Стихотворение «Зимний вечер» или «Буря мглою небо кроет» было написано поэтом зимой 1825 года.
Идейно-художественный анализ стихотворения Александра Пушкина «Зимний вечер»
Ответ: Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер. приготовить выразительное чтение стихотворения а «Зимний вечер» наизусть; произвести его литературный анализ, основываясь на материале урока. Спустя несколько месяцев, зимой 1825 года, поэт написал свое знаменитое стихотворение «Зимний вечер», в строчках которого можно уловить оттенки безысходности и облегчения, тоски и надежды на лучшую долю одновременно. Стихотворение «Зимний вечер» родилось тут же, в Михайловском, и посвящено оно как раз любимой няне поэта.
Пушкин, «Зимний вечер»: анализ стихотворения
Но в нём есть что-то незыблемое, что помогает сохранить веру в лучшее — это старушка-няня, которая всё так же сидит за веретеном. Во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые В 3 строфе поэт — пытается найти причину для радости. Он предлагает выпить и хочет послушать родные песни.
Ему крайне необходимо дружеское участие и поддержка. И всё это он рассчитывает найти у няни, которая была важным человеком в его жизни. В четвёртой части стихотворения домашний уют, душевное тепло оказываются сильнее разбушевавшейся вьюги, сильнее недоброй судьбы.
Иллюстрация к стихотворению «Зимний вечер» Пушкин «Зимний вечер» читать.
Поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения чтобы передать это. Стихотворение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой. Анализ стихотворения Зимний вечер Пушкина «Зимний вечер» — стихотворение, написанное Александром Пушкиным в 1825 году. Тот год был для него очень трудным. Это было время, когда после ссылки он мог находиться только в имении своего отца в селе Михайловском под его строжайшим надзором. Поэтому зиму он провел в одиночестве. Вместе с ним была его няня, которую звали Арина Родионовна. В этом же году им и было написано это стихотворение.
Опубликовали его только через пять лет в альманахе «Северные цветы». В стихотворении изображены: зимний вечер, на улице воет метель, в комнате тихо потрескивает затопленная печка, которые легко возникают в нашем воображении. В первой части стихотворения говорится о буре. Для ее описания Пушкин использует множество эпитетов: она воет как зверь, плачет как маленькое дитя, «то как путник запоздалый вдруг в окошко застучит». Мы легко представляем бурю, описанную в стихотворении: небо, покрытое мглой, буйный ветер, который крутит в поле вихри. И как будто слышим вой зверя , плач ребенка, шорох крыши из соломы, как стучит в окно путник. Стихия «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Она символизирует душевные переживания поэта, враждебное отношение к нему окружающего мира. Вторая часть посвящена Арине Родионовне — няне Пушкина. Он называет ее «моя старушка», «мой друг», и мы понимаем, как много значила для него няня.
Пушкин будто ищет защиту от бури в этой хрупкой, но такой близкой ему женщине, единственном своем друге. Пушкин спрашивает у няни: «Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Конечно, он мог бы задать этот вопрос и себе. Поэт предполагает, почему няне грустно: Возможно, она утомлена завыванием бури, или просто дремлет под жужжанье веретена. А затем просит ее выпить с ним и спеть народную песню, тем самым показывая, что нет места грусти и унынию. В этой же части описывается и «лачужка». Она в стихотворении «и печальна, и темна», но, к удивлению, мы представляем себе милый и уютный домик, в котором зажжена свеча. Наверное, потому, что няня и Пушкин — два друга, два задушевных собеседника. Последнюю часть, после повторного описания бури, так похожей на его душевные переживания, поэт заканчивает строкой: «Сердцу будет веселей». Он как бы говорит, что, несмотря на все трудности, душевные переживания не должно быть места печали, нужно забыть то дурное, что происходит в его жизни.
А Ряшина Развивающая функция обучения требует от учителя не только... Сочинение Рассказ старого учебника или История старого учебника с прямой речью В конце учебного года ученики сдали свои учебники в школьную библиотеку. Заботливый библиотекарь аккуратно поставил их на книжные полки, где учебники должны были провести все лето. Когда школьный библиотекарь закрыл... Сочинение Какой опыт дает человеку война? Война — это тяжелое испытание для любого человека. Во время войны приходится испытывать изнуряющие физические и психологические нагрузки. Человек не знает, что его ждет впереди и только в самой тяжелый...
