Заканчивались Рождественские Святки в день Крещения Господня – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). 16 января 2019 г. в Хиславаичской средней школе на базе интерната прошла познавательно-игровая программа для детей «Что такое святки?». Сразу после празднования нового года начинается не менее веселый период, любимый в народе – Святки Они начинаются, сегодня, 6 января и продолжаются вплоть до Крещения, 19 января. Сейчас у православных верующих Святки. Закончатся Святки 18 января Крещенским Сочельником. Период святых дней по церковному уставу является «сплошным», то есть без постных дней.
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
Святки завершатся девятнадцатого января, сообщает РИА «Новости». читайте на ФедералПресс. Святки (святые дни) двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января) Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси. 16 января для учеников воскресной школы при Вознесенском кафедральном соборе прошло мероприятие «Рождественские святки». Гадания на Святки считаются самыми «верными». В 2024 году с 7 по 17 января есть возможность приоткрыть дверцу в будущее и прояснить, что вас ждет. |.
Фольклорный праздник «Святки»прошел в детском саду
Читайте нас в Экстрасенс раскрыла основные способы гаданий Святки или святые дни длятся в период от Рождества до Крещенского сочельника с 7 по 19 января. Они называются также святыми вечерами. Алена раскрыла основные способы гаданий на Святки, которые йошкаролинцы могут вести в домашних условиях. Гадание с нитями.
Нужно отрезать нити одинаковой длины по количеству гадающих и поджечь их разом от одной свечи. Та девушка, у которой нить догорит быстрее всех, первой выйдет замуж. Гадание по спичкам.
В бока спичечной коробки нужно вставить две спички, отождествляемые с каким-либо парнем и девушкой, после чего поджечь их.
Шангина, А. Некрылова «Русские праздники: от святок до святок», изд-во «Азбука», 2015 г. Шангина, «Русский народ. Будни и праздники», Энциклопедия СПб «Азбука», 2003 г. Некрылова, «Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома», изд-во «Пальмира», 2017 г.
Шангиной «Игры делу не помеха.
Закончатся Святки 18 января Крещенским Сочельником. Тогда в один день вспоминалось сразу два события — Рождество Христово и Его Крещение. Позже эти два праздника были отделены друг от друга.
Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник - Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше? Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей. Поэтому Церковь, тоже постепенно, выводит человека из праздника. Ведет человека и в его радости.
Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как? Раскрытость души, ее расхристанность опасна - для самой души в первую очередь. Человек должен уметь обуздывать себя. Направлять движения своей души не в разрушающую ее сторону, а, напротив, к спасению. И Церковь учит этому. Показывает дорогу.
Восемь любовных гаданий на Святки от йошкар-олинского экстрасенса
Раскрытость души, ее расхристанность опасна - для самой души в первую очередь. Человек должен уметь обуздывать себя. Направлять движения своей души не в разрушающую ее сторону, а, напротив, к спасению. И Церковь учит этому. Показывает дорогу. Она подсказывает, как, куда направить эту открытость, эту энергию радости, говоря: поделись с ближним. Рождество и Святки становятся временем благотворительности. Нас крайне тактично учат, какую радость можно получить, отдавая.
Духовную, высшую, ни с чем несравнимую! Поделись с другим - ближним, дальним. Об этом говорят в храмах, во время богослужений, при чтении Евангелия, к этому побуждало когда-то и все общество. Святки не знали сословных различий - барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех, и этой радостью мы и делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция после праздника Рождества Христова делиться с неимущими едой и деньгами. Русское милосердие, конец XIXв.. Павел Шмаров.
В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное.
Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней.
В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений.
В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки.
В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают. В Шотландии домашний скот в праздник Р. В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. Причем была пета песня, приличная торжеству.
Есть приметы довольно оригинальные: например, в Шотландии и по сие время многие из простого народа верят, что кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он впустил Юля. Для этого языческого божества иные и по сию пору накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, как это делали восточные народы, и притом каждый гость должен отведать этой жертвы, а если забудет и уйдет, то это считается дурной приметой в Шотландии. Там же в Рождество, в Новый год, в первый январский понедельник и 3 мая суеверные люди в Шотландии ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, как тому верили и римляне. В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах обыватели совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося род заклинания или заговора.
После того орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком — все это делается в честь и желание будущего урожая. Также к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, и, если погаснут прежде, это предзнаменует несчастье в семействе. В северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые суеверные шотландцы и строгие исполнители всяких примет зажигают и дают им сгореть дотла или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют как талисманы. Там же есть так называемый Taghairm — ночное гулянье на воловьей коже, очень сходное с русскими будет сказано. В Англии в Святки также сохранилось множество суеверий.
Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот — пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво.
В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Исуса Христа в лицах. Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии, в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню. Коляда Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили.
По словам нашего знаменитого историка Н. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями.
Об этом говорят по телевизору, пишут в газетах. Это очень печально! Любое гадание всегда является грехом, а уж осквернять Рождественское время этим безобразием совсем неуместно. Следует придумать интересные занятия для детей, во многих семьях в дни Святок устраиваются детские праздники, спектакли, кто-то всей семьёй ходит к друзьям и знакомым славить Христа со звездой, подарками сделаными вручную, вместе с детьми и даже с вертепом маленьким кукольным театром , радуя близких пением рождественских песен и колядок. Мы не должны забывать о том, что время Святкок наполнено церковными Праздниками: 8 января — Собор Божией Матери, 14 января — Обрезание Господне и память свт. Василия Великого, 15 января — память прп.
Издревле люди верили, что святой Стефан приносит в дом и изобилие, и денежный достаток, и именно об этом шли в церковь молиться мученику 9 января. А обряды и гадания, проведенные в период святок, считались наиболее эффективными. Что нужно делать 9 января: Помимо молитвы в храме, на Стефана принято было проводить дома несложные обряды по привлечению денег и достатка. Так, женщины в этот день желают богатства и здоровья детям и другим родственникам. Можно также сделать «денежную шкатулку», которая будет привлекать финансы в дом в течение всего года. Рекомендуют также весь день жечь в доме специальные палочки с ароматом корицы или ванили — считается, что эти запахи притягивают денежную энергию. Девушки на Степанов день проводят обряд, который называется «похороны всех печалей».
Как в России проходят Святки: традиции, гадания и запреты
Например, они заливали водой печную трубу соседей, затаскивали сани на крышу дома и устраивали погромы. Логично предположить, что традиция петь колядки как раз пошла от песнопений ряженых. Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки. Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания. Главное, о чем просили — хороший урожай. Однако в числе пожеланий были также материальное благополучие, удачный брак и вообще все, о чем мечтали люди того времени. Кстати, обычай купаться в проруби на Руси тоже был известен задолго до принятия христианства. Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным.
VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться». На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать. Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет. Таким образом, языческие колядки сменились духовными песнями , и обычай ходить по домам, чтобы получить угощения, обрел вполне одобряемую церковью форму. Кондак Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог. Икос: Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом: приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа. Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение: тамо обретеся кладезь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову.
Вообще, с историей Святок, с традициями, обрядами можно ознакомиться здесь. К тому же самыми верными считаются именно святочные гадания. Мы выбрали для вас самые разнообразные - они все здесь. Конечно, самые яркие святочные гадания - обычно на Старый Новый год.
Иногда так называли и сам день Крещения. Существовал обычай ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется, а небо открывается. О чём открытому небу помолишься, то сбудется. Помолившись и почерпнув в реке воды, приносили её домой и сохраняли. Считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь. После Крещения дело всё решительнее поворачивает к весне, хотя ещё трещат крещенские морозы. Недаром говорили: «Трещи не трещи, а минули водокрещи», «Дуй не дуй, не к Рождеству пошло, а к Великодню» то есть к Пасхе. Предлагаем проверить, насколько хорошо вы знаете народные традиции, с помощью онлайн-викторины «Святки-колядки, или Как развлекались наши предки зимними вечерами». Некрыловой ; худож. Левкиевская, Е. Вера Павлова. Панкеев, И. Материал подготовили Мария Батова и Екатерина Мяч,.
Рассказываем, что можно и нельзя делать в святочный период. Что можно и нужно делать на Святки На Святки нужно делать добрые дела, заниматься благотворительностью, дарить подарки нуждающимся. Еще на Святки принято ходить в гости, дарить родным и близким подарки, символизирующие дары волхвов.
«Деньги от вас отвернутся»: что можно и нельзя делать в Рождественские святки
Святочные рассказы Немирович-Данченко, В. Картинки петербургской жизни : С 10-ю картинками худож. Сущинского, 1884. Шифр хранения: 18. Стихотворения и пародии : в 2 ч. Саблина, 1912. Шифр хранения: 38. Гений русского сыска И.
Балянского, [1908]. Полное собрание сочинений В. Маркс, 1914. Шифр хранения: 34. Полное собрание сочинений : т. Мамин-Сибиряк ; с портретом автора и критико-биографическим очерком П. Маркс, [1917].
Полное собрание сочинений Всеволода Соловьева : [кн.
Основной напиток праздничного стола — узвар из сухофруктов, шиповника и меда. Кутья и узвар символизируют вечную жизнь, рождение и смерть Иисуса Христа. Кутья — блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей.
После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей масло. По окончанию службы проводится помазание прихожан. Вечером 6 января молодежь устраивает колядования.
Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами. С вечера 6 января начинаются святочные гадания.
Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г.
Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних.
Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.
В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками».
Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено.
В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее.
В Святки не крестят детей.
Гадания у православных под запретом. Народные приметы в Святки На Святки надевают самые лучшие вещи, желательно новые. В Старый Новый год не дают взаймы, чтобы весь год не быть должником.
В Сочельник за праздничным столом стараются меньше разговаривать. В народе считают, что если много болтать, то год может быть неудачный. Холостых не сажают на угол стола, иначе те не заведут семью.
В православии гадание всегда считалось грехом Фото: Ольга Григорьева Святочные гадания В православии гадание всегда считалось грехом. Церковь до сих не приветствует, когда люди не оставляют попыток приоткрыть завесу будущего. Одни обращаются к картам Таро, другие гадают на кофейной гуще и смотрят на небо, считая звезды.
На Святки молодые девушки гадают на любовь по воску, яблокам и зеркалу. Подруги собираются ночью, зажигают свечи и берут небольшое зеркало. Его поворачивали к небу так, чтобы отражалась луна.
По количеству маленьких лун в зеркале определяют, насколько большая будет семья.
2022 год был насыщен яркими событиями в культурной жизни Тверской области
- С 6 по 18 января - Святки
- Курсы валюты:
- Обычаи в Рождественские святки
- У православных начались Святки
- Специальный репортаж. Зимние святки - Новый Век
- Как в России проходят Святки: традиции, гадания и запреты
Нельзя охотиться
- Затмения и Суперлуние: что небо покажет жителям Верхневолжья в 2023 году
- Навигация по записям
- Рождественские Святки-2024: в каких числах, история, традиции и гадания: Общество: Россия:
- Специальный репортаж. Зимние святки - Новый Век
- Популярное
Сайт общественно-политической газеты Славянского района.
Святками или Рождественскими Святками называют период народных зимних праздников в январе. в Крещенский Сочельник – в этот период, по церковному уставу, поста нет. Святки (святые, праздничные дни, зимние святки, коляды; др.-рус. свꙗтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода. Мы поговорим о Святках или Святых Днях — какой смысл несет этот праздник, когда будут Святки в 2024 году,, что обычно делают на Святки и какова история происхождения. Начинаются Святки – рождественские праздники, и продолжаются до Крещения – 19 января. В это время справляются святочные обряды, гаданья, увеселенья, по дворам и улицам ходят. Начинаются Святки – рождественские праздники, и продолжаются до Крещения – 19 января.
Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника
В 2023 году Святки стартовали 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник. Пришли святки-запевай колядки. Январь – пора самых долгожданных и любимых праздников. Рождественские святки — это особая часть зимних праздников, которые начинаются Сочельником в вечер 6 января, а заканчиваются Крещением Господним, то есть 19 января. Народные приметы на Рождественские святки: что нужно делать до 18 января, чтобы 2024 год был удачным. Святки отмечаются в период между Рождеством Христовым и Крещением, длятся они 12 дней и в 2022 году пройдут в период между 6 и 19 января. Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января.
Рождественские святки – 2023: как отметить старинный праздник, чтобы привлечь в дом деньги и удачу
Святки начинаются 6 января в канун Рождества, на Коляду, с момента восхождения на небе первой звезды и заканчиваются 18 января в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды. Исторические факты Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок.
Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» — традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.
Новогодняя трапеза называлась Богатой кутьёй, Жирной кутьёй или Щедрухой — от слова «Щедрый». На стол выставлялось всё самое лучшее. Главным и обязательным блюдом был поросёнок, поэтому Васильев день крестьяне называли ещё свиным праздником. После Нового года начинались «страшные вечера», отмеченные особым разгулом нечистой силы. Продолжались они до Крещения, когда освящённая вода смывала с земли всю нечисть.
Крещение которое иначе ещё называется Богоявлением приходилось на 6 января 19-е по новому стилю и завершало святочный период: «Крещенье — всем делам вершенье». Крещенский вечер называли Вторым сочельником или Голодной кутьёй — в этот день держали пост. Готовили нечётное количество блюд: кутью, бобы, блины, кисель, хлеб. В хлев для домового ставили блины. Собирали крещенский снег — им белили холсты и умывались.
Считалось, что он исцеляет разные немощи, а снежное умывание прибавляет красоты. День накануне Крещения был главным днём святочных гаданий. Гаданиями обычно занималась молодёжь. Пели подблюдные от слова «блюдо» песни и под них гадали. Парни и девушки собирались вечером в избе, брали блюдо, и на него каждый из присутствующих клал какую-нибудь мелкую вещь — кольцо, серёжку, ленту или пояс, блюдо накрывалось полотенцем.
Однако в такой точке зрения два изъяна: 1 в Святки включается день строгого поста — Крещенский сочельник; 2 почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова — нет. Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах как правило, нерелигиозных. Эта точка зрения — фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один Рождество Христово считается, тогда как другой — нет.
В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такую позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна Маслова. Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней. В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста — Крещенский сочельник.
Три периода святок их богослужебные особенности Хотя термин «святки» обозначает единый 11-тидневный период с 7 по 17 января по новому стилю , его можно разделить на три временных отрезка на основании богослужебного содержания: 7—13 января — праздник Рождества Христова и его попразднства; 14 января — Обрезание Господне по плоти и святителя Василия Великого; 15—17 января — предпразднство Богоявления. Богослужебные и уставные особенности всего периода Святок Пост в среду и пятницу отменяется; Коленопреклонение не совершается; Октоих в седмичные дни не поется; Святочные обычаи и традиции С периодом Святок связаны следующие обычаи, расположим их в порядке от более нормальных и приемлемых к спорным и нецерковным: Хождение в гости Праздновать Рождество Христово, делиться друг с другом этой радостью, позволить себе определенное утешение после долгого поста — не только законный, и но вполне похвальный образ проведения этих дней. Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют.
Колядование Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки.
Неповторимую атмосферу святочного веселья создал протоиерей Сергий Трофимов, клирик Никольского храма города Борисоглебск. Отец Сергий вместе с детьми играл, водил хороводы, поздравил всех присутствующих с праздником и дал жизненные наставления маленьким дошколятам… а в конце праздника угостил ребят сладкими подарками. Праздник произвел на детей незабываемое впечатление. Он получился веселым и шумным.