Новости высадка англичан в мурманске

Высадку десанта с крейсера «Глори» в Мурманске англичане начали 9 марта 1918 года, 14 марта в Мурманск прибыл английский крейсер «Кохрэйн» с новым отрядом интервентов, а 18 марта – французский крейсер «Адмирал Об».

Иностранной оккупации Русского Севера - 100 лет. Что это было?

В тот же день в Мурманск ушло его согласие «принять любое содействие союзных миссий». И 2 марта Юрьев заключил с британским военно-морским командованием устное соглашение о совместной обороне края от немцев и финнов. Особо было оговорено, что иностранцы не будут вмешиваться в управление краем, но берут на себя снабжение его всем необходимым. Британский генерал Пуль, принявший на себя объединённое командование союзными войсками на русском Севере, уточнил цели пребывания: «Союзники здесь для защиты своих интересов, нарушенных появлением в Финляндии германцев». Скоро в Мурманске высадилось около батальона томми, 14 батальонов солдат из стран Британского содружества, 5 тысяч американских морпехов, 2 тысячи французов и около тысячи польских, итальянских и сербских стрелков. Первое время никаких трений между советскими вооруженными формированиями и союзниками не возникало, особенно пока была реальной опасность германского или финского вторжения. Однако, у англичан и французов были свои планы в отношении будущего России, которые хотели видеть ее своей активной союзницей в продолжавшейся войне, для чего большевики не годились.

Скоро это поняли и большевики. Легализованная оккупация. Однако, советская власть в Архангельске и Мурманске вполне мирно уживались с приглашенными интервентами, что всё больше тревожило Кремль. Продолжал поддерживать иностранное присутствие на севере и Троцкий, хотя и завершивший неудачную карьеру дипломата по Бресту, но ставший наркомом по военным делам. Ленин и И. Сталин в разговоре по прямому проводу пытаются добиться от Юрьева признания за англичанами статуса оккупационных войск и заключить с ними письменный договор, где очертить круг полномочий иностранцев: «Вы должны в очень любезной форме предложить англо-французам признать эти заявления насчёт оккупации соответственно действительности...

Если Вы добьётесь этого, то это будет серьёзным шагом к скорой ликвидации того запутанного положения, которое создалось, по нашему мнению, у Вас, помимо Вашей воли. Ваш отчёт правительству должен быть совершенно официальным, но секретным, то есть не подлежащим публикации. Одновременно на днях посылаем Вам отряды вооруженных красногвардейцев и одно лицо, которое будет постоянным связующим звеном между Вами и Москво й». Одновременно Ленин всячески старается замести следы сотрудничества своего правительства с Антантой. Вахрамеева, передать Мурманскому совету требования опубликовать опровержения факта согласия местных властей на высадку англо-французского десанта, о чём уже появились сообщения в печати.

