композитор Минкус Людвиг.
Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»
Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха... Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти.
Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби. Взор ее устремлен к любимому Солору. Факир вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Бурной радости исполнен танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и кусает ее. Никия понимает, что виновница происшедшего — мстительная дочь раджи. Великий брамин обещает спасти Никию, если она полюбит его.
Но баядерка верна своей любви к воину. Никия умирает.
Кульминация торжества — танец Никии. Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и связанном с ним обете безбрачия.
Он обещает ей все богатства Индии, всё, что она пожелает. Но Никия не может скрыть своего отвращения к брамину. Тайное свидание Никии и Солора охраняет Магедавея. Солор над священным огнём клянётся Никии в вечной любви и верности.
Великий брамин, увидев их, решает отомстить влюблённым. Картина вторая Зал во дворце раджи Дугманты. Раджа приказывает позвать баядерок, чтобы они развлекли его и его гостей. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего и храбрейшего воина — Солора, с которым она обручена с детства.
Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву верности!.. Появляется Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора.
Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации 4. Михайловский театр вправе: 4. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта.
Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте. Пользователь вправе: 4. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи , получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации. Пользователь Сайта обязуется: 4. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.
Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.
Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника — Солора, не ожидал такой развязки.
Он просит раджу пощадить баядерку. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи намеренно показывает баядерке портрет своего жениха — Солора.
Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их.
Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха… Действие второе Картина третья Во дворце раджи пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти.
Либретто балета Баядерка
Знаменитый французский хореограф Мариус Петипа, которого в Петербурге величали не иначе как Мариус Иванович, в конце 19 века создал балет «Баядерка». Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло». балет, первоначально поставленная французским хореографом Мариусом Петипа в четырех действиях и семи картинах на музыку Людвига Минкуса. 27, 28 и 29 февраля Большой театр приглашает на балет «Баядерка» в постановке Юрия Григоровича с участием ведущих артистов балетной труппы. Балет Баядерка «Баядерка» — балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.
Информация
Хореограф-постановщик балета Андрис Лиепа преобразил структуру спектакля и придал классическому сюжету новый вид, что сделало постановку уникальной и единственной в своем роде. Яркие декорации и костюмы, выразительные персонажи, захватывающий сюжет — ничто в этой постановке не оставит равнодушным. Впервые балет «Баядерка» прошел 23 января 1877 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей».
Петипа не побоялся ставить балет на сюжет, который уже использовался до него другими балетмейстерами — среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. Он был лишь пятым в этой цепочке. Более того первоисточником стал французский балет «Сакунтала», поставленный Люсьеном Петипа в 1858 году, и, как пишет Ю. К моменту её создания Петипа проработал в России 30 лет, став мэтром и хозяином лучшей в мире труппы. Он создавал свой шедевр для главного театра страны, Большого Каменного театра, который находился в Санкт-Петербурге.
В то время известный Мариинский театр ещё не существовал, а сцена Каменного театра была намного больше, именно поэтому зрелище должно было быть грандиозным. Музыкальная партитура была написана его другом и постоянным соавтором — австрийским композитором, Людвигом Минкусом. Что интересно, в музыке нет ничего индийского или восточного, но было все интересное и современное — галоп, вальс, модные ритмы того времени, ритмичная и удобная музыка для артистов и для публики. Для Мариуса Петипа балерина была центром всего, непреходящей ценностью балета. Именно для балерины он создавал свои творения. Баядерку Никию он наделил светлым женским образом, который был наполнен теплом. Её танец — это танец преданности и любви. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства.
Обратите внимание Благодаря его таланту хореографа создано грандиозное grand pas Солора и Гамзатти с головокружительной техникой прыжков и вращений, поставлено немыслимое количество танцев — сольных, ансамблевых, характерных: танец с попугаями, прикрепленными к плечикам балерин, танец с веерами, танец арапчат. Он также ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени». Одним из таких является то, что сюжет не заканчивается со смертью главной героини. И хотя она продолжает сюжетную линию всего спектакля, эта сцена может существовать самостоятельно — тот самый тип хореографии, который будут создавать современные деятели балета как, например, Джордж Баланчин и его современники, — настоящий бессюжетный белый балет, который принадлежит 19, 20 и теперь 21 веку. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Петипа поручил главную партию русской балерине. А до этого все главные партии танцевали итальянские балерины. Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие.
Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросли новые солисты, желающех расширить свой танцевальный репертуар. Важно Их выбор пал на «Баядерку». В 1900 году Мариус Иванович перенес свой балет на сцену Мариинского театра, где основные партии исполнили: Никия — М. Кшесинская, Солор — П. А в 1904 году балет появился в московском Большом театре благодаря А. Горскому и В. Несмотря на огромный талант балерин, исполнявших главную женскую роль, до конца раскрыть все возможности, который дает этот балет балерине как актрисе, им не удалось.
