Новости общественное движение при александре 1 кратко

Работа по теме: итоговое соб-е 2. Глава: Общественные движения в России в царствование Александра 1 и Николая 1. ВУЗ: ЗабГУ. Россия в первой четверти XIX в. - Учебник по истории России. XIX — начало XX в. - 9 класс - Арсентьев Н. М. - Часть 1 - 2016 - Школьная история.

Развитие общественного движения в России при Александре I. Подготовка восстания декабристов

Апостолы, Н. Муравьев, М. Лунин, П. Пестель, И.

Пущин всего 30 человек Цели: Уничтожение крепостного права и самодержавия. Пути достижения: поддержка реформаторских усилий правительства. Шли разговоры о заговоре и цареубийстве.

Тайные общества «Союз спасения» распущен. Создается новый «Союз благоденствия» - 1818 -1821 гг. Устав «зеленая книга» Цель: бороться против крепостничества и самодержавия.

Пути: 1. Южное общество на Украине объединяло офицеров 2 - й армии руководитель: Павел Иванович Пестель. Ежегодно на ярмарке в Киеве 1821 -1822 гг.

Южное общество Программа «Русская правда» проект республиканской конституции Россия — республика.

У нее были представители в разных городах, от Кишинева до Петербурга. Своей целью члены общества ставили распространение нравственности и просвещения.

Устав организации назывался «Зеленая книга» и даже был известен императору Александру I. Тайные общества в 1821—1825 годах В 1821—1822 годах на основе Союза благоденствия возникли Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Павел Пестель предлагал сделать в России унитарную республику, а Никита Муравьев — федеративную конституционную монархию.

Общим было намерение отменить крепостное право, ввести гражданские права и свободы, а также перенести столицу в Нижний Новгород. Основные события общественного движения при Александре 1 можно представить в следующей таблице: Дата.

Восстание декабристов Причины появления тайных организаций: распространение либеральных идей при Екатерине II; Отечественная война и заграничный поход русской армии; обсуждение реформ при Александре I; нерешительность власти в проведении реформ. Основатель — А. Всего около 30 человек.

Выступали за отмену крепостного права, ограничение самодержавия, введение конституции. Союз распался по инициативе его членов. В организацию входило больше 200 человек. Программа Союза «Зелёная книга» ликвидация крепостничества; необходимость формирования общественного мнения, путем пропаганды и образования; считали обязательным помогать правительству в проведении реформ. Южное общество Украина : П.

Пестель, В.

Щербатов и Карамзин являлись сторонниками «просвещённой монархии». Распространение в обществе либеральных и революционных идей заставило правительство искать идеологическое противоядие. Таковым, по мнению министра народного просвещения С. Уварова, должна была стать приверженность к «истинно охранительным началам»: «православию, самодержавию, народности ».

При этом православие понималось как основа духовной жизни народа, его нравственных устоев, самодержавие — как единственно возможная в России форма правления, обеспечивающая процветание и могущество страны, народность — как символ единения царя и народа. Предложенная Уваровым триединая формула легла в основу идеологии николаевского царствования, получив название теории официальной народности. Первая половина XIX в. Образованная элита общества вырабатывала и обсуждала различные варианты политического, социального и культурного развития страны либеральный, социалистический, самобытный. Впервые применить на практике разработанные идеи попытались декабристы.

Однако власть слабо прислушивалась к предостережениям, высказываемым русскими мыслителями, что способствовало её дальнейшему отчуждению от общества. Вопросы и задания Первую половину XIX в. Как вы понимаете значение этого термина? Почему возникло освободительное движение? Какое место идеи декабристов занимают в истории русской общественной мысли?

Что общего во взглядах западников и славянофилов, в чём их различия? Почему возникает консервативное направление в русской общественной мысли? В чём вы видите ценность идей консерваторов? Обсудите в классе, какие идеи общественно-политической мысли России первой половины XIX в. Напишите эссе на одну из тем: «Правительство, не согласное с желанием народа, всегда виновно; ибо в здравом смысле закон есть воля народная» П.

Каховский ; «…Только с каменным сердцем и духом зла, ослеплённым умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы» декабрист А. Беляев ; «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства» Л. Изучаем исторический источник Из «Конституции» Н. Муравьёва «1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя. Все русские равны пред законом. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным… 14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам… 18.

Всякое уголовное дело производится с присяжными. Никто не может быть наказан, как в силу закона, обнародованного до преступления и правильно, законным образом приведённого в исполнение. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими.

Крестьяне экономические и удельные будут называться общими владельцами, равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами. Поелику земля, на которой они живут, предоставляется им в общественное владение и признаётся их собственностью… 29. Разделение людей на 14 классов отменяется… 59. Народное вече, состоящее из верховной думы и палаты народных представителей, облечено всею законодательной властию. Всякое предложение, получившее согласие Думы и палаты представителей, должно ещё быть представлено императору, чтобы получить силу закона… 98.

