Роль в управлении страной Государева двора была большой. Приближенные к царю люди, занимавшие чины в этой структуре, могли влиять на политическую и экономическую сферы. 1. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. 2. Что было источником доходов государевых наместников?
Государев двор: история и значение, основные функции и его влияние на политическую систему
Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог. Из этого следует, что пора кончить отступление.
Конечно же, объединение Руси не было неизбежным. Нельзя сказать, что объединение проходило без войн, крови, предательства. Их результат невозможно предсказать. И лишь стремление правителей государства и народа к объединению позволило преодолеть все трудности и создать единое Российское государство. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.
Государев двор — правящая верхушка московского общества. В него входили представители старых боярских родов, а также перешедшие на московскую службу князья и их бояре. Из членов государева двора назначались наместники, воеводы, дворецкие, послы, их помощники и подчинённые; они же служили и на придворных должностях кравчих, постельничих, спальников. Менее знатные слуги великого государя несли охрану дворца, участвовали в придворных церемониях, составляли свиту правителя при его выездах, входили в государев полк — основную часть московского войска. По сути, в государев двор входили ближайшие сподвижники и помощники государя, которые проводили его волю и решения во всех российских землях и представляли интересы государя за рубежом. Что было источником доходов государевых наместников?
Почему такую форму получения средств называли «кормление»? Источником доходов государевых наместников и их слуг были денежные средства и продовольствие, предоставляемое населением территории, которой управляет наместник. Эта система получила название «кормление», поскольку действительно, наместник жил на те средства, которые ему принесли люди. Причем, размер содержания — «корма» — определялся и регулировался уставными грамотами. Из кого в первой трети XVI в. Объясните происхождение названий этих сословий.
Единое войско в начале XVI века состояло из конного дворянского поместного ополчения, «городовых полков» и «посошной рати». Поместное войско являлось основой русского войска и составляло основной род войск — конницу. В состав поместного войска входили дворяне-помещки, люди, находящиеся на службе у государя.
Время Шемякиной смуты было раздольем для «удалых воевод». Города тогда брались «изгоном», а «многие люди от двора» охотно приставали к мужественным военачальникам. Так в 1446 г. Великого князя привезли в Москву и, посадив в дом Шемяки, ослепили. Узнав о происшедшем, князья Василий Ярославич и Семен Иванович Оболенский бежали в Литву, «а прочий дети боярские биша челом служити князю Дмитрею».
Они были приведены к крестному целованию. Один упрямец, Федор Басенок, не захотел присягать новой власти. Тогда его как смутьяна, естественно, заковали «в железа». Но и в заточении он остался верен себе.
Система государственного управления при Петре 1 схема. Система правления при Петре 1.
Схема органов гос управления при Петре 1. Перевороты в России после Петра 1 таблица. Тему по истории 8 класс внешняя политика эпохи дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов конспект схема. Россия после правления Петра 1 схема дворцовые перевороты. Схема процесса коммуникации на предприятии.
Схема коммуникации внутри организации. Управление коммуникациями в организации. Схема внешних коммуникаций организации. Политическое устройство Китая 18 век. Политическое устройство Китая схема. Древний Китай государственный Строй государства Цинь.
Государственный Строй древнего Китая в эпоху династии Цинь. Принципы территориальной организации местного самоуправления схема. Структура муниципальной власти РФ схема. Порядок деятельности органов местного самоуправления кратко. Система органов местного самоуправления в РФ их задачи и функции. Законы Конституции РФ.
Основные законы Конституции. Основные законы РФ. Основные правила Конституции. Конституционные принципы народовластия в РФ. Конституционные формы осуществления народовластия в России. Формы народовластия Конституция РФ.
Основные формы осуществления народовластия в РФ. Реформа местного управления Ивана Грозного. Местное управление Ивана 4 Грозного. Реформа местного управления Ивана 4 схема. Органы центральной власти при Иване 3. Хамовный двор в Москве 17 век.
Ул Льва Толстого палаты Хамовного двора. Хамовный двор это в истории. Палаты Хамовного двора реставрация. Структура органов исполнительной власти РФ власти. Структура исполнительной власти РФ кратко. Схема исполнительной власти РФ.
Какие органы не являются органами исполнительной власти. Рябушкин сидение царя Михаила Федоровича с боярами. Боярская Дума при Михаиле Романове. Художник а. Рябушкин Боярская Дума при Михаиле Романове. Расцвет Руси при Ярославе мудром.