Только в 1902 году, когда Анна Павлова выйдет на сцену, публика и профессионалы откроют какой невероятный смысл, какая значительность заключена в этой партии. Анна Павлова, нашедшая ключ к баядерке, расскажет о сердечной муке, о том, как баядерка умеет любить, как она превращается в эту магическую таинственную тень. Эта роль открыла Павлову как великую балерину. Еще один интересный факт — это то, что с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике. Только в 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Когда Чабукиани предложил свою версию, этот спектакль стал не только балеринским, но и роль Солора приобрела новое современное ей звучание. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани.
В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари лишь изредка исполнялся акт «Тени». И только в 1991 году Юрию Григоровичу удалось оживить этот балет на сцене главного театра Москв — он взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными. В зарубежных театрах этот балет также существовал только в виде акта «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах. И хотя публика сегодня намного отличается от зрителей, увидевших первую постановку этого спектакля, балет о несчастной любви храмовой индийской танцовщицы и знатного воина Солора в постановке гения хореографии Мариуса Петипа и по сей день остается одним из самых зрелищных и знаменитых балетов в мировой хореографии. Регина Урабаева Сюжет Действие происходит в Индии в древние времена. Главная героиня — баядерка Никия. Баядерки — это индийские танцовщицы, исполняющие ритуальные танцы при храмах.
В Никию влюблены двое — знатный воин Солор и священнослужитель Великий брамин. Читайте также: Айвазовский "одесса ночью" описание картины, анализ, сочинение В первом действии идут приготовления к празднику огня, где Никия исполняет священный танец. Великий брамин признается баядерке в своем чувстве, но она отвергает его. В ожидании Солора Никия не замечает угроз брамина. С наступлением ночи Солор приходит к храму, чтобы предложить возлюбленной побег. Совет Неожиданно на их свидании появляется Великий брамин и, пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. В своем дворце раджа правитель Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает её замуж за Солора. Солор отказывается, но раджа сообщает, что свадьба состоится очень скоро.
Во дворец спешит Великий брамин, чтобы рассказать о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию, тогда брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, её убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Отец Гамзатти решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Их разговор подслушивает Гамзатти. Она знает, что Никия будет танцевать на их свадьбе, поэтому велит привести её к себе, чтобы показать Никии портрет жениха. Баядерка потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, чтобы та покинула страну, но Никия верна своему чувству и не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только прислужница спасает Гамзатти.
Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть. В саду перед дворцом начинается праздник. Раджа велит Никии танцевать. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов, в которой змея. Во время танца Никию жалит змея. Перед смертью Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить её вечно. Великий брамин предлагает противоядие, но Никия предпочитает смерть.
Раджа и Гамзатти торжествуют. Солор в полном отчаянии и умоляет Гамзатти оставить его одного. В его раздраженном воображении тень Никии упрекает его в измене. Солор падает без чувств и видит сон, в котором он в царстве теней встречается с возлюбленной. Она умоляет его не забывать данной клятвы. Солор просыпается.
Специально для спектакля режиссер Алексей Степанюк написал новую литературную редакцию пьесы. Декорации и костюмы Елены Орловой, отличающиеся оригинальностью и легкостью, отражают великолепие востока и атрибуты европейской моды.
Хореографические картины, изобилующие музыкой и ритмикой джаза, вальса-бостона, шимми и других американских танцев, органично вплетены в канву сюжета и привносят в постановку экзотическую тональность. В спектакле нет дефицита в движении.
Специально для спектакля режиссер Алексей Степанюк написал новую литературную редакцию пьесы. Декорации и костюмы Елены Орловой, отличающиеся оригинальностью и легкостью, отражают великолепие востока и атрибуты европейской моды. Хореографические картины, изобилующие музыкой и ритмикой джаза, вальса-бостона, шимми и других американских танцев, органично вплетены в канву сюжета и привносят в постановку экзотическую тональность. В спектакле нет дефицита в движении.
«Баядерка» (1877)
Впервые в жизни возможно из 20 Баядерок музыка этого балета исполнялась с душой. К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире. Балет рассказывает историю двух любовных треугольников, в которых участвует храмовая танцовщица — баядерка Никия.
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Все сделаны заботливыми и профессиональными руками швей воронежского театра оперы и балета. На одну такую пачку уходит от 12 до 15 метров сетки. Швеи трудились несколько месяцев — потребовалось сшить более 200 костюмов. Не менее сложная работа и у модерьера по головным уборам Любви Борищенко.
Художник-модельер Воронежского театра оперы и балета Любовь Борищенко: — Это у нас Брамин будет, тут еще будут камни и будет добавляться всякая красота. Сначала из марли на болванке несколько слоев клеится, потом уже обрезается по голове форма, затягивается сеточкой, с художницей вместе думаем, оформляем. Мы каждый раз, как в первый класс.
