В народном календаре проходит славянский праздник Жаворонки или Сороки. Один из ярких праздников в народном календаре славян, который приходится на 22 марта и в 2024 году выпадает на пятницу. 9/22 марта – день Сорока мучеников севастийских, установлен в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру на Севастийском озере в 320 г. н.э.; народное название Дня – «Сороки».
Весенние праздники
- История праздника
- Приметы на 22 марта: что нельзя делать в праздник Сороки
- 22 марта 2023 года что нельзя делать
- «Народный праздник Сороки» — Межпоселенческий культурно-досуговый центр
- Главное меню
Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников
- «Сороки» – день памяти Сорока мучеников севастийских
- Народный праздник сороки - 85 фото
- Фольклорный праздник «Сороки»
- Народный праздник сороки
Сороки, Жаворонки
22 марта 2023 года проходит народный праздник Сороки или Жаворонки и церковный день памяти сорока Севастийских мучеников. Народные традиции. Праздник встречи весны Жаворонки, праздник встречи весны Сороки. Когда отмечают Сороки, традиции празднования Сорок. как пекут жаворонков из теста. 40 Святых (Сороки) – это день, который посвящен памяти мучеников. 9/22 марта – день Сорока мучеников севастийских, установлен в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру на Севастийском озере в 320 г. н.э.; народное название Дня – «Сороки». Есть и народный праздник Сороки, жаворонки 22 марта — его считают вторым началом весны. На народе этот день прозвали «Сороки» и «Сорок сороков».
Народные приметы на 22 марта 2023 года
- Традиции и обряды
- 40 святых мучеников (Сороки) в 2025 году: что за праздник, когда будет, традиции и приметы дня
- Что еще почитать
- Праздник Сороки
Статьи по этнологии
Праздник широко отмечался на Руси и считался второй встречей весны — между Сретением 15 февраля и Благовещением 7 апреля. Поскольку праздник Сороки, как правило, приходится на Великий пост , ритуальное печенье, которое пекли к этому дню, делали постным. История праздника Сорок сороков Русская православная церковь 22 марта вспоминает Сорок севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в Севастии Малая Армения, современная Турция в 320 году при императоре Лицинии. Западные христиане чтут этих героических воинов 9 марта.
История праздника такова. Во времена гонений на веру Христову сорок римских воинов-христиан отказались приносить жертву языческим богам, были за это подвернуты пыткам, а потом их раздетыми вывели на лед.
Прилетают из теплых стран жаворонки, которые несут на своих крылышках весну-красну. В этот день пекут обрядовое печенье «Жаворонки» и весну закликают. Сердечно приглашаем всех на праздник «Сороки», где Вы познакомитесь с весенними закличками, поиграете в народные игры, испечете постное печенье «Жаворонки» по традиционным рецептам. Опытная мастерица-кукольница научит взрослых и детей своими руками делать текстильную игрушку «Птичку-невеличку».
Западные христиане чтут этих героических воинов 9 марта. История праздника такова. Во времена гонений на веру Христову сорок римских воинов-христиан отказались приносить жертву языческим богам, были за это подвернуты пыткам, а потом их раздетыми вывели на лед.
Рядом затопили баню для отступников, готовых отказаться от веры. Один из воинов не выдержал, вбежал в баню и, согласно преданию, тут же упал замертво. Однако его место занял другой римский воин, который был так потрясен стойкостью однополчан, что сам уверовал в Христа.
Веснянка» по адресу: ул. Гимназическая, 67. Стоимость билета: 70 рублей.
Праздник Жаворонки: почему этот день важен для славянских народов
Один из воинов не выдержал, вбежал в баню и, согласно преданию, тут же упал замертво. Однако его место занял другой римский воин, который был так потрясен стойкостью однополчан, что сам уверовал в Христа. Героические воины были казнены, их тела сожжены, а кости брошены в воду, однако епископ севастийский сумел собрать останки и предать их земле. День памяти Сорока севастийских мучеников в православии считается день всех православных мужчин, по аналогии с Днем жен-мироносиц отмечается в мае , который считается праздником православных женщин. Сорок сороков в народной традиции Праздник Сороки, или Сорок сороков считался на Руси второй встречей весны — между Сретением и Благовещением. Сороки был чрезвычайно почитаемый в народе праздник, один из самых больших и важных в году. Он символизировал окончание зимы, был связан с весенним равноденствием и скорым началом полевых работ.