Народное вече не имеет власти ни постановлять, ни запрещать какое-либо вероисповедание или раскол… не имеет власти нарушать свободы речей и книгопечатания… 101. Император есть: верховный чиновник российского правительства…» Из «Русской правды» П. Россия есть государство единое и неразделимое. Все должны быть перед законом равны. Первая поручается Народной Вече, вторая — Державной Думе.

Сверх того нужна ещё власть блюстительная… поручается верховному собору. Она представляет волю в государстве, душу народа». Давайте обсудим В исторической литературе имеются различные взгляды на сущность движения декабристов. Какая из точек зрения на этот вопрос вам кажется наиболее обоснованной и почему? Первая точка зрения была сформулирована в официальной историографии XIX в.

Декабристское движение рассматривалось как мятеж небольшой группы молодых людей, совершённый под влиянием западных идей. При этом солдат вовлекли в него обманом М. Сторонники иной точки зрения видели в декабристах продолжателей начинаний императора Александра I. Целью декабристов было проведение либеральных реформ они мечтали о конституции, представительном правлении, об отмене крепостного права.

Тема Общественное движение при Александре I Лейб

Муравьёв-Апостол и М. Северное общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. Муравьёв, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е.

Оболенский и И. Оба общества, Южное и Северное, считали необходимым подготовить восстание и захватить власть насильственным путём. Привлечение широких слоёв населения к своим планам они считали ненужным и вредным. Однако по вопросу о том, какие реформы необходимо будет провести после захвата власти, они серьёзно разошлись. Южное общество высказывало более радикальные взгляды и стремилось ликвидировать самодержавие и создать в России республику, Северное общество предлагало монархию сохранить, но ограничить её конституцией. Пестель Н.

Муравьёв 4. Пестеля Главным программным документом Южного общества стала написанная Пестелем «Русская Правда», названная так в память о древнерусских законах. Вспомните, когда и с какой целью была создана «Русская Правда» Ярослава Мудрого. Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции. Проект предполагал создание в России республики и разделение властей. Законодательная власть должна была принадлежать парламенту — Народному вечу.

Исполнительная власть передавалась Державной думе, состоявшей из пяти человек, ежегодно менялся один из членов думы. Эти органы власти, по мысли Пестеля, должны были быть выборными. К выборам в Народное вече он хотел допустить всех мужчин, достигших 20 лет, независимо от имущественного положения и от образования. Державную думу должны были избирать члены Народного веча. Контроль за соблюдением законов должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Сословное деление «Русская Правда» ликвидировала и провозглашала гражданские свободы: слова, печати, передвижений, равенство всех перед законом.

Крепостное право Пестель предлагал отменить. Чтобы обеспечить крестьян достаточным количеством земли, весь земельный фонд страны должен был быть разделён на две равные части — земли общественные и частные. В общественные земли ими распоряжалась волость должны были войти бывшие крестьянские наделы, казённые и монастырские земли, а также земли, конфискованные у наиболее крупных помещиков. Общественные земли передавались крестьянам, приписанным к данной волости, в безвозмездное пользование и не подлежали купле-продаже. Земли же частного земельного фонда оставались в рыночном обращении и должны были помогать развитию предпринимательства. Управлять страной необходимо из единого сильного центра.

Россия, по мысли Пестеля, должна стать унитарным государством. Что касается национальной программы, то Пестель считал, что особого управления на окраинах быть не должно, все народы огромной Российской империи должны жить так же, как вся страна, управляться из единого центра. Все «малые народы» в отношении культуры и быта сблизятся с русскими. Так в будущем все жители страны постепенно сольются в единый русский народ. Исключение Пестель сделал лишь для Польши, которая, получив самостоятельность, должна была, по его мнению, вступить в тесный союз с освободившей её Россией. Муравьёва Главным программным документом Северного тайного общества стала «Конституция», написанная Н.

Россия должна была, согласно программе Н. Муравьёва, стать конституционной монархией. Права императора предполагалось урезать. Он мог возглавлять только исполнительную власть, законодательная власть выводится из его подчинения. Высшая законодательная власть должна была принадлежать парламенту — Народному вечу. Однако право участвовать в выборах получали далеко не все: вводился высокий имущественный ценз.

Император, по мысли Муравьёва, должен был стать лишь «верховным чиновником» страны, имеющим право задержать принятие закона и вернуть его на повторное рассмотрение. Муравьёва уничтожала Табель о рангах, а все должности объявляла выборными, вводились гражданские права и свободы: равенство всех граждан перед законом, свобода слова, печати, вероисповеданий. Крестьянам предполагалось дать лишь по две десятины земли на душу «для оседлости их» это фактически вынуждало бы их работать на помещика по найму. В отличие от Пестеля Муравьёв считал, что унитарным государство быть не должно. Более полезным административным устройством страны он считал федерацию и предлагал образовать на территории России 13 «держав» и 2 области. Федерации предлагалось создать по национальному признаку.

Каждая из них имела бы свою столицу например, Черноморская — в Киеве, Украинская — в Харькове, Кавказская — в Тифлисе и др. В «державах» законодательная власть должна осуществляться двухпалатными учреждениями — Державной думой верхняя палата и Палатой выборных депутатов нижняя. Исполнительную власть в «державах» должен осуществлять «державный правитель». Одновременно с Южным и Северным обществами на окраинах страны сложились национальные тайные организации — «Патриотическое общество» в Польше, «Общество соединённых славян» на юге России и др. Главной целью общества стало создание мощной демократической славянской федерации, в которой, кроме России, предполагалось объединить Польшу, Чехию, Венгрию, Трансильванию, Сербию, Молдавию, Валахию, Далмацию и Хорватию все эти страны члены общества считали славянскими. Федерация должна была простираться вплоть до берегов Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического морей, а четыре якоря в её гербе должны были олицетворять морскую мощь державы.

Каждая из стран, входивших в славянскую федерацию, должна была иметь собственную конституцию, учитывающую её национальную специфику.

Трубецкой не явился не площадь; А. Якубович отказался пойти на цареубийство Выжидательная тактика декабристов Решительные действия Николая I для подавления восстания — жестокие меры в применении артиллерии Сенат принес присягу Николаю I накануне восстания Восстание Черниговского полка 29 декабря, когда на юге уже было известно о поражении декабристов в Петербурге, Южное общество, опираясь на Черниговский полк, все же подняло восстание.

Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были схвачены и отправлены в Петербург. Следствие и суд над декабристами После восстания декабристов началось следствие. На нем многие декабристы дали откровенные показания, рассчитывая доказать новому императору, как благородны цели тайных обществ.

Но власти считали по-другому. В результате были арестованы многие участники движения декабристов, но не принимавших участия в самом восстании. Пять декабристов — Бестужев-Рюмин, Каховский, С.

Муравьев-Апостол, Пестель и Рылеев — были приговорены к четвертованию, но позже эту страшную казнь заменили повешением. В ночь на 13 июля 1826 году их казнили в Петропавловской крепости. Прочих распределили по тяжести вины на 11 разрядов.

Декабристов приговаривали к различным срокам каторжных работ, ссылке в Сибирь, разжалованию в солдаты и отправке на Кавказ, некоторые получили удары шпицрутенами. События на Сенатской площади внушили самодержавию непреодолимый страх перед новой революцией и боязнь любых глубоких реформ. Чтобы не допустить повторения подобных антиправительственных движений, власть в лице нового императора Николая I усилила репрессивный аппарат, контроль за мыслями и действиями подданных, ужесточила цензуру и весь внутриполитический курс в целом.

В обществе воцарилось подозрительность и раболепие.

Каховский, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин — были поставлены «вне разрядов» и приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский полк.

Несмотря на жестокую расправу с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам. В российском образованном обществе бурно обсуждаются пути развития страны, происходит осмысление национальных задач и интересов, внимательно изучается отечественна история, вырабатываются и предлагаются многообразные проекты настоящего и будущего устройства России. Постепенно в российской общественной мысли складываются несколько направлений. Наибольшим влиянием пользовалось государственно-охранительное направление, представленное теорией официальной народности, разработанной министром народного просвещения графом С. Теория была основана на трёх принципах — православие, самодержавие, народность. Православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России.

Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни. Близок к этому направлению был историк М. Погодин, издававший журналы «Московский вестник» и «Москвитянин». Он считал, что Россия развивается совершенно по иному пути, чем страны Европы, а самодержавие продолжает играть самую благодатную роль в русской истории. В 1836 г.

Публикация письма навлекла на Чаадаева гнев властей: его объявили сумасшедшим и оставили под постоянным полицейским надзором. В письме Чаадаев высказал мысль, что Россия, отказавшись в древности от католицизма и приняв православие, совершенно оторвалась от общемирового культурного развития. Это письмо не только потрясло всё русское думающее общество, но и положило начало его размежеванию на несколько мировоззренческих направлений — славянофильство и западничество. Сходство взглядов их представителей заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего, понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформаторских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Однако их взгляды расходились по вопросу о путях развития России. Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России.

Уникальность исторического пути России они видели в отсутствии классовой борьбы, в наличии крепкого сословного строя, в существовании сельской общины, в православной религии. Эти же черты они находили и в истории других славянских народов и считали, что Россия должна объединить мировое славянство, стать охранительницей православной христианской веры и монархии. Эта теория получила название панславизма. Славянофилы отрицали необходимость введения каких-либо представительных парламентских учреждений европейского образца и выдвинули свой известный лозунг: «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Реформы, которые провёл Петр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт насаждения чужеродных порядков, свернувших Россию с «истинного» пути. Главным результатом петровских преобразований они считали установление деспотической власти и крепостного права.

Несмотря на резкую критику Запада, славянофилы вовсе не были противниками технического прогресса. Они понимали важность и нужность технических усовершенствований, высказывались за отмену крепостного права, за развитие торговли, промышленности, банковского дела, за строительство железных дорог. Но при этом, считали славянофилы, государство должно твердо стоять на страже национальных интересов, поддерживать и поощрять коммерческую деятельность отечественных купцов и промышленников. Славянофилы внесли большой вклад в изучение истории, культуры, традиций русского народа, а также ограничили настроения поклонения перед всем европейским, господствовавшее в общественном сознании XIX в. Среди славянофилов мы встречаем имена философов, историков, литературоведов, богословов, экономистов. Это братья И. Киреевские, А.

Хомяков, братья К. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Западники, в отличие от славянофилов, полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики. Западники высоко оценивали реформы Петра I, считая, что именно в его правление Россия активно двигалась по западному пути. К лагерю западников относились известные общественные деятели и историки: философ П. Чаадаев, историки Т.

Грановский, С. Соловьёв и К. Кавелин, литературные критики П. Анненков и В. Белинский, писатель И. Тургенев и др. Из западничества выросла и вся будущая российская революционная демократия, проповедавшая социализм.

Основателем своеобразного «русского социализма» считается А. В 1831 г. Огарёвым Герцен создал в Москве кружок, члены которого читали произведения французских просветителей, анализировали революционные события в Европе и изучали теорию утопического социализма, изложенную в трудах французских философов Р. Оуэна, Ш. Фурье, А.

Первые предпочитали перенимать опыт Европы в разных вопросах, вторые настаивали на формировании собственной идентичности России и русского народа. Ключевой момент, позволяющий объединить две группы в одно направление — желание перемен внутри страны. Это интересно!

Представители славянофилов в будущем повлияли на внешнюю политику России, сделав ее более агрессивной. Славянофилы уделяли особое внимание православию как единственной верной религии, также им импонировало сохранение общины, а вот крепостное право считалось проблемой, тормозящей развитие страны. Ключевой ошибкой в истории считались реформы Петра 1, навязавшего европейский уклад. Западники старались сделать Россию более похожей на Британию, Францию и прочие великие державы вестернизировать. Они хотели создать парламент и ввести конституционную монархию.

Общественное движение при Александре I

Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Конспект урока «Общественное движение при Александре I» Во второй половине царствования Александра I в Российской империи начало развиваться общественное движение. В основном общественное движение при Александре 1 известно такими тайными обществами: Союз спасения, Южное общество, Союз объединенных славян и прочие. Общественное движение при Александре I включало такие аспекты, как выступления в Государственной думе и деятельность кружков и общественных организаций.

Общественное движение при Александре 1: история, цели и влияние на Россию

Деятельность общественного движения при Александре 1 привела к ряду значимых результатов, которые оказали влияние на развитие России в XIX веке. Общественное движение при Александре 1 Эпоха Александра 1 характеризуется потрясениями как внешними так и внутренними. Общественное движение при Александре I. Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Главная» Новости» Общественное движение при александре 1 выступление декабристов 9 класс конспект кратко по пунктам. История | Общественное движение при Александре I. Общественное движение – явление, при котором разные слои населения выдвигаются различные идеи о перест.

Движение декабристов при александре 1 кратко

У: Видео Аудио Учебники 635 подписчиков Подписаться Видео знакомит с процессом зарождения организованного общественного движения при Александре I, первыми тайными обществами в России: "Союз спасения" и "Союз благоденствия", которые образовались вскоре после окончания Заграничных походов русской армии. Содержится подробная информация о Южном и Северных тайных обществах. Дается анализ "Русской Правды" П.

Трубецкой, Е. Оболенский, И. Пущин, К. Программа — «Конституция» Н. Предполагала установление конституционной монархии, законодательная власть у Народного вече, исполнительная — у императора. Династический кризис после смерти Александра I, период междуцарствия в России 19 ноября — 14 декабря 1825 года. Планы восставших: обнародовать «Манифест к русскому народу», не допустить присяги солдат Николаю I. Восстание было подавлено правительственными войсками.

Муравьёва-Апостола и М.

Ответить на поставленный Чаадаевым вопрос об историческом пути России попытались западники и славянофилы — представители двух главных течений общественной мысли того времени. Пик их наибольшей активности пришёлся на 40-е гг. Славянофилы А. Хомяков, П.

Киреевский, И. Киреевский, К. Аксаков, И. Аксаков, Ю. Самарин происходили из среды родовитого российского дворянства.

Приверженцы этого течения исходили из представления о самобытности исторического пути и цивилизации России. Они отрицательно относились к реформам Петра I, считая, что великий реформатор повёл страну по ложному пути европеизации. Европейская цивилизация подвергалась критике за рационализм, всеобщий эгоизм и индивидуализм, стремление к обладанию собственностью. Славянофилы идеализировали допетровскую Россию, считая её воплощением основ российской цивилизации. В качестве таковых они видели православие и крестьянскую общину.

Критиковали славянофилы и устройство западного государства, утверждая, что оно основано на насилии и вражде, отсутствовавших в России в отношениях между государем и народом народ добровольно пригласил на княжение варягов. Государь должен защищать народ от внешних врагов и не вмешиваться в его внутреннюю жизнь. Народ имеет право известить государя о своих нуждах посредством Земского собора. Юридические механизмы, регулирующие отношения между государем и народом типа конституции , России не нужны. Политическим идеалом славянофилов была патриархальная монархия, когда монарх заботится о народе, выслушивает в важных случаях его мнение, а народ его добровольно поддерживает.

Славянофилы стимулировали интерес общества к религии. Их идеи послужили одним из источников русского религиозно- философского ренессанса второй половины XIX — начала XX в. Свои взгляды они излагали на страницах журнала «Москвитянин». Но так как цензура препятствовала свободному выражению мнений, их дискуссии с западниками происходили в салонах московской знати. В кружок западников входили выходцы из разных сословий: дворян и разночинцев К.

Кавелин, Т. Грановский, В. Боткин, С. Среди них были профессора Московского университета, журналисты, писатели. Западники считали, что история развивается по единым для всего мира закономерностям.

Россия — не исключение из общего правила. Она должна пройти те же стадии развития, что и Европа. Деятельность Петра I они оценивали положительно: именно он направил историческое развитие России по правильному пути, пути европеизации. Западники считали, что Россия сможет быстро преодолеть своё отставание от европейских стран. В то же время наряду с достоинствами они видели и недостатки цивилизации: погоню за прибылью, нищету низших слоёв населения.

Они надеялись, что Россия сможет избежать этих явлений. К достижениям европейской цивилизации западники относили защиту прав личности. Много внимания западники уделяли представительным формам правления. Западники, как и славянофилы, выступали противниками революции. И те и другие надеялись осуществить преобразования мирным путём, путём реформ.

Западников и славянофилов объединяло негативное отношение к крепостному праву, произволу бюрократии, патриотизм, стремление к прогрессу и процветанию России. Почему и западников и славянофилов относят к либеральному течению русской общественной мысли? Зарождение русского социализма К 30-40-м гг. Возникновение социалистических идей связано с утверждением в Европе капитализма. На ранних стадиях развития для капитализма были характерны безудержная погоня за прибылью, жёсткие формы эксплуатации рабочих.

Всё это подтолкнуло к поиску нового общественного идеала, предполагающего создание справедливого общества: без богатых и бедных, с новым типом отношений между людьми, основанных на принципах солидарности, взаимной помощи, раскрытия способностей личности. Вспомните, в каком учении нашёл своё воплощение такой общественный идеал. Назовите имена основных представителей этого течения. В России к социалистическим идеям одним из первых обратился А. По своим убеждениям А.

Герцен был сторонником республиканского образа правления и демократического устройства общества. В 1847 г. Герцен уезжает в Европу и впоследствии переходит на положение политического эмигранта. Он стал свидетелем революции 1848 г.

Северное общество Программа: "Конституция".

Включала в себя предложения по отмене крепостного права, но при этомземля должна оставаться в руках помещиков, крестьяне могли работать по найму, изменение текущей формы правления Россия должна была стать Конституционной монархией, что ограничило бы власть правителя, ввод гражданских прав и свобод. Место: Санкт-Петербург Представители: Н. Муравьёв, С.

Помагите пожалуйста по истории тема: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ 1 кратко и важное

В правление Александра I основу общественных движений составляли дворяне, также незначительную роль там играли разночинцы. В статье кратко представлен вопрос общественных движений в период правления императора России Александра I. 1: Краткий Пересказ §8-9 Общественное Движение При Александре 1 История России 9 Класс Арсентьев. Общественные движения при Александре 1. В обществе второй половины правления Александра I существовало резкое раздвоение: если одни примкнули к мрачной реакции, то другие не порывали с либеральными идеями.

Общественные движения при Александре I. Восстание декабристов

Южное общество на Украине объединяло офицеров 2 - й армии руководитель: Павел Иванович Пестель. Ежегодно на ярмарке в Киеве 1821 -1822 гг. Южное общество Программа «Русская правда» проект республиканской конституции Россия — республика. Разделение властей. Независимость отдельным частям России не предоставлять. Отмена крепостного права.

Отдавались крестьянам И не продавались. Муравьев, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е.

Оболенский, И. Параграф 8. Составить схему «конституции».

Однако декабристы не могли определиться с точной датой восстания. Непредвиденные события заставили членов Северной и Южной компаний действовать раньше, чем планировалось: Осенью 1825 года император узнал об их существовании, целях и даже имена зачинщиков движения. Он приказал арестовать самых активных зачинщиков за несколько дней до своей смерти. Будучи рассекреченными, тайные организации, наконец решились на отчаянный шаг, так как времени на «раскачку» уже не было. После смерти Александра I в стране на короткое время установился династический кризис. Русский престол перешел к брату императора — Константину, но тот отказался от власти в пользу младшего брата Николая. В Санкт-Петербурге столице Российской империи не знали всех обстоятельств и стали присягать Константину на верность.

В декабре готовилась «переприсяга» новому императору, что стало поводом для восстания декабристов. Члены Северной компании воспользовались тем, что солдатам не нравился грубый и несговорчивый Николас, поэтому они не спешили присягать ему на верность. Несколько полков выступили против Николая и предъявили претензии на трон Константина-царевича. Солдаты не знали, что участвуют в восстании, направленном на отмену крепостного права и ограничение всевластия царя. Причины поражения Восстание декабристов на Сенатской площади было подавлено. Причин неудачи было несколько: Многоопытный военачальник князь Трубецкой, который был назначен руководителем мятежа, подвел своих товарищей и не прибыл к назначенному месту. Декабристы не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей, упустили время, когда могли захватить Сенат и Госсовет. Восставшие долго не проявляли активность, что дало время Николаю I подтянуть к площади войска около 12 тысяч человек. Члены тайных организаций не обратились с речью к простому люду, который собрался на петербургской площади и, скорее всего, был готов присоединиться к восставшим солдатам и дворянам. Вечером они открыли огонь по повстанцам, правительственные войска расстреляли около 200-300 повстанцев.

Тела убитых и раненых бросали в проруби в Неве. Последствия После подавления восстания Черниговского полка и восстания в Санкт-Петербурге Николай I обрушил свой гнев на заключенных в тюрьму декабристов. Большинство декабристов были сосланы на принудительные работы, некоторые из них — на Кавказ где в то время шли военные действия. Жены декабристов добровольно последовали за своими мужьями на каторгу. Много лет спустя, когда осужденные отбыли свое наказание, их перевели в поселение, где они провели жизнь со своими мужьями. Хотя революционное восстание 14 декабря 1825 года провалилось, работа повстанцев не прекращалась. Лидеры декабристов Жизнь и идеи пяти декабристов, которые были названы главными виновниками восстания и приговорены к смерти, заслуживают особого внимания. Павел Иванович Пестель Мальчик родился в Москве в дворянской семье. Получив образование и пройдя многолетнюю военную службу, он принял участие в войне 1812 года, где прославился в Бородинском сражении. После службы в российской армии за границей Павел вернулся домой и был вдохновлен примером западного общества.

В 1816 году будущий декабрист был принят в Союз спасения, а когда он был распущен, вступил в Союз процветания. В 1821 году Павел Иванович был направлен на службу в Бессарабию Молдавию , где вступил в масонскую ложу «Овидий» и познакомился с Пушкиным. Позже он возглавил Южное общество и написал для него программу устав «Русской правды». При подготовке к восстанию он злоупотреблял ресурсами полка, за что был дополнительно обвинен на суде. Он был арестован за день до выступления декабристов. Радикальные методы Пестеля по переустройству России через «Русскую правду» легли в основу его обвинения в суде, за что он был приговорен к смертной казни. Он провел свое детство за границей, большую часть во Франции. Когда он вернулся домой, ему вскоре пришлось отправиться на фронт, так как началась Отечественная война. Во время службы в русской армии за границей Муравьев-Апостол получил звание капитана, а вскоре после этого — подполковника. Офицер вступил в тайные организации, потому что был недоволен крепостным правом, господствовавшим в России.

Он был впечатлен мужеством и самоотверженностью крепостных во время войны, а также тем, что после нее они были вынуждены вернуться к помещикам и продолжать жить как рабы. Муравьев-Апостол постоянно участвовал в деятельности Армии спасения и Ассоциации благоденствия. Когда последнее разделилось на Северное и Южное общества, Сергей присоединился к более радикальным дворянам во главе с Пестелем.

Первые тайные союзы Прообразом тайных организаций являлась масонская ложа, куда ради просветительских и гуманистических целей вошло более 3 тысяч человек: дворяне, купцы, чиновники. Передовые офицеры, участники войны, в 1816 году объединились в «Союз спасения». Целью заговорщической организации стала поддержка преобразований Александра I. В её состав входило 30 человек, среди них: Н. Муравьёв, И. Пущин, С. Муравьёв-Апостол, С Трубецкой, П.

Участники спорили о конституции, способах отмены крепостного права, желали стать примером беззаветного служения Отечеству. Организация в 1817-м самораспустилась по двум причинам: Отсутствие единой программы. Необходимость конспирации. О тайном обществе стало известно властям.

Программа Союза «Зелёная книга» ликвидация крепостничества; необходимость формирования общественного мнения, путем пропаганды и образования; считали обязательным помогать правительству в проведении реформ. Южное общество Украина : П. Пестель, В. Давыдов, С. Муравьёв-Апостол и М. Программа — «Русская Правда» П.

Предполагала ликвидацию монархии и установление республики, законодательная власть у Народного вече, исполнительная — у Державной думы. Отмена крепостного права, провозглашение равенства прав и свобод. Северное общество Санкт-Петербург : Н.

Общественное движение при Александре 1 — Ужесточение режима

Они представляли различные идеологии и стремились к разным целям, но их общая цель была изменение политической и социальной ситуации в стране. Влияние общественного движения на политическую ситуацию в России Общественное движение в XIX веке оказало значительное влияние на политическую ситуацию в России. Оно стало силой, которая выступала против авторитарного царского режима и стремилась к политическим и социальным изменениям в стране. Расширение политического пространства Общественное движение способствовало расширению политического пространства в России. Оно создавало организации, объединяло людей с общими идеями и целями, и предоставляло им возможность выражать свои мнения и требования. Это позволяло людям активно участвовать в политической жизни страны и влиять на принятие решений. Пропаганда и просвещение Общественное движение играло важную роль в пропаганде и просвещении. Оно распространяло идеи и ценности, освещало проблемы и недостатки существующего политического и социального порядка. Через печатные издания, лекции и дискуссии оно информировало людей о текущих событиях и вызывало общественное сознание.

Мобилизация общественного мнения Общественное движение мобилизовало общественное мнение и создавало атмосферу недовольства и требования перемен. Оно формировало общественные группы и объединения, которые выступали с требованиями к власти. Массовые протесты, петиции и другие формы выражения общественного мнения становились все более распространенными. Подготовка к политическим изменениям Общественное движение играло важную роль в подготовке к политическим изменениям. Оно формировало политических лидеров, которые были готовы возглавить изменения в стране. Оно также создавало организационные структуры и сети, которые могли быть использованы для координации и проведения политических акций. В целом, общественное движение в XIX веке стало силой, которая не только выражала недовольство существующим политическим порядком, но и активно работала на его изменение. Оно расширяло политическое пространство, пропагандировало идеи и ценности, мобилизовало общественное мнение и подготавливало к политическим изменениям.

Правительство внушало подданным мысль о благоденствии России, о правильности её исторического пути и ожидавшем её великом будущем. В письме Чаадаева прошлое, настоящее и будущее России подвергнуто серьёзной критике. Чаадаев считал, что Россия оказалась в стороне от основного пути исторического процесса, в отличие от Европы не внесла вклад в общечеловеческую культуру, у страны отсутствуют источники внутреннего развития, она обречена на жизнь среди мертвенного застоя.

Такая жёсткая точка зрения вызвала неоднозначную реакцию. Власти объявили Чаадаева сумасшедшим. Многие были не согласны с вынесенным им столь суровым приговором России.

Чаадаев впоследствии пересмотрел свои взгляды. Одним из первых он высказал мысль, что отсталость страны может обернуться для неё благом, так как, усвоив достижения Европы, она сможет быстрее преодолеть пройденный ею путь, избежав возможных ошибок. В чём состояло значение выступления Чаадаева для современников?

Ответить на поставленный Чаадаевым вопрос об историческом пути России попытались западники и славянофилы — представители двух главных течений общественной мысли того времени. Пик их наибольшей активности пришёлся на 40-е гг. Славянофилы А.

Хомяков, П. Киреевский, И. Киреевский, К.

Аксаков, И. Аксаков, Ю. Самарин происходили из среды родовитого российского дворянства.

Приверженцы этого течения исходили из представления о самобытности исторического пути и цивилизации России. Они отрицательно относились к реформам Петра I, считая, что великий реформатор повёл страну по ложному пути европеизации. Европейская цивилизация подвергалась критике за рационализм, всеобщий эгоизм и индивидуализм, стремление к обладанию собственностью.

Славянофилы идеализировали допетровскую Россию, считая её воплощением основ российской цивилизации. В качестве таковых они видели православие и крестьянскую общину. Критиковали славянофилы и устройство западного государства, утверждая, что оно основано на насилии и вражде, отсутствовавших в России в отношениях между государем и народом народ добровольно пригласил на княжение варягов.

Государь должен защищать народ от внешних врагов и не вмешиваться в его внутреннюю жизнь. Народ имеет право известить государя о своих нуждах посредством Земского собора. Юридические механизмы, регулирующие отношения между государем и народом типа конституции , России не нужны.

Политическим идеалом славянофилов была патриархальная монархия, когда монарх заботится о народе, выслушивает в важных случаях его мнение, а народ его добровольно поддерживает. Славянофилы стимулировали интерес общества к религии. Их идеи послужили одним из источников русского религиозно- философского ренессанса второй половины XIX — начала XX в.

Свои взгляды они излагали на страницах журнала «Москвитянин». Но так как цензура препятствовала свободному выражению мнений, их дискуссии с западниками происходили в салонах московской знати. В кружок западников входили выходцы из разных сословий: дворян и разночинцев К.

Кавелин, Т. Грановский, В. Боткин, С.

Среди них были профессора Московского университета, журналисты, писатели. Западники считали, что история развивается по единым для всего мира закономерностям. Россия — не исключение из общего правила.

Она должна пройти те же стадии развития, что и Европа. Деятельность Петра I они оценивали положительно: именно он направил историческое развитие России по правильному пути, пути европеизации. Западники считали, что Россия сможет быстро преодолеть своё отставание от европейских стран.

В то же время наряду с достоинствами они видели и недостатки цивилизации: погоню за прибылью, нищету низших слоёв населения. Они надеялись, что Россия сможет избежать этих явлений. К достижениям европейской цивилизации западники относили защиту прав личности.

Много внимания западники уделяли представительным формам правления. Западники, как и славянофилы, выступали противниками революции. И те и другие надеялись осуществить преобразования мирным путём, путём реформ.

Западников и славянофилов объединяло негативное отношение к крепостному праву, произволу бюрократии, патриотизм, стремление к прогрессу и процветанию России. Почему и западников и славянофилов относят к либеральному течению русской общественной мысли? Зарождение русского социализма К 30-40-м гг.

Возникновение социалистических идей связано с утверждением в Европе капитализма. На ранних стадиях развития для капитализма были характерны безудержная погоня за прибылью, жёсткие формы эксплуатации рабочих.

В результате все эти действия сильно дезорганизовали армию. Восстание декабристов был разгромлено. Николай I использовал жесткие методы для подавления восстания — применение артиллерии. Причины поражения декабристов Недостаточная подготовленность восстания: декабристы поспешили воспользоваться ситуацией междуцарствия; С. Трубецкой не явился не площадь; А. Якубович отказался пойти на цареубийство Выжидательная тактика декабристов Решительные действия Николая I для подавления восстания — жестокие меры в применении артиллерии Сенат принес присягу Николаю I накануне восстания Восстание Черниговского полка 29 декабря, когда на юге уже было известно о поражении декабристов в Петербурге, Южное общество, опираясь на Черниговский полк, все же подняло восстание. Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были схвачены и отправлены в Петербург. Следствие и суд над декабристами После восстания декабристов началось следствие.

На нем многие декабристы дали откровенные показания, рассчитывая доказать новому императору, как благородны цели тайных обществ. Но власти считали по-другому. В результате были арестованы многие участники движения декабристов, но не принимавших участия в самом восстании. Пять декабристов — Бестужев-Рюмин, Каховский, С. Муравьев-Апостол, Пестель и Рылеев — были приговорены к четвертованию, но позже эту страшную казнь заменили повешением. В ночь на 13 июля 1826 году их казнили в Петропавловской крепости. Прочих распределили по тяжести вины на 11 разрядов.

Давыдова и С.

Волконского и в Василькове С. Муравьев-Апостол и М. Было решено регулярно созывать съезды руководящих органов общества для обсуждения назревших проблем. Они проходили ежегодно на ярмарке в Киеве. На первом таком заседании в ям паре 1822 г. Павел Иванович Пестель 1793—1826 родился в семье петербургского почт-директора, назначенного позже сибирским генерал-губернатором. С 18 лет Пестель проходил службу в лейб- гвардии Литовском полку. В Бородинском сражении он проявил незаурядное мужество, получил тяжелую рану и был награжден золотой шпагой.

Участвовал в заграничном походе русской армии, отличился в сражениях под Дрезденом и Кульмом, Лейпцигской «битве народов». С 1814 г. Пестель проходил службу в Митаве, а затем в Тульчине. В 1821 г. Современники и друзья считали его одним из самых образованных людей своего времени. В 1816 г. Пестель вступил в «Союз спасения» и стал одним из его вождей. И «Союзе благоденствия» он руководил Тульчинской управой.

Благодаря его организаторским способностям она стала самой многочисленной и деятельной в организации. На основе этой управы возникло и само Южное общество. Свою программу Пестель назвал «Русской правдой» в память о древнерусских законах. Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции. Россия провозглашалась республикой. Государственное управление основывалось на разделении властей. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из одной палаты, — Народному вечу. Оно избиралось всеобщим голосованием мужчин, достигших 20 лет.

Исполнительная власть передавалась Державной думе, состоявшей из пяти человек, ежегодно менялся один из членов думы. Ликвидировалось сословное деление. Контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Провозглашались гражданские свободы: выбора веры, слова, печати, передвижений, равенство перед законом. Пестель предлагал присоединить к России «для успеха революции» Дальний Восток, Закавказье и некоторые другие территории. Он не планировал предоставления независимости отдельным частям страны, за исключением Польши, которая должна была обязательно вступить в союз с революционной Россией. Крепостное право Пестель предлагал отменить. Он выступал за обеспечение крестьян достаточным количеством земли.

Для этого весь земельный фонд страны предлагалось разделить на две равные части — общественную и частную. В общественную которой распоряжалась волость должны были войти бывшие крестьянские наделы, казенные и монастырские земли, а также земли, конфискованные у помещиков, владевших более чем 5 тыс. Эти земли бесплатно передавались крестьянам, приписанным к данной волости, и не подлежали купле-продаже. Земли же частного земельного фонда оставались в рыночном обращении и должны были помогать развитию предпринимательства. Северное общество. Это общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. Муравьев, Н.

Тургенев, М.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий