В этом году она была посвящена теме "Пушкин в музыке". Педагоги-теоретики нашей школы (Герасимова А.Л., Дятлова Л.К., Потапова М.В.) вместе со своими ученицами приняли в конференции активное участие. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в Театрально-концертной дирекции Псковской области. Билеты на концерт «Пушкин в музыке» в Доме музыки 27 мая 2024 от 2000 ₽ официальные билеты. Удобная и быстрая покупка на Ticketland. В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! В Пушкинских Горах состоялся литературно-музыкальный фестиваль «Пушкин.
Выберите страну или регион
Лекция-концерт «Пушкин в музыке» | Михаил Глинка изменил русскую вокальную школу, создал первую национальную оперу и заложил основы русской симфонической музыки. |
Пушкин и русский романс. Статья | Пушкин в музыке Музыкальный вечер «Петербург-концерта» посвящен дню рождения великого русского писателя и поэта. |
В исполнении столичных певцов. В Пушкинских Горах прошёл фестиваль «Пушкин. Музыка. Михайловское» | В Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» на Поэтической поляне близ центральной усадьбы Пушкиных и Ганнибалов будут даны три концерта классической музыки. |
Пушкин в музыке - Детская музыкальная школа № 2 города Владивостока | Основой концертной программы «Пушкин в музыке» является известное произведение А.С. Пушкина «Метель». |
Пушкин звучит в музыке от классики до рока
Пушкин в русской музыке | О роли Пушкина в музыке поделился Александр Титель: «Мало авторов, по творчеству столь всеобъемлющих и близких природе музыкального театра. |
ПУШКИН В МУЗЫКЕ | Пушкин вдохновлял и столетие спустя – в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. |
«Пушкин по Пушкинской»: в ГДК представили современное прочтение биографии великого поэта | Исследование роли музыки в творчестве а и влияния его произведений на музыкальное творчество русских композиторов. |
Завершился «Пушкин. Музыка. Михайловское»
Живя на Кавказе, Пушкин слушает песни горцев, в Кишиневе его увлекают турецкие песни в исполнении гречанки Калипсо Полихрони, по словам Пушкина, знакомой с Байроном. В этом году она была посвящена теме "Пушкин в музыке". Педагоги-теоретики нашей школы (Герасимова А.Л., Дятлова Л.К., Потапова М.В.) вместе со своими ученицами приняли в конференции активное участие. Сайт Невской централизованной библиотечной системы. Пушкин раскрыл в своих стихах музыкальное начало русской речи: ее напевность, ее ритмическое богатство. Пушкин в музыке». Пушкин в музыке».
Пушкин в музыке середины ХIХ века
Лекция-концерт «Пушкин в музыке» | Венцом же «пушкинского» в музыке Глинки бесспорно является опера «Руслан и Людмила». |
«Пушкин в музыке» | Поэзия А.С. Пушкина оказала огромное влияние на становление русской профессиональной музыки: около 500 его сочинений легли в основу почти 3000 музыкальных опусов композиторов. |
Слово Пушкина поет | Педагог музыкальной школы И.Н. Галушкина рассказала ребятам о роли А.С. Пушкина — великого поэта в развитии русского языка и литературы. |
Пушкин и музыка | Преподаватель отдела теории музыки ва рассказала об истории создания оперы, о главных героях и продемонстрировала видеофрагменты из оперного спектакля. |
«А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику | Пушкин вдохновлял и столетие спустя – в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. |
Разделы сайта
«Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, — писал музыкальный критик Владимир Стасов, — оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, — писал музыкальный критик Владимир Стасов, — оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». Первый — «Пушкин в Михайловском» — ретроспектива музыкальных сочинений, связанных с поэтом и его временем. Живя на Кавказе, Пушкин слушает песни горцев, в Кишиневе его увлекают турецкие песни в исполнении гречанки Калипсо Полихрони, по словам Пушкина, знакомой с Байроном. 7 февраля 2023 г. на сцене Городского Дворца культуры состоялась премьера театрализованного концерта «Пушкин по Пушкинской».
Пушкин в музыке. Концертные исполнения опер в Театре Наталии Сац.
Около 500 его сочинений легло в основу более 3000 музыкальных произведений, став важной частью отечественной национальной культуры. В концертной программе Национального филармонического оркестра России под управлением Арсентия Ткаченко прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы — творения Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и других русских классиков. Визуальным дополнением к исполнению классических шедевров станет оригинальная видеоинсталляция, специально созданная для проекта Екатериной Василёвой.
Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Даргомыжский чаще всего в качестве литературной основы для своих произведений обращался к сочинениям великого русского поэта.
Лучшие романсы Даргомыжского на стихи Пушкина обогатили жанр вокальной лирики и ещё при жизни автора стали сокровищами мировой музыкальной пушкинианы. Общеизвестны романсы: «Ночной зефир», «Я Вас любил», «Юноша и дева». По сравнению с Глинкой, музыка Даргомыжского отличается большей драматичностью. Например, «Ночной зефир» — поэтическая сцена; «Я Вас любил» — романс-раздумье. Романсам Цезаря Антоновича Кюи на стихи А. Пушкина «Сожжённое письмо» и «Царско-сельская статуя» присущи искренность лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с русской народной песней.
Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина. Вот его поэзия в опере: «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Пушкин и музыка». Учащиеся познакомились с литературным наследием Пушкина в музыке: операми «Руслан и Людмила» М. Глинка , «Евгений Онегин» П. Чайковский , «Золотой Петушок» Н. Римский-Корсаков ; романсами, симфоническими произведениями и балетами «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама» , в основу которых легли произведения Александра Сергеевича.
Пушкин русской музыки
Даргомыжского, «Евгений Онегин» или «Пиковая дама» П. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова или «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова — они тоже о любви — страстной, пламенной, роковой, мятежной. В концерте прозвучат и романсы М. Глинки, и арии из опер Чайковского в исполнении солистов филармонии, и иллюстрации к повести «Метель» Г.
Шостакович и другие , можно обнаружить большое количество авторов, чьи произведения остаются на сценических «задворках». За редкостью, они не используются в популярных музыкальных программах и существуют только в нотной записи. Впервые в современной концертной практике слушателю будет представлена подробная история развития русского романса на стихи великого поэта: от первопроходцев музыкальной пушкинианы до композиторов русского авангарда и классиков музыки XX столетия. Середина XIX века в русском камерно-вокальном творчестве стала поворотной в плане отношения к поэтическому тексту. Если основоположник классического романса М. Глинка в первую очередь уделял внимание музыке вспомнить только, как создавалась знаменитая опера «Иван Сусанин», либретто к которой пришлось положить уже на готовую партитуру , то А. Даргомыжский 1813-1869 предлагает другой путь развития жанра. Не любование звуками, а донесение смыслов становится задачей композитора. Хочу правды», - писал Даргомыжский. Последователем Даргомыжского был Ц. Кюи 1835-1918.
За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Юбилейный сезон Владимир Спиваков и его коллектив решили посвятить русской классике и, в частности вписать в него мультимедийный проект — концерт «Пушкин в музыке». Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением. Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки. Серов Имя А.
Юбилейный сезон маэстро и его коллектив решили посвятить русской музыкальной классике, и одной из самых интересных и разноплановых программ станет мультимедийный проект «Пушкин в музыке». За дирижерским пультом в этот вечер выступит лауреат международных конкурсов, заместитель художественного руководителя НФОР Арсентий Ткаченко. Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, которого еще при жизни признали гением. Композитор Александр Серов писал о нем: «Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки».
«А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику
Глинки, П. Чайковского, Н. Римского -Корсакова, Г. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу чудесной сказкой, с её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой.
Строчки стихов Александра Сергеевича, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии и музыки.
В этой совсем обычной опере развернутые монологи сменяются диалогами. А между ними картины повседневного быта действующих лиц. Во всех этих сценах как будто бы мало событий. Но зато в музыке протекает внутреннее действие. В ней находим мы жизнь человеческой души с её взлётами и падениями. В ней улавливается очарование пушкинского романа в стихах, целый мир тонких откровений, неуязвимых, вечных чувств, переживаний.
Для Чайковского Татьяна Ларина была не просто героиней литературного произведения, но живым, родным человеком, судьба которого его глубоко волновала. Чайковский словно сам жил в мире пушкинских героев. Он видел судьбу Лариных и ждал, что вот-вот откроется дверь и на пороге покажется Татьяна, тревоги которой его неотступно волнуют. Наверное, оттого и музыка «Онегина» так действует на слушателей, что появляется ощущение, что ты не в театре, а среди близких друзей. В день премьеры на сцене Московского Малого театра публика не только заполнила все места, но сплошной стеной стояла в ложах. То, что услышали, увидели зрители на сцене, многим показалось странным. Ни принцесс, ни воинов, ни бояр, ни русалок.
Таких опер ещё не было. Чувствовалось, что зритель взволнован, ошеломлён обыденностью всего увиденного. Но прошло немного времени, и на всех оперных сценах начали ставить "Онегина". Следующее оперное произведение «Пиковая дама», стала еще одним крупным шедевром Чайковского, на пушкинский сюжет. Стихи Пушкина отличаются необыкновенной музыкальностью и, естественно, что многих композиторов привлекали они. Так, например, десять романсов Глинки на стихи Пушкина - это поистине драгоценные жемчужины. Этот романс самый совершенный, прекраснейший из десяти.
Кто знает стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновение», тот помнит, какие чувства выражены в нём и каким напряженным внутренним действием оно наполнено. Волнение и напряженность передаёт и музыка М. В каждой строфе романса Глинки новые музыкальные образы, будто это рассказ о целой жизни человека. Так случилось, что с появлением на свет этого романса связаны имена двух женщин - матери и дочери. Пушкин посвятил своё стихотворение Анне Керн. Он познакомился с нею в Петербурге после окончания лицея. Красота женщины поразила его.
Проект создан совместно с Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета имени А. Ведущим гала-концерта станет российский актер, художественный руководитель Государственного театра Наций в Москве Евгений Миронов. Напомним, Дни Пушкинской поэзии и русской культуры пройдут в Псковской области с 3 по 6 июня. Познакомиться с полной программой Дней Пушкинской поэзии и русской культуры можно на официальном сайте праздника.
Кроме того, это продолжение традиций Наталии Сац, которая сразу, с момента возникновения театра, заложила в его художественную программу не только исполнение опер и балетов, то есть спектакли для детей, но и просветительские концерты, едва ли не главным из которых стал симфонический театрализованный концерт «Пушкин в музыке», где Наталия Ильинична была автором идеи, композиции и ведущим. Как переплетаются, обогащая друг друга, произведения гениев, и на стыке их творчества возникает новое художественное явление, которому уготована своя, отдельная, часто великая творческая судьба, как это произошло с оперой «Евгений Онегин», — рассказывает художественный руководитель театра Георгий Исаакян. С другой стороны, всем поклонникам Пушкина, которые смогут снова или впервые услышать, как преломляется его поэзия в звуках музыки».
Комментарии запрещены.
А. С. Пушкин и музыка ч. 1
Педагог музыкальной школы И.Н. Галушкина рассказала ребятам о роли А.С. Пушкина — великого поэта в развитии русского языка и литературы. А в этом сезоне в театре возник цикл "Пушкин в музыке", и открылся он самой, пожалуй, любимой и популярной во всем мире оперой – "Евгением Онегиным". Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в Театрально-концертной дирекции Псковской области.
Стихи Пушкина стали песнями
Написал музыку к стихотворениям Пушкина «Старый муж, грозный муж», а так же «Ворон к ворону летит». Диалог о Пушкине и музыке будут вести актер Евгений Шевелев и солист филармонии Вячеслав Клименко. «Пушкин в музыке»: в Московском международном Доме музыки состоится концерт для любителей высокой поэзии. Вслед за песнями, романсами, альбомными стихами вошла в музыку и пушкинская поэзия мысли, выраженная в музыкальном жанре элегии.
В Саратове открылся «Пушкин в музыке»
Музыкальны и певучи его поэтические строки. Более 1000 композиторов обращались к его творчеству, более 500 произведений поэта легли в основу 3000 тысяч музыкальных произведений. Этой юбилейной дате была приурочена встреча с учениками 8-11 классов в рамках Пушкинской карты, которая прошла в концертном зале Детской школы искусств г. Ишима 22 марта. Более 100 человек присутствовали на концерте. Учащиеся пришли вместе с классными руководителями и преподавателями русского языка и литературы.
Композитор Виктор Плешак, либреттист Олег Ернев, режиссер Андрей Егоров и ведущие петербургские театры воплощают в жизнь сплетение жанров: оперы, музыкального спектакля и мюзикла. Сочетание стилей от классики до рока. Предварительный экспериментальный показ ключевых номеров музыкально-драматического спектакля под рабочим названием «Пушкин. Любовь» состоялся в комитете по культуре правительства Петербурга. Константин Сухенко отозвался об авторском и актерском коллективе как о слаженной и работоспособной команде. Вызывает интерес и большая литературная работа драматурга Олега Ернева, и ее аллюзии. Впечатляют сцены с предсказанием цыганки и выступление Дантеса. Творческая команда замахивается на большое дело.
