Премьерные показы романтической комедии «Покровские ворота» также состоятся 29 марта и 12, 25 апреля, начало в 19-00. В «Покровских воротах» сюжет строится вокруг причуд человеческой натуры — Маргарита, уйдя от филолога-недотепы Льва Хоботова к столь же немолодому, но рукастому Савве, никак не могла отпустить бывшего мужа. Не минуло это и культовую лирическую комедию Михаила Козакова "Покровские ворота".
Константин Богомолов поставил спектакль по пьесе «Покровские ворота»
А вот к началу 70-х стройная карьера начала немного, что называется, «вилять», и из «Современника» Козаков ушел. Он вспоминал в своей «Авторской книге», что в тот период в театре была очень странная обстановка, с трудом и скукой Олег Ефремов пытался поставить «Чайку». И когда один из ведущих актеров Козаков должен был играть в спектакле Шамраева попросил творческий отпуск для съемок в фильме «Вся королевская рать», Ефремов отказал. Козаков уволился, но без скандала, снялся в фильме — одна из лучших ролей в его карьере — а потом тот же Ефремов, уже перешедший во МХАТ, пригласил его в свою новую труппу.
Правда, Козаков там продержался недолго и уже в 1972-м оказался в Театре на Малой Бронной. У него выходил телеспектакль «Удар рога» с Олегом Далем, он делал поэтический спектакль «О, время, погоди! Но предложенный им еще в конец 60-х телеспектакль по пьесе «Безымянная звезда» к постановке так и не приняли — вроде бы нашли крамолу уже в сценарии хотя спектакль в постановке Товстоногова вовсю шел в ленинградском БДТ Но его дебютом в кино все равно стала эта грустная история о встрече и расставании.
Козаков хоть и отличался редкой настойчивостью, пробить создание фильма смог только через несколько лет и с помощью главы Свердловской киностудии. И появилась «Безымянная звезда» не в виде телеспектакля с Олегом Далем, а в виде фильма с Игорем Костолевским. Но Анастасию Вертинскую отстоять удалось.
Поскольку он учится в университете тогда он в Москве, кто не помнит, был единственный — имени Ломоносова , причем не где-нибудь, а на историческом факультете, на лекции он ходит на Моховую, а физкультурой «создаю людям новые торсы» заниматься ездит на Ленинские горы, в знакомый каждому учившемуся в МГУ Манеж. Его избранница Рита — очевидно, дочь достаточно большого начальника, — живет в высотке на Котельнической набережной «Моя мама обожает «Красную Москву»! После чего идут — благо погода хорошая — сначала по бульварам почти до самой Яузы, потом по Серебряникам доходят до горбатого моста через Яузу, откуда уже рукой подать до высотки. И такая любовь москвичей к прогулкам по бульварам совершенно нормальна: в пятидесятые же годы Леонид Утесов пел «Бесконечную песенку» о том, как пара провожала друг друга «от Петровского бульвара до Кропоткинских ворот, а потом наоборот». Поликлиника, куда ходил «поколоться» Лев Евгеньевич Хоботов и где он встретил свою любовь, по идее, должна быть также недалеко от Покровских ворот. Но тут — типичный случай киновольности, как и с двориком в Нащокинском переулке: роль поликлиники играет здание Университета землеустройства на улице Казакова, оно легко опознается по двум грандиозным шарам у входа, где обычно сидят какие-нибудь каменные львы. Ляп этот, пожалуй, не грубый: и большинство больниц в центре города, и институты — это обычно бывшие барские дворцы.
Просто одни — как, скажем, дворец на Страстном бульваре, ныне Мосгордума, — стали больницами та, что на Страстном, имела номер 26 , а другие — институтами. Зато больница в финале фильма — самая настоящая она называется Яузской. Ну и один знаменитый московский каток — на Чистых прудах, подходящий по сюжету, — заменили на другой, не менее знаменитый, на Патриарших. Так было удобнее снимать, да и только. Между временем действия фильма и временем съемок прошло 25 лет — за это время Москва заметно изменилась. И дело не только и не столько в архитектуре эти изменения произошли в основном уже в постсоветское время : Москва в несколько раз расширилась, появились спальные районы, основным транспортом стало метро. И в прошлое ушел тот город, где люди передвигались пешком и на трамваях, редко спускаясь под землю.
Авторы фильма естественным образом по этому времени ностальгируют. Ведь современный мегаполис появляется в первых и последних кадрах фильма — много людей, много машин — и вызывает у рассказчика смешанные чувства. Одежда Саввы и Леонтия недвусмысленно указывает на то, что они — рабочие люди — не вполне ровня прочим обитателям коммуналки. Здоровый взгляд на предмет Конечно, характеры героев «Покровских ворот» достаточно подробно прописаны Зориным и по своему вкусу усилены Козаковым. Тем не менее — раз уж герои эти стали нам практически родными — остается немало вопросов. Прежде всего — о прошлом: ведь в фильме ничего не говорится о происхождении соседей по коммуналке. А это для советской эпохи хотя, пожалуй, для любой!
Потому что помогает понять «расклад сил», ресурсов, влияния, поведенческие стереотипы. Как всегда — если знаешь, что за человек перед тобой и откуда он, легче себя с ним правильно вести. Первое, что мы видим в той самой коммуналке — комнату тетушки Костика Алисы Витальевны, где она слушает свой любимый гибнущий в последних кадрах картины патефон. Кстати, это необычная для Советского Союза вещь: патефон не советский и даже не чудом уцелевший дореволюционный. Это топовая модель конца 1920-х годов Victrola 2-60.
В этот момент исполнитель роли Хоботова мысленно переживал: «А ведь я думал, что я приличный артист» [61]. Комната Хоботова — явное свидетельство того, насколько её хозяин далёк от бытовых, приземлённых вещей: у него нет ни шкафа для одежды, ни стеллажей для книг, ни штор на окнах. Отсутствие штор, по мнению исследователя Натальи Шипулиной, связано не только с обыденной беспомощностью героя, но, возможно, и с тем, что ему не хватает воздуха: Лев Евгеньевич чувствует постоянное давление со стороны бывшей жены, которая упорно «не желает выпустить его из своих слишком тесных объятий». Хоботов рвётся к свободе и в то же время боится её [62] [12]. В финале картины мотоцикл Савранского, выполняющий роль свадебного экипажа Людочки и Хоботова, словно пересекает черту между эпохами: получившие свободу возлюбленные остаются в отстёгнутой коляске рядом с орудовцем 1950-х годов, а стремительный байкер , прорубив временную дыру, оказывается в Москве 1980-х [62].
Хоботов, по определению литературоведа Станислава Рассадина , — это постоянно попадающий в нелепые ситуации «белый клоун». Проведя условное сравнение коммуналки у Покровских ворот с «Вороньей слободкой» из романа Ильфа и Петрова « Золотой телёнок », Рассадин утверждал, что Лев Евгеньевич как воплощённая неприспособленность к жизни — это «оправданный Лоханкин », «лоханкинский прототип» [63]. Велюров[ править править код ] При сдаче фильма на телевидении «бдительные начальники» углядели на решётке сада шестиконечную звезду [64] [65] В комнате Велюрова особое место занимает афиша, на которой хозяин — артист Мосэстрады — изображён в концертном костюме; признаком его творческой успешности является лежащая на рояле алая роза [62]. Исполнитель роли Аркадия Варламовича Леонид Броневой, с одной стороны, создал остроумную пародию на популярных куплетистов середины XX века, таких, например, как Илья Набатов , выступавший с номерами на актуальные политические темы [66] [67]. С другой стороны — актёр воплотил на экране образ человека хоть и тщеславного, склонного к алкогольным срывам «А кто не пьёт? Нет, я жду! Броневой предельно шаржирует слабости и комплексы своего персонажа. В эстраднике Велюрове нет цинизма, зато порой проскальзывают наивное простодушие и неприкаянность [68]. Броневой точно сошёл с эстрады тех лет, его пафос — тоже пафос пятидесятых, только в другом, юмористическом качестве. Но сколько за ним растерянности, неуверенности, одиночества!