Из самолетов, прибывших на Африканду, не все долетели гладко. Р2126 в 03. Этот же самолет позже пытались преследовать 3 истребителя, но здесь австралийцы тоже благоразумно приняли «позу покорности», выпустив шасси. Видимо, они к тому времени уже лежали на нужном курсе для посадки на Африканду, поэтому истребители просто улетели. AD908 увидел вблизи Африканды 2 истребителя и вроде бы опознал их как «харрикейны», но на всякий случай все же уклонился от них. На этом описание перелета, в принципе, можно считать оконченным. До места назначения — аэродрома Африканда — добралось 19 самолетов, то есть больше половины. Еще 2 сели в Мончегорске, по одному на Ваенгу-2 и Мурмаши. Итого: 23 «хэмпдена» достигли советских аэродромов, причем фактически все без каких-либо повреждений. Потери составили 9 машин: 2 разбились в Швеции, 2 в Советском Союзе, 1 сбили советские истребители, 3 — истребители немецкие и 1 — немецкие корабли. Потери личного состава: 16 погибших, 13 пленных, 2 интернированных, итого 31 человек. Такие цифры стоит оценить как значительные, но, учитывая условия, в которых проводилась операция «Оратор», можно сказать, что все не так плохо. В Заполярье удалось-таки создать более-менее мощный ударный отряд авиации, который вполне мог себя проявить в случае выхода немецких кораблей на бой с конвоем PQ-18. Увы, как известно, ничего такого немцы предпринимать не стали, решив, что с караваном они разберутся силами одной только авиации. Так что летчики из 144-го и 455-го эскадронов совершили только один вылет — 14 сентября все 23 «хэмпдена» поднимались в воздух для поиска кораблей в направлении Альта-фьорда. При этом один самолет австралийцев AD977 был передан англичанам, чтобы выровнять диспропорцию по числу машин. Управлял им экипаж разбитого на вынужденной посадке АЕ310. В течение второй половины сентября и первой половины октября «хэмпдены» находились на аэродромах в готовности к вылетам, которые так и не состоялись. Немецкие бомбежки вывели из строя еще двух «бойцов» - 27 сентября после прямого попадания бомб на Ваенге сгорели 2 английских машины. Еще 4 были повреждены. Здесь мы подходим к одной загадочной истории, связанной с последующей передачей «хэмпденов» СССР. Как мы помним, под Кандалакшей сел на вынужденную самолет с заводским номером АЕ310 — это отмечено во всех английских документах. Был еще один самолет с похожим номером — АЕ130 из того же 144-го эскадрона. Он благополучно долетел до Африканды в 03. После передачи «хэмпденов» внезапно оказалось, что номер АЕ130 присвоен разбившемуся 5 сентября АЕ310, который так и остался с неправильным номером. Единственный вариант, как такое могло произойти — путаница при передаче документов АЕ130 очень легко спутать с АЕ310 плюс тот факт, что настоящий АЕ130 стал жертвой немецких бомб 27 сентября. После «Оратора» 22 октября английский летный и наземный персонал отбыл в Англию на прибывших за ними боевых кораблях. Еще с 1-го числа самолеты готовили для передачи советским ВВС — забирать обратно «хэмпдены» никто не собирался. В процессе первых учебных полетов 12 октября был серьезно разбит Р1287. Хотя пилот, ст. АЕ310, ставший АЕ130, доставили на Ваенгу только в январе 1943 г. Советским летчикам не понравился «хэмпден» - они считали его капризным, ненадежным, сложным в управлении. Трудно сказать, почему так? Англичане никогда не жаловались на него в таком плане. К концу 1942 г. Тот же самый перелет в рамках «Оратора» показывает, что машины были способны совершать очень дальние полеты без серьезных аварий. Только один из 32 самолетов можно причислить к жертвам технического отказа — АЕ346, разбившийся в Швеции из-за поломки одного двигателя. Возможно, дело было в том, что советские пилоты не смогли за короткий срок освоить незнакомый иностранный самолет, плюс техническое обслуживание тоже проводилось не специалистами. Все аварии «хэмпденов» в октябре, пока были еще техники-англичане, были связаны с ошибками пилотов. И вообще, глядя на статистику, сразу видишь, что все потери «хэмпденов» в катастрофах кроме, возможно, одной в июне произошли во время его освоения и первых боевых вылетов в октябре 1942 — январе 1943 гг. Фото из собрания В. Бондаренко Кроме прочего, англичане, судя по всему, не оставили никаких запчастей, или их запас был сильно ограничен. Все мало-мальски серьезно поврежденные самолеты уже не возвращались в строй, вне зависимости от величины ущерба. Так было с L4038, требовавшим капремонта после аварии 19 октября, и с АТ145, сломавшим шасси 31 октября. По этой причине на 1 ноября 1942 г. В тот же день, 1 ноября, полк лишился еще одного самолета, когда у Х3022 обрезало на взлете оба мотора. При посадке на лед самолет взорвался и полностью сгорел, только чудом можно объяснить, что экипаж при этом отделался ушибами. Считается, что у него тоже отказали моторы, самолет потерял высоту и врезался в сопки. Здесь экипажу не повезло и командир 3-й эскадрильи Гарбуз погиб. Третий такой же случай произошел 21 декабря с Р5315. В результате всех этих потерь на 1 января 1943 г. При этом боевые вылеты самолеты начали еще с 16 декабря 1942 г. Самый же первый день года опять ознаменовался катастрофой во всех смыслах. При возвращении из боевого вылета с торпедами Х3053 сам по себе упал в море и унес с собой в пучину уже второго командира эскадрильи — на этот раз 2-й капитана Стоянова. Наши считали, что всему виной вражеские зенитки, но немцы этот момент наблюдали и сообщают, что «хэмпден» упал без видимой на то причины: очередная авария. Капитан Стоянов в кабине «хэмпдена». Наши его нашли и после осмотра решили, что самолет сбит в воздушном бою, но у немцев на него нет никаких заявок, так что это была седьмая авария. Самый же плохой в этом плохом месяце день пришелся на 29 января. Три раза парами «хэмпдены» атаковали конвой противника, и только в одном случае обе машины сумели уйти без повреждений вторая пара капитана Киселева. Из состава первой пары был подбит самолет ведущего, капитана Трунова — Р1245. Он тянул до базы, но постепенно снизился и рухнул в море около мыса Цып-Наволок. Экипаж спастись не смог. Последняя пара была выбита полностью: AN126 ст. Наконец, в последний день месяца во время очередной атаки конвоя береговыми зенитками был сбит Р2126 — пилот сержант Дятел. У нас считалось, что его сбили прикрывавшие конвой истребители Ме-110. В результате всех этих потерь на 1 февраля в 24-м МТАП числилось всего 8 «хэмпденов», причем исправных из них только половина. Проблема заключалась в отсутствии запасных моторов. В феврале и марте ничего не изменилось, причем вылеты продолжались, хотя и нерегулярно. Апрель стал значимым месяцем как для торпедоносцев ВВС СФ в целом, так и для «хэмпденов» в частности. Именно на таком самолете в данном месяце была одержана первая реальная победа: 25 апреля ушел на дно немецкий пароход «Leesee» 2624 брт, с грузом угля для Киркенеса. К сожалению, эта победа стоила жизни одержавшему ее капитану Киселеву: самолет Р4415 был сбит немецкими кораблями охранения. Весь экипаж погиб, Киселев и его штурман, ст. Еще один «хэмпден» АЕ307 был сбит немецкими Ме-110 при атаке конвоя 10 апреля. Экипаж ст.