Оркестр, рок-группа и спектакль, где задействовано большое количество актеров. Биографический спектакль по Пушкину должен жить. Долго и счастливо.
Митрофанова - Это правда, да, сейчас это довольно сложно реконструировать. Юля, скажите, когда началась вот эта мода на русские народные песни или украинские народные песни? Мы же помним, все-таки начало XIX века — это время, когда образованные люди в России, аристократия, зачастую пишут по-французски, думают по-французски и мода скорее на европейскую культуру, а как внедряется и каким образом находит себя и раскрывается русская народная культура на этом фоне?
Казанцева - А вот, знаете, в музыке так, очень любопытно пересекается, действительно, мода на все европейское с середины XVIII века, а при этом уже в конце XVIII века самый модный жанр, если посмотреть хрестоматию того времени — это вариации на русские народные песни, причем вариации пишутся в европейском духе, но на русские темы, то есть вот получается такой симбиоз и так органично это все переплетается в музыке и вот, видите, все уживается рядом, то есть исполняются романсы, кстати, о романсах мы еще ведь не договорили исполняются романсы Варламова, Гурилёва, Алябьева. Пушкин их слышал, потому что он их не мог не слышать, любая барышня того времени, она не только играла на фортепиано, но она скорее всего и пела романсы, потому что романсы — это очень важное умение для барышни, может быть, приданого у тебя не хватает или внешность не самая удачная, но если ты хорошо поешь романсы, то скорее всего все сложится хорошо, потому что это такое тайное, секретное оружие. Романсы, они ведь всегда о любви, если барышня ангельским голоском споет романс о любви, то вот это создает особую атмосферу, любовную атмосферу. Ананьев - По поводу романсов и того, как порой причудливо переплетаются судьбы великих людей в истории известен случай сотрудничества Грибоедова, Пушкина и Глинки, представьте себе, вот я вычитал, что в 1828-м Грибоедов сообщил Глинке тему «Грузинской песни», на которую Пушкин впоследствии написал слова романса «Не пой, красавица, при мне». Вот так вот в одном романсе сплелись судьбы великих русских людей. Казанцева - Да, мне тоже очень нравятся вот эти пересечения того времени, для нас они все великие, вот они так общались между собой действительно, так сложно как-то представить это.
Митрофанова - А я сейчас знаете, о чем подумала: когда мы сейчас о народной песне говорили: «Во поле береза стояла» - то, что мы все знаем с детства и то, что кажется нам самым простейшим, наверное, музыкальным мотивом, даже я, человек, не закончивший ни одного класса музыкальной школы и никогда туда не ходившая, помню, на ксилофоне с детства «Во поле береза стояла» играла, нас в садике этому учили. И ведь если копнуть чуть глубже: мне попадались упоминания, что Пушкин напевал какую-то песню про белую березу — это могло быть или это, что называется, из области фантастики? Казанцева - Я тоже читала о том, что Пушкин часто напевал, а что именно напевал, тут я уже сказать не берусь. Ананьев - Ну и нам пришла пора все-таки послушать один из двух вальсов Александра Сергеевича Грибоедова, замечательного пианиста, кстати, вот еще один любопытный факт: может быть, Грибоедов был бы более знаменит, как пианист, как композитор, если бы не трагическая история с его мизинцем: во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки, поэтому карьера пианиста не сложилась у него. На каком вальсе остановился ваш выбор, Юля, что это будет за вальс? Казанцева - Вальс ми-минор.
Ананьев - Какое-то неромантическое название для вальса, может быть, у него есть более человеческое название, понятное такому неофиту, как я? Казанцева - Мне кажется, другого названия нет, но вальс — это самый тоже распространенный жанр, тогда все писали вальсы, без названия, называется: дайте простор вашей фантазии, наверное, каждый представляет, что… А. Ананьев - Вот все-таки это несправедливо — называть музыкальные произведения такой красоты такими вот бесцветными названиями, это как назвать рассказ «14 абзацев», неправильно это. Тем не менее, Александр Сергеевич Грибоедов, Вальс ми-минор на светлом радио. Звучит вальс А. Ананьев - Музыка, которую, возможно, слышал Александр Сергеевич Пушкин, а также песни и романсы, связанные с судьбой и творчеством великого русского поэта сегодня на светлом радио.
