14.01.2023 Новости. 13 и 14 января 2022 года на Воскресенском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прошли торжественные богослужения. Богослужения были приурочены к празднику Обрезания Господня и дню памяти святителя Василия Великого. новости прихода. Святой равноапостольный великий князь Владимир принял в крещении имя Василий и возвёл в честь святителя Василия Великого несколько храмов (о них ниже). В один из святочных дней, 14 января, православные отмечают еще три праздника. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Великая суббота: Литургия святителя Василия Великого
Также а этот день празднуется память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (преставился в этот день в 379 году). Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Великий Князь Василий I Дмитриевич родился 30 декабря 1371 г. и был сыном Св. блгв. Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского и суздальской княжны Евдокии Дмитриевны. Новости | 28-07-2021. 28 июля, в день памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, в день Крещения Руси, в храме Святителя Луки архиепископа Симферопольского и Крымского в Зюзине, возведенного на месте строительства. Православные и языческие традиции тесно сплелись в культуре древних славян, поэтому день Василия Великого сначала отмечали в храме (этот день совпадает с другим значимым церковным праздником Обрезанием Господним), а после делали обряды, гадали и колядовали.
14 января — день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской
Престол нижнего храма Алексеевской церкви освящён в честь святителя Василия Великого. Возглавил богослужение митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт. На сугубой ектении были прочитаны прошения и вознесена молитва о русских воинах и победе Святой Руси. По запричастном стихе протоиерей Валерий Бунтеев произнёс проповедь.
Возглавил богослужение митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт. На сугубой ектении были прочитаны прошения и вознесена молитва о русских воинах и победе Святой Руси. По запричастном стихе протоиерей Валерий Бунтеев произнёс проповедь. По окончании богослужения было совершено молебное славление святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, после чего протодиакон возгласил многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу; главе Костромской митрополии митрополиту Костромскому и Нерехтскому Ферапонту; а также властям, воинству, народу Российскому и всем православным христианам.
Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. Посевание же проводили исключительно утром 1 января [15].
Рано утром дети, собравшись вместе, ходили до обедни по домам сеять из рукава, рукавицы или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали посевальную песню или приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина большуха старалась поймать разбрасываемое зерно фартуком. Все «засеянное» зерно собиралось и хранилось до посева — его добавляли в первую сеялку. На Васильев день готовили кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастье и благополучии наступающего года для семьи [14].
Служение Богу Первое поприще Василия — чтец церковных текстов и толкователь Священных книг. Он соблюдает аскетические практики, изучает труды видных теологов, отправляется в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где посещает монашеские обители. Этот опыт пригодится в будущем при составлении монашеского устава. По возвращении из путешествия, Василий раздает свое богатое имущество бедным, строит больницы и удаляется в пустынь на реке Ирис. Там с подвижниками создает монашескую общину. Он много читает и пишет несколько богословских трудов. В 34 года Василий Великий становится пресвитером и советником епископа, проповедует и занимается делам епархии. В 370 г. На этом посту остается до своей кончины. Умер святой 1 января по старому стилю 379 года.
Богослужение в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого
Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. 12 февраля православные верующие чтят память трех святых — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. 14 января Святая Православная Церковь отмечает Обрезание Господне, память святителя Василия Великого и новый год по Юлианскому календарю. В День памяти преподобного Серафима Вырицкого Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святого Василия Великого в Главном Храме Вооруженных Сил в парке «Патриот».
В день памяти святителя Василия Великого
Главная его заслуга — совместная с единомышленниками разработка догмата Святой Троицы и утверждение этого учения на собрании всех православных епископов. Святитель много сделал для введения монашества в лоно Церкви, написал много трудов, в которых обличал ересь. Его знаменитый труд — «Шестоднев». В нем в виде бесед приводится толкование библейского описания Божественного Мироздания. Василий Великий составил знаменитую литургию, которая служится только 10 раз в году по большим праздникам, в том числе 14 января в честь автора. Празднование День памяти святителя Василия Великого — большой праздник. Торжества начинались с вечера 13 января.
