История и традиции Масленицы. Рассказываем, в чем суть праздника, какого числа его отмечают в России в 2024 году, а также как сделать чучело своими руками. РИА Новости, 1920, 28.02.2022. Праздничная неделя завершилась сжиганием чучела Масленицы. А в Калужской области пошли ещё дальше и сожгли гигантскую башню из лозы, чтобы избавиться от коронавируса. Сожжение чучела на Масленицу выполняют и сегодня, вот только современный сжигаемый масленичный «красавчик» отличается от того, что был у наших предков.
Кукла и чучело Масленицы: значение оберега
Поджечь чучело с помощью дрона не удавалось несколько минут, из-за небольшого ветра и того, что плот перемещался по поверхности озера. В конце концов фигура Масленицы под аплодисменты гостей праздника загорелась. Проводы зимы в городе отметили также на Феррум-площади, где выступили местные творческие коллективы.
Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43].
Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1].
Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения.
Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50].
Традиционный праздник «Бакшевская масляница» в Подмосковье.
Советский Союз изобретает новый праздник под названием «Русская зима», который — внимание! Выпускаются методические указания, содержащие сценарий для всех учреждений культуры СССР, как и что делать в эти дни — словом, всё происходит так, как было за двадцать лет до того с Рождеством: его заменили Новым годом, а Масленицу — «Русской зимой». Потом это название сменили на «Проводы зимы», наконец, на «Проводы русской зимы». Традиционное название «Масленица» тогда не употреблялось, потому что ещё живы были те, кто мог сказать, как и почему на самом деле праздновали Масленицу до революции. В Масленицу привносятся элементы новогоднего праздника: возникает Снегурочка, с ней — мотивы костра и сжигания чучела, в то же время исчезает икра как слишком дорогая и появляется шашлык как деликатес, доступный лишь в большой праздник, когда следует потратиться тем, кто обычно себе такого не позволяет. Постсоветская Масленица не рефлексирует над своим прошлым и подменой традиции.
Бум изображений масленичных гуляний, пришедшийся на 2000-е годы, сохраняет за ними все атрибуты, предписанные методичками времён СССР. На них всегда блины, чучело, столбы, на которые залезают, чтобы забрать какой-то приз, и т. Отдельные картины даже не брезгуют «обнажёнкой»: якобы на Масленицу купались в проруби смешивая одну традицию с другой — крещенских купаний. Строго говоря, на Масленицу могли искупать в проруби, но определённого человека — победителя в битве за снежную крепость или символически всю его команду «купали» в снегу. Наконец, на постсоветских картинах гуляний массово появляются медведи. Без блинов и чучела Давайте разберёмся с самыми яркими атрибутами советской Масленицы.
Празднование масленицы в Суздале. Если мы проанализируем корпус масленичных песен, обнаружим, что там встречаются самые разные мотивы: горы как места действия этнографы подтверждают, что Масленицу устраивали на горе — чтобы было видно из соседних деревень , противостояния посту, величания молодожёнов, корения неженатых, мотив пути, дороги, прощения и т. Но там, как я уже говорил, вообще не упоминается весна и отсутствует солнце — не только как сквозной мотив, объект поклонения, но и как объект интереса. Неудивительно, что изображения Масленицы до 1958 года никак не раскрывают «солнечную» тему. Во-вторых, чучело. Впервые мы видим его на картине Васнецова 1920 года, что само по себе интересно: до этого мы не найдём изображения горящего чучела на Масленицу.
Более того, Васнецов пишет свою картину не с натуры, а располагая её в некоем гипотетическом древнерусском пространстве: то ли у стен древнего Новгорода, то ли ещё где. Заметим, что в Новгородской области, согласно этнографическим исследованиям, чучел на Масленице не было вовсе, их не делали, не сжигали и т. Когда мы стали картографировать, где исторические свидетельства о чучелах также отсутствуют, выяснилось, что легче отметить регионы, где они есть — столь их мало. Но даже если где-то оно встречалось, то выглядело совсем не так, как сейчас: информанты подчёркивали его ветхость, скабрезный вид, грязное одеяние. Чучело было олицетворением «ветхого человека», который подлежал уничтожению. Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут.
Часто Масленицей называли просто груду мусора: детям отдавали старые веники-голяки, лапти — они сваливали это в кучу, а в прощёный день всё сжигалось. Иногда делались маленькие чучела-куклы для домашнего хранения до следующего года. Стоит ли считать эту традицию языческой, тоже неочевидно. Скажем, в Греции делают куколку, удивительно похожую на нашу масленичную, которая носит название «Госпожа Пост», и хранят её до конца поста. Наконец, блины. Традиционная русская Масленица предполагала употребление блинов из гречневой муки: скажем, известный публицист и издатель XVIII века Новиков посылает своим домашним гречневую муку с соответствующей припиской как раз к празднику.