И сколько понимания в глазах девчонки из « ремеслухи », уморительно точной Тани Догилевой [12]. За семейный стол хозяйка комнаты нередко усаживает Хоботова — его почти насильно привлекают к «тройственному союзу», вызывающему повышенный интерес у окружающих. Подчас Маргарита Павловна сознательно устраивает «смотрины», демонстрируя обоих мужей пришедшим в гости коллегам, — во время таких «представлений» у неё появляется возможность сказать, что это не «высокие отношения», а «нормальные — для духовных людей» [70]. Героиня считает, что без её опеки бывший супруг пропадёт; она убеждает себя и окружающих, что нести ответственность за бывшего супруга — это её «крест». Актриса Инна Ульянова играет не хищницу, а женщину, которая напористо ищет счастья — «и духовного, и физического одновременно». Этой гармонии Маргарита Павловна добивается всеми доступными себе способами. Нарушая границы частной жизни Хоботова, она подслушивает его телефонные разговоры, даёт едкие характеристики возлюбленной Льва Евгеньевича «Я видела её узкий лобик! Новый муж Хоботовой — Савва Игнатьевич — выступает в этой истории в знакомой ему роли солдата — бывшего фронтовика. Называя Маргариту Павловну «сказочного ума женщиной» «Характер — хоть фронтом командуй» , он с готовностью выполняет любые её распоряжения: «Приказывают жениться — женится, приказывают охранять бывшего мужа — охраняет». При этом он относится к Хоботову с искренним сочувствием: «Потерпи, Лев, на фронте и не такое терпели».
Несмотря на пикантность сложившейся ситуации, заботливый, иногда по-детски незащищённый Савва не выглядит жертвой обстоятельств — он, по словам Аллы Гербер, «не жалок, а достоин». Герой сохраняет природную непосредственность и не тушуется даже в эпизоде, когда ему приходится развлекать чопорных гостей дома песней «Розамунда». Как вспоминал исполнитель роли Саввы Игнатьевича Виктор Борцов, сцену с «Розамундой» снимали целый день; для актёра, не владевшего немецким языком, текст был специально записан на стене один из куплетов сократили при монтаже картины. Режиссёр, объясняя перед съёмками задачу, стоящую перед Борцовым, отметил, что Савва — это «артист двора», в котором его любят и ждут [12] [42] [29]. Другие персонажи[ править править код ] Татьяна Догилева сыграла в картине роль Светланы — жизнерадостной, брызжущей весельем пловчихи из общества « Трудовые резервы ». Часть действия проходит в бассейне, но Догилева там не плавала: вместо неё снималась дублёрша. Зато актриса сама исполняла стильные танцы. По словам режиссёра, он лично обучал Меньшикова и Догилеву движениям популярного во времена его молодости рок-н-ролла , и всё равно в результате получилась только «слабая пародия» на танцы 1950-х годов [71] [29] [47]. После встречи со своей возлюбленной Ритой Костик оповещает окружающих: «Грядут перемены! Позже почти мистический образ сказочной феи возникает в ночном троллейбусе.
Затем герой видит её танцующей на катке — то ли реальную девушку, то ли свою мечту-фантазию о ней. Наконец, в загсе, во время бракосочетания Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича, происходит настоящее знакомство Костика и Риты. В пьесе «Покровские ворота» невесту Костика зовут Алевтина.
