Все новости Политика Экономика Общество Ситуация в Белгороде В мире Криминал Технологии Здоровье Культура Спорт Однако Погода.
Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян
Экономика – последние новости. Новости экономики, бизнеса и финансов в России и мире на сегодня. новости экономики, экономика россии, новости экономики 2019, последние новости экономики, прогноз 2019. Новости БАМ-50 Выставка "Россия" Военкоры Игры Отдых в России Наше кино Украина: сводка Происшествия Афиша. Загрузить еще новости. ДатаВыбрать дату. Подписаться на новости. Экономика. На поклон к Росатому: Билл Гейтс продал Байдену ядерное топливо, которое не подходит для американских АЭС. Загрузить еще новости. ДатаВыбрать дату. Подписаться на новости.
Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям
Экономика - Новости Интерфакс | Последние главные новости из рубрики «Новости экономики». |
Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям | Экономика Кризис-2024 карточки Что случилось с российской экономикой, почему всё дорожает и как быть со сбережениями? |
Бюджет худеет, но силовикам и малоимущим дали триллионы. Что ждет экономику РФ в 2023-м | Мы решили разобраться, почему это происходит, как долго будет продолжаться такая экономическая ситуация и что делать, чтобы не потерять свои сбережения в нынешних условиях. |
Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике | Почему я считаю, что экономика и фондовый рынок РФ начнёт трещать по швам и рушиться уже во 2-3 квартале. |
Новости экономики | В 2024 году стоит ожидать роста российской экономики, но не мирного договора между Россией и Украиной, полагает доктор экономических наук Владислав Иноземцев*. |
Бюджет худеет, но силовикам и малоимущим дали триллионы. Что ждет экономику РФ в 2023-м
Тэги: минфин , потребление , кредитование , производство , госрасходы , цб , ключевая ставка Глава Минфина Антон Силуанов должен сделать выбор между восстановлением экономики и увеличением запланированного бюджетного дефицита. Фото РИА Новости На смену экономическому оживлению первой половины 2023 года в Россию приходит замедление потребления, кредитования и производства. В ближайшие месяцы нашу экономику ожидают сразу три негативные перемены: резкий спад бюджетных расходов, ожидаемое повышение ключевой ставки ЦБ, а также снижение потребления и рост инфляции из-за девальвации рубля. Минфин уже начал решительное сокращение государственного финансирования. А общие госрасходы второго полугодия могут оказаться почти на четверть ниже, чем были в прошлом году. Таким образом, наша экономика скорее всего лишится основного драйвера в виде бюджетного финансирования. В конце прошлой недели российский Минфин выступил с принципиально важным сообщением о своей бюджетной политике. При этом Минфин заявил, что текущий объем расходов федерального бюджета за шесть месяцев 2023 года составил 14,98 трлн руб.
Теперь прогноз экспертов на 2023 год весьма оптимистичный. А по кризисному, самому неблагоприятному сценарию события будут развиваться, если возникнет структурный кризис мировой экономики. Санкции же будут сниматься медленно, и при этом в стране будет проводиться политика ситуационной стабилизации экономики. Однако, надо учитывать, что после начала СВО и введения санкций, Международный валютный фонд предсказывал падение экономики РФ на 8-9 процентов. Однако сейчас эта же организация констатирует, что несмотря на все санкции, снижение по итогам 2022-го составило всего 3,5 процента. Одна из причин стойкости российской экономики, отмечают эксперты, заключается в росте мировых цен на нефть и газ.
Кроме того, в стране находится много западных компаний и лишь некоторые покинули страну. По оценкам Международного валютного фонда, в 2023 году российская экономика сократится всего на 2,3 процента. При этом российские банкиры и экономисты настроены более пессимистично. Также Надоршин предполагает, что падение национального ВВП в 2023 году может оказаться вдвое большим, если в России введут полный запрет на удаленную работу из-за рубежа. Он связывает это с тем, что из-за границы сейчас работает большое число ценных и эффективных сотрудников с высоким уровнем квалификации и их потеря больно ударит по российской экономике.