Такие блины, во-первых, имеют сероватый цвет, во-вторых, не жарились, а пеклись в русской печи, так как они толстые и небольшие, как лепешки: их невозможно переворачивать.
Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица? Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы.
Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник?
Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы. Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их.
Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование. Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад. Так этот праздник стал православным, сохранив и языческие черты. Когда начали отмечать масленицу?
Некоторые люди до сих пор отмечают Масленицу в языческом стиле Праздник уходит своими историческими корнями далеко в древние времена, и отмечали его задолго до крещения Руси в 988 г. Во всей Европе есть аналоги Масленицы. Интересный факт: Вастлавьи или Скандинавский карнавал отмечается в Дании, Латвии, Норвегии, Эстонии, вместо блинов там вкусные булочки с начинками. В Словении есть Курентованье, когда изгоняют зиму, а в Хорватии — Звончары, на которых молодые ребята надевают на себя шкуры, маски и рога и «пугают» студеное время года.
Сначала Масленица была только языческим праздником и имела огромный сакральный смысл. Земля воскрешалась, огонь приходил на Землю и будил богиню плодородия и любви — Лелю.
Восстановили советский сценарий. На Масленице в «Хохловке» сожгли чучело с плакатом «Пьяница»
Взрослые и дети собрались на центральной площади д. Невское и приняли активное участие в различных потешных конкурсах «Золотые ворота», «Кто быстрее съест блин», «Бой березовыми вениками», «Перетяни канат», «Самый сильный, ловкий» и др. Нетерпеливые ребятишки вволю напрыгались, набегались, они азартно соревновались друг с другом, получая призы и сладкие угощения. На протяжении всего праздника звучали частушки, стихи и поговорки.
Участники смакуя, лакомились аппетитными блинами и веселились от души, устроив настоящие проводы Масленицы. Финальным этапом Масленицы по традиции стало сожжение чучела зимы, сопровождающиеся народными закличками. Завершилось мероприятие катанием на лошадях.
Выбити, на сцене которого развернулось театрализованное действие «Собирайся, народ, Масленица идёт», подготовленное библиотекарем и работником клуба. Скоморохи вместе с ребятами зазывали госпожу Масленицу. Героиня дня, Масленица, пожаловала в празднично украшенный зал в русском народном костюме.
Богатый русский фольклор определил литературную часть праздника. Вместе с Масленицей и скоморохами дети и родители «перелистали» и обыграли каждый масленичный день календаря. А какая же Масленица без весёлых игр и забав?
Ребята с большим удовольствием участвовали в различных конкурсах. Состязались в ловкости в народных играх и забавах «Бояре», «Сковорода», «Ручеёк», «Горелки», «Попади в цель», «Ели, ели, переели» , вспоминали заклички, народные частушки и поговорки о Масленице и блинах, проговаривали скороговорки, отгадывали весенние загадки, сражались в интеллектуальном конкурсе на знание предметов быта и одежды своих предков. После представления все присутствующие гости были приглашены в парк на уличные состязания, где смогли посоревноваться в беге на гору, перетягивании каната, беге в мешках, поднятии гирь и многих других.
За каждый выигранный конкурс участники награждались призами. Под веселый хоровод присутствующие сожгли чучело Масленицы. В конце мероприятия ребят ждали сладкие угощения с конфетами, пирогами и блинами.
Праздник прошёл в атмосфере веселья и задорных шуток. В этот день и в Горском парке было многолюдно. На народное гулянье «Масленица у ворот, заходи в наш хоровод» собрались и стар и млад.
Все принимали активное участие в конкурсах, различных играх, состязаниях на силу и смекалку, и дружно отвечали на вопросы о постной и здоровой пище. С большим удовольствием и неиссякаемым задором играли дети. Они соревновались в беге в мешках, носили чугуны, бились мешками, катались с горки.
Такая участь постигла и Масленицу. Например, специалисты утверждают, что на Руси сжигали не чучело зимы, а солому, чтобы расстаться со старым и дать дорогу новому. Кроме того, ученые опровергают распространенную версию о том, что Масленица — это исключительно языческий праздник.
Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные. Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом.
История праздника — как появилась Масленица? Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота. Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай. С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать.
И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю. Также праздник стал еще более веселым и радостным. Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле. Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов. А Екатерина Вторая устраивала массовые костюмированные шествия, в которых принимало участие по 200-400 человек.
Так что размах празднования был велик. Гулять на славу на Руси в этот праздник продолжали, и сегодня традиция продолжает жить. А еще с XIX века появилась традиция кулачных боев. Она пошла от языческих верований о связи Масленицы и будущего урожая. По легенде, сила участников противостояний переходила к пшенице.
В хороводах участвовали только статные парни, и это способствовало по поверью росту льна. А бражничанье в данный период времени увеличивало приплод скотины. Так что это праздник, в котором тесно сплелись многие народные русские верования. Что можно и чего нельзя делать на масленицу?
Однако издавна называют его женскими именами Марой или Мареной. Существует версия, что чучело получило название от древнего божества, отвечавшего за воскрешение и плодовитость.
Сегодня празднование Масленицы носит исключительно развлекательный характер. Во главе угла стоят вовсе не народные поверья, а желание поесть вкусных блинов: сладких и сытных. А чучело называют Масленой. В случае, если кукла мужского пола, то его называют Маслеником. Ее сопровождала целая процессия, участником которой был ряженый в медведя. Он изображал только проснувшегося Потапыча, пытающегося лапой схватить кого-то из веселящихся.
Попасться ему считалось предзнаменованием большой удачи, ведь животное было образом древнеславянского бога Велеса.
В Камском Устье сожгли чучело Масленицы
Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Почему сжигают Масленицу, завершая масленичную неделю, из чего делают чучело, что символизирует этот процесс? РИА Новости, 1920, 28.02.2022. Зачем сжигают чучело? Сожжение чучела – кульминация Масленицы. Это символизирует уход зимы и периода, когда природа увядает. Долгое время зима ассоциировалась со смертью, которую и олицетворяет чучело. Сжигание чучела на Масленицу. Кроме блинов и сожжения чучела на массовых гуляньях также строят снежные крепости, после чего устраивают их захват, гуляют ряженые в масках.
Гори-гори ясно: сжигание масленичной куклы чуть не закончилось трагедией
Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту. Иеромонах Макарий Маркиш Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии : — Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе — и тогда все встает на свои места.
Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души.
Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту.
Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют.
Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен.
По легенде, Морана каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Масленица в Барнауле. Евгения Родочинская Зачем сжигают чучело В селе чучело традиционно сжигали за околицей, а в городах — на главной площади. В процессию собиралось все население. Обряд сжигания чучела на Масленицу, по поверьям язычников, нужен для того, чтобы уходило все плохое. Это своеобразные «похороны» Мораны-Зимы и переход к новой жизни. Пепел от костра обычно развеивали по полям.
Рассказываем, откуда пошла эта традиция и зачем это делать. Что это за праздник? Масленица — старинный праздник. Торжество длится неделю, оно предваряет Великий пост, а тот, в свою очередь, — Пасху. В это время пекут блины, сжигают чучело, провожают зиму и встречают весну. Зачем сжигают чучело?
Если семьи договаривались о браке, то свадьбу играли сразу после Пасхи. Среда: лакомка. В этот день столы ломились от угощений. По традиции, зять ходил в гости к теще на блины, которые она приготовила. При этом у каждой семьи рецепт блинов был свой — он передавался исключительно по женской линии. Для приготовления этого блюда использовали разные виды муки, от пшеничной до кукурузной, а в тесто могли добавлять все что угодно, даже картофель или манную крупу. Четверг: разгул. Когда начиналась широкая Масленица, люди прекращали все хозяйственные работы и приступали к настоящим торжествам. Они гуляли, водили хороводы, пели колядки, катались на санях, устраивали битвы на кулаках, играли в снежки, а также жгли костры и прыгали через них. При этом главным развлечением первого дня широкой Масленицы считали штурм и захват снежных крепостей. Пятница: тещины вечерки. Второй день широкой Масленицы проводили с семьей. В этот раз в гости к зятю приходила уже теща, а не наоборот. Суббота: золовкины посиделки. Этот день посвящали родственникам мужа. Молодые невестки приглашали в гости сестер своих мужей, а также других их родственников. Воскресенье: Прощеное воскресенье. В последний день масленичной недели люди просили прощения друг у друга за все обиды, которые нанесли за год. Обратите внимание, что эта традиция сохранилась до сих пор. Также это был последний день, когда можно было есть непостные продукты. Все, что осталось от праздника, нужно было доесть или раздать бедным.
