Узнайте, какие произведения попали в список литературы ФИПИ для сдачи ЕГЭ по литературе в 2023 году и будут ли изменения в структуре экзамена. КОДИФИКАТОР ДЛЯ ЕГЭ-2024 ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Мы с первого урока занимаемся по программе, которую перекроили под изменения в ЕГЭ-2024. КОДИФИКАТОР ДЛЯ ЕГЭ-2024 ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Мы с первого урока занимаемся по программе, которую перекроили под изменения в ЕГЭ-2024.
Демоверсия ЕГЭ 2024 по литературе
При этом мы знаем, что репетиторство — это бич современного образования. Многие родители вынуждены платить значительную часть своего бюджета. Получается, что программа, построенная таким образом, так или иначе толкает на обращение к репетиторам. В ЕГЭ-2024 все равно будет Пушкин Теперь, когда в кодификаторе не указаны произведения 5—9 классов, вроде бы как с учителя снимается часть задачи. Вот у тебя программа есть, занимайся от Островского до Солженицына. Но это же лукавство! Более того, есть уже пояснение Министерства просвещения, что все равно в заданиях будут обращения к произведениям первой половины XIX века. Смотрим демоверсию, десятое задание: «Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в.
Понятно, что и министерство пытается соблюсти соответствие некоторым нормам и правилам. Поскольку список перегружен, поскольку объем обязательного чтения чудовищен, он невыполним, и все прекрасно знают, что нынешний курс по литературе не предполагает чтение, он предполагает «прохождение». Смотришь программу по литературе, на роман «Мы» Замятина — один час. На огромный том «Молодой гвардии» — шесть часов. Послушайте, это смешно! Получается, что тебе не нужно читать, тебе нужно знать краткое содержание. Тебе учитель перескажет, о чем книга, ты в учебнике прочтешь, или сайт есть — «Краткий пересказ».
Времени на то, чтобы читать, сил на то, чтобы читать, у тебя все равно нет. И получается, что литература никак не связана с чтением. Это все равно что по математике мы не решали бы задачи, а читали и заучивали бы решение задач в решебнике. Никто не считает, сколько часов нужно на чтение, и просто закрывают глаза. Так и здесь: если смотреть на кодификатор, то нормально, не так много произведений, ничего плохого.
Стихотворения: «А вы могли бы? Поэма «Облако в штанах»; С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»; М.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»; А. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»; А. Поэма «Реквием»; М. Роман «Тихий Дон»; М. Рассказ «Судьба человека»; М. Роман «Белая гвардия» допускается выбор ; М.
Роман «Мастер и Маргарита» допускается выбор ; А. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» «В краю, куда их вывезли гуртом…» , «Я знаю, никакой моей вины…»; А. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!.. Роман «Доктор Живаго» обзорное изучение с анализом фрагментов ; А. Одно произведение по выбору экзаменуемого ; А. Рассказ «Матренин двор»; А. Абрамов, Ч. Айтматов, В.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Функционально-смысловые типы речи повествование, описание, рассуждение Художественная литература и устное народное творчество. Жанры фольклора Художественный вымысел. Автор, повествователь, рассказчик. Авторское отступление. Лирическое отступление. Автор и читатель. Тема, тематика, мотив, вечные темы в литературе. Проблема, проблематика. Идея, интерпретация, подтекст. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Эзопов язык.
Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека. Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен для «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте! Вспомните другие стихотворения, где встречается подобная тема. А ведь нужно не просто их вспомнить, но и процитировать и сопоставить. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову. Вторая часть С этого года имеет 5 вопросов несколько лет назад их было всего 3 , из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны. Задания с коротким ответом Главное — знать, как и к чему готовиться.