Как он туда попал и почему — покрыто мраком тайны. Выживший штурман туманно вспоминает о жутких погодных условиях и плохих картах, которые завели их гораздо севернее, чем полагалось. Не сумев быстро опознать самолет, UJ-1105 открыл огонь — машина шла прямо на него. С «хэмпдена» выстрелили красную ракету, после чего он круто повернул налево. И это был правильный сигнал! По крайней мере его посчитали таковым стоявшие в 1 и 2 км дальше UJ-1102 и -1111. Поэтому, они огня даже не открывали. Не стреляли также и береговые батареи. Но с UJ-1105 сигнала не увидели. В общей сложности с охотника выпустили 1 снаряд калибра 88-мм, 15 снарядов 37-мм и 67 снарядов для 20-мм пушек. UJ-1102 приблизился, намереваясь оказать помощь «случайно сбитому немецкому самолету», но при ближайшем рассмотрении понял, что перед ним противник! Летчики суетились рядом с «хэмпденом», поэтому охотник открыл огонь, дабы не дать им уничтожить ценный приз. Огонь корабли вели из 20-мм зениток. Примерно в то же время показались немецкие солдаты с батареи «Киберг». Самолет был захвачен без особых повреждений. В нем немцы нашли данные по радиосвязи в советском Заполярье, позывные и кодовые имена для проводящихся конвоев. Вряд ли они помогли им сильно в борьбе с этими конвоями, но все равно, приз был ценный. Попавший в плен экипаж включал кроме прочего сквадрон лидера Катанача — причем это был самый молодой среди командиров такого ранга в Береговом командовании. Ему исполнилось всего 20 лет! Увы, плена он не пережил: участвовал в Большом побеге и, когда его поймали, он попал в число 50 казненных. Немецкий охотник за ПЛ UJ-1105 Остальные 13 машин 455-го эскадрона смогли добраться до советских аэродромов, причем тоже большая часть — до Африканды. Первым там сел как раз самолет с австралийским экипажем — AD743 прибыл в 02. Но, как мы помним, этот самолет и взлетел самым первым из всех 32 машин. Следующий австралийский «хэмпден» прилетел только в 03. Из оставшейся парочки самолетов Р1287 в 04. Австралийцев тоже заставили сесть два советских «харрикейна» - тихо и мирно, без стрельбы, после выстреливания опознавательных ракет. Наконец, Х3131 открыл для RAF аэродром Мурмаши, причем этот экипаж хлебнул приключений полной ложкой. После пересечения норвежского побережья они долго не могли определить свое место. Только после этого удалось взять радиопеленги на Архангельск. Оказалось, что летят они севернее, чем нужно. Увы, Африканды все не было. Тогда они повернули обратно и стали следовать за дорогой на север. Так австралийцы добрались до незнакомого аэродрома, с которого по ним открыли огонь, а сами они не могли понять, что за самолеты стоят на поле. Пришлось лететь дальше, до самого устья Колы, где по ним вышли в атаку 2 «аэрокобры». К счастью, атака была сымитированной, без открытия огня. Здесь летчики не стали чудить, как экипаж АЕ356 — выстрелили опознавательный сигнал, выпустили шасси. Истребители вышли вперед и отвели «хэмпден» на Мурмаши, куда он сел в 05. Подозрительные «осси» так до конца и не удостоверились, что сели с нужной стороны фронта, поэтому они дружно скушали все свои секретные бумаги и уничтожили журнал перелета. К счастью, бумаги были рисовые, поэтому никто не получил несварения желудка. Быстро определившись, наконец, с комендантом аэродрома, уже в 12. Из самолетов, прибывших на Африканду, не все долетели гладко. Р2126 в 03. Этот же самолет позже пытались преследовать 3 истребителя, но здесь австралийцы тоже благоразумно приняли «позу покорности», выпустив шасси. Видимо, они к тому времени уже лежали на нужном курсе для посадки на Африканду, поэтому истребители просто улетели. AD908 увидел вблизи Африканды 2 истребителя и вроде бы опознал их как «харрикейны», но на всякий случай все же уклонился от них. На этом описание перелета, в принципе, можно считать оконченным. До места назначения — аэродрома Африканда — добралось 19 самолетов, то есть больше половины. Еще 2 сели в Мончегорске, по одному на Ваенгу-2 и Мурмаши. Итого: 23 «хэмпдена» достигли советских аэродромов, причем фактически все без каких-либо повреждений. Потери составили 9 машин: 2 разбились в Швеции, 2 в Советском Союзе, 1 сбили советские истребители, 3 — истребители немецкие и 1 — немецкие корабли. Потери личного состава: 16 погибших, 13 пленных, 2 интернированных, итого 31 человек. Такие цифры стоит оценить как значительные, но, учитывая условия, в которых проводилась операция «Оратор», можно сказать, что все не так плохо. В Заполярье удалось-таки создать более-менее мощный ударный отряд авиации, который вполне мог себя проявить в случае выхода немецких кораблей на бой с конвоем PQ-18. Увы, как известно, ничего такого немцы предпринимать не стали, решив, что с караваном они разберутся силами одной только авиации. Так что летчики из 144-го и 455-го эскадронов совершили только один вылет — 14 сентября все 23 «хэмпдена» поднимались в воздух для поиска кораблей в направлении Альта-фьорда. При этом один самолет австралийцев AD977 был передан англичанам, чтобы выровнять диспропорцию по числу машин. Управлял им экипаж разбитого на вынужденной посадке АЕ310. В течение второй половины сентября и первой половины октября «хэмпдены» находились на аэродромах в готовности к вылетам, которые так и не состоялись. Немецкие бомбежки вывели из строя еще двух «бойцов» - 27 сентября после прямого попадания бомб на Ваенге сгорели 2 английских машины. Еще 4 были повреждены. Здесь мы подходим к одной загадочной истории, связанной с последующей передачей «хэмпденов» СССР. Как мы помним, под Кандалакшей сел на вынужденную самолет с заводским номером АЕ310 — это отмечено во всех английских документах. Был еще один самолет с похожим номером — АЕ130 из того же 144-го эскадрона. Он благополучно долетел до Африканды в 03. После передачи «хэмпденов» внезапно оказалось, что номер АЕ130 присвоен разбившемуся 5 сентября АЕ310, который так и остался с неправильным номером. Единственный вариант, как такое могло произойти — путаница при передаче документов АЕ130 очень легко спутать с АЕ310 плюс тот факт, что настоящий АЕ130 стал жертвой немецких бомб 27 сентября. После «Оратора» 22 октября английский летный и наземный персонал отбыл в Англию на прибывших за ними боевых кораблях. Еще с 1-го числа самолеты готовили для передачи советским ВВС — забирать обратно «хэмпдены» никто не собирался. В процессе первых учебных полетов 12 октября был серьезно разбит Р1287. Хотя пилот, ст. АЕ310, ставший АЕ130, доставили на Ваенгу только в январе 1943 г. Советским летчикам не понравился «хэмпден» - они считали его капризным, ненадежным, сложным в управлении. Трудно сказать, почему так? Англичане никогда не жаловались на него в таком плане.

Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Адрес электронной почты редакции сайта: web murman. Телефон: 8 8152 64-10-67.

Красная армия освободила Мурманск от интервентов 100 лет назад

Наконец, последний вылет состоялся 4 августа, когда 5 самолетов безуспешно искали цели около норвежских берегов. После этого 455-й эскадрон тоже занялся подготовкой к перелету в СССР. Выполнение задачи по операции «Оратор» началось поздним вечером 4 сентября 1942 г. Каждый эскадрон выделял для нее по 16 машин из 20, имевшихся в наличии в каждом подразделении. Все самолеты летели самостоятельно, радиосвязь на перелете исключалась по соображениям секретности. Для удобства, перелет будет рассматриваться отдельно для каждого эскадрона. Все время будет указано по Гринвичу.

Последняя АЕ356 поднялась в небо в 20. Любопытно, что и первая, и последняя машина до места назначения так и не добрались! АЕ310 по расчетам на 02. Сквозь пелену низких облаков пилот смог увидеть железную дорогу и последовал вдоль нее до берега моря. Далее они летели до острова, который опознали как Кильдин, подверглись обстрелу зениток. Ни выпускание шасси, ни отстрел ракет стрельбу не прекратили.

Экипаж считал, что огонь по ним вели корабли из Кольского залива. Получив попадание в правое крыло, они упорно летели дальше, в конце концов, достигли полуострова Рыбачьего, и оттуда по ним тоже палили зенитки крупного калибра. Однако — что неудивительно — топлива у них уже не хватило. На последних каплях они облетели какую-то большую гору, в сплошной облачности чудом заметили город, опознанный как «Хибины» видимо Кировск и пошли на посадку в поле за ним. Судя по координатам 67. Посадка была совершена в 06.

Уничтожив секретные бумаги, экипаж выбрался наружу и был там встречен тремя детьми школьного возраста. Началось общение — после того, как «пришельцы» сообщили, что они «англиски». Дети взяли шоколад и сигареты, потом отвели трех летчиков в поле, где находились взрослые — без формы, но вооруженные. Радист и капрал пассажир из наземного персонала в это время продолжали дожигать секретные бумаги. После того, как англичане добрались до деревни, оттуда сделали большое количество телефонных звонков. Пока же летчики всех вокруг щедро угощали леденцами «Лайф Сэйверс» и сигаретами, прибыл какой-то важный чин в отчете он конечно же назван «комиссар» , но понять иностранцев не смог и уехал опять.

Англичан тем временем покормили очень скудно, как они не преминули заметить и уложили спать, но стоило им только лечь в кровать — приехало сразу 5 офицеров советских ВВС! Летчиков погрузили на грузовик и увезли на аэродром «Киросш» Кировск , где покормили еще раз и наконец уложили спать по-настоящему. Около самолета выставили караул из советских солдат. Как вспоминают англичане, все встреченные ими русские были очень дружелюбны, каждому не терпелось чем-то помочь. К сожалению, разговор хоть немного заладился только с одним местным учителем, знавшим иностранный язык. Утром 6 сентября англичане вернулись к самолету, чтобы снять патроны для ракетниц и фотокамеру, а также откопать зарытые рядом с самолетом аккумуляторы и кое-какую аппаратуру.

К тому моменту на месте уже был наземный персонал 18-й группы RAF базировалась в Мурманске. Еще через сутки англичане сели на поезд в Апатитах, причем встретили там экипаж одного самолета 455-го эскадрона и флаинг-офицера Брукса, своего сослуживца. Правда, последний сразу покинул вагон, чтобы осмотреть АЕ310 на месте его падения. Позже, он вместе с советскими специалистами дал заключение, что самолет ремонтопригоден: повреждения ограничились оторванными бомболюками, разбитым носом и загнутыми пропеллерами и плюс та самая дыра от зениток в правом крыле. Полное полетное время от Самбурга для этого самолета составило 10 ч 7 мин. К его судьбе мы еще вернемся позже.