Актер подчеркивал, что Соев — одна из его лучших ролей. Настоящей проблемой стал Костик Ромин. На роль этого насмешника кого только ни пробовали, но Козакову не нравился ни один из кандидатов, даже его собственный сын. И неизвестно, кто бы в конце концов сыграл Ромина, если бы не литератор Регина Быкова, которая на тот момент была женой режиссера. Она случайно увидела в кино малоизвестного Олега Меньшикова и сказала о нем мужу. Его утвердили после первой же пробы. Олег Евгеньевич был тогда еще студентом Театрального училища имени Щепкина. Повзрослевшего Костика сыграл сам Козаков. Трудный путь Сначала «Мосфильм» запретил снимать «Покровские ворота». Руководство объясняло позицию тем, что не следует с такой ностальгией вспоминать хрущевское время в брежневское. Но потом поставили условие: разрешение дадут, если Козаков сыграет Феликса Дзержинского в «Синдикате-2». На съемки многосерийного фильма о чекистской спецоперации Козаков приходил с мыслями о «Покровских воротах», съемки которых должны были приближаться с каждым днем. Но после выхода «Синдиката» появилось новое условие: его попросили сыграть Дзержинского еще в двух фильмах — «Государственная граница» и «20 декабря». За работу в последнем ему даже дали госпремию. Но «Покровские ворота» все равно не хотели одобрять. Уговаривать пришлось Софье Пилявской, творчество которой мосфильмовское начальство очень уважало.
Спектакль Покровские ворота в театре Балтийский дом 25 марта 2023
В мае 2021 года зрители впервые смогут увидеть «Покровские ворота» — спектакль Богомолова, который анонсировался и как своеобразное посвящение Михаилу Козакову. Напомним, режиссёрским дебютом Козакова были именно «Покровские ворота» — в 1974 году пьесу Зорина он поставил на сцене Театра на Малой Бронной так что грядущая премьера станет сознательным возвращением к собственной классике , а уже потом снял культовый фильм. Отметим, что Богомолов многократно признавался в любви к киноверсии «Покровских ворот», в одном из эпизодов которой даже принимал участие.
Эти чёрно-белые снимки, появившиеся в титрах рядом с фамилиями актёров, словно заставили время остановиться или даже направиться в обратную сторону [75].
Он, режиссёр, и мы, телезрители, прощаемся с фильмом, с юностью, с 50-ми, как прощаются, зная, что навсегда. Завершается непременнейшим хэппи эндом комедийный сюжет, мчится полусимволический мотоцикл, увозя от погони зыбкое хоботовское счастье, и — стоп!.. Вспышки магния — и навек застывают физиономии персонажей, всех, без разбору значения и достоинств, будто фото в домашний альбом [74].
Коммунальный быт фигурировал во многих советских фильмах — в их числе « Подкидыш », « Дом, в котором я живу », « Июльский дождь », « Пять вечеров », « Осенний марафон » и другие [76]. В «Покровских воротах» создан идеализированный образ коммуналки, считает писатель Леонид Костюков. Сравнивая картину Козакова с лентой Никиты Михалкова «Пять вечеров», вышедшей на экраны несколькими годами ранее, Костюков отмечает, что в этих фильмах воссоздана схожая среда обитания, однако интонационно они разнятся.
В «Пяти вечерах» есть много нервных диалогов, но нет ностальгии; возможно, это связано с тем, что время действия пьесы Александра Володина , по мотивам которой снят фильм Михалкова, почти совпадало с периодом её написания 1958 год. Создатели фильма и его персонажи по-разному называли это жилище: Зорин упоминал о нём как о пчельнике; Костик, возвращаясь ночью домой, произносил: «Спит родимый аквариум». В диалоге с новым мужем Маргариты Павловны Ромин даёт формулировку явлению, которое обрело особую актуальность в 1950-х годах: «Ты, Савва, выражаешь собой исторический процесс — исход москвичей из общих ульев в личные гнёзда» [70].
В коммуналке у Покровки — пять комнат, каждая из которых несёт отпечаток личности хозяина. К примеру, резная мебель, антикварные вещи, старинная скатерть, изысканное обрамление фотографий в помещении Алисы Витальевны указывают на аристократизм его владелицы, выполняющей роль стража коммунального «скворечника». В комнате её племянника-аспиранта есть письменный стол, книги, гитара, гимнастические кольца и висящая на стене посмертная маска Пушкина.