Накрывался богатый стол со щедрой кутьей и жареным поросенком, приглашали гостей, просили прощения за нанесенные обиды. Дети и молодежь ходили по подворьям с колядками и щедровками. Мальчики ходили по домам «засевать» хлебными зернами, которые затем хозяйки собирали и хранили до посева.
В конце I века среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство об обрезании стало важным свидетельством того, что Христос был истинно воплощенным.
На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого ввиду того, что этот праздник совпадает с днем памяти великого святого. В народном календаре вечер накануне Обрезания назывался «Васильевым».
Василий сформировал богослужебный чин Литургии. Кроме того, он известен тем, что написал огромное количество церковных книг и молитвенником. До самой кончины Василий Великий помогал бедным и нуждающимся, причем зачастую совершенно безвозмездно. Что нельзя делать в День Василия В этот день многие люди придерживались определенных правил: не ругались и не сквернословили; не давали и не брали деньги взаймы; не вспоминали старые обиды — особенно это касалось родственников. Именно 14 января считалось тяжким грехом совершать богопротивные деяния, а именно, проявлять гордыню.
В противном случае, согласно поверьям, можно было прожить почти всю жизнь в несчастьях.
Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. Множество обычаев было связано в народном воображении с Васильевыми вечерами. И теперь местами соблюдаются такие обычаи, как варка «Васильевой каши», засевание зерна или хождение по домам. Картина Александра Мицника После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом. Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева.
Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей. В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий! Иконы Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках. Святитель Василий Великий. Cербия Студеница. Из деисусного чина. Музей им.
Андрея Рублева Святитель Василий Великий. Изображение кисти Феофана Грека. В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» 2-я четверть XV в. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония 1347—1349 гг. Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, то есть «река учения».
Обрезание Господне. День памяти свт. Василия Великого
Воскрешение прав. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских 1347. Александра Орлова исп. Виленской и Виленской-Остробрамской икон Божией Матери. Тогда в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, — притом не во сне, а наяву и повелели установить общий день празднования их памяти: «Нет между нами ни первого, ни второго. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.
В июне 370 г. Василий Великий, будучи его преемником, при избрании на кафедру столкнулся с противлением, завистью и открытым противостоянием как со стороны нек-рых горожан, так и со стороны ряда епископов провинции.
Одним из противников избрания Василия Великого был его дядя еп. Григорий кафедра не известна. Григорий Богослов не упоминает о клевете и низости, сопровождавших выборы. Брат Василия Григорий впосл. Нисский , руководствуясь благими соображениями, прибег к распространению в пользу Василия подложных писем, что быстро раскрылось. Василий Великий крайне резко отнесся к поступку брата. Но вместе с тем он сам призывал в Кесарию своих сторонников, пренебрегая возможными неприятностями. К этому времени Василий Великий уже с достаточной ясностью заявил о себе как о приверженце социальных преобразований на основе христ.
Поддержку Василий получил со стороны авторитетных епископов М. Евсевий, еп. Самосатский, был одним из главных инициаторов избрания Василия на Кесарийскую кафедру Gribomont. Василия Великого поддержал также отец свт. Григория Богослова, еп. Назианза Григорий, несмотря на плохое состояние здоровья предпринявший путешествие в Кесарию для участия в избрании Василия, успеху к-рого недоставало одного голоса. С избранием Василия кесарийцев поздравил свт. Афанасий Великий.
Управление Церковью. Василий Великий принял кафедру митрополии Кесарии Каппадокийской в тяжелое для Православия на Востоке время. Церковь мучительно изживала кризис, связанный с арианством и др. В течение всей оставшейся жизни святителю приходилось выдерживать нападения не только еретиков, гл. Поводом для разногласий служили богословские споры, личная зависть к его славе и канонические нестроения, вызванные изменением границ епархий по разделении Каппадокии. Церковь переживала тяжелые гонения со стороны гос. Христиане терпели изгнания, конфискацию имущества, разного рода принуждения, поставления на кафедры сторонников лжеучения, казни священнослужителей в гавани г. Никомидия в 370 был сожжен корабль с 80 пресвитерами , осквернение алтарей.