Расцвет русского государства при Ярославе мудром. Рассвет древнерусского государства. Управление гос-ва при Ярославе. Правление Анны Иоанновны фавориты. Бирон и бироновщина. Эрнст бирон Фаворит Анны Иоанновны политика Иоанновна.
Бирон Фаворит Анны. В первой трети 16 века Боярская Дума. Боярская Дума 17 век состав. Состав Боярской Думы 15 век. Политическая власть. Власть и политическая власть.
Политическая власть государства. Политика и политическая власть. Структура органов власти в древней Руси. Структура государственного управления в Киевской Руси схема. Киевский князь дружина схема управления. Схема управления государством Киевская Русь.
Схема власти при Иване 3. Схема государственного устройства при Иване 3. Система государственной власти при Иване 3. Схема управления Русью при Иване 3. Схема гос управления при Иване 3. Элементы структуры объекта государственного управления..
Система управления государством. Система гос управления. Структура системы государственного управления.
Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора?
Охарактеризуйте роль в управлении страной государева , если можно). Ответ на вопрос: Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Государев двор составляли люди, которые занимались управлением государством, решали основные вопросы внутренней и внешней политики от лица государя. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора? помогите пожалуйста. Государев двор Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора.
Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора кратко
По-европейски — канцлер. Глава не только финансового, но и дипломатического ведомства. Ближайший советник по государственным делам. Наряду с дворецким контролирует кормлещиков, но вне дворцовых волостей.
Заведовал оружейной палатой. Не ниже окольничьего. Очень часто эту должность занимали служилые князья.
Ведал государевой постелью и личной казной, хранил личную канцелярию князя, парадное облачение, драгоценности. Ближайший слуга. Следил за шитьем одежды князя и ее хранением не только от моли, но и от сглаза.
Спал с государем в одной комнате, ходил в баню скамеечку под ноги и т. Годунов начинал с постельничьего. Назначался ратным воеводой рать-пехота.
Городское ополчение — копейщики, стрельцы-лучники, пищальники. Обычно, не из родовитых, важнее личное доверие. Ему подчинялись стряпчие и спальники.
В высшие чины входили и те, чьи министериальные обязанности не расширились государственными обязанностями — ловчий, сокольничий, кравчий, ключник, истопничий. Московские чины , главным образом, связаны с войском. Это гарнизон столицы — жильцы.
Из дворян. К ним приравнивались и низшие дворцовые должности: Стольники. Кроме прислуживания за столом входили в ближнее окружение князя.
Сопровождали в поездках, могли быть воеводами и послами. Из юношей — стольников — парадные рынды; Стряпчие — ведали хлебными и кормовыми дворами. Занимали командные должности в войне сотники.
Походные рынды оруженосец - телохранитель. Выборные из городов — немосковские дворяне, которые делегированы в столицу для усиления войска. Должны были хорошо обеспечены и обучены военному делу.
Элита дворянской конницы. Что будем делать с полученным материалом: Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: Все темы данного раздела: Социально-экономическое развитие русских земель в xiv — xvi вв 1. Перемены в земельной собственности и социальном составе населения.
Состояние сельского хозяйства. Развитие городов. Так как главные затраты труда крестьянина поглощало полеводство, то огородничество развито слабее.
Некоторые города Торговля Торговые пути опасны. Разбойники, ушкуйники. Охрана торговых караванов.
Внутренние таможни. Торговля организуется в городах, где и взимается тамга — пошлина с продажи. Даже в са XVI век Расширение масштабов торговли.
Лавки и гостиные дворы в городах. Сельские торжки. Главные товары крупной внутренней торговли — хлеб, соль, рыба.
От внутренних по Внешние 1 Постоянная необходимость организовывать отпор татарским набегам и желание избавиться от дани Орде. Золотая Орда в XIV в. Московское княжество в конце XIII Иван Данилович Калита 1325 — 1340 К моменту вступления на Московский престол он уже имел опыт управления Московским княжеством во время долгих отлучек брата.
Естественно продолжил его политику. Еще при жизни брата сумел уб Формы подчинения младших князей 1. Личная служба удельного князя великому по договору.
Удельный князь обязывался служить без ослушания, а великий — вознаграждать по службе. Такое служебное обязательство нисколько не связ Феодальная война второй четверти xv в 1. Причины феодальной войны.
Развитие событий. Последствия феодальной войны. Вопрос о великом княжении пятилетнего Ивана Васильевича не возникал.
Надеясь получить ярлы Завершение создания единого русского государства во второй половине 15 — первой половине 16 вв 1. Борьба с уделами внутри великого княжества Московского. Присоединение к Москве территорий других княжеств.
Складывание аппарата управления единым русским государством. Княгиня Мария Ростов. В 1474 году — к Москве.
Битва на реке Шелони. Наместник отъехал в Киев с дружиной. Князь Литовский не Итоги объединительного процесса Объединение чисто территориальное.
Новые границы вышли на рубежи с опасными противниками - Ливонским орденом, Литв Организация судопроизводства Суд великого князя — высшая инстанция. Судебные пошлины шли не князю, а ег Регулирование владения зависимым населением Введен единый срок перехода крестьян — неделя до и неделя после Юрьева дня. Учтены интересы южных феодалов.
Внешняя политика москвы xiv — первой половине XVI веков 1. Отношения с Золотой Ордой, и Татарскими ханствами. Отношения с Великим княжеством Литовским.
Отношения с европейскими государствами. Отношения Значение событий 1480-ого года 1. Окончательно прекращена выплата дани татарам.
Это последнее нашествие кочевников с целью порабощения русских земель потом будут только татарские набеги. Укреплен авторитет великокняж Венгерское королевство 1482 — 1489 годы - действовал договор Москвы и Венгрии против литовского князя Казимира. Реально никаких действий против литовских войск венгерские не вели.
Отношения охладели. Государственные реформы середины 16 века 1. Страна во время боярского правления.
Поиск социальной опоры для проведения реформ Избранная Рада, Земские Соборы. Судебная реформа. Судебник 1550 года.
Духовная Елене — вдовий удел и в дальний монастырь, княжение — старшему сыну. Опекуны — седьмочисленная комиссия из Боярской думы. Некому представлять государство во внешней политике, контролировать лояльность знати Судебник 1550 года Причины: - необходимость реорганизации судебного аппарата; - приведение правовых норм в соответствие с усилением государства; - приведение правовых н Приказы с финансовыми функциями 1.
Большой приход бывшая Казна , или приказ большой казны, или казенный двор, или казенный приход. Суд над казенными ремесленниками. Сбор военных налогов и выплата денежного жалованья Территориальные приказы Казанский дворец 1570 год или Приказ Казанского дворца, или Мещерский дворец.
Управление Казанскими и Астраханскими землями, а потом и Сибирью. Все вопросы судебного, военного, административного Причины 1. Низкая боеспособность поместной конницы.
Невозможность ее использования во внутриполитических целях. Необходимость создания регулярного то есть постоянно боеготовного войс Реформа сошного письма Служилая соха 800 четвертей доброй земли, а черная — 500. Подать 20 рублей с сохи.
Ямские деньги 10 рублей с сохи. Создали основы государственного аппарата централизованного государства. Способствовали изменению расстановки сил внутри класса феодалов Внутренняя политика ивана грозного в 1560 — 1584 годы 1.
Политика 1573 — 1584 годов. Опричнина Опричнина была резким изменением внутриполитического курса от ре Причины опричнины Невозможность реализовать полностью реформы, особенно военную, из-за нехватки земель для раздачи. Политическая ревность царя к ближайшему окружению как помехе его единовластию.
Подготовка опричнины В 1560 году умерла царица Анастасия и начался распад избранной Рады. Адашев попал в опалу. Сильвестр был отправлен в Кириллов монастырь на север.
В 1561 году Иван 4 женился на Марии Темрюк Последствия опричнины 1. Политические: 1 Стабилизация режима личной власти царя с усилением деспотизма. Изменения в землевладении и положении зависимого населения.
Складывание крепостного права. Сельское хозяйство 3. Монастырское хозяйство было устойчивее светского, было больше втянуто в товарно-ден Положение зависимого населения В центре страны в 16 веке крестьянские дворы и участки стали подразделяться на оборочные и барщинные.
Это эффективнее, чем обработка барской пашни «сгоном». Появилась бобыльская барщина и расселени Крепостное право Бесконтрольный переход податного населения осложнял сбор налогов, делал бессмысленной раздачу мелких поместий, подрывал основы едва нарождавшейся барщинной системы. Так как материальные пр Книгопечатание Сильное запустение городов в 80- годы привело к сокращению ремесленного производства.