Взлетевший последним АЕ356 имел на борту, вероятно, самый странный экипаж из всех тридцати двух. По непонятной причине англичане не стали подавать опознавательных сигналов или как-то обозначать себя «друзьями». Один быстро приблизился. Тут наконец пилот «хэмпдена» выстрелил цветную ракету, однако истребители уже открыли огонь. По какой-то причине радист не смог добраться вниз до люка, чтобы выстрелить еще одну ракету. Не придумав ничего умнее, он открыл ответный огонь и выпустил 2 магазина!

Тогда пилот просто сел на воду у берега. Время было 03. Хотя в отчете написано, что посадка была «отличной», нижний стрелок сержант Тейлор выбраться не смог. Возможно, он был ранен в воздухе, или придавлен при посадке. Радист из верхней турели вытащить стрелка не смог — мешал спасательный жилет. Так как несчастный не подавал признаков жизни, радист счел его мертвым и тот утонул вместе с самолетом на глубине примерно 9 м.

Когда оставшиеся в живых покидали «хэмпден», один из истребителей прошел над ними и обстрелял, к счастью, промахнувшись. До берега было 40 метров, которые англичане успешно преодолели — но там по ним снова открыли огонь, на сей раз какие-то вооруженные люди, не носившие форму. Волшебное слово «англиски» и тут возымело силу: стрельба прекратилась. Летчиков отвели в хижину и там они смогли обсушить вещи. Через час прибыла весельная лодка с офицером и всех перевезли на другой берег реки. Там сушились в еще одной избушке, пока не приехал морской офицер, понимавший английский язык.

После череды других поездок через пару дней экипаж добрался-таки до Ваенги. Полетное время у них в результате составило 6 ч 17 мин. Точное место аварийной посадки неясно. Есть сведения, что самолет после войны обнаружили под водой в Ура-губе. Оба этих залива как раз западнее Полярного. Четыре других самолета из 144-го эскадрона тоже не добрались до советских аэродромов.

Взлетевший в 20. Выжить удалось только пилоту пайлот-офицеру Эвансу и пассажиру механику Соверби. Они сдались шведской полиции, ненадолго интернированы и вскоре вернулись в Англию. Разобраться с ними достаточно трудно из-за отсутствия подробных немецких данных — главный массив информации, связанный с боевыми действиями в воздухе, формировался в Люфтваффе, а документы ведомства Геринга, как известно, сохранились очень плохо. Остается довольствоваться куцыми сводками и данными из других источников. На теперешний момент вырисовывается следующая картина: - самолет АТ138 около 5 ч утра приблизился к немецкому аэродрому Алакуртти на высоте 700 м.

Может быть он принял его за Африканду, может быть просто пытался сориентироваться. По тревоге с аэродрома взлетела дежурная пара немецких истребителей из 4. Самолет упал, по немецким данным, южнее горы Килис-тундра, западнее озера Толванд. Один член экипажа пилот сержант Брей смог выпрыгнуть с парашютом и спасся, попав потом в плен. Остальные 4 человека погибли — дозор с ближайшего немецкого укрепленного пункта Bl. Выживший пилот после войны предоставил свой отчет о событиях: согласно нему, первой же очередью враг вывел из строя всех трех человек в задней части самолета — они либо были убиты, либо тяжело ранены.

Штурман попытался проползти к кормовому пулемету, но не смог преодолеть разгоревшийся пожар.

Последнее погружение в Баренцево 12 08 2022 Напомним , Север простился с двумя героями. В ходе специальной военной операции на Украине погибли военнослужащие из Заполярья - cержант Евгений Бердников и рядовой Денис Мельников. Даю свое согласие на рассылку мне новостей.

Потомки английского фельдмаршала, который командовал операцией, рассказали о тех событиях. Сын и внук барона Эдмунда Айронсайда к 100-летию начала интервенции издал книгу по дневникам деда. Волнуются: вмешательство Антанты в гражданскую войну в России — не та тема, про которую здесь любят читать. Гордиться нечем: войска через год с потерями эвакуированы.

Но из 75 томов дневников фельдмаршала три, заполненные в России, — самые яркие страницы жизни, несмотря на поражение. Очевидно, он считал пребывание в России главным достижением своей карьеры». Во время переговоров между Британией и Францией в декабре 1917 года русский Север был признан сферой английского влияния. Основной мотив вторжения — попытка вернуть бывших союзников в Первую мировую. Роберт Сервис, профессор истории, Оксфордский университет: «Интервенция в Россию была крайне непопулярна в Европе и в народе, и среди солдат. Непопулярность увеличилась, когда Германия сдалась в конце 1918 года. Никто не хотел второй войны, тем более в России».