Ровно через минуту мы продолжим наш разговор и самое интересное, как всегда, у нас впереди. Ананьев - Музыка, связанная с именем «нашего всего», с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сегодня на «Светлом вечере», здесь Алла Митрофанова… А. Митрофанова - Александр Ананьев. Ананьев - И автор уникальных музыкально-просветительских циклов, лауреат международных фортепианных конкурсов, кандидат искусствоведения, который выходит на самую широкую аудиторию, благодаря своему сайту «Yulia. Today» Юлия Казанцева. Юлия, добрый вечер еще раз.
Что нового у вас на вашем сайте и с вашими музыкально-просветительскими циклами, с окончанием этого периода самоизоляции? Казанцева - Кстати, в следующий раз у меня будет история музыки по Толстому, в четверг я буду рассказывать, какие музыкальные предпочтения были у Льва Николаевича, какая музыка звучит в его произведениях, то есть такой цикл «Музыка и литература». Митрофанова - Прекрасно, и где же это можно будет услышать и когда? Казанцева - Онлайн, в четверг, в семь вечера. Митрофанова - Замечательно, в ближайший четверг, правильно я понимаю? Казанцева - Да, да.
Митрофанова - Юля, вы знаете, мы сейчас послушали вальс Александра Сергеевича Грибоедова и вот так мы легко говорим об этом музыкальном жанре, как о чем-то совершенно естественном, но если память мне не изменяет, у вальса была довольно непростая судьба, в том плане, что он легко завоевал сердца слушателей, но вместе с тем столкнулся и с жесткой критикой, что это за музыка, почему она такая легкая? Даже в вульгарности обвиняли вальс, как танец: как можно так близко друг к другу стоять и соприкасаться и прочее, и прочее, было такое или я ошибаюсь? Казанцева - Было, Павел I запретил вальс, были штрафы за исполнение, даже за музыку вальса, потому что это неприлично считалось, ну а потом время показало, что даже штрафы не спасут от вальсов, и начинается уже такое победоносное шествие вальса через весь XIX век. Это особый танец, и во время бала, мы ведь тоже сейчас уже многое не понимаем, бал — это особая культура и танцы — это в каком-то смысле тайный язык, то есть если вас приглашают на вальс, то ждите любовного признания, вальс — это танец, когда говорят о любви. И у каждого танца был свой, такой негласный, что ли, регламент, о чем разговаривать во время какого танца, то есть если бал начинается с полонеза, кстати, единственное, может быть, пересечение, которое мы все сейчас знаем: полонез Огинского, вот Пушкин тоже знал тот самый полонез Огинского, вот какая-то хоть у нас есть ниточка к тому времени. Вальс, потом мазурка, под мазурку не о любви говорили, а мазурочная болтовня, то есть более легкий танец, и я хотела зачитать один фрагмент, мне очень понравился, из «Пиковой дамы» - это сцена на балу, вот Лиза танцует вместе с Томским как раз мазурку, и к ним подходят три дамы, вот я читаю: «Подошедшие к ним три дамы с вопросами — oubli ou regret — прервали разговор, который становился мучительно любопытен для Лизаветы Ивановны», и в конце цитаты: В газете «Северная пчела» за 1841 год пишут: «Можем себе представить, как будут ломать себе голову комментаторы Пушкина в XX, XXI и следующих столетиях для объяснения этих трех простых слов Пиковой дамы: «oubli ou regret», значение и весьма загадочный смысл которых растолкует всякий танцующий — это просто фигуры мазурки».
А мы, действительно, ломай голову, что это за таинственная дама. Кроме этого, контрадансы, экосезы, про экосезы Шуберт, кстати, написал: «Какая бы ни пришла беда — танцуйте экосез всегда». Митрофанова - Забавно. Ну, по поводу мазурки — она действительно была очень популярна на балах, то есть не только вальсы, хотя он считался, наверное, королем бала, но мазурка, как такая веселая гостья, она обязательно тоже присутствовала, и мы знаем упоминание в «Евгении Онегине», что он мазурку-то виртуозно танцевал и то, что он позволял себе являться на бал к мазурке, это было, что называется, только денди мог такое себе позволить, то есть человек, который слегка эпатировал публику, бал начинался с полонеза. У Лотмана, по-моему, очень хорошо описано, как вот эта последовательность была важна, мазурка не могла быть первым танцем, также, как и вальс не мог быть первым танцем, первый танец — это, что называется, такая установочная сессия, он должен быть степенным, он должен быть важным таким и открывали полонез, как правило, выходили в первой паре, если там присутствовал император, то император и хозяйка дома и императрица и хозяин дома, то есть это было невероятно важным таким ритуалом с точки зрения светского этикета, явиться к мазурке — это значит пренебречь тем самым светским этикетом, чем регулярно Евгений Онегин, собственно, и занимался, пренебрегая, он, помнится, и в театр являлся посреди действия: «лорнет наводит на ложи незнакомых дам» — это тоже было своего рода таким хамством, что ли. Это был тот музыкальный мир, который Пушкину был очень хорошо знаком, а нам сейчас его по крупицам приходится восстанавливать прекрасным комментаторам, в том числе, и Юрию Лотману, конечно же, и все эти комментарии доступны, можно наших читателей, кто заинтересуется, адресовать к подробнейшему исследованию, которое он провел, оно очень доступным, понятным языком написано и поэтому, может быть, так популярно и в первую очередь приходит на ум.
Юлечка, а вот если все-таки вернуться к балу — какая музыка звучала там в финале?
У Онегина странное состояние. С одной стороны, ему жалко эту девчонку, она полюбила серьезно, выписала из Ричардсона полписьма, поэтому он скорее как отец ей отвечает. А теперь раскрою самый главный тайный знак это оперы. Четыре героя: Татьяна и Онегин, Ольга и Ленский.
Ленский: «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…» Ольга: «Я не способна грусти томной…» Татьяна: «Пускай погибну я…» Онегин: «Когда бы жизнь домашним кругом…» Если вслушаться внимательно, это одна и та же музыка! Конечно, есть нюансы: скажем, Онегин не может так просто, как Ольга, выдавать сентенции, его музыкальная речь более витиеватая. Но все эти мелодии — родственные. А вот фразой «кроме вас одной, невесты б не искал иной» Онегин уничтожил всё лучшее в Татьяне. Это секвенция из письма Татьяны, только более светская, лишенная девичьих пауз.
Итак, Ленский любит Ольгу — полное фиаско. Татьяна любит Онегина — совершенно напрасно, придуманный герой. Но случилось чудо. Татьяна и Онегин встретились через годы, и Чайковский пишет знаменитый дуэт, заключительную сцену Евгения Онегина. Здесь гениальное либретто.
Точно найден психологический момент. Что это? Дуэт согласия или дуэт разногласия? А это величайший дуэт согласия-разногласия в истории музыки Потому что мы знаем в оперной музыке дуэт разногласия, когда весь дуэт враждебный. Мы знаем дуэты согласия, когда оба героя как соловьи поют и любят друг друга.
А здесь — самый уникальный дуэт в истории оперы и оперного искусства, потому что герои, во-первых, меняются местами. Теперь Татьяна — личность, приближенная к императору, представительница высшего света. А Онегин — потерянный человек, который не знает, куда деться, куда применить свои силы. В дуэте есть уникальный момент. Когда Онегин приходит, он находится в очень сложном положении: он пытается понять, что чувствует Татьяна.
Это музыка неустойчивости, поиска, желания что-то понять. И вдруг — совершенно гениальный ход, Татьяна произносит фразу «Я вас люблю…». И вот после этого — безумно сильная находка. Онегин совершает главную ошибку с точки зрения современных психиатров, психологов, исследователей поведения мужчины Он думает так: «Если Татьяна все эти годы любила и любит меня — это значит, что она, как всякая нормальная женщина, особенно русская, помнит каждую строчку своего письма». Это особенность женской памяти.
Онегин совершает, может быть, один из самых страшных поступков в истории оперного искусства. Или она пойдет со мной, или жизнь ее кончена. Иду ва-банк». Либреттист тут придумал потрясающий ход: Онегин цитирует ее собственное письмо, заменяя местоимения. И знай: тебе я послан богом, До гроба я хранитель твой!
У Татьяны удивительный муж: Чайковский дает образ русского интеллигента, человека подлинного масштаба, подлинных кровей. От него нельзя уйти, нельзя изменить, можно умереть от ужаса, но не изменить. Помните, кто у Пушкина муж Татьяны? Просто абстрактно названная личность. А Чайковский называет имя — Гремин, дает ему одну из самых прекрасных арий о любви с поэтичнейшим текстом: «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны…» Читайте также: 5 мультфильмов для детей с музыкой известных композиторов Зачем появляется Гремин?
Во времена Пушкина, когда Татьяна говорила: «Я другому отдана, я буду век ему верна» — это было само собой разумеющимся. Татьяна замужем и никаких разговоров! Любому русскому времен Пушкина было ясно: Татьяна — мужнина жена.