Но это запустение было меньше, чем в сельском хозяйстве и легче преодолевалось в 90-е годы. В целом не Внутренняя политика в правление федора иоановича и бориса годунова 1. Борьба за власть.
Социальная политика. Создание Московского патриаршества. Борьба за власть 8 марта 1584 г.
Кандидатуры — принц крови Шуйский. Гедеминовичи Бельский и Мстиславский. Федор Романов.
О Годуно Реорганизация высших органов власти Федор — ревизия казны, осмотр приказов, осмотр книг годового дохода.
Если вы уверены, что ответ неверный, нажмите кнопку "Пожаловаться" под ответом. Отвечает Ceban Artur. Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог. Из этого следует, что пора кончить отступление. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами: а безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда; 0 Отвечает Даниленко Юля. Роль государева двора в управлении страной может быть охарактеризована как следующая: 1. Политическая роль: Государев двор играет важную роль в политической жизни страны.
Но акты удельного и московского времени не указывают на такую исключительность: промысловые угодья являются простой принадлежностью земельной собственности, и князь удельный или великий, передавая свою землю в руки частного собственника, вместе с ней передавал и право пользования находившимися на ней промысловыми угодьями. Назначение бояр на должности путных руководителей в системе управления дворцовым хозяйством — это была подготовительная ступень к созданию более широкой структуры управления — Государева Двора. Если в начале путные бояре работали параллельно с представителями Государева двора, а должности их были такими же по названию, то впоследствии Боярская Дума и Государев Двор вышли на первый план. Путные бояре выполнили свою историческую миссию и открыли в системе управления княжеством государством новую страницу в виде Государева Двора. Термин «двор» в домонгольский период русской истории употреблялся в разных значениях. Во второй половине XII в. Князя окружали придворные двух типов — «вольные слуги» и «слуги под дворским». Дворскому — управляющему — подчинялись как свободные, так и зависимые люди. Все они специализировались в разных областях деятельности, как были военными людьми, так и служили в княжеском хозяйстве например, ремесленники, управляющие, охотники, отроки, детские, мечники. Младших дружинников теперь называли обобщенным термином «дворяне», т. В период феодальной раздробленности на территории большинства княжеств в конце XV в. В конце XV в. Княжеские дворы представляли собой не такую сложную структуру управления как в Новгородской республике, но это были праобразы, начала Государева двора. История сохранила до наших дней описание других Дворов как территориальных структур управления. Прежде всего, особым статусом пользовался Двор наследников великокняжеского престола. Известно, например, о существовании Двора у князя Ивана Молодого. Позднее, в 1500 г. Очевидно, именно с этого времени вел свое начало особый Новгородский двор. В пользу предположения о существовании особого Новгородского двора говорит упоминание в новгородских писцовых книгах некоторых должностей, типичных для Государева двора. Кроме дворецких, назначаемых из Москвы, в Новгороде были известны также конюшие, ясельничие и ловчие. Новгородские конюшие, ясельничие и ловчие первоначально, скорее всего, служили при новгородском дворе. Не случайно, Дворовая тетрадь описывала только дворовых служилых людей «Московских земель». Вполне вероятно, что в Новгородской земле вплоть до середины XVI в. Особые дети боярские позднее находились также на службе у царицы Анастасии Романовой. В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. Были особые Дворы Тверской земли до сер. Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца. Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в. В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. К середине XVI в. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны. Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди. Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя. Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения». В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы. Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления. Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей. Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя. Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора. Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства. Разряд новгородского похода «миром» 1495 г. Развитие великокняжеской канцелярии привело к выделению во второй половине XV в. В действительности казначеи и печатники эпизодически упоминались в источниках более раннего времени, однако, с конца XV в. Кроме них в конце XV в. Должность конюшего впервые встречалась в разряде новгородской поездки Василия III в 1510 г. Однако вполне вероятно, что эта должность существовала в Русском государстве во время правления Ивана III в 60-е гг. Сокольничие и ловчие имели достаточно близкие функции и, вероятнее всего, их обязанности выполнялись одними и теми же лицами. Все эти должности были представлены в разрядах поездок великого князя в 1510 г. Дальнейшее развитие структуры Государева двора зафиксировано взаписях Дворовой тетради. Выделение в составе Государева двора должностей конюшего, дворецкого, казначея, печатника, оружничего, ясельничих, постельничих, ловчих и сокольничих было показателем процесса включения великокняжеского Государева Двора в систему общегосударственного управления и определенной унификации прежней путной системы. Это, однако, не означало еще полного разрыва с прежней территориальной структурой двора. Нарастание кризисных явлений внутри Государева двора стимулировало проведение в конце данного периода серии реформ Двора. Суть пересмотра состава двора состояла в приведении его чиновничьего состава в соответствие со сложившимися служебно — местническими отношениями и «породой» служилого человека на условиях его верной службы монарху. Пятый этап — вторая половина XVII в. Постепенное слияние московских чинов в обособленную верхушку Государева двора, именуемую царедворцами, привело во второй половине XVII в. Формирование чиновничье — иерархической структуры Государева двора было обусловлено его новыми функциями. Одной из задач великокняжеской власти стало создание единого общерусского аппарата власти.
При императрице Анне Иоановне страной, практически, единолично управлял её приближённый - герцог Бирон. Знаешь ответ?
Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.Кратко, если можно)
Объясните происхождение названий этих сословий. Ответ оставил Гуру 1. Источником был собранный наместником с местного населения налог, который называется «Кормлением».
Складывание Государева двора в 12—14 вв. Военные походы мобилизовывали всех членов Государева двора. Государев двор в 15 — середине 16 в. В эпоху становления Русского государства в 15 — середине 16 в. Не позднее рубежа 15—16 вв. Они численно преобладали в различных стратах Государева двора. Структура Структура Государева двора в конце 15 — середине 16 в. Остальные члены Государева двора стольники , стряпчие , постельничие фиксировались по статусно-чиновным группам лишь во время периодического пребывания при дворе и несения различных придворных служб в резиденциях монарха или же в государевых поездках и походах.
Одновременно нарастало размежевание всех его членов с провинциальными детьми боярскими, увеличивалось количество статусно-чиновных групп в составе Государева двора и сокращалась роль его административно-территориального структурирования. В середине 16 в. Характер службы и образ жизни членов Государева двора Оформление Государева двора московских монархов около 1,1—1,2 тыс. Существенно изменился образ жизни членов Государева двора.
Государев двор представлял собой важную хозяйственную единицу, при нём работало множество мастеров, например, золотошвеи, казначеи и оружейники. Однако, функции и значения государева двора были гораздо шире, чем просто хозяйственные, он был опорой государя, правящей верхушкой. Сюда входили представители всех знатных боярских родов и именно из их числа выбирались наместники, воеводы, послы и другие важные чины. Следует понимать, что было источником дохода государевых наместников.
Irina9594 27 апр. Объяснение : незнаю... Женя2222222222 27 апр. Канзас 4. Рабство було поширене в? Nukakit 27 апр. Для него бог это нечто такое что объясняет грехи человека даёт стимул хорошо жить и объясняет существование мира... Почему средневековый человек поклонялся святым? Yulchieva 27 апр.
ГДЗ к учебнику история России 7 класс 1 часть, Данилов
Обычно спальниками были молодые люди знатного происхождения. Впервые упомянут в 1284 г. Первоначальными функциями окольничего были: устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приемах и переговорах с иностранными послами. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний. В актах XVI в. Стольничий и чашничий сделались исключительно придворными людьми; но в удельное время они, принадлежали к дворцовому штату, управляли особыми дворцовыми ведомствами, путями; Позднее в царский период они не имели административного значения.
До XV в. Чашничий путь был ведомством дворцового пчеловодства и государевых питей; ему подчинялись села и деревни дворцовых бортников — пчеловодов, вместе с бортными дворцовыми лесами. В начале XVI в. К стольничему пути принадлежали дворцовые территории для рыбной ловли и также, дворцовые сады и огороды с садовниками и огородниками. Когда нужно было помочь частному владельцу заселить его пустые земли, на которых могли падать повинности этого ведомства или которые находились в пределах его административного округа, органы власти давали землевладельцу жалованную грамоту, по которой ни наместник того уезда, ни стольник, ни посельский с их тиунами не могли ни брать с поселенцев тех земель своих поборов, ни судить их ни в чем, кроме душегубства и разбоя с поличным.
Селения каждого пути объединялись в волости, которыми управляли волостели, представители стольничего, чашничего или другого пути. Эти «путные» управители действовали посредством выборных старост путных сел и слобод. Во второй половине XVI в. Все эти ведомства были разграничены между собою и обособлены от других учреждений. Рассеянные по городам и волостям княжества слободы, села и деревни, приписанные к этим путям, были или совершенно обособлены от общего областного управления наместников и волостей, или находились в очень слабой административной зависимости от него.
Боярин, заведовавший хозяйственным управлением тех или других дворцовых угодий, был начальником для всех лиц, населявших земли, отданные в его управление. Хозяйство, администрация и суд соединялись в руках одного лица. Древнее управление, в полную противоположность позднейшему, сосредотачивало в одном ведомстве все дела, касавшиеся подданного населения. К ряду управителей этих путей, конюшего, сокольничего, ловчего, стольника, должен был принадлежать по значению и казначей, ведавший княжескою казною: деньгами, всем ценным имуществом, золотыми сосудами, цепями, крестами, драгоценными камнями, мехами и т. Казначеи не только хранили княжескую казну, но и заведовали некоторыми государевыми доходами, главным образом, таможенными.
Но они отнюдь не сосредотачивали в своих руках управление всеми доходами князей; особая казна была у дворецкого и у стольника, и у других чинов, заведовавших теми или другими доходными статьями дворцового хозяйства. Боярину — казначею были подчинены мелкие чиновники — казначеи и тиуны; они заведовали княжеским имуществом, хранившимся в провинциальных городах. Для предупреждения злоупотреблений эти должности поручались обыкновенно людям несвободным, находившимся в полной зависимости от князя. Эти казначеи-холопы, как и тиуны, и другие мелкие чиновники, тоже несвободные, обыкновенно отпускались на волю по завещаниям князей. Выше всех этих дворцовых должностей стояла в удельное время должность тысяцкого.
Указанные чины этого времени сохранились, хотя и с изменившимся значением, до царского периода, должность же тысяцкого была уничтожена в конце четырнадцатого столетия. Тысяцкий так же, как в предшествовавшее, киевское время, был предводителем земских полков, городского и сельского ополчения. Вследствие своих связей с областным населением, тысяцкий был могущественным и влиятельным лицом. Должность эта нередко переходила по наследству от отца к сыну и, сохраняясь в одном роду, весьма усиливала значение этого рода. Итак, «пути» были дворцовыми ведомствами, между которыми было разделено управление принадлежавшими княжескому дворцу хозяйственными угодьями.
Но эти ведомства касались и не дворцовых земель. Пути можно было назвать промысловыми угодьями, если бы право эксплуатации путных угодий в княжестве принадлежало исключительно княжескому дворцу. Но акты удельного и московского времени не указывают на такую исключительность: промысловые угодья являются простой принадлежностью земельной собственности, и князь удельный или великий, передавая свою землю в руки частного собственника, вместе с ней передавал и право пользования находившимися на ней промысловыми угодьями. Назначение бояр на должности путных руководителей в системе управления дворцовым хозяйством — это была подготовительная ступень к созданию более широкой структуры управления — Государева Двора. Если в начале путные бояре работали параллельно с представителями Государева двора, а должности их были такими же по названию, то впоследствии Боярская Дума и Государев Двор вышли на первый план.
Путные бояре выполнили свою историческую миссию и открыли в системе управления княжеством государством новую страницу в виде Государева Двора. Термин «двор» в домонгольский период русской истории употреблялся в разных значениях. Во второй половине XII в. Князя окружали придворные двух типов — «вольные слуги» и «слуги под дворским». Дворскому — управляющему — подчинялись как свободные, так и зависимые люди.
Все они специализировались в разных областях деятельности, как были военными людьми, так и служили в княжеском хозяйстве например, ремесленники, управляющие, охотники, отроки, детские, мечники. Младших дружинников теперь называли обобщенным термином «дворяне», т. В период феодальной раздробленности на территории большинства княжеств в конце XV в. В конце XV в. Княжеские дворы представляли собой не такую сложную структуру управления как в Новгородской республике, но это были праобразы, начала Государева двора.
История сохранила до наших дней описание других Дворов как территориальных структур управления. Прежде всего, особым статусом пользовался Двор наследников великокняжеского престола. Известно, например, о существовании Двора у князя Ивана Молодого. Позднее, в 1500 г. Очевидно, именно с этого времени вел свое начало особый Новгородский двор.
В пользу предположения о существовании особого Новгородского двора говорит упоминание в новгородских писцовых книгах некоторых должностей, типичных для Государева двора. Кроме дворецких, назначаемых из Москвы, в Новгороде были известны также конюшие, ясельничие и ловчие. Новгородские конюшие, ясельничие и ловчие первоначально, скорее всего, служили при новгородском дворе. Не случайно, Дворовая тетрадь описывала только дворовых служилых людей «Московских земель». Вполне вероятно, что в Новгородской земле вплоть до середины XVI в.
Особые дети боярские позднее находились также на службе у царицы Анастасии Романовой. В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. Были особые Дворы Тверской земли до сер. Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца. Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в.
В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. К середине XVI в. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны.
Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения». В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы. Первый этап — IX- конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления.
Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах.
Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей. Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя.
Некоторые были склонны преувеличивать значение Думы в делах государственного управления. В частности, В. Ключевский писал, что деятельность Боярской думы захватывала все пространство верховной власти; действуя часто без личного присутствия государя, Дума не отдавала ему отчета в своих действиях; ее приговор входил основным моментом в законодательный процесс и имел силу государева указа, закона [5]. Противоположную точку зрения высказывал Н. В его монографии «Русское государство первой половины XVI в. Не сомневаясь в проявлении самодержавного характера власти царя, Н. Шатагин полагал, что верховная власть всецело и нераздельно принадлежит государю, который издавал законы, назначал чиновников, собирал и расходовал народные деньги без всякого участия народа в законотворчестве и в контроле за управлением. В этом, по его мнению, состоит сущность самодержавия [11]. Обосновывая данный тезис, автор, противореча текстам Судебников 1497 г. Совещания, проводимые царем с Думой, содержали только вопросы о внешних сношениях, а вопросы внутренней политики великий князь решал без всякого участия боярских советников. Признавая, что Дума в управлении страной участвовала, но при этом нисколько не колебала самодержавного характера власти московских царей, Н. Шатагин фактически согласился с тем выводом В. Сергеевича, что если Иван III и ставил вопросы на обсуждение Думы, то только потому, что в Боярской Думе он видел собрание доверенных и путных лиц [10]. С нашей точки зрения, Боярская дума все же имела не только парадное значение, как полагал Н. Шатагин и некоторые другие исследователи [4]. Это был действительный, в полном смысле этого слова, высший правительственный орган государства. Если приближенные царя и оказывали решающее влияние на важнейшие вопросы придворной жизни, то они ни в коем случае не подменяли собой управленческие функции Думы в целом. Правительственное значение Боярской думы опре- делялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Эскиным ответ думных людей 1633 г. Послание из Москвы скрепили своими печатями 16 бояр и окольничих из 17, находившихся в это время в столице. Печати расположены на грамоте в соответствии с реальным старшинством в Думе. По мнению Ю. Эскина, этот документ подтверждает большое значение Боярской думы, поскольку печати всех бояр стали альтернативой царской печати [12]. Такая замена была возможна именно в связи с представлениями о нерасчлененности государя и его Думы. Суть политики царей, начиная с Б. Годунова, заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.
Государев двор также играл важную роль в управлении государственным аппаратом. Члены двора занимали ключевые посты в администрации, контролировали исполнение указов и распоряжений государя, осуществляли надзор за проведением реформ и изменениями в законодательстве. Они также участвовали в формировании бюджета и финансовой политики государства. Кроме того, государев двор имел значительное культурное значение. Он являлся центром культурной жизни, где собирались ученые, художники, поэты и другие представители интеллигенции.
Роль двора в управлении страной
Ответ: Роль в управлении страной государева двора была велика. Это правящая верхушка московского общества, сподвижники и единомышленники великого князя, которые назначались наместниками, воеводами, дворецкими, послами, т.е. были проводниками его политики. Государев двор выполнял важную роль в управлении государством и определял направление его развития. Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества.
Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора. Государев двор
Роль в управлении страной царского двора была большой. 1. государев двор имел большую роль в управлении страной. Найди верный ответ на вопрос«1. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Происхождение Государева двора связано с княжеской дружиной – в исторических источниках оба термина (близкие по сути описываемых ими явлений) сосуществовали около полутора столетий. Получи верный ответ на вопрос Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.