На Руси говорили: «На Сороки день с ночью меряется: зима кончается — весна начинается». Одним из символов народного праздника были возвращающиеся из-за моря птицы. Считалось, что их возвращается сорок разных видов, но главным вестником весны считался жаворонок. Птиц, а особенно жаворонков следовало почтить специальным угощением: для этого хозяйки загодя пекли постное печенье в форме птичек, как правило, по сорок штук, в память воинов-мучеников. Печенье называлось жаворонки в честь главных вестников весны.
Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да в придачу среди них один из тюремщиков!
В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке.
О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их. В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Фото: tatmitropolia. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз.
Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу. Источник Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта новый стиль. Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны.
Кроме запретов, существовали и рекомендуемые обычаи. Например, в этот день весны надо обязательно печь сдобу в виде жаворонков, которые возвращаются из тёплых краёв вместе с ещё 39 породами птиц. А поскольку жаворонок всегда символизировал весну, печенье формовали именно в виде этой крошечной птички. В этот день молились Албазинской иконе Божией Матери, принося ей благодарности и просьбы о защите, о вспоможении беременным и роженицам, воинам в далёком походе. Девушки вечерами пели «веснянки» — песни в особенном исполнении, напоминающие ауканье. Желающие поскорее выйти замуж должны были сварить 40 вареников и угостить ими парней.
В этот день церковь давала послабление в пост, и люди могли есть пищу с растительным маслом. Приглашали родственников и старались собрать как можно больше народа. Ходили в храмы на специальную литургию. По традиции девушки отсчитывали 40 нитей и рвали их, чтобы ускорить приход весны, а женщины семейные засевальщицы раскидывали по огороду мак в надежде, что урожая будет в 40 раз больше. В этот же день топтали «ряст» первую зелёную траву. Примета утверждала — кто оттопчет ряст, тот будет здоров весь год. Этим занимались даже пожилые люди.
Неслучайно первые обманчивые весенние оттепели вошли в поговорку: «Раненько март веснянку затягивает». По обычаю, известному у русских и других восточнославянских народов, к празднику «Сороки» было принято печь из пресного текста, пшеничного или ржаного, птичек — «куликов», «жаворонков», «птушек», «чувилек» в подражание пению птиц — «чувиль-виль-виль» ; глаза птичкам делали из изюминок, орехов, сушеной черники или других ягод. Форма «птушек» могла быть различной, смотря по вкусу и умению хозяйки, но считалось важным подчеркнуть расправленные крылья — птички всегда изображались летящими. Выпечные фигурки птичек давали на забаву детям.
Приметы и запреты народного праздника «Сороки», отмечаемого ежегодно 22 марта
Это один из весенних праздников, который был посвящен встрече Дня весеннего равноденствия, которое было чуть ли не главным событием в жизни славян. На Руси существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками.
Сердечно приглашаем всех на праздник «Сороки», где Вы познакомитесь с весенними закличками, поиграете в народные игры, испечете постное печенье «Жаворонки» по традиционным рецептам. Опытная мастерица-кукольница научит взрослых и детей своими руками делать текстильную игрушку «Птичку-невеличку». Вас ждут весенние хороводы, уличные игры, молодецкие забавы, песни под гармонь и хорошее настроение. Прекрасно проведете выходные на свежем воздухе...
Весь хлеб у нас поела! Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был". С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и прочее, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
На Руси существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Новости страны Северной
Именно в этот период все течет и все изменяется. Кроме осуществления своих планов в обычной жизни, активно занимаемся ремеслом. За февраль заготовлены обереги на все случаи жизни. Надо пополнить запасы инструментария, рабочих материалов, трав, благовоний и свеч. В этот период вообще хорошо заниматься свечной магией. Вложите в новую зеленую свечу заговор на успех в делах и финансовой сфере, сделайте новый амулет на любовь. Особым днем является 6 марта, в народном календаре его называли — Весновей, а значит, он посвящен Стрибогу, богу ветров, новых веяний, новостей. Именно этот день — теплого ветра. Можно открывать в доме все окна, дать ветрам овеять дом, обязательно прогуляться в этот день пешком, чтобы почувствовать новые веяния, весенний запах. Еще для этого дня стоит припасти колокольчик — пусть изгонит из дома негатив.
Ритуал отпускания прошлого До 14 марта нужно сделать и еще кое что важное. Надо избавиться от всего старого и отжившего. Не в доме или на работе, а в душе. У каждого из нас за год случались неудачи, промахи, расставания, какие-то моменты вызывают сожаление, рождают опасное «если бы тогда я поступил иначе…». Вот это все нужно убрать, отказаться от него, отсечь. Ритуал прост: пишем на листе бумаги все имена, какие стоит убрать из своей жизни, события, промахи, неудачи, тягостные мысли и воспоминания. А потом вычеркиваем каждую строку красным карандашом. После лист рвем и сжигаем. Можно провести этот ритуал именно в день ветра, и потом пепел торжественно развеять.
Только вычеркивайте уверенно, отпускайте, отказывайтесь по настоящему. Потому что начинался новый сельскохозяйственный цикл. С этого момента темные боги сменяются на светлых. И до 20 марта стоит отдать дань уважения темному времени года. Можно провести обряд благодарения, вспомнить все случаи своего обращения за помощью к Велесу, Марене, Макоши а случается и к Карачуну за зиму, и благодарить богов за помощь в каждой такой ситуации. На каждый случай зажигать свою свечу, обязательно ароматизированную, аромат выбирать соответствующий той области жизни, какую помогли исправить. Так свечи горят весь вечер. Так же в этот период в доме всегда должны быть свежие цветы — для богов. Можно носить украшения с прозрачными, синими, льдистыми или темными полудрагоценными камнями, снова как дань Повелителям Зимы.
Славянский календарь на 20 - 25 марта Приближение очередной Точки Года. Весеннего равноденствия. Славяне отмечали этот праздник, придавая ему столь же большое значение, как и виккане. На Руси этот праздник назвался Масленница. Точнее, с 20 марта начиналась настоящая масленичная неделя. Стоит в двух словах объяснить, что настоящая Масленница — это всегда чествование Равноденствия. И оно всегда происходило в одно и тоже время. Современные масленичные гулянья — «плавающие», это дань двоеверию, где язычество уживается с православием. Всем известно, что Пасха каждый год в разное время, как она высчитывается ежегодно, объяснять не буду.
Но из-за дня празднования Пасхи стала переноситься и Масленница, теперь отмечаемая неделю до Великого Поста, за 7 недель до Пасхи. Традиция за века почти не изменилась — это неделя проводов Зимы. Второе название этой недели — Комоедицы связано с древним словом — ком. Так называли медведя. Считалось, что в эту пору медведь просыпается в своей берлоге. И ему несли угощение — блины. Блинная жертва очень важна. Медведь — это еще один образ Велеса, а блин — изображение солнца. Таким образом, происходит переход образ божества от Хозяина Навия к «скотьему богу».
Ведомские традиции в Масленицу несут общую социальную нагрузку. Это создание, а потом и сжигание чучела Марены, возжигание огненных колес.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Весеннее равноденствие — день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются. Праздник в народе назывался по-разному: "Сороки", "Жаворонки", "Кулики", "Тетерочный день". Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями — тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце. Традиция печь на праздник "Сороки" изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами». Обряды праздника "Сороки" Праздник "Сороки" считался детским. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детям и молодежи отводилась основная роль в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.
А впервые выгоняя коров и лошадей на весенние пастбища, их благословляли ивой, чтобы животные не терялись и их не испортила нечистая сила. Праздник 24 марта — Ярило Красный, славянская Пасха Через несколько дней после Новолетия, 24 марта, наступал Ярило Красный — славянский предок христианской Пасхи. Согласно поверьям, в этот день солнце-дитя становилось солнцемюношей, день окончательно одерживал победу над ночью, весна побеждала зиму, жизнь одолевала смерть. Весь славянский мир славил возрождение любви, доброты, надежды и радости жизни. Наши предки верили, что в этот день Всевышний Род отворяет врата Ирия, и через них нисходит в человеческие души очистительный огонь. Всякое обрядовое действие обретало в праздник особый смысл, и волхвы следили за соблюдением традиций. Первое полнолуние после Ярилина дня, например, считалось самым подходящим временем для зачатия ребенка. Волхвы считали, что именно тогда организм человека находился на подъеме, был полон небесной энергии и подготовлен к зачатию сильного, жизнеспособного потомства. И природа, в свою очередь, благотворно влияла на человека, всеми силами помогая ему в важном действе. В ночь перед праздником люди отправлялись к языческому капищу на торжественное славление. Волхвы разводили на жертвеннике ритуальный огонь, который поддерживали до восхода солнца. В эту ночь мужал Ярило — бог возрождения природы, плодовитости, весеннего солнца, и огонь символизировал это возмужание. Те, кто не мог отправиться на славление и оставался дома, должен был до утра поддерживать огонь в печи или жечь до утра свечу. Считалось добрым знаком, если хозяйка приносила с капища частицу жертвенного огня и обновляла пламя в домашнем очаге. Утром люди снова собирались на капище, наряженные в праздничную одежду, оставаться в это время дома считалось дурной приметой. У жертвенников волхвы освящали крашенки для праздничного угощения и писанки. Крашенки — это вареные яйца, покрашенные природными красителями в один цвет. Крашенки ели за столом в Ярилин день, ими играли в обрядовые игры. Писанки — сырые яйца, разрисованные символическими узорами, они символизировали человеческий мир, который оплодотворяет небесная сила ради появления нового урожая и продолжения непрерывного творения мира.
Церковный праздник сегодня 22 марта 2024: Что нельзя делать, приметы
Но сакральная тайна славянского праздника открывается не тогда, когда народ по объявлению о массовых гуляниях повалил праздновать, а, напротив, в особые, священные волшебные дни — даже если про них никто не вспомнил. 22 марта 2024 года Церковь празднует память сорока мучеников Севастийских. Сегодняшний день в народном календаре носит название Сороки или Сорок сороков. Сегодняшний день в народном календаре носит название Сороки или Сорок сороков. 9/22 марта – день Сорока мучеников севастийских, установлен в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру на Севастийском озере в 320 г. н.э.; народное название Дня – «Сороки».
О птице сороке , празднике Сорока Севастийских мучениках и о народной куколке "Сорока"
День памяти Сорока севастийских мучеников в православии считается день всех православных мужчин, по аналогии с Днем жен-мироносиц (отмечается в мае), который считается праздником православных женщин. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В этот день в Краснинском краеведческом музее прошло мероприятие «Сороки – весенний праздник птиц» из цикла «Праздники народного календаря». В народе день для приготовления печенья называется Тетёры, а сам праздник Закличек Весны зовут Сороки – иногда эти названия сливаются в один праздник. Со́роки, Жаворо́нки — день народного календаря у славян, приходящийся на 9 марта (22 марта). В народной этимологии название дня произошло от Сорока мучеников севастийских. В этот день близкие военнослужащих молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их сыновья, мужья и братья благополучно закончили военную службу. В народе 22 марта издавна считают днём второй встречи весны.
Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта
Праздник Жаворонки: почему этот день важен для славянских народов Поделиться На день весеннего равноденствия в марте месяце приходится древний славянский праздник Жаворонки, который мало кто знает и даже люди золотого возраста уже почти и не вспоминают. А праздник Жаворонки имеет свой смысл, свою историю и свои обычаи. Жаворонки — вестники весны Как бы старину стародавнюю» Древнерусский стихотворный сборник Кирши Данилова История и культура нашего народа насчитывает не одно столетие. Веками она обогащалась новыми знаниями и умениями, традициями и обрядами, продолжая хранить память об опыте и обычаях предков. На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Весна окончательно сменяет зиму, а день меряется с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы.
Считалось, что именно жаворонки на своих крыльях приносят весну. В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». По народному поверью «Жаворонок за собой сорок птиц привел». Но название «Сороки» появилось не только по числу прилетающих птиц, но и в память о сорока мучениках севастийских, казненных за веру, день поминания о которых приходится на 22 марта. В преддверии этого народного праздника симферопольская библиотека организовала для своих читателей, а также удаленных пользователей час весеннего настроения «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите».
РФ Рождество было принято праздновать в течение двух-трёх дней, включая Сочельник и последующий день, который назывался Бабьи каши и был посвящён роженицам и повитухам. Помимо христианского обозначения, Рождество у славянских народов также называлось Коляда у украинцев, белорусов и болгар и Карачун у карпатских украинцев и словаков. Обычаи Рождества имеют много общего с тем, что происходило на Новый год — в них тоже заметна магия первого дня. В этот день было принято вставать рано утром и приносить для умывания из реки или колодца непочатую воду — считалось, что Господь ее освящает, и кто добудет такую воду первым, заберёт себе весь спор — всю удачу в течение года.
Большое значение люди придавали тому, кто в этот день станет первым посетителем — считалось плохой приметой, если первой в дом войдёт женщина. На рождественскую службу в церковь старались прийти в новой одежде. На этот счёт даже есть поговорка: «На светлой на пасхальной неделе — Прим. Славяне запоминали день недели, на который пришлось Рождество, и старались в течение года все самые важные работы совершать именно в этот день. В день Рождества по домам ходили христославы — подростки, которые с разрешения хозяев пели тропари, псалмы или другие божественные произведения. Часто они несли с собой светящуюся «вифлеемскую звезду» на палочке. Поскольку на Рождество пост заканчивался, праздник отмечали обильным обедом, на котором было много мяса — прежде всего, свинины: поросёнок, начинённый кашей, копчёный окорок, холодец из свиных ножек и т. Крещение На Рождество и Крещение дети или молодёжь устраивали обходы домов. Возле каждого они пели колядки — специальные песенки с пожеланием здоровья и богатства хозяевам, требованием вознаграждения и угрозами тем, кто жадничает.
Хозяева дома в ответ давали колядовщикам пироги, печенья-козульки и сладости. Компанией колядовщиков командовала девушка, которую называли мехоноска — потому что она несла мешок с собранной едой и руководила её последующим дележом. Святочные молодёжные посиделки проходили особенно празднично: на них собиралось больше народа, в том числе зрители, все пели, плясали, играли в игры. Девушки старались продемонстрировать все свои самые лучшие наряды, переодеваясь по нескольку раз в день. В более спокойные святочные вечера рассказывали сказки. Время между Новым годом и Крещением называлось страшными вечерами — считалось, что в этот период черти свободно гуляют по земле. Как живое олицетворение нечистой силы, молодые люди в это время ходили ряжеными по улицам и домам. Если взглянуть на сохранившиеся святочные маски или старые фотографии, видно, что многие ряженые действительно были очень страшными. Например, часто рядились покойником — во всём белом, с лицом, обсыпанном мукой, и длинными «зубами» из репы.
Ряженые специально пугали прохожих и людей в домах — особенно доставалось девушкам — но одновременно и смешили. В страшные вечера парни устраивали бесчинства — например, обливали чью-нибудь входную дверь водой, чтобы она примёрзла и не открывалась, или закрывали печную трубу, чтобы дым шёл в дом — и им это прощалось. Константин Маковский «Святочные гадания», 1905. Было много других вариантов гаданий, включая довольно страшные — например, пойти со свечой и двумя зеркалами в тёмную баню и позвать суженого-ряженого ужинать. С Крещением эти забавы заканчивались, и всем, кто в них участвовал, полагалось очиститься от грехов путём купания в проруби — православная церковь считала веселые и жутковатые старинные обычаи «бесовскими». Масленица Следующим большим праздником была Масленица, которую праздновали в феврале-марте, за семь недель до Пасхи. Однако промежуток между ней и святками люди тоже проводили неплохо — это время называлось мясоедом, и на него приходилось много свадеб. Каждый из семи дней масленой сырной недели носил особое название: понедельник — встреча; вторник — заигрыш; среда — лакомка, разгул, перелом; четверг — разгуляй-четверток, широкий; пятница — тёщины вечёрки; суббота — золовкины посиделки, проводы; воскресенье — прощёный день. Основным содержанием Масленицы было, конечно же, изготовление и совместное поедание большого количества блинов — это принято было делать в течение всей масляной недели.
Самый первый блин шёл за упокой: его клали на слуховое окно на чердаке или отдавали нищим — считалось, что таким образом он попадает к умершим предкам. Почитание покойников было так же характерно для Масленицы, как и для других зимне-весенних праздников. Борис Кустодиев «Масленица», 1920. Последнее делали люди всех возрастов — на санках, корытах, шкурах, обледенелых рогожах. Девушки скатывались с гор на своих донцах прялках — чтобы лён рос длинным и чтобы побольше напрясть. Особое внимание на Масленицу уделяли молодожёнам — они обязательно должны были скатиться с горы вдвоём и съездить в гости ко всем, кто побывал у них на свадьбе. Существовал обычай столбы — «выставка» молодожёнов, когда они в своих свадебных нарядах стояли вдоль улицы и по требованию зрителей должны были целоваться. В среду или пятницу на масляной неделе зятьям полагалось навещать своих тёщ с подарками, а тем — угощать их. Народ сложил немало юмористических песен об этих визитах.
А тем парням, кто в течение года так и не женился, женщины привязывали на ногу колодку — чтобы её снять, приходилось «откупаться» сладостями и водкой. Заканчивалась масляная неделя «проводами» Масленицы — куклы, которую одевали как девушку и давали ей в руки блин и помазок. Масленицу с песнями вывозили на санках за околицу селения в заснеженные поля, после чего разрывали её на части и разбрасывали по округе или сжигали — предполагалось, что это хорошо повлияет на будущий урожай. Весенние праздники С Масленицы до Пасхи больших праздников не было — семь недель шёл пост. Но были весенние дни, с которыми связаны интересные языческие обычаи. Первый день весны по старому стилю приходился на Евдокию сейчас это 14 марта. С Евдокии дети начинали «кликать весну», для этого они залезали как можно выше — на крыши домов, на деревья — и пели песенки-веснянки. Весну вызывали издалека, как если бы она была перелётной птицей — славяне ассоциировали приход весны с возвращением птиц. Похожее происходило на Сороки День памяти 40 мучеников, 22 марта.
Об этом дне говорили: 40 морозов и 40 птиц прилетает.
Так, в Брагинском районе жаворонки превращались в голубей, в Ветковском — в галок, в других местностях их именовали куликами. Различалось и практическое применение выпечки. В некоторых регионах ее раскладывали на верхней перекладине ворот или в других местах на подворье, чтобы съели пернатые. Исследователи полагают, что в этой традиции прослеживается связь с языческим обрядом задабривания духов предков. Однако в классическом варианте выпечку раздавали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала с ними на крыши или носилась по деревне с длинными палками, на концах которых закреплялись сдобные птички, и распевала песни-веснянки: Жаворонки, прилетите,.
Интересно, что возвращаются к нам они по отдельности: первыми прилетают самцы, они находят первые проталины и греются на них маленькими стайками. Самки прибывают «с курорта» только спустя пару недель, и принимаются за поиск места для гнездования и строительство гнезда. Ну а самцы… самцы поют свои знаменитые песни в честь прекрасных дам! По представлениям наших предков, на зимовку перелетные птицы улетали не на Средиземноморское побережье, или, к примеру, в Египет, а непосредственно в рай. Ну а из рая, само собой, возвращались сытыми, веселыми и с теплой погодой на крылышках. А кому же не хочется наступления тепла? Поэтому перелетных птиц ждали, и даже по мере сил старались приблизить их прилет. Традиции встречи весны: заклички и выпечка Как же празднуются Сороки-Жаворонки? Есть две народные традиции, прочно связанные с этим днем.