Николай Цискаридзе уволился из Большого театра семь лет назад, прослужив на легендарной сцене более 20 лет.
Николай Цискаридзе о концерте в Кремле, работе на «Первом канале» и педагогике до гроба
Главные новости о персоне Николай Цискаридзе на Будьте в курсе последних новостей: В «Зарядье» 16 и 17 февраля пройдут вечера балета «Виват, Академия!» к 285-летию Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и 50-летию ректора академии Николая. В последний день 2023 года отпраздновал свой 50-летний юбилей уникальный артист балета и ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе. Недавно за работу в программе «Сегодня вечером» Цискаридзе получил премию «ТЭФИ». Он по-прежнему возглавляет Академию русского балета им. Вагановой, но признается, что некоторые ученики расстраивают. Начала допроса в Мещанском суде Москвы экс-премьер Большого театра, а ныне исполняющий обязанности ректора Академии русского балета в Санкт-Петербурге Николай Цискаридзе ждал в коридоре три часа. Николаю Цискаридзе исполнилось 50 лет в канун Нового года, но отмечал он свой юбилей и в январе и даже в феврале — все же это значительный рубеж.
«Не фантастические существа, а сволочи»: Николай Цискаридзе «проехался» по театральному закулисью
Я тоже был не очень интересен, пока не созрел. Я очень рано приобрел видеокамеру, это была одна из моих первых дорогих покупок. Я снимал себя и смотрел со стороны. Часто ходил в театр, был насмотренным и сравнивал себя с теми, кого видел. Учитывал мнение педагогов. Когда понимал, что у меня плохо получается, больше никогда это не исполнял. А сейчас детей ставят на главные роли в известных спектаклях, они выходят на сцену и падают.
Вот почему я стараюсь отказываться от участия в жюри разных конкурсов, потому что опять скажу правду. Сложно иногда смотреть на тех, кого ты обучил: часто это неприятно, а иногда даже стыдно. Мне всегда было жалко тратить время на ерунду, поэтому я предпочитал исполнять что-то проверенное и интересное. Как говорят многие ведущие люди в профессии, когда артист начинает говорить, что устал от классики, значит, его техника стала хромать. Потому что, когда вы играете Первый концерт Чайковского, когда поете арию Nessun dorma из оперы «Турандот», когда танцуете «Баядерку», сразу видно — попадаете вы или нет. Когда я был маленький, ни мобильных телефонов, ни компьютерных игр не было.
У меня вообще нет воспоминаний о юности. Всегда с удивлением слушал рассказы одноклассников о том, как они ходили в кино или на вечеринки. Я же могу в подробностях рассказать только о своих репетициях и выступлениях. Сейчас мне можно это делать, я круглый отличник. А детей предупреждаю: когда будете такими же народными артистами и всевозможными лауреатами, тогда будете играть в телефон. Он никогда не выходил на площадь.
Можно сделать большой спектакль на стадионе, но вы не получите от него удовольствия: с трибун будут плохо видны маленькие фигурки на сцене.
Вагановой, народного артиста России. Балет «Знаки» явился первым экспериментом и спектаклем, в котором главными действующими лицами являются, не актеры, не само произведение, а живопись. Где весь спектакль основан на живописи очень талантливого и знаменитого художника Оливье Дебре. Художник пишет, что его вдохновила полуулыбка «Джоконды» Леонардо Да Винчи на создание первого эпизода.
Оливье Дебре приготовил много эскизов и... Это очень важная веха в истории нашей отечественной культуры, потому что празднуя этот юбилей, говоря о спектаклях эпохи Петипа, мы обращаемся к нашей культуре, к истокам и вообще к тому, как сохраняется балет, как сохраняются шедевры, в каком виде они на сегодняшний день идут в том или ином театре и вообще, что же такое по-настоящему эпоха 19-го века... Впервые на музыку Мендельсона, которая была написана для аккомпанемента к драматическому спектаклю, балет был поставлен в 1879 году Мариусом Петипа. Через 30 лет на эту же музыку был поставлен спектакль Михаилом Фокиным для Вацлава Нижинского. И вот уже в дальнейшем, в XX веке, все великие и менее значимые хореографы поставили свою версию балета «Сон в летнюю ночь» на музыку Феликса Мендельсона.
Каждый из балетмейстеров подходил к этой теме по-разному... Потому с большим трепетом я всегда следил за всем, что происходило и происходит в мире с этим спектаклем. Он поставлен в 1974 году английским балетмейстером Кеннетом Макмилланом. Это вторая большая работа Макмиллана для Королевского балета. Музыка, на которую он решил ставить спектакль, была написана, конечно, не для балета...
Жорж Бизе, на чью музыку поставлен этот спектакль, в 1855 году, заканчивая Парижскую консерваторию, написал свою дипломную работу.
Ну невкусно же. А к временным татуировкам, таким переводным картинкам на лето, отношусь с юмором. Это очень забавно. Поэтому очень многие уехали. Самый болезненный момент, который мне удалось пережить за последнее время, это когда мои иностранные студенты, которые танцевали в разных театрах, должны были покинуть Россию. Я в каждого из них вложил огромное количество любви, знаний. Первые недели мне было очень больно. Потом уговорил себя, что ребята выросли, у каждого своя судьба.
Несмотря на то что я не захожу туда какое-то время, это не значит, что меня там нет. Я и есть Большой театр. И абсолютно спокойно могу сказать, я один из тех самых, не последних, артистов этого театра. Потому мне вообще смешно рассуждать об этом. Да, очень многие люди, кто работал при мне, всегда встречают меня с большим воодушевлением. Настоящих артистов театра выбирает сам театр, а не те, кто их назначает. На моей должности — премьер Большого театра — числятся очень многие люди, но их не знает даже те, кто работает там.
Татьяна Ногинова, художник по костюмам: «Для нашего спектакля хореограф выбрал бидермайер — стиль благополучной Австрии 1815—1840 годов.
Поэтому, создавая эскизы костюмов, я во многом вдохновлялась живописью и графикой этого периода. Большое влияние на меня также оказали портреты аристократов кисти великого живописца-романтика, Карла Брюллова. И с одной стороны — это не сложно. И я вдохновлялась этим удивительным детским талантом. Но важно понимать: чтобы дети поверили в волшебство, нужно очень честно работать, вдумчиво, глубоко, вкладывая всё своё сердце».
Цискаридзе сообщил о давлении на иностранных студентов Академии Вагановой
Николай Цискаридзе рассказал, останутся ли зарубежные театры без отечественной классики. Вышиванием, — признается Николай Цискаридзе, ректор Академии Русского балета имени Вагановой и премьер Большого театра. ©Н. Цискаридзе #николайцискаридзе #балет #большойтеатр #цискаридзе #рекомендации.
"Интервью": Николай Цискаридзе – о балете и русской культуре
И мне позвонил Юрий Николаевич и сказал: «Колька, приезжай, я... Потому что тогда это было ну правда геройство, Дим. Дмитрий Кириллов: Ну это поступок. Николай Цискаридзе: И я прихожу в Мариинский театр, мне дают место в царскую ложу. И я открываю дверь, и сидит Лена Образцова с Жюрайтисом. И естественно, Альгис Марцелович поднялся меня приветствовать, и он говорит: «Лена, вот это тот мальчик Цискаридзе, который не подписал! В общем, все, «мой дом — твой дом», все.
Как-то мы подружились. И дальше, так как я дружил с Ромой Виктюком и Рома с ней очень дружил, мы очень часто собирались втроем. Лена была вообще, у нее был хлебосольный дом... Вот, кстати, это ее рояль, из ее дома, и столько раз она мне играла на этом рояле... И потом прошли годы, мы разошлись, наши пути разошлись. И я уже был ректором, я уже служил в Петербурге, мне звонит Ира Чернова, это директор центра в Петербурге Елены Васильевны, и говорит: «Коль, юбилей Лены, я очень хочу, чтобы ты пошел и поздравил.
Ты не понимаешь, как она будет счастлива, если ты придешь». Ты знаешь, Дима, как мне хотелось послать к чертовой бабушке! И она мне говорит: «Коль, вот послушай меня как мать, вот я старше тебя... Николай Цискаридзе: «Вот сделай это». И значит, представляешь, сначала вышел губернатор ее поздравил, она спела, потом она спела... И вдруг она видит меня, как я иду по проходу с цветами, дарю ей цветы.
Лена меня обнимает и говорит: «Я умоляю, зайди ко мне в антракте, мы должны поговорить». Я захожу к ней в антракте, и она мне говорит: «Прости меня, пожалуйста». Ты знаешь, я был потрясен до такого состояния... Я лишний раз про себя подумал, вот что такое действительно очень большой человек: он в состоянии извиниться. Будучи неправым, ты должен это признать, если ты христианин, конечно, а Лена была очень верующим человеком. Тут еще получилось, что ее последний приезд в Петербург мы с ней провели вместе.
Через несколько дней был ее юбилей, Бал Образцовой, я приехал в Большой театр, она мне сказала: «Ты должен прийти». Я сидел с ней в ложе, и она сказала: «Пусть все видят, что ты рядом со мной, мы вместе». И значит, потом был большой банкет, и очень было много каких-то высокопоставленных лиц и т. И я ее вывел и из Большого театра тоже. Я ее посадил в машину, обнял, поцеловал, и вдруг она мне говорит... Вот я ее целовал, она сказала: «Колька, как я хочу жить!
Отпевали ее в храме Христа Спасителя, потрясающе. И мы приезжаем на Новодевичье кладбище, и вдруг ко мне подходят и говорят: «Коль, она тебя так любила — донеси ее крест до могилы». Дима, я тебе вот рассказываю, у меня мурашки по коже. Я не мог никогда себе представить, что я, вот тот ребенок, который сидел то в Малом зале консерватории, то в Большом, то в Зале Чайковского, мне выпадет честь нести Ленин крест. Дмитрий Кириллов: Образцова вычислила этого мальчика из сотен танцовщиков и стала родным человеком, как и Григорович, открывший дверь Большого театра и сказавший: «Тебе сюда! Ему говорил слова восторга великий Дзеффирелли, его обнимала красавица Джина Лоллобриджида, ему привозил из Парижа ткани и аксессуары для театральных костюмов сам Живанши, друг Одри Хепберн, произнесший однажды фразу: «Как жаль, что вы с Одри разошлись во времени, она была бы точно твоей верной поклонницей!
Ему дарила розы сестра королевы Елизаветы II принцесса Маргарет. А наши российские королева с принцессой Анна Австрийская, она же Алиса Фрейндлих, и Марина Неелова, маленькое чудо из старой-старой сказки, стали его близкими подругами. Ну а президент России Владимир Путин предложил навести порядок в Академии русского балета им. В старейшей балетной школе мира Цискаридзе пришлось буквально выбивать пыль и открывать талантам все двери. А ты понимал в тот момент, когда ты брал это заведение, что это разрушенное практически... Ты вообще представлял, куда ты влезаешь?
Николай Цискаридзе: Я представлял, что все очень плохо, потому что я видел уже документы, я видел уже какие-то сводки, потому что мне это показывали в министерстве. И со мной когда говорил Владимир Владимирович Путин, он мне сказал: «Коля, там очень плачевное состояние». Я был поражен его осведомленности, потому что в размерах гигантской России... Дмитрий Кириллов: В масштабах, да-да-да. Дмитрий Кириллов: Камерная история. Николай Цискаридзе: Но когда я уже там оказался, Дима, размер провала не ожидал никто.
Что мне приходилось приводить в порядок, это представить себе невозможно. Я клубок воровства в столовой распутывал 3 года. Дмитрий Кириллов: О, было чем заняться. Николай Цискаридзе: Ты не понимаешь, какая схема была придумана. Когда было десятилетие моего ректорства, очень интересно, меня поздравляли разные ученики разных выпусков. И мне очень понравилось, одна девочка написала: «Мы ненавидели столовую, а с вашим приходом там прекратило вонять и стали нас прилично кормить».
Дмитрий Кириллов: Как только Цискаридзе назначили, полетели со всех сторон стрелы: что этот москвич забыл в нашем уютном городе? В порыве гнева злопыхателям было и невдомек, что Цискаридзе — это и Григорович, и Семенова, и Уланова, а они все откуда? Они все с улицы Росси. Да еще к тому же у Цискаридзе к педагогическому диплому прибавился красный диплом юриста сбылась давняя мечта мамы. Поэтому, находясь на этой должности, Николай Максимович научился давать серьезный отпор вранью и некомпетентности, чтобы уберечь профессию и дать детям лучшее. Ну вот когда приводят родители детей, это же иногда такое родительское тщеславие, «вот я хочу», «вот, Николай Максимович, посмотрите»...
Николай Цискаридзе: Я всегда говорю сразу, что думаю. Я не понимаю многих людей, кто обрекает своего ребенка на этот труд. Я объяснял: люди, если нет голоса, он не появится; если нет волокон мышц мягких, они никогда не станут мягкими. Нельзя никого растянуть, можно разорвать. Дмитрий Кириллов: Ну не сделаешь из мышки кошку. Николай Цискаридзе: Ну не бывает так.
Но, к сожалению, они хотят. Дмитрий Кириллов: И письма же пишут, да, иногда? Николай Цискаридзе: Регулярно, сразу Путину. Дмитрий Кириллов: О, а сейчас же очень удобно, сразу. Николай Цискаридзе: Да, сразу Путину. Дмитрий Кириллов: И что пишут?
Вот именно Владимир Владимирович... Дмитрий Кириллов: «А он, Цискаридзе, лишает! Дмитрий Кириллов: В балете вот сейчас. Николай Цискаридзе: И дальше [описывают], как ребенка «притесняют». Естественно, приходит прокуратура сразу. Но у нас готовы с самого начала...
Дима, я же закончил все-таки Юридическую академию, я... Николай Цискаридзе: Да, дипломированный специалист, потому у меня для этого всего документы настолько в порядке, что я прекрасно понимаю, что вот эти родители будут искать эту запятую, чтобы тебе сделать гадость.
И всех обыгрывала! Но при всем своем аналитическом уме ничего не могла продать — только подарить. Матушка научила меня всему — готовить, стругать, шить, чинить кран. В Москву из родного Тбилиси мы ехали со всем нашим скарбом. Мама говорила в поезде: «Если я решилась на переезд, ты должен стараться — учиться прилежно».
Она пожертвовала ради меня всем. Ее самоотверженную любовь ко мне несложно объяснить, ведь я, ее единственный ребенок, появился у нее, когда ей было 43 года. Советские врачи ставили Ламаре она молодилась, и я называл ее только по имени диагноз «бесплодие». Она уже отчаялась родить, пока не сходила по совету одной пожилой женщины помолиться в разрушенный храм в горах, состоящий из одной стены, а на ней — изображение Девы Марии. Она попросила у Богородицы чуда, вскоре забеременела. Про Большой театр — Впервые Большом театре я оказался в 1985 году. Мы с мамой опоздали на «Щелкунчика» — и величайший балет я смотрел на четвертом ярусе сквозь огромную хрустальную люстру.
В антракте пробегал мимо огромного зеркала — и вдруг остановился.
За год он начал исполнять ведущие мужские партии в восьми спектаклях, включая «Сильфиду», «Чиполлино» и его любимую «Баядерку». В тот период он был удостоен II премии Международного балетного конкурса в Осаке, а журнал «Балет» удостоил его награды «Душа танца» в категории «Восходящая звезда».
Параллельно танцор успевал учиться в Московской академии хореографии, окончил которую в 1996. Тогда же его репертуар пополнился главными ролями в постановке «Лебединое озеро» в редакции Владимира Васильева он стал первым исполнителем роли Короля , а также в «Легенде о любви» Арифа Меликова, где предстал в образе рисовальщика Ферхада. Николай Цискаридзе в балете «Золотой век» 2007 В 1997 Николай продолжал свое феерическое восхождение на балетный Олимп — участвовал вместе с Марией Александровой в Международном конкурсе артистов балета в российской столице I премия в номинации «Дуэты» , получил звание Заслуженного артиста РФ — и это в 23 года.
Кроме этого, он исполнил партию Призрака розы в «Видении розы» на музыку немецкого композитора Карла Вебера, а также Графа Альберта в «Жизели» французского классика Адольфа Адана, получив в 1999 за нее национальную театральную премию «Золотая маска». Блистательное исполнение партии было отмечено спустя год призом ежегодного балетного фестиваля «Benois de la Danse». Гала-концерт проекта состоялся тогда на сцене Берлинской оперы.
С Илзе Лиепой в «Пиковой даме» В 2001 премьер Большого театра получил звание Народного артиста РФ и Государственную премию России за исполнение нескольких ролей классического репертуара. Тогда же он шокировал армию своих поклонников, попав на переходе под машину. К счастью, он не получил переломов, но заработал сотрясение мозга.
В декабре того же года дирекция Парижской Оперы пригласила его на традиционные новогодние спектакли, где он с нарастающим успехом трижды исполнил эффектную партию Солора в «Баядерке». Особый восторг у публики вызвал его виртуозный и воздушный сольный танец, хотя он станцевал безупречно и в дуэтах с яркими партнершами Мари-Аньес Жилло, танцевавшей партию Никии, и Стефани Ромберг, исполнявшей роль Гамзатти. Партия в «Баядерке» — одна из любимых у артиста В 2002 блистательный артист участвовал в гала-концерте международных звезд балета, посвященном памяти Рудольфа Нуриева , который состоялся на сцене легендарного миланского оперного театра «Ла Скала».
Его партнершей была прима-балерина Светлана Захарова. Николай Цискаридзе в начале 2000-х Спустя год Цискаридзе танцевал партию Юноши в балете Ролана Пети «Юноша и смерть» с артистами труппы «Асами Маки балет» на подмостках Нового национального театра в японской столице. Тогда же за исполнение партии Германна в балете Пети «Пиковая дама» он вновь получил «Золотую маску», а также был удостоен Госпремии РФ, грузинского ордена Чести и премии «Триумф».
С 2004 года он начал преподавать в Московской академии хореографии и вести класс для артистов в Большом театре. В его рамках он танцевал в поставленном специально для них балете «For Four» «Для четверых» на музыку Франца Шуберта, хореография британца Кристофера Уилдона. Solo» на музыку Жоржа Бизе хореография Пети.
По ее сюжету некий актер мечтает обо всех знаменитых ролях — Кармен, Хозе, Тореодора — и танцует их партии, а затем сам себя убивает. В том же году артист стал кавалером французского ордена «За заслуги в искусстве и литературе» и получил Международную премию мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества». Тогда же премьер Большого назвал своим самым крупным признанием предложение Мариинского театра, с которым он давно сотрудничал, сделать бенефис Цискаридзе.
Дело в том, что подобной чести не удостаивалась ни одна звезда балета из Москвы за почти 300-летнюю историю существования этого храма искусств. Билеты были распроданы за полтора месяца до назначенной даты. В программу сольного вечера, проходившего в рамках VI Международного фестиваля балета «Мариинский», он включил номер «Кармен.
Solo» от одного из своих самых почитаемых балетмейстеров — Роланда Пети, а также «Нарцисс» в интерпретации дорогого ему человека Галины Улановой, всегда считавшей себя ленинградкой. В программе гастролей Большого было два спектакля «Дочь фараона», где он танцевал партию Лорда Вильсон-Таора, и «Светлый ручей», представ в роли Классического танцовщика. Спустя год с последней из названых балерин он исполнил па-де-де из балета «Жизель» и «Видение розы» хореография Р.
Три исполненные в его ходе партии — Солора из «Баядерки», Германна из «Пиковой дамы» и Нарцисса из одноименной миниатюры — он посвятил своим учителям, легендам отечественного балета, в начале карьеры подготовившим с ним эти роли: Марине Семеновой, Николаю Фадеечеву и Галине Улановой. Цискаридзе: «В балете всё непроистойно! Среди его выступлений следующего года было безупречное исполнение партии Дроссельмейера в балете «Щелкунчик» в Парижской национальной опере, а также роли Золотого Раба в «Шехеразаде» в Театре Елисейских полей.
Николай Цискаридзе в балете «Послеполуденный отдых фавна» В 2010 балетную звезду можно было увидеть на подмостках Дворца фестивалей в Каннах, через год — на сцене Михайловского театра Северной столицы и Лондонского Колизея. В тот же период он вошел в состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ. Выступление Цискаридзе на Дне города в Москве 2011 В 2012 признанный мастер сцены поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, исполнив мечту своей покойной мамы.
Спустя два года он стал обладателем красного диплома юриста. В 2014 году в Санкт-Петербургском театре оперы и балета им. Мусоргского артист исполнил партию вдовы Симоны в премьере на музыку Фердинана Герольда «Тщетная предосторожность» в хореографии классика британского балета Фредерика Аштона.
Па-де-де из балета «Щелкунчик» Общеизвестно, что многие поклонники балета без «Щелкунчика» в Большом театре не могут себе представить Новый год. В день своего рождения он каждый год выходил на сцену и дарил зрителям огромный праздник, демонстрируя свое необычайное искусство, одухотворенность танца, отточенную технику и артистичность, помноженную на талант. Конфликты с руководством Большого Цискаридзе — личность творческая и неординарная.
Все, чего он добился, он добился сам. Поэтому Николай может позволить себе озвучивать резкие суждения, невзирая на авторитет его оппонентов. В 2011 танцор стал главным критиком в культурном учреждении, которому отдал большую часть своей профессиональной жизни.
Он назвал «вандализмом над историческим памятником» его реконструкцию, проводившуюся в течение шести лет. С болью артист возмутился заменой старинного гипсового лепного декора, признака благородного стиля, пластмассовой подделкой, бронзовых канделябров и дверных ручек металлической имитацией, дубового паркета в фойе скользким венецианским покрытием искусственным мрамором , отсутствием окон в гримёрках и многим другим.
Там все плакали. Но в какой-то момент слезы у меня высохли и все», — вспоминает Цискаридзе. Поднять Волочкову В труппу Большого театра он будет принят в начале 1990-х. Потом окончит еще и Московский хореографический институт. Что касается интриг, то одна из самых громких историй, которые хранит память Цискаридзе, была связана с Анастасией Волочковой. Балерину в тот момент выживали из театра. Уговорить Николая принять в этом деятельное участие не удалось. Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе «Меня попросили сказать, что я не могу ее поднять.
Во-первых, я мог ее поднять. Во-вторых, если я скажу, что не могу ее поднять, это будет значить, что я не справляюсь со своими профессиональными обязанностями.
Николай Цискаридзе: «Мне никогда не бывает жалко никого из своих учеников»
Николай Цискаридзе: все новости. Каким орденом наградили Николая Цискаридзе. Артист балета заметил, что он всю свою жизнь служит родной стране и русской культуре. Под конец не самого простого года премьер Большого театра, ректор Вагановской академии, народный артист РФ Николай Цискаридзе рассказывает «Москвич Mag» о важном, случившемся в этом году: о книге мемуаров про его личный Большой театр. Николай Цискаридзе: все новости. Каким орденом наградили Николая Цискаридзе. Артист балета заметил, что он всю свою жизнь служит родной стране и русской культуре. В 2023 году Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой исполнилось 285 лет. Последние десять ее возглавляет народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Николай Цискаридзе заявил, что никто из действующих балерин Большого театра не сможет в техническом плане так станцевать «Лебединое озеро», как это умеют Анастасия Волочкова и Светлана Захарова.