— В ходе разбора теракта 6 февраля 2004 года было вскрыто немалое количество административных, технических, правовых, личностных ошибок, совершенных в том числе и из-за финансовой недостаточности. 20 лет назад, 6 февраля 2004 года, был совершен один из самых страшных терактов в истории московского метро: террорист-смертник активировал мощную бомбу на перегоне между станциями «Автозаводская».
От взрыва дома в Дагестане до Норд-Оста: самые крупные теракты современной России
Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс.
Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи.
А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью.
А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор. Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына. А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется. От заблокированных в нем пассажиров — тоже. Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад.
Ничего принципиально с того дня не изменилось. Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность. Я к ней никакого отношения не имею. Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании. Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье. Но я не хочу никак и ни с кем связываться. Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов. Этот день я не считаю своим вторым днем рождения. Мне кажется, это было везение.
Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить. Некоторым нет. Это случайность. Мне работа нравилась. А как водители, которые попадают в аварию. Для меня это была случайность, и в эту случайность очень мало вероятности попасть снова. Среди них был прокурор-криминалист Лев Бертовский. Он работал с теми пассажирами, чьи тела остались на месте взрыва. В основном люди умерли от баротравм физическое взрывание органов тела, вызванное разницей давления между внешней средой — газ или жидкость — и внутренней полостью.
Естественно, всё это надо было доставить в морг. Мы тащили их в сторону «Автозаводской» и там сортировали: отдельно женские и мужские руки, ноги, головы. Милиция всё оцепила, работали технические службы, — вспоминает спустя годы криминалист. По ступенькам подземного перехода мельтешат работники прокуратуры, ФСБ, спасатели, пожарные. У бордюра — носилки все в крови. Врачи и милиционеры уносят вниз бутылки с питьевой водой, столы и брезентовые носилки — штук 50, не меньше. В вагоне поезда он увидел девять трупов, фрагменты тел. Они принимают огромное количество пострадавших и направляют их в больницы, где медики уже борются за их жизни. Скорые ходили вереницами.
В середине вагона едет на работу 45-летняя Людмила Тимофеева. Она тоже здесь почти случайно. Я хотела выйти на "Красногвардейской", но решила стойко перенести это испытание. Спустя 300 метров после выезда с "Автозаводской" раздаётся взрыв. Позже выяснится, что террорист-смертник взорвал бомбу весом четыре килограмма в тротиловом эквиваленте, находившуюся в его рюкзаке.
Несколько десятков человек погибают в первые секунды. Андрей, как и многие другие, теряет сознание: — Было ощущение сильного удара током. Когда очнулся, где-то через несколько секунд, на мне лежали трупы. Выбрался из-под них, огляделся. Крышу вагона вырвало.
Стоял запах палёных волос и жареного мяса. Двери — полудомиком.
В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги... Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги.
Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно. Подземный морг В течение примерно получаса пассажиры, которые могли передвигаться, покинули поезд. Большинство из них добирались до "Автозаводской", расположенной метрах в трехстах от взорванного поезда. Пассажирам же первого вагона пришлось километра три идти до "Павелецкой": проход в противоположную сторону закрывал "раздувшийся" вагон. Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносили уже спасатели и милиционеры. Станция "Автозаводская", на которой побывал корреспондент Ъ, превратилась в подземный морг. Затем с группой рабочих, тащивших баллоны для сварки и какие-то провода, удалось пройти на саму станцию. Там работала оперативно-следственная бригада.
Десятки милиционеров и спасателей на носилках вытаскивали трупы и фрагменты тел на платформу, в центре которой установили и огородили красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривали трупы, писали фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносили в протокол. Затем останки по эскалатору поднимали наверх, и там несколько санитаров упаковывали их в черные полиэтиленовые мешки. Подача снизу была организована явно лучше, те, что работали наверху, не справлялись; все пространство рядом с ними было заставлено носилками, на многих лежали разорванные пополам трупы.
Более 150 военнослужащих внутренних войск помогают сотрудникам МВД в организации общественного порядка. По предварительной информации, мощность взрывного устройства составила около килограмма в тротиловом эквиваленте. Движение пока не восстановлено. По решению руководителей следственной группы, движение будет восстановлено. В целях предотвращения террористических актов начальником ГУВД Москвы принято решение усилить охрану вестибюлей метрополитена, прилегающую территорию, сопровождение поездов кадрами милиции". Городские власти выделили 130 автобусов для организации движения от станции "Автозаводская" до "Павелецкой" и от "Новокузнецкой" до "Белорусской". Автобусы перевозят пассажиров бесплатно. Движение поездов на Замоскворецкой линии метрополитена будет восстановлено после того, как взрывотехники ФСБ завершат проверку подорванного состава. Президент РФ постоянно получает информацию о ходе спасательных работ в московском метро. О взрыве глава государства был проинформирован немедленно. В правоохранительных органах склоняются к версии теракта. По предварительным данным экспертов, мощность взрывного устройство превысила 1 кг в тротиловом эквиваленте. Скорее всего, бомба находилась в чемодане. Взрывное устройство привeл в действие террорист-смертник.
15 самых страшных московских терактов
А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане.
Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла.
На месте. Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше.
После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью.
И оказался рядом с ней случайно. Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу.
Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно.
В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок.
Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть.
Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева.
Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех.
Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс».
Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам.
Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история.
За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее. А передо мной шла женщина точно в такой же шубе.
Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах».
Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить».
Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро.
Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали.
Всё в дыму, — вспоминает спасатель. RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв.
Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел.
Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях. Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал.
Также из-за бомбы, заложенной в трибуну, были ранены 40 человек. Ответственность за теракт снова взял Шамиль Басаев, а также Сулейман Эльмурзаев. Оба были убиты в результате спецопераций, проведенных в 2006 — 2007 годах. Взрыв в двух самолетах из Москвы, 24 августа 2004 года Сразу в двух гражданских самолетах, выполнявших рейсы из Москвы в Волгоград и Сочи, произошли теракты с использованием террористок-смертниц из Чечни. В результате терактов погибли порядка 90 человек — все пассажиры и члены экипажа.
Организатором признали Шамиля Басаева, который изначально сам взял на себя ответственность. Второй взрыв в московском метро на станции «Рижская», 31 августа 2004 года Новый теракт в столичной подземке произошел через несколько дней после подрыва двух самолетов. Террористка-смертница, личность которой так и не удалось установить, привела в действие взрывное устройство рядом со станцией метро «Рижская». Ранены были около 40 человек. По версии следствия, теракт планировали совершить в метро, но террористка побоялась заходить в вестибюль мимо полицейских.
Организаторами этих терактов были те же, что и теракта на «Автозаводской». Двойным терактом и обусловлено по два пожизненных срока двоим из организаторов — третьего признали виновным только по взрывам на «Рижской» и дали один пожизненный срок. Среди заложников были дети, их родители и учителя, которые пришли на школьную линейку в честь начала учебного года. Свыше двух суток террористы удерживали в заложниках более 1,3 тыс. В результате теракта и штурма погибли более 330 человек, включая 172 ребенка.
Взрывы на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры», 29 марта 2010 года После затишья, которое продлилось несколько лет, в столичном метро прогремели еще два взрыва на центральных станциях с разницей в полчаса. Погибли порядка 40 человек, более 70 госпитализировали. Ответственными за теракт признали двух смертниц и двух мужчин, готовивших теракт.
От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга.
В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы. Дело в том, что первичный осмотр места происшествия, на который следствие всегда возлагает большие надежды, на этот раз практически не дал результатов. Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Впрочем, как признают сами эксперты, они могли и ошибиться, поскольку все запахи в метро забивал запах горелой плоти.
Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Это пока все". Определить способ приведения взрывчатки в действие пока не смогли. Эксперты полагают, что это вряд ли удастся сделать и в дальнейшем.
Дело в том, что с места происшествия изъяты десятки разломанных и переплавленных мобильных телефонов, CD-плееров, электронных игрушек, которые были у пассажиров, а также проводков и батареек от них. Любое из этих устройств теоретически могло быть использовано для управления бомбой, но какое именно, неизвестно. Аналогичная проблема возникла и с идентификацией возможного террориста-смертника. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук.
А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, говорят эксперты, мог "разложить террориста почти в молекулы". Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро. Или заткнуться" Максим Соколов [... Опять же не может не восхищать та оперативность, с которой "Эхо Москвы" запустило в эфир всезнающего полковника Литвиненко, который все тут же и растолковал.
С нетерпением ждем Платона Еленина.
Мандажий Иван Васильевич — Склиф. Мандажий Сергей Васильевич — Склиф.
Маркова Г. Мизинец Алла Зосимовна — Склиф. Мелконян Радик Мелконович — Склиф.
Молотков Владимир Андреевич — Склиф. Ненашев Сергей Алексеевич — Склиф. Никифорова Светлана Юрьевна — Склиф.
Раздоркина Антонина Е. Александр Анатольевич — Склиф. Салихова С.
Симанина Ольга Игоревна — Склиф.
«Перешагивали через тела и шли дальше»: 20 лет теракту на станции «Автозаводская»
Утром 6 февраля 2004 года на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» смертник из «Карачаевского джамаата», одной из террористических ячеек, пытавшихся разорвать страну изнутри в разгар Второй чеченской кампании, подорвал себя в переполненном людьми вагоне. 20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек. В пятницу 6 февраля 2004 года в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошёл взрыв.
«Перешагивали через тела и шли дальше»: 20 лет теракту на станции «Автозаводская»
07.02.2004 05:00. Новости Пятница, 6 февраля 2004, 0 комментариев. Собрав бомбу, организаторы теракта поместили её в рюкзак, который они позже передали террористу-смертнику Анзору Ижаеву [4]. Утром 6 февраля 2004 года террористы снимали на камеру сборы Ижаева перед его уходом в метро [3]. Узнав из новостей по телевизору.
В Москве продолжается расследование причин мощного взрыва в столичном метро
Через неё и был подан газ в концертный зал, а также установлено специальное видеооборудование. Однако штурм пришлось начать раньше намеченного срока из-за человеческого фактора. У одного из заложников сдали нервы. Он схватил бутылку с водой и бросился на смертницу. Его атака завершилась так же внезапно, как и началась. Человек погиб.
Когда из здания послышались выстрелы, руководство Оперативного штаба решило, что террористы начали расстреливать заложников. И был отдан приказ на штурм. Ориентировочно в 5:45 началось действие газа. Тогда за дело взялись спецназовцы. Однако к тому времени ещё не все бандиты уснули.
Параллельно бойцы других групп начали эвакуировать заложников. Многие из них находились под действием газа. В 6:30 представитель ФСБ объявил, что Театральный центр удалось взять под полный контроль, почти все террористы были уничтожены, а 750 заложников освобождены. Однако колоссальной трагедии избежать всё-таки не удалось. Как раз из-за газа.
Суматоха и несогласованность действий привела к тому, что кто-то из людей получил сразу несколько доз антидота, а кто-то — ни одной. Кроме этого, медики не знали, с каким газом имеют дело и чем он опасен. Это и привело к гибели 130 человек среди них — 10 детей. По официальным данным, удалось уничтожить 40 боевиков, изъять 30 взрывчатых веществ, почти два десятка гранат Ф-1 и около сотни ручных гранат. В ходе расследования выяснилось, что организатором теракта являлся Шамиль Басаев.
Спустя какое-то время террорист это подтвердил. Следствие установило, что боевики рассматривали несколько зданий: Московский дворец молодёжи, Концертный зал имени Чайковского, Театральный центр и Московский государственный театр эстрады, где в то время шёл мюзикл «Чикаго». В итоге остановились на третьем варианте. Боевикам он понравился большим концертным залом и минимальным количеством всевозможных подсобных помещений. Лидером террористической группы стал Мовсар Бараев.
Он взял на себя командование группой, в которую входили 21 мужчина и 19 женщин-смертниц. Бандиты по отдельности добрались до Москвы на автобусах. Бораев прибыл из Минеральных Вод на поезде. В ходе подготовки к атаке бандиты жили в нескольких арендованных квартирах. Главарь запрещал своим подельникам покидать квартиры, поскольку боялся вызвать подозрения спецслужб.
Также террористы хотели взорвать несколько автомобилей, но подорвали лишь один. Самый крупный теракт в истории России — Беслан Шло время. Во Второй чеченской войне произошёл перелом. Да, партизанская война, которую вели боевики, не завершилась, но российская армия постепенно выдавливала разрозненные террористические группировки. Практика амнистий тоже принесла результаты.
Некоторые из вчерашних боевиков предпочитали сдаться и начать новую жизнь. Да и новых желающих стать преступниками становилось всё меньше. Кроме этого, многие бандиты предпочитали покинуть зону боевых действий и укрыться где-то за границей. Но Шамиль Басаев всё ещё был жив, а значит, угроза теракта сохранялась. Лидеры бандформирований понимали, что с каждым месяцем шансы даже на призрачный успех уменьшаются.
Добиться изначальной цели — независимости Чеченской Республики Ичкерия — уже не получится. Но отказываться от задачи, даже под угрозой полного разгрома, сепаратисты не собирались. И они попытались изменить тактику ведения войны. По их представлениям, если конфликт выйдет за пределы Чечни, то положение улучшится. Кремль окажется под более сильным давлением.
Террористы сместили фокус внимания на соседей — Ингушетию, Дагестан, Кабардино-Балкарию. Следом было принято решение продолжить практику террора. Захват больницы в Будённовске, взрывы жилых домов в разных городах России произвели на мирных людей сильное впечатление. На какой-то момент в стране действительно воцарился страх, едва не переросший в панику. Одним из руководителей новой стратегии являлся Шамиль Басаев.
Он и решил, что удар нужно нанести по самой беззащитной категории граждан России — детям. Они не в состоянии оказать сопротивление, а психологический эффект от террористического акта может вернуть бандформированиям уверенность в победе. Выбор был сделан. Лидеры террористов решили нанести удар 1 сентября по школе в Беслане. Поскольку в то время между осетинами и ингушами были напряжённые отношения, в группу для захвата учебного заведения целенаправленно включили значительное количество уроженцев Ингушетии.
Террористический акт готовился в полной секретности — российским спецслужбам удалось узнать о готовящемся нападении только 31 августа. Банду террористов, состоящую из 32 человек, возглавил Руслан Хучбаров. Время было раннее, только началась праздничная линейка, посвящённая Дню знаний. Возле школы собралось большое количество детей и взрослых. Террористы покинули грузовик и начали стрелять.
Угрожая расправой, всех загнали в спортивный зал. В заложниках оказались школьники, их родители с малолетними детьми, учителя. В общей сложности свыше тысячи человек. Затем бандиты заминировали помещение, чтобы его взорвать, если что-то пойдёт не по плану. Вскоре после того, как стало известно о захвате, к школе прибыли местные милиционеры.
Никто тогда не знал ни о количестве боевиков, ни о их возможностях. Стражи порядка нарвались на мощное сопротивление и вынуждены были отступить. Только тогда стало понятно, что школа в руках у настоящих террористов. Сразу после захвата Хучбаров потребовал не отключать связь и свет в школе. Следом он заявил о том, что Кремль должен признать независимость Ичкерии.
В случае отказа террорист пригрозил массовыми казнями. Пока власти решали, что делать, боевики забаррикадировали здание, после чего расстреляли почти всех мужчин-заложников и выбросили их тела из окон. Оперативный штаб был сформирован быстро, однако никто не знал, что делать в подобной ситуации. Всё-таки она сильно отличалась от событий в Театральном центре. Постепенно в Беслан подтянули войска и спецподразделения.
К школе никто не приближался — на любое движение террористы открывали огонь. Из здания их вывел президент Ингушетии Руслан Аушев. Однако переговоры с террористами по-прежнему проходили плохо. Шло время, ситуация накалялась. Накалялась как снаружи дома знаний, к которому подтянулись местные ополченцы, так и внутри.
Террористы не пускали людей в туалет, не давали еды и воды. Начались обмороки и обострения хронических заболеваний. На третий день стало понятно, что школу придётся штурмовать. В самый ответственный момент вмешался случай. Переговорщикам удалось договориться о том, что к школе подъедет машина МЧС, чтобы забрать тела.
И когда спасатели принялись за работу, произошло два взрыва. Тогда никто не знал, что это детонировали самодельные взрывные устройства. Часть стены школы рухнула, началась паника. Заложники помчались к выходу, им навстречу побежали ополченцы, а террористы просто стреляли людям в спины. Следом здание охватил пожар.
Исправить ситуацию попытались бойцы «Альфы» и «Вымпела». Они спасали людей, прикрывая их собой. Завязалось ожесточённое сражение. Все боевики были ликвидированы. Выжил лишь один — Нурпаша Кулаев.
Он сбежал из школы и попытался скрыться, но его поймали.
Взрывное устройство привел в действие террорист-смертник. В результате взрыва погиб 41 человек не считая самого террориста и свыше 250 получили ранения. Взрыв прогремел в 8. Сразу после взрыва во втором вагоне начался пожар пятой самой высокой степени сложности. Третий вагон оказался сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля. Стекла окон в первом и третьем вагонах рассыпались на мелкие осколки. Взрыв был такой силы, что взрывная волна достигла головы первого вагона, помяла дверь в кабину машиниста и выбила одно из лобовых стекол в кабине.
Благодаря должности Шаваева, машина без досмотра миновала все посты ГАИ.
Хубиев снял для террориста-смертника Анзора Ижаева, прошедшего подготовку в лагерях боевиков, квартиру в Москве на улице Яблочкова. Там же вскоре поселился и Панарьин, помогавший подготовить теракт в столичной подземке в феврале 2004 года. С осужденных также будет взыскано более 6 млн рублей в виде моральной компенсации. Суд признал Шаваева, Панарьина и Хубиева виновными по шести статьям УК РФ, в том числе они признаны виновными в терроризме, убийстве, бандитизме, незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ. Хубиев и Панарьин также признаны виновными в участии в незаконном вооруженном формировании и подделке документов. Панарьин и Хубиев - признали свою вину. Хубиев - полностью, Панарьин - частично. Шаваев своей вины так и не признал. Адвокаты осужденных намерены добиваться пересмотра приговора.
За потерпевшими от действий террористов признано право на гражданские иски в гражданском судопроизводстве.
Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказала Людмила. В вагоне, где произошел взрыв, спасатель оказался случайно. Потом каким-то путем добиралась по тоннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу.
Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. RU Преподаватель истории Александр Морозов в этот день проезжал перегон на станции «Автозаводская», но в другом поезде. Он ехал на работу в школу, как вдруг услышал звуки взрыва. Был такой странный звук, — вспомнил пассажир. А на «Автозаводской» прозвучало объявление по громкоговорителю, что поезд встречный дальше не идет по техническим причинам.
Я тогда подумал — что-то случилось. Когда я приехал на работу, мне ученики сказали: «В метро был взрыв в вагоне, большое количество жертв». Тогда я срочно начал звонить жене, чтобы предупредить ее. Но дозвониться было невозможно — вся связь рухнула. Часть учеников тоже не смогли доехать — многим по прямой было» Александр Морозов, очевидец теракта на «Автозаводской» После взрыва на станции «Автозаводская» депутаты внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты. Теперь те, кто организовывал или имел отношение к подобным преступлениям, могли получить пожизненное наказание. Эксперт комплексной безопасности, полковник запаса, руководитель холдинга структур безопасности «Русь» Роман Насонов рассказал, как именно изменилась система безопасности в московском метро спустя 20 лет.
Хроника трагедии
Хроника московских терактов | 6 февраля 2004, 12:44. |
Теракт на Автозаводской. | Дмитрий Панкратов | 6 февраля 2004-го в поезде, следовавшего от станции «Автозаводская» до «Павелецкой» произошел очередной взрыв. |
Взрыв в Московском метрополитене (февраль 2004) — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Собрав бомбу, организаторы теракта поместили её в рюкзак, который они позже передали террористу-смертнику Анзору Ижаеву [4]. Утром 6 февраля 2004 года террористы снимали на камеру сборы Ижаева перед его уходом в метро [3]. Узнав из новостей по телевизору. |
Взрыв в Московском метрополитене (февраль 2004) — Википедия | Террористический акт был совершен террористом-смертником. |
20 лет со дня теракта в метро на станции "Автозаводская"
Теракт на Автозаводской. | Теракт в московском метро произошёл утром 6 февраля 2004 года, в час пик. |
Скорбные списки жертв и пострадавших в Москве | 6 февраля 2004 г. во втором вагоне поезда на перегоне между станциями метро "Автозаводская" и "Павелецкая" произошел взрыв. |
Память сквозь года: Главные теракты в России | Новости Пятница, 6 февраля 2004, 0 комментариев. |
Теракт на «Автозаводской», страшные последствия терроризма
6 февраля 2024 - Новости Салехарда - Первый крупный теракт 2004 года произошел 6 февраля в Москве. Взрыв произошел около 08:32 по московскому времени 6 февраля 2004 года в вагоне метро во время движения в туннеле возле станции "Автозаводская" Замоскворецкой линии метрополитена.[2][3] Карачаевский террорист-смертник Анзор Ижаев из села Учкекен[4]. 20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек. Ровно через три года, 6 февраля 2004 года, террорист-смертник взорвал себя во втором вагоне поезда, который шел от станции «Автозаводская» к «Павелецкой» Замоскворецкой линии.
15 самых страшных московских терактов
6 февраля 2024 - Новости Саратова - Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником в вагоне поезда на перегоне между станциями. Ровно через три года, 6 февраля 2004 года, террорист-смертник взорвал себя во втором вагоне поезда, который шел от станции «Автозаводская» к «Павелецкой» Замоскворецкой линии. Что известно о теракте 6 февраля 2004 года.