Дмитрий Иванович Менделеев, родившийся 27 января 1834 г., стал последним, семнадцатым ребенком в семье директора Тобольской классической гимназии Ивана Павловича Менделеева. Жизнь на половинном жаловании оказалась тяжелым испытанием для семьи Менделеевых. 1# $a: Трирогова-Менделеева, Ольга Дмитриевна. Ко времени рождения Дмитрия в семье Менделеевых из детей оставались в живых два брата и пять сестер. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель.
Дмитрий Менделеев — биография
- Читайте также
- В Татарстане стартовала программа диспансеризации ветеранов спецоперации
- История жизни Дмитрия Ивановича Менделеева
- Они родились… семнадцатыми
- Мария Корнильева, мать Менделеева
Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева)
Отец — учитель, влюбленный в русскую классику, он передал своему сыну любовь к поэзии. В книге «Менделеевы: хроника семьи» собраны редкие и трогательные письма, которые писал и сам ученый. Подробнее смотрите в ролике.
Митя считал себя одним из деревенских детей, вместе со всеми играл в казаков-разбойников, купался и участвовал в товарищеских потасовках.
А дома было соответствующее воспитание. Детей учили чтению, начальному счету. Огромная библиотека матери — клад для пытливого ума.
Романы Вальтера Скотта, творения классиков русской литературы — все это занимало мальчика долгими вечерами. Впоследствии он назвал это время самым незабываемым и счастливым. Большое отцовское кресло с резными подлокотниками, старые иконы, шкафы с книгами, стопки рукописей — все останется в памяти юного ученого.
Мите исполнилось шесть лет, и родители решили отдать его в гимназию. Он был шаловлив, уже начинает формироваться его сильный и неуживчивый характер. Первые годы были относительно успешны — сказывалась домашняя подготовка и природная смекалка.
А далее — «драчун, двоечник, дерзок с учителями и одноклассниками, прогуливает занятия». Так как семья Менделеевых жила в гимназии, его знали и звали «младшеньким директора». Он не воспринимал процесс обучения всерьез.
Но к старшим классам все изменилось — 15-летний Менделеев, получивший аттестат, был уже другим человеком. В нем уже была природная проницательность и исследовательская жилка. Сразу же после окончания гимназии Мария Дмитриевна, собрав последние сбережения, вырученные от продажи имущества, вместе с детьми уезжает в Москву.
Что-то увидела в своем младшеньком, распознала ростки ученого. Это сегодня для нас расстояния не имеют значения: самолеты, автомобили, поезда. А в середине XIX в.
Основное средство — лошади, дороги — сибирские, удобств нет. Но восторгам Мити не было предела: новые лица, много неизвестного впереди. Он ждет прибытия в Москву.
И вот она, Москва. По рассуждениям матери, это — идеальный город для дальнейшего обучения Митеньки, здесь есть главный университет страны, центр науки. Но студентом МГУ может стать только выпускник гимназии Московского округа.
Физа была старше своего мужа на шесть лет, но даже это не помогало ей в семейной жизни: темпераметный химик был упрям, несдержан и бытро менял настроения однажды Дмитрий Иванович накинулся на лакея за не слишком горячий чай. Наверное, они оба понимали с самого начала, что брак их будет не слишком удачным: поторопились, кароч. Но в то время прерывать помолвки и браки слишком быстро было не принято. В итоге, Феозва и Дмитрий прожили в браке 16 лет и заимели троих детей.
И видимо старшему сыну великого химика досталась страстность и любвеобильность отца: фрегат «Память Азова», на котором служил Володенька, очень часто заходил в единственный открытый для иностранцев японский порт Нагасаки. Хитрые японцы, чтобы не пускать русских далеко, позволили им тусить лишь на одном остр вке, построив всё для хорошей жизни - кабачки, магазины и завесли японских женщин. По законам того времени, за определенную сумму денег, русским морским офицерам разрешалось иметь контрактную жену. В 1893 году, 28 января, японская контрактная жена Владимира Менделеева, Така Хидэсима, родила девочку Офудзи.
Менделеев внучку признавал, помогал её матери деньгами. До наших дней сведений о японских потомках великого ученого не сохранилось. Предположительно, Офудзи и её мама погибли во время большого землетрясения. В интернете есть два письма: одно из них Така Хидэсима писала отцу Фудзи, другое - ее деду, нашему химику.
На фото: Така Хидэсима и Фудзи Второй женой хотя не ясно, был ли разорван контрактный брак с японкой Владимира Дмитриевича Менделеева стала уже русская - дочка художника Кирилла Лемоха Варвара. Обвенчались они в 1896 году. Портрет Варвары Лемох, сделанный ее отцом Кириллом Лемохом. И по сути второй брак Владимира Менделеева обещал быть долгим и счастливым, если бы в через три года после свадьбы Владимир не заболел воспалением легких и не скончался.
Горюя о сыне, Дмитрий Иванович стал просить Варвару дать маленького внука Митю себе на воспитание. Но тут вмешался Кирилл Лемох, человек по натуре мягкий и добрый, но проявивший вдруг недюжее упрямство: наотрез отказался отдавать внука другому деду. И пока дедушки срались по поводу воспитания, маленький Митя Менделеев, трех с половиной лент, скончался от аппендицита в 1900 году. Эта линия Менделеева прервалась если не учитывать маааааааааааааааленькую возможность, что в Японии ходяд потомки его первого сына.
На радостях свекор подарил молодоженам родовое поместье в селе Аряш, что в 30 верстах от Камешкира. Довольная царским презентом пара сразу после свадьбы переехала в пензенскую глубинку. Говорят, как хозяйка Ольга Дмитриевна была необыкновенной: крестьяне, которым она помогола в неурожайные годы, на дочку Менделеева просто молились и были готовы умереть за нее. Но во время революции 1917г.
Ольга была на грани: ни денег, ни поддержки. Усложняла жизнь и горячо любимая дочь Наташа - у девушки была така называемая "слоновья болезнь", передвигаться на своих двоих она не могла.
А когда тот начал писать стихи, потребовал, чтобы Блок взял псевдоним. Ему не нравилось, что под какими-то стишками стояла его фамилия. Что интересно, с возрастом и поэт стал похож на отца, в гневе ломал мебель, бил посуду. Когда мальчику было 9 лет, мама привела в дом отчима, поручика, который не любил мальчика. Саша не понимал, почему его утонченная мать вышла замуж за этого грубого солдафона. С ней он познакомился на немецком курорте Бад-Наугейме. Юноше тогда было всего 16 лет, а Садовская старше его на 22 года, была замужем, имела 3 детей. Вспыхнул курортный роман, который продолжился и после того, как они приехали в Санкт-Петербург.
Судьба Ксении Михайловны сложилась не очень счастливо. После революции она голодала, умерла в Одессе в 65 лет, в клинике для душевнобольных. Она рассказала своему врачу, что была первой любовью Блока, но тот не поверил. Но когда она умерла, в подоле ее юбки нашли 12 писем Блока и засохшую розу. Видно она до последних дней помнила об их любви. Он же, узнав о ее смерти, якобы не очень переживал, сказав, что умерла старуха, ничего после себя не оставив. Для Александра Блока существовала только Люба, и «все остальные». Отношения с Любой Менделеевой Саша и Люба были знакомы с раннего детства. Семьи всегда поддерживали теплые отношения, дети вместе гуляли в университетском саду. Но, конечно, тогда еще не было разговоров о любви, чувства появились позже.
«Заветы матери считает священными». Часть 1
Интересным представляется факт появления фамилии в семье Менделеевых. еев провожает сына Владимира в плавание на палубе крейсера «Память Азова». Дмитрий — 17-й ребенок в семье Менделеевых.
Также рекомендуем
- Дмитрий Иванович Менделеев
- Дмитрий Менделеев: биография, личная жизнь, жена и дети, семья
- Женщины и дети Д.И. Менделеева - Химия
- Мария и Дмитрий Менделеевы
- 110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Любимые женщины Дмитрия Менделеева
одиннадцатым, писатель Теодор Драйзер - двенадцатым, хирург Николай Пирогов. Менделеев, исходя из того, что поголовье лошадей должно прирастать прежними темпами, считал самой сложной технической проблемой 20 века утилизацию огромного количества навоза. О научных достижениях выдающегося ученого Дмитрия Менделеева знают все, а вот его частная жизнь долгое время оставалась для всех загадкой.
25+ неожиданных фактов о жизни Дмитрия Менделеева, про которые не расскажут на уроках химии
В 1847 году, когда Дмитрию Менделееву было 13 лет, отец умер. Все заботы о большой семье легли на плечи матери. Официально не имея никакого образования, Мария Дмитриевна многому училась сама, фактически пройдя курс гимназии рядом со своими братьями. Благодаря этому она смогла довольно успешно вести дела на стекольной фабрике, принадлежавшей брату. Однако вскоре фабрика сгорела, и Мария Менделеева вместе с детьми покинула Сибирь, переехав в Москву. Заметив у младшего сына явные способности к наукам, мать постаралась сделать все, чтобы дать ему достойное образование.
Она скончалась спустя несколько недель после того, как Дмитрий стал студентом Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. Первый брак Дмитрия Менделеева Неизвестно, как сложилась бы личная жизнь Дмитрия Ивановича, если бы не вмешательство его сестры Ольги. Именно она, обеспокоенная увлеченностью брата наукой, решила во что бы то ни стало женить его. Девушка была на 6 лет старше жениха по другим источникам на 8 , но это не смутило сваху. Дмитрий Иванович, не чувствуя особого влечения к невесте, пытался сопротивляться.
Но сестра, взывая к его совести и опираясь на собственный опыт семейной жизни, настояла на женитьбе. Цитата из письма Ольги Басаргиной брату: "Знай, Дмитрий, я была два раза замужем. Первый раз за пожилым человеком, Медведевым, a второй раз по страстной любви за Басаргиным. Тебе первому и единственному скажу откровенно, что счастлива я была в первый раз с Медведевым. Вспомни еще, что великий Гете сказал: "нет больше греха, как обмануть девушку".
Ты помолвлен, объявлен женихом, в каком положении будет она, если ты теперь откажешься? В это браке у Дмитрия Менделеева появилось на свет трое детей. Мария Мария, первенец ученого, родилась в 1863-м, но умерла уже спустя полгода. Владимир Первый сын ученого, Владимир, родился через 2 года после сестры - в 1865-м. Владимир Дмитриевич стал морским офицером, с отличием окончив Морской кадетский корпус.
Он был участником плавания вокруг Азии и вдоль дальневосточных берегов Тихого океана на фрегате "Память Азова" 1890-1893 г. В 1898 году вышел в отставку, планируя разработать "Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива". Завершить эту работу талантливому инженеру-гидрологу не удалось: в декабре того же года он скоропостижно скончался от воспаления легких. Первой любовью Владимира Менделеева стала Мария Федоровна Юрковская в замужестве Андреева , актриса, будущий комиссар театрови зрелищ, директор московского дома ученых. Нарушив данное Владимиру Дмитриевичу обещание, девушка внезапно вышла замуж за другого, нанеся сыну великого химика тяжелейшую душевную травму.
Чтобы излечить сына от тоски, отец добился от высокого морского начальства его назначения на "Память Азова". На специально оборудованном властями Японии искусственном острове, предназначенном исключительно для иностранных моряков, у Владимира появилась "контрактная жена" - японка Така Хидэсима. В январе 1893 года японская жена родила родила русскому супругу-моряку дочку. Девочку назвали Офудзи. Менделеев признал внучку, периодически отсылал ее матери деньги.
Однако сведений о судьбе Офудзи и вероятных ее детях не сохранилось. Есть предположение, что и она, и ее мама погибли во время землетрясения в 1923 году. Опровергая эту версию, японские исследователи указывают на отсутствие документального подтверждения гибели женщин. Но и отыскать следы возможных прямых потомков великого химика им не удается. Вернувшись из морского похода на родину, Владимир Менделеев в 1896 году женился на Варваре Кирилловне Лемох, дочери известного художника-передвижника.
Когда приготовления к счастливому торжеству шли полным ходом, Соня выходить замуж за Менделеева отказалась. Неразделенная любовь едва не погубила Менделеева Парень болезненно переживал расставание с возлюбленной, а та, как бабочка, порхала легко по жизни, не зная забот и печалей. Чтобы не сойти с ума от горя, молодой ученый уехал за границу. В кругу верных друзей и полностью погруженный в работу, постепенно он пришел в себя, и жизнь вновь заиграла яркими красками.
Феозва Лещева - первая жена Дмитрия Менделеева Спустя какое-то время в личной жизни нашего героя появилась давняя знакомая Феозва Никитична Лещева. Былые дружеские чувства неожиданно для обоих трансформировались в нежную привязанность, а позже и в какое-то стабильное чувство. Хоть с любовью оно имело совсем мало общего, но пара строила отношения по принципу «стерпится — слюбится». Однако, о счастье небесном речи не шло.
Первая жена Дмитрия Менделеева Новая избранница Менделеева была на 6 лет старше, но выглядела не по годам молодо, составив великолепную пару ученому. Теплые отношения, основанные на взаимном уважении и доверии, устраивали обоих и вскоре привели к помолвке. В 1862 Феозва стала официальной женой Дмитрия Менделеева. Супруги стали родителями троих детишек: Маши 1963 , Володя 1865 и Ольга 1968.
Только старшей дочери Дмитрия Менделеева не был отмерен долгий жизненный путь, малышка прожила лишь несколько месяцев. Семья Дмитрия Менделеева, хоть и была напоказ практически идеальной, а отношения между супругами отличались доброжелательностью, по настоящему счастливым ученый себя не чувствовал. Главной радостью и гордостью в его жизни была научно-исследовательская работа, а самой большой любовью — химия. Первая жена ученого Анна Попова — вторая супруга Дмитрия Менделеева 1877 год стал переломным в судьбе Дмитрия Ивановича.
Наконец, в семье произошло радостное событие: в 1845 году дочь Машу выдали замуж за учителя тобольской гимназии М. В том же году Капустины прислали Марии Дмитриевне внука Сенечку для поступления в эту гимназию. С каждым годом завод приносил всё меньше и меньше доходов. Мария Дмитриевна по её собственному признанию, «билась как рыба об лёд», но без результата. В отсутствии постоянного хозяйского надзора даже самая налаженная система быстро распадается. Я не в состоянии связать моих мыслей, чтоб писать к вам о чём-либо.
В самом критическом положении дела фабрики… У меня до 60 000 в готовности одной питейной посуды, и если не буду иметь поставки, то мои долги окончатся банкротством, и я на старости останусь бесчестною женщиною. Во вторник не писала оттого, что душа была растерзана. Надо было рассчитать всех рабочих и мастеровых к празднику, а я едва могла занять за ужасные проценты 350 рублей и, присоединив к оным пенсию Ивана Павловича, раздала всё, все деньги, и осталась сама с 25 рублями ассигнациями и с 400 рублями». Слава Богу, на этот раз всё благополучно разрешилось. После семи мучительных декабрьских дней я начинаю дышать свободнее». Я не боюсь бедности, не стыжусь под старость переносить нужду, если уже нет сил трудиться, но не могу быть равнодушною к незаслуженному презрению, не могу быть равнодушною к незаслуженным упрёкам от тех, о коих я заботилась.
Мои детки, фабричные, оказали мне в последние месяцы такую привязанность и готовность служить, какой я и не ожидала от них. В октябре сложили новую мастерскую и печь и полтора месяца вели действие, получая только необходимое на хлеб; и когда к Николину дню я написала, что отдаю на волю их выгасить или продолжать до Рождества действие, потому что не знаю ещё, буду ли иметь сбыт посуды, то они все решились работать в долг, а действие продолжать, потому что и печь, и горшки хороши. Все это трогает меня до слёз». В будущем Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Выросши около стеклянного завода, который вела моя мать, тем содержавшая детей, оставшихся на её руках, сызмала пригляделся я к заводскому делу и привык понимать, что оно относится к числу народных кормильцев…» На рождество Менделеевы получили подарки от Капустиных. Мария Дмитриевна в письме благодарила за них своих детей и несказанно радовалась подаркам от сына Ивана, купленным на его первые заработанные деньги: «Мне посылает он ситцу на платье и братьям по косынке, за что благодарю со слезами, и обнову твою, любящий сын, сошью к Рождеству. Мне дарить вас нечем, но пример старшего много действует на младших братьев».
Год закончился для семьи Менделеевых счастливым событием: дочь Мария родила сына Михаила. Она чувствует себя недурно и начала кормить сама грудью... Остаюсь любящая мать М. Новый 1847 год оказался самым тяжёлым для семьи Менделеевых. В октябре от чахотки скончался Иван Павлович Менделеев. Менделеев в мемуарных записках, — был давно не вполне здоров, но чувствовал себя тогда удовлетворительно.
Мать начала было его успокаивать, но он прервал её, говоря, что некогда, что он хочет поцеловать всех. Затянулся и умер… Ни страха, ни страданий, ни обрядов, ни слёз». Даже умирая, Иван Павлович хотел оградить свою жену от лишних волнений. Для Марии Дмитриевны смерть любимого супруга была невосполнимой потерей. Тяжко мое положение, но я с покорностью преклоняю колена сердца моего пред всеведущим Промыслом Вышнего и ожидаю, что сотворит со мною Господь... Милая моя Оленька!
Милая моя Катенька! Вы сочувствуете нашей горести, и если вам непонятны чувства матери, то горесть сестёр близка и вашему сердцу. Утешайте их, помогайте им и помолитесь, чтоб Господь сжалился над бедною вашею матерью и не долго разлучал её с верным спутником 38-летней жизни» из писем семье Капустиных. После ухода из жизни Ивана Павловича Мария Дмитриевна осталась без верного друга. На её руках было четверо детей: две незамужние дочери: больная чахоткой Поленька, болезненная Лизанька, и два мальчика-гимназиста. Старшие дети жили далеко, Машенька ещё сама нуждалась в помощи.
Некому было больше Марию Дмитриевну поддержать и пожалеть. В эти тяжёлые дни Мария Дмитриевна старалась, чтобы беда сплотила всех её детей, чтобы между ними сохранялись тесные родственные связи. В своих письмах она просила старших детей ради уважения к ней писать письма своим младшим братьям и сёстрам: «Милые мои старшие дочери, утешьте меня особыми вашими письмами к Маше и Михаилу Логиновичу зятю , о чём прошу также и Ванечку». В будущем уже знаменитый учёный Дмитрий Иванович Менделеев пригласил к себе жить овдовевшую сестру Екатерину с тремя сыновьями, тремя дочерьми и внуком. Мария Дмитриевна выхлопотала вдовью пенсию, но оказалось, что содержать семью на эти деньги не представлялось возможным. Она вынуждена была из последних сил вести заводские дела.
Как крик отчаяния её новое письмо дочери и зятю: «Прошу и умоляю не оставить моего обоза и рассчитать в конторе возчиков. Дай Бог, чтобы Иван Соколов хорошо довёл тебе лошадку. Принимая её, если доведёт, пожалуйста, подари ему целковый или синенькую. Он беден, и я доставила ему эту работу в дороге, чтобы помочь ему… Только, ради Бога, помогите мне высылкою 250 рублей к Новому году, чтобы не остановить уплаты по ярлыкам. Фабричные мастеровые в гуте целый декабрь работают без денег и ждут, что получат к Новому году. И за ноябрь рассчитала только половину к Николину дню, а остальным обещала после Рождества.
Судите теперь, что мне жаль бросить воспитанных мною, уже не буйных и дерзких рабочих, но домовитых и благодарных мне крестьян». Удивительная женщина, мать Менделеева, находясь в столь бедственном положении, думала не только о своих родных детях, но и о «фабричных детках». Зная, что скоро с ними расстанется, ей хотелось хоть чем-то помочь им на прощание. Мария Дмитриевна так нуждалась в деньгах, что даже послала каталог своих книг, — возможно, в глубине души надеясь, что зять, увидев такое богатство, захочет купить библиотеку. Но дочь не поняла её тонкого намёка. Я желаю только скорее расплатиться с долгами и продаю дом, остаюсь без пристанища, только бы сбросить с себя иго взысканий...
Менделеева писала об Аполлинарии: «Теперь болезнь Поленьки привела в забвение все мои дела. Я снова забываю в своё время распоряжаться и действовать, снова делаюсь жалкою женщиною и несчастною матерью… Иду наверх, к Поленьке. Она сегодня очень много кашляла ночью. Слёзы падают вместе со слезами тяжкой материнской скорби. Катенька, ты теряла малюток и мне поверишь». Через три месяца после смерти Ивана Павловича семью вновь постигло горе: от скоротечной чахотки скончалась Поленька Аполлинария.
Слова Марии Дмитриевны пронизаны необычайной болью: «Сердце моё растерзано, а я даже не смею плакать и всё страшусь за Лизаньку… Боже мой! Боже мой! Дай мне силы и крепость страдать и терпеть!!! В следующем письме она писала: «По малодушию моему я ещё плачу о Поле, но слёзы скоро иссохнут. Я должна бодрствовать, чтобы воспитать Пашу и Митю. Они ещё имеют нужду в материнских попечении и заботах.
Желала бы писать веселее, но не могу укрепить бедного моего сердца». В этом же 1848 году на заводе случился пожар, уничтоживший склады с материалами и готовой продукцией. Через несколько дней второй пожар уничтожил всё до тла, освободив Марию Дмитриевну от всех привязанностей к Тобольску. К тому времени сын Павел закончил гимназию и был отправлен в Омск, под опеку Капустиных, где, как и его брат Иван, поступил на службу. Скорее всего Мария Дмитриевна уже поняла, что дать университетское образование обоим младшим сыновьям она при всём своём желании не сможет. К окончанию Митей гимназии Мария Дмитриевна продала свой дом и распродала всё имущество, кроме библиотеки.
Книги она передала на хранение дочерям, одну часть — Маше, другую переслала Капустиным в Омск. В начале лета 1849 года мать Менделеева вместе дочерью Лизанькой и сыном Митей двинулась в путь по Московско-Сибирскому тракту в Москву. Кажется, какие-то сверхъестественные силы укрепили дух матери и никто и ничто не могло помешать ей осуществить свою мечту: определить любимого сына Митиньку в Московский университет. Её не могли остановить ни холера, свирепствующая на больших территориях России, ни переправа через Иртыш, ни невероятно тяжёлая поездка в почтовых дилижансах по дорогам, которые местами представляли собою вид пашни, изрезанной продольными бороздами. Расстояние в 30 вёрст преодолевали за семь-восемь часов. Преодолев две тысячи километров Мария Дмитриевна осенью вместе с детьми прибыла в Москву.
Брат Василий радушно принял сестру и племянников. Он предпринял несколько попыток через своих влиятельных друзей устроить Дмитрия в университет. Когда эти попытки не увенчались успехом, Василий Корнильев предложил сестре устроить племянника в одну из московских канцелярий. Мать Менделеева и слышать не хотела о карьере чиновника для Мити, — так велика была её вера в гений сына. Зимой 1850 года вместе с Лизой и Митей она отправилась в Санкт-Петербург. Вначале она хотела определить сына в Петербургский университет, затем в Медико-Хирургическую Академию, но Дмитрий не прошёл проверку, так как ему стало дурно при вскрытии трупа.
Уже отчаявшись, мать Менделеева разыскала студенческого друга покойного мужа, профессора математики Д. Чижова, и обратилась к нему за помощью. Он преподавал в Главном Педагогическом институте, но приём в него проводился раз в два года. Именно в 1850 году приёма не было. Мария Дмитриевна обошла все инстанции, всех знакомых, подала ходатайство в Министерство образования с просьбой сделать исключение для её сына и таки добилась своего: для Дмитрия было сделано исключение из правил. Из воспоминаний Д.
Менделеева: «В Главном Педагогическом институте Чижов… помог, и в год не приёмный приняли». Однако отказать в приёме сына Марии Менделеевой уже никто не отваживался. В конце того же месяца Дмитрий стал студентом физико-математического факультета Педагогического института. Мать добилась для сына казённого обеспечения, и Митя дал расписку отработать учителем после окончания института восемь лет. Это долгожданное, страстно желанное событие в одночасье сняло с Марии Менделеевой страшное напряжение. Словно её материнская миссия на земле была выполнена и божественный дух покинул её тело.
Она быстро теряла силы. Деньги, привезённые из Тобольска, закончились. Оставалась только маленькая пенсия по потере кормильца. Мария Дмитриевна, конечно, могла бы вернуться к брату в Москву; несомненно, Василий Корнильев принял бы сестру и племянницу. Но, наученная горьким опытом с сыном Иваном, Мария Менделеева предпочла оставаться рядом с Митей.
Отец взял его к себе в Палату на должность запасного поверителя. В 1909 году Василий опубликовал работу «О наивыгоднейших размерах и предельной величине летательных машин тяжелее воздуха». В 1918 году оказался в Екатеринодаре, где работал конструктором на заводе «Куба-ноль».
В 1920 году в возрасте тридцати четырех лет поступил на механическое отделение Кубанского политехнического института. В 1922 году он умер от тифа. Детей после себя не оставил. В истории военного дела Василий Дмитриевич остался как автор конструкции первого в мире сверхтяжелого танка. Судьба Розамунды, дочери Агнессы Фойхтман, неизвестна. Внучки и правнук Если не задаваться вопросом о будущем японской жены Владимира Дмитриевича Менделеева Таки Хидесима и их дочери Офудзи, судьба которых покрыта тайной, и детей, возможно, родившихся у Розамунды, у Менделеева были две внучки, дожившие до взрослого возраста: Наташа — дочь Ольги, и Катя — дочь Марии. О взрослых годах Натальи Дмитриевны Трироговой, которую дед успел подержать на руках и побаловать, неизвестно почти ничего, кроме того, что замуж она не выходила, детей не имела и умерла через год после матери, в 1951-м. Мать и дочь похоронены на Новодевичьем кладбище рядом с тремя могилами Кублицких — родственников Александра Блока.
О Екатерине Дмитриевне Менделеевой-Каменской, родившейся в 1925 году и дожившей до девяностых годов XX века, и ее сыне Александре Евгеньевиче Каменском благодаря публикации их друга, доктора химических наук Д. Мустафина 1 сентября. Сначала Екатерина Дмитриевна училась в Ленинградской академии художеств, потом поступила в театральную студию Большого драматического театра имени А. Горького, где училась на одном курсе вместе с известными впоследствии ленинградскими актерами Н. Ольхиной и В. Затем окончила исторический факультет Ленинградского университета. Судя по описанию автора статьи, Е. Каменская имела чрезвычайно выразительную внешность: «Высокая, статная, яркая, она всегда была в центре внимания, окруженная поклонниками и подружками.
В юности она обладала большой физической силой и могла на спор поднять руками автомобиль. Студенты Академии художеств заключали пари и пропускали лекции, чтобы посмотреть, как внучка Менделеева Катя будет поднимать огромную машину… Меня сразу же потрясло удивительное сходство Екатерины Дмитриевны с ее великим дедом. Одета она была довольно просто и даже, наверное, бедно, но вся ее монументальная фигура, открытое улыбающееся лицо с большим чувственным ртом, неторопливая правильная речь говорили о благородном происхождении и о врожденном интеллекте, который нельзя приобрести, даже читая самые умные книги. Она была открытой, веселой и шумной, с ярко-рыжими волосами. Любила рассказывать о себе, о своей маме и о деде, которого никогда не видела». Несмотря на способности и разностороннее образование, Екатерина Дмитриевна не смогла добиться успеха в жизни.
Дмитрий Менделеев: наука и любовь великого ученого
Вся забота о семье перешла к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой. С детства в семье Менделеевых дети видели примеры подлинного благочестия. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783-1847).
ЭЛЕМЕНТарно: жизнь профессора Менделеева
Савченков; сидят: В. Рихтер, С. Ковалевский, Н. Нечаев, В. Марковников, А. Воскресенский, П. Ильенков, П. Алексеев, А.
Энгельгардт подписи сделаны рукой Д. Менделеева Менделеев тщательно изучил описание свойств элементов и их соединений. Но в каком порядке их проводить? Никакой системы расположения элементов не существовало. Тогда ученый сделал картонные карточки. На каждую карточку он заносил название элемента, его атомный вес, формулы соединений и основные свойства. Постепенно корзина наполнялась карточками, содержащими сведения обо всех известных к этому времени элементах.
И все равно долгое время ничего не получалось. Говорят, что периодическую таблицу элементов ученый увидел во сне, оставалось ее лишь записать и обосновать. Постепенно Менделеев понял, что с изменением атомного веса меняются и свойства элементов. Приближался к концу февраль 1869 года. Через несколько дней рукопись статьи, содержащей таблицу элементов, была закончена и сдана в печать. Менделеев уехал в срочную командировку на один из химических заводов. Любопытно, что вначале русские химики не поняли, о каком великом открытии идет речь.
С того дня, когда за простыми рядами символов химических элементов Менделеев увидел проявление закона природы, другие вопросы отошли на задний план. Он забросил работу над учебником «Основы химии», не занимался и исследованиями. Распределение элементов в таблице казалось ему несовершенным. По его мнению, атомные веса во многих случаях были определены неточно и поэтому некоторые элементы не попадали на места, соответствующие их свойствам. Взяв за основу периодический закон, Менделеев изменил атомные веса этих элементов и поставил их в один ряд со сходными по свойствам элементами. История жизни Дмитрия Ивановича Менделеева В статье, вышедшей на немецком языке в «Анналах», издаваемых Либихом, Менделеев отвел большое место разделу «Применение периодического Закона для определения свойств еще не открытых элементов». Он предсказал и подробно описал свойства трех неизвестные еще науке элементов — эка-бора, эка-алюминия и эка-кремния.
Для Менделеева вопрос о периодическом законе был исчерпан. И снова лекции в университете, исследования в лаборатории, сельскохозяйственные опыты в Боблово, поездки по стране на различные химические предприятия. В это же время Менделеев глубоко заинтересовался еще одним вопросом — состоянием газов при очень высоком давлении. Председателю Русского технического общества П. Кочубею удалось раздобыть средства, и это дало возможность нанять сотрудников, купить аппаратуру. Самым большим результатом этой работы было выведенное Менделеевым уравнение состояния газов, которое имело более общий вид, чем известное уравнение Клапейрона. Илья Репин.
Портрет Д. Менделеева в мантии доктора права Эдинбургского университета. Но французский исследователь указал удельный вес галлия — 4,7, а по вычислениям Менделеева у эка-алюминия получалось 5,9. Менделеев решил написать ученому, указав, что, судя по свойствам открытого им галлия, это не что иное, как предсказанный в 1869 году эка-алюминий. И, действительно, более точные определения удельного веса галлия дали значение 5,94. Открытие галлия вызвало настоящую сенсацию среди ученых.
Менделеев организует в Гейдельберге собственную лабораторию, где производит ряд выдающихся исследований по физической химии в числе которых изучение сил сцепления и расширения жидкостей. Сделано открытие "температуры абсолютного кипения жидкостей", известной ныне под названием критической температуры 1860 - Менделеев принимает деятельное участие в первом международном съезде химиков в Карлсруэ 1861 - Возвращение в Петербург. Чтение лекций по органической химии в университете, преподавание во 2-м кадетском корпусе, в корпусе инженеров путей сообщения, в Военно-инженерном училище и в Военно-инженерной академии. В это период Менделеев составляет для студентов обширный курс "Органическая химия", удостоенный Демидовской премии. Выходят его работы по вопросам заводской, промышленной России. Поездка в Баку для ознакомления с процессами переработки нефти. Ряд сельскохозяйственных опытов в Боблове.
Печоры меня встречали непрекращающимся ливнем. Всё было не так, как я люблю, не так, как предполагала. Приехала в любимой красивой юбке, с макияжем и аккуратной прической. Пока я шла от остановки до ворот обители, тушь растеклась и смылась, выпрямленные волосы завились и растрепались, пышная юбка промокла насквозь и выглядела нелепо. Таким образом, в монастыре я оказалась в своем истинном виде без прикрас. В тот же день мне дали послушание в трапезной. Необходимо было мыть посуду. Но только не так, как я привыкла это делать дома, а так, как мне скомандовали работницы, трудящиеся здесь очень давно. Боюсь, не успею и не смогу сделать то, что мне поручили», — молилась я. Изможденная от бесчисленного количества тарелок, стаканов и вилок, я предполагала, что завтра работать уже не смогу, сил моих на это вряд ли хватит. И моя работа по профилю учителем, от которой, казалось, я выгорела, уже казалась не такой и сложной, если сравнивать её с тем послушанием, на котором я оказалась. И тут же я попросила Господа о новой работе.
Хорошо давалась Менделееву математика, а с течением времени проснулась тяга и к другим предметам. Постепенно молодой человек настолько «втянулся» в учёбу, что по окончании института даже получил золотую медаль. Любопытно, что позже Менделеев и сам был преподавателем. Однако сложный характер учёного послужил причиной его ухода с должности педагога в 1890 году. Менделеев и «изобретательские мифы» «Все дается только труду. Все — труду людскому, таков лозунг истории». Как часто бывает с известными людьми, личность Д. Менделеева была окутана большим количеством придуманных историй и легенд. Один из известных мифов гласит о том, что именно великий химик стал изобретателем водки. Распространению этого заблуждения послужил тот факт, что в 1865 году Менделеев защитил диссертацию «Рассуждение о соединении воды и спирта». В труде рассматривались свойства смесей воды и спирта, растворов, но никак не пропорции изготовления спиртных напитков. Существование водки как напитка было зафиксировано несколькими столетиями до рождения русского учёного. Другое, пожалуй, ещё более распространённое заблуждение о свершениях Менделеева гласит о том, что известная периодическая система химических элементов пришла к учёному во сне. Русский химик трудился над созданием известной таблицы более двадцати лет, поэтому миф о том, что система явилась к нему во сне внезапно, без предшествующей работы, была даже оскорбительна для Менделеева. Только непрестанный труд послужил появлению периодической системы. Идея же связи между химическими свойствами и массой пришла к учёному, когда он планировал отправиться в командировку. Пришедшая мысль освежила размышления химика и подала новые пути к открытиям настолько, что Менделеев отложил свою поездку и погрузился в науку с головой. Увлечения великого химика Менделеева «Сам удивляюсь — чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю, неплохо». На сегодняшний день, пожалуй, самым интересным и неизвестным фактом из жизни Д. Менделеева стало необычное увлечение известного химика. Работая с растворами и создавая новые «рецепты», Менделеев изобрел особый вид клея. Его клей был удивительно прочным и качественным, химик даже не доверил никому рецептуру своего «клеевого изобретения».
МБУК «Объединение «Новомосковский историко-художественный музей»
После смерти Блока дочь Менделеева увлеклась историей и теорией балетного искусства, начала изучать педагогические методы Агриппины Вагановой, учила актерскому мастерству. «Заветы матери считаю священными», — писал Дмитрий Менделеев в посвящении одной из своих научных работ. одиннадцатым, писатель Теодор Драйзер - двенадцатым, хирург Николай Пирогов.
Мария и Дмитрий Менделеевы
В детстве маленький Дима Менделеев особых одаренностей в плане учебы не проявлял, что нередко заставляло краснеть его благовоспитанных и высокообразованных родителей. Был семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о том, как жила семья Нобелей в Северной столице, и почему Дмитрий Менделеев считал, что они грабят страну.
Жизнь профессора Дмитрия Менделеева
На помощь ей пришел старший брат. Он предложил сестре управление стекольным заводом недалеко от Тобольска. Умная и энергичная женщина смело взялась за дело. У неё была одна цель — обеспечить достойное будущее своим детям. Уже через год она смогла накопить денег на лечение мужа и отправила его в Москву, где ему почти полностью вернули зрение!!! Теперь Иван Павлович мог помогать семье, подрабатывая на дому корректором и ведя некоторые заводские дела. Вскоре супруги выдали замуж своих старших дочерей, а старший их сын Иван поступил в Московский университетский Благородный пансион. Несмотря на сильную загруженность на заводе, за которую Мария Дмитриевна часто себя корила, она была очень внимательна к воспитанию детей.
Собрав в доме огромную библиотеку, она сама учила детей читать, играть на фортепиано. Мария Дмитриевна обожала всех своих детей, но между ней и Митенькой всегда была особая духовная связь. Мать часто брала его на завод, где он часами наблюдал за процессом изготовления стекла. Именно тогда она привила Дмитрию любовь к науке. В 1847 году на семью обрушивается новое испытание. Глава семьи умирает от чахотки, а чудовищный пожар почти полностью уничтожает стекольный завод Менделеевых. Но даже эти потери Мария Дмитриевна сумела превратить в подарок судьбы.
Миллером, подобранными и привратно истолкованными, а как разумел Завьялов Менделеева, то он не знает его лично, мог только слышать от Пикторова, сослуживца Завьялова, и что скажет на это Пикторов не может отрицать хорошо того не помня. Нечистота и неопрятность в здании Гимназии и содержании Пансиона. Нечистота произошла в Пансионе от того, что во время перестроек классы помещались в нижнем этаже, что ученики приходили до начала учения, что дети выходя далеко за естественной нуждой наносили грязь и песок, что служители пренебрегали его приказаниями; что ветхая кровать ученика Пустышкина, отлучившегося к родителям, делала безобразие, в том Г. Менделеев признался. Профессор Никольский в представлении своём говорит, что Г.
Попечитель обозревал Гимназию в осеннее время, когда классы переведены были на нижний этаж. Далее, что он в следствии утверждённого плана учебным начальством, не осмеливался на размещение Пансиона в бель-этаж. Я не могу судить о бывшем состоянии Гимназии и Пансиона, потому что если неопрятность и была во время управления Г. Менделеева, что кажется мне после всего здесь сказанного несомнительным, то от всех сих беспорядков не осталось уже ни малейшего следа ныне, когда Г. Миллер содержит Пансион и Гимназию в черезвычайной чистоте и приличии.
Из приложенного журнала о испытании в науках усмотрел Совет успехи Учеников по частям. Одно только нахожу нужным прибавить, что в отношении к практике языков успехи найдены весьма не удовлетворительны. Но могу ли удержаться, чтоб не жаловаться на скудное содержание Учителей. Можно ли взыскивать с них недостаток рвения, и можно ли не извинить их желание скорее провести урокичные годы и освободиться от положенного на иных Учительского звания? В особенности обратил внимание на поправки, произведённые в 1825 году.
Печи, полы, замки потёртыми уже, чего бы не должно ожидать еще судя по времени. Важный недостаток, что от употребления сеней с лестницами, ближайшие покои почти не могут быть обитаемы; а на восточной стороне холод совершенно не выносим. Другой недостаток от устройства отходов из которых одни очень удалены от Главного корпуса, а другой находящийся в оном наносит дурной запах. Более других терпит от него Менделеев в своей квартире. Яснее может усмотреть Совет усмотреть сиё состояние строений из приложенной мною бумаги под буквой «Х».
Менделеев отлучился в Царицын и возложил всё попечение на Учителя Орлова, которому может быть Правление и не могло бы столько доверить. Правление Университета обманулось однако же в опытности Г. Менделеева потому, что он сам сознаётся в противном, но допустил однако ж начальство оставаться в сём заблуждении может быть к вреду Гимназии, покуда ему предоставляем был случай воспользоваться сим недостатком его опытности, чтобы оправдаться против его обвинения Г. Попечителя Магницкого. Хотя правда, что часть денег остались в сбережении, но и спрашивается при соблюдении другого порядка, не осталось бы их более Успел ли я совершенно достигнуть той цели, которую предположил Совет, отправляя меня в Саратов, я тем не менее могу быть уверен, что мне не дано было никаких наставлений, ни словесных, ни письменных, на что я должен был обращать внимание при моих исследованиях.
Правление Университета удовольствовалось только сим кратким выражением : «произвести законное исследование об увольнении Директора Саратовских Училищ, об определении на место его Г. Миллера и об обидах от последнего». В разумности увольнения Г. Менделеева от должности мне кажется, что после всего сказанного нельзя оправдывать Г. Менделеева в упущениях по должности, но что обвинения однако не во всей обширности своей могут быть приняты.
Когда последовало его отрешение от должности и определение на место его Г. Миллера, то Г. Менделеев с сего времени перестал быть Директором Гимназии, в следствии приказаний бывшего Г. Попечителя, но не хотел однако в своих поступках признавать Миллера Директором. Ещё более Г.
Менделеев все отношения к нему Г. Миллера заключающие в себе распоряжения, какие последний по должности своей почитал сделать нужным, принимал за притязания к нему, будто бы по ненависти и жалуется начальству на оскорбления. Справедливость замечаний в предписаниях Г. Миллера трудно было бы доказать, потому что надобно верить или словам того или другого. Гражданский Губернатор Панчулидзев, получив просьбу от Г.
Менделеева, в которой он жаловался на обиды, нанесённые ему от Миллера, вызвался быть между ними посредником, и пригласив их 22 Марта к себе, предложил помириться. Ссорящиеся уговорились разменяться бумагами, которые они писали друг против друга. Менделеев требовал расписки от Миллера в том, что он писал о нём в запальчивости. Миллер хотел письменного удовлетворения, что слова Менделеева: «вон, вон», были сказаны по необдумости. Предложения были приняты.
Миллер сдержал слово, а Менделеев нет. Панчулидзев в своём отношении ко мне даёт точно такое толкование. Менделеев сделал дурное употребление из записки Миллера: представил её в правление Университета, в доказательство того, что поступки Миллера надо приписывать запальчивости. Я так же хотел помирить их. Оба оказали равное желание в начале.
Менделеев сам хотел сим ознаменовать день праздника Казанской Божией Матери. Приготовления его были похвальны: он был у заутрени, у обедни, у вечерни, два раза служил молебен дома; но после всего этого пришёл ко мне и объявил, что он никак мириться с Миллером не может. Такова была моя неудача по словесным моим предложениям. Петербург 1820 года. На странице 502 в параграфе 21 сказано: Буде кто с кем в обиде помирился, то иска нет.
На стр. Впрочем всеобщая молва в Саратове совершенно на стороне Миллера. Он в такой степени сумел приобрести себе доверенность всех, что некоторые отдали своих детей в Гимназию, для того, что Миллер начальником оной, а другие по их словам тогда лишь хотели отдать, когда Миллер будет утверждён Директором. Из сего можно предположить, что тамошняя Гимназия под его управлением будет в гораздо лучшем состоянии. В заключение должен я ещё присовокупить замечание, которого справедливость непременно требует.
Если Г. Менделеев получает полное жалование Директора, между тем как не печётся ни об одном учебном заведении, то по всей справедливости и Г. Миллеру, показывающему неутомимую деятельность, должно быть выдано полное Адъюнктское жалование за всё время отправления им должности Директора в Саратове. Профессор, Коллежский Советник и Кавалер Ф. Как видим, симпатии Эрдмана в целом на стороне Миллера, тогда как в адрес Менделеева высказано немало упреков.
Хотя итоги ревизии были доложены Совету в декабре 1826 г. Протопопов в донесении ко мне от 3-го Сентября согласился на перемещение в Директоры Пензенских Училищ. В следствии сего и согласно предписанию Господина Министра Народного Просвещения, от 8-го прошедшего года Августа предлагаемого Совету Университета: 1. Перевести Протопопова из Тобольска в Пензу. Визитатору Сибирских Училищ особенно наблюдать за его управлением.
Предписать кому следует о выдаче Гг. Протопопову и Менделееву, на проезд до нового места служения, прогонные деньги по чину, заимообразно до отпуска из Казанских Палат, из экономических сумм Гимназий Тобольской и Саратовской. О утверждении же Г. Протопопова Директором Пензенских, а Г. Менделеева Тобольских Училищ, и об ассигновании им денег по чину я вместе с сим представил Господину Министру Народного Просвещения.
Стоит ли говорить, что не имевший покровителей сын сельского священника И. Менделеев в создавшейся ситуации был обречен на поражение. И сколько бы Иван Павлович не доказывал правоту тех или иных поступков, доводы его в расчет не принимались. Несомненно, идеальным директором вверенных ему учебных заведений И. Менделеев не мог стать уже лишь по объективным причинам, вследствие бюрократического пресса и повсеместного доносительства, процветавшего среди чиновников любого ранга.
По службе он лицом к лицу столкнулся с нечестностью ряда должностных лиц. Что греха таить, примерным администратором в управленческой системе той эпохи он не мог стать и по ряду личных качеств и, прежде всего, по мягкости своего характера, природной доброте и перегруженности служебными делами, перешедшими к нему от предшественников в плачевном состоянии. Между тем любая административная система требует людей жестких и прагматичных, способных и начальству угодить, и о себе не забыть. Иван Павлович оказался человеком совсем иного склада, современники характеризуют его как человека деятельного и активного, радеющего за судьбы своих воспитанников, необычайно честного и религиозного. Даже пройдя через все испытания, выпавшие на его долю, от своих убеждений и идеалов юности он не отказался и остался верен им до конца жизни.
На наш взгляд, «Дело» является ярчайшим примером зависимости и полной беспомощности администратора александровской, а затем и николаевской эпохи от вышестоящего начальства. Не зря в российской литературе XIX века образ «маленького человека» столь популярен: это была эпоха, когда «чин шел впереди личности». Как видим, начальный конфликт со своенравным и не ценящим людей Магницким сменился еще более острой ссорой с карьеристом Миллером, а в конце Менделеев вынужден был оправдываться за каждую мелочь перед въедливым педантом Эрдманом которому столь же аккуратный «инородец» был явно симпатичен. Иван Павлович был вынужден писать пространные объяснения, испытывая явные унижения. Тем не менее на его стороне была правда: вся его деятельность на посту директора была направлена на благо учащихся, и никакой ревизор не смог доказать обратного.
Попытки обвинить его в пьянстве или хищениях провалились. Cемья Менделеевых вынуждена была стоически переносить это испытание и не могла покинуть Саратов до окончания затянувшегося процесса проверки и разбирательства «проступков» главы семейства. Кошмар длился целых два года и завершился лишь к концу 1827 г. Трагедия усугубилась тем, что в 1826 г. Не будем забывать, что в 1827 г.
Мария Дмитриевна родила седьмого ребенка, тоже Марию младшую , и семья вернулась в Сибирь лишь к февралю 1828 г. Лишь после прочтения «Дела» можно лучше понять некоторые фразы из писем Ивана Павловича к родственникам во Млево [10], [27], которые раньше были не вполне ясны. Теперь понятно, почему Менделеевы называют Саратовский период «временем несчастий наших», в котором они видели «горестей больше чем радостей». Яснее становится, почему своего племянника Иван Павлович поучает примерно так: «везде будешь иметь над собой начальство, следственно от взыскательности, от зависимости никуда не уйдешь»; «нужна строгость, но не менее этого необходима осмотрительность и благоразумие»; «я сам много грешивший, от сего много потерпел, теперь стал старше, и вижу кое-где свои промахи, но не воротишь»; «вот тебе совет дряхлого старика, который кровавыми опытами на себе самом дознал и дознает, что без Бога ни до порога». И, наконец, «прошу покорно не со всеми быть откровенным о сей переписке.
Есть у вас служащие, кои меня знают, следовательно, могут в чем-либо Вам попрепятствовать»... Действительно, хотя после Саратова Иван Павлович получил должность директора гимназии в Тобольске, но административный надзор за ним некоторое время продолжался. Отметим, что затрагиваемый в документах период 1823-1827 гг. Напрашивается невольное сравнение, что у Ивана Павловича, именно в конце 1825 г. Возможно, именно это — одна из причин, почему позднее семья Менделеевых так сблизилась и даже породнилась со ссыльными декабристами.
И еще один итог, возможно, сыгравший ключевую роль в судьбе будущего великого химика. Как известно, в 1849 г. Но не в Казань! Хотя по положению именно там он должен был продолжить образование как выпускник Тобольской гимназии, входившей в состав Казанского учебного округа. Нам видится, что причина этого — не столь далекие саратовские события, забыть о которых жене Ивана Павловича было просто невозможно.
Литература 1. Холодный Г. Историческая записка о Тамбовской гимназии. Чернов А. Менделеевы в Тамбове.
МИНЦ, 2009. Бабаев Е. Лажечников И. Минаков А.
Здесь работала выставка технических новинок, которую он должен был детально изучить. Из-за океана великий ученый вернулся с новыми технологиями, с помощью которых американцы изготавливали керосин, прочие нефтепродукты. Энциклопедические знания профессора позволили быстро понять принцип изготовления дешевых и качественных нефтепродуктов. Методику изготовления бездымного пороха ученый позаимствовал у европейцев.
Он заказал отчеты железнодорожных служб, с помощью которых удалось расшифровать новую технологию. Когда у профессора было свободное время, он сам шил себе одежду. Но более всего ему нравилось изготавливать чемоданы. Часто Менделеева называют изобретателем водки и самогонного аппарата. Но это просто ничем не обоснованная легенда. Его научный труд, докторская диссертация имела название «Рассуждение о соединении спирта с водою», где ученый занимался изучением вопроса уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В диссертации не удастся найти ни единого слова о водке. Что касается стандарта в 40 градусов, он был установлен в нашем отечестве в далеком 1843 году, когда знаменитый химик ходил в начальные классы гимназии.
Еще одна знаменитая легенда о том, что свою систему химических элементов ученый увидел во сне, тоже является мистификацией. Эту красивую сказку придумал сам профессор. Идея о вещем сне пришла ученому в голову, когда ему наскучило давать подробный ответ на один и тот же вопрос обывателей. Личная жизнь Жизненный путь Менделеева не всегда был усыпан розами, ему приходилось испытывать настоящие страдания. В молодости он долго ухаживал за избалованной барышней. С Софьей ученый был знаком с раннего детства, и она отвечала ему взаимностью. Молодые люди были помолвлены, но свадьба расстроилась из-за каприза невесты. Подготовка к торжеству шла полным ходом, как вдруг взбалмошной девице пришла в голову мысль, что от свадьбы нужно отказаться, поскольку ее жизнь и без того удалась.
В самый последний момент она отказалась идти под венец. Дмитрий Менделеев и Феозва Лещева Разрыв с невестой для молодого ученого был очень болезненным. Он сумел забыть девушку только во время поездки за границу. Преподавательская работа и участие верных друзей окончательно привели его душевное состояние в норму. Через некоторое время Дмитрий вспомнил о своей старой знакомой, Феозвой Никитичне Лещевой. Барышня была старше своего избранника на восемь лет, но этот факт не стал помехой для женитьбы. Дмитрий Иванович не был влюблен в свою жену, но к детям был очень привязан. Он не мог уделять много времени сыну Володе и дочери Ольге, научная деятельность не позволяла ему быть внимательным семьянином.
Ученый не чувствовал себя счастливым человеком в этом браке, отношения с женой были достаточно прохладными. И только на пятом десятке лет ученому удалось встретить любимую женщину. Однажды Анна Попова стала участницей молодежной «пятницы», которые ученый устраивал в своем доме. Она прекрасно играла на фортепиано, училась в консерватории, окончила Академию художеств. Интеллигентная и умная Анна напоминала ученому его незабвенную матушку. Дмитрий женился на этой девушке, которая всегда умела поддержать его добрым словом в трудную минуту жизни. Дочь Дмитрия Менделеева Молодежные «пятницы» превратились в литературно-художественные «среды». Гостеприимный дом Менделеевых с удовольствием посещали знаменитые художники и ученые, среди которых был Репин , Куинджи , Крамской , Шишкин , Бекетов, другие известные люди.
Петербурге, правда ли, что Менделеев предаётся пьянству, и на ответ его, что сего не знает, упомянул, будто бы именно об этом имеет известие из Саратова. Миллеру, будто бы Менделеев с давнего времени подвержен пьянству, да и говорить сего не мог; потому что знал своего Директора с хорошей стороны, а в нетрезвом виде никогда его не замечал. Всё это готов был Виноградский подтвердить самое приятного. В другом своём донесении 27 Октября, в котором я требовал ответить по долгу, замечал ли он Менделеева в дурных поступках, и с какой стороны знает его вообще относительно поведения, заверил меня Виноградский, что он Г. Менделеева не замечал ни в каких дурных поступках, и относительно поведения знал его всегда с весьма хорошей стороны, и как усердного Христианина.
Усматривая противоречие в объяснении Г. Миллера и в отзыве Егора Виноградского я требовал от Г. Миллера дать мне знать подробно, в чём именно состоял разговор между им и Виноградским, касательно обвинения Г. Менделеева в пьянстве. Виноградский рассказывал следующее: Г.
Менделеев однажды ломал дверь у Учителя Феликса, часто в позднее время, кричал и бранился , с людьми Гг. Никомедовых, что он слышал, будто бы Г. Менделеев ещё бывши Учителем подвержен был означенной слабости, что Г. Завьялов упоминал о Менделееве в таких словах: А! Этот пьяница!
Сверх того Виноградский объявил Г. Миллеру, что он удостоверения свои в невоздержании Менделеева готов подтвердить присягою. Снова я обратился к Г. Миллером, подобранными и привратно истолкованными, а как разумел Завьялов Менделеева, то он не знает его лично, мог только слышать от Пикторова, сослуживца Завьялова, и что скажет на это Пикторов не может отрицать хорошо того не помня. Нечистота и неопрятность в здании Гимназии и содержании Пансиона.
Нечистота произошла в Пансионе от того, что во время перестроек классы помещались в нижнем этаже, что ученики приходили до начала учения, что дети выходя далеко за естественной нуждой наносили грязь и песок, что служители пренебрегали его приказаниями; что ветхая кровать ученика Пустышкина, отлучившегося к родителям, делала безобразие, в том Г. Менделеев признался. Профессор Никольский в представлении своём говорит, что Г. Попечитель обозревал Гимназию в осеннее время, когда классы переведены были на нижний этаж. Далее, что он в следствии утверждённого плана учебным начальством, не осмеливался на размещение Пансиона в бель-этаж.
Я не могу судить о бывшем состоянии Гимназии и Пансиона, потому что если неопрятность и была во время управления Г. Менделеева, что кажется мне после всего здесь сказанного несомнительным, то от всех сих беспорядков не осталось уже ни малейшего следа ныне, когда Г. Миллер содержит Пансион и Гимназию в черезвычайной чистоте и приличии. Из приложенного журнала о испытании в науках усмотрел Совет успехи Учеников по частям. Одно только нахожу нужным прибавить, что в отношении к практике языков успехи найдены весьма не удовлетворительны.
Но могу ли удержаться, чтоб не жаловаться на скудное содержание Учителей. Можно ли взыскивать с них недостаток рвения, и можно ли не извинить их желание скорее провести урокичные годы и освободиться от положенного на иных Учительского звания? В особенности обратил внимание на поправки, произведённые в 1825 году. Печи, полы, замки потёртыми уже, чего бы не должно ожидать еще судя по времени. Важный недостаток, что от употребления сеней с лестницами, ближайшие покои почти не могут быть обитаемы; а на восточной стороне холод совершенно не выносим.
Другой недостаток от устройства отходов из которых одни очень удалены от Главного корпуса, а другой находящийся в оном наносит дурной запах. Более других терпит от него Менделеев в своей квартире. Яснее может усмотреть Совет усмотреть сиё состояние строений из приложенной мною бумаги под буквой «Х». Менделеев отлучился в Царицын и возложил всё попечение на Учителя Орлова, которому может быть Правление и не могло бы столько доверить. Правление Университета обманулось однако же в опытности Г.
Менделеева потому, что он сам сознаётся в противном, но допустил однако ж начальство оставаться в сём заблуждении может быть к вреду Гимназии, покуда ему предоставляем был случай воспользоваться сим недостатком его опытности, чтобы оправдаться против его обвинения Г. Попечителя Магницкого. Хотя правда, что часть денег остались в сбережении, но и спрашивается при соблюдении другого порядка, не осталось бы их более Успел ли я совершенно достигнуть той цели, которую предположил Совет, отправляя меня в Саратов, я тем не менее могу быть уверен, что мне не дано было никаких наставлений, ни словесных, ни письменных, на что я должен был обращать внимание при моих исследованиях. Правление Университета удовольствовалось только сим кратким выражением : «произвести законное исследование об увольнении Директора Саратовских Училищ, об определении на место его Г. Миллера и об обидах от последнего».
В разумности увольнения Г. Менделеева от должности мне кажется, что после всего сказанного нельзя оправдывать Г. Менделеева в упущениях по должности, но что обвинения однако не во всей обширности своей могут быть приняты. Когда последовало его отрешение от должности и определение на место его Г. Миллера, то Г.
Менделеев с сего времени перестал быть Директором Гимназии, в следствии приказаний бывшего Г. Попечителя, но не хотел однако в своих поступках признавать Миллера Директором. Ещё более Г. Менделеев все отношения к нему Г. Миллера заключающие в себе распоряжения, какие последний по должности своей почитал сделать нужным, принимал за притязания к нему, будто бы по ненависти и жалуется начальству на оскорбления.
Справедливость замечаний в предписаниях Г. Миллера трудно было бы доказать, потому что надобно верить или словам того или другого. Гражданский Губернатор Панчулидзев, получив просьбу от Г. Менделеева, в которой он жаловался на обиды, нанесённые ему от Миллера, вызвался быть между ними посредником, и пригласив их 22 Марта к себе, предложил помириться. Ссорящиеся уговорились разменяться бумагами, которые они писали друг против друга.
Менделеев требовал расписки от Миллера в том, что он писал о нём в запальчивости. Миллер хотел письменного удовлетворения, что слова Менделеева: «вон, вон», были сказаны по необдумости. Предложения были приняты. Миллер сдержал слово, а Менделеев нет. Панчулидзев в своём отношении ко мне даёт точно такое толкование.
Менделеев сделал дурное употребление из записки Миллера: представил её в правление Университета, в доказательство того, что поступки Миллера надо приписывать запальчивости. Я так же хотел помирить их. Оба оказали равное желание в начале. Менделеев сам хотел сим ознаменовать день праздника Казанской Божией Матери. Приготовления его были похвальны: он был у заутрени, у обедни, у вечерни, два раза служил молебен дома; но после всего этого пришёл ко мне и объявил, что он никак мириться с Миллером не может.
Такова была моя неудача по словесным моим предложениям. Петербург 1820 года. На странице 502 в параграфе 21 сказано: Буде кто с кем в обиде помирился, то иска нет. На стр. Впрочем всеобщая молва в Саратове совершенно на стороне Миллера.
Он в такой степени сумел приобрести себе доверенность всех, что некоторые отдали своих детей в Гимназию, для того, что Миллер начальником оной, а другие по их словам тогда лишь хотели отдать, когда Миллер будет утверждён Директором. Из сего можно предположить, что тамошняя Гимназия под его управлением будет в гораздо лучшем состоянии. В заключение должен я ещё присовокупить замечание, которого справедливость непременно требует. Если Г. Менделеев получает полное жалование Директора, между тем как не печётся ни об одном учебном заведении, то по всей справедливости и Г.
Миллеру, показывающему неутомимую деятельность, должно быть выдано полное Адъюнктское жалование за всё время отправления им должности Директора в Саратове. Профессор, Коллежский Советник и Кавалер Ф. Как видим, симпатии Эрдмана в целом на стороне Миллера, тогда как в адрес Менделеева высказано немало упреков. Хотя итоги ревизии были доложены Совету в декабре 1826 г. Протопопов в донесении ко мне от 3-го Сентября согласился на перемещение в Директоры Пензенских Училищ.
В следствии сего и согласно предписанию Господина Министра Народного Просвещения, от 8-го прошедшего года Августа предлагаемого Совету Университета: 1. Перевести Протопопова из Тобольска в Пензу. Визитатору Сибирских Училищ особенно наблюдать за его управлением. Предписать кому следует о выдаче Гг. Протопопову и Менделееву, на проезд до нового места служения, прогонные деньги по чину, заимообразно до отпуска из Казанских Палат, из экономических сумм Гимназий Тобольской и Саратовской.
О утверждении же Г. Протопопова Директором Пензенских, а Г. Менделеева Тобольских Училищ, и об ассигновании им денег по чину я вместе с сим представил Господину Министру Народного Просвещения. Стоит ли говорить, что не имевший покровителей сын сельского священника И. Менделеев в создавшейся ситуации был обречен на поражение.
И сколько бы Иван Павлович не доказывал правоту тех или иных поступков, доводы его в расчет не принимались. Несомненно, идеальным директором вверенных ему учебных заведений И. Менделеев не мог стать уже лишь по объективным причинам, вследствие бюрократического пресса и повсеместного доносительства, процветавшего среди чиновников любого ранга. По службе он лицом к лицу столкнулся с нечестностью ряда должностных лиц. Что греха таить, примерным администратором в управленческой системе той эпохи он не мог стать и по ряду личных качеств и, прежде всего, по мягкости своего характера, природной доброте и перегруженности служебными делами, перешедшими к нему от предшественников в плачевном состоянии.
Между тем любая административная система требует людей жестких и прагматичных, способных и начальству угодить, и о себе не забыть. Иван Павлович оказался человеком совсем иного склада, современники характеризуют его как человека деятельного и активного, радеющего за судьбы своих воспитанников, необычайно честного и религиозного. Даже пройдя через все испытания, выпавшие на его долю, от своих убеждений и идеалов юности он не отказался и остался верен им до конца жизни. На наш взгляд, «Дело» является ярчайшим примером зависимости и полной беспомощности администратора александровской, а затем и николаевской эпохи от вышестоящего начальства. Не зря в российской литературе XIX века образ «маленького человека» столь популярен: это была эпоха, когда «чин шел впереди личности».
Как видим, начальный конфликт со своенравным и не ценящим людей Магницким сменился еще более острой ссорой с карьеристом Миллером, а в конце Менделеев вынужден был оправдываться за каждую мелочь перед въедливым педантом Эрдманом которому столь же аккуратный «инородец» был явно симпатичен. Иван Павлович был вынужден писать пространные объяснения, испытывая явные унижения. Тем не менее на его стороне была правда: вся его деятельность на посту директора была направлена на благо учащихся, и никакой ревизор не смог доказать обратного. Попытки обвинить его в пьянстве или хищениях провалились. Cемья Менделеевых вынуждена была стоически переносить это испытание и не могла покинуть Саратов до окончания затянувшегося процесса проверки и разбирательства «проступков» главы семейства.
Кошмар длился целых два года и завершился лишь к концу 1827 г. Трагедия усугубилась тем, что в 1826 г. Не будем забывать, что в 1827 г. Мария Дмитриевна родила седьмого ребенка, тоже Марию младшую , и семья вернулась в Сибирь лишь к февралю 1828 г. Лишь после прочтения «Дела» можно лучше понять некоторые фразы из писем Ивана Павловича к родственникам во Млево [10], [27], которые раньше были не вполне ясны.
Теперь понятно, почему Менделеевы называют Саратовский период «временем несчастий наших», в котором они видели «горестей больше чем радостей». Яснее становится, почему своего племянника Иван Павлович поучает примерно так: «везде будешь иметь над собой начальство, следственно от взыскательности, от зависимости никуда не уйдешь»; «нужна строгость, но не менее этого необходима осмотрительность и благоразумие»; «я сам много грешивший, от сего много потерпел, теперь стал старше, и вижу кое-где свои промахи, но не воротишь»; «вот тебе совет дряхлого старика, который кровавыми опытами на себе самом дознал и дознает, что без Бога ни до порога». И, наконец, «прошу покорно не со всеми быть откровенным о сей переписке. Есть у вас служащие, кои меня знают, следовательно, могут в чем-либо Вам попрепятствовать»...