«Чужды традициям»: произведения Пушкина и Лермонтова выкинули из проекта ЕГЭ
И у меня в том числе. Изменений много, и не все они на первый взгляд очевидные, поэтому давайте разбираться. Итак, какими могут быть вероятные изменения в ЕГЭ-2024 по литературе: Изменение количества заданий Теперь заданий 11 вместо 12 : 6 "тестовых" и 5 сочинений. Убрали 1 "тестовое" задание в самой первой части, а это значит, что теперь легких баллов стало на 1 меньше. Изменение критериев оценивания 1. Теперь первичных баллов не 53, как в прошлом году, а 48: 4 балла за задание 4 на анализ фрагмента раньше это было задание 5 — теперь оценивание этого задания происходит по двум критериям, а не по трем, как это было раньше; 8 баллов за задание 5 на сопоставление раньше это было задание 6 ; 4 балла за задание 9 на анализ лирики раньше это было задание 10 — тоже оценивание теперь по двум критериям вместо трех; 8 баллов за задание 10 на сопоставление раньше это было задание 11 ; 18 баллов за задание 11 раньше это было задание 12. Следовательно, теперь перевод из первичных баллов во вторичные, то есть в 100-балльную систему, будет еще жестче.
Он и так в литературе был одним из самых строгих. Во все задания с развернутым ответом в последний критерий добавился пункт с грамматикой. В большом сочинении теперь это 11 задание теперь можно допустить максимум по одной ошибке каждого вида речевая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая , а не по две, как было раньше. Изменение в формулировке темы 11. Пример: "Страницы истории в отечественной литературе. На примере произведения одного из писателей: А.
Пушкина, Л. Толстого, М. Шолохова ". Изменения в кодификаторе Теперь кодификатор насчитывает всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первом блоке первой части КИМа, то есть для заданий 1—5: А. Драма «Гроза» И.
Учитель может, конечно, часть времени на уроках тратить на повторение программы 5-9 класса которую изучали 5 лет - и которая к 10 классу напрочь вымывается из головы! Но в таком случае про Булгакова с Солженицыным точно следует забыть. Альтернативный вариант - дополнительные занятия для нуждающихся не всегда возможно, в школах лютый дефицит словесников, особенно профессионалов.
Наконец, самый очевидный - доверить эту задачу репетиторам, что не всякий родитель может себе позволить из-за дороговизны, а это только укрепляет неравенство и, кроме того, вымывает учителей из школы: все большее число их предпочитает уйти на вольные хлеба в репетиторство, чем играть по нынешним правилам.
Лирический герой. Пафос героический, трагический, комический. Трагическое и комическое. Стих и проза. Системы стихосложения тоническая, силлабичекая, силлабо-тоническая.
Стихотворная строка. Стихотворный метр. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Акцентный стих. Белый стих. Содержание и форма.
Сюжет и фабула.
Довлатов, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Шукшин произведения не менее трех авторов по выбору.
Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Ю. Кузнецов, Л. Мартынов, Б. Окуджава, Н.
Рубцов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, В. Соколов, В. Солоухин, А.
Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024 скрывает в себе несколько не самых очевидных моментов, я помогу вам с ними. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Вопросы в ЕГЭ по литературе 2024 года, согласно кодификатору и тестовым вариантам на сайте ФИПИ, будут сосредоточены на творчестве авторов второй половины XIX века — Островского, Тургенева, Толстого и Салтыкова-Щедрина, а также писателей и поэтов XX века. Подготовили список произведений, которые необходимо прочитать, чтобы отлично сдать литературу в 2024 году. Минпросвещения разъяснило ситуацию с изменениями в ЕГЭ по литературе на 2024 год.
Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024
В статье собрана вся информация про обновленный ЕГЭ по литературе — 2024: нумерация заданий, критерии оценивания, структура экзамена. В списке литературы для ЕГЭ по литературе в 2024 году есть некоторые особенности и ограничения, которые авторы работ должны учитывать. 31 августа 2023 - Новости Нижнего Новгорода - ЕГЭ по литературе 2024 собенности экзамена Основные даты Изменения 2024. / Список литературы к ЕГЭ-2024. В списке указаны произведения школьной программы, знание которых необходимо для успешной сдачи ЕГЭ. Актуальный список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе в 2024 году, алгоритм работы с произведениями, изменения в списке произведений, особенности структуры КИМа, базовый список литературы, советы по подготовке и особенности экзамена.
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году: новые задания, сложности и возможные ошибки
Айга, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов и др. Романы, повести, рассказы: Ч.
Диккенс, Э. Золя, Г. Флобер; Г. Бёлль, Р. Брэдбери, У. Голдинг, Ф. Кафка, Х. Ли, Г. Маркес, У. Моэм, Дж.
Оруэлл, Э. Ремарк, У. Старк, Дж. Сэлинджер, Г. Уэллс, О. Хаксли, Э. Хемингуэй, А. Франк, У. Эко и др. Пьесы: Г.