ЦБ предупредил, что начнет снижать ставку, только когда убедится, что инфляция перешла к устойчивому спаду и это не связано с разовыми факторами. Он проявляется и в росте срочных депозитов, и в снижении темпов роста розничного кредитования, — отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в недавнем интервью. Но нас продолжают беспокоить ценовые ожидания.
У предприятий они остаются на высоком уровне, у граждан немного снизились, но все равно выше ноября. Будем принимать наши решения исходя из анализа всех данных».
Читайте также: Машиностроение — драйвер, а лесопереработка сильно просела: у кого есть шансы в 2023 г.? Что происходит с добывающими отраслями Рост добычи нефти за 2022 г. В этом году будет хуже: прошлый год мы брали целиком, когда трубы еще работали, а в 2023 г.
Но благодаря хорошему началу года и не сразу принятому политическому решению «морозить Европу» результаты за 2022-й пока ничего. Важный индикатор — потребление электроэнергии: когда экономика в стагнации, оно падает. По итогам 2022 г. Динамика разная: в европейской части России чуть хуже, а за Уралом хороший рост. Профессионалы объясняют это тем, что мы перестали экспортировать электроэнергию в другие страны из европейской части, а внутренний спрос настолько не вырос.
Но как только начинаешь раскладывать географию, многое становится понятным. В обрабатывающих отраслях 43 региона показали спад производства. Они из этого спада не выкарабкиваются, это очень небыстрая история. Ну соберут 2 тыс. Давно капитально проседает Сахалин, где до ноября не работал проект «Сахалин 1».
На нефти падение пока не сказывается: все отыграли, потому что вывозили очень много. Экспорт нефти в Индию вырос в 8 раз — фантастика! То есть России действительно удалось перенаправить основную часть нефти в другие страны, помимо Европы. И в Индию в декабре продали еще больше, чем в ноябре. Вывод: санкции пока не погасили российскую нефтяную промышленность, в отличие от газовой.
Проблема в другом — сколько вы на этом зарабатываете? При тех дисконтах, которые есть, вы можете гнать большие объемы, но зарабатывать на этом будете существенно меньше. Вот что такое введение эмбарго — увеличение дисконта на стоимость российской нефти, это главное. Могу только цитировать нашего вице-премьера Александра Новака , который говорил, что они ориентируются на то, что объемы добычи нефти в 2023 г. Но дело не в объемах, а в цене.
Европа была основным потребителем нефтепродуктов, а перевозить нефтепродукты не то же самое, что сырую нефть — ее гигантскими танкерами гнать дешевле. Вероятно, есть возможность некоторого маневра, о котором мы пока не знаем: будут на меньшую мощность работать НПЗ, а большая доля будет продаваться в виде сырой нефти. В какой мере это реализуется, никто толком сейчас это не скажет. Как изменилась российская внешняя торговля Очень интересная статистика по экспорту-импорту: в 2022 г.
Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка
Таким образом средства из ФНБ израсходуются примерно за 10-12 месяцев. Чтобы не быть голословным, возьмём для примера дефицит бюджета в январе-феврале 1,5 трлн рублей. Так что по итогам 2024 года дефицит бюджета будет не менее 5. Что это значит для фондового рынка и рубля? Рубль будут ослаблять, чтобы росли экспортные доходы, ставка ЦБ продолжит оставаться высокой для привлечения средств через рынок долга, а как следствие экономика страны войдёт в новую рецессию.
Замедление, согласно их консенсус-прогнозу, произойдет из-за сокращения инвестиций и льготных ипотечных программ, которые стимулировали строительство. Однако растущие доходы населения будут способствовать поддержанию спроса, что станет драйвером роста экономики. Именно эту задачу Банк России считает для себя главной на 2024 год. На стабилизацию цен будут работать и точечные меры правительства на отдельных рынках. Так, в наступившем году заработает механизм топливного демпфера, который будет сдерживать подорожание бензина и дизеля. Особое внимание власти уделяют ценам на социально значимые товары. Для этого у правительства есть эффективные инструменты: ограничение экспорта и снижение импортных пошлин. Кроме того, ФАС будет следить за необоснованным повышением цен со стороны ритейлеров. Они были разработаны после выборов президента РФ в 2018 году и стали главным инструментом достижения национальных целей, обозначенных главой государства на пять лет.
Нацпроекты охватывали три направления: "Человеческий капитал", "Комфортная среда для жизни" и "Экономический рост". Уже сейчас видно, что, несмотря на все сложности, с которыми столкнулась страна за пять лет, нацпроекты доказали свою эффективность. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил правительству актуализировать их и продлить до 2030 года. Но после выборов президента РФ в марте 2024 года глава государства поставит новые долгосрочные цели, и возможно, появятся новые нацпроекты.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Дополнительное согласование не требуется.
Дефолт запомнился как никнейм для банковского и финансового кризиса. Сейчас же дефолт — это чисто техническая вещь. У нас есть деньги в долларах и евро, которые лежат на счетах в Европе и США. Платежи, которые выплатили в марте, были для государства небольшими.
Насколько я понимаю, удалось договориться, что какие-то резервы не считаются замороженными, если они идут на выплату долгов. Есть вероятность, что и дальше удастся договариваться. По сути, дефолт во всей этой ситуации — наименьшая боль. Событие, которое ни на что не влияет. Это справедливо? В 90-е был трансформационный переходный спад.
Плановая экономика себя изжила и перестала работать. Все рухнуло. У государства было мало понимания, как строить капитализм, помогать развиваться частному бизнесу, на улицах процветал бандитизм. Чтобы искоренить проблему, понадобились время и реформы. Это заняло 10 лет, которые были трудными со всех сторон. Сейчас понимание, как должна работать рыночная экономика, есть.
Резвую экономику теми методами, которые сейчас использует правительство, не построить. Но, по крайней мере, у него есть осознание, что частный сектор нельзя душить, например, в сфере услуг. То есть в стране есть часть экономики, которая функционирует по вполне рыночным правилам. Такого еще не было в 90-е. Это новости хорошие. Рыночная экономика умеет приспосабливаться к любым условиям.
Например, места ушедших компаний быстро займут внутренние производители. Плохие новости в том, что в 90-е доверие в обществе росло, Россия была на эмоциональном подъеме, мы открывались миру. Была надежда, что мы построим новую страну, новое общество, новую эффективную экономику. В нынешней ситуации такой уверенности нет. Общество уже устало от мобилизации, а мы входим в ситуацию, когда мобилизация опять нужна. Стране нужен новый НЭП, как в 1920-е, нужно предоставление больших свобод.
Как пример, государство ринулось давать льготы покидающим страну ИТ-специалистам. Это правильно. Но этих мер недостаточно. Без радикальной перестройки системы управления в стране, изменения подходов во внешней политике санкции не снимут. Лидеры развитых стран больше не будут общаться с Владимиром Путиным так, как они общались ранее. Позитивный сценарий в этой ситуации — это окончание «специальной операции» на Украине и либерализация экономики, значительные послабления для частного сектора, уход государства из ряда отраслей экономики, реформы системы госуправления, силовых структур, судебной системы.
Это все фантастика, и ничего этого не будет. Скорее всего, реализуется негативный сценарий — барьеры для движения капиталов останутся, таланты продолжат бежать из страны, государство будет пытаться этому препятствовать введением искусственных барьеров и запретов, а на фоне этого продолжит выстраивать жесткий госкапитализм, станут регулировать цены, зарплаты, препятствовать возникновению открытой безработицы. Так или иначе по завершении военных действий будет разбор полетов. Он наверняка закончится военной реформой и новыми инвестициями в армию. Меньше денег получат медицина и образование, достичь долгосрочной устойчивости без которых невозможно, особенно в условиях санкций. Современная экономика — это экономика знаний, а не силы.
Последние 50-70 лет все ведущие государства в мире последовательно снижали расходы на оборону, но увеличивали расходы на образование. Хорошие детские сады, школы, университеты и научные институты — это фактически единственный драйвер экономического роста, когда нет прироста основного капитала инвестиций в инфраструктуру, новые технологичные производства и увеличения рабочей силы хорошей демографии. Мы богатая страна. Самая богатая на земном шаре, у нас есть ресурсы, но за последние 20 лет доходы от этих ресурсов оседали в карманах довольно малой прослойки населения. В стране бурным цветом расцвела коррупция. Общественные ресурсы перераспределялись в отрасли и к бизнесам, контролируемым отдельными лоббистами, на проекты, осуществление которых не было в долгосрочных интересах общества.
Сейчас мы оказываемся в ситуации, когда надо принимать решения, важные для долгосрочного развития.
Дефолт, инфляция и падение рубля: чего ждать от коллапса экономики?
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
По итогам года мы ожидаем укрепления рубля и его стабилизации в коридоре 70—75 рублей за доллар. Также, на мой взгляд, необходим контроль за банковской сферой. Та олигополия, которая у нас существует сейчас на банковском рынке, ведёт к большим убыткам экономики. С точки зрения макропруденциальной политики необходим контроль за банковскими комиссиями и тарифами". Но это оценки так называемого потенциального роста, они не учитывают целый клубок негативных сценариев.
Дефицит пугает С точки зрения Андрея Нечаева, председателя партии "Гражданская инициатива", особую тревогу сейчас внушает ситуация с бюджетом. Он оставался профицитным до середины прошлого года. Потом началось быстрое нарастание дефицита. И произошёл практически бюджетный обвал в начале этого года. Драматизм ситуации связан не только с масштабами дефицита. Он по мировым меркам невелик. Проблема в том, как его финансировать.
Два основных источника — Фонд национального благосостояния ФНБ и заимствования. Ликвидная часть ФНБ, по разным оценкам, составляет 6—6,5 трлн рублей. В бюджете на этот год программа внутренних заимствований запланирована в сумме 1,75 трлн.
Выступить посредником в торговле товарами первой необходимости. Муниципалитеты могут брать на себя функции «создателей рынка» — торговых посредников, соединяющих производителей с покупателями. В отличие от коммерческих посредников, государственная организация не будет стремиться к максимизации прибыли. Традиционные создатели рынка зарабатывают на колебаниях цен и потому деятельность по своей природе предполагает элемент рыночной спекуляции. В отсутствие коммерческих мотивов, государственная структура могла бы сыграть стабилизирующую функцию на рынке. Особенно перспективным нам кажется использование такого подхода на рынке продовольствия.
Одним из вариантов реализации могла бы стать государственная биржа для оборота основных сельскохозяйственных товаров. Биржа стала бы одним из покупателей сельскохозяйственной продукции и её продавцом для перерабатывающей промышленности. С помощью такого механизма государство могло бы сдерживать рост цен уже на этапе поставок сырья для предприятий переработки. Помимо благоприятного эффекта на динамику цен, это заодно бы сгладило «инфляционные ожидания» потребителей, тем самым, в случае успеха, ликвидировав один из поводов для проведения агрессивной кредитно-денежной политики. Другим направлением может стать организация типовых магазинов во владении муниципалитетов, которые обеспечивали бы рынок сбыта для продукции малых и средних фермерских хозяйств. Поставщики смогут управлять процессом ценообразования в реальном времени, полагаясь на электронную платформу мониторинга потребительского спроса, с учётом фиксированной относительной наценки на издержки содержания магазина. Такие магазины могли бы стать хорошей альтернативой крупным сетям, прибыль которых в настоящее время частично оседает за рубежом, и поддержать малые фермерские хозяйства, которые часто испытывают трудности с доступом к розничным сетям. Объявить налоговые каникулы. В период массового шока и технологического перехода значительное давление переживают не только доходы, но и сбережения частного сектора.
Приостановление налоговых выплат а не только временный перенос последующим частичным или полным списанием поможет смягчить эти эффекты. В первую очередь предлагаемая мера должна распространяться на малодоходные группы и субъектов малого и среднего предпринимательства. На данный момент значительная часть уплаченных предпринимателями налогов пополняет местные, а не федеральные бюджеты. В отличие от Федерального Правительства, региональные власти не имеют права выпускать валюту и потому ограничены в своих расходах. С введением налоговых каникул центру необходимо предоставить беспроцентные и бессрочные бюджетные кредиты, замещающие выпадающие доходы. Высвобождение налоговых средств частично компенсируется за счёт расширения налоговой базы в других сферах, в частности внутреннего НДС. Сокращение обязательных платежей для предпринимателей положительно скажется на динамике сбережений и поможет восстановить капитализацию отечественного фондового рынка. Помочь выжить бизнесу. Судя по риторике представителей власти, преодоление наиболее разрушительных эффектов текущего кризиса связывается в первую очередь с потенциалом российского предпринимательского сообщества.
Частному бизнесу действительно доступно множество инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения рыночной среды и перераспределять ресурсы в наиболее востребованных направлениях. Однако переживаемый санкционно-военный шок сильно отличается от обычных периодических спадов капиталистической экономики. В данной ситуации множество компаний может быть поставлено на грань разорения совершенно независимо от рациональности ранее принятых ими решений. Приняв на себя часть экономических потерь, государство стимулирует будущую предпринимательскую деятельность, не повышая риск недобросовестного поведения. Меры поддержки должны опираться как на успешный антиковидный опыт других стран, так и на опыт восстановления после мирового финансового кризиса. Необходим запуск масштабной программы экономического возрождения: возвращение покинувших границы страны специалистов, восстановление потребительского спроса, недопущение наиболее негативных социальных сценариев. Также на этот период необходимо увеличить государственные закупки в сферах, наиболее страдающих от вынужденных перемен. Закупки должны быть направлены на оказание материальной помощи в натуральном виде, вовлечение бизнеса в программы государственной занятости и профессиональной переподготовки, формирование товарных запасов для управления ценами и общее содействие программам импортозамещения. Авторы не находят необходимым экономически обосновывать прекращение военных действий.
Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы. Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет. Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов. Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом. Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств. Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ.
Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению. Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит. Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований. Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики. Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила. Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества. Траты и налогообложение — два независимых процесса.
Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели. В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков. Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса. Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги.
Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства. Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте.
Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга. В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства. С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот. Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его.
Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов. Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом. Наращивание государственных расходов. Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения. В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики. Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях. Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов.
Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос. Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста. Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров. Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков. Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда.
Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование. Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий. Реформа рынка труда. Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате. Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости. Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены.
Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников. Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях. Право на труд должно быть закреплено в Конституции. Программа гарантированных общественных работ на муниципальном уровне должна приобрести постоянный институциональный статус и поддерживать временные рабочие места в сферах городского благоустройства, капитального ремонта и экологических проектов по единой ставке заработной платы. Рабочие места должны быть предоставлены каждому, кто хочет и может работать: таким образом, государство станет работодателем последней инстанции. В отличие от простого расширения государственной занятости, программа не несёт серьёзных коррупционных рисков: по определению, достойные рабочие места будут доступны каждому. Гарантированные рабочие места зададут пол для зарплат и социальной поддержки в частном секторе и повысят конкуренцию на рынках труда. Правительство сможет эффективно управлять уровнем зарплат, добиваться соблюдения трудовых прав со стороны частных компаний и избегать снижения работоспособности населения из-за длительной приостановки трудовой деятельности это в том числе поможет сохранять предложение качественной рабочей силы для частного сектора в периоды экономического подъёма. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением и преодолением социальных последствий СВО.
Бюджетные расходы должны сфокусироваться на технологическом перевооружении предприятий.
В долларах размер фонда снизился на 8,652 млрд, до 187,975 млрд долларов. То есть даже рекордный профицит внешней торговли не успевает за темпами роста расходов. При этом никаких предпосылок для новых финансовых рекордов в торговле нет: нефтегазовые доходы России начинают устойчиво сокращаться, а правительство прогнозирует дефицитный госбюджет на ближайшие три года — то есть на весь горизонт планирования. До сих пор российские монетарные власти не сталкивались с необходимостью балансировать бюджет в ситуации непонятной по срокам и масштабам расходов специальной военной операции при практически неизбежном как минимум среднесрочном, в горизонте нескольких лет, падении доходов казны. Россия надолго, а по мнению главы Международного энергетического агентства, кстати, представителя вполне дружественной нам Турции Фатиха Бирола, даже навсегда потеряла свой главный энергетический рынок — европейский. Переориентация экспортных поставок нефти на Восток, по оценкам Бирола, займет у России до десяти лет и будет проходить в условиях нехватки инвестиций из-за санкций. Впрочем, проверить это невозможно: сейчас нет привычки, да и особого смысла, следить за прогнозами на столь длинный срок.
Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике
Экономика и бизнес | Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка. |
Плановая экономика и новая приватизация. Главное из выступления Набиуллиной на ПМЭФ-2023 | Две вроде бы противоречащие друг другу новости — о рекордном профиците баланса России во внешней торговле и о начале финансирования дефицита федерального бюджета — 2022 из Фонда национального благосостояния — неслучайно совпали по времени и могут быть. |
Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям - Аргументы Недели | На сайте в рубрике «Экономика» всегда свежие новости за день и неделю. |
Четыре фактора
- Новости экономики и финансов -
- Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян
- Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
- Как справляются с ситуацией регионы
- Регистрация
- Последние новости экономики в России и мире
Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка
Последние новости экономики России и мире. С экономической точки зрения, Россия может регулярно делать огромные государственные заказы, связанные с обороноспособностью страны и поддерживать экономику. Последние новости экономики России сегодня Свежие и главные новости экономики на сегодняшний день онлайн. Санкции не только не смогли подорвать экономику России, но и создали для нее новые стимулы, отметил в эфире радио Sputnik сенатор Андрей гически важная для нашей страны продукция должна производиться в России, в этом направлении сделан. Новости всех промышленных отраслей России.
Полгода под тысячами санкций: что происходит в российской экономике
РИА Новости выбрало 10 главных ожидаемых событий в экономике в 2024 году, которые будут иметь важные последствия как для развития страны в целом, так и для каждого человека. Ежедневный ёмкий обзор мировых, российских и региональных новостей экономики. Экономика Кризис-2024 карточки Что случилось с российской экономикой, почему всё дорожает и как быть со сбережениями? Свежие события по теме Экономика: Ряд регионов в России нуждаются в объединении, заявила Матвиенко, Канада разрешила использовать российский титан при производстве самолетов. Что происходит в экономике?
Экономику России ожидает холодный душ
Экономика РФ РУХНЕТ через 18 месяцев! ФНБ почти что пуст.. | Последние новости экономики России сегодня Свежие и главные новости экономики на сегодняшний день онлайн. |
Новости экономика | «Фундаментальная экономика России слабее, чем экономика США. |
Экономика РФ РУХНЕТ через 18 месяцев! ФНБ почти что пуст.. | Эксперты с Уолл-стрит предсказывали, что экономика России рухнет после того, как страна вторгнется в Украину. |
Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году | Широкое применение антикризисных инструментов создает риск того, что в России в 2024 году фактически сложатся «две экономики», считает Антон Табах. |
Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян | Эксперты с Уолл-стрит предсказывали, что экономика России рухнет после того, как страна вторгнется в Украину. |