленица | Откуда берет начало празднование Масленицы. Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды. |
Что такое Масленица и как ее празднуют? | Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. |
Масленица — почему так называется? - Православный журнал «Фома» | Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. |
Масленица-2024: традиции в праздничную неделю | Масленичную неделю по-другому ещё называют Сырной или Мясопустной из-за особенностей праздничного рациона. |
Православные христиане встречают Масленицу
Считается, что праздник Масленицы возник как обряд поминания умершей Мораны (зимы-стужи). Масленица 2024: традиции, как отмечать, что можно и нельзя делать в праздничную неделю. Именно в него начиналась широкая Масленица: до конца недели работать было запрещено.
Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞
А. А.: Масленица – это неделя народных гуляний перед Великим постом. Когда-то давным-давно в языческой культуре в это время провожали зиму и встречали весну. Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом. Гуляния длились две недели – за неделю до Комоедицы и неделю после. Однако некоторые обряды Масленица позаимствовала у Власьева дня – коровьего праздника.