Что говорит закон о коллекторской деятельности. Что могут и чего не могут делать коллекторы по закону. Федеральный закон от 10.07.2023 N 323-ФЗ. Накажут за действия, которые направлены на возврат долгов граждан и связаны с угрозой: применения насилия или уничтожения (повреждения) имущества. Поправки в закон вводят новые определения, регламент введения ограничений на работу коллекторов. Коллекторов хотят запретить: Банки уже придумали замену. В Госдуме обсуждают запрет коллекторской деятельности. Банки уже отказываются от сторонних агентств, создавая свои отряды взыскателей.
Права коллекторов и должников по новому закону с 1 февраля 2024 года
Не допускается общаться на другом языке, кроме русского или языка, на котором составлен договор или иной документ, на основании которого возникла просроченная задолженность; не представлять информацию о кредиторе, коллекторе наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, фамилия, имя отчество коллектора, его должность, сведения о размере просроченной задолженности и т. Под запретом звонки с любых номеров, в т. Противозаконно применять физическую силу или угрозу ее применения, психологическое насилие шантаж, угрозы, хамский тон и т.
Должник может в любой момент отказаться от согласованного варианта, отмечает Кирилл Данилов. Для борьбы с кучей звонков от кредиторов в законе закрепили их периодичность и длительность. Так, не допускается общение в рабочие дни с 22:00 до 8:00, а в выходные и нерабочие дни — с 20:00 до 9:00, через личные встречи — более одного раза в неделю, посредством телефонных разговоров — более раза в сутки, пишет « Прайм ». Ранее «ФедералПресс» писал, что россияне могут гасить некоторые долги с помощью налоговой переплаты.
Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин запустил в своем Telegram-канале опрос на тему необходимости введения наказания в виде лишения свободы на срок до десяти лет за применение насилия или угрозы его применения со стороны коллекторов. За клевету, угрозы, шантаж, порчу имущества должника, применение насилия накажут реальными сроками "Необходимо исключить ситуации, когда коллекторы требуют от граждан вернуть долг, угрожая увечьями, поджогом дома или машины, шантажируют личной информацией", - уверен сам Володин.
Он отметил, что беспределу коллекторов наконец-то положен конец. Он пояснил, что реальные сроки будут грозить, даже если угрозы гражданам не были реализованы. По его оценке, новый закон позволит защитить интересы добросовестных заемщиков - в первую очередь тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию или испытывает сложности в обслуживании своих финансовых обязательств.
Это специализированное программное обеспечение, предназначенное для ведения диалога с должниками без прямого участия коллектора. Разработка включает в себя создание скриптов и систем для генерации и распознавания речи. Хотя многие коллекторские компании уже используют подобные методы, отсутствие законодательной регулировки создает проблемы при привлечении к ответственности за нарушения. Введение новых поправок призвано устранить эти сложности. Это существенно увеличивает производительность колл-центра и снижает себестоимость звонков - требуется меньше сотрудников операторов», - говорит директор юридического департамента НАО "Первое клиентское бюро" Денис Фролов. Ранее это можно было сделать только через почту России, что осложняло уведомление должников, которых не застали дома, поскольку в почтовый ящик оставить корреспонденцию было нельзя», - добавляет эксперт. Законодательство ограничивает количество сообщений по одному долгу, отправленных через "Госуслуги", не более чем двумя в календарный месяц. Также обновлен порядок направления должником документов кредитору через "Госуслуги". Ранее любые обращения можно было отправлять только на физический адрес коллекторской организации. Денис Фролов комментирует: "Новые возможности, безусловно, значительно упрощают коллекторам процесс взаимодействия с должниками. Однако внедрение этих новых инструментов потребует и финансовых вложений. Многие агентства, в том числе и мы, уже давно активно работают с порталом Госуслуг, и данный инструмент взаимодействия скорее становится юридическим подспорьем, нежели сметой затрат". Представитель коллекторского агентства "Максимум" отмечает: "Взаимодействие через ЕПГУ - эффективный инструмент, который позволит существенно увеличить контактность с должниками и кратно снизит затраты КА на взаимодействие с клиентами. Многие граждане подключены к этой услуге, их личный кабинет и указанные там контакты должным образом верифицированы. Таким образом, отправляя уведомление через Госуслуги, мы точно узнаем, что оно дойдет до адресата и более того узнаем, когда он его прочитает.