Русская Масленица – без блинов и чучела
Тепло означало возвращение жизни и было это одним но не единственным из главных предметов празднования. А вот людей инакомыслящих раньше жгли, и жгли по обвинению церкви... Вот один пример картина Сурикова «Боярыня Морозова» : Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества — протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Избушка на курьих ножках — это традиционный небольшой сруб на столбе, куда помещали прах умершего или самого умершего перед сжиганием. Баба Яга — это живой мертвец, она лежит в таком срубе и через нее можно попасть в навь — мир мертвых. А как попасть? Быть съеденным.
В сообществе «Мой город — Пермь! Мы решили узнать, откуда взялась такая идея. У Богородицкой церкви подготовили площадку детской Масленицы с играми и занятиями, рядом с избой Ф. Васильевой весну встречали по народным традициям, на торжке вспомнили, как отмечали праздник в СССР, также гости могли посмотреть театрализованное представление «Проводы русской зимы».
Раздаются памятки с основными мерами безопасного поведения, проводятся инструктажи, напоминающие о том, как избежать травм и оказать первую помощь пострадавшему. Подготовка места сжигания для основного действия Масленицы происходит совместно с представителями МЧС России. Эта зона огораживается и находится под постоянным контролем. Рядом обязательно должны находиться пожарные расчеты, способные немедленно приступить к тушению, при необходимости, а на вооружении администрации на таком мероприятии предусматриваются огнетушители. Основная опасность этого действия заключается в материалах, из которых изготавливается тряпичная кукла. Обычно из чего делают чучело? Это солома, различные тряпки, лыко, поролон. В некоторых вариантах символ зимы набивают ватой или делают из плотной бумаги. Все эти предметы легко могут воспламениться от небольшого источника огня, и быстро разгораются. Крайне важно следовать мерам предосторожности при организации мероприятий, где используется открытый огонь: Соблюдать необходимое расстояние между местом сожжения и зданиями, постройками. Оно должно быть как минимум 50 м. На место празднеств должен быть обеспечен беспрепятственный подъезд необходимых служб чрезвычайного реагирования. В необходимом количестве должны быть заправленные огнетушители. Не подпускать людей, в особенности детей, к месту сжигания Масленицы ближе, чем на 15 м. При сильном ветре рекомендуется отменить использование огня. Можно сделать искусственную импровизацию языков пламени. После мероприятия провести тщательный осмотр территории на предмет обнаружения тлеющих кусков чучела. Под пристальным контролем должны находиться малолетние граждане и подростки.
Русская Масленица – без блинов и чучела
Чучело Масленицы | Сжигание чучела на Масленицу — это одна из самых популярных традиций праздничного события. |
Как сжигали чучело Масленицы. Эпичное фото | В последний день этой недели люди традиционно мастерили чучело Масленицы. |
Как сжигали чучело Масленицы. Эпичное фото | На изготовление шестиметрового чучела понадобилась ровно неделя. |
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео | И чучело сжигать нельзя, поскольку это языческий обычай и не приветствуется Церковью. |
Суд отправил в СИЗО петербуржца, сжегшего на Масленицу чучело в военной форме | Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо? |
Надоела зима? Сожги ее, разорви или утопи
- Причина и истоки древнего обряда: зачем на Масленицу сжигают чучело
- Гори-гори ясно: сжигание масленичной куклы чуть не закончилось трагедией
- Сжечь или утопить?
- Шестиметровое чучело и хоровод из кукол – огненные проводы зимы во Владимирской области
Самое высокое чучело в стране сожгут на Масленицу в музее-заповеднике «Горки Ленинские»
В последнее воскресенье Масленицы (иногда на 4-ю или 5-ю неделю Великого поста) Марену так же, как восточнославянское чучело, выносили за пределы деревни и уничтожали. Кульминацией праздника стало сжигание 8-метрового деревянного чучела. Давайте посмотрим, как в старину отмечали Масленицу, и узнаем, для чего нужно сжигать огромное соломенное чучело. И самое главное – чучело Масленицы сожгли по расписанию. Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд.
Сжигать чучело на Масленицу - грех?
Кульминацией праздника стало сжигание огромного 12-метрового чучела Масленицы, установленного на льду реки Малой Кокшаги возле Патриаршей площади. На Масленицу блин дают в руки чучелу перед тем, как сжечь его, а сам праздник начинается с родительской субботы, которую в Калужской и Владимирской губерниях называли Малой Масленкой. Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела. Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /.