Феномен сказки “Маленький принц” в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения. «Маленький принц» — сказка, но не обычная, а философская, потому что таит в себе глубокий смысл. Глубокий смысл сказки «Маленький принц». «Маленький принц» — сказка, которую цитируют множество раз. И в интернете масса красивых картинок со словами «мы в ответе за тех, кого приручили» и других слов.
Вечный бестселлер и настоящая классика: феномен «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери
История создания, жанр, направление, темы, проблемы, смысл произведения Антуана Де-Сент Экзюпери "Маленький принц". Маленький принц, в некотором смысле, сбрасывает собственную кожу, покидая свою планету и отправляясь в путешествие самопознания. Маленький принц учит, что необязательно обращать внимание на злых, тщеславных людей, которые в погоне за материальными ценностями перестали быть собой. произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором. Так как «Маленький принц» является произведением философским, писатель в нем поднимает в обобщенно-отвлеченном виде глобальные проблемы.
О Маленьком принце
Глубокий смысл сказки «Маленький принц». «Маленький принц» — сказка, которую цитируют множество раз. И в интернете масса красивых картинок со словами «мы в ответе за тех, кого приручили» и других слов. Маленький принц приобретает на Земле мудрость, он выдерживает испытание и возвращается на свою планету, к своей розе, потому что каждый отвечает за свою планету и за тех, кого приручил. Произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», анализ которого мы кратко проведем, знакомо едва ли не каждому взрослому и юному читателю, однако смысл этой чудесной книги становится ясен далеко не каждому и не всегда после первого прочтения. Что нам пытается сказать Маленький принц и как его послание помогает людям исцелить детские душевные травмы. Маленький принц понимает, в чем смысл жизни – узнают лишь те вещи, которые приручают, а приручить – значит полюбить. По нему поклонники «Маленького принца» знают произведение чуть ли не наизусть.
«Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери
Аллегориями сказки также являются: Вода — символ жизни, которая утоляет жажду затерянных в пустыни людей и является источником всего живого на Земле. В своей книге Экзюпери придаёт воде особый философский смысл: она является основой жизни и одновременно одной из главных, вечных истин. Одновременно с этим пустыня — символ духовной жажды. Она удивительно прекрасна, потому что именно в пустыне скрываются родники, помочь которые человеку помогает одно лишь сердце.
Пустыня — символ мира, опустошённого, разрушенного и обезображенного хаосом, войнами, жестокостью, эгоизмом, равнодушием. В этом мире человек погибает от духовной жажды. Особое глубинное значение несёт в себе образ планеты, с которой и начал своё путешествие Маленький принц.
Она символ дома, символ души человеческой, всего того, что так бережно и трепетно хранит человеческое сердце. Этим автор хотел подчеркнуть, что у каждого человека есть то, чем он больше всего дорожит на свете — своя планета, своя Роза, свой Барашек и своя путеводная звезда — Мечта, о которой ни в коем случае нельзя забывать. Анализ произведения Эта сказка повествует о маленьком путешественнике, странствующем по вселенной.
Но делает он это не от безделья и не ради любопытства. Цель его странствий — поиск смысла жизни, попытка осознать, в чём состоит суть любви и дружбы. Попытка познать Истину приводит не только к познанию окружающего его мира, но в первую очередь — к познанию себя самого.
Ведь именно познание себя, своей личности и является главной целью. Он ещё ребёнок, он развивается, растёт и потому Экзюпери с нежностью назвал его «маленьким». Но почему именно принц?
Знакомство с соседями Однажды молодому правителю захотелось познать окружающий мир. С помощью этого путешествия и раскрывается смысл сказки Маленький принц. Мальчик отправился путешествовать по соседним звездам. Странствуя, юный путешественник встретил разных людей: Короля, считающего себя властителем вселенной, включая звезды, солнце.
Честолюбца, мечтающего о всеобщем восхищении. Пьяницу, стыдящегося пьянства, но продолжающего пить, желая забыться, не чувствовать стыда. Делового человека, подсчитывающего звезды, желающего разбогатеть и купить светила. Фонарщика, приносящего пользу планете, освещая астероид.
Звезда вращается слишком быстро, однако трудолюбивый фонарщик вовремя зажигает, гасит свет. Старого географа, всю жизнь прожившего на планете, мечтающего написать книгу о соседних астероидах. Ученый расспрашивает посетивших планету путешественников, записывая рассказы гостей. Фонарщик восхищает юношу трудолюбием, преданностью родной планете.
Пьяницу мальчик считает глупцом, но помочь не может. Не получается у юного путешественника переубедить счетовода, молодой герой считает существование делового человека бессмысленным. Общество самодовольного монарха, честолюбца мальчику неприятно, он быстро покидает странные планеты. Географ советует путешественнику посетить Землю, обладающую хорошей репутацией.
Посещение Земли Прилетев на Землю, юный правитель попадает в пустыню. Первой мальчик встречает змею. Рептилия объясняет ребенку, что на земле живет много людей, но это не всегда избавляет от одиночества. Исследуя Землю, маленький путешественник находит сад, засаженный цветущими розами, и разочаровывается — он считал Розу единственным цветком во вселенной.
Экзюпери на данном примере показывает нам, как же часто большинство людей играют роли этих персонажей, придают большое значение ненужным мелочам, забывая о человеческих отношениях, искренности, бескорыстной дружбе. Люди взрослеют и слепнут душой. Описывая количество этих обитателей на планете Земля, автор подчеркивает, насколько увязло человечество в пороках, насколько оно маленькое.
Ничтожное, но с огромным самомнением. И с колоссальным «запасом» зла. Для примера он приводит площадь, на которой могут уместиться все люди планеты.
Эта сказка отчасти является сатирой на нравы цивилизации. Но при этом Антуан де Сент-Экзюпери надеется, что так же, как и Маленький принц, жители планеты все-таки сумеют найти свою путеводную звезду. Большое зло в сказке представлено в виде баобабов.
Как говорит мальчик, вовремя не убранные семена лежат до поры до времени в земле, потом прорастают, и если их не вырвать они могут разрушить планету. Это аллегория техники превращения ребёнка в «слепого» взрослого. Все дети рождаются ангелами, и только потом из них вырастают взрослые, способные разрушать.
Автор говорит нам: «Бойтесь баобабов», — если в вашей душе вырастет такой баобаб, то в конечном итоге, он разорвет вас на части. Макро и микро-зло, единый источник вселенского зла, находящийся в душе — «почве» каждого человека, и ожидающий своего часа. Стоит совсем немного «полить» семя баобаба, как он начнет осваивать вас, порождая всё больше и больше семян.
Настанет день, когда душа превратится в сплетение баобабов, ничего живого и трепещущего в ней не останется. Мальчик понимает это, потому и очищает свою планету от ростков баобабов каждый день. Но, к сожалению, «странные взрослые» не уделяют этому занятию ни минуты своей жизни.
Баобабы тем временем пускают корни, стремясь разрушить планету. А люди не замечают этого. Или просто не хотят замечать.
Следует отметить, что произведение богато жизненными цитатами и афоризмами, на которых следует остановиться подробнее.
И не потому, что был авантюристом или сорвиголовой. Просто он не мог находиться вдали от страданий, от слез «маленькой девочки». Ведь и мне случается не спеша спуститься по ступеням моего замка в предрассветный сад и навестить свои розы. Я оглядываю их так внимательно, наклоняюсь к неловко изогнувшемуся стеблю, я, который в полдень будет решать: казнить или миловать, воевать или жить в мире. Быть или не быть царствам. И, с трудом разогнувшись, потому что я уже стар, я говорю в своем сердце слова, что слышны и понятны всем садовникам на свете, живым и мертвым: «Этим утром и я подрезал мои розы» … Я окончу свой труд, облагородив душу моего народа. Мой возлюбленный враг окончит свой и облагородит свой народ.
Я думаю о нем, и он думает обо мне, хотя нет у нас общего языка, чтобы мы с ним встретились, ибо по-разному мы с ним и милуем, и казним, разные у нас уклады и разные суждения, но мы можем сказать, он мне, я — ему: «Этим утром и я подрезал мои розы…» Ибо Ты, Господи, общая для нас мера. Ты — узел, что связал воедино несхожие деяния! Мир, в котором люди лишь винтики в огромном государственном механизме — не для Экзюпери. И вместе с тем он убежден: для того, чтобы «сбыться», человек должен преодолеть свою обособленность и стать частью того, что больше него. И тогда все события и совпадения, казавшиеся случайными, обретут истинный смысл. Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадели» не суждено быть законченной никогда. Но это не говорит о ее неполноценности или недоработанности. О такой незавершенности очень точно сказано в самой книге.
Когда правитель говорит: «Стихотворение я написал. Осталось его поправить», мудрый отец ему отвечает: «Поправки и есть мои шаги к Господу». Такие поправки, дополнения и уточнения вносит каждый, соприкасающийся с «Цитаделью». С чем сравнить силу слова, находящуюся в нераздельной связи с жизнью? Тем, кто читал его, кажется, и рассказывать не о чем. Все есть в его строках. Или между ними. Как проницательно заметил К.
Кедров, «трудно найти писателя, который был бы так похож на самого себя. На свою рыцарскую родословную и на свою рыцарскую, героическую жизнь. Но прежде всего — на свою принципиальную прозу». В истории литературы были писатели более плодотворные и более титулованные. Но сдвинуть мир с мертвой точки злобы и безразличия способны лишь единицы. Экзюпери это удалось. Перейдут времена, Ты станешь складывать в житницу сотворенное. Ты отворишь дверь болтливому человеческому роду, чтобы навек поместить его у Себя в хлеву, и, как от болезни, разрешишь нас от всех вопросов.
Ибо я понял: продвинуться вперед — значит узнать, что вопрос, который тебя мучил, потерял смысл. Я спросил своих ученых, а они — нет, не то чтобы они ответили на свои прошлогодние вопросы, они — о Господи! Особым кажется тот факт, что его земной путь окончился именно в полете, а тело так и не было найдено. Вечно мятущийся и сомневающийся благородный рыцарь XX века словно отлетел на иную планету, где царствуют так желанные им покой и тишина. Вошедшему откроется чистейшая гладь воды, куда просторнее морских гладей, он смутно догадывался о ней, когда, болтая ногами, сидел с любимой на ограде сада, и любимая его была похожа на газель, остановленную на бегу, и слегка задыхалась. Тишина — гавань для корабля.
Дружба и любовь
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: коротко о главном
- «Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери
- Ключевые постулаты произведения
- Направление
Что нам хочет сказать Маленький принц и как его послание может исцелить детские травмы
По нему поклонники «Маленького принца» знают произведение чуть ли не наизусть. Его стремление заставить людей вновь задуматься о том, что на самом деле важно в человеческой жизни нашло отражение в произведении «Маленький принц», в котором раскрываются основные проблемы и пороки человечества: тщеславие, черствость, честолюбие. это Антуан де Сент-Экзюпери, только в детстве. Написание сказки «Маленький принц» стало своеобразной отдушиной автора, его возможностью переложить на бумагу все свои мысли и переживания, оставить нынешнему и будущим поколениям пищу для размышлений о самых главных человеческих ценностях. Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения. Маленький принц знакомится с лисом и тот просит приручить его, потому что быть одиноким очень плохо.
Что нам хочет сказать Маленький принц и как его послание может исцелить детские травмы
Работа единственного обитателя астероида заключалась в том, что он зажигал и гасил фонарь. Его занятие, на первый взгляд, было таким же нелепым, как и у остальных. Но в нем принц увидел скрытый смысл: «Когда он зажигает фонарь — как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Планета шестая На шестой планете жил географ, который постоянно сидел в своем кабинете и с важным видом размышлял о вечном. Принц сначала принял его за умного человека, но вскоре понял, что географ обладал лишь поверхностными знаниями. Даже о своей планете он имел смутное представление, потому что считал себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ посоветовал принцу отправиться на Землю.
Во время путешествия у Маленького принца поменялось представление о счастье, о долге и о жизни в целом. На Земле же ему удалось познать истинную сущность этих нравственных категорий. Земное путешествие Первой, с кем встретился Маленький принц на Земле, была Змея. Она советует принцу ближе узнать жизнь этой планеты и предупреждает, что «среди людей тоже одиноко». Она сомневается, что после всех испытаний принцу удастся сберечь свою чистоту. Но, в любом случае, он может рассчитывать на ее помощь, если захочет вернуться на свою планету. Для этого ей всего лишь нужно дать принцу немного яда: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел». Во время путешествия по Земле происходит встреча Маленького принца с мудрым Лисом. Беседуя с ним, принц понимает, что, наконец, он приблизился к тому, что так долго искал.
Лис рассказывает мальчику, сколько доброты и любви может вместить в себя человеческое сердце, повествует о великой силе дружбы. К сожалению, многие люди забывают об этом и утрачивают способность любить, от этого их жизнь становится пустой и лишенной смысла. Иллюстрация автора Лис говорит мальчику, что тот для него всего лишь один из сотен тысяч таких же маленьких мальчиков, равно, как и Лис для принца — один из тысяч таких же зверей. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Благодаря Лису, принц узнаёт, что означает «приручение». Это — создание связующих уз между сердцами и душами. Принцу открывается эта мудрость, а вместе с ним ее постигают и пилот-автор и читатель. Когда Маленький принц осознаёт, что любовь — это та же наука, которую нужно постигать, он печально произносит: «Никогда не надо слушать, что говорят цветы.
Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться.
Маленький принц не выносит этим героям приговор, как можно было бы ожидать, но с каждым разом все более удивляется нелепости их существования. На это указывает и градация прилагательных, которыми он определяет «взрослых»: сначала они «удивительные», «странные», потом «очень странные», и, наконец, «совершенно необыкновенные». Но парадокс в том, что «взрослые» напротив совершенно обыкновенные, слишком нормальные, логичные, рационально-рассудочные существа, «грибы». Но для Маленького принца нормой является чудо, а все остальное - странностью: Маленькому принцу кажется, например, правильным то, что фонарщик остается верен уговору, даже когда это становится абсурдным. У Маленького принца своя логика, опрокинутая логика чуда. Поэтому, наверно, он «оживляет» именно того барашка, который скрыт от глаз стенками ящика: этот барашек самый чудесный, и, кроме того, «самого главного глазами не увидишь». V Образ Змея и смерти.
Попадая на Землю, «жесткую, как гранит», Маленький принц, это воплощенное чудо, становится смертным. Символично, что первым существом, которое Маленький принц встречает на планете Земля кстати, седьмой по счету из посещенных им планет , становится змея во французском варианте - «1е serpent», мужского рода, поэтому будем называть персонажа «змей», что более соответствует сути образа. Змей «решает все загадки», «возвращает земле всякого, кто из нее вышел», и хоть он не толще пальца, могущества у него больше, «чем в пальце короля». Змей - тоже многоплановый образ. Несомненна его связь с архетипическим библейским образом Змея, перевоплощенного Люцифера. Змей Экзюпери так же мудр понимает, например, Маленького принца с полуслова, когда тот говорит о ссоре со своим цветком и связан со светом он цвета «лунного луча», «умирающего ручейка», и он похож на «золотой браслет» и «желтую молнию». Змей открывает Маленькому принцу, что «среди людей тоже одиноко», словно искушая его даже не пытаться искать людей, потому что они этого не стоят. Это более страшный яд, чем тот, от которого погибает Маленький принц хотя можно спорить о том, от чего он погибает и погибает ли вообще. Правда, самому Маленькому принцу змей предстает в несколько сниженном плане: «Змеи ведь злые.
Кого-нибудь ужалить для них удовольствие»8, - говорит Маленький принц. Очевидно, что змей является воплощением смерти и ее символом. Но змей не властен над Маленьким принцем, потому что тот «чист и явился со звезды». Тема смерти в «Маленьком принце», связанная с образом змея, является одной из основных, и загадка смерти Маленького принца а значит, смерти вообще не раскрывается читателю до конца: финал притчи и ее символы неоднозначны. Точно можно утверждать только то, что смерть не властна нал чистой душой Маленького принца. Сам Маленький принц признается, что, с точки зрения земных законов и в глазах героя-рассказчика, он умрет: «Тебе покажется, будто я умираю... Но смерть эта - только потеря материальной оболочки: «Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести», - говорит Маленький принц и добавляет: «Но это все равно, что сбросить старую оболочку». Но герой-рассказчик не находит на песке тела Маленького принца: «Не такое уж оно было тяжелое», и решает, что Маленький принц все-таки вернулся на свою планету.
Таким образом, смерть становится мотивом возвращения домой, и этот мотив существует тысячи лет в самых разных культурах, а в европейской восходит к учению Платона и очень тесно связан с христианской традицией. VI Образ Лиса. Общечеловеческие ценности, смысл любви и привязанности, страдания и разлуки, открывает Маленькому принцу Лис, наиболее, пожалуй, загадочный персонаж книги. Появляется он в тяжелейший для Маленького принца момент, в минуту, когда тот жестоко разочаровывается в своем любимом цветке: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, а это была самая обыкновенная роза». Парадоксально, что пока цветок был «единственным на свете», у него не было имени, это был просто «цветок», а имя пришло вместе с осознанием ее «обыкновенности»; но «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Лис открывает Маленькому принцу, что значит «приручить»: «Это давно забытое понятие. Оно означает: создавать узы».
Иллюстрация с сайта SNEG5. Русский перевод «Маленького Принца» нам знаком благодаря замечательной переводчице Норе Галь. Именно она первой представила эту философскую притчу русскоязычным читателям. Так начинается посвящение в её переводе: «Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки. Несмотря на это, дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни. Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, потому что только они умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их практическим значением. Он не только посещает одну планету за другой, но и ищет секрет дружбы, суть любви и смысл бытия. Он пытается познать не только окружающий мир, но и самого себя. Самопознание — его основная задача. Мальчик еще развивается, он олицетворяет нежные и невинные детские годы, потому писатель назвал его «маленьким». Но по какой причине принцем? На собственном астероиде он живёт сам, вся эта территория принадлежит только ему. Он ответственно исполняет свою хозяйственную роль и, невзирая на детский возраст, уже научился ухаживать за собственной землей. Такое поведение наталкивает на мысль, что перед читателем благоразумный молодой человек, который управляет своей планетой, а как его еще можно назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью. Антуан де Сент-Экзюпери, будучи военным летчиком, в один из вылетов попал в авиационную катастрофу, это случилось в 1936 г. Новости о начале войны, воспоминания об авиакатастрофе и бередившие скрытые психологические детские травмы вдохновили Антуана де Сент-Экзюпери на создание сказки. Сказка была написана в 1942 г. Книга стала последним творением писателя и принесла Экзюпери мировую популярность. Посвящение книги своему приятелю с детских лет Леону Верту сделано не случайно. Тот был евреем, страдавшим от гонений во время Второй мировой войны. Он как и маленький принц вынужден был покинуть свой астероид — свою родину. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. Философская притча «Маленький принц» была переведена с французского на 360 языков мира. Такое решение Фонд Антуана де Сент-Экзюпери принял по случаю 120-й годовщины со дня рождения писателя 29 июня 1900 г. В этом произведении деление сделано вовсе не по возрастным признакам. Например, пилот — уже не ребёнок, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. В этом их смысл жизни. А детская душа жаждет другого — дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза дети и взрослые помогает раскрыть основной конфликт произведения — противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув свой дом, маленький принц на своем пути встречает «странных взрослых», понять которых он не в силах. Главный персонаж — маленький мальчик, но в тоже время он очень часто оказывается умнее взрослых, которые «очень любят цифры». Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надежностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась дома. В то же время он все еще растет и многих вещей не знает. Например, дружбе он научился лишь на Земле, а свою любовь осознал лишь после разлуки. Прототипом Розы стала жена автора — Консуэло, латиноамериканка с горячим нравом. Роза была особенным цветком, маленький принц узнал бы ее среди тысячи других роз, все остальные цветы были для него «пустыми».
В этом и заключается главная мысль «Маленького принца»: настоящая дружба и любовь — это крепкая связь, основанная на заботе, чувстве ответственности, нежности, внимании. Поэтому Маленький принц возвращается на свою планету, ведь она нуждается в его заботе. Там его ждёт роза, которая для него лучше всех остальных роз. Теперь он знает, что любить её нужно не за ветреные слова, а за дела: за ту радость, которую она дарила принцу, за чудесный аромат, который так ему нравился. Эту истину Маленький принц постигает сердцем, понимая, что «самого главного глазами не увидишь». Планета Маленького принца Образ планеты Маленького принца тоже связан с основной мыслью произведения. Планета — это символ общего дома и человеческой души. Нужно постоянно ухаживать за своей душой, оберегая её от зла и пороков. Иносказательно формулирует эту главную мысль Маленький принц: встал поутру — «приведи в порядок свою планету». Кроме того, планета — это символ общего дома людей. Её постоянно надо очищать от зла, символом которого в произведении являются баобабы. Маленький принц рассказывает, что на одной маленькой планете лентяй не стал выдёргивать всего лишь три ростка баобаба, они быстро выросли и погубили планету. Экзюпери писал произведение в начале Второй Мировой войны, поэтому он размышляет о том, как люди не смогли сразу распознать и искоренить зло — идеи фашизма, в результате они разрослись и раздирают планету ненавистью и войной. Поэтому можно сформулировать ещё одну главную мысль «Маленького принца»: каждый человек несёт ответственность за искоренение зла на земле, за сохранение общего дома. Размышления о жизни Экзюпери Не менее значимы и размышления де Сент-Экзюпери в сказке о смысле жизни. Он показывает многих второстепенных персонажей, которые замкнуты в своём узком мирке и их жизнь оказывается бессмысленной. Так, Географ бессмысленно записывает сведения путешественников об увиденном, требует принести доказательства, например, камни с горы, на которой побывал путешественник. Сам же Географ никогда не покидает пределы своего кабинета и ни разу не видел ни гор, ни морей. Пьяница каждый день пьёт, объясняя это чувством вины за своё пьянство. Деловой человек бессмысленно пересчитывает звёзды, ничего не зная о них. Каждый из них лишает себя возможности видеть в мире интересное. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, глупость — вот те пороки, которые обедняют жизнь и лишают её истинного смысла. Главная мысль «Маленького принца» Экзюпери заключается в утверждении истинных ценностей человеческого бытия, в теме духовного развития человека и умении понимать настоящую любовь и дружбу. Интересно, как сказка смогла вобрать в себя такие глубокие рассуждения и донести их сквозь года до следующих поколений читателей. Источник Смысл произведения Маленький принц Простая и добрая, любимая всеми сказка «Маленький принц» одна из самых популярных среди взрослых и детей. Она несет в себе простые истины, без знания которых жизнь не будет полной и насыщенной. Каждая страница этой сказки-притчи пропитана теплом и светом, исходящим от главного героя — Маленького принца. Он наивен и мудр, казалось бы, — это несочетаемые качества, но в главном герое они лишь дополняют друг друга. Смысл названия книги «Маленький принц» — относит читателя к главному герою. Он прилетел на Землю с другой планеты, где был единственным человеком на ней. Он был ее принцем. Почему не королем? Потому что автор старается сделать Маленького принца похожим на ребенка. Герой появляется перед автором книги в образе маленького мальчика. Надо отметить, что образ принца и наделен чертами ребенка: наивностью, добротой, щедростью. Принц заботился о своей планете и любил ее всей душой, однако, в какой-то момент он понял, что ему необходимо узнать и весь мир вокруг.
О чем и какой смысл произведения "Маленький принц"
Побывав у пьяницы, Маленький принц решил окончательно, что не понимает мира взрослых. Эту мысль подтвердил визит к деловому человеку. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что думает не только о себе». Географ поразил Маленького принца узостью своего ума, поскольку никогда не вставал из-за своего стола и не знал, что находится на его собственной планете. В свою книгу географ заносил то, что считается вечным и неизменным. Характеризируя свою планету для географа, Маленький принц сказал о самом прекрасном и важном, что у него было — цветке, но географ назвал цветок эфемерным и отказался его регистрировать. Итак, Маленький принц относится к детям, согласно философии Сент-Экзюпери. Летчик, от чьего лица ведется повествование, также причислен к детям оттого, что в душе своей он сохранил стремление к прекрасному, к чистоте, к постижению души ближнего: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не скажут: «А какой у него голос?
В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают» «Какая красота! Взрослые любят здравомыслящих. Под этим словом они понимают тех, кто говорит о чем-либо по сути.
Отсюда следует ряд вопросов, над которыми размышляет рассказчик: что есть суть? Разговоры о том, что тебя не интересует, или то, что волнует именно тебя? Чье понимание мира есть истинным: собственное или чужое? Эти вопросы будут находить свои ответы на протяжении всего произведения. Взрослые не верят тем, кто выглядит с их точки зрения глупо. Астроном, видевший астероид Б-612, предположительно с которого и прилетел Маленький принц, был одет по-турецки, поэтому его открытию в 1909 году никто не поверил. Позже, одетый по последней евро- пейской моде, тот же докладчик получает признание. Подтекст таков: стань таким же, как все, уподобься остальным — и тебя примут. В рисунках рассказчика все, кроме Маленького принца, видели шляпу.
Однако Маленький принц не просто видит то же, что и летчик — он способен увидеть большее, так как он видит этот мир не воображением и не разумом, а сердцем. Данное сходство найдет себе объяснение в мудрой философии Лиса о зоркости сердца. Таким образом, взрослые подобны грибам, любящим цифры, как господин с багровым лицом, живущий на одной из множества планет и считающий себя серьезным человеком. В отличие от взрослых, душа ребенка — это страна слез, неизведанная и таинственная: «Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня? Но и Маленький принц стремится понять, поймать чужую душу, ведь он, задав интересующий его вопрос, не успокаивался до тех пор, пока не получал ответа. Попав на Землю, Маленький принц оказывается в пустыне символ одиночества. Первое существо, которое он встречает — змея. Образ змеи не только традиционный образ мудрости вспомним слова Заратустры у Ницше: «Если бы я мог стать мудрым вполне, как змея! Змея предупреждает гостя, что среди людей так же одиноко, как в пустыне.
Одиночество, согласно авторскому мировоззрению, царит среди людей, поэтому, даже оказавшись среди них, не увидишь ничего, кроме пустыни. Следующим, кого встретил Маленький принц, был маленький единственный цветок, рассказавший, будто людей несколько человек: «Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать — неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно». Это, по философии Сент-Экзюпери, значит: где искать людей, способных прочувствовать, понять другого человека — неизвестно, так как люди стали, как перекати-поле, их ничто не держит, не связывает, они свободны, как ветер и в то же время одиноки, как тот же единственный невзрачный цветок в пустыне. Это утрата жизненных ценностей, на что автор часто указывает в своей сказке. Маленький принц поднялся на гору.
Эхо, разнесшееся по округе от произнесенных гостем слов, показались ему словами людей. Он тотчас подумал, что людям Земли не хватает фантазии, поэтому они повторяют сказанное. Маленький принц долго шел в поисках людей и попал в сад цветущих роз. Для него это было неожиданно и больно, ведь его цветок был точно таким же, хоть утверждал, что другого такого нет во всей Вселенной. В расстроенных чувствах Маленький принц произносит: «Только и всего у меня было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено. Какой же я после этого принц? Этот образ не воспринимается как традиционная аллегория обмана и хитрости, наоборот, он ближе значению мифологии, где является воплощением судьбы и предвестником перемен. Ведь прописным истинам о том, что зорко только сердце и что тот, кто приручил, в ответе за прирученного, идут от Лиса. Лис учит звездного мальчика любить, видеть в розе, такой же, как множество других, единственную и неповторимую, учит искать пищу духовную.
Маленький принц понимает, в чем смысл жизни — узнают лишь те вещи, которые приручают, а приручить — значит полюбить. Без любви невозможно понимание этого мира, поскольку только это чувство позволяет расширить рам- ки своего мира, увидеть и понять то, что ранее казалось далеким и недоступным. Таким образом, Маленький принц нашел то, что искал, его дух стал свободным, потому что он научился любить. Любовь дви- жет миром, она определяет поступки, помогает жить. Маленький принц спасает летчика от моральной гибели. Маленький принц покинул Землю, потому что узнал, для чего стоит жить в этом мире и почему слова иногда скрывают суть, которую может увидеть и распознать только сердце. Итак, любовь как первооснова философии А. Чтобы постичь гармонию бытия, необходимо преодолеть путь в три ступени: сначала осмыслить тяжесть своей жизни и попытаться избавиться от ее груза, потом — суметь найти в себе желание побороть те общепринятые нормы и правила, которые привносят в жизнь ложь, мешают понять себя, нужно бороться с самим собой, чтобы освободить дух, и, наконец, нужно прийти к самоосознанию. Писатель близок к теории Ф.
Ницше о сверхчеловеке, и его герой своим совершенством напоминает Заратустру, однако, Маленький принц пришел к самосовершенству через любовь ко всему миру. Модернистские течения в западноевропейской литературе: философская основа, эстетический манифест, художественные особенности любое направление на выбор: символизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм, футуризм, дадаизм, экзистенциализм. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С.
Малларме, осознала единство художественных устремлений. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П. Верлен, опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты. В 1886 Ж. Мореас поместил в «Фигаро» Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, Ш. В Манифесте символистов Ж.
Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. Подобная «чувственная форма», в которую облекается Идея — символ. Принципиальное отличие символа от художественного образа — его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также размышлениями Ф.
Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма — в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. Становление символизма во Франции — стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, — связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш. Верлена, А. Предтеча символизма во Франции — Ш.
Время пустыни сакрально: у рассказчика есть только неделя, семь дней семь — число магическое в фольклоре и сакральное в христианской традиции , чтобы устранить неполадки в моторе самолета, которые можно рассматривать как символ глубокого духовного кризиса героя. Символико-ассоциативный ряд может быть примерно таким: самолет — крылья, поломка мотора - разбитые крылья.
Духовный кризис героя вполне объясним фактами биографии, которые он приводит, вспоминая о своем детстве. Его детское восприятие мира как чуда натолкнулось на полное непонимание со стороны «взрослых» возможно, символ рационалистического сознания современного человека в мире, где нет места чуду , и он «утратил веру в себя». Вот как он сам говорит о своей жизни: «Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам»1. Кроме того, герой страдает оттого, что, живя со взрослыми, он «применился к их понятиям», стал «таким здравомыслящим человеком». Пустыня становится символом одиночества человека в людской пустыне, символом потери смысла жизни, а значит и символом страха смерти, который испытывает лётчик, но который настолько чужд Маленькому принцу. Кроме того, пустыня - образ-архетип, существующий в литературной традиции уже тысячи лет. Одна из самых важных ассоциаций для понимания образа пустыни у Экзюпери - пустыня библейская, место уединения и удаления от мирской суеты, место духовного очищения и религиозного откровения, место общения с высшим существом. Продолжение этой традиции изображения пустыни как сакрального места можно увидеть у современного нам автора Паоло Коэлья, в философской притче «Алхимик», где дана интересная оппозиция «пустыня - оазис».
Герою в пустыне открываются новые источники жизни: «— Знаешь, отчего хороша пустыня? Я был поражен». II Образ Маленького принца как побудителя духовного перерождения героя-рассказчика. Герою Экзюпери, который мог бы сказать о себе, подобно лирическому герою пушкинского «Пророка»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился», - является в пустыне спасительное видение в религиозной терминологии , Маленький принц. Появление его окутано тайной, и герою-рассказчику оно кажется «таинственным и непостижимым», а просьба Маленького принца нарисовать барашка - «нелепой». Чудо кажется абсурдом закосневшему в рационализме герою, но спасает его именно абсурд или безумие, ведь можно рассматривать Маленького принца как порождение сознания, истощенного жаждой и стрессом героя; кроме того, сам Маленький принц намекает, что друзья сочтут героя сумасшедшим, когда он будет смотреть на небо и смеяться. Образ Маленького принца - сложный образ. В нем можно увидеть очень многое.
Если продолжать трактовать текст так, как это позволяет делать образ пустыни, то есть с точки зрения религиозной тематики, то Маленький принц - это вечное Дитя, Младенец, пришедший в мир людей, чтобы спасти их. Экзюпери подчеркивает его светоносную миссию: «И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить... К тому же Маленький принц спускается на землю с неба, и у него такие лучистые волосы цвета золотой пшеницы и желтый шарф то есть тоже солнечный, золотой; таким образом, семантика цвета также указывает на божественное начало в Маленьком принце. Все это делает его образ еще более светлым. Именно Маленький принц побуждает героя отправиться на, казалось бы, безнадежные поиски колодца в пустыне, очищает его родниковой водой фольклорный мотив живой воды совмещается с христианским мотивом крещения , после чего герою удается починить мотор самолета, «вопреки всем ожиданиям». Происходит чудо воскрешения: Маленький принц спасает героя, не дает ему превратиться в «гриб» каким стал «человек серьезный» открывая ему красоту мира и тайну жизни, даря ему смеющиеся звезды-бубенцы. III Образ Розы.
Но и самому Маленькому принцу суждено многое постигнуть на Земле, и в первую очередь смысл любви и привязанности. Он бежал, как он сам признается, с родной планеты, от любимого цветка, потому что «пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным»: «Я был слишком молод, я еще не умел любить»3, - говорит он. Маленький принц полюбил цветок, потому что он был прекрасен, потому что он был так непохож на все, что окружало Маленького принца, потому что цветок был единственным во Вселенной. Его цветок стал для него Прекрасной дамой, которой он служил как рыцарь ведь он - принц, хоть и маленький. Образ прекрасного цветка во французском языке цветок женского рода — la fleur перекликается с символистским образом Вечной Женственности: роза мы вскоре узнаем, что это роза прекрасна, она - чудо, принесенное на планету Маленького принца неведомо откуда, она появляется на рассвете, «вместе с солнцем», и делает жизнь прекрасной и полной смысла: «Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь»4. Она становится душой жизни Маленького принца, а образ ее сливается с образом далекой звезды, к которой Маленький принц должен вернуться.
Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи. Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку. Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.
Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения — представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами — это душа так и не выросшего автора. Встреча взрослого лётчика со своим детским Я происходит в один из самых трагичных моментов его жизни — авиакатастрофе в пустыне Сахара. Балансирующий на грани жизни и смерти автор узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа. Взаимоотношения Маленького принца и Розы — аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним.
Любовь и забота. Роза символизирует любовь и заботу. Маленький принц любит свою розу и заботится о ней, поливая и защищая от суровых погодных условий. Уникальность: роза уникальна и единственная в своем роде, как и маленький принц. Цветок олицетворяет важность индивидуальности и уникальности. Хрупкость: хрупкость розы указывает на уязвимость любви. Нужно заботиться о нем, чтобы сохранить его живым. Потенциальная потеря розы подчеркивает важность заботы о людях и вещах, которые мы любим. Значение розы проявляется в действиях Маленького принца по ее защите и заботе о ней. Он понимает важность этого уникального хрупкого цветка и его символику. По мере развития сюжета Маленький принц все больше узнает о природе любви и отношений, помогая ему лучше понять свою розу и заботиться о ней. В целом, роза в «Маленьком принце» служит не только символ, но и как символ любви и заботы. Он подчеркивает необходимость ценить и ценить людей и вещи в нашей жизни, дорожить ими, даже если они уникальны и хрупки. Метафора баобабов В «Маленьком принце» автор Антуан де Сент-Экзюпери использует метафору баобабов, чтобы символизировать опасность пренебрежения своими обязанностями. Маленький принц предупреждает рассказчика, застрявшего пилота, об опасности баобабов, которые растут на его крошечной планете. Он объясняет, что даже самый маленький баобаб, оставленный без присмотра, может в конечном итоге вырасти настолько большим, что захватит всю планету. Баобабы символизируют проблемы и трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Если их не остановить, эти проблемы могут вырасти до такой степени, что станут непреодолимыми и поглотят всю нашу жизнь. Баобабы олицетворяют важность действий и инициативы в решении наших проблем и обязанностей.
О Маленьком принце
Одно слово - взрослые. Планета с неплохой репутацией Такой отзыв в "Маленьком принце" о планете Земля дает Географ. Экзюпери гораздо менее воодушевлен о ней и иронизирует. Два миллиарда взрослых, которые раздуваются от собственной значимости, легче пустоты по сравнению с их большой планетой. Желтая змейка Змейка - это первое живое существо, которое встретил на Земле Маленький принц. Она - сама смерть.
Ядовитая настолько, что после ее укуса жизнь длится полминуты. Удивительный собирательный образ. Говорит загадками, как сфинкс. Змея - образ древнего искусителя из Библии, который посеял смерть и этим занят до сих пор. Злая, вредная тварь, которая пожалела Принца.
Но только до поры, предсказав, что они еще встретятся, и чистый Мальчик со звезды будет ее искать по доброй воле. Учится Принц, учится читатель После каждой встречи Маленького принца, читатель постигает новую истину про себя самого. Принц тоже отправился путешествовать, чтобы учиться. В книге прямо прописаны лишь два факта - он стал несчастным из-за придирок Капризной Розы и решил путешествовать с перелетными птицами. Есть впечатление, что он устал от своей красавицы и бежал.
Но, хотя она так думала и извинилась перед его отлетом за дурное поведение, причина его отлета - поиск знания. Чему он научился в конце путешествия? Он научился любить свой прекрасный, но единственный во всем мире колючий цветок с трудным характером. В этом самая главная мысль "Маленького принца" - любить того единственного, кто послан тебе судьбой, вопреки всему, даже дурному в нем. Чтобы любовь делала его совершенством.
Отцы и дети Еще одна главная мысль Маленького принца - противостояние мира взрослых и детей. Первый представлен в основном худшими своими членами - от забулдыги до жадины. Он неприкрыто осуждается Экзюпери, воспоминания которого из детства печальны. Чем старше он становился, тем более скрывал свой внутренний мир, учился быть "как все". Он постоянно подчеркивает, что быть взрослым и лицемерным - одно и то же.
Взрослый мир на протяжении всего повествования постоянно удивлял Принца. Это тонкий и значимый момент - Принц изумлялся и не всегда понимал, а однажды до слез рассердился, но ни разу никого не осудил. И это очень помогает впускать внутрь сердца и принимать уроки от него. И дети, и взрослые лучше учатся и с радостью меняются к лучшему только в атмосфере доверия и принятия. Христианские параллели Для расширения кругозора и восприятия новых идей, которые в силу другого мировоззрения не приходят на ум естественным образом, интересно ознакомиться с отзывом о "Маленьком принце" христиан.
Хотя каждая из дорог — принуждение, потому что я оградил ее дорожными столбами. И что ты имеешь в виду, говоря «свобода» и не видя перед собой ни одной дороги? Или ты называешь свободой блуждание наугад в пустоте? Поверь, принуждение новой дороги увеличит твою свободу».
Глупость, зависть, закостенелость в праздности — вот с чем борется мудрый правитель. Скудные пески Юга из года в год взращивают племена, жаждущие жить, — наступает день, и эти племена завладевают мертвыми сокровищами мертвого народа. Я не люблю людей с омертвелым сердцем». Главной задачей правителя становится создание условий для самореализации народа и поиск объединяющей идеи.
Но если ты хочешь, чтобы они возненавидели друг друга, брось им маковое зерно». Поражает разнообразие лиц и сюжетов, чередой сменяющих друг друга в выдуманном царстве. Шаги к Господу Цитадель — это крепость, защищающая город от набегов беспощадных завоевателей. Помните евангельскую притчу о злых духах?
И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» Мф. Пожалуй, «Цитадель» Экзюпери — это та крепость, которую он воздвигал в защиту души от происков врага рода человеческого. Эта удивительная книга, конечно, не может претендовать на догматичность и бесспорность. Это не свод вероучительных истин.
Но для христианского сердца она безусловно даст богатую пищу для размышлений. Сквозь неспешное течение мысли на страницах «Цитадели» отчетливо проступают слова молитвы. Легко представить себе, как они зарождались в долгих полетах над поверхностью такой маленькой и такой уязвимой Планеты людей. Я хочу преисполнить моих воинов благородством, а храм, на который люди тратят себя и который для них смысл их жизни, переполнить красотой.
Но сегодня вечером, когда я шел с пустыней моей любви, я увидел маленькую девочку. Она плакала. Я повернул ее к себе и посмотрел в глаза. Горе ее ослепило меня.
Если, Господи, я пренебрегу им, я пренебрегу одной из частичек мира, и творение мое не будет завершено. Я не отворачиваюсь от великих целей, но не хочу, чтобы плакала и малышка. Только тогда мир будет в порядке. Маленькая девочка — тоже крупица Вселенной».
Экзюпери никогда не искал места поуютнее и поспокойнее, где бы можно было «отсидеться» и переждать «бурю». Напротив, везде он был в самом эпицентре событий, там, где труднее всего. И когда началась война — ни у кого не было сомнений, что Сент-Экс не окажется в стороне. И не потому, что был авантюристом или сорвиголовой.
Просто он не мог находиться вдали от страданий, от слез «маленькой девочки». Ведь и мне случается не спеша спуститься по ступеням моего замка в предрассветный сад и навестить свои розы. Я оглядываю их так внимательно, наклоняюсь к неловко изогнувшемуся стеблю, я, который в полдень будет решать: казнить или миловать, воевать или жить в мире. Быть или не быть царствам.
И, с трудом разогнувшись, потому что я уже стар, я говорю в своем сердце слова, что слышны и понятны всем садовникам на свете, живым и мертвым: «Этим утром и я подрезал мои розы» … Я окончу свой труд, облагородив душу моего народа.
Тема смерти в «Маленьком принце», связанная с образом змея, является одной из основных, и загадка смерти Маленького принца а значит, смерти вообще не раскрывается читателю до конца: финал притчи и ее символы неоднозначны. Точно можно утверждать только то, что смерть не властна нал чистой душой Маленького принца. Сам Маленький принц признается, что, с точки зрения земных законов и в глазах героя-рассказчика, он умрет: «Тебе покажется, будто я умираю... Но смерть эта - только потеря материальной оболочки: «Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести», - говорит Маленький принц и добавляет: «Но это все равно, что сбросить старую оболочку». Но герой-рассказчик не находит на песке тела Маленького принца: «Не такое уж оно было тяжелое», и решает, что Маленький принц все-таки вернулся на свою планету. Таким образом, смерть становится мотивом возвращения домой, и этот мотив существует тысячи лет в самых разных культурах, а в европейской восходит к учению Платона и очень тесно связан с христианской традицией. VI Образ Лиса.
Общечеловеческие ценности, смысл любви и привязанности, страдания и разлуки, открывает Маленькому принцу Лис, наиболее, пожалуй, загадочный персонаж книги. Появляется он в тяжелейший для Маленького принца момент, в минуту, когда тот жестоко разочаровывается в своем любимом цветке: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, а это была самая обыкновенная роза». Парадоксально, что пока цветок был «единственным на свете», у него не было имени, это был просто «цветок», а имя пришло вместе с осознанием ее «обыкновенности»; но «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Лис открывает Маленькому принцу, что значит «приручить»: «Это давно забытое понятие. Оно означает: создавать узы». Лис говорит о приручении, очень поэтично: «Но твоя походка позовет меня, точно музыка. И я полюблю шелест колосьев на ветру... А куры там есть? Если бы не эта ирония, образ Лиса мог бы показаться неестественным и слишком дидактичным, потому что все основные нравоучения, ставшие практически афоризмами, произносит в «Маленьком принце» именно Лис: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»; «Слова только мешают понимать друг друга»; «Зорко одно лишь сердце»; «Самого главного глазами не увидишь»; «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни»; «Ты в ответе за всех, кого приручил».
VII Финальная сцена. Пейзаж пустыни со звездой в небе на последней странице настолько лаконичен если так можно выразиться о нескольких простых линиях , что, не неся в себе черт конкретной реальности, становится емким символом, трактовать который можно по-разному: это и звезда, которая у каждого своя и к которой нужно вернуться, это и «роза», любовь, которая где-то ждет каждого человека, это и Вифлеемская звезда, символизирующая грядущее спасение человечества, это и смеющиеся бубенец, и колодец в небе, утоляющий жажду странника в пустыне. Заключение Подводя итог, можно отметить то, что «Маленький принц» Экзюпери изобилует различными символами и образами, но они не могут быть «раскодированы» как-то однозначно. Каждый из них может нести в себе множество значений. Но благодаря им проясняется идея произведения. Она состоит в утверждении общечеловеческих таких ценностей как любовь, дружба и ответственность за любимых существ и за мир в целом: «Проснулся утром - приведи в порядок свою планету». Смерть Маленького принца тоже несет в себе некий символ. Финальной точкой «Маленького принца» становится преодоление им смерти, которое заключается в обретении им смысла жизни. Маленький принц, являющийся воплощением всех лучших качеств человека, раскрывает тайну бытия собственного и универсального - любовь побеждает смерть, нравственная чистота и искренность позволяют тебе, потеряв материальное, тело продолжить жизнь.
Ты не умираешь, пока ты не забыт и пока кому-то нужен, пока несешь ответственность за кого-то. Смерть является лишь продолжением жизни, и если понять это, как понял Маленький принц, тебе она не страшна. Зайцева В. Автореферат дисс. Мачарашкина Н. Исбах А.
Он не разделял взгляды нового правительства и всей душой ненавидел нацизм. Прообразом нацизма на планете Маленького принца явились баобабы, которые разрушали его планету. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой». В США писатель не находил себе места: родина захвачена фашистами, война забрала самого близкого друга, вокруг равнодушные небоскребы и толпы безразличных людей. Экзюпери переживал о современном поколении, которое забыло о духовности и погрязло в заботах о материальных благах. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей». Сент-Экзюпери в лодке на озере близ Монреаля Канада. Стоп-кадр съёмки в мае 1942 года. Написание сказки «Маленький принц» стало своеобразной отдушиной автора, его возможностью переложить на бумагу все свои мысли и переживания, оставить нынешнему и будущим поколениям пищу для размышлений о самых главных человеческих ценностях. Тайна гибели: авиакатастрофа Браслет Сент-Экзюпери, найденный близ Марселя. Фото: wikipedia Через две недели после выхода книги Экзюпери покидает США и присоединяется к войскам де Голля в качестве военного пилота, чтобы продолжить борьбу за освобождение любимой Франции и мира от фашизма. В июле 1944 года Экзюпери отправился в очередной разведывательный полет и больше не вернулся. Только в 1998 году был найден браслет писателя на побережье Марселя, а спустя пять лет на дне Средиземного моря были обнаружены обломки самолета. Тело автора так и не было найдено. Тогда — очень прошу вас!
Главное произведение Экзюпери, без которого писателя не понять
Смысл названия книги «Маленький принц» — относит читателя к главному герою. Маленький принц учит, что необязательно обращать внимание на злых, тщеславных людей, которые в погоне за материальными ценностями перестали быть собой. В сказке Сент-Экзюпери “Маленький принц” герой – золотоволосый мальчик, изучающий мир людей, ищет смысл в их занятиях, поступках и взглядах на жизнь. Произведение «Маленький принц» является не просто детской сказкой о путешествии по планетам, а настоящим ключом, дающим ответы на многие вопросы.
Аналогии с биографией автора
- Два мира в повести
- Образы и символы в произведении «Маленький принц» Антуана де-Сент-Экзюпери
- Пушкин сделал!
- "Маленький принц": анализ. "Маленький принц": произведение Сент-Экзюпери
Сочинение на схожие темы
- Содержание
- Маленький принц (герой) • описание героя
- Смысл произведения Маленький принц | Какой Смысл
- Анализ произведения «Маленький принц» Экзюпери
О чем и какой смысл произведения "Маленький принц"
О необходимости беречь его, а не терзать войнами и конфликтами. Эта мысль была актуальна во время написания книги, и остаётся актуальной по сей день. Тем, кто любит свой дом, свою планету, так же как этот малыш, необходимо ежедневно проводить уборку, не позволяя баобабам вырастать до опасных размеров. Экзюпери напоминает о том, что люди слишком заняты властью, деньгами и технологиями, забывая о самых главных вещах: мире, любви, дружбе. Что люди заблуждаются, полагая, что нет ничего важнее цифр и фактов, и не думая о том, что факты достаточно часто скрывают правду, заставляя упускать подлинный смысл жизни. Концовка этой истории говорит о том, насколько хрупок, на самом деле, наш мир и как важно беречь всё то, что мы любим, что нам дорого.
И что ценой жизни любимой Розы может быть всего лишь отсутствие ремешка на наморднике барашка. И как легко потерять то, что составляет смысл нашей жизни. Эта история трогательная и поучительная одновременно. Какой же основной вывод можно сделать по прочтении этого произведения? Оно заставляет задумываться об очень многих вещах: о необходимости иметь настоящего друга, о важности ответственности за того, кого приручил.
О том, что не нужно закрываться на своей планете, учиться быть открытым, познавать мир вокруг и самого себя. В этом смысл жизни и суть истории о маленьком мальчике, прилетевшем на Землю со своей сказочной планеты. Автор статьи Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
И какой именно смысл вкладывал в свою притчу сам Экзюпери кажется, прежде всего антивоенный и примитивно-гуманистический — в данном случае довольно вторично. Понятно, что он вырос в культуре, имеющей христианские корни, но как он сам относился к христианству? Были ли у него вообще какие-то четкие и внятные убеждения? Он происходил из аристократической католической семьи его полное имя Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сэнт-Экзюпери, он имел право именоваться графом , и учился в католических пансионах. Однако о его сколько-нибудь последовательных христианских убеждениях в сознательном возрасте ничего не известно. Его образ жизни не соответствовал ни образу романтического героя, ни строгим католическим принципам — как и брак с Консуэлло Сандоваль, Розой «Маленького принца». Наверное, можно сказать, что религией Экзюпери был гуманизм, впрочем, довольно расплывчатый. Можно ли его считать христианским? Одна из главных идей книги — о ценности детства как главного периода человеческой жизни и о детях как природных пророках и философах-тайнозрителях — кажется мне сомнительной.
Хотя с большинством утверждений книги — хрупкое нужно беречь, о слабых заботиться — спорить трудно, однако и особенные откровения среди этих утверждений мне разглядеть трудно. Пусть дети прочтут и увидят свое — Как Вы думаете, когда пятиклассники читают «Маленького принца», нуждаются ли они в каких-то комментариях взрослых, или лучше пускай просто читают, а понимать начнут, когда станут постарше? Это полезно и неизбежно при чтении для самого себя и довольно безответственно при чтении другому. Для чтения с детьми вполне достаточно «реального комментария», рассказа о том, что автор действительно был летчиком и его самолет действительно потерпел крушение в пустыне, а прототипом Розы была его жена Консуэло правда, тогда стоило бы сказать, что пять тысяч роз розового сада — тоже мотив вполне автобиографический. Насчет «поймешь, когда вырастешь» — не думаю, что это правильно. Глубина этой книги, якобы, скрытая от глаз и раскрывающаяся со временем — по-моему, ее главная мистификация. В действительности тех, кто перечитывает Экзюпери в «сознательном возрасте», слишком часто постигает жестокое разочарование.
Лис, хоть и животное, но гораздо мудрее многих людей. Он делится с Маленьким принцем простыми истинами и учит его уважать, заботиться, любить и ценить то, что имеем.
Перефразировать абзац В финале читателя ожидает непредвиденный поворот, но нет, не волнуйтесь, смерть Маленького Принца - всего лишь аллегория, на самом деле он освобождается от своего тяжёлого тела, чтобы вернуться к любимой Розе. Перефразировать абзац Вернуть оригинал Подводя итог, хочется отметить, что своим произведением автор призывает читателей сплотиться, чтобы вместе оберегать и защищать наш общий дом - любимую планету. Писатель напоминает о том, что мы в ответе за тех, кого приручили, ведь они, более слабые, нуждаются в нас. Но самый ценный совет автора — постараться до самой старости сохранить в своей душе частичку ребёнка: уметь радоваться мелочам, жить настоящим моментом, ценить окружающих тебя друзей и близких, а не деньги и славу. Перефразировать абзац.
Тема смерти в «Маленьком принце», связанная с образом змея, является одной из основных, и загадка смерти Маленького принца а значит, смерти вообще не раскрывается читателю до конца: финал притчи и ее символы неоднозначны. Точно можно утверждать только то, что смерть не властна нал чистой душой Маленького принца. Сам Маленький принц признается, что, с точки зрения земных законов и в глазах героя-рассказчика, он умрет: «Тебе покажется, будто я умираю... Но смерть эта - только потеря материальной оболочки: «Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести», - говорит Маленький принц и добавляет: «Но это все равно, что сбросить старую оболочку». Но герой-рассказчик не находит на песке тела Маленького принца: «Не такое уж оно было тяжелое», и решает, что Маленький принц все-таки вернулся на свою планету. Таким образом, смерть становится мотивом возвращения домой, и этот мотив существует тысячи лет в самых разных культурах, а в европейской восходит к учению Платона и очень тесно связан с христианской традицией. VI Образ Лиса. Общечеловеческие ценности, смысл любви и привязанности, страдания и разлуки, открывает Маленькому принцу Лис, наиболее, пожалуй, загадочный персонаж книги. Появляется он в тяжелейший для Маленького принца момент, в минуту, когда тот жестоко разочаровывается в своем любимом цветке: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, а это была самая обыкновенная роза». Парадоксально, что пока цветок был «единственным на свете», у него не было имени, это был просто «цветок», а имя пришло вместе с осознанием ее «обыкновенности»; но «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Лис открывает Маленькому принцу, что значит «приручить»: «Это давно забытое понятие. Оно означает: создавать узы». Лис говорит о приручении, очень поэтично: «Но твоя походка позовет меня, точно музыка. И я полюблю шелест колосьев на ветру... А куры там есть? Если бы не эта ирония, образ Лиса мог бы показаться неестественным и слишком дидактичным, потому что все основные нравоучения, ставшие практически афоризмами, произносит в «Маленьком принце» именно Лис: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»; «Слова только мешают понимать друг друга»; «Зорко одно лишь сердце»; «Самого главного глазами не увидишь»; «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни»; «Ты в ответе за всех, кого приручил». VII Финальная сцена. Пейзаж пустыни со звездой в небе на последней странице настолько лаконичен если так можно выразиться о нескольких простых линиях , что, не неся в себе черт конкретной реальности, становится емким символом, трактовать который можно по-разному: это и звезда, которая у каждого своя и к которой нужно вернуться, это и «роза», любовь, которая где-то ждет каждого человека, это и Вифлеемская звезда, символизирующая грядущее спасение человечества, это и смеющиеся бубенец, и колодец в небе, утоляющий жажду странника в пустыне. Заключение Подводя итог, можно отметить то, что «Маленький принц» Экзюпери изобилует различными символами и образами, но они не могут быть «раскодированы» как-то однозначно. Каждый из них может нести в себе множество значений. Но благодаря им проясняется идея произведения. Она состоит в утверждении общечеловеческих таких ценностей как любовь, дружба и ответственность за любимых существ и за мир в целом: «Проснулся утром - приведи в порядок свою планету». Смерть Маленького принца тоже несет в себе некий символ. Финальной точкой «Маленького принца» становится преодоление им смерти, которое заключается в обретении им смысла жизни. Маленький принц, являющийся воплощением всех лучших качеств человека, раскрывает тайну бытия собственного и универсального - любовь побеждает смерть, нравственная чистота и искренность позволяют тебе, потеряв материальное, тело продолжить жизнь. Ты не умираешь, пока ты не забыт и пока кому-то нужен, пока несешь ответственность за кого-то. Смерть является лишь продолжением жизни, и если понять это, как понял Маленький принц, тебе она не страшна. Зайцева В. Автореферат дисс. Мачарашкина Н. Исбах А.