Так, в истории Церкви было немало святых военачальников и бойцов, среди которых мученик Маврикий, чья память совершается сегодня.
Блаженный и святой подвижник игумен Маврикий
Мы готовы претерпеть ради Него любые пытки и никогда не отречемся от веры»". Тогда нечестивый кесарь приказал своему войску окружить весь легион, дабы ни один воин не избежал смерти. И вот воины Христовы, окруженные воинами диавола, были казнены нечестивыми руками и затоптаны копытами коней. Так бесценные мученики посвятили себя Христу. Претерпели же они страдания в лето Господне 280-е». В Париже в библиотеке Арсенала хранится удивительная рукопись. Несколько миниатюр этой рукописи приписывают кисти Андреа Мантеньи или кому-нибудь из не менее знаменитых художников Возрождения. Рукопись содержит деяния святого Маврикия, и она была сделана по заказу воинского братства, во главе которого стояли венецианцы.
На миниатюре изображено собрание этого братства, находящегося под эгидой святого Маврикия здесь представлена его скульптура. Святой Маврикий издавна почитался как покровитель воинов, рыцарства и христианского долга, поэтому его миниатюру можно видеть в этой рукописи. Другой художник это сразу видно по стилю выполняет несколько миниатюр-«заставок», сопровождающих текст. Здесь изображены сцены ухода войска и его избиение «воинами диавола», как говорит Иаков Ворагинский. Следующая миниатюра иллюстрирует рассказ, который заключает повествование Иакова Ворагинского: «Когда палачи делили добычу и пировали, некий старец по имени Виктор случайно проходил мимо, и солдаты пригласили его присоединиться к трапезе. Он начал расспрашивать, как могло случиться, что они радостно пируют среди стольких тысяч убитых. Ему объяснили, что те воины погибли за веру Христову.
Тогда старец разрыдался, и застонал, и, воодушевившись, воскликнул, что он также обретет блаженство, если падет рядом с ними. Солдаты поняли, что перед ними христианин, набросились на старца и тотчас его убили». Согласно легенде, какие-то из воинов остались живы и добрались до разных мест на территории Галлии. Они крестили народ в Галлии, и им посвящены разные церкви. Почитание святого Маврикия и его соратников было распространено как в среде рыцарства, так и в среде горожан средневековой Европы, в основном Северной Европы. На полотне этого мастера из Мулена художника, принадлежавшего к франко-фламандской школе и работавшего в Мулене при дворе герцогов Бурбонских представлены неизвестный донатор и покровительствующий ему святой Маврикий. Но еще более интересная история связана с иконографией святого Маврикия, которого долго изображали именно как мавра, чернокожего святого.
Эту традицию мы увидим, например, на этом образе из замка Карлштейн в капелле Святого Креста, где представлено множество ликов святых. Образ чернокожего Маврикия присутствует на многих полотнах Лукаса Кранаха Старшего — он не раз изображает святого Маврикия как чернокожего воина в роскошных одеяниях. И, наконец, в центре Старой Риги есть знаменитый Дом братства Черноголовых, который был разрушен в конце войны, а сейчас восстановлен, и на его фасаде изображение святого Маврикия. Братство Черноголовых, включавшее в себя купцов младшей гильдии, избрало святого Маврикия своим покровителем. Дело в том, что в те времена профессия купца было не совсем и не всегда безопасной. Одно дело — купцы старшей гильдии, которые жили в ганзейских городах по берегам Балтийского моря. Другое дело — купцы, которые отправлялись в экспедиции и странствия.
Как написано у одного хрониста, купец носил меч, но на этом мече могли быть отметины, как на линейке. Таким мечом можно было измерять сукно, а можно было и защищать себя и свой караван. Купцы младшей гильдии образовали свое сообщество, как бы несколько в противовес тем купцам, более богатым и более уважаемым в городах Ганзы.
Это выражалось не только в радушном и ласковом обращении со всеми, но еще более — в его чрезвычайно продолжительных молитвах в церкви и кельи, во время которых он прочитывал бесконечные поминания с именами братии и, казалось, вообще всех, кого знал. Отец Маврикий раскрывает святоотеческое учение о терпении скорбей, без которых немыслимо наследовать Царство Небесное: «Если, живя на Валааме, вы испытывали скорби и искушения, то это неизбежное явление не только жизни христианской, но и наиболее иноческой, ибо скорби и искушения для нас, иноков, нужны, так как без них мы погибнем». В 1907 г. В 1912 г. Осенью 1917 г. Количественный состав Собора — 564 человека. Из них: 80 архиереев, 129 священников, 10 диаконов, 20 монашествующих, 26 псаломщиков и 299 мирян. Миряне на Соборе составляли большинство.
Так бы Святой Маврикий — по легенде, один из хранителей Копья Судьбы — и впредь стоял на страже покоя горожан, если бы не две студентки из Берлина, усмотревшие в его африканском профиле… расизм. Читайте также Аномалии погоды-2020: Каких сюрпризов и рекордов ждать от последнего месяца лета Прогнозы синоптиков на август кого-то порадуют, а кого-то огорчат По мнению родившейся в Верхней Франконии берлинской студентки Юлианы Ройтер и её подруги Алишы Арчи, «гипертрофированные черты — пухлые губы, курчавые волосы и огромная креольская серьга в ухе — создают стереотипный образ, заставляя выходцев с Африканского континента чувствовать себя ущемлёнными». Озаботившись этим, активистки за расовое равноправие Ройтер и Арчи запустили онлайн-петицию с требованием удалить изображение св. Маврикия с гeрба Кобурга на том основании, что «он напоминает многие изображения чернокожих людей времён колониализма и рабства». Оно обладает дискриминационным, травмирующим и унижающим эффектом. Слово Mohr никогда не было нейтральным: по-гречески «морос» означает «неразумный, неумный или глупый», а «мавр» на латыни означает «африканец, чёрный или тёмный». Петиция Ройтер и Арчи не вызвала понимания у городских властей. Но в этой интерпретации я вообще не улавливаю смысл. Напротив: если цветной человек является покровителем города, то это честь, а не дискриминация. Я считаю, что аргументы авторов петиции совершенно бессмысленны». Ещё убедительней высказался бывший глава городского попечительского совета, культуролог Хубертус Хабель: «Эта тема не нова, её снова и снова поднимают представители определённых групп — особенно из студенческой среды. Исходя из своего понимания антирасизма, они хотят удалить изображения Святого Маврикия с герба нашего города. В этом же контексте работает и онлайн-петиция берлинских студенток Ройтер и Арчи. Очевидно, что у этих двух дам промыты мозги. Для них и им подобных любой, кто использует термин Mohr, немедленно попадает в расисты». Они запустили свою контр-петицию, озаглавив её «Кобургский мавр должен остаться.
Миряне на Соборе составляли большинство. День открытия Поместного Собора был днем молитвы. После Литургии в Успенском соборе Кремля, на Красной площади, куда крестными ходами сошлись тысячи верующих, был отслужен торжественный молебен. При избрании Патриарха иеросхимонах Алексий, вынимавший из урны билет с именем избираемого Патриарха, имел при этом на себе мантию настоятеля Валаамского монастыря игумена Маврикия, которого старец затворник Алексий чтил и просил на этот момент позволения возложить на себя мантию предстоятеля нашей обители. Таким образом, на вновь избранном Патриархе Тихоне как бы почивает небесное благословение преподобных Валаамских Сергия и Германа. Вернувшись в декабре в монастырь, старец внезапно серьезно заболел. Страдая от боли и почти не вкушая пищи, он смиренно переносил болезнь, сознавая, «что по воле Божией нужно отходить в другую жизнь». При прощании лицо почившего было открыто.
Мученик Маврикий Апамейский
В этом же контексте работает и онлайн-петиция берлинских студенток Ройтер и Арчи. Очевидно, что у этих двух дам промыты мозги. Для них и им подобных любой, кто использует термин Mohr, немедленно попадает в расисты». Они запустили свою контр-петицию, озаглавив её «Кобургский мавр должен остаться. Спасём патрона Кобурга на гербе». Уже в первые дни её подписали более 5 000 человек, и не только из Кобурга.