Общественное пространство квартиры включает кухню с отпадающей кафельной плиткой, коридор с облезшими обоями и висящим на стене телефоном, а также весьма запущенную ванную комнату с мутноватым зеркалом [79]. Не только в «Покровских воротах», но и в других советских фильмах, показывающих коммунальный быт, обнаруживается общая черта — недостаток приватности. В коммуналке — максимально открытом, проницаемом мире — уединиться было практически невозможно, и соседи обычно досконально знали подробности личной жизни друг друга [80].
Так, попытки Хоботова оградить себя от докучливого внимания Маргариты Павловны оказались обречены на провал ещё и потому, что висящая в её комнате карта Южной Америки представляет собой не только деталь интерьера, указывающую на профессиональные интересы хозяйки — переводчицы с испанского и португальского языков, — это также своеобразная ширма, которая заслоняет стеклянную проходную дверь, ведущую в комнату Льва Евгеньевича [60]. Своеобразным аналогом коммуналки является дача. В «Покровских воротах» непосредственного действия на даче не происходит, однако рассказ Саввы Игнатьевича о жизни в «тихом месте» с его условными заборами, прозрачным бытом и проницаемостью жизни соседей подтверждает, что коммунальные отношения москвичей переносились и за городскую черту.
Окраинные топонимы не вошли в контекст фильма, возможно, потому, что в эпоху расселения коммунальных квартир новые, отдалённые от центра районы воспринимались москвичами как «гибрид деревни, провинции и рабочего посёлка». Москвичи тяжело расставались с привычной для них средой обитания [82]. Со временем стали забываться все нелепости совместного сосуществования и конфликты на общих кухнях; у многих память сохранила лишь светлые моменты, связанные с общением жили «все вместе, как семья» и взаимовыручкой.
В фильме эта поддержка ближнего проявляется в таких, например, эпизодах, как подготовка к свадьбе Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича и активная помощь соседей в перевозке Хоботова, страдающего, по предположению бывшей жены, от болей из-за приступа аппендицита. Создавая в «Покровских воротах» романтизированный образ коммунальной среды, Михаил Козаков подчёркивал, что это «кино об аромате минувшего» [46]. Нащокинский переулок , 10.
Вид со стороны Гоголевского бульвара в 2019 году Москва в «Покровских воротах» опоэтизирована; это не просто фон, на котором разворачивается действие, а один из ключевых персонажей ленты. Свидетельством того, что город в картине «очеловечен», является признание героя, который за кадром рассказывает о своём отношении к столице: «Я приехал в Москву из родного города и учился в университете. Москва, по утверждению героя, молодеет, тогда как сам он стареет [43] [83] [комм.
При этом город, показанный в фильме, уже фактически исчез — зрителю представлена « историческая реконструкция » советской столицы середины XX века. Создатели картины, по мнению писателя Леонида Костюкова, смотрят на Москву сквозь «ностальгические слёзы». Именно в 1980-х годах, когда снимались «Покровские ворота», начала постепенно исчезать из московской жизни так называемая дворовая культура.
Парк Центра спортивной медицины в 2019 году Костик в разговоре с соседями упоминает, что «по генплану наш теремок будут сносить». Сам же дом, выбранный создателями картины для съёмок Нащокинский переулок , 10, фасадом выходящий на Гоголевский бульвар , сохранился и в XXI веке, но в реконструированном почти до неузнаваемости виде — был надстроен четвёртый этаж, на третьем появился ещё один балкон. Во время съёмок в кадре рушится не дом Костика, а старый московский кинотеатр [88] [51].
Москва в «Покровских воротах» — это большое пространство, вмещающее в себя как известные объекты например, памятник Пушкину , так и безымянные парковые сооружения. Одно из таких скульптурных изваяний — пионер с мячом — периодически появляется в дворовых кадрах. Эта фигура была ради съёмок тайно, с помощью подъёмного крана, вывезена ночью с территории, прилегавшей к дому, где проживала художник картины Людмила Кусакова.