Коллекторов хотят запретить: Банки уже придумали замену
Вступившие сегодня в силу поправки в федеральный закон строго регламентируют способы работы коллекторских агентств с должниками. Сергей Островский, кредитный брокер, генеральный директор группы компаний: «Если раньше коллектором мог устроиться кто угодно, имея определенный опыт, багаж или какие-то статьи УК РФ, и были и угрозы, и порча имущества, и угрожали родственникам, что угодно было, эта отрасль не особо регулировалась. Сейчас коллекторы будут работать по определенному регламенту. С должником они могут встречаться не чаще одного раза в неделю». Должники теперь вправе вовсе отказаться от личных встреч с коллекторами и телефонных звонков от них, выбрав другие, бесконтактные способы взаимодействия.
Это будет считаться единичным контактом. Дело в том, что действующий закон ограничивает права коллекторских агентств: они имеют право звонить клиенту не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восемь раз в месяц, а также встречаться с должником не чаще одного раза в неделю. Тем не менее количественные ограничения не касаются пока сообщений в мессенджерах.
ФОТО Pixabay Мы обратились к заместителю главного судебного пристава Санкт-Петербурга Олегу Караченцеву с вопросом, стали ли действия профессиональных коллекторов агрессивнее и что делать гражданам, столкнувшимся с их назойливостью. Санкт-Петербургу — Если ориентироваться на статистику жалоб на противоправные действия профессиональных коллекторов, то особых изменений в их поведении в правовом поле мы не заметим. Судите сами, за 8 месяцев этого года сотрудниками Главного управления ФССП России по Санкт-Петербургу рассмотрено 1447 обращений граждан, в прошлом году — 1565. Есть даже некоторое снижение количества жалоб.
Если гражданину нечем платить по кредиту, а дело дошло до вмешательства коллекторов, значит у должника действительно серьезные проблемы. Главное в этой ситуации — не паниковать и действовать рассудительно. Расскажем, что можно сделать. Кредитные каникулы и иные меры Не нужно путать службу взыскания банка, в котором образовалась задолженность, и коллекторское агентство. В первые месяцы кредитная организация попытается разрешить проблему своими силами и без трат на сторонних специалистов. В этот момент вполне реально договориться с банком об оформлении кредитных каникул, рефинансировании или реструктуризации. Главное — показать, что вы готовы к диалогу. Стоит напомнить, что с 2024 года кредитные каникулы стали постоянной мерой поддержки. Отказ от общения с коллекторами Должник вправе прекратить непосредственное общение с кредитором или его представителями после 4 месяцев просрочки выплат по займам. Здесь есть два сценария. В первом случае должник оформляет заявление об отказе во взаимодействии — после этого с ним смогут работать только через письма. Но если в суде примут решение о взыскании долга, то заявление аннулируется на 2 месяца.
Угрожают коллекторы
что может грозить за угрозы и насилие? 1 февраля 2024 года вступают в силу изменения в ФЗ № 230, который должен усилить контроль за коллекторскими агентствами. Какой закон регулирует деятельность коллекторских агентств, какими правами и обязанностями они обладают?
Как будут взыскивать долги с 1 февраля после обновления закона о коллекторах
Правительство России утвердило положение о контроле за деятельностью коллекторов. Федеральный закон от 10.07.2023 № 317-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О. СМС-ки родным и преследование в соцсетях: новая тактика коллекторов.
С 1 февраля коллекторы не смогут бесконечно названивать россиянам из-за долгов
Также засчитывается взаимодействие, если должник «в явной форме» сообщил о нежелании продолжать общение. Факт того, был контакт должника с коллектором или нет, влияет на разрешенное количество новых визитов, звонков и сообщений в адрес заемщика. Банки обязаны будут соблюдать требования 230-ФЗ и выполнять ограничения по частоте контактов с должниками. Однако в отличие от коллекторов и МФО за нарушения такого рода им не будут грозить санкции от Федеральной службы судебных приставов ФССП , которая следит за выполнением норм закона о взыскании. Поправки наделят ФССП полномочиями запрещать участникам рынка, допустившим неоднократные нарушения, взаимодействовать с должниками определенным образом на срок до 30 дней. Изменен срок вступления поправок в силу.
Раньше стартовой датой было назначено 1 марта 2024 года, теперь — 180 дней с момента публикации обновленного закона.
Menu Что могут сделать коллекторы в 2023 году Люди, которые оформляют кредиты и займы и не спешат возвращать долги по ним, рискуют столкнуться с коллекторами. Коллекторы — специалисты, представляющие коллекторские агентства. Перед ними стоит задача — делать так, чтобы граждане оплачивали просроченные долги.
Задолженности коллекторским организациям «продают» банки в тех случаях, когда должники не реагируют на принимаемые ими меры. Негативный образ коллекторов в России сформировали многочисленные эмоциональные истории о том, как те угрожают должникам убийством, донимают их близких и коллег письмами с жуткими содержаниями и непрекращающимися ни днём, ни ночью звонками, портят имущество. Как правило, это может быть связано с действиями так называемых «чёрных» коллекторов, которые работают вне закона. В 2016 года статус официальных коллекторских организаций закрепили на правовом уровне, действуют они согласно нормативной базе, но порой их сотрудники могут допускать нарушения в общении с должниками. Также ходит слух, коллекторов запретили в России в 2023 году, что, конечно, неправда.
Что может сделать коллектор с должником? Какие действия коллектора лежат в поле закона, а какие — вне его? Как защитить себя от неправомерных действий коллекторских агентств? Что коллекторы могут сделать по закону в России? Реестр коллекторских организаций, которые законно ведут свою деятельность на территории России, обнародован на официальном сайте ФССП.
К слову, именно судебные приставы осуществляют надзор за их деятельностью, контролируя чёткое следование организаций нормам законодательства о правах и законных интересах должников в процедуре возврата просроченных долгов. Вот что по закону может делать коллектор: проводить личные встречи с должником; звонить должнику; отправлять должнику сообщения письменные, электронные, голосовые. Количество встреч, звонков и сообщений чётко регламентирует закон. Что не могут делать коллекторы в 2023 году? Коллектор может связываться с гражданином по телефону восемь раз в месяц.
Компании состоят в специальном реестре ФССП. Если организация будет нарушать правила честной работы — ее могут лишить права заниматься деятельностью по взысканию долгов. Поэтому в порядочных организациях дорожат репутацией. Жалобы можно оставить на сайтах организаций. К ним нужно прикрепить доказательства неправомерной работы аудиозаписи, скриншоты переписки и так далее.
Также следует озвучить название агентства и имя сотрудника, который, якобы, вел себя некорректно. Игнорирование Несмотря на жесткий контроль, не все коллекторские агентства работают по правилам. Некоторые взыскатели действуют анонимно, поэтому привлечь их к ответственности будет сложно. Если вы понимаете, что ваши права нарушают, а безымянный коллектор не реагирует на объективные требования прекратить незаконную деятельность — просто игнорируйте. Не стоит пытаться вести конструктивную беседу.
В соцсетях и мессенджерах можно ограничить круг лиц, которые отправляют вам сообщения. Также сейчас существует множество приложений для смартфонов, которые блокируют звонки с незнакомых номеров.
В весеннюю сессию документ будет внесен в Госдуму, заверил Нилов. Однако действовать в этом направлении следует аккуратно, чтобы не поощрять безответственность заемщиков, вне зависимости от социальной группы, к которой они относятся, считает финансовый аналитик Михаил Беляев. А всякие послабления под различными предлогами прикрывают лишь финансовую безответственность. Надо понимать, что все гуманитарно-благотворительные лазейки будут работать за счет банков, а в итоге — за счет законопослушных клиентов, которые ответственно расплачиваются по долгам», — сказал эксперт в беседе с «Парламентской газетой». Напомним, в конце прошлого года Совет Федерации одобрил закон, обязывающий кредитные и микрофинансовые организации рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщика. Это поможет банковским клиентам точно оценивать свои возможности.
Такая норма будет действовать при принятии решения о предоставлении потребительского кредита или об увеличении размера среднемесячного платежа по потребзайму. Также кредитные организации должны руководствоваться новым правилом, рассматривая заявку на продление срока действия договора с лимитом кредитования. Зампредседателя бюджетного комитета Совфеда Мухарбий Ульбашев пояснил, что закон направлен на то, чтобы предостеречь граждан от необдуманных финансовых действий.
Контроль за коллекторами будет усилен
Главная Новости Лента новостей Коллекторы в РФ могут начать общаться с должниками по-новому. Согласно статье 4 Закона № 230-ФЗ коллекторы могут встречаться с должником, а также звонить и писать ему, разрешается отправка сообщений — телеграфных, текстовых, голосовых, а также почтовых отправлений. Принятый закон разрешает взаимодействовать с должниками профессиональным коллекторским организациям, кредитным и микрофинансовым организациям через портал «Госуслуги». Правительство России утвердило положение о контроле за деятельностью коллекторов.
С 1 февраля коллекторы не смогут бесконечно названивать россиянам из-за долгов
Помимо этого, коллектор и сам может выступать в роли кредитора, если банк или МФО продали ему право требования. Сейчас закон устанавливает ряд требований к коллекторам. Для осуществления легальной работы организация должна быть зарегистрирована в реестре ФССП. До 2016 года действия коллекторов практически не регулировались законами, поэтому они могли использовать различные методы для возвращения долга, в том числе угрозы, насилие или шантаж. С 1 февраля за грубое нарушение правил, в том числе повлекшее имущественный вред или вред здоровью, организация может быть исключена из реестра, а ее лицензия — аннулирована. Работники агентства не могут проникать на жилплощадь и взаимодействовать с родными должника без согласия неплательщика. Такие действия тоже могут привести к штрафам и аннулированию лицензии. В то же время коллекторы могут общаться с родственниками, друзьями, соседями и другими людьми из окружения должника, чтобы повлиять на него. Для этого гражданин должен подписать письменное разрешение на взаимодействие с третьими лицами и получить согласие человека, с которым впоследствии будут разговаривать.
Судебный приказ формируется, если долг превышает 500 тыс. Документ выносится на основании кредитного договора и выписки по счету. Ответчик может подать возражение в течение 10 рабочих дней с даты, когда стало известно о приказе.
На высокую закредитованность пенсионеров в минувшем ноябре обратил внимание и Президент России Владимир Путин. На совещании с Правительством глава государства сказал, что из-за выдачи небольших кредитов многие пенсионеры становятся вечными должниками банков, которые «пьют из них кровь до гробовой доски». Банки выдают такие кредиты, поскольку у людей есть постоянный и стабильный доход. Но беда в том, что не все клиенты могут рассчитаться по долгам, взыскание которых кредитные организации нередко делегируют коллекторам.
И ладно, если те работают в правовом поле. Ярослав Нилов напомнил, что после принятия поправок в 2016 году многие коллекторы действительно отказались от ранее используемых методов, включающих шантаж и рассылку нелицеприятных для должника сообщений в соцсетях. Тем не менее жалобы на коллекторов, в том числе на оказание с их стороны психологического давления, продолжают поступать и в настоящее время, уточнил депутат. Им выгодно выдать кредит с гарантией, что доход будет постоянным. Поэтому мы предлагаем запретить передачу информации коллекторам, чтобы не было злоупотреблений и издевательств, которые творят эти частные структуры в отношении наших граждан», — заметил глава комитета.
В версии законопроекта к первому чтению было требование о таком информировании в начале разговора. В документе ко второму чтению этой нормы уже не содержится, но взыскатели должны будут давать клиентам возможность во время разговора переключаться с робота на человека. Полные настоящие имена коллекторов можно будет заменять на псевдонимы — имя и индивидуальный идентификационный номер. Это инициатива участников рынка, которые требовали прописать это в законе, чтобы защитить коллекторов от угроз со стороны должников. Изменился подход, как оценивать, состоялось ли взаимодействие коллектора с должником. Если коллектор во время встречи или звонка успел донести до клиента обязательную информацию представиться и назвать сумму долга , такой контакт считается состоявшимся. Также засчитывается взаимодействие, если должник «в явной форме» сообщил о нежелании продолжать общение. Факт того, был контакт должника с коллектором или нет, влияет на разрешенное количество новых визитов, звонков и сообщений в адрес заемщика.
Такие ограничения могут распространяться на один или несколько способов взаимодействия с должниками на срок до 60 календарных дней. Закон вступит в силу через 180 дней после официального опубликования. Госдума по итогам принятия закона подготовила постановление с рекомендациями в адрес ФССП. В документе говорится о необходимости ежеквартально представлять в парламент статистическую информацию о соотношении между общим количеством компаний, за деятельностью которых ФССП осуществляет надзор, и количеством поступающих на них жалоб. Кроме того, депутаты хотят получать информацию об анализе нарушений, допущенных юридическими лицами, за деятельностью которых надзирает ФССП, с разбивкой по видам таких субъектов, видам допущенных ими нарушений и видам примененных к ним санкций.
Вступает в силу новый закон о коллекторах: за что им будет грозить 10 лет тюрьмы уже в 2023 году
Центробанк предложил новый способ обезопасить средства россиян Что делать, если банк продал долг по кредиту коллекторам В случае, когда банк продал долг по кредиту коллекторам, необходимо проверить легальность организации. Для это нужно найти сведения об агентстве в открытом реестре ФССП, уточнить информацию о счете, связаться с агентством и попросить для ознакомления договор цессии. Если по какому-то из пунктов обнаружились расхождения в условиях или коллекторская организация не зарегистрирована, заемщик имеет право обратиться в суд. Обычно добросовестные агентства заинтересованы в том, чтобы дать должнику возможность погасить проданную задолженность или ее часть без применения жестких мер. Как общаться с коллекторами по новому закону Общение с коллекторами в рамках закона не принесет должнику дополнительных проблем. С ними можно договориться об удобном графике платежей, отсрочке, уменьшении выплаты и увеличении срока кредита. Не стоит врать или грубить коллекторам, лучше честно рассказать, с чем связана задержка оплаты. Однако в любом случае необходимо обязательно узнать ФИО и должность коллектора, название агентства, а также наименование кредитора, которого он предоставляет. Иногда коллекторы могут позвонить из-за чужих долгов. Данная ситуация возможна, если человек указал в договоре контактное лицо заемщика. Тогда помимо персональных данных коллектора необходимо выяснить, что связывает человека, к которому обратился коллектор, с должником, и понять, на каких основаниях требуется возвращение долга, а также попросить прислать копию договора.
Но если в суде примут решение о взыскании долга, то заявление аннулируется на 2 месяца. Во втором случае должник оформляет заявление о взаимодействии через своего представителя адвоката. Жалобы в контролирующие органы Работа коллекторских агентств строго регламентируется. Компании состоят в специальном реестре ФССП. Если организация будет нарушать правила честной работы — ее могут лишить права заниматься деятельностью по взысканию долгов. Поэтому в порядочных организациях дорожат репутацией.
Жалобы можно оставить на сайтах организаций. К ним нужно прикрепить доказательства неправомерной работы аудиозаписи, скриншоты переписки и так далее. Также следует озвучить название агентства и имя сотрудника, который, якобы, вел себя некорректно. Игнорирование Несмотря на жесткий контроль, не все коллекторские агентства работают по правилам. Некоторые взыскатели действуют анонимно, поэтому привлечь их к ответственности будет сложно. Если вы понимаете, что ваши права нарушают, а безымянный коллектор не реагирует на объективные требования прекратить незаконную деятельность — просто игнорируйте.
Более того, коллектор не имеет права являться и вообще напоминать о себе через звонки более одного раза в день, двух раз в неделю, восьми раз в месяц», — обращает внимание Елена Феоктистова. В частности, все компании, связанные с принудительным взысканием долгов, теперь должны изменить наименование. То есть здесь уже можно будет говорить о том, что, ребят, если вы называетесь как-то странно, то я с вами могу не общаться. Более того, они обязаны позвонить и представиться, назвать название компании, если у сотрудника есть идентификационный код — назвать этот код. Если нет, то фамилию, имя, отчество и должность полностью. И далее уже назвать всю сумму долга и что конкретно требуется от должника», — пояснила юрист. Что запрещено коллекторам Задача коллектора — в первую очередь, вернуть денежные средства, но так, чтобы и вам это было комфортно, и, соответственно, кредитору тоже. Но иногда сборщики долгов начинают перегибать палку. По закону коллекторы не могут оказывать на должника психологическое давление, оскорблять его во время общения и совершать другие действия, унижающие честь и достоинство. Раскрытие персональных данных человека тоже под запретом, за это предусмотрена административная ответственность. Если долг все же образовался, заемщику стоит объяснить коллектору причины просрочки. Игнорировать звонки и письма взыскателей не стоит, поскольку это приведет к судебному разбирательству и принудительному взысканию задолженности судебными приставами. Если же пойти на диалог с коллектором, можно составить приемлемый для всех график погашения займа или другой вариант решения проблемы. Как говорить с коллектором Первое, что надо помнить при разговоре с коллекторами, легальных взыскателей бояться не стоит. Они не станут запугивать должника, чтобы он погасил кредит любой ценой, а лишь описывают возможные перспективы и вместе с вами ищут способ решить вопрос с долгами. Вы стараетесь вместе найти вариант решения вопроса. Решением, как вариант, может быть составление графика платежей. Задача коллектора сделать так, чтобы вы из проблемного должника стали адекватным, который будет выплачивать долг. Соответственно, коллектор будет в процессе разговора выявлять, в каком вам графике будет удобно гасить, и естественно, это все будет юридически оформляться», — пояснила юрист. Но несколько правил общения с коллекторами соблюдать все же стоит.
Стоит напомнить, что с 2024 года кредитные каникулы стали постоянной мерой поддержки. Отказ от общения с коллекторами Должник вправе прекратить непосредственное общение с кредитором или его представителями после 4 месяцев просрочки выплат по займам. Здесь есть два сценария. В первом случае должник оформляет заявление об отказе во взаимодействии — после этого с ним смогут работать только через письма. Но если в суде примут решение о взыскании долга, то заявление аннулируется на 2 месяца. Во втором случае должник оформляет заявление о взаимодействии через своего представителя адвоката. Жалобы в контролирующие органы Работа коллекторских агентств строго регламентируется. Компании состоят в специальном реестре ФССП. Если организация будет нарушать правила честной работы — ее могут лишить права заниматься деятельностью по взысканию долгов. Поэтому в порядочных организациях дорожат репутацией. Жалобы можно оставить на сайтах организаций. К ним нужно прикрепить доказательства неправомерной работы аудиозаписи, скриншоты переписки и так далее.