Вот лишь некоторые из сотен их комментариев: Читайте также «Начиная со Средневековья, Кобургский мавр, изображающий Святого Маврикия, в честь которого названа даже главная церковь Кобурга, является частью герба нашего города. За одним исключением: в 1934 году некоторые сограждане, возглавляемые тогдашним обер-бургомистром Францем Шведе, ставшего первым в Германии бургомистром от НСДАП, добились удаления с герба изображения мавра, заменив его мечом со свастикой. Эта та традиция, к которой призывают авторы петиции? Тогда спокойной ночи! Или они совершенно бездумно хотят осчастливить мир своими извращёнными идеями?
Видимо, здесь кто-то хочет поживиться за счёт культуры, называя это борьбой за ценности и перемены» «Кобургский мавр — это культура, а не расизм. Кобургский мавр принадлежит Кобургу, как и древняя крепость Фесте, и кобургская колбаса, и не имеет ни малейшего отношения к расизму». И когда вы читаете, от кого исходит эта петиция, то задаетесь вопросом, знают ли они вообще, почему герб такой?! Когда-нибудь нам запретят и размахивать немецким флагом». Но разворачивающаяся под этим лозунгом борьба с расизмом принимает подчас совершенно карикатурные формы.
Нигде в ранних упоминаниях Маврикия не говорится о цвете его кожи, однако почти сразу, как его начали почитать, его стали изображать именно чернокожим. Возможно, именно к образу Святого Маврикия отсылает чернокожая Германия в скандальном клипе Ramsstein. Справа на этом алтарном триптихе Святой Маврикий с германским гербом на флаге.
Кроме того, по легенде, он, как и многие ранние тайные христиане, хранил одну из реликвий, связанную с Иисусом Христом. Это было копьё. В Средние века это копьё называли Копьём Судьбы, и его использовали при коронации одного из ранних германских императоров, Генриха II Святого.
Что интересно, это копьё хранится до сих пор в имперской сокровищнице Хофбургского замка в Австрии. К этому копью с огромным пиететом относились все императоры Священной Римской империи что заставляло их особо почитать и Маврикия и... Правда, современная экспертиза показала, что оно выковано в седьмом веке, так что не могло принадлежать ни Маврикию, который жил намного раньше, ни тем более легионеру, добившему Христа.
Второй артефакт германских императоров, связанный с именем Маврикия — его меч. Он использовался в коронациях и хранится там же, где копьё. Он украшен надписью «Христос побеждает — Христос правит — Христос повелевает».
Меч Святого Маврикия. Покровитель рыцарей и красильщиков Считается, что Маврикий, как легионер и христианин, покровительствует рыцарям, как и, например, Святой Георгий. В пятнадцатом веке в Италии был создан рыцарский орден Святого Маврикия.
Правда, его по каким-то причинам сразу распустили, но в конце шестнадцатого века восстановили только для того, чтобы соединить с куда более древним Орденом Лазаря. В конституции нового ордена было установлено, что кавалеры должны иметь знатных предков не менее чем в четырёх поколениях. Однако король Карл Альберт Савойский в девятнадцатом веке открыл доступ в орден для незнатных лиц.
Это делалось для того, чтобы удобрить почву. На юге страны обычно начинают в это время сажать раннюю капусту. Считается, что данная мера позволяет уберечь будущий урожай от вредителей в виде гусениц. Приметы и поверья церковного праздника Маврикиев день За всю богатую историю существования церковного и народного праздника «Маврикиев день» в России успели сложить немало примет.
Они призваны для того, чтобы помочь людям предсказать погодные условия на ближайшее время. Широкое распространение получили приметы: голуби. Ворчание данных птиц является символом того, что в скором времени наступит тёплая погода: солнце. Если оно припекает 6 марта, то в этом году рано появится зелёная растительность; ласточки.
Если они уже прилетели, то можно с уверенностью сказать, что наступила весенняя пора; снег. Гладкая поверхность означает, что год не будет урожайным. Согласно народным поверьям, 6 марта рождаются люди, которые будут обладать жизнерадостным и весёлым характером.
Правитель особо злился на Маврикия за то, что тот не только сам принял христианство, но и своих солдат подтолкнул на это. Он приказал на глазах военачальника убить его родного сына. После этого всех воинов вместе с Маврикием привязали к деревьям и обмазали медом.
Их до смерти закусали осы, пчелы, шмели и оводы. Традиции и обряды С Маврикиева дня начинаются первые полевые работы. На вспаханные поля и грядки разбрасывается скопившийся за зиму навоз. Делается это ранней весной, пока земля еще не оттаяла, чтобы благополучно ездить по полям. Если праздник приходится на полнолуние или новолуние, удобрение почвы откладывается. Считается, что так навоз не пойдет на пользу земле.
Кому покровительствовал в Европе темнокожий святой Маврикий, и почему люди поклонялись его мечу
Согласно религиозным канонам, 7 марта церковь чтит память святых мучеников Маврикия и Афанасия. Территориальное аббатство святого мученика Маврикия, пострадавшего во время гонений императора Максимиана в конце III века вместе с возглавляемым им легионом. Пройдут годы гонений и преподобномученика Маврикия (Полетаева) вместе со старцем Алексием Зосимовским причислят к лику святых угодников Божиих для всероссийского. Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал в 305 году при императоре Максимиане Галерии вместе с сыном Фотином и подчиненными ему 70-ю воинами.
Как праздновать Маврикиев день 7 марта
Святой Маврикий жил в III–IV веках в сирийском городе Апамее. Сегодня, 7 марта христиане чтут память святого Маврикия и его 70 воинов — мучеников Апамейских. Через некоторое время после казни мучеников при содействии короля Сигизмунда Бургундского был основан монастырь во имя святого Маврикия. 7 марта христиане чтят память мучеников аламейских и святого Маврикия, который жил в III столетии и пострадал вместе с 6600 воинами-христианами Фиванского легиона за Веру.
МУЧЕНИК МАВРИКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
Архимандрит Маврикий | Сегодня день памяти капитана знаменитого Фивейского легиона, святого мученика Маврикия и убиенных с ним воинов. |
Маврикий (святой) | это... Что такое Маврикий (святой)? | Миниатюра с фигурой святого включена в декорацию пергаменной рукописи «Страдание святого Маврикия и его соратников» (Paris. |
МУЧЕНИК МАВРИКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ | Первое упоминание о святом Маврикии встречается в рукописи VI—VII веков. |
Мученики Маврикий и 70 воинов: Фотин, Феодор, Филипп и иные | Святой Маврикий был военачальником, пострадавшим за распространение веры во Христа. |
Маврикий | "Сибирская католическая газета" | В 1937 г. архимандрит Маврикий был арестован, сослан в Карлаг и расстрелян там после обвала на шахте, где он работал. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Православные 7 марта традиционно отмечают день Маврикия, посвященный памяти святого Маврикия и его 70 воино. Документальный. Режиссер: Давид Чебан. Описание. Этот фильм рассказывает о Швейцарском католическом монастыре, который является самым древним христианским монастырем в мире. С момента своего существования он не разу не прекращал своей деятельности. Миниатюра с фигурой святого включена в декорацию пергаменной рукописи «Страдание святого Маврикия и его соратников» (Paris. Обитель святого Маврикия, место страдания мучеников III века и непрестанной монашеской молитвы с 515 года, есть одно из мест святости в этом мире. 7 марта память св. мучеников Маврикия и семидесяти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок.
Святыни Европы: древнейший монастырь
Сегодня нельзя стирать и утюжить — православные чтут память святого Маврикия. Что запрещено делать 7 марта? Сегодня, 7 марта христиане чтут память святого Маврикия и его 70 воинов — мучеников Апамейских. В народном календаре это Маврикиев день. В эту дату хватало примет и суеверий. Что за святой? Однажды о его вероисповедании стало известно и во времена гонений на христианство его с сыном повели на суд. Но от веры он не отрекся, за что был приговорен к пыткам. Вместе с командиром его судьбу разделили 70 воинов. После страшных пыток сыну Маврикия на глазах у отца публично секли голову.
Теперь купцы организации предпочитали оплачивать кавалеристов, которые несли бы службу и защищали город вместо них. Теперь их штаб-квартира расположена в Гамбурге. Традиционно в Братство могли войти не только холостые купцы-мореходы, но и ювелиры, аптекари, писатели, поэты и профессора гимназий. Организация со временем всё меньше внимания уделяла защите Таллина, обязательство по которой она взяла на себя, и всё больше — вопросам культуры и искусства. Почему купцы взяли покровителем чернокожего святого, неизвестно. Вероятно, просто потому, что были немцами. Вход в Дом черноголовых в Риге. Современная реконструкция. Был ли святой? Ещё во времена расхождения протестантства по Европе многие стали сомневаться в реальности Святого Маврикия. Хотя он был канонизирован католиками в четвёртом веке, не осталось ни одного свидетельства, рассказывавшего о его внешности и судьбе, кроме устных преданий. Копьё, свято хранимое в Вене, как со временем выяснилось, не могло быть древнеримским. Ещё один меч Святого Маврикия хранился в Италии, хотя, казалось бы, зачем ему два меча. Аббатство Святого Маврикия, построенное на месте казни мученика, по какой-то причине стоит на фундаменте древнеримского храма первого века. Правда, всё это не мешало многим известным немцам впадать в транс при виде знаменитого копья. Например, Вагнер и Ницше нарочно пошли осмотреть его, и Ницше испытал от одного присутствия артефакта такое сильное чувство, что у него вырвались слова: «Бог умер. Его убили ты и я». Долгие минуты я стоял, рассматривая копьё, совершенно забыв обо всем, что происходило вокруг.
А за право обладания копьем святого Маврикия могли даже пожертвовать целыми графствами. Кстати, еще в 1916 году австрийского императора помазывали, возлагая на плечи меч, который принадлежал святому Маврикию. Мученик Маврикий всегда был одним из наиболее почитаемых святых в Западной Европе. В одной только Франции вы найдете более 650 мест — замков, деревень и хуторов — носящих его имя. А на карте Европы более 70 городов названы в его честь. Его же молитвами укрепи и нас, Боже. Подписывайтесь на нас.
Патриарх Россия выполняет особую миссию по сохранению в мире понятий добра и зла Мощные пропагандистские силы в мире сегодня работают на разрушение понятий о добре и зле, и Россия здесь выполняет особую миссию по сохранению традиционного мировоззрения, которое позволяет оставаться людям по-настоящему свободными. Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет. Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать. Я сказал, что я это комментировать не буду, потому что, ну все. Ну свои какие-то внутренние переживания я оставляю при себе.
Архимандрит Маврикий
Бургундии и Италии, передал его герм. Генриху I Птицелову. По свидетельству Лиутпранда Кремонского , копье помогало владельцу одержать победу в бою; в 939 г. Turnhout, 1998. Лех Widukind. Res Gestae Saxonicae. Копье, принадлежавшее герм. В 1008 г.
Бруно Кверфуртский, упрекая кор. Генриха II в использовании священного копья sacra lancea в войне против христ. В 1004 г. Согласно Адемару Шабанскому и Гуго из Флавиньи, в 1032 г. Конраду II. Сигеберт из Жамблу, считали копье М. Впоследствии реликвия находилась в распоряжении династии Габсбургов; в настоящее время она хранится в Венской сокровищнице.
Известно и о других реликвиях, связанных с почитанием М. Так, в средние века и Новое время среди инсигний Савойского дома было кольцо М. Литургическое почитание Наиболее раннее свидетельство о поминовении М. Под этим же числом память мучеников отмечена в «исторических» мартирологах IX в. Флора Лионского, Адона Вьеннского. В мартирологе Флора Лионского память Виктора и Иннокентия с краткой заметкой помещена под 30 сент. Адон причислил к мученикам Фиванского легиона мч.
Гереона и его товарищей, почитавшихся в Кёльне, память которых обозначена под 23 сент. В Римском Мартирологе под 22 сент. Под этим же числом поминовение мучеников без Иннокентия и Виталия содержится в совр. Vindobonae, 1894. Les Passions de S. Fribourg, 1961; Chevalley E. Sion, 1990.
Der hl. Einsiedeln, 1880; idem. Fribourg, 1881. Breslau, 1891; Quentin H. Fribourg, 1913; Dupont-Lachenal L. Saint-Maurice, 1929; Kentenich G. Bonn, 1931.
Basel, 1956; Curti C. Catania, 1959. Wiesbaden, 1961. Fribourg, 1961; Lathion L. Lausanne, 1961; Riedmatten H. Lausanne, 1962. Bari, 1979.
The Theban Legion of St. Barnsley, 2011; Dubuis F. Lausanne, 1981. The Theban Legion in Switzerland. Mauritiuskirchen in deutschen Landen. Hannover, 1986; Saxer V. Saint-Maurice, 1991.
Andenmatten, A. Vadon, A. Paravicini Bagliani. Lausanne, 1994. Grenoble, 2002. Altdorf, 1995. Basel, 2003.
Fribourg, Saint-Maurice, Martigny, 17-20 sept. Wermelinger et al. Fribourg, 2005; Bruggisser Ph. Bari, 2010. Otten, K. Leiden; Boston, 2007. Auf den Spuren des hl.
Rottenburg-Ehingen, 2009; Centini M. Martiri tebei: Storia e antropologia di un mito alpino. Brocard et al. Fribourg, 2011; Antonini A. Turnhout, 2012. Rennes, 2014; Papone P. Aoste, 2012.
Chevalley, C. Andenmatten, L. Gollion, 2015. Крюкова Иконография М. Святой почитался как покровитель воинов, правящих фамилий, городов и аббатств, особенно в Швейцарии и Германии. На ранних изображениях воинские доспехи закрывают лицо почти полностью, опознать М. С 937 г.
Оттона I, позднее в аббатстве был построен каменный собор во имя М. В 968 г. Магдебург получил статус архиепископии, в связи с чем был сделан ряд вкладов, в т. На одном из авориев 962-968, Метрополитен-музей, Нью-Йорк М. Георгия Победоносца. На авории 980-983, Кастелло-Сфорцеско, Милан с изображением коленопреклоненной перед Христом на престоле имп. Оттоном III и его матерью, имп.
Феофано, М. В эпоху зрелого средневековья тип иконографии М. С пальмовой ветвью, символом мученичества, М. XII в. Образ, возможно, восходит к традиции византинизирующих авориев; помимо мирских одежд раннехрист. Святой прикрыт длинным щитом с изображением креста, он в шлеме, со знаменем-хоругвью - на одной из торцевых пластин реликвария Гискальда и Гундобальда, сыновей св. В тексте Мученичества passio М.
В средневек. Швейцарии, Франции, Германии, Сев. Италии, Сев. Испании, Чехии М. Римской империи эпохи Оттонов и позже. В эпоху крестовых походов его щит и стяг на копье хоругвь украшали гербом, к-рый указывал на место его страданий или на покровительство корпорации или гос-ву. В Швейцарии были популярны изображения М.
На раннеготическом антепендиуме в церкви замка Тун Швейцария М. Крест на щите в руках М.
Святой Маврикий, по преданию, был предводителем Фивейского легиона, полностью состоящего из христиан, который был направлен из Фив в Галлию в помощь Максимиану. После отказа принять участие в наказании единоверцев из числа местного населения легион был децимирован. После повторного отказа был децимирован снова и оставшиеся в живых 6600 солдат казнены по приказу Максимиана. Место казни в Швейцарии, известное ранее как Агаунум англ.
Он оправлялся на места будущих грядок. Это делалось для того, чтобы удобрить почву. На юге страны обычно начинают в это время сажать раннюю капусту. Считается, что данная мера позволяет уберечь будущий урожай от вредителей в виде гусениц.
Приметы и поверья церковного праздника Маврикиев день За всю богатую историю существования церковного и народного праздника «Маврикиев день» в России успели сложить немало примет. Они призваны для того, чтобы помочь людям предсказать погодные условия на ближайшее время. Широкое распространение получили приметы: голуби. Ворчание данных птиц является символом того, что в скором времени наступит тёплая погода: солнце. Если оно припекает 6 марта, то в этом году рано появится зелёная растительность; ласточки. Если они уже прилетели, то можно с уверенностью сказать, что наступила весенняя пора; снег. Гладкая поверхность означает, что год не будет урожайным.
Икона мастерская В. Довнара, Минск, кон. XX - нач. XXI в. Использованные материалы.