На кладбище американского города Троя штат Мичиган стоит фигура белого медведя. Оскалившийся зверь угрожающе выставил вперед правую лапу, а левой уперся в небольшой крест, на котором водружена солдатская каска. Это памятник 56 американским военнослужащим, погибшим на севере России в 1918—1919 гг. Каким ветром занесло их в нашу страну и при чем тут белый медведь? Воспользовавшись тем, что Троцкий сорвал мирные переговоры в Бресте, германские войска 18 февраля 1918 года развернули наступление по всему фронту. Одновременно Великобритания, Франция и ряд других держав под предлогом оказания помощи Советской России в отражении германского наступления подготовили планы интервенции. Одно из предложений о помощи было направлено в Мурманск, возле которого находились английские и французские военные суда. Заместитель председателя Мурманского Совета А. Юрьев 1 марта сообщил об этом в Совнарком и одновременно уведомил правительство о том, что на линии Мурманской железной дороги находится около двух тысяч чехов, поляков и сербов. Их переправляли из России на Западный фронт северным путем. Ссылаясь на Троцкого, мурманские власти вступили 2 марта в переговоры с представителями западных держав. Среди них были командующий английской эскадрой адмирал Кемп, английский консул Холл, французский капитан Шерпантье. Юрьев разослал телеграмму о заключении этого соглашения всем Советам по линии Мурманской дороги. Однако В. Ленин, И. Сталин и другие руководители Страны Советов иначе оценили действия Юрьева. Наличие своих войск в мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку англичане могут использовать при дальнейшем осложнении международной конъюнктуры как основание для оккупации. Однако Юрьев уже не контролировал ситуацию. Хотя Брестский мир был подписан 3 марта и немцы прекратили свое наступление к Петрограду, 9 марта был высажен первый десант на Мурманском побережье, который якобы должен был дать отпор немцам. Мурманский военный совет, в котором большинство принадлежало западным странам, объявил осадное положение. Высадившиеся на берег интервенты сформировали бронепоезд и связались с отрядами чехословаков, сербов и поляков, стоявшими в городе Кола. В Лондон были направлены телеграммы с просьбой послать подкрепления. На ней был рассмотрен доклад генерала Нокса, который рекомендовал направить в Архангельск 5 тысяч солдат. К докладу было приложено заявление британского военного представителя в Архангельске капитана Проктора, который предлагал довести численность интервентов на Севере до 15 тысяч. Однако начавшееся на Западном фронте наступление германских войск заставило союзников временно отложить эти планы. Стремление завладеть русскими владениями появилось у правящих кругов США еще во времена конфликтов вокруг Орегона и подготовки сделки по Аляске. Предлагалось «купить русских» вместе с рядом других народов мира. Свой план приобретения Сибири и создания там республики излагал и герой романа Марка Твена «Американский претендент» сумасбродный полковник Селлерс. Накануне Первой мировой войны резко активизировалась деятельность американских предпринимателей в России. Стоимость только трех из них превышала 1 миллиард долларов тогдашних долларов! Первая мировая война открыла новые возможности для американских капиталов. Втянувшись в тяжелую и разорительную войну, Россия искала средств и товаров за рубежом. Их могла предоставить не участвовавшая в войне Америка. Если до Первой мировой войны капиталовложения США в России составляли 68 миллионов долларов, то к 1917 г. Резко возросшие в годы войны потребности России в разных видах продукции привели к быстрому росту импорта из США. В то время как экспорт из России в США с 1913 по 1916 г. Если в 1913 г. Страна все в большей степени зависела от американского производства. В марте 1916 г. С одной стороны, новый посол стремился усилить зависимость России от Америки. С другой стороны, будучи хлеботорговцем, он был заинтересован в устранении России как конкурента с мирового рынка зерна. Революция в России, которая могла бы подорвать ее сельское хозяйство, скорее всего, входила в планы Фрэнсиса.

Англичане нарушили воздушную границу России над Баренцевым морем

Осенью 1918 г. союзники высадили в Архангельске две английские пехотные бригады, полк американской пехоты и французский батальон. Высадка англичан в Мурманске (изначально эта высадка планировалась для отражения наступления немцев и их союзников – финнов). На мурманском поезде задержали пьяного пассажира В Карелии на станции Сегежа в поезде сообщением Мурманск – Москва задержали мужчину.39-летний уроженец Иркутской области в нетрезвом →.

Высадка войск Антанты на русском Севере в 1918-19 году в фотографиях. Мороз, комары и красные

В марте 1918 года английские войска высадились в Мурманске, начав фактически необъявленную войну против России, которая в то время считалась "союзницей" Британии. Высадка англичан в Мурманске. это собрать, обучить и оснастить большую белую русскую армию.

Курсы валюты:

  • 24 апреля 1918 года в Мурманске высадились американские интервенты
  • "Незнаменитая" война СССР и Финляндии: причины и уроки конфликта двух стран 75 лет назад - ТАСС
  • Библиотека им. М. А. Шолохова: Американцы на Русском Севере. Провалившаяся интервенция
  • 22. Мурманск между интервентами (Валерий Горелик) / Проза.ру
  • «Рубили топорами и взрывали»: как англичане заняли Крым

Высадка интервентов на Мурмане

Конечно, Красная Армия защищала Мурманск, но английские подводные лодки существенно ей помогли. Послы Великобритании и США посетили город Мурманск, чтобы почтить память павших воинов, сообщает РИА Новости со ссылкой на британское дипведомство. Конечно, Красная Армия защищала Мурманск, но английские подводные лодки существенно ей помогли. Иностранная военная интервенция на севере России (известная также как Северная «российская» кампания) была частью иностранной интервенции в Россию после Октябрьской. Послы Великобритании и США посетили город Мурманск, чтобы почтить память павших воинов, сообщает РИА Новости со ссылкой на британское дипведомство. Сотрудники посольства, как отмечается, отдали в Мурманске дань памяти военным, похороненным на нескольких военных мемориалах и военных кладбищах союзников, России и Великобритании.

Иностранная оккупация Русского Севера: что это было

Краевой Совет в марте 1918 года по рекомендации Москвы согласился на высадку в городе английского десанта. Германия же после заключения Брестского мира требовала вывода войск союзников с территории России. В итоге Москве пришлось объявить высадку союзников на Севере и на Дальнем Востоке «интервенцией».

Против Мурманского соглашения выступили Архангельский губернский исполком и исполком Мурманской железной дороги, обратившиеся по этому поводу в Совнарком. На этот запрос 22 марта 1918 года Л. Троцкий ответил, что "помощь заинтересованных иностранцев допустима", однако в этот момент обстановка существенно изменилась. К концу марта общая численность войск Антанты на Севере достигла 1 тысячи человек. В середине марта советские войска на Севере получили неожиданное подкрепление в виде группы финских и карельских красногвардейцев, действовавших на Мурманской железной дороге в районе Кандалакши под командованием Ийво Ахавы и Алекса Туорилы. Эти запасы вскоре пригодились для отражения атаки белофиннов во главе с подполковником Мальмом на Кемь 8-12 апреля.

Вмешательство прогерманских сил в Финляндии вынудило известного финского социал-демократа Антти Оскари Токоя вступить в переговоры с Брюсом Локкартом. Итогом этих консультаций стало впоследствии формирование "Финского" или "Мурманского" легиона, действовавшего на стороне англичан. Однако то, что выглядело приемлемым для Красной Финляндии, угрожало Советской России. Наращивание войск Антанты в районе Мурманска встревожило Совнарком. Ленина и И. Сталина с А. Юрьевым, пользовавшимся псевдонимом Алексеев. Потом дадим ответ.

Вопрос первый: договор, заключенный вами с англо-французами, представляет из себя письменный договор с соблюдением формальностей или устный? Англичане никогда не помогают зря, как и французы. Скажите: какое обязательство пришлось взять совдепу за военную помощь со стороны англичан и французов? Сохраняя Мурман, они делают это не ради краевых интересов, но ради своих интересов в России. Никаких обязательств поэтому от нас не требуется и не требовалось. Вот текст словесного соглашения... Наличие своих войск в Мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку англичане могут использовать при дальнейшем осложнении международной конъюнктуры как основание для оккупации. Если вы добьетесь письменного подтверждения заявления англичан и французов против возможной оккупации, это будет первым шагом к скорой ликвидации того запутанного положения, которое создалось, по нашему мнению, помимо вашей воли.

Алексеев ссылается на телеграмму Троцкого. Она не поправит дела... Мы не оправдываемся... Следующим этапом в сотрудничестве Мурманского совета с британским командованием стала атака против белофиннов в Печенге Петсамо.

Но это была лишь одна из причин интервенции. Политический хаос в России создавал чрезвычайно удобные условия для разделения страны на сферы влияния, вплоть до установления прямого контроля над наиболее интересными в военно-политическом или экономическом отношении территориями. Мурманск как раз был очень интересен той же Англии — как крупнейший порт региона. Поскольку сами Англия и Франция не обладали в тот момент достаточным количеством сил для проведения интервенции, они обратились за помощью к США. Президент Вудро Вильсон с готовностью согласился помочь.

Самое интересное, что интервенция войск Антанты на север России начиналась в форме союза большевиков и Антанты для защиты от немцев и белофинов. Народный комиссар по иностранным делам Лев Троцкий ответил, что такое предложение нужно поддержать и принять. Поэтому председатель Мурманского совета Алексей Юрьев уже 2 марта 1918 года заключил «словесное соглашение», фактически предоставившее англичанам, французам и американцам возможность хозяйничать на Мурманской земле. Первые два отряда английских морских пехотинцев высадились в Мурманске уже 6 марта 1918 года, а затем пришла очередь французов и американцев. К лету 1918 г. С этого момента все приказы военного командования Великобритании, США и Франции становились обязательными к исполнению, запрещалось формирование отдельных русских воинских частей, в крайнем случае могли быть сформированы смешанные русско-иностранные части. Соглашение подписан представитель США капитан 1-го ранга Бергер, командир американского крейсера «Олимпия». Было принято решение расширить военное присутствие на севере России, отправив туда 6 английских, французских и итальянских батальонов и 3 американских батальона. В начале июля 1918 г.

К Архангельску подошли 17 военных кораблей Антанты, высадившие 2 августа в город 9-тысячный экспедиционный корпус. Общая численность интервентов составляла около 24 тыс. Но продвинуться вглубь России интервентам не удалось, осенью 1918 г.

Его экипаж был разоружён и арестован интервентами, а корабль переименован в «Глори IV». Линкор "Чесма" был также захвачен англичанами. Позднее он использовался в качестве плавучей тюрьмы, ибо все имеющиеся тюрьмы Александровская, Мурманская, Печенгская были переполнены. После оккупации Мурмана «союзниками», превратившимися в интервентов, маски были сброшены. По свидетельству генерала Мейнарда, главнокомандующий генерал Пуль презрительно относился к Веселаго и Звегинцеву, как хозяин к своим слугам. А сам Веселаго писал впоследствии, что генерал Пуль вёл «определённо реакционную политику и смотрел на русских, как смотрели англичане прежде на КАФРОВ выделено в тексте — В. Аналогичным образом вспоминал это время и Звегинцев: «Приезд непотребного генерала Пуля в мае и его непотребного штаба в июне, бестактность за бестактностью ими совершаемого сильно вредят делу» [21].