Кесария находилась на пересечении главных дорог М. Азии, поэтому ее подчинение религ. Григорий Богослов приводит краткую апологию веры В. На требование Модеста покориться императору Василий Великий отвечал: «... Привычные средства принуждения - конфискация имущества, изгнание, пытки и смерть - оказывались в отношении святителя бездейственными, поскольку своим имуществом он считал волосяное рубище, служившее ему одеждой, и неск. Василий так характеризует христ. Определенное Василию изгнание было отменено благодаря тому, что святитель облегчил болезнь сыну имп. Император, удивленный твердостью Василия в исповедании веры, пораженный благолепием его богослужения на Рождество Христово 371 г.
Василий многократно заступался перед властями за друзей, родственников, странствующих, рабов, за большие и малые города, Церкви, клириков и монахов. В своем служении Василий Великий преследовал единственную цель - все обращать на пользу Церкви. С большой мудростью он сумел подчинить своей власти непокорных благодаря тому, что «все уступали его разуму, признавали его добродетель недоступной и единственным своим спасением полагали пребывание с ним и в подчинении у него». Влияние святителя распространилось на всю христ. Однако планы святителя созвать представительный церковный Собор для окончательной победы над арианством и савеллианством Ep. Общественное служение. По примеру своих родителей Василий Великий уделял большое внимание заботе о больных, путешествующих, а также нищих, обеспечивая их работой. На собственные средства и на пожертвования он основал и поддерживал богоугодное заведение, получившее название «Василиада» и действовавшее по крайней мере до VI в.
Оно включало больницу, возможно, также лепрозорий и странноприимный дом. Облик святителя. Василий Великий напоминал великих святых древности. Григорий Богослов говорит о бледности его лица, о бороде, к-рую носили либо философы, либо монахи, о необычной походке, о замедленной манере речи. Одежда, устройство кровати, пища - все носило у Василия Великого случайный характер. Эти особенности давали недоброжелателям повод для кривотолков об угрюмости его нрава, гордости и надменности. В ответ на обвинения свт. Григорий Богослов отмечает в Василии твердость характера, постоянство, мужество и в то же время осмотрительность, силу ума, дар учительства, указывает на его умение быть приятным собеседником, выговаривать, не задевая самолюбия.
Василий Великий не был связан браком, был нестяжателен, «бесплотен и почти бескровен». Болезнь, сопровождавшая его всю жизнь, росла вместе с ним и воспитывала его, часто служа к духовной пользе. О своем здоровом состоянии он говорил как о более тяжелом, чем у самых безнадежных больных, так что болезнь стала для него чем-то естественным. Анализ писем Василия Великого показывает, что он страдал хронической болезнью кишечника.
Первоначальное образование Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Примерно в 357 году Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь.
Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем ум. Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070—1909 годах известным архитектором А. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок. Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский Украина. Точная дата сооружения церкви неизвестна. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900—1901 гг. Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620—1621 годов. Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски».
Старый Новый год или день Василия Великого: что нельзя делать 14 января?
По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики докеты. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся Кол. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" Кол.
Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом. Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1-й На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче. Василий Великий родился около 330 года в Кесарии.
В семье святителя Василия к лику святых причислены мать Эмилия память 1 января по старому стилю , сестра Макрина память 19 июля , брат Григорий память 10 января. Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом память 25 января , а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.
В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках. Святитель Василий Великий. Cербия Студеница. Из деисусного чина. Музей им.
Андрея Рублева Святитель Василий Великий. Изображение кисти Феофана Грека. В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» 2-я четверть XV в. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония 1347—1349 гг.
Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, то есть «река учения». Савин Никифор Истомин. Государственная Третьяковская галерея, Москва В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов 225 листовых миниатюр отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. Русские памятники XVII в. Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого.
Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем ум. Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070—1909 годах известным архитектором А. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.
Василия Великого 14. Василия Великого На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками Быт. Господь, прежде чем получить в таинстве крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон — принимает обрезание. В этот день также совершается память одного из великих святителей и учителей Церкви — святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Престольный праздник в честь свт. Василия Великого встретил 14 января одноименный храм в городе Торжке. Божественную литургию совершил настоятель церкви протоиерей Вадим Капитонов.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Связанные статьи.
26 апреля 2024 года. Слово иг. Василия по окончании дней четыредесятницы
26 апреля 2024 года. Слово иг. Василия по окончании дней четыредесятницы | Как раз ко дню памяти святого Василия Великого мы приготовили для вас коллекцию живых открыток. |
Обрезание Господне. День памяти святителя Василия Великого 1/14 января / | Именно в этот день до революции отмечали новолетие. Немногие вспоминают также и о памяти святителя Василия Великого. |
День памяти святителя Василия Великого 2025 | Статьи про деятельность Свято-Успенского Святогорского монастыря։ проповеди, молитвы, церковные праздники, мысли и воспоминания о А. С. Пушкине. |
О монастыре | Ганина Яма | Очень скоро Василий Великий начал участвовать в догматических спорах, которые волновали регион и Восточную Церковь в целом. |
Обрезание Господне и день памяти святителя Василия Великого
Во времена иконоборчества в правление византийского императора Константина V Василий отказался подписать постановление Иерийского собора об уничтожении икон. Статьи про деятельность Свято-Успенского Святогорского монастыря։ проповеди, молитвы, церковные праздники, мысли и воспоминания о А. С. Пушкине. Также а этот день празднуется память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (преставился в этот день в 379 году). Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия.
День памяти святителя Василия Великого сегодня чтят православные христиане
Новости | 28-07-2021. 28 июля, в день памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, в день Крещения Руси, в храме Святителя Луки архиепископа Симферопольского и Крымского в Зюзине, возведенного на месте строительства. Сегодня мы вспоминаем святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, которому этот храм и посвящён. В один из святочных дней, 14 января, православные отмечают еще три праздника. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
14 января - Праздник Обрезания Господня и день памяти Святителя Василия Великого
Чтобы войти в общение с Богоизбранным народом, необходимо было совершить обрезание над родившимся мальчиком на восьмой день. Это Божественное установление праведный Иосиф и Марии исполняют, принеся своего родившегося Сына, для того, чтобы над ним первосвященник совершил это действие. По Божественной природе Богомладенцу Христу это было не нужно, но по человеческой природе — это было необходимо, чтобы не было разногласий, споров и осуждения со стороны иудеев. Со смирением Бог принимает то, чему надлежало совершиться и исполняет это установление. В богословском смысле это событие имеет очень важное значение.
Как говорят святые отцы, в том числе и свт. Василий Великий, человек совлекает с себя зависимость от страшного порока и греха — блуда. Человек, живущий и в наше время, и во времена Христа имел склонность к совершению этого странного греха — блудодеяния. В этом и есть смысл этого праздника — совлечь эту страшную похоть, которая влечет за собой смерть духовную.
С детства усвоенные понятия о Боге Василий пронес через всю жизнь, лишь «доводя [их] до возможного совершенства». Образование Согласно античной образовательной традиции, Василий должен был с 7 лет посещать начальную школу. Василий Старший, будучи известным ритором в Неокесарии, желал обеспечить своим детям получение хорошего светского образования наряду с духовным воспитанием. Под его руководством Василий Великий начал изучать первоначальный круг наук и упражняться в благочестии, преуспевая как в слове, так и в делах. Однако вследствии ранней смерти 1-я пол.
Василий отправился для поступления в училище в Кесарию Каппадокийскую, местную «митрополию наук». Здесь, вероятно, он познакомился с Григорием Богословом, ставшим впоследствии его близким другом. Для получения высшего образования Василий переехал в Константинополь, где провел 348-349 гг. Согласно свт. Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания.
Сам Василий Великий, обращаясь к Ливанию, писал: «Если мы у вас чему и научились, то это забылось со временем». Василий перебрался в «обитель наук» - Афины, где его ожидали с нетерпением, поскольку имя его уже было на слуху у многих образованных людей. Это замечание свт. Григория позволяет предположить, что еще в Кесарии вполне проявились способности Василия Великого выступать перед публикой и вести споры, так что всякий афинский учитель был бы рад иметь столь способного ученика. Григорий Богослов, который в это время также учился в Афинах, отмечает у молодого Василия твердость характера и точность речи, редкую проницательность ума.
Поначалу Василий Великий был разочарован, не найдя в Афинах того, ради чего приехал, называя этот город призрачным раем. В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование, Василий добивался исключительного успеха - в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что был неуязвимым перед искушенными. Помимо этого Василий Великий изучил не входившую в основные образовательные программы медицину, не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем. Более всего свт. Григорий выделяет успехи Василия в изучении этики, связанной с умением различать добро и зло, а также его умение ориентироваться в юридических делах, что было тогда необходимо епископу.
Василий и Григорий были руководимы одним призванием - быть и именоваться христианами. Обилие же в Афинах идолов и др. По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к... Их учителями в мирских науках называют знаменитых риторов Афин того времени: Имерия, родом из Вифинии, и христианина Проэресия из Кесарии Каппадокийской. В Афинах было принято обучаться у своих соотечественников, но Василий, будучи приписан к школе Проэресия, параллельно посещал занятия и у Имерия и др.
С некоторыми из соучеников по Афинам и К-полю Василий впосл. Среди них были Софроний, буд. Возможно, Василий Великий застал в Афинах буд. Юлиана Отступника, прибывшего туда в 355 г. Возвращение на родину, крещение Ок.
Поводом для этого послужила весть об учении и подвижнической жизни Евстафия, еп. Севастии в М. С 40-х гг. Евстафий Севастийский был главным проводником монашеского идеала в М. Армении, Понте и Пафлагонии; он оказал значительное влияние на семью Василия Великого.
Ирис, недалеко от ее слияния с р. Лик совр. Келькит в окрестностях маленького городка Ивора совр. Эрбаа с тем, чтобы жить сообразно аскетическому учению Евстафия. Несмотря на некоторую настороженность к Евстафию со стороны православных, отношение к нему семьи Василия оставалось дружеским вплоть до охлаждения в 372 г.
Позже В. По возвращении из Афин Василий не нашел Евстафия на родине: в это время тот был в Сирии. Василий не смог сразу же отправиться за Евстафием, возможно, как это следует из его письма, из-за болезни. Понт, он перебрался в Кесарию Каппадокийскую для преподавания риторики, а также для исполнения обязанностей адвоката в суде. Неокесария направляла к нему посольство с предложением возглавить в городе воспитание юношества, однако он остался в Кесарии, где преподавал длительное время.
О послеафинском периоде свт. Григорий Богослов пишет, что, вернувшись домой, Василий и он «несколько уступили миру и общественной жизни», «Василия... Григорий Нисский отмечает, что по приезде В. Возможно, свт. Григорий сознательно преувеличивает здесь роль сестры и не говорит о влиянии, какое имел на Василия Великого в этот период Евстафий Севастийский Maraval.
Ни Григорий Богослов, ни Григорий Нисский в жизнеописаниях Василия Великого вообще не упоминают Евстафия, что может объясняться позднейшим признанием учения Севастийского епископа еретическим и разрывом с ним Василия. К послеафинскому периоду относится крещение Василия Великого: в детстве, очевидно, он не был крещен. Будущий святитель писал о себе, что почти всю юность потратил на суетное уразумение мудрости. Принято считать, что Василий Великий был крещен в Кесарии в возрасте 27 лет, т.
Название появилось из-за того, что с указанного дня начинала прогреваться земля.
Кроме того, 25 апреля старались сходить в баню. Что нельзя делать 25 апреля Не рекомендуется проводить уборку в шкафу. Предки верили, что подобным можно было разозлить Домового. Не следует ходить в лес, так как медведи 25 апреля вылазят из своих берлог. Запрещено пить воду.
В 370 году, после смерти епископа Евсевия, святитель Василий был избран на Кесарийскую кафедру. И в новом статусе он продолжал борьбу с еретиками, себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими обращениями к пастве и посланиями. В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. За свою короткую жизнь он оставил нам множество богословских трудов. Святитель Василий Великий скончался в 379 году, в возрасте 49 лет. На погребение святого собрались не только христиане, но язычники и иудеи.
Прибыл проводить своего друга и святитель Григорий Богослов. Святая Церковь почтила святителя Василия наименованием великого и вселенского учителя.