Настроение стихотворению задают слова-образы Печальная, Темна, Утомлена, С горя. Но в этом же стихотворении присутствует оптимизм и стремление не поддаваться мрачному настроению. Именно позитивным настроем это стихотворение и привлекает меня. Анализ стихотворения "Зимний вечер" Стихотворение было написано в 1825 году. Тема: зима и грусть. Жанр: пейзажная и бытовая лирика. Стихотворение состоит из четырёх строф, каждая из которых по-новому раскрывает тему стихотворения. В первой строфе поэт описывает грозные силы природы, зимнюю бурю. Для этого он использует олицетворение, сравнивая бурую то со зверем, то с дитём, то с путником.
Читайте также: Урок по рассказу Юрия Казакова "Оленьи рога". Это была очень мудрая и добрая женщина, которая души не чаяла в своем воспитаннике. Благодаря её искренней и чистой любви и заботе, Александр Сергеевич находит в себе силы противостоять всем жизненным невзгодам. Композиция Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается. Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения. Выраженных композиционных точек завязки, развязки и пр. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение. После южной ссылки поэту запретили проживать в Москве и Петербурге. Высочайшим повелением императора Пушкину было определено место жительства в имении его родителей Михайловском. Самым ужасным оказался официальный надзор, который осуществлял отец поэта. Сергей Львович контролировал каждый шаг сына и проверял его корреспонденцию. Поэтому Пушкин старался подолгу гостить в соседних имениях у друзей и знакомых, чтобы не так часто бывать с семьей. Но каждый такой отъезд поэт должен был согласовывать с губернским начальством. Александр Сергеевич чувствовал себя одиноко и остро переживал предательство самых близких людей. К осени семья Пушкиных переехала в Москву, и поэту стало немного комфортнее. Но в это время большинство соседей также переселились на зиму в столицу или другие крупные города России. Поэтому холодную зиму 1825 года Александр Сергеевич провел практически безвыездно в Михайловском, в обществе своей няни Арины Родионовны. В это время и появилось стихотворение «Зимний вечер». Оно было впервые опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал друг Пушкина по лицею Антон Дельвиг. Стихотворение «Зимний вечер» написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и состоит из четырех восьмистиший. Поэтому композиционно его можно разделить на четыре части. В первой описывается зимняя непогода. Во второй и третьей — уют и покой старого дома, который явно контрастирует с зимней стихией за окном. Эти части посвящены няне поэта. Последнее восьмистишие в точности повторяет начало стихотворения с описанием вьюги и обращение к няне из третьей части. Авторская тавтология, судя по всему, была использована Пушкиным, чтобы подчеркнуть основную тему стихотворения — борьбу поэта с внешними обстоятельствами. Здесь символом враждебного окружения выступает непогода. Противоречие между хрупким внутренним миром лирического героя в виде домашнего тепла и уюта «ветхая лачужка» с «кровлей обветшалой» и неистово бушующей вьюгой злые силы характерно для романтических стихотворений Пушкина. Поэт очень тонко использует зрительные и звуковые образы. Для изображения зимней непогоды Пушкин подбирает колоритные сочетания: покрытое мглою небо, крутящиеся снежные вихри. И тут же читатель погружается в мир звуков: буря воет и плачет, шуршит соломой, стучит в окно. Завывание метели передают гласные «а», «у», «о» в союзе с согласными «р», «з», «ш». Звуки «ж», «ч», «ш», «т» во второй части стихотворения подчеркивают жужжание веретена и потрескивание поленьев. В стихотворении ничего не говорится о свете. Напротив, «лачужка и печальна и темна». Но перед читателем предстает картина огня в печи и одинокой свечи, при свете которой прядет няня. Эти образы возникают сами по себе, без слов автора. Настолько велика сила воображения, порождаемая мастерством поэта. С особой теплотой Александр Сергеевич рисует образ Арины Родионовны. Он называет ее доброй подружкой «бедной юности».