Исчезновение изваяния так и осталось незамеченным [89] [90].
Драматург автор пьес «Царская охота" , «Варшавская мелодия» , "Медная бабушка", «Союз одиноких сердец» и многих других. Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни t.
Пьеса написана советским драматургом Леонидом Зориным в 1974 году. В основу легли его юношеские воспоминания о жизни в коммуналке у Покровских ворот, а многие герои пьесы имеют реальные прототипы. Михаил Козаков поставил пьесу в Театре на Малой Бронной, а спустя 8 лет экранизировал её. Замечательный фильм вскоре стал широко популярен, почти вытеснив из памяти зрителей литературную основу.
Спектакль «Покровские ворота»
«Работа над принятием решения о постановке спектакля покровские ворота была очень долгой, кропотливой. настоящие открытие, я никогда так много не смеялась на спектакле. Для Михаила Козакова пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота» во многом знаковая. уже четвертый спектакль питерского режиссера Александра Кладько в ивановской драме.
"Покровские ворота" покажут в театре на Малой Бронной
Спектакль "Ю", назначенный на 27 апреля 2024 года, отменен в связи с болезнью артиста. Премьерные показы романтической комедии «Покровские ворота» также состоятся 29 марта и 12, 25 апреля, начало в 19-00. Культурный центр «Покровские ворота» 105062, Москва, ул. Покровка, д. 27, стр. 1 Вход с Покровки через арку со шлагбаумом напротив усадьбы Апраксиных, далее направо в Культурный центр «Покровские ворота».
В Красноярском театре Пушкина состоялась премьера спектакля «Покровские ворота»
22 и 23 октября в 17.30 в Ивановском областном драматическом театре премьерные показы спектакля «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина, широко известной, благодаря знаменитому одноимённому фильму Михаила Козакова. Спектакль «Покровские ворота» за два дня собрал 1 403 000 рублей на лечение детей. 14 апреля в ГДК пройдет музыкальный спектакль "Покровские ворота". Спектакль «Покровские ворота» получился очень «человеческим»: он вызывает светлую и трепетную ностальгию по той общности, которая существовала между людьми, по искренней любви, дружбе и добрососедским отношениям. Пьеса «Покровские ворота» была написана в 1974 году.
Подписывайтесь на нашу рассылку
- Спектакль «Покровские ворота» — Площадка МосАрт | Культурный центр «Ивановский»
- Оцените событие
- 7 интересных фактов о фильме «Покровские ворота»
- Публикации
«Покровские ворота» впервые покажут на большом экране. Интересные факты о фильме и актерах
- Навигация по записям
- Афиша АПРЕЛЬ 2024
- В культовой советской комедии "Покровские ворота" нашли "послание из будущего" - Российская газета
- 7 интересных фактов о фильме «Покровские ворота»
- Культура24 - В Красноярском театре Пушкина состоялась премьера спектакля «Покровские ворота»
- «Покровские ворота» в Ивановском драматическом – Курсив – интернет-газета Иванова
В Ивановском драмтеатре состоится премьера спектакля «Покровские ворота»
Спектакль "Ю", назначенный на 27 апреля 2024 года, отменен в связи с болезнью артиста. настоящие открытие, я никогда так много не смеялась на спектакле. «Покровские ворота». date_range12 декабря 2018 года, Крокус Сити Холл.
Богомолов пообещал, что постановка «Покровских ворот» будет достойна памяти Зорина
Новости спорта. Спектакль "Ю", назначенный на 27 апреля 2024 года, отменен в связи с болезнью артиста. Комедия о любви, молодости, дружбе и ностальгии по улыбчивой Москве 50-х годов. Спектакль поднимает вопросы социальных ценностей: важности дружбы, взаимопомощи, семейных отношений.