За убранство нарядов отвечает художник Юля Бова. Говорит: такой большой, штучной работы еще не было. Все пришивные детали, то есть аппликации индийских орнаментов подбирались композиционно, а потом отдавались в Москву под тамбурную машинку.
На каждого человека составлялся отдельный эскиз. Художник по росписи костюмов Воронежского театра оперы и балета Юлия Бова: — Сейчас в России тамбурных машинок практически нет и очень редко в балетных и любых театрах используется этот материал. Поэтому эти костюмы как музейные экспонаты считаются.
После пробуждения понимает, что предал ее и пронизывает свое сердце кинжалом. Апофеоз Никия и Солор в виде теней встречаются и их души воссоединяются навсегда. Постановки балета «Баядерки» Мариинский театр — 1900,1941, 2002 гг. Большой театр — 1904, 1917, 1923 гг.
Парижская опера — 1992 г. Венская опера — 1999 г. Национальная опера Украины — 2013 г. В 2015 году балет увидели в Казахстанском государственном театре оперы и балета «Астана Опера».
Литературным источником содержания балета "Баядерка" послужила драма "Шакунтала" "Сакунтала" , написанная древнеиндийским поэтом Калидасом. Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете "Бог и баядерка". Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета "Сакунтала". Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году.
Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения. По своему сюжету балет - это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Кто такая баядерка? Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета "Баядерка" поясним значение этого слова. Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни.
Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или "девадази", что в переводе означает "божья рабыня" могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки - это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников.
Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов.
Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам.
Никия оживляется, ее медленный танец горя и скорби переходит в радостную пляску счастья. Неожиданно из корзины выползает змея и смертельно жалит девушку. Никия понимает, что виновница ее смерти — мстительная дочь раджи. Владеющий противоядием Брамин предлагает спасти Никию, если она согласится полюбить его, но баядерка отказывается. Верная клятве, данной Солору, она умирает. Второе действие Царство теней Солор безутешен. Тоска по Никии и отчаяние от случившегося, заставляют его искать забвения. Солор повелевает факиру Магадавее отвлечь его от тяжелых раздумий, вызвав образ любимой.
Под чарами факира Солор погружается в глубокий сон. Грезы уносят Солора в царство теней. Тени возникают перед ним из мрака. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Среди них Солор видит и прекрасную Никию. Тень прекрасной баядерки влечет его за собой. Солор навсегда остается со своей возлюбленной Никией в царстве теней... Красноярская публика впервые увидит ее на сцене в гала-концертах оперы и балета 22 и 23 сентября, открывающими наш 46-й творческий сезон. Хворостовского Сергей Бобров оставит свой пост. Причина добровольной отставки, по его словам, — желание заняться собственными проектами.
Сергей Бобров 20 лет проработал в Красноярске, 16 из них — в статусе художественного руководителя театра. Хворостовского после длительного перерыва, связанного с рождением малыша, выйдет ведущая солистка театра Мария Куимова-Литвиненко. Хворостовского принимает у себя в гостях высококлассного профессионала, опытного и внимательного педагога— заслуженную артистку России, ведущую солистку Большого театра, доцента кафедры хореографии ГИТИСа Елену Андриенко. Увидеть её в роли Катарины на сцене Театра оперы и балета имени Д. Хворостовского можно будет 12 и 20 ноября, причём с разными партнёрами в роли художника Сальватора Розы. Согласно документу солистке балетной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Д. Хворостовского Екатерине Булгутовой присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации. В ноябре была новая роль — в рамках балетного форума состоялась премьера «Раймонды». Юрий исполнял партию Жана де Бриена. Возобновление ряда лучших спектаклей действительно ведётся в нашем крае целенаправленно.
Так, в самом конце минувшего сезона на сцену вернулись комическая опера "Дочь полка" Г. Доницетти и балет "Баядерка" Л. В интервью нашей театральной газете Наталья Валентиновна поделилась своими впечатлениями о работе с сибирской труппой и о дальнейших перспективах наших артистов.
Балет "Баядерка": содержание, авторы, отзывы
Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда. Хореограф-постановщик балета Андрис Лиепа преобразил структуру спектакля и придал классическому сюжету новый вид, что сделало постановку уникальной и единственной в своем роде. К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире. После революции у нового зрителя недавно бывшего императорским театра «Баядерка» вместе с другими «старыми» балетами не вызывала трепета: «Современный зритель слишком культурен, чтобы восторгаться или даже просто переносить терпеливо "Баядерку"»5. В начале.
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
В завершении 39-го творческого сезона Красноярский театр оперы и балета представит два обновленных спектакля – после длительного перерыва на сцену возвращаются две истории пылкой любви – балет «Баядерка» и опера «Дочь полка». В 1876 году знаменитого хореографа Мариуса Петипа привлекла идея балета «Баядерка». «Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. В 1876 году знаменитого хореографа Мариуса Петипа привлекла идея балета «Баядерка».