Гауптман, Г. Ибсен; Б. Брехт, Ф. Дюрренмат, Э. Ионеско, М. Метерлинк, Д. Пристли, О. Уайльд, Т. Уильямс, Б. Шоу и др.
Поэзия: Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, А. Рембо, Г. Аполлинер, Ф.
Более того, в эту программу еще догружают произведения. В 11 классе нужно целиком пройти «Тихий Дон».
А это произведение даже больше, чем «Война и мир», там 699 персонажей, около 2000 страниц. Скажите, пожалуйста, какой ребенок в 11 классе, готовясь к ЕГЭ по другим дисциплинам и поступлению в вуз, будет это читать? И когда — летом? Конечно, он не будет это летом читать, как и вы не будете в свой отпуск выходить на работу. Тем более что у нас прописаны санитарные требования «санпины» , согласно которым ребенок не может больше определенного количества часов учиться, не только в школе, но и выполнять домашние задания, в так называемые часы на самостоятельную работу. Если посчитать, сколько ребенок тратит времени на прочтение этих книг, выясняется, что литература съедает все часы на самостоятельную работу и домашнюю работу по всем предметам. В программе 11 класса не только «Тихий Дон», теперь и «Молодая гвардия» вернулась, дальше — «Как закалялась сталь». Посмотрите объемы этих книг.
Когда учитель еще будет повторять «Ревизора»? Дополнительные занятия — не выход. Во-первых, у нас учителя дико загружены, у них по 30—35 часов, при том что ставка — 18 часов. Во-вторых, класс может себя окупить только тогда, когда в нем хотя бы 25 человек. То есть на класс из 30 человек их будет двое, ну — трое. Даже у меня в гуманитарном классе Лицея ВШЭ, где ребята целенаправленно готовятся поступать на гуманитарные факультеты, прежде всего в «Вышку», на 19 человек только 7 сдавали ЕГЭ по литературе. Что же говорить об обычных школах! Есть классы, где вообще ни одного сдающего литературу.
Сколько должно быть классов в параллели, чтобы учитель мог набрать себе группу подготовки к ЕГЭ по литературе и она хотя бы как-то себя окупала? Ведь у нас финансирование подушевое.
Толстого, М. Шолохова ". Изменения в кодификаторе Теперь кодификатор насчитывает всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первом блоке первой части КИМа, то есть для заданий 1—5: А. Драма «Гроза» И.
Роман «Отцы и дети» Н. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Ф. Роман «Преступление и наказание» Л. Роман-эпопея «Война и мир» А. Пьеса «Вишнёвый сад» М. Пьеса «На дне» А.
Поэма «Двенадцать» В. Поэма «Облако в штанах» М. Роман-эпопея «Тихий Дон» А. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Самих авторов, естественно, больше Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература , но все они теперь могут попасться только во 2-й части, то есть в большом сочинении задание 11 , или во втором блоке 9 задание по лирике. Куда они делись, спросите вы? Как можно изучать русскую литературу без солнца русской поэзии Пушкина и главного пессимиста русской литературы Лермонтова?
Ответ прост: никак, естественно, но делись они в кодификатор ОГЭ по литературе. Имеется в виду, что те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко.
Роман-эпопея «Война и мир»; Ф. Роман «Преступление и наказание»; Н. Рассказ «Старуха Изергиль»; М. Пьеса «На дне»; А.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»; А. Поэма «Двенадцать»; В. Стихотворения: «А вы могли бы? Поэма «Облако в штанах»; С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»; М. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»; А.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»; А. Поэма «Реквием»; М. Роман «Тихий Дон»; М. Рассказ «Судьба человека»; М. Роман «Белая гвардия» допускается выбор ; М.
Роман «Мастер и Маргарита» допускается выбор ; А. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» «В краю, куда их вывезли гуртом…» , «Я знаю, никакой моей вины…»; А.
Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2022 году — что нужно знать
Узнайте, какие произведения вошли в список литературы от ФИПИ, и какие из них обязательны к прочтению для сдачи ЕГЭ по литературе в 2024 году. 31 августа 2023 - Новости Вологды - В 2024 году Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) был утвержден новый список произведений для ЕГЭ по литературе. Главная» Новости» Список литературы на егэ 2024. Задание № 3 в КИМ-2024 по литературе представлено в виде краткого текста, куда необходимо вставить подходящие по смыслу литературоведческие термины и понятия. Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024 скрывает в себе несколько не самых очевидных моментов, я помогу вам с ними.
Список литературы к итоговому сочинению 2023 - 2024
Также в кодификатор внесли дополнение о том, что недопустимо обращение к таким жанрам, как комикс, манга, фанфик, графический роман Типичная ошибка при выполнении сопоставительных заданий повышенного уровня сложности — неумение находить и выделять необходимую информацию в тексте при чтении формулировок заданий и инструкций к их выполнению. Темы могут быть представлены в виде вопроса или утверждения. Выпускники по-прежнему могут выбрать одну тему из пяти предложенных, но по сравнению с моделью 2023 года темы несколько изменились. Теперь три первые темы 11. При том, что для анализа могут быть задействованы все три литературных рода: эпос, лирика и драма, как в приведенных темах из демоверсии. Тургенева «Отцы и дети» ; 11. Горького «На дне»; 11. Есенина на примере не менее трех стихотворений. В задании 11. В последней теме 11.
Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы? Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...
Е Салтыков-Щедрин и др. В соответствии с отечественной традицией преподавания литературы произведения А. Гоголя изучались и изучаются в основной школе и выносятся на проверку при проведении основного государственного экзамена. Островского, А.
Фадеева "Молодая гвардия", произведения о Великой Отечественной войне. Для выполнения заданий ЕГЭ по литературе традиционно дается возможность привлекать не только изученные в 10 и 11 классах произведения, но и произведения из программы основной школы, так как именно в основной школе изучаются важнейшие прецедентные тексты русской литературы - вершинные произведения древнерусской литературы, литературы XVIII и первой половины XIX вв. И кстати, для допуска к ЕГЭ пишется итоговое сочинение. Среди тем есть, в том числе, и произведения русской классической литературы - Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium! И тем она верней…»; А.
Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»; И. Роман «Обломов»; Н. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода…» , «О Муза! Поэма «Кому на Руси жить хорошо»; М.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»; М. Роман «История одного города» обзорное изучение ; Л. Роман-эпопея «Война и мир»; Ф. Роман «Преступление и наказание»; Н. Рассказ «Старуха Изергиль»; М. Пьеса «На дне»; А.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»; А. Поэма «Двенадцать»; В. Стихотворения: «А вы могли бы? Поэма «Облако в штанах»; С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»; М. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!..
Как сдать ЕГЭ-2024 по литературе
В основной школе учтены все этапы российского историко-литературного процесса - от фольклора до новейшей современной литературы, а основной акцент сделан на изучении классической литературы, написанной до середины XIX века, где изучаются произведения А. Гоголя и других выдающихся писателей. В старшей школе углубленно изучаются произведения, представляющие в соответствии с традициями отечественной методики историко-литературный процесс второй половины ХIХ - начала ХХI века А. Островский, И. Тургенев, Л.
Толстой, М. Е Салтыков-Щедрин и др. В соответствии с отечественной традицией преподавания литературы произведения А.
Однако не все они обязательны для изучения.
Время чтения: 1 минута В этой статье мы перечислим произведения, фрагменты которых которых могут быть включены в первую часть КИМа и по которым может быть сформулирована тема сочинения во второй части. Литература второй половины XIX в. Пьеса «Гроза» И. Роман «Отцы и дети» И.
По ее словам, прежде школьник мог рассчитывать на хороший балл, даже если не читал самые большие произведения — «Войну и мир» и «Тихий дон», а с 2024 года это будет невозможно. Теперь необходимость читать эти произведения стоит намного острее», — говорит преподаватель. Хорошо, Пушкина убрали.
А кого добавили? С полным списком можно ознакомиться здесь. Достаточно ли школьники знакомы с зарубежными авторами?
Получите материал на почту и вернитесь к нему позже. Email Согласен на получение маркетинговых рассылок. Чтобы получить высокие баллы, придётся постараться: необходимо не только хорошо знать содержание художественных произведений, но и уметь их анализировать, а также разбираться в литературных направлениях, знать биографии писателей и исторический контекст их творчества.
Ну и куда же без теоретико-литературных понятий!