Тем не менее, Звегинцев вместе с А. Юрьевым и В. Брамсоном отправились в конце июля 1918 года на одном из кораблей эскадры интервентов в Архангельск для захвата города. Но отстоять административную и хозяйственную самостоятельность Мурмана им не удалось, и он был включён в состав Северной области. Эту должность занял В. Таков был финал Мурманского краесовета. Его председатель А. Юрьев служил в дальнейшем в качестве переводчика у американского консула в Мурманске, заведовал продовольственным складом. Был привлечён к белогвардейскому следствию по обвинению в сотрудничестве с советской властью. Виновным себя он не признал, а в оправдание на одном из допросов в 1919 году заявил: «Могу сказать одно, что я действовал в известных рамках, которые я сразу отбросить не мог, а если бы и пытался это сделать, то был бы выброшен из боя и не сделал бы, скажу, того маленького шага по восстановлению России, который, позволю себе сказать, сделал — разорвал сношение с Центральной властью и заключил соглашение с союзниками 6 июля минувшего года…» [22].

К белогвардейскому следствию были привлечены и другие руководители антибольшевистского переворота на Мурмане. Звегинцев был в конце сентября 1918 года отстранён от должности командующего русской армией на Мурмане. Числился в резерве командующего войсками Северной области и жил в селе Сорока. Был привлечён к следствию за сотрудничество с советской властью, и 27 июля 1919 года ему было предъявлено обвинение в 12 пунктов с итоговой констатацией: «Виновен в участии в преступном сообществе, именуемом советская власть, с целью ниспровержения существующего в России общественного строя — ст. Прокурор Северной области Дуброво, ознакомившись с делом Звегинцева, пришёл к выводу, что оснований для привлечения генерала к суду в качестве обвиняемого нет, ибо «его действия, не содействовали, а противодействовали осуществлению целей «советской власти» [25]. Но военный прокурор Северной области полковник Добровольский вновь распорядился привлечь Звегинцева к следствию в качестве обвиняемого. Разбирательство по его делу тянулось до самого падения Северной области. Обвинения в его адрес звучали и в эмиграции, куда ему удалось выехать. Сам Звегинцев, находясь за границей, так оценивал свою мурманскую эпопею 1918 года: «В середине июля декрет большевиков объявил меня «врагом народа», «вне закона»…честь, которой я горжусь и которой удостаивались немногие. В заключение считаю нужным прибавить, что я ни разу никуда красного банта не одевал, «да здравствует революция» не кричал и Временному правительству не присягал, что Мурманский период моей деятельности я по совести нахожу самым высоким исполнением своего долга перед Родиной, ибо беззаветно и сознательно пожертвовал ей свою жизнь…» [26].

Умер он во Франции в 1932 году. Веселаго также был привлечён осенью 1918 года к белогвардейскому следствию. Будучи отстранён от дел и пытаясь оправдаться, он составляет «Документальную справку из моих мурманских бумаг за 1917—1918», где содержится много интересных и ценных сведений об антибольшевистской борьбе на Мурмане. В этом документе есть и грустные размышления о взаимоотношениях с «союзниками», на которых была сделана ставка в деле свержения советской власти на Мурмане, и которые в дальнейшем превратились в интервентов и оккупантов. Вероятно, он не знал о том, что английское командование войсками интервентов и белогвардейцев на Севере России было обусловлено договоренностью Великобритании и Франции о разделе «сфер влияния» в России, в соответствии с которым Русский Север был отнесен к английской «сфере влияния». Находясь под следствием и опасаясь ареста, Веселаго скрывался в вагоне американской миссии на станции Мурманск. Его симпатии были уже на стороне американцев. При их помощи Веселаго в феврале 1919 года покинул Мурман. Во Франции он поступил на службу обер-офицером для поручений при начальнике Управления военных и военнопленных адмирале Погуляеве. Следственная комиссия по Кемскому и Александровскому уездам усиленно разыскивала Веселаго, отправляя запросы и за рубеж.

В августе 1919 года он находился в Сибири по срочному вызову морского министра колчаковского правительства. Здесь ему и пришлось объясняться по поводу своей деятельности на Мурмане. Наиболее трагической оказалась судьба ещё одного члена мурманского антибольшевистского триумвирата — заведующего гражданским отделом Народной коллегии и юрисконсульта Мурманского краесовета В. Он был арестован белогвардейским следствием и умер в тюрьме. Юрьев то ли не захотел, то ли не успел покинуть Мурманск вместе с интервентами и белогвардейцами. Виновным себя за действия в 1918 году не признал. Был приговорён к расстрелу, заменённому трибуналом на 10 лет лагерей 9 февраля 1921 года. По амнистии от 4 ноября того же года срок ему был сокращен до 3 лет и 4 месяцев, а 16 января 1922 года Юрьев был освобождён [28]. Но, по другим данным, он продолжал находиться в заключении. О дальнейшей его судьбе сведений нет.

Автор: Голдин Владислав Иванович, доктор исторических наук, профессор Северного Арктического федерального университета имени М. Ломоносова, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Фотографии взяты из альбома "Гражданская война на Севере глазами британцев", СПб. Кедров, опубликовавший книгу «Без большевистского руководства. Из истории интервенции на Мурмане Очерки » Л. Anglo-Soviet Relations.

Читайте также

  • Помнить – всё! |
  • Интервенция в Мурманск: buzz_aldrin — LiveJournal
  • 24 апреля 1918 года в Мурманске высадились американские интервенты
  • Черчилль Сталину
  • 22. Мурманск между интервентами (Валерий Горелик) / Проза.ру

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий