При этом возможность узнать какие-либо данные о ходе голосования на выборах 2024 года или, например, выразить жалобу в связи с нарушениями в выборном процессе, появится у каждого избирателя по номеру информационного центра ЦИК: 8-800-200-00-20. Так политологи комментируют итоги третьего дня голосования на выборах президента России, где явка составила 73,33%, а Путин набрал 87,68% (после обработки 30,04% протоколов).
Что хотите найти?
Федерального закона от 14. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и или членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании. ФЗ от 23. При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке , которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. Федеральных законов от 23. При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Федерального закона от 02.
Положения ст. ФЗ от 31. КонсультантПлюс: примечание. Действие положений п. При проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения далее в настоящем пункте - заявление в порядке , установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации далее в настоящем пункте - порядок. Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня первого дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта в период замены паспорта - временного удостоверения личности. Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций ", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком.
Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака марки , при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков марок , в том числе при их передаче комиссиями. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума.
Вокруг выборов проекта для благоустройства на деньги из федерального бюджета закипели мощные страсти. Градус обсуждения разогрелся до того, что зазвучали упрёки в несправедливости системы. Как известно, на выбор горожанам предложены 8 проектов — по одному на каждый район три района, входящие в Центральный округ, посчитаны за один. Сложно соперничать, если в одном районе жителей существенно больше, чем в другом. Раньше, когда в подобных выборах участвовало мало горожан, такие вопросы не возникали. А сейчас на росте общественного интереса впору задуматься на будущее о том, чтобы выдвигать номинантов в заведомо равных условиях.
Что же случилось? Почему в прошлогоднем голосовании с грехом пополам кое-как перевалили за 42 тысячи участников, а в этом году вдруг в 5 раз больше? В первую очередь, причина в реальной конкуренции, как в 2018-м. Но не только в ней. Напомним, что в январе нынешнего года президент Владимир Путин объявил о продлении государственной программы «Формирование комфортной городской среды», в рамках которой новосибирцев последние годы побуждали регулярно волеизъявляться. Начало традиции положили весной 2018-го, предложив населению выбрать последовательность реализации 10 проектов благоустройства общественных пространств — по одному на каждый район.
Основная статья: Российские выборы на оккупированных территориях Украины 2023 Впервые с начала российского вторжения на Украину и после фиктивных референдумов в 2022 году в российском голосовании принимают жители оккупированных Россией украинских территорий, где Россия организовала фиктивные [1] [30] [2] выборы депутатов в региональные парламенты, которые в дальнейшем утвердят глав этих территорий. При этом российская армия полностью не контролирует ни одну из четырёх формально аннексированных областей, а в Херсонской и Запорожской областях российская армия не оккупирует их региональные центры. Выборы на оккупированных территориях идут только по партийным спискам. Издание «Важные истории » вместе с Conflict Intelligence Team проанализировав партийные списки кандидатов в депутаты и нашли там кандидатов, связанных с Кремлем, и тех, кто был обвинён в уголовных преступлениях [31] [32].
Отдельно депутат коснулся темы расширения электронного голосования. В то же время замруководителя Совбеза России, председатель «Единой России» Дмитрий Медведев призвал актив партии готовиться к президентским выборам, потому что «это главные выборы в нашей стране». Медведев также выразил благодарность «всем, кто пришел на новых территориях и отдал свой голос» вне зависимости от того, за кого именно голосовали избиратели. По его словам, «в данном случае это еще один факт голосования за то, чтобы находиться внутри одной страны». Он заявил, что нужно «поклониться всем людям, которые сегодня принимали участие в выборах… в очень сложных, небезопасных условиях, когда враг постоянно нагнетал страсти — это и прямые удары, прилеты и психологическая война, которая ведется». Как подчеркнул Медведев, хотя «голос каждого избирателя, безусловно, ценен», но голоса жителей новых регионов имеют для «Единой России» абсолютное значение, поскольку стали не только «мандатами доверия», но и «актами гражданского мужества». В условиях боевых действий участие в голосовании — это «тоже вклад в победу», ведь «дееспособные органы власти — это мощнейший ресурс достижения цели», заключил Медведев. Схожая ситуация наблюдалась и в ЛНР. В целом же «Единая Россия» победила в голосовании во всех новых регионах. Несмотря на боевые действия, жители новых регионов России стремились проголосовать на выборах, чувствуется, что это исторический момент, заявил глава «Прусского общества Берлин — Бранденбург» Фолькер Фридрих Карл Чапке Германия. Примечательно, что для него ЕДГ-2023 стал уже десятым по счету, где он наблюдает за процессом голосования. В свою очередь общественный деятель из Исландии Конрад Магнуссон рассказал о наблюдении за выборами в Херсонской области, где на один из избирательных участков прилетел дрон: «Однако люди все равно пришли на участок, чтобы выполнить свой гражданский долг.
Зеленка, краска и поджоги. Что грозит за порчу бюллетеней на выборах
Дата проведения и особенности голосования на выборах в Государственную Думу 2024 года. Осторожность ЦИК отражает желание бесконфликтного внедрения электронного голосования в избирательный процесс в стране: в условиях приближающихся выборов в Госдуму 2021 года и президентских выборов 2024 года такая позиция выглядит обоснованной. Определиться можно непосредственно в дни выборов, за исключением голосования на дому (для этого нужно было заранее оставить заявку по месту регистрации). Кроме прочего, голосование через Госуслуги будет организовано на выборах губернаторов 5 областей и Алтайсского края, в двух регионах на выбрах депутатов Госдумы.
Российские выборы показали пример консолидации и мужества
Вопрос об определении прав, статуса, полномочий и полной интеграции видеонаблюдателей в электоральный процесс должен быть поднят на должном уровне в виду не просто остроты этого вопроса, но и очевидной пользы избирательному процессу. Ведь широкое общественное наблюдение на всех стадиях электорального процесса, делает выборы более, чем просто «прозрачными». А каким может быть кибер-наблюдение при переходе на цифровые технологии голосования? Обязательность итоговых докладов для субъектов общественного контроля Институт общественных наблюдателей позитивно зарекомендовал себя в период избирательных кампаний. Полагаем, что мнения общественников, сформулированные в результате реального и непосредственного наблюдения на выборах, могут направляться в государственные органы и избирательные комиссии в виде специальных докладов.
Как вы считаете, есть ли в этом необходимость и обязательность? Отраженная в документе позиция может быть заложена в основу оценки уровня легитимности выборов и соответствия всех избирательных процедур требованиям законодательства. Общественники имеют свое вполне определенное, что важно, не ангажированное мнение, которое может оказать существенное влияние на развитие событий при возникновении спорных и конфликтных ситуаций, в том числе в ходе судебных споров. Центры избирательного права и процесса — центры профессиональной подготовки всех участников избирательного процесса Непрерывный процесс подготовки и обучения участников избирательного процесса является важной составляющей не только в работе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, но и, в первую очередь, Центров избирательного права и процесса далее — ЦИПП , создаваемых в регионах на базе учебных заведений и общественных организаций.
Роль ЦИПП сегодня очень велика, так как развитие современного российского избирательного права невозможно без определенной подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов в данном направлении деятельности. Просветительская деятельность ЦИПП особенно важна для повышения уровня правовой культуры молодых и будущих избирателей. Актуальность работы с молодежью в области правового просвещения обусловлена тем, что избирательный процесс обладает определенной спецификой, для изучения которой требуется значительное количество времени. Особенно не просто освоить основы избирательного законодательства молодым людям, сталкивающимся с этим впервые.
Повышение мотивации к получению знаний в области избирательного права и процесса и повышение уровня доверия к институту выборов являются основными задачами работы данного направления. А Вы готовы активно способствовать развитию этой сети дополнительного правового образования? Школьное самоуправление и молодежная демократия — основа избирательной системы Важность выбора и ответственность за него должны воспитываться с детства. Молодежные избирательные комиссии регулярно, совместно с организациями-партнерами проводят выборы в органы ученического самоуправления.
Важно, чтобы в системе образования школьное самоуправление занималось реальными делами и решало проблемы обучающихся. Ценность выборов и выбора осознается только с пониманием практического результата, как и важность участия в избирательном процессе. В процессе своих первых выборов молодые люди уже со школьной скамьи учатся применять свои знания на практике, аргументированно высказывать свои взгляды и убеждения, иметь собственное мнение. Сочетание практики и теории способствует повышению мотивации к получению знаний в области избирательного права и процесса, а также изучению прав и обязанностей гражданина России, формированию активной гражданской позиции у молодежи в условиях современного общества.
Предлагаем обсудить, может ли активное распространение школьного самоуправления, обучения избирательному праву выступить в качестве аргумента снижения возраста избирателя? Молодежные избирательные комиссии— будущее избирательной системы России Поступательное развитие избирательной системы России невозможно без непрерывного притока молодых, образованных кадров в избирательный процесс. Сегодня молодые граждане все чаще заявляют о себе на политических просторах, а с недавнего времени — и в работе избирательных комиссий всех уровней, включая систему молодежных избирательных комиссий России, функционирующих практически в каждом регионе нашей страны. Основная миссия молодежных избирательных комиссий заключается не только в общественной защите избирательных прав молодежи, но и в том, чтобы сформировать достойную смену действующим организаторам выборов.
Молодежные избирательные комиссии взаимодействуют с избирательными комиссиями различного уровня, органами государственной власти и местного самоуправления, организациями молодежного самоуправления. Яркими примерами взаимодействия являются совместные мероприятия, посвященные Дню молодого избирателя. Наличие общих целей и задач молодежных избирательных комиссий, молодежных парламентов, молодежных советов и иных организаций молодежного самоуправления позволяет объединять совместные усилия, компетенции с целью вовлечения молодежи в процессы демократического развития страны, обеспечить необходимый уровень правовой культуры молодых граждан. Предлагаем обсудить, какие формы межорганизационного взаимодействия в области правового просвещения, наиболее эффективны?
Кодификация избирательного права — новое измерение избирательного законодательства Ввиду активного развития в настоящий период выборного процесса современное избирательное законодательство нуждается в реформировании. Одним из направлений по его совершенствованию является кодификация норм избирательного права. Ученые и практики не оставляют попытку кодифицировать нормы избирательного права. Так, 4 июля 2018 года между Российским фондом свободных выборов и представителями факультета политологии МГУ им.
Ломоносова состоялось подписание Соглашения о начале совместной работы над законопроектом «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации». Какие принципы необходимо закрепить в данном Кодексе? Возможно, не только принципы, определяющие основы участия граждан в голосовании на выборах и референдуме как основных участников избирательных правоотношений, но и базовые принципы избирательного процесса: гласность и периодичность выборов, независимость избирательных комиссий. При этом важно максимально унифицировать избирательные процедуры, с учетом федеративного характера государства и самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Учитывая безусловный приоритет избирательных прав граждан, необходимо ли включить избирательные комиссии муниципальных образований в единую систему избирательных комиссий? Представляется возможным к представленной структуре Избирательного кодекса добавить нормы, которые бы более подробно регулировали правовое положение представителей средств массовой информации, описывали порядок их участия в избирательной кампании. Важно уделить особое внимание точному разграничению прав участников избирательного процесса. Практика показала, что представители СМИ зачастую необоснованно стремятся воспользоваться полномочиями наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
На сегодняшний день законодательная регламентация политической рекламы становится все более актуальным вопросом, так как реклама и оказываемое с ее помощью воздействие способны продемонстрировать огромное влияние результат избирательной кампании. Считаете ли Вы необходимым, чтобы в законе было прописано не только понятие «политическая реклама», но и требования к ней, способы, средства, режимы распространения, ответственность за нарушение порядка ее распространения? Активное развитие и внедрение электронных технологий в нашу жизнь порождает новые вызовы, связанные с возможностями дистанционного электронного голосования. В связи с чем возникают вопросы о необходимости отражения дистанционного электронного голосования в Избирательном кодексе.
Предлагаем рассмотреть возможность внедрения института отзыва депутатов представительных органов различных уровней власти, импичмента выборных должностных лиц. Считаем возможным при реализации механизма отзыва депутатов использование технологии «электронного голосования». Ее применение существенно сэкономит материальные и организационные затраты при реализации механизма. Еще одним из наиболее острых вопросов на повестке дня является вопрос о возвращении графы «Против всех» на всех уровнях выборов.
Будет ли это способствовать качеству выборов? Также предлагаем подискутировать на тему необходимости расширения форм поддержки избирателями выдвижения кандидатов. На наш взгляд, предложенная факультетом политологии МГУ им. Ломоносова структура «Кодекса о выборах и референдумах» имеет хорошую перспективу для реформирования избирательного права и процесса в России, а озвученные молодежью предложения будут учтены разработчиками и помогут сделать содержание Кодекса еще более совершенным.
Вопросы для дискуссии Подводя итог вышесказанному, мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что главной целью представленного доклада является не стремление «навязать» свою точку зрения, а дать пищу для дальнейшей дискуссии по актуальным темам избирательного права и процесса. Мы предлагаем для обсуждения следующие темы: - Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации:анализ содержания и круг экспертов. Кто, где и как должен принять участие в обсуждении Кодекса? Следует ли в России вводить обязательное голосование?
Как поддержать активность на выборах? Поможет ли этому обязательное голосование? Портал «Госуслуги» — окно возможностей? Готовы ли мы к полному гражданству с 16 лет?
Какие гарантии демократии предоставляют отзыв и импичмент на всех уровнях? Какие перспективы открываются перед избирательным процессом? Существуют ли проблемы внедрения и риски использования? Какие изменения в избирательном законодательстве потребуются?
Что необходимо для создания электронных списков избирателей? Какие перспективы видео- и кибер-наблюдения? Как соблюсти рамки законности и приличий при размещении политической рекламы, агитации в Интернете, информировании избирателей? Обязательные дебаты — истинное лицо кандидата?
Как расширить возможности участия в выборах? Избирательный залог — прерогатива богатых или реальный инструмент поддержки выдвижения кандидатов? Кто может направлять наблюдателей?
Несмотря на то что начало голосования выпало на будний день, россияне, судя по фото и видео из социальных сетей, так ответственно подошли к исполнению гражданского долга, что выстроились в очереди возле участков. Схожая картина наблюдается в разных регионах. Как и предполагалось, утром в пятницу наблюдатели отмечают корпоративное голосование. Именно для этого и устраивается голосование за три дня. Участок на пролетарке УИК 2847, очереди, все по открепительным, 150 человек, — написали администраторы аккаунта. УИК 2847 в Перми В столице наблюдатели также заметили толпы желающих побыстрее бросить заветный бюллетень в урну.
Пользователь твиттера MaximKruglov6 опубликовал видео, снятое на одном из московских избирательных участков, по его словам, всего через две минуты после старта голосования. Москва, Бутырский р-н, улица Добролюбова, 14. Участок 589. Электронное голосование это, конечно, хорошо, но и старые добрые подгоны и карусели никто не отменял. Приходите на выборы! А ролик твиттер-аккаунта Омское гражданское объединение с одного из городских участков напоминает скорее видео из переполненного вагона метро на самой загруженной ветке в час пик.
Очереди вполне логичной — в скоплении на участке перед началом выборов людей, которые услышали призывы проголосовать и решили сделать это с утра, перед работой, нет ничего удивительного, а тем более подозрительного. Автор этой статьи сам попадал в аналогичную очередь из мобилизованных людей — когда прекрасным сентябрьским утром в 8:10 утра то есть через 10 минут после открытия прибыл на пункт вакцинации в павильоне ВДНХ, то оказался лишь 30-м в очереди. Не идут на выборы — плохо. Идут — опять плохо, — гласит один из комментариев под постом Максима.
Однако, по данным ЦИК, пока ни одно нельзя считать серьёзным. Что касается каких-либо нарушений, то я не считаю, что их много. Их мало, и они не являются определяющими, чтобы повлиять на результаты голосования, — заявил по итогам первого дня голосования Николай Булаев. Более того, некоторые "нарушения" уж слишком "плохо пахли".
Мы утверждаем: пришло время сплочения всех людей доброй воли против электронной диктатуры и цифрового концлагеря, всем гражданам необходимо возвысить голос против власти капитала и сплотиться вокруг КПРФ для защиты свободных и честных выборов! Мы требуем отказаться от электронного голосования и призываем поддержать эти наши законные требования всех наших сторонников. Одновременно мы ставим вопрос об острой необходимости создания условий для проведения честных и свободных выборов, и КПРФ уже предложила свой проект Избирательного кодекса, способного осуществить глубокое оздоровление всего выборного процесса в России. Нельзя, чтобы плоды прогресса и цифровизации вместо блага для общества превращались господствующим классом в инструмент тотального контроля за гражданами. Мы уверены, что на смену капиталистической тьме придёт новый мир, и над Россией воссияет яркое солнце свободы, социализма и народовластия. Мы знаем, что сегодня борьба за социализм неотделима от борьбы за демократию, элементарные права и свободы. За власть народа! За социализм! Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Навигация по записям
- Тамбовская область
- Как в российских регионах депутаты выбирали мэров - 27 апреля 2023 - НГС.ру
- Глава ЦИК прокомментировала первые часы выборов президента РФ
- Выборы губернаторов: лидируют кандидаты от власти
- Выборы Президента России — 2024 / Проекты / Сайт Москвы
В России завершился Единый день голосования. Каковы предварительные итоги
Полное ощущение погружения в процесс выборов. 21 марта председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Элла Памфилова объявила официальные итоги голосования на выборах президента России 2024 а Владимир. На основании протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 марта 2024 года о результатах выборов Президента Российской Федерации, согласно которому в голосовании приняли участие 87 397 569 избирателей, руководствуясь статьями 19, 76 и 79.
Дайджест новостей о выборах: главное за неделю
До этого же дня можно отменить поданное заявление. Например, если вы решили все же голосовать по месту регистрации. Смена избирательного участка на госуслугах Онлайн. В 2024 году на выборах президента впервые можно будет проголосовать онлайн при помощи дистанционного электронного голосования, ДЭГ. Оно доступно только жителям 29 регионов с постоянной регистрацией там. Временная регистрация не подойдет.
Чтобы проголосовать дистанционно, нужно подать заявление на госуслугах до 11 марта. Жителям Москвы заявление подавать не нужно. Тинькофф Журнал подробно рассказывал о том, как проголосовать онлайн. За границей. Участки для голосования организуют в 144 странах.
В Общественной палате РИА Новости заявили , что на «горячую линию» поступило более 130 жалоб по выборам, но большинство из них не подтвердились. На одном из избирательных участков в Москве признали недействительными бюллетени за первый день голосования. В Якутии итоги голосования были опубликованы за 20 минут до закрытия участков. В ЦИК утверждают, что при вводе данных системный администратор «ошибочно» нажал кнопку «разместить». В Геленджике двум независимым наблюдателям выдали повестки в военкомат на избирательных участках, сообщил депутат гордумы Краснодара Александр Сафронов. Власти города пояснили , что предписания не смогли выдать ранее.
Избирательный участок в Запорожской области был уничтожен в результате атаки беспилотников, сообщили в ЦИК.
Кто будет бороться за пост президента Дата выборов Дату утверждает верхняя палата парламента — Совет Федерации. Посвященное этому вопросу заседание Совфеда прошло 7 декабря 2023 года. Однако в 2024 году впервые голосование на выборах президента России продлится не один, а три дня. Это значит, что когда будут устанавливать дату следующих выборов, то будут отталкиваться именно от 17-го числа. Дата выборов президента России определяется нормами федерального закона «О выборах президента Российской Федерации». В статье 5 говорится, что голосование проводится во второе воскресенье того же месяца, в котором оно состоялось в прошлый раз. Предыдущие выборы главы государства прошли 18 марта 2018 года, то есть для предстоящих выборов должны были назначить день 10 марта 2024 года.
Особенностью рассматриваемой системы является использование технологии гомоморфного шифрования. Мы подробно опишем этот алгоритм в следующих публикациях и расскажем о том, почему эта технология широко используется для создания систем голосования. А сейчас отметим ее основную особенность: записанные в систему учета зашифрованные бюллетени можно без расшифрования скомбинировать таким образом, что результатом расшифровки такого комбинированного шифротекста будет суммированное значение по каждому варианту выбора в бюллетенях. При этом в системе, конечно, реализованы математические доказательства корректности такого расчета, которые также записываются в систему учета и могут быть проверены наблюдателями. Ниже приведена схема процесса голосования. Кликабельно Блокчейн-платформа Теперь, когда мы разобрали основные особенности реализации системы дистанционного электронного голосования, ответим на вопрос, с которого начинали — а какую роль в этом играет технология блокчейн и какие задачи она позволяет решить? В реализованной системе дистанционного голосования технология блокчейн решает определенный круг задач. Базовая задача — обеспечение неизменности информации в рамках голосования, и, в первую очередь, голосов избирателей. Обеспечение прозрачности исполнения и неизменности программного кода, реализуемого в виде смарт-контрактов. Обеспечение защиты и неизменности данных, используемых в процессе голосования: списка избирателей, ключах, используемых для шифрования бюллетеней на различных этапах криптографического протокола, и так далее. Обеспечение децентрализованного хранения данных, при этом каждый участник имеет абсолютно идентичную со всеми копию, подтвержденную свойствами консенсуса в сети. Возможность просматривать транзакции и отслеживать ход голосования, полностью отражающегося в цепочках блоков, от его начала до записи рассчитанных итогов. Таких образом, мы видим, что без использования данной технологии добиться наличия в системе голосования необходимых свойств, как и доверия к ней, практически невозможно. Функциональность применяемой блокчейн-платформы обогащена использованием смарт-контрактов. Смарт-контракты проверяют каждую транзакцию с зашифрованными бюллетенями на подлинность электронной и «слепой» подписей, а также проводят базовые проверки корректности заполнения зашифрованного бюллетеня. При этом в рассматриваемой системе дистанционного электронного голосования компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов» не ограничивается только блокчейн-узлами. Для каждого узла может быть развернут отдельный сервер, который реализует основные криптографические функции протокола голосования — серверы подсчета. Серверы подсчета Это децентрализованные компоненты, обеспечивающие процедуру распределенной генерации ключа шифрования бюллетеней, а также расшифрование и подсчет итогов голосования. В их задачи входит: Обеспечение распределённой генерации части ключа шифрования бюллетеней. Процедура генерации ключа будет рассмотрена в следующих статьях; Проверка корректности зашифрованного бюллетеня без его расшифрования ; Обработка бюллетеней в зашифрованном виде для формирования итогового шифротекста; Распределенное расшифрование итоговых результатов. Каждый этап исполнения криптографического протокола фиксируется в блокчейн-платформе и может быть проверен на корректность наблюдателями. Для придания системе необходимых свойств на различных этапах процесса голосования используются следующие криптографические алгоритмы: Электронная подпись; Слепая подпись публичного ключа избирателя; Схема шифрования Эль-Гамаля на эллиптических кривых; Доказательства с нулевым разглашением; Протокол DKG Distributed Key Generation Pedersen 91; Протокол разделения закрытого ключа по схеме Шамира. Более подробно криптографический сервис будет рассмотрен в следующих статьях. Итоги Давайте подведем некий промежуточный итог рассмотрения системы дистанционного электронного голосования.
Подсчет голосов на выборах: хроника
В боевых условиях В этом году новые регионы впервые провели выборы по российскому законодательству. Без инцидентов не обошлось. Так, в пятницу в Херсонской области пришлось эвакуировать комиссию из-за ракетного обстрела, а в ночь на 10 сентября в Запорожской области был подвергнут атаке дронами избирательный участок, никто из членов комиссии не пострадал. Руководитель Центризбиркома высказала мнение, что уничтожение избирательного участка в Запорожской области является террористическим актом, которому дал добро Запад. Полиция зафиксировала попытки подрывов избирательных участков в новых регионах, также поступали угрозы в адрес членов избиркомов - все они нивелированы, сообщил начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Михаил Давыдов. В Центризбиркоме заявили, что самые масштабные за последние пять лет региональные выборы прошли без серьезных нарушений Несмотря на "боевые условия", новые регионы продемонстрировали отличную явку - выше среднероссийской.
То есть попытки Украины сорвать процесс голосования не удались. Политолог Евгений Минченко рекорды явки в новых регионах объяснил широким применением надомного голосования. А электоральный эксперт по выборам из США Стивен Ли Гил, который приехал в РФ в качестве наблюдателя, назвал другую причину: по его словам, прежняя власть "этих людей не слышала и не видела", так что избирательная активность новых россиян не удивительна. В пользу этой версии свидетельствуют и хорошие позиции "Единой России" в новых регионах. Наблюдатели: партии и кандидаты вели себя корректно Для работы на участках и в территориальных комиссиях было направлено 219 тысяч наблюдателей, а в Общественной палате ОП РФ в дни голосования работал ситуационный центр.
По оценке руководителя рабочей группы ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максима Григорьева, серьезных нарушений на выборах немного, партии и кандидаты ведут себя корректно, "хотя есть и нарушения со стороны кандидатов, особенно на муниципальных выборах". Эксперт напомнил, что общественные наблюдатели работают по своему "золотому стандарту", который гораздо жестче требований избирательного законодательства. С начала голосования, рассказала председатель комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алена Булгакова, наблюдатели сообщили о 180 возможных отклонениях от "золотого стандарта", из них 19 подтвердились, 14 устранены, остальные не подтвердились или находятся в работе. Международные наблюдатели прибыли в РФ не только из дружественных стран. Например, американские эксперты посетили участки в новых регионах - они не получили подтверждения сообщений западных СМИ о давлении на электорат.
Иностранцы отметили хорошую организацию выборов, а также удобство голосования ДЭГ, надомное и т. За порядком на участках следили не только люди, но и электронные устройства. В 75 субъектах в помещениях участковых и территориальных комиссий работали камеры видеонаблюдения и видеорегистраторы.
И нам предстоит дать емкий, понятный, а главное — правдивый ответ. Выборы — это способ формирования органов власти. Это передача властных полномочий от народа к его выборным представителям. Выборы — система, обеспечивающая постоянный транзит власти. Это право народа на будущее, которое выберет он сам.
Каждый гражданин своей страны должен знать о том, что привилегия голосовать досталась его роду кровью. Всегда нужно помнить, что содержание избирательного процесса определяется активной позицией гражданина, а избирательное законодательство должно не следовать за запросом общества, а предвосхищать его. Нужно смотреть в будущее, но помнить о прошлом. Выборы должны стать мостом между поколениями, а не разъединить их. Представленный Вашему вниманию доклад — это не проект, не перечень мер и предложений, а попытка собрать воедино наиболее дискуссионные вопросы, обсуждение которых может быть полезно с точки зрения развития электоральной культуры. Мы никогда не сможем увидеть будущее, точно его спрогнозировать, но в наших силах самим построить его. Выборы 2024 года должны стать тем событием, что возведет развитие избирательного права в его исторический апофеоз. Эти выборы определят не просто очередной президентский срок, они обозначат путь развития избирательного права в России на многие века.
На этих выборах люди поймут, что выбор — на поколения. Если в наших сердцах сохранится то, за что наши предки боролись веками — свобода воли, слова, выбора — наша страна достигнет пика своего развития и процветания. Молодежный вектор избирательного процесса Развитие института выборов в Российской Федерации не должно проходить хаотично и конъюнктурно. Ему необходимо задать устойчивый вектор, а также определить направление и смысл развития. Смыслом и направлением развития избирательного процесса являются доступность, легитимность и прозрачность избирательных процедур при полномасштабном общественном контроле. Доступность для граждан реализации права избирать и быть избранными — это не только создание комфортных условий голосования, но и упрощение процедур реализации гражданами избирательных прав. В современном мире это требует развития цифровизации электоральных процессов, в том числе создания надежной и легитимной возможности удаленного выбора, основанного на методе ступенчатой авторизации и криптографии. Легитимность выборов — главное условие признания всем обществом их результатов.
Единообразие, понятность и точность избирательных процедур, четкие механизмы решения избирательных споров, возможность воздействовать на избранных депутатов посредством механизмов отзыва и импичмента должны стать основой обеспечения стабильности транзита власти через выборы. Прозрачность института выборов является залогом доверия. Действия всех участников избирательного процесса должны быть максимально публичными. Прямые трансляции заседаний избирательных комиссий, закрепленная законодательством обязанность своевременно публиковать решения избирательных комиссий для общего доступа — это гарантия открытости, возможности объективного рассмотрения общественно значимых ситуаций и контроля. Функционирование механизмов электоральной системы должно быть предопределенным, а результат выборов — нет. Контроль за избирательным процессом, голосованием, подведением итогов выборов со стороны организаций гражданского общества и избирателей являются главной гарантией общественного признания выборов. Расширение форм такого контроля через законодательное закрепление прав наблюдателей, в том числе посредством использования возможностей дистанционного наблюдения, а также укрепление избирательных комиссий представителями общественных организаций усилит избирательную систему, повысит доверие к результатам выборов. Предлагаем обсудить исходные точки развития избирательной системы Российской Федерации.
А что, если объединить президентские выборы и общенациональный референдум? Институт референдума сегодня практически нежизнеспособен и сложен для реализации. Основными трудностями при проведении референдума являются усложненные механизмы реализации и большие финансовые затраты. Совмещение референдума с выборами, как наиболее эффективного способа осуществления демократии, может стать реальностью. Страна выберет не только лидера, но и направление, которому он должен следовать. Мы предлагаем обсудить возможность совмещения выборов и федерального референдума и готовы привести несколько обоснованных аргументов: 1 Одновременное проведение референдума и выборов не способно исказить волеизъявление граждан. Совпадение агитационных периодов не искажает волеизъявление, а способствует его формированию. Урегулирование сроков проведения референдума позволит упорядочить процедуру вынесения вопросов для рассмотрения на референдуме.
В демократическом обществе важно выявлять и выносить на всенародное голосование то, что волнует большинство граждан. Решения по вопросам, обсуждаемым на референдуме — это стратегический курс развития страны на следующие 6 лет. Предлагаем обсудить то, какие вопросы могли бы быть вынесены на общенациональный референдум? Цифровизация — путь к доступности выборов Важным условием любых выборов является возможность для всех граждан принять в них участие. Современные технологии дают нам широкие возможности для устранения препятствий к участию в выборах. Сегодня голосование граждан зависит от их местонахождения. В основе образования избирательных участков, списков избирателей лежит территориальный принцип. Это значит, что избиратели распределяются по избирательным участкам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории.
Электронные системы дистанционного голосования позволят гражданам голосовать там, где они находятся. Развитие технологии «Мобильный избиратель» позволило Центризбиркому обеспечить максимальную возможность реализации избирательных прав граждан. Тестовый режим предполагает создание 30 цифровых избирательных участков, предоставляющих возможность проголосовать всем гостям столицы, которые в день проведения голосования находятся в ней. Единственным и важным условием, которое необходимо соблюсти гражданину, является подача соответствующего заявления на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Важно успеть сделать это в период не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Гражданам России предоставят возможность проголосовать за своего кандидата губернатора или депутата законодательного органа , находясь при этом совсем в другой части нашей страны. Важно приложить все усилия, чтобы главному участнику избирательного процесса — избирателю, создать благоприятные и доступные условия для реализации активного избирательного права. Особо актуален данный вопрос в контексте реализации активного избирательного права гражданами, которые проживают за пределами Российской Федерации.
Цифровые избирательные участки предоставят им возможность для голосования. При этом электронная форма голосования на настоящем этапе может быть использована в качестве дополнительной возможности голосования граждан. В данный момент не все населенные пункты имеют доступ для подключения к интернету — это еще раз подтверждает то, что форма электронного голосования должна лишь дополнять традиционную форму голосования. В рамках голосования посредством сети «Интернет» важно соблюдение принципа равного доступа. Стоит отметить, что при использовании электронного голосования в качестве основного способа волеизъявления граждан, при возникновении обстоятельств, требующих ручного пересчета голосов, осуществление данной процедуры будет невозможно. Сегодня нет наработанной практики, показывающей безопасность такой системы голосования. Следовательно, это может повлиять на уровень доверия граждан к избирательной системе в целом. Голосование посредством использования сети «Интернет» может вызвать особый интерес у молодых избирателей.
Это работа на опережение, и есть перспектива использования электронного голосования в качестве рабочего механизма повышения электоральной активности молодого поколения. Возникает закономерный вопрос: «Способствует ли упрощение процедуры выборов росту качества индивидуального выбора? Электронное голосование является важным и необходимым средством реализации активного избирательного права. Но электронное голосование — это не панацея. Одним лишь введением электронного голосования невозможно повысить уровень доверия граждан и их заинтересованность участия в выборах. Важно вести системную работу, включающую применение новых технологий, электоральное образование и правовое просвещение, взаимодействие с молодежью, развитие деятельности молодежных избирательных комиссий и многое другое. Считаете ли Вы, что технический прогресс в сфере избирательных технологий должен идти в ногу с развитием электоральной культуры и ростом правосознания граждан России? Свободные выборы могут организовать только независимые избирательные комиссии Процесс формирования избирательных комиссий различного уровня в настоящее время можно считать гласным и открытым.
Безусловно, основополагающий принцип деятельности избирательных комиссий — это независимость. В настоящее время независимость избирательных комиссий обеспечивается их статусом и принципом формирования. Однако подход к формированию, при котором квоту на представительство имеют только политические партии, следует признать устаревшим.
До этого стало известно, что явка во второй день выборов муниципальных депутатов в Москве на 15:00 составила 22,5 процента. Голосование на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления стартовало 9 сентября. Москвичи до 11 сентября смогут принять участие в голосовании на избирательном участке или на онлайн-платформе.
Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов. Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования. Как подводятся итоги голосования? Промежуточных итогов в системе онлайн-голосования просто нет. Блокчейн хранит все голоса в зашифрованном виде. Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование. Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Публикуется ли код голосования? С 2019 года исходный код ключевых разделов системы смарт-контракты блокчейн-сети, код электронного бюллетеня, криптографические библиотеки и так далее публикуется и обновляется в той части, где происходят доработки. Однако сейчас в связи с повышением угроз информационной безопасности правила доступа к данной информации устанавливаются отдельным решением. На них могли голосовать те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, или те, кто прикрепился к московскому избирательному участку. Чтобы отдать свой голос на выборах, был нужен паспорт. У москвичей и тех, кто прикрепился к столичному избирательному участку, была возможность проголосовать с использованием терминалов электронного голосования на любом участке в пределах всего города. Отдать свой голос в традиционном формате с помощью бумажного бюллетеня можно было по месту постоянной регистрации или прикрепления.
Блогеры-наблюдатели рассказали в соцсетях, каким был второй день голосования
Выборы — что это такое? Виды и определение | На выборах могут присутствовать и иностранные наблюдатели. На выборный процесс они никак не влияют — их права ограничиваются лишь высказыванием своего мнения о голосовании уже после его окончания. |
Общественное голосование | На данный момент нарушений, способных повлиять на процесс голосования в российских регионах, не зарегистрировано. |
Главные итоги двух дней выборов президента в России | Подпишитесь на канал 360: В Центризбиркоме подводят предварительные итоги Единого дня голосования 2023. |
Что хотите найти? | Как прошли выборы-2023: победа Собянина, большинство ЕР и рекордная явка. |
Президентские выборы: 10 важных вопросов
Процесс голосования. 90% голосовавших, голосовали на обычных избирательных участках — это на 14 п.п. больше, чем в 2020 году на голосовании о поправках к Конституции. Впервые на выборах столичного градоначальника решить, на каком участке вам удобно голосовать, можно будет прямо в день выборов. Электронное голосование на думских выборах в 2021 году. В 2021 году ДЭГ впервые применялось в ходе голосования на выборах в Государственную думу РФ, которое прошло с 17 по 19 сентября включительно. Власть - 18 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - На данный момент нарушений, способных повлиять на процесс голосования в российских регионах, не зарегистрировано. Для проведения голосования всего образовано более миллиона избирательных участков и подготовлено порядка 12 млн организаторов выборов. Всероссийская олимпиада школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса пройдет уже в седьмой раз.
Дата выборов
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Президентские выборы: 10 важных вопросов
- Шаповалов: на избирательных участках наблюдаются очереди из желающих голосовать
- Когда можно проголосовать
- Способы голосования
Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ
- Как в российских регионах депутаты выбирали мэров - 27 апреля 2023 - НГС.ру
- Дата выборов
- Выборы депутатов: заксы + Госдума
- С каким результатом Путин победил на выборах президента и у кого второе место
- Прошу удалить мой номер
- Общественное голосование
Памфилова: явка на президентских выборах в России достигла 61,37 процента на 9:45 мск
Закрытый же ключ разделен между участниками избирательного процесса членами избирательных комиссий, общественной палаты, операторами серверов подсчета, и так далее таким образом, что каждая отдельная часть ключа бесполезна. Приступить к расшифровке можно только после того, как закрытый ключ будет собран. В рассматриваемой системе процедура разделения ключей включает в себя несколько этапов: разделение части ключа внутри системы, разделение ключа вне системы и формирование общего публичного ключа. Мы подробно покажем процесс шифрования и работы с криптографическими ключами в следующих публикациях. После того как ключ собран и загружен, начинается подсчет итогов для их дальнейшей фиксации в блокчейне и последующего оглашения. Особенностью рассматриваемой системы является использование технологии гомоморфного шифрования. Мы подробно опишем этот алгоритм в следующих публикациях и расскажем о том, почему эта технология широко используется для создания систем голосования. А сейчас отметим ее основную особенность: записанные в систему учета зашифрованные бюллетени можно без расшифрования скомбинировать таким образом, что результатом расшифровки такого комбинированного шифротекста будет суммированное значение по каждому варианту выбора в бюллетенях. При этом в системе, конечно, реализованы математические доказательства корректности такого расчета, которые также записываются в систему учета и могут быть проверены наблюдателями. Ниже приведена схема процесса голосования. Кликабельно Блокчейн-платформа Теперь, когда мы разобрали основные особенности реализации системы дистанционного электронного голосования, ответим на вопрос, с которого начинали — а какую роль в этом играет технология блокчейн и какие задачи она позволяет решить?
В реализованной системе дистанционного голосования технология блокчейн решает определенный круг задач. Базовая задача — обеспечение неизменности информации в рамках голосования, и, в первую очередь, голосов избирателей. Обеспечение прозрачности исполнения и неизменности программного кода, реализуемого в виде смарт-контрактов. Обеспечение защиты и неизменности данных, используемых в процессе голосования: списка избирателей, ключах, используемых для шифрования бюллетеней на различных этапах криптографического протокола, и так далее. Обеспечение децентрализованного хранения данных, при этом каждый участник имеет абсолютно идентичную со всеми копию, подтвержденную свойствами консенсуса в сети. Возможность просматривать транзакции и отслеживать ход голосования, полностью отражающегося в цепочках блоков, от его начала до записи рассчитанных итогов. Таких образом, мы видим, что без использования данной технологии добиться наличия в системе голосования необходимых свойств, как и доверия к ней, практически невозможно. Функциональность применяемой блокчейн-платформы обогащена использованием смарт-контрактов. Смарт-контракты проверяют каждую транзакцию с зашифрованными бюллетенями на подлинность электронной и «слепой» подписей, а также проводят базовые проверки корректности заполнения зашифрованного бюллетеня. При этом в рассматриваемой системе дистанционного электронного голосования компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов» не ограничивается только блокчейн-узлами.
Для каждого узла может быть развернут отдельный сервер, который реализует основные криптографические функции протокола голосования — серверы подсчета. Серверы подсчета Это децентрализованные компоненты, обеспечивающие процедуру распределенной генерации ключа шифрования бюллетеней, а также расшифрование и подсчет итогов голосования. В их задачи входит: Обеспечение распределённой генерации части ключа шифрования бюллетеней.
В пользу высказанных аргументов свидетельствует и то, что именно пожилые люди и те, кто практически не взаимодействует с интернет-средой, чаще других не могут предположить, как электронное голосование может отразиться на избирательном процессе с точки зрения численности избирателей, доверия к выборам и прозрачности процесса рис. Таким образом, скепсис в отношении электронного голосования представители данных групп не связывают с какими-либо техническими недостатками или иными рисками, а скорее занимают в этом отношении индифферентную позицию.
Авангард цифровой молодежи Конечно же, в силу специфики электронного формата наиболее заинтересованы в нем представители молодежной аудитории. Цифровая среда им хорошо знакома, многие из них вовлечены в нее с раннего детства. К молодежи в рамках нашего исследования были отнесены респонденты, принадлежащие к возрастным группам от 18 до 24 лет и от 25 до 34 лет. В обеих группах большинство респондентов одобрительно относятся к расширению практики электронного голосования и чаще, чем в целом среди россиян, выбирают его при условии доступности как альтернативу традиционному бумажному рис. В целом же такую идею поддерживает только половина опрошенных.
Однако наряду с заинтересованностью в цифровизации избирательного процесса молодежь лучше осознает и возможные риски таких нововведений. Наряду с доминированием позитивных оценок возможного влияния электронного голосования на избирательный процесс значительная часть молодежи считает, что при введении такого формата прозрачность выборов и доверие к ним снизятся рис. Мнения молодежной аудитории в вопросе полезности и эффективности электронного голосования поляризуются, что свидетельствует о желании не просто быть вовлеченным в новый формат, но и быть при этом уверенным в безопасности и корректности используемой технологии. Такая полярность мнений имеет под собой рациональную основу. В преддверии выборов в Мосгордуму было проведено четыре этапа тестирования системы.
И хотя ни на одном из тестовых испытаний система не была взломана, во время непосредственного голосования в Мосгордуму были зафиксированы технические сбои: в инфраструктуре портала госуслуг Москвы электронное голосование прерывалось дважды, платформа была недоступна для избирателей в течение двух часов.
Например, если вы решили все же голосовать по месту регистрации. Смена избирательного участка на госуслугах Онлайн. В 2024 году на выборах президента впервые можно будет проголосовать онлайн при помощи дистанционного электронного голосования, ДЭГ. Оно доступно только жителям 29 регионов с постоянной регистрацией там. Временная регистрация не подойдет. Чтобы проголосовать дистанционно, нужно подать заявление на госуслугах до 11 марта. Жителям Москвы заявление подавать не нужно.
Тинькофф Журнал подробно рассказывал о том, как проголосовать онлайн. За границей. Участки для голосования организуют в 144 странах. Их список есть на сайте ЦИК.
Нельзя оказывать воздействие на избирателей и принуждать их к участию или неучастию. Расскажу подробнее о том, когда пройдут выборы и как проголосовать с соблюдением всех правил. Рассылка о том, как жить и богатеть Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно Подписаться Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности Когда можно проголосовать Выборы президента пройдут с 15 по 17 марта.
Если планируете голосовать традиционным способом, то прийти на участок можно в любой из трех дней. Они будут открыты с 08:00 до 20:00. Где можно проголосовать По месту регистрации. Нужный участок можно найти на сайте ЦИК. Для этого понадобится ввести адрес регистрации. После этого откроется страница с подробной информацией об участке. Там указан его адрес, номер телефона и состав избирательной комиссии.