способность человека свободно использовать навыки и. Функциональная грамотность. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах. Функциональная грамотность стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Международное исследование функциональной грамотности (PISA) —.
Фундамент преподавания «Информатики»
- Обновленные ФГОС: Вектор функциональной грамотности и воспитания личности - Центр АНЭКС
- Функциональная грамотность
- Обновленные ФГОС: Вектор функциональной грамотности и воспитания личности - Центр АНЭКС
- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Функциональная грамотность — ГБОУ школа №328
Сайт МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова
Желаем ребятам успеха! В марте 2023 года в школах и колледжах по всей России традиционно проходят тематические уроки по финансовой безопасности. В 2022 году в них приняли участие более 2 миллионов ребят в более чем 26 тыс. Уроки проходят в рамках Международной олимпиады по финансовой безопасности, которая ежегодно проводится при поддержке Президента России Владимира Путина. Тематические уроки по финансовой безопасности проводятся в школах и колледжах под руководством экспертов Федеральной службы по финансовому мониторингу Росфинмониторинг — одного из основных организаторов олимпиады наряду с Минпросвещения и Минобрнауки. В этом году она пройдёт уже в третий раз.
В 2021 году у нас было 7 стран-участниц, в этом — уже 15. Впервые присоединятся Иран, Пакистан и Намибия. Для ребят победа в олимпиаде — отличный шанс исполнить свою мечту и поступить в профильный вуз без экзаменов. А для государства — профессионалы в экономике и финансовой сфере», — прокомментировал старт олимпиады Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко. Сейчас по всей России проходят уроки по финансовой безопасности в рамках первого этапа международной олимпиады.
В этом году мы расширили количество этапов олимпиады. Впервые проходит пригласительный этап, который позволит попробовать свои силы при решении задач в области финансовой безопасности. Он будет идти до 5 апреля. Увеличится и количество стран, в которых пройдут национальные олимпиады. Например, в Таджикистане такой площадкой станет Российско-Таджикский Славянский университет», — прокомментировал руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.
Уроки по финансовой безопасности в 2023 году посвящены теме финансовой безопасности личности в интернете.
Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.
Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения. Естественно-научная грамотность Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать.
Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях. Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами. Глобальные компетенции. Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции.
Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе.
Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей. Креативное мышление Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение.
Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного. Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.
Финансовая грамотность Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия. Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка. Компьютерная грамотность Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр. Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере.
Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты. Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность.
Предварительный вузовский этап Международной олимпиады по финансовой безопасности — Май 2023 г. Отборочный этап Международной олимпиады по финансовой безопасности — Август 2023 г. Финальный этап Международной олимпиады по финансовой безопасности на федеральной территории «Сириус» г. Сочи, Россия — 2-6 Октября 2023 г.
Регистрация на предварительный вузовский этап Международной олимпиады по финансовой безопасности — с 17 апреля 2023 г. Долгопрудный проведен Марафон открытых уроков в рамках недели функциональной грамотности. Даны открытые уроки: урок литературы в 7в классе. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника. Решение геометрических задач исследовательского характера. Как оптимизировать семейный бюджет.
После каждого урока учителями проведен самоанализ и организован обмен мнениями. Высказаны благодарности за «находки», почерпнутые из посещенного урока, даны советы. Среди учащихся 5-6 классов был проведен школьный этап олимпиады по функциональной грамотности. Поздравляем победителей и призеров олимпиады: Ампилогов Артемий, ученик 6а класса, — победитель! Сапраньков Вадим, ученик 6в класса, — победитель! Петракова Екатерина, ученица 6а класса, — призер!
Леонтьев, который считает, что функционально грамотный человек способен максимально использовать приобретенные в течение жизни знания, умения, навыки и компетенции для конструктивного решения своих жизненных задач в различных областях человеческой деятельности, в том числе для организации коммуникации и социальных связей [5]. Рассматривая понятие функциональной грамотности применительно к обучающимся, Н. Виноградова полагает, что ребенок должен обладать: способностью решать учебные и жизненные задачи, и выстраивать диалоговые отношения с окружающей действительностью; определенным набором рефлексивных умений, позволяющих объективно оценивать уровень развития своей функциональной грамотности с перспективой дальнейшего самообразования [2]. Согласно мнению Р. Бунеева, воспитание функционально грамотной личности должно являться итоговым результатом обучения [1]. Таким образом, функциональная грамотность на ступени общего образования обладает следующими особенностями: является метапредметным образовательным результатом, при этом уровень образованности подразумевает использование учащимися полученных знаний, умений и навыков для решения актуальных проблем обучения, социального и личностного взаимодействия; способствует выбору разнообразных программ профессионального образования и досуга, указывает на готовность учащихся к выполнению различных социальных ролей в гражданском обществе, помогает ориентироваться в культурном пространстве и организовывать деловые контакты. Проведенный анализ показывает, что функциональная грамотность характеризуется способностью человека эффективно действовать в современных социальных условиях, используя приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, при этом функциональная грамотность проявляется в тех действиях обучающихся, которые они могут продемонстрировать в учебных ситуациях, приближенных к реальной жизни. Основными составляющими функциональной грамотности являются: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Понятие математической грамотности включает в себя следующее: определение проблемы, решаемой с помощью математики; перевод проблемы на математический язык; решение проблемы с помощью математического инструментария; анализ методов решения проблемы; комментирование и запись полученных результатов решения [2]. Кларин уточняет, что математическая грамотность характеризуется способностью человека понимать роль математики в окружающем мире, обосновывать математические рассуждения и использовать математику для удовлетворения собственных потребностей [3]. Проведенный анализ показывает, что в определении математической грамотности основной акцент сделан не на овладение определенным набором предметных знаний, умений и навыков в области математики, а на развитие функциональной математической грамотности, которая проявляется в способности применять математические знания в реальной жизни. Под функциональной математической грамотностью обучающихся понимают способность использовать приобретенные математические знания и сформированные умения и навыки для решения различных задач в учебной деятельности и в реальных жизненных ситуациях [6]. Согласно этому основное внимание при обучении математике должно быть уделено не только усвоению определенного объема математической информации и стандартных методов решения математических задач, но и приобретению учащимися умений применять предметные знания по математике для решения задач из реальной жизни, из других предметов и в нестандартных ситуациях.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Функциональная грамотность. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. основа развития функциональной грамотности ученика" в МОБУ Липовецкая СОШ № 1. Что же такое функциональная грамотность? Банк заданий по функциональной грамотности от издательства "Просвещение".
Федеральный государственный образовательный стандарт
- Что такое функциональная грамотность / Skillbox Media
- Функциональная грамотность. ВСОКО
- Неделя функциональной грамотности 2023-2024 учебный год
- Функциональная грамотность – ГБОУ школа № 219
- Информационные ресурсы по оценке функциональной грамотности
- Развитие функциональной грамотности
У приволжских учеников прошла Неделя функциональной грамотности
Международное исследование функциональной грамотности (PISA) —. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Авторы статьи проводят анализ понятий функциональной грамотности и функциональной математической грамотности. конкретизируют особенности функциональной грамотности на ступени общего образования, выделяют уровни развития функциональной математической.
Зачем дошкольникам функциональная грамотность. Интервью с экспертом
В рамках Недели функциональной грамотности, учитель русского языка и литературы Л. Бондарь провела урок по формированию Читательской грамотности в 7-А классе - "Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени". В рамках Недели читательской грамотности в 4-А классе, учителем Медведевой М. Обучающиеся работали с текстом"Собака бывает кусачей", читали и извлекали необходимую информацию из текста, формулировали выводы на основе прочитанного, узнали о правилах поведения при встрече с бродячими собаками, в парах и в группах отвечали на вопросы, узнали много интересных фактов о собаках. Читательская грамотность» Тема занятия: «Про мыло». Обучающиеся узнали историю создания мыла, что люди использовали вместо мыла в далеком прошлом.