Анализ стихотворения «Зимний вечер» с точки зрения структуральной поэтики Ю. М. Лотмана
Стихотворение начинается с описания буйства стихии, к звукам которой герой внимательно прислушивается. Ему кажется, что она то шуршит, то плачет, то воет, то стучит. Потом автор вводит нас в печальную и темную избу, атмосфера которой тождественна душевному настрою героя, собственно за которым прячется сам автор. Далее нас знакомят с няней. Она сидит у окна и занята своим веретеном. Герой просит ее отвлечься, выпить да спеть ему.
Видимо ее песни мысленно возвращают его в беззаботное детство, и он на фоне грусти и ностальгического порыва хочет вновь ощутить себя несмышленым ребенком, которому не ведомы происки и интриги жестокой судьбы. Стихотворение затрагивает вынужденное отчуждение из-за чего человек особо остро воспринимает чувство одиночества. Невозможность вернуться к светской жизни томит, печалит и заставляет вновь и вновь переосмысливать смысл своего бытия, утопая в грусти, сентиментальности и хандре. Лирический герой — это проекция автора на самого себя, именно от этого читатель получает настолько реалистичные эмоции, будто сам попадает в тот неспокойный день, когда за окном разбушевалась вьюга, а в избе все равно теплится надежда и царит уют.
Поэтому, чтобы хоть как-то развеять свою грусть, поэт обращается к няне со словами: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей». История создания «Зимний вечер» был написан Пушкиным в 1825 году, в один из самых нелегких периодов его творчества. Вернувшись из южной ссылки в 1824 году, поэт был потрясен предписанием, по которому его лишили права жить в Москве или Петербурге. Единственным разрешенным местом его нахождения стало село Михайловское, где он должен был проживать под постоянным надзором властей.
Однообразные дни Пушкин проводил за написанием стихов и за чтением. Но одиночество, отдаленность от друзей и единомышленников очень досаждали поэту. Новинки литературного мира также доходили до него крайне редко. Все это усугубляло его и без того подневольное положение. Особенно тяжело Пушкину пришлось долгой морозной зимой, когда не было ни единой возможности покинуть занесенное снегом Михайловское. Так и проходили их с няней зимние вечера, где они сидели в натопленной избе, она — за пряжей, а он — у рабочего стола, слушая надрывное завывание вьюги. Зимой 1825 года родилось знаменитое стихотворение «Зимний вечер», строчки которого полны оттенков то грусти и безысходности, то надежды на скорое избавление от одиночества.
Эти сравнения помогают лучше представить образ бури, понять, как её воспринимал сам поэт. Во второй строфе возникает тема родного дома и няни. Дом не кажется надёжным оплотом, ведь это просто ветхая лачужка. Но в нём есть что-то незыблемое, что помогает сохранить веру в лучшее - это старушка-няня, которая всё так же сидит за веретеном. В следующей строфе поэт предпринимает попытку найти выход из собственной печали. Он предлагает выпить и хочет послушать родные песни.
Тема: зима и грусть. Жанр: пейзажная и бытовая лирика. Стихотворение состоит из четырёх строф, каждая из которых по-новому раскрывает тему стихотворения. В первой строфе поэт описывает грозные силы природы, зимнюю бурю. Для этого он использует олицетворение, сравнивая бурую то со зверем, то с дитём, то с путником. Эти сравнения помогают лучше представить образ бури, понять, как её воспринимал сам поэт.
Анализ стихотворения Зимний вечер
Во второй строфе возникает тема родного дома и няни. Дом не кажется надёжным оплотом, ведь это просто ветхая лачужка. Но в нём есть что-то незыблемое, что помогает сохранить веру в лучшее - это старушка-няня, которая всё так же сидит за веретеном. В следующей строфе поэт предпринимает попытку найти выход из собственной печали. Он предлагает выпить и хочет послушать родные песни. Ему крайне необходимо дружеское участие, любовь и поддержка.
Но в нём есть что-то незыблемое, что помогает сохранить веру в лучшее - это старушка-няня, которая всё так же сидит за веретеном. В следующей строфе поэт предпринимает попытку найти выход из собственной печали. Он предлагает выпить и хочет послушать родные песни. Ему крайне необходимо дружеское участие, любовь и поддержка. И всё это он рассчитывает найти у няни, доброй подружки его юности и опоре во взрослой жизни.
Последняя строфа заключительная.
Вещай мне: кто твои клевреты, Сыны убийства и оков? Булатный нож служил мне верно, А конь был третьим другом мне, Когда, свободный, по безмерной И были у меня лихие Летуньи, стрелы каленые, Друзья — и днём, и при луне! Пародист, в сущности, кратко пересказывает ту сцену из второй песни «Полтавы», в которой описывается пытка Кочубея и его диалог с Орликом. Пушкинская «Полтава», как известно, удостоилась весьма разноречивых критических откликов: Н. На фоне тогдашней критики отклик «Московского телеграфа» статья Кс. В «Дубровском» няня Егоровна сразу же обрывает пение Стёпки — обрывает именно потому, что не хочет трагическим её смыслом беспокоить барина.
Песня, «выпевая» предчувствие гибели, оставляет надежду на «удачу удалому», укрепляя души «живописной» иронией.
Новикова 1780 года. С этой точки зрения сюжет «Капитанской дочки», действительно очень ярко напоминающий мотивы песни «Не шуми, мати зелёная дубровушка...
То обстоятельство, что пародия, в которой воспроизводится ситуация перепева фольклорных текстов, получила заглавие стихотворения, воссоздающего атмосферу поэтического восприятия этих текстов, кажется не случайным. Во-первых, пушкинское стихотворение, ещё до появления его в третьем томе «Стихотворений... В 1832 году М.
Яковлев положил стихотворение на музыку — и с этой музыкой оно приобрело общую популярность... Согласно классификации И.
«Зимний вечер»: анализ стихотворения.
Сергей Львович контролировал каждый шаг сына и проверял его корреспонденцию. Поэтому Пушкин старался подолгу гостить в соседних имениях у друзей и знакомых, чтобы не так часто бывать с семьей. Но каждый такой отъезд поэт должен был согласовывать с губернским начальством. Александр Сергеевич чувствовал себя одиноко и остро переживал предательство самых близких людей. К осени семья Пушкиных переехала в Москву, и поэту стало немного комфортнее. Но в это время большинство соседей также переселились на зиму в столицу или другие крупные города России. Поэтому холодную зиму 1825 года Александр Сергеевич провел практически безвыездно в Михайловском, в обществе своей няни Арины Родионовны. В это время и появилось стихотворение «Зимний вечер». Оно было впервые опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал друг Пушкина по лицею Антон Дельвиг. Стихотворение «Зимний вечер» написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и состоит из четырех восьмистиший. Поэтому композиционно его можно разделить на четыре части.
В первой описывается зимняя непогода. Во второй и третьей — уют и покой старого дома, который явно контрастирует с зимней стихией за окном. Эти части посвящены няне поэта. Последнее восьмистишие в точности повторяет начало стихотворения с описанием вьюги и обращение к няне из третьей части. Авторская тавтология, судя по всему, была использована Пушкиным, чтобы подчеркнуть основную тему стихотворения — борьбу поэта с внешними обстоятельствами. Здесь символом враждебного окружения выступает непогода. Противоречие между хрупким внутренним миром лирического героя в виде домашнего тепла и уюта «ветхая лачужка» с «кровлей обветшалой» и неистово бушующей вьюгой злые силы характерно для романтических стихотворений Пушкина. Поэт очень тонко использует зрительные и звуковые образы. Для изображения зимней непогоды Пушкин подбирает колоритные сочетания: покрытое мглою небо, крутящиеся снежные вихри. И тут же читатель погружается в мир звуков: буря воет и плачет, шуршит соломой, стучит в окно.
Завывание метели передают гласные «а», «у», «о» в союзе с согласными «р», «з», «ш». Звуки «ж», «ч», «ш», «т» во второй части стихотворения подчеркивают жужжание веретена и потрескивание поленьев. В стихотворении ничего не говорится о свете. Напротив, «лачужка и печальна и темна». Но перед читателем предстает картина огня в печи и одинокой свечи, при свете которой прядет няня. Эти образы возникают сами по себе, без слов автора. Настолько велика сила воображения, порождаемая мастерством поэта. С особой теплотой Александр Сергеевич рисует образ Арины Родионовны. Он называет ее доброй подружкой «бедной юности». Поэт ищет защиту от жизненных бурь в единственном близком человеке.
Единственным разрешенным местом его нахождения стало село Михайловское, где он должен был проживать под постоянным надзором властей. Однообразные дни Пушкин проводил за написанием стихов и за чтением. Но одиночество, отдаленность от друзей и единомышленников очень досаждали поэту. Новинки литературного мира также доходили до него крайне редко. Все это усугубляло его и без того подневольное положение. Особенно тяжело Пушкину пришлось долгой морозной зимой, когда не было ни единой возможности покинуть занесенное снегом Михайловское. Так и проходили их с няней зимние вечера, где они сидели в натопленной избе, она — за пряжей, а он — у рабочего стола, слушая надрывное завывание вьюги. Зимой 1825 года родилось знаменитое стихотворение «Зимний вечер», строчки которого полны оттенков то грусти и безысходности, то надежды на скорое избавление от одиночества.
Композиция Текст представляет собой четыре восьмистишия, в нем отсутствуют традиционные завязка и развязка. На протяжении всего стихотворения читатель видит размышления автора, сопровождаемые завыванием вьюги, которая олицетворяет его тоску и одиночество. Композиционно произведение закольцовано, то есть заканчивается тем же четверостишием, которым и начинается: Буря мглою небо кроет, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.
История создания — произведение написано в 1825 г. Тема стихотворения — зимняя вьюга и тёплое общение с близким сердцу человеком. Композиция — Кольцевая композиция. По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к няне. Формально стихотворение состоит из четырёх октав. Жанр — лирическое стихотворение.
Стихотворный размер — написано четырёхстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ. Метафоры — «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Эпитеты — «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения — «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». История создания История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г.
Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение.
Новинки литературного мира также доходили до него крайне редко. Все это усугубляло его и без того подневольное положение.
Особенно тяжело Пушкину пришлось долгой морозной зимой, когда не было ни единой возможности покинуть занесенное снегом Михайловское. Так и проходили их с няней зимние вечера, где они сидели в натопленной избе, она — за пряжей, а он — у рабочего стола, слушая надрывное завывание вьюги. Зимой 1825 года родилось знаменитое стихотворение «Зимний вечер», строчки которого полны оттенков то грусти и безысходности, то надежды на скорое избавление от одиночества.
Композиция Текст представляет собой четыре восьмистишия, в нем отсутствуют традиционные завязка и развязка. На протяжении всего стихотворения читатель видит размышления автора, сопровождаемые завыванием вьюги, которая олицетворяет его тоску и одиночество. Композиционно произведение закольцовано, то есть заканчивается тем же четверостишием, которым и начинается: Буря мглою небо кроет, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
Жанр Стихотворение написано в духе реализма, по жанру оно представляет собой пейзажную лирику, по жанровому своеобразию — элегию. Размер и средства художественной выразительности Исследователи так и не смогли дать объяснение тому, почему Пушкин написал «Зимний вечер» четырехстопным хореем, который больше подходит для народных песен и частушек, чем для элегии. Видимо, легкость хорея придавала поэту больше оптимизма, нежели использование другого стихотворного размера.
Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5
История создания стихотворения Зимний вечер: содержание и анализ стиха Пушкина | Зимний вечер Стихотворение "Зимний вечер" Александр Пушкин написал в 1825-ом году, будучи в ссылке в родном селе Михайловском. |
Анализ стихотворения Пушкина «Зимний вечер» | В стихотворении “Зимний вечер” поэт передает образ зим и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер. |
"ЗИМНИЙ ВЕЧЕР" — А.С. Пушкин (анализ стихотворения) | Стихотворение "Зимний вечер" написано в период вынужденного отшельничество в селе Михайловском. |
«Зимний вечер», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина | Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта). |
Анализ стихотворения "Зимний вечер" А.С. Пушкина
Александр Пушкин ~ Зимний вечер (Буря мглою небо кроет…) (+ Анализ) | Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта). |
Кошелев Вячеслав | | Журнал «Литература» № 5/2003 | Стихотворение «Зимний вечер» или «Буря мглою небо кроет» было написано поэтом зимой 1825 года. |
Анализ стихотворения «Зимний вечер» (А.С. Пушкин). | Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Зимний вечер" Зимнее небо закрыло непроницаемая мгла. |
Зимний вечер. Пушкин А.С. | Стихотворение «Зимний вечер» написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и состоит из четырех восьмистиший. |
«Зимний вечер»: анализ стихотворения.
Стихотворение "Зимний вечер" написано в период вынужденного отшельничество в селе Михайловском. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта). 'Примеры анализа стихотворения Пример анализа стихотворения 1 История создания Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет») было написано в родовом имении поэта, в селе Михайловском.
Анализ стихотворения "Зимний вечер" А.С. Пушкина
Во второй четверти семиклассники знакомятся со стихотворением а «Зимний вечер», постижение смысла которого может показаться недоступным начинающему читателю. В стихотворении «Зимний вечер» отчетливо наблюдается угнетенное и в каком-то роде, отшельническое настроение автора. Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина 2 вариант. Стихотворение «Зимний вечер» также помогло мне лучше понять Пушкина не только как талантливого поэта, но и человека. Стихотворение "Зимний вечер" строится на контрасте между природой и настроением поэта.
Анализ стихотворения «Зимний вечер»
Именно она поддерживала Александра Сергеевича, помогая ему пережить сложившуюся ситуацию. В заключении хочется сказать, что у данного поэта есть целый цикл произведение, посвященных зимней теме, каждое из которых по своей сути уникальное. Если вы вдруг не разу не сталкивались с ними, обязательно прочитайте их, и вы поймете то, о чем все это время думал автор, что его беспокоило. Кстати стоит отметить, что сразу вы можете и не понять основной смысл произведения, поэтому, не поняв в первый раз, перечитайте ещё раз и тогда вы сможете взглянуть на этот мир глазами Александра Сергеевича. Пушкиным в 1825 году. Это время было непростым в жизни писателя. Достигнув возврата из Южной ссылки, Пушкин оказался в новом «заключении» теперь уже поместье его родителей, в селе Михайловское. Взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина с отцом были весьма напряженными, так как Сергей Львович взял на себя контроль деятельности сына, лично проверял его переписку. Поэтому поэт часто гостил у друзей в соседних поместьях. После отъезда родителей Пушкин остался в имении один со своей няней Ариной Радионовной.
В беседах с ней он проводил одинокие зимние вечера. Именно ей и посвящено стихотворение «Зимний вечер». Стихотворение состоит из четырех частей. В первой поэт описывает зимнюю бурю. Чтобы передать силу ее воздействия на природу и человека, он использует олицетворение застучит, зашумит, завоет , эпитеты вихри снежные, кровли обветшалой, путник запоздалый и сравнения бурю он сопоставляет с ребенком, странником и зверем. Во второй и третей частях Пушкин обращается к своей няне, которая «приумолкла у окна». Чтобы хоть как-то прогнать грустные мысли, навеянные вьюгой, он предлагает ей «выпить с горя», чтобы «сердцу было веселей».
Тогда Пушкину приходилось безвыездно сидеть в семейном поместье вместе со своей няней. Размер стиха Зимний вечер — это 4-стопный хорей.
Рифмовка перекрестная. Композиция сложена из четырех восьмистиший. Первая часть стиха говорит о непогоде во время зимы. Вторая и третья части посвящены няне поэта. Описан уютный дом, где можно спрятаться от ненастья.
В I строфе — это зрительные и слуховые эмоциональные восприятия снежной бури, причем последние уже прямо связаны с «избушкой», с ее «обветшалой кровлей», с «окошком», которые защищают поэта от бури, хотя преграды эти и ненадежны. Поэт как бы находится и там, среди непогоды, и здесь, вместе с няней. В следующей, II строфе дается восприятие самой избушки, которая ничем не радует «ветхая», «печальна, темна» , и няни, которая в этот момент далека от поэта. Иными словами, тема «одиночества, грусти» развивается в стихотворении личностно, в нее включается лирический адресат стихотворения. Третья строфа противопоставляется первым двум: в ней предложения-просьбы с обращениями к «подружке бедной юности», сюда же неожиданно введена предметная деталь кружка. И в той же строфе — обращение к няне с просьбой спеть песни. Пространственные планы резко меняются: за морем значит «где-то далеко-далеко». В последней, IV строфе вновь взгляд лирического субъекта обращается к томящей душу буре, ее мгле, вихрям. Но первоначальное восприятие как бы обогащается содержанием предшествующих строф: здесь не только тоска, но и надежда, хотя, как будет показано ниже, одновременно звучат и иронические ноты в призыве Выпьем с горя... Обратим внимание на эпитеты I строфы — обветшалой, запоздалый, глаголы завоет, заплачет, на значения повторяемости и однообразия, развиваемые в I строфе четырежды, в 3, 4, 5-м и 7-м стихах повторяется союз то , несмотря на подчеркнутую наречием вдруг начинательность глагольного действия в завоет, заплачет, зашумит, застучит: сама повторяемость значений начинательности в этих глаголах, повторяемость обозначаемых ими звуков способствует возникновению ощущения тоскливой монотонности, созданию впечатления некоей общности эмоционального восприятия поэтом различных проявлений непогоды. Первая строфа имеет подчеркнутую звуковую организацию: в ней, кроме собственно рифменного повтора звукоподражательного сочетания [оуй] кроет — завоет , словно бы воспроизводящего завывание бури, это же звукосочетание повторяется и внутристрочной рифмой мглойу. Итак, описание в I строфе пронизано эмоциональным восприятием действительности. Это описание создает в первой части эмоциональный фон, эмоциональный образ, который как бы «захватывает» все стихотворение в дальнейшем. В поле этого образа входят и эпитеты печальна, темна, ветхая, обветшалой, запоздалый, бедной, и глагольные формы приумолкла, утомлена, дремлешь, и слова с суффиксами эмоциональной оценки окошко, лачужка, старушка, подружка; сюда же включаются и сравнения воя бури с завыванием зверя, с детским плачем. В стихотворении важна именно передача состояния лирического «я», а описание самой няни, природы, предметов вне и внутри дома как бы «втягивается» в эмоциональное состояние поэта. Во II строфе почти прямо называется то настроение, которое навевается звуковым проявлением бури: печальна. Причем этот эмоционально характеризующий эпитет опять-таки не непосредственно отнесен к лирическому субъекту «мне печально» , а дается через внешнюю деталь: ветхая лачужка И печальна и темна. Метафорическое употребление этого слова влияет и на используемое с ним рядом в качестве однородного слова темна, придавая последнему, кроме реализуемого им прямого значения «плохо освещена» , и переносное: «бедна, безрадостна». О втором смысловом плане характеризующих состояние лирического субъекта эпитетов печальна, темна при слове лачужка говорит и местоимение наша. Такое использование эпитетов, как и эмоционально окрашенное описание бури, характерно для косвенной передачи эмоционального состояния лирического «я». Описание пространственно связанных с лирическим «я» предметов является поверхностным слоем стихотворения; важнее здесь другой план, внутренний — изображение эмоций самого поэта.
Стихотворение затрагивает вынужденное отчуждение из-за чего человек особо остро воспринимает чувство одиночества. Невозможность вернуться к светской жизни томит, печалит и заставляет вновь и вновь переосмысливать смысл своего бытия, утопая в грусти, сентиментальности и хандре. Лирический герой — это проекция автора на самого себя, именно от этого читатель получает настолько реалистичные эмоции, будто сам попадает в тот неспокойный день, когда за окном разбушевалась вьюга, а в избе все равно теплится надежда и царит уют. Зимний пейзаж автор умело переплетает с настроением героев, рассуждая о том, как прекрасно, когда в такой ситуации рядом есть родной и душевный человек. Пушкин рад, что у него есть такая замечательная поддержка и опора в лице няни. Она дорога ему, как никто иной. Няня практически заменила ему мать, поэтому столь трепетно, нежно и тепло проходит их неторопливое общение. Автор мог излить ей свою душу, поведать свои сокровенные мысли и чувствовать себя в меньшей степени одиноким и несчастным, находясь в заточении и вдалеке от бурлящей общественной жизни. Между ними было полное взаимопонимание, автор благодарен за все, что няня ради него делала. Атмосфера стихотворения грустная с легким шлейфом ностальгии и печали, однако становится теплее, когда слышны нотки родственного единения душ и их совместных воспоминаний.