В начале 1973 года был написан сценарий. Назывался он «Чучело». Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. В книгу вошла известная повесть Владимира Железникова "Чучело", рекомендованная к прочтению в 5—6 классах. Сценарий по мотивам пьесы В. Железникова «Чучело» написан Э.П. Кузнецовой, спектакль поставлен режиссером Д.Н. Барсуковой.
Курсы валюты:
- Ушел из жизни автор, написавший «Чучело»
- Павел Санаев — Васильев
- "Звезды советского экрана": "Чучело"
- Евангельские мотивы в фильме Ролана Быкова
- Смерть, эмиграция и никакого кино. Судьбы детей-актеров из «Чучела» | Аргументы и Факты
Эдуард Веркин
- История создания
- Скончался автор повести "Чучело" Владимир Железников - ТАСС
- Чучело писателя: Эдуард Веркин придумал русскую провинцию с английским акцентом | Статьи | Известия
- Отзывы, вопросы и статьи
- Характеристики
- В казанском ТЮЗе поставили историю на тему легендарного фильма "Чучело"
Владимир Железников «Чучело»
По её словам, создатель любимого многими персонажа Чучело-Мяучело страдал от проблем с сердцем. Сегодня «Чучело» и его литературная основа — одноименная повесть 1981 года Владимира Железникова — важны не меньше прежнего, как и их герои, застанные врасплох неудобными жизненными вопросами. Владимир Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году.
Первая книга Влаимира Железникова «Разноцветная история» вышла в 1960 году.
- Что еще почитать
- Первая книга Влаимира Железникова «Разноцветная история» вышла в 1960 году.
- «Чучело» Владимира Железникова: факты о книге и фильме | Книги. Издательство АСТ | Дзен
- Чучело история создания книги
- В казанском ТЮЗе поставили историю на тему легендарного фильма "Чучело" - Российская газета
- Владимир Железников: писатель и сценарист. Повесть "Чучело"
Владимир Железников «Чучело»
Владимир Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году — и впервые поднял в отечественной детской литературе проблему школьной травли (буллинга). В платье Лены нарядили чучело, повесили табличку с надписью «чучело — предатель» и подожгли. В начале 1973 года был написан сценарий. Назывался он «Чучело». Его первая книга "Разноцветная история" вышла в 1960-м году, тогда же Железников выступил как кинодраматург, написав сценарий фильма "Серебряные трубы".
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме
О подробностях трагедии рассказала директор издательства "Детское время" Алла Насонова. Его искали все, жена не могла дозвониться. Написала мне. Я тоже стала ему звонить.
У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей». А Лохматый, давясь от смеха, спросил: «Ты чья такая? Грустный, лирический и жестокий рассказ о доброй, искренней девочке, прозванной одноклассниками «Чучелом». В 1983 году по этой книге Ролан Быков снял художественный фильм с Кристиной Орбакайте в главной роли.
Я тебе одолжу!.. И всем одолжу, у кого нет… — Голос у Димки звучал звонко. Это по-нашему! И Ленка тоже восторженно захохотала: ей понравилось, что Димка такой находчивый. А он уже командовал, чтобы выходили из класса по двое.
И первый рванулся к двери. За ним — Ленка. Она даже кого-то оттолкнула, чтобы не отстать от Димки. И тут им в спину ударил резкий голос Мироновой: — А я в кино не пойду! Все как-то сразу приумолкли; никто не решался поднять руку на Миронову. А Димка вдруг рассмеялся, и Ленка следом за ним, хотя и не знала, чего он смеялся. И многие другие рассмеялись, с надеждой глядя на Димку. Не зря же он смеялся. Значит, нашел выход из положения.
Ленка испуганно взглянула на Николая Николаевича. Она каждый раз так испуганно смотрела на него, когда искала помощи и поддержки, когда вспоминала что-нибудь такое, что теперь ей казалось ужасным. Робкий быстрый взгляд ее беспокойных глаз говорил Николаю Николаевичу: какая же я глупая, никчемная и жалкая… На лице Ленки опять жила ни на что не похожая, только ей одной данная, только от нее одной исходящая улыбка, Ленкина улыбка, которая сейчас просила за все прощения. А тем временем события приобретали несколько иной разворот, чем об этом знала Ленка. Дело в том, что Шмакова и Попов не пошли вместе со всеми в кино, а остались в классе. Они притаились за шкафом с приборами, а когда все убежали, вышли из укрытия. И еще на учительском столе стояла копилка, забытая Димкой. Шмакова, пританцовывая, ходила между партами — у нее было хорошее настроение. А Попов, как обычно, смотрел на нее во все глаза.
Если бы у меня было столько монет, я купила бы себе колечко. Попов смутился, но не ответил. Попова бросило в жар. Шмакова ориентировалась сразу. Попов втиснулся рядом с нею. В класс вошла Маргарита Ивановна, удивленно посмотрела на доску — от ее объявления осталась только подпись, две буквы: «М. Она медленно стерла их. Прихрамывая, я заковыляла к школе. Кто-то рассмеялся мне вслед — так я ковыляла, а мне было стыдно своей неловкости, и поэтому я тоже рассмеялась и захромала еще сильнее, чтобы посмешить всех.
Когда я проходила мимо физического кабинета, то услышала голоса Маргариты Ивановны и Димки и в ужасе остановилась. Значит, Димка попался. А Димка ей в ответ, что и он не любит, когда врут. Так, кажется, вы это называете? Она его стыдила-стыдила, ругала-ругала… Сначала, что мы жалкие людишки. Потом — неблагородные и неблагодарные. И не понимаем хорошего отношения и человеческого участия. Перед самым отъездом… Обидно… Так обидно!.. Прямо нож в спину!
Ну никак не ожидала… А у самой голос дрожал. Мне ее жалко стало. У нее праздник — свадьба, а мы ей нож в спину. А потом у нее голос окреп. Не знаю, чем он ее добил. Может быть, презрительной усмешкой уголком рта — у него такая усмешка. В общем, она его ругала, а он терпел до тех пор, пока она не назвала его трусом. Он ведь не был трусом. Ты же помнишь, как он у Вальки отбивал собак, как дрался с его старшим братом, с Петькой.
Про Димку в школе легенды рассказывали. Он вытащил из горящего сарая кошку только потому, что маленькая девочка плакала — это была ее кошка. Все ее успокаивали, а в сарай, конечно, никто не лез… Представляешь, как он возмутился! Он кошек из огня вытаскивал, хотя их вовсе и не любил, но вытаскивал! А она ему: «Трус, жалкий, презренный трус! А она ему: «Жалкий, презренный трус! Наотмашь — хлоп! И звон-н-н по всему классу. Я стояла за дверью, а схватилась за щеку, будто мне отвесили пощечину.
Николай Николаевич увидел, как Ленка схватилась за щеку, будто все это с Димкой произошло только что, сию минуту, и он не выдержал: — Да я знаю, знаю, что было дальше! Тебе стало жалко Маргариту. Я тебя насквозь вижу — ты же благородная душа, ты вскочила в класс и все ей выложила!.. Слова срывались с ее торопливых губ: — Когда Димка все сказал Маргарите, она отпала. По-моему, забыла и про свою свадьбу, и про жениха. Ни слова не ответила и выскочила из класса. Я заранее спряталась от нее. Ее каблуки щелкали по пустому коридору, как одинокие выстрелы.
Железников услышал подобную историю от своей племянницы, происшедшую в её жизни. В реальности такие события происходили с девочкой в течение полугода, тогда как в повести нам представлены всего несколько дней из жизни Лены Бессольцевой. Первоначально Железняковым была создана пьеса «Бойкот», что послужила основой для создания будущего произведения «Чучело». Жанр и направление Жанр книги «Чучело» — повесть, ведь она слишком велика для рассказа и слишком коротка для романа. Жанровая направленность повести «Чучело» — это бытовая проза, в которой отображена драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувствие юных созданий. Она была характерна для того периода развития советской литературы. Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы. Композиция и конфликт Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия — знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой. Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт. Смысл названия В названии повести «Чучело» автор передаёт отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми , но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком. Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли. Смысл заглавия повести «Чучело» показывает, кем в глазах большинства нередко оказывается тот, кто оказался лучше и чище, тот, кто находит в себе силу отличаться и поступать благородно. Суть: о чём повесть? В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом. В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью. Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость — на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку — помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки. В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет. С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это. Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление — изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене. Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города. Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу — она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников. Позже дедушка Лены также принимает решение — отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника. Характеристики героев. Главные герои Лена Бессольцева Девочка-подросток, худенькая, угловатая, улыбчивая. Её искренность, прямота никак не вписывается в общую компанию одноклассников, поэтому они смеются над Леной, издеваются над ней. У Лены сильный характер и стойкие принципы.
14 сентября 1984 года официальная премьера фильма Ролана Быкова «Чучело»
Съемки фильма проходили в городах Калинин так с 1931 по 1990 годы называлась Тверь и Торжок Калининской ныне Тверской области с октября 1982 по весну 1983 года. Возможно, выбор Калинина как места проведения съемок в какой-то степени был обусловлен желанием Юрия Владимировича Никулина. Именно в Калинине в 1951 году состоялся дебют дуэта Юрий Никулин - Михаил Шуйдин как самостоятельных цирковых артистов, а не как ассистентов знаменитого советского клоуна Карандаша. И именно в Калинине в 1981 году Юрий Никулин завершил свою цирковую карьеру. Кстати, и роль в фильме "Чучело" стала последней крупной ролью Юрия Никулина в полнометражном художественном кинофильме. Так же, как постановка этого фильма стала последней работой Ролана Быкова как режиссёра полнометражного художественного кинофильма. Несмотря на то, что картина была завершена весной 1983 года, на экраны кинотеатров она вышла только через полтора года после окончания съемок. Причина задержки - довольно массовый протест со стороны руководства учительских ассоциаций и некоторых партийных функционеров. Главное их возражение против фильма - что советские дети не могут быть такими жестокими.
То, что фильм "Чучело" был положен на полку и признан чуть ли не диссидентским, сыграло определённую положительную роль: он заинтересовал кинопрокатчиков в западных странах, в частности, в США. Об этом свидетельствует наличие рецензий профессиональных кинокритиков на этот фильм. Например, кинообозреватель одной из влиятельнейших американских газет The Washington Post Дессон Хау назвал фильм "политическим приговором коллективизму". Но, характеризуя художественные особенности картины, назвал её "утомительной историей, слишком озабоченной смыслом и символизмом, повествовательная структура которой... Но на тех фестивалях, где он всё-таки участвовал, удостаивался высших призов: на международном кинофестивале на Фарерских островах Исландия Кристина Орбакайте получила премию как Лучшая актриса, а на фестивале во французском Лионе фильм завоевал Гран-при. На родине, в СССР фильм получил Государственную премию, но только после начала перестройки, в 1986 году. Российские кинокритики оценили фильм на порядок выше, чем американские. Так, один из наиболее авторитетных критиков Евгений Нефёдов отметил в своей рецензии: "Картина исключительно точна и достоверна в раскрытии социально-психологических аспектов подросткового поведения, исследуя законы взаимоотношений внутри отдельно взятого класса обычной средней школы безымянного провинциального городка.
Законы сложившегося коллектива, в острые моменты деградирующего до стаи, где диктуют звериные инстинкты.... Новаторский хотя почти уэллсовское формальное мастерство намеренно не выставляется напоказ фильм воспринимается настоящей галереей нравов, устремлений и интересов советских граждан периода кульминации «застоя». Эпохи, видевшейся по-осеннему сумрачной, бесцветной и унылой, отмеченной тягостным разрывом между официальной и бытовой составляющими действительности, двойственность и отчуждённость которой на поверхностном уровне проявлялась в едва заметной... Как было отмечено выше, фильм вышел на экраны после полуторагодового лежания на полке. Но и выпущен он был весьма скромным тиражом - 594 копии. И тем не менее собрал за первый год почти 24 миллиона кинозрителей. Для сравнения: вышедший 4-мя месяцами позднее кинохит Владимира Меньшова "Любовь и голуби" при тираже 1155 копий собрал у экранов в кинотеатрах 44,5 миллиона кинозрителей. То есть, в расчете на одну копию популярность "Чучела" была выше, чем у "Любви и голубей".
А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча.
Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней.
Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем».
И подпись: «Целую, Ирина». Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине.
Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся.
Подростки обвиняют друг друга и взрослых и… ненавидят. Первое, чему они научились, перестав быть детьми, - это ненависть. Почему так получается, кто виноват и виноват ли кто-то?
Автор одноименной повести Владимир Железников взял острый и жестокий сюжет «Чучела» из жизни собственной семьи — подобная история произошла с внучкой писателя. Тяжелый, серьезный, суровый, фильм все-таки не оставляет ощущения безысходности, не вгоняет зрителя в тоску, а скорее заставляет задуматься над теми проблемами, с которыми хотя бы раз в жизни сталкивается любой человек. Актерский состав Интересно, что все дети, сыгравшие в этом фильме, вспоминают время работы над ним как чрезвычайно веселое, хотя съемки сопровождались множеством проблем и происшествий. Проблемы начались еще с подбора актеров. Творческая группа отсматривала тысячи мальчиков и девочек на главные и второстепенные роли, привлекались как самые обычные школьники, так и дети актерской среды — Филипп Янковский, Мария Миронова, Таня Проценко, сыгравшая на тот момент Мальвину в фильме Буратино, Яна Поплавская и многие другие. Актрису на главную роль режиссер выбирал почти из 17 тысяч девочек Советского Союза. И Кристина Орбакайте первоначально пробы не прошла.
Аудиокнига Чучело
Все мы немного чучело — публикации и статьи журнала STORY | Об этом рассказывает Павел Санаев (в фильме он сыграл роль Васильева), позднее написавший книгу, стоящую в том же ряду, что и «Чучело». |
Аудиокнига Чучело | Слушать аудиокнигу про Чучело (так прозвали Лену дети) лучше детям среднего и старшего школьного возраста. |
Краткое содержание повести "Чучело" Железникова (3 варианта)
Читать онлайн книгу «Чучело» автора Владимира Железникова полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. Сценарий «Чучела» был создан за 10 лет до этого Владимиром Железниковым. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Чучело от автора Владимир Железников (ISBN: 978-5-17-090820-2) по низкой цене.
«Чучело» всепрощающее
В книгу вошла известная повесть Владимира Железникова "Чучело", рекомендованная к прочтению в 5—6 классах. 40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм. 40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм.
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме
Он только недавно отметил свой 90-летний юбилей. Союз кинематографистов РФ намерен ходатайствовать о том, чтобы писателя похоронили на Троекуровском кладбище. Там также отметили, что окажут необходимую помощь семье в организации прощания и похорон. Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года в Витебске, в семье пограничника. В Москву переехал в 1945 году.
Подписаться «Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года. Для советских кинозрителей фильм стал откровением, так как был одной их первых кинокартин, в которой советские школьники являлись антигероями.
Почему Кристине Орбакайте не хотели давать главную роль, зачем на съемки приезжала сама Алла Пугачева, и как кинокартине удалось получить Госпремию СССР после волны негодования, рассказали «Народные Новости». Запреты в Госкино История фильма «Чучело» началась с момента, когда российский писатель Владимир Железников создал сценарий фильма, основой которого стала жизненная ситуация его племянницы. В школе девочка взяла на себя чужую вину, после чего стала объектом травли. Учитель же, который был обязан разобраться в конфликте, попал в больницу с инфарктом. Поэтому одноклассники продолжали публичную травлю несколько недель, до тех пор, пока не открылась правда. Как известно, сценарий с таким сюжетом в Госкино запретили, ведь в советском кино не было месту жестокости школьников.
Тогда Железников принял решение переписать, переформатировать написанный сценарий в повесть, которую в дальнейшем опубликовал в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней». По счастливой случайности режиссер Ролан Быков прочитал материал и позвонил автору с предложением снять фильм, заявив, что все проблемы с Госкино он возьмет на себя. Заветные роли С самого начала Ролан Быков вел поиски актеров среди детей коллег и тех, у кого уже был опыт съемок.
Ум ясен, слог отточен, планов громадье... Одна живая фраза заменит десять придуманных — Владимир Карпович, вы как-то заметили, что сами в юности не читали детских книг, сразу перейдя к взрослому «формату»; но в чем отличие написания книг для детей? Волею судеб в начале пути я оказался погружен в детскую литературу работал в журналах «Пионер», «Мурзилке» и так к этому привык, что когда пытался написать взрослый рассказ, то в силу какой-то невероятной хитрости я — подросток — все равно там оказывался главным действующим лицом. И вскоре понял: писать взрослую прозу — это потеря времени.
Это так «Мурзилка» подействовал? Он стал для меня университетом. Восемь лет там проработал. В то время это был необыкновенный журнал — такой центр, куда стекались все знаменитые писатели, блестящие художники, и со всеми я очень дружил. Скажем, нашим художественным руководителем был известный живописец, график, мастер плаката Владимир Васильевич Лебедев. Он своей графикой иллюстрировал только Маршака, и я каждый месяц ездил к нему утверждать рисунки... Я дружил с Виталием Бианки.
Он меня любил. Я даже считался его другом. Контакт с личностью и давал толчок к обучению — образ мыслей этих людей, отношение к жизни, ко времени... И Бианки, и другие незаурядные личности были со мной откровенны. Виталия Бианки уже к тому времени стукнул паралич. Правая рука не работала. Продолжал одной левой печатать на машинке — поправлял рукописи молодых писателей, перепечатывал их сам!
Хотя ему это было безумно трудно. Я даже не знаю, как это назвать. Это не ответственность, а любовь — к делу, литературе, людям. Постепенно пришел к тому, что полюбил возраст и героя и адресата — 11—12 лет. Характер людей меняется. Лев Николаевич писал, что дети меняются каждые семь лет. Это так.
Но главное, что детей, равно как и нас, поражают одни и те же неприятности — дети их очень глубоко переживают. Поэтому я писал про ребят как про взрослых. Вообще не думал про детей. Просто писал. И у меня появлялся герой. Причем я не ходил «за материалом» в какие-то школы.
А её одноклассникам приходится повзрослеть и переосмыслить своё жестокое поведение и несправедливое отношение к сильной духом девочке, пережившей самый страшный бойкот, который только можно себе представить. Слушать аудиокнигу про Чучело так прозвали Лену дети лучше детям среднего и старшего школьного возраста.