Познакомились с растениями, которые являлись мылом в далекие времена, как появилась профессия «мыловар», какой город в России считается центром мыловарения и много других интересных фактов. Ребята с удовольствием слушали, работали в группах, делали выводы. В рамках Недели читательской грамотности учителем русского языка и литературы Л. Усаиновой был проведен брейн-ринг «Знатоки русского языка». Участие приняли обучающиеся 7-Б и 7-В классов.
Цели игры были достигнуты.
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Они поделились своим опытом участия в Краевой олимпиаде по финансовой грамотности и посоветовали ребятам также принять участие в этой олимпиаде. Для этого необходимо написать творческую работу на одну из трех тем: «Деньги: что это такое? Все ребята были единодушны в том, что детям нужны знания в области финансов, чтобы через 5-10 лет они уверенно вошли во взрослую жизнь. Ведь дети взрослеют, а для взрослого человека финансовая неграмотность в лучшем случае невыгодна, в худшем — опасна. Просмотров всего: , сегодня: Онлайн- урок по финансовой грамотности "Азбука страхования и пять важных советов, которые тебе помогут" 28 февраля в 9 А классе под руководством учителя географии Кривоус О. Урок проходил в формате вебинара в режиме реального времени, что позволило эксперту взаимодействовать с аудиторией, задавать вопросы, получать ответы от участников и самим отвечать на их вопросы. Проект " Онлайн-уроки по финансовой грамотности" помогает старшеклассникам из любой точки России получать равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность " живого" общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений Просмотров всего: , сегодня: Дол-игра "Личные финансы" 15 февраля в рамках весенней сессии, проводимой Банком России 9 «Б» класс поучаствовал в игре по личному финансовому планированию «Личные финансы».
Цель игры - повышение уровня финансовой грамотности молодого поколения. Учащиеся в процессе игры осознали, что важно не только, сколько зарабатывает человек, но и насколько эффективно он распоряжается тем, что уже имеет.
Википедия В сети можно покупать, товары, работать, учиться, даже обращаться в государственные органы. И возвращаясь, к понятию функциональная грамотность, роль учителя научить понимать, анализировать использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминании информации на овладении навыков ее правильного применения.
Человек, владеющий функциональной грамотностью, становится личностью свободно ориентирующейся в окружающем его мире. Такой человек готов принимать нестандартные решения, самостоятелен, инициативен, готов постоянно обучаться и не боится ничего нового. Именно эти качества должен воспитывать современный педагог, в каждом ребенке начиная с первого класса и заканчивая выпускным, постоянно применяя преемственность. Что же должно содержаться в функциональной грамотности именно для младших школьников?
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек. При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на международных оценочных исследованиях — «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA. Оксана Алексеевна, слова «функциональная грамотность» сейчас все чаще используют по отношению к дошкольникам. Термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев.
Лаборатория функциональной грамотности
Правда или ложь: практика критического мышления Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Для этого учителям необходимо осознавать, для какого будущего они готовят этих детей. Инна Торботряс, методист по словесности из «Хорошколы»: Взаимосвязь аналитического и критического мышления с умением формировать суждения и принимать адекватные решения совершенно прямая. В мире довольно много разнообразных техник манипулирования, и если мы не научим детей критическому мышлению, адекватной оценке информации, то суждения, которые будут формировать наши ученики, могут оказаться ложными и даже опасными. Ключевой фактор, которому мы должны учить детей на гуманитарных предметах, притом не только на русском и литературе, — понимание чужого текста и создание своего. И в одной, и в другой ситуации эти тексты могут быть не только учебными, но и взятыми из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика. Читайте также: Как убедить ребёнка прочитать книги из списка летнего чтения В тех информационных потоках, в которых мы все сегодня существуем, очень важно различать фейк и правду. Особенно интересно брать свежие тексты, которые могут появиться даже накануне урока. Способов работы с фейками множество, но я покажу один пример.
В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём вы должны пойти, только ставим вопрос: правда или фейк? Можно отметить, что текст недавно появился в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту была степень доверия. Второй вопрос, который мы поставим: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным? Пример: неизвестное стихотворение А. Пушкина «С великим праздником весны» Итак, давайте попробуем узнать, фейк ли предложенное стихотворение Пушкина или нет. Первое: поздравление с «великим праздником весны».
Смотрим на подпись — Болдино. Странный какой Пушкин, оказывается. Болдинской осенью он поздравляет читателей с весной. Такой ход мысли формирует внимательное отношение к тексту, нахождение в нём внутренних противоречий. На втором этапе мы обращаемся к источникам и поисковикам. Подпись под стихотворением указывает на 1827 год, но Болдино — это осень 1830-го. Теперь есть уже два факта, которые указывают на фейковый характер текста. Интересно разобраться, как возникает фейк.
Первый вопрос: почему информация становится вирусной? Второй: откуда этот текст взялся и как получил распространение? Задание на «путь фейка» может быть дополнительным, предназначенным для тех учеников, которым это интересно. Те же самые инструменты работы с текстом и информацией можно использовать на уроках по другим предметам. Для этого важно, чтобы между учителями существовала коммуникация и было ясно, где и какие навыки формируется. Там, где речь идёт о работе с текстом, начало будет положено на русском языке или литературе, но остальные учителя могут подхватывать данные приёмы и использовать их на своих занятиях. Почему практический опыт так важен? Когда мы говорим про функциональную грамотность, мы имеем в виду умение применять предметные знания в жизненных ситуациях.
Но, по сути, это умение мыслить и анализировать, которое в школе дети тренируют непрерывно. Екатерина Богданович, руководитель кафедры математики и учитель математики Филипповской школы: На математике мышление хорошо развивается при решении задач с параметрами, а геометрия — просто кладезь для развития креативности, поскольку там нет ни одной задачи, которая решалась бы алгоритмически. Особенно можно поговорить о задачах на построение, которых, к сожалению, мало. Их проходят в конце 7-го класса, и на них отводится не очень много времени. Обычно мне хочется решить как можно больше таких задач, поскольку — и это интересное наблюдение, — если ребёнок решит 30—50 задач на построение, у него в голове произойдёт качественный переворот в понимании конструкции и конструирования вообще. Я часто не обращаю внимания на то, как такие задачи оформлены. Вместо этого фокусируюсь на самом решении. Дети, которые не очень дружат с математикой, лучше решают реальные жизненные задачи Поэтому часто работать нужно не над навешиванием новых заданий с вводным текстом, а над формированием жизненного опыта.
В 4-х классах интеллектуальная игра «Битва хоров». Неделя завершилась успешно. За круглым столом «Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе через внедрение образовательных технологий» учителя подвели итоги недели. Тасимова» Подпишись!
Если развитие функциональной грамотности — обязательная задача для следующих уровней образования, значит ли это, что детские сады могут заниматься этим на свое усмотрение? Актуальность этой работы в детских садах связана с целью, которую поставил Президент России, — обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования за счет повышения его качества на всех уровнях общего образования указы Президента от 07. Один из показателей качества образования в настоящее время — это уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся, который отражает способность действовать на основе принятых в обществе норм, правил, инструкций, решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в рамках социальных функций человека. Соответствующее направление деятельности детского сада позволит обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, создать условия для успешного обучения детей в начальной школе и на последующих уровнях общего, а затем и профессионального образования. Эту логическую цепочку можно представить в виде схемы.
Какие именно предпосылки функциональной грамотности нужно развивать у детей дошкольного возраста? Наше научно-педагогическое сообщество находится в самом начале этого пути. У педколлективов детских садов нет четких ориентиров, поэтому большинство формально подходит к определению предпосылок функциональной грамотности. В общем образовании функциональная грамотность включает такие компоненты, как: коммуникативная и информационная грамотность, социальная и гражданская грамотность, экологическая и здоровьесберегающая грамотность, читательская, естественно-научная и математическая грамотность. На уровне дошкольного образования не следует расширять понятие «функциональная грамотность».
Правильным будет сосредоточить внимание на ее традиционных структурных компонентах — читательской, математической и естественно-научной грамотности. Ведь задача воспитателей — сохранить специфику дошкольного детства, следовать требованиям ФГОС ДО и не допустить школяризации образовательного процесса в детском саду.
Содержат обучающие и тренировочные задания, построенные на основе реальных жизненных ситуаций. Опыт креативного мышления 1. Парта будущего Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими.
И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение. Желаем удачи! Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях.
Сущность понятия «функциональная грамотность».
Главная» Новости» Функциональная грамотность выступление с презентацией. Функциональная грамотность – способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. Функциональная грамотность. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах. Формирование функциональной грамотности как требование современных образовательных стандартов. А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания.
Зачем дошкольникам функциональная грамотность. Интервью с экспертом
понимать - ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни. Функциональная грамотность – это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности. При этом «функциональная грамотность» является не отдельным понятием, а становится частью традиционной грамотности, приходит осмысление того, что это один из факторов развития личности.
Функциональная грамотность. ВСОКО
Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук, доктор филологических наук Направления функциональной грамотности: 1. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
От определения из российского ФГОС эта формулировка заметно отличается. Объяснить это можно тем, что изначально функциональную грамотность понимали как очень относительное качество. Ведь в разных группах и обществах список занятий, в которых требуются навыки чтения, письма и счёта, разный. И человеку, вполне грамотному для жизни в одной стране, где-то в другом обществе будет не хватать тех же базовых навыков.
К тому же с годами набор ключевых для жизни умений меняется. Когда-то грамотность означала умение извлечь из текста знание. Сегодня источников информации — и недостоверных тоже — стало так много, что речь идёт уже о конструировании знания из нескольких источников и валидации проверки этих источников и распространяемого ими знания. Поэтому логично, что определение функциональной грамотности меняется. Впрочем, классическое всё ещё в ходу. Распространённое в России понимание основано на работах психолога и лингвиста Алексея Леонтьева. В 2003 году под его редакцией вышел сборник об образовательной системе «Школа 2100», где содержалось такое широкое определение: «Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная неграмотность может проявляться в неумении следовать простым инструкциям — например , к бытовой технике или лекарствам. Неумение находить, понимать и использовать информацию в разных форматах ограничивает также возможности карьерного роста, мешает участвовать в выборах и взаимодействовать с госучреждениями. В 1960—1970-е годы ЮНЕСКО подсчитывала функционально грамотных по доле людей, получивших минимальное образование — от четырёх до девяти лет в зависимости от страны.
Приемы обобщения и систематизации информации. Например: кластер, денотатный граф, интеллект-карта. Прием «Инсерт» представляет собой работу с текстом внутри самого средства по средствам осмысления и анализа информации с помощью определенных знаков. Прием «Инсерт» - заметки на полях Прием «Сюжетная таблица» включает в себя заполнение таблицы после или вовремя чтения текста, для последующего анализа информации. Прием «Сюжетная таблица» Не каждое задание может развивать функциональную грамотность учащихся. Успешно разработанное задание включает в себя набор следующих условий:а межпредметный подход к отбору содержания текстов;б разнообразные ситуации и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст учебные, личные, общественные, деловые ;в разнообразные тексты материалы для чтения и источники информации;г необходимость использования различных приемов работы с текстом;д многовариантность решения предлагаемых задач;е опора на личный опыт обучающегося.
Список литературы:1. Леонтьев А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Темирбекова Г.
Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. Преимущества функциональной грамотности В настоящее время на рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем.
Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности. Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. Именно анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса. Из чего состоит функциональная грамотность Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения.
Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности. Читательская грамотность Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе? Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели. Математическая грамотность Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.
Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится. Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения. Естественно-научная грамотность Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях. Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами. Глобальные компетенции.