Новости художник алексей боголюбов

Под влиянием Боголюбова работы европейских художников покупал в личное собрание и император Александр III.

Боголюбов А.П.

В 1860 году возвратился в Петербург, где за выполненные картины ему присвоено звание профессора. Создал Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников во Франции. Среди опекаемых им российских пенсионеров были И. Репин, В. Поленов, К. Савицкий, В.

Верещагин и др. Постоянный член правления Товарищества передвижных художественных выставок.

Впрочем, сегодня речь пойдёт не о московских особняках, чудом уцелевших в буре лихолетий, индустриализаций и реноваций, но о мастере, создавшем не только сей дивный пейзаж, но и множество других. Итак, Третьяковская галерея приглашает на экспозицию, посвящённую грядущему двухсотлетию со дня рождения художника и педагога, морского офицера и картографа Алексея Петровича Боголюбова 1824 — 1896. Нельзя сказать, чтоб его поминали так часто, как он того заслуживает. Работы Боголюбова, конечно, встречаются на сборных, тематических выставках, а потому хорошо известны зрителю, однако, пристальное и — персональное внимание уделено впервые. У Боголюбова — уникальная судьба. Во-первых, он — потомственный дворянин, что средь художников — редкость. Повелось, что русская литература — плод аристократической деятельности, тогда как живопись никогда не считалась годным приложением способностей, да и сам Боголюбов не сразу вышел на творческую стезю, предпочтя «нормальную» для патриция морскую службу.

Во-вторых, его матерью была Фёкла Радищева, дочь того бунтаря, что взбесил когда-то Екатерину Великую своим «Путешествием из Петербурга в Москву». Сам Боголюбов, равно, как и его старший брат, воспитывались в почтении к «запрещённому» дедушке - во времена Николая I радищевский опус был табуирован и распространялся в рукописном формате. Рано лишившись отца, Алёша поступил в Морской кадетский корпус, в коем учился исправно, мечтая о романтике моря. Хотя, обучение мало располагало к грёзам. Государь, видно, был сильно не в духе, обозвал мужиками-чучелами и отослал учиться фрунту и выправке обратно в Корпус, так что заместо того, чтобы надеть эполеты до праздника, нас всё Рождество учили гвардейские ефрейтора, и только 8 января 1841 года я сделался мичманом флота», - впоследствии напишет Боголюбов в своих мемуарах. Ещё, будучи кадетом, он баловался дружескими шаржами на товарищей и преподавателей, рисовал с натуры, даже приобрёл краски. Удачно служил на флоте, но был «как все», не выделяясь. А вот его зарисовки восторгали и сослуживцев, и профессионалов, на что указал ему принц Максимилиан Лейхтенбергский, муж царевны Марии Николаевны, старшей дочери Николая I. Тот иноземный королевич был ещё и главой Императорской Академии Художеств.

Можно ли не поверить человеку, разбиравшемуся в искусствах лучше иных профессоров? Так Боголюбов попал в Академию, где его муштровали не хуже, чем в Корпусе. Морскую форму-то снял, но морские и водные красоты не оставил. Первые его опыты, заслужившие похвалу — петербургские и ревельские пейзажи. В выставочных залах представлены многие из них, в частности, «Вид Смольного монастыря с Охты».

Работы Боголюбова из собрания ГА РФ исполнены в жанре карикатуры, составляют три альбома и до недавнего времени считались рисунками неизвестного художника.

При составлении каталога изобразительных материалов в фондах ГА РФ эти альбомы подробно изучались на предмет установления авторства. Оказалось, что некоторые листы имеют подписи: «A. Bogolubof» и «AB». В ряде случаев художником указана дата и место исполнения рисунка. Большинство работ не подписаны, но общая стилистика, цветовая гамма, характерные приемы изображения частей тела, одежды позволяют определить их автора. Кроме того, рисунки каждого альбома объединены одной темой и общим кругом изображенных лиц, так что фактически являются серией иллюстраций к конкретным событиям.

Во всех трех альбомах изображена одна и та же компания друзей, а именно — лица из окружения цесаревича Александра Александровича. В ближний круг наследника входил и сам Боголюбов, на многих работах он присутствует среди изображенных. Знакомство художника с великим князем Александром Александровичем состоялось в 1863 г. Боголюбов был приглашен в поездку по России с наследником престола цесаревичем Николаем Александровичем. Во время представления цесаревичу участников вояжа тот познакомил Боголюбова со своим братом, великим князем Александром Александровичем. Так началась их дружба, которая продолжилась, когда Александр Александрович сам стал цесаревичем, а затем и императором.

При поддержке Президентского Фонда культурных инициатив разработана масштабная кросс-культурная программа «Год А. Боголюбова», которая включает проведение художественно-музыкального фестиваля, концертов, творческих лабораторий-пленэров с последующей экспозицией в онлайн галерее проекта, издание и презентацию первой художественно-биографический книги «Алексей Боголюбов», съемку и премьерный показ документального фильма «Большое путешествие художника Алексея Боголюбова», организацию выставочного проекта «под открытым небом» «А. Организаторами «Года А. Боголюбова» выступают Московская городская библиотека искусств им. Боголюбова, Ассоциация экспертов в сфере международного, делового и культурного сотрудничества «Публичная дипломатия», Российское историческое общество, Библиотеки-читальня им.

Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск)

Боголюбов, ставший художником Главного морского штаба, воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. Алексей Петрович Боголюбов – «моряк-художник», был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком. биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве.

Выставка "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения"

После открытия музея Боголюбов с еще большей энергией продолжает заботиться о музее и пополнении его коллекции, а также об открытии рисовальной школы при нем. Здесь Боголюбов сталкивается с еще большей косностью "отцов города". Он так и не дождался открытия школы, которое состоялось в феврале 1897 года, спустя три месяца после смерти Боголюбова. Школа носила в честь его название - "Боголюбовское рисовальное училище". Боголюбов завещал любимому своему детищу - музею и рисовальной школе - все свое имущество и капитал в сумме двухсот тысяч рублей. Прогрессивные устремления Боголюбова, преданность его русской культуре определили и общественную позицию Боголюбова во Франции, где он прожил четверть века. Парижский период его жизни начинается с 1873 года. Вынужденный покинуть родину из-за серьезной болезни сердца, художник оставался за границей до конца своих дней. Но почти каждое лето Боголюбов приезжал в Россию.

Он сохранил верность родине и жил интересами русского искусства. В парижской мастерской Боголюбова постоянно собирались русские художники. Русские художники также постоянно бывали у генерала Татищева и в доме знаменитой певицы Полины Виардо, где слушали превосходную музыку и лучших европейских музыкантов. Боголюбов вспоминает, что там он познакомился с Сен-Сансом, Золя и многими другими представителями французской культуры. Бывали тут и литературные утра, - продолжает он, - организованные И. Тургеневым для усиления средств русской учащейся в Париже молодежи, которую он поддерживал, не зная отказа". Сейчас собрали картины, рисунки для лотереи, которую здесь же разыграли... Связь Боголюбова с передовым русским искусством не нарушалась и тогда, когда он жил во Франции.

Руководимый им русский художественный кружок в Париже не только объединял художников, живших вдали от родины, но и создавал им условия для работы. Предоставляя же приют и помощь молодым художникам, которым Академия отказывала в своем покровительстве, русский художественный кружок тем самым противостоял реакционной Академии и способствовал развитию национального искусства. Когда И. Репин за границей в 1874 году остался без денег, Боголюбов устраивает ему выгодный заказ, и молодой художник может снова приняться за картину "Садко". Через посредство Боголюбова очень часто получали выгодные заказы Крамской, Савицкий, Поленов и другие. Цены на эти заказы обычно устанавливал сам Боголюбов, выговаривая при этом возможно более выгодные условия для художников. В 1874 году целая плеяда молодых русских художников, пенсионеров Академии художеств, в числе которых были Репин, Поленов, Харламов, Савицкий, Верещагин, Антокольский, Беггров и другие, находит себе приют в Париже у жившего там Боголюбова. Живя во Франции, Боголюбов, как всегда, много" и плодотворно работает.

О его пейзажной манере этой поры, кроме упомянутых видов Вёля, дают представление десятки этюдов, хранящихся в Саратовском музее. Один за другим он создает их в живописных уголках Нормандии, Голландии, Швейцарии, Италии. Раньше пейзажи Боголюбова изобиловали деталями - теперь он стремится к обобщенности форм, передает через образы природы свои мысли и чувства, достигает большой выразительности в очень небольших по размеру полотнах. Это придает живым наброскам с натуры характер этюдов-картин. Воздух окутывает густую зелень, тугие мачты и паруса. На поверхность воды ложатся отражения с бесконечным разнообразием цветовых оттенков. Близкие по технике исполнения то к барбизонской, то к импрессионистической манере письма, этюды Боголюбова, тем не менее, очень непосредственны и несут на себе печать его индивидуального живописного почерка. Но даже в эти годы, работая по преимуществу над пейзажем, он все же возвращается к изображению баталий и видовых перспектив В 1877 году Боголюбов едет на театр военных действий и тогда же заканчивает работу над картинами "Взрыв турецкого монитора" и "Высадка в Мачин корпуса генерала Циммермана".

Полотно "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае" закончено позднее - в 1881 году. А в конце 70-х-начале 80-х годов Боголюбов создает целый ряд панорамических видов - "Нижний Новгород", "Москва с Хамовнической набережной", "Голицынская больница", "Москва, Волхонка" и др. По сравнению с ранними перспективами они более живописны и сочетают в себе традиции перспективного видового пейзажа, унаследованные художником от Академии, с реалистическими началами его пейзажной живописи с натуры. Живописное дарование Боголюбова наиболее полно раскрылось в пейзажах 80-х годов. Этюд "Ферма в Шамбодуане", передающий прелесть и обаяние ранней осени, и пейзаж осеннего Шевенингена, написанный в сдержанной серебристой гамме, можно назвать шедеврами Боголюбова. Если в его этюдах 70-х годов цвет играл едва ли не самодовлеющую роль, то теперь - это один из пластических элементов, помогающих художнику выразить свои чувства через образ и состояние взволновавшей его природы. Уже в 60-70-е годы современники считали Боголюбова художником, великолепно усвоившим современную европейскую технику живописи и "сочинительство" пейзажа. Но и тогда среди его работ более всего отмечали своеобразно-неповторимые маленькие этюды.

Именно в них, и особенно в последний период творчества, в полной мере развернулось реалистическое дарование Боголюбова. Заметим, что во французском искусстве в эти годы ясно наметились тенденции субъективного истолкования действительности. Но Боголюбов остался верен реалистической правде до конца жизни. Даже незадолго до смерти он пишет жизнерадостные, оптимистические пейзажи, покоряющие мягкой лирикой и глубиной содержания. Совсем маленький этюд сохраняет прелесть живого восприятия природы и вместе с тем несет в себе значительность законченного произведения; в этом - одна из отличительных черт пейзажей Боголюбова, которая ставит его на особое место в истории русского пейзажа XIX века. Совершенно по-новому Боголюбов изображает в своих последних полотнах море. Картина "Прибой в Ментоне" Центральный военно-морской музей полна суровой правды и совсем лишена эффектных деталей, присущих маринам Айвазовского и Судковского. Грозовое небо затянуто золотящимися по краям тяжелыми, мрачными тучами.

Море, отражая последние лучи солнца, сверкает и пенится, подкатываясь к отлогому берегу. На горизонте - едва различимый силуэт одинокой накренившейся мачты. Сопоставление двух могучих стихий - мрачного грозового неба и растревоженного моря - исполнено глубокого драматизма. Не менее значительны и интересны, чем картины и этюды Боголюбова, его рисунки. Это самостоятельная, значительная область в творчестве художника, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что только в собраниях Русского музея в Ленинграде и Саратовского художественного музея хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, они далеко не все равноценны. Виртуозность и мастерство, присущие рисункам Боголюбова, пришли к художнику не сразу. Они явились в результате упорной работы в течение десятилетии, благодаря тому что Боголюбов почти не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения, воспоминания или мысли на всем, что оказывалось у него под рукой: будь то визитная карточка или каталог последней выставки, тетрадь или миниатюрный блокнот.

Наряду с путевыми случайными набросками художник создал целый ряд крупных станковых рисунков, к которым он приходил через многочисленные эскизы и наброски. Таковы его "Взрыв монитора", "Дело Шестакова и Дубасова", "Буря", "Крушение судна", а также блестящие отмывки тушью, как "Шевенинген" в Третьяковской галерее, "Венеция", "Барбизон" и другие в собраниях Саранского художественного музея. Кроме этого, Боголюбов много работал над литографией, офортом и росписью фарфора, а также исполнял работы по стенной живописи. Последователь академических правил в своей видовой перспективной живописи даже последних лет, создатель документально точной истории русского военного флота, Боголюбов еще в молодые годы испытал влияние французской и немецкой школ пейзажной живописи. Работая в одном жанре, даже в зрелые годы, он следовал канонам; в другом - пейзажном - выступал как новатор. Эти стороны творчества, совмещаясь на протяжении всей его жизни, имели между собой мало общего. Федоров-Давыдов, - одного, связанного с традициями Академии художеств, и другого - с реализмом и пленэром, заставляет сопоставить его творчество в какой-то мере с такой же двойственностью искусства В. Подобное сосуществование различных интересов встречается в творчестве и некоторых других русских художников.

Кроме А. Боголюбова и В. Поленова к ним в первую очередь, очевидно, следует отнести И.

Боголюбов — автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн середины — второй половины XIX века. Надо отдать должное художнику — эти серии остаются непревзойдёнными по своей исторической достоверности и точности в изображении оснастки судов и показа сражений. Далее иллюстрации к запискам моряка-художника А. Боголюбова: «Не видел я никогда Москвы. Я туда поехал на свидание с моим родным братом и другом Н. Боголюбовым, тогда рязанским помещиком… наговорившись досыта, пошли мы с ним бродить по белокаменной. Не думал я никогда, что этот православный город так на меня подействует! Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье — всё это было так чудно, так оригинально! Вид Москвы от дома Хлудова. Музей Москвы. Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. ГМИИ им. Голицынская больница в Москве. Вариант-повторение 1879 года. Из записок моряка-художника А. Боголюбова: «В Москве мы порешили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге «Самолёт» Б. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге и от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я — иллюстрацию. Выговорили себе при этом право взять с собой своих жён и в половине мая поплыли и даже могли припевать «Вниз по матушке по Волге», ибо путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком, и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своем Отечестве… Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал — ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными Воротами и, наконец, Саксонская Швейцария! Какая это мелочь, и сколько этакого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нём. Настанет время, и нас узнают! Ипатьевский монастырь близ Костромы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд. Нижегородский государственный художественный музей. Вид Нижнего Новгорода.

К 200-летию со дня рождения» будет открыта с 15 сентября по 21 января 2024 года. Последние обновления:.

Боголюбовым Морскому музею в подлинном обрамлении. Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого представил публике масштабную временную выставку «Посвящение. Открытие выставки состоялось 1 февраля 2024 г. Алексей Боголюбов сформировал русскую школу маринистики. Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого является обладателем одной из крупнейших коллекций произведений художника. Но с привлечением к созданию выставки Государственного русского музея, Российского государственного архива военно-морского флота и Государственного музея-заповедника «Гатчина» она, несомненно, станет событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Эту мысль особо подчеркнул в ходе церемонии открытия выставки директор Морского музея Руслан Нехай, выразив твердую уверенность, что выставка «Посвящение» станет истинной «жемчужиной» среди выставочных проектов ЦВММ 2024 года. Боголюбова в Морском корпусе.

Императорский живописец «два в одном»: путешествия Алексея Боголюбова

В 2024 году исполнится 200 лет со дня его рождения. Среди русских художников XIX века его выделяют как самого европейского пейзажиста. Боголюбов писал самые разные пейзажи — от морских видов и батальных сцен до городских и природных ландшафтов. В экспозицию вошли этюды, которые художник создавал на пленэрах в России и Европе.

Это позволяло Боголюбову считать себя саратовцем по роду. Когда в силу обстоятельств художник лишился сына, а потом овдовел, родился замысел оставить о себе память: открыть в Саратове музей и рисовальную школу. Намерения были осуществлены, хотя Боголюбову пришлось преодолеть немало бюрократических препятствий, поскольку в России не было опыта создания публичных музеев ни в столицах, ни в провинции.

В частности, он основал Художественный музей имени Радищева в Саратове, способствовал организации во Франции общества помощи русским художникам, основал рисовальное училище, создал атлас берегов Каспийского и Балтийского морей, Финского залива и многое другое.

За большой вклад в живопись был удостоен звания академика и профессора живописи. В 1873 году из-за серьезных проблем с сердцем Боголюбов переехал в Париж, где и находился до самой смерти в 1896 году. Но до конца дней он продолжал жить интересами русского искусства и регулярно приезжал на родину. Творчество художника Атласы и картины морских баталий Многочисленные путешествия постоянно вдохновляли впечатлительного Боголюбова на создание все новых и новых сцен. Особый интерес у него вызывала батальная живопись. Одной из первых картин этого жанра стало полотно «Афонское сражение 19 июля 1807 года». Холст «Афонское сражение 19 июля 1807 года».

После разразившейся в 1853 году Крымской войны художник выпустил альбом, в котором живописно рассказал зрителям о подвигах Черноморского флота. Тогда же он получил царский заказ на создание масштабных полотен об истории Крымской войны, а затем и на баталии времен Петра I. Работая над историческими военными сюжетами, мастер всегда скрупулезно выписывал все детали кораблей, не позволяя ошибок и преувеличений. В этом смысле он превосходил художника-мариниста Айвазовского, но уступал ему в плане красочности и импровизации. Хотя Боголюбов не достиг такой же известности, как Айвазовский, его батально-исторические произведения считаются одними из лучших во второй половине 19-го века. К числу его известных батальных картин относятся: «Гангутский бой», «Гренгамское сражение», «Синопский бой 18 ноября 1853 года» и многие другие. Алексей Боголюбов.

Не меньшее значение имеет и работа художника над созданием атласов берегов морей и заливов, которую он проводил совместно с гидрографом Ивашенцевым, с капитанами Кроуном и Баженовым. Пейзажи Пейзажи Боголюбова во многом противоположны его батальной живописи. Скрупулезно прописанные батальные и видовые сцены с многочисленными колоннами, мачтами, парусами здесь уступили место чувственности, тонкому ощущению природы. Если для первых пейзажей художника характерна большая детализация, то постепенно он перешел к более общим формам и достиг высочайшей выразительности.

Марина Гусева, посетительница выставки: «Меня удивила тщательная проработка всех деталей и перспектива, как он умеет намечать, как он кладёт мазки, чтобы подчеркнуть тот или иной элемент дома, например, или церкви». Работы выполнены в разных техниках, в основном используя графитный карандаш и акварель. Рассматривая их, главное — не торопиться, чтобы увидеть нюансы исполнения, технические особенности, ну и найти для себя интересные сюжеты.

Алексей Гузанов, главный хранитель музея-заповедника «Павловск»: «Графика — это такой материал, который безумно интересный, но который показывать и экспонировать больше 2-х месяцев нельзя из соображения сохранности предметов». Боголюбов — мастер своего дела. Он с большой правдивостью изображал российские города, быт и памятники, многие из которых сегодня сильно изменились.

Сквер возле музея в Саратове назовут в честь художника Алексея Боголюбова

изучение творчества А.П. Боголюбова, художников его круга в историческом и культурном контексте XIX-XXI вв.; интерпретация просветительских идей А.П. Боголюбова и его современников в условиях современного мира. Алексей Боголюбов скончался в 1896 году во Франции, но захоронен в Санкт-Петербурге – том городе, что был сотворён, дабы стоять на море, грозить Западу и одновременно – удивлять всех роскошествами дворцов. К 200-летию Алексея Боголюбова – художника, просветителя, мецената. Биография и творчество художника Алексея Петровича Боголюбова. в Омске открывается выставка художника Алексея Боголюбова.

Коллекцию графических работ Алексея Боголюбова впервые представили в Музее ИЗО Карелии

Фотография с творческого занятия «Морская служба художника Алексея Петровича Боголюбова», проведенного сотрудниками Музея морского флота в Книжной гостиной Новой Третьяковки. не только художник-маринист, но и автор масштабных батальных картин, которые посвящены сражениям русского военно-морского флота. художника, просветителя, мецената, общественного деятеля, основателя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий