Конечно, сейчас Российская академия наук воспринимается в первую очередь как преемница советской.
Читайте также
- 300-летие отмечает Российская академии наук
- Академия наук, от Петра I до Владимира Путина
- Journal of the RAS
- Иллюстрации
- 300 лет Российской академии наук. История науки в лицах: что хранит Архив РАН
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
День в истории 7 января: создание Российской академии наук | Материалы Агентства городских новостей «Москва» распространяются при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. |
Хронограф постсоветской истории Российской академии наук в событиях и фактах | Выступления на круглом столе были посвящены истории образования и деятельности Национальных академий наук стран СНГ, а также особенностям развития академической науки на пространстве Содружества на современном этапе. |
«Революционные изменения»: глава РАН дал прогноз по развитию науки и нейросетей | Сотрудники Теньгушевской модельной этно-библиотеки подготовили дайджест с информацией о истории создания Российской академии наук. |
Институт востоковедения Российской Академии Наук | Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. |
Наука РФ - официальный сайт | После ряда преобразований и советских репрессий Российская академия наук была воссоздана в 1991 году. |
Ран – последние новости
Последние месяцы в средствах массовой информации появились обвинения Академии наук, что она стала «махровым гнездом либералов», потому что несколько десятков членов РАН подписали коллективные декларации против СВО. Российская академия наук является учредителем или соучредителем 170 научных журналов, самостоятельно издает в печатном и электронном виде 140 журналов, ведет их научное и координационное сопровождение. Институт российской истории Академии наук (ИРИ РАН) запускает уникальный проект – 20-томник «История России», который призван обобщить всю собранную на данный момент информацию и ответить на актуальные политические вопросы.
Российская академия наук отмечает свое 300-летие!
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук | После ряда преобразований и советских репрессий Российская академия наук была воссоздана в 1991 году. |
Матвиенко: Легендарная история РАН прославила Россию | Именно 8 февраля в 1724 году по распоряжению императора Петра I указом Правительствующего Сената была создана Российская Академия Наук. |
ДОСЬЕ: История реформирования Российской академии наук | За Российской академией наук закреплены функции главной в России экспертной организации. |
300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК – Новости Росгвардии | Мы продолжаем наш февральский марафон публикаций, посвященных 300-летию Российской академии наук, которое будет отмечаться в следующем году. |
Российская академия наук отмечает свое 300-летие! — Молодая Гвардия | Тегиоткрытие академии наук в россии, открытие академии наук кто открыл, московская академия петра великого, история создания академии наук, что такое академия наук в истории россии. |
День в истории 7 января: создание Российской академии наук
Флёрова в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Находился в этой должности до 20 сентября 2022-го. Принято решение об организации праздничных мероприятий на государственном уровне в связи с предстоящим в 2024 году 300-летием Академии наук. За Российской академией наук закреплены функции главной в России экспертной организации. Учреждена медаль "300 лет Российской академии наук". Его председателем избран академик Андрей Рудской.
Ранее издание «Вести Подмосковья» со ссылкой на слова заммэра Москвы Натальи Сергуниной сообщало об открытии выставки юных воспитанников столичных школ искусств «Рисую. Мечтаю» в зале московского Союза художников. Ошибка в тексте?
С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор гимназии, Почётный работник общего образования Российской Федерации Яцкевич Ирина Геннадьевна, которая пожелала ребятам успехов и счастливых начинаний, а жюри — плодотворной работы и интересных находок. Реализовать свои таланты, найти силы и упорно стремиться к цели пожелал ребятам руководитель Дирекции непрерывного образования и маркетинговых коммуникаций ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Снегирев Николай Иванович, а ведущий специалист отдела образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Тарасевич Евгения Алексеевна - успешной защиты работ и интересных дискуссий. Торжественное открытие научно-практической конференции было посвящено 300-летию со Дня основания Российской академии наук. Герои на машине времени перенеслись в XVIII век, где стали свидетелями начала важного этапа в становлении науки в Российском государстве [1]. На очном этапе конференции было представлено 109 исследовательских работ, 7 команд приняли участие в инженерных соревнованиях. Защита исследовательских работ состоялось на секциях по направлениям: Ломоносовской; физико-математической физика, энергетика, математика, информатика ; естественнонаучной химия, биология, психология, медицина, экология, география ; филологической литература, языкознание ; культурологической культурология, искусство, краеведение ; секции общественных наук история, обществознание, право, экономика ; секции иностранных языков английский язык ; инженерной форма - инженерные соревнования. На Ломоносовской секции учащиеся представили исследования о жизни и научной деятельности М. Ломоносова, совершили «путешествие сквозь века» по Ломоносову-Ораниенбауму и Хребту Ломоносова. Молодые филологи успешно защитили работы о роли слов-концептов «черное» и «белое» в раннем поэтическом творчестве М.
Впрочем, эти демократические замашки были быстро пресечены, и монарх сам назначал руководителя главного ученого сообщества страны. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. Существовала собственная библиотека. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» начинала издаваться также под патронажем Академии наук. Отсюда отправлялись первые географические экспедиции, организовывались астрономические наблюдения. Так начиналась Российская академия наук.
Новости и события
По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью. Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера». Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли. В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев.
Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России. В 1742 г. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки.
В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране. При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С.
В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове. Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука. Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции. Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств. Академия целиком сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе. Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук. В 20-х годах XIX в. Академия наук получила в свое распоряжение богатейшую коллекцию Кунсткамеры, библиотеку, составленную из частных собраний, в том числе из книг, принадлежавших Петру I.
В здании Кунсткамеры размещались анатомический театр, Пулковская астрономическая обсерватория, в которой велись исследования по звездной астрономии, выпускались звездные каталоги и находился уникальный глобус диаметром более 3 м. В этот период преимущественное развитие получили математические и естественные науки, что было обусловлено развитием производства, изучением и освоением природных богатств страны, потребностями мореплавания, метеорологии, картографии. Лобачевским была создана неевклидова геометрия. Работы П. Чебышева и представителей созданной им петербургской математической школы внесли много нового в теорию чисел, теорию вероятностей, теорию дифференциальных уравнений, теорию случайных процессов. Петров открыл электрическую дугу. Широкую известность получили работы Э. Ленца по электромагнетизму. Выдающимся достижениям отечественной и мировой науки явилось изобретение радио А. Поповым в 1895 г.
На основании «Проекта... С приложением проекта об учреждении Академии" [2]. Приложение состоит из 21 параграфа. Основное отличие созданной Петром I Российской Академии наук от иностранных состояло в том, что она с самого начала своей деятельности имела необходимый для ее существования государственный бюджет. В «Проекте» объяснялись различия между Академией и Университетом и раскрывались их задачи, устанавливались и уточнялись структура, права и обязанности академиков, источники финансирования, взаимоотношения Академии и Университета.
Шелехова, Е. Оконешников Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих ни какого попечения не имеют».
Искусство верхнего палеолита например, Зарайский бизон - статуэтка удивительной красоты и пластики из бивня мамонта, ей 22 - 23 тысячи лет, нашли ее в подмосковном Зарайске, а в древности использовали в магических охотничьих ритуалах. Масштабы этих процессов стали понятны археологам совсем недавно.
Многообразие культур на территории России кажется естественным. Но нет другой современной страны, разные части которой в древности испытали влияние и античных цивилизаций, и культур Дальнего Востока. Кстати, в информационной системе «Археологические памятники России» - 54 тысячи памятников. По меркам директора Института археологии IX века - почти вчера.
Но историки и археологи, которые профессионально занимаются Древней Русью, хорошо осознают, что дата во многом условна. К ней всегда относились осторожно, потому что она взята из византийских хронографов. И вот в 2021 году экспедиция Института истории материальной культуры РАН, которая уже 50 лет ведёт раскопки на Рюриковом городище в Новгороде, получила дендродаты то есть данные о возрасте дерева. И были получены совершенно неожиданные результаты: 858, 859, 862 годы.
Хронограф постсоветской истории Российской академии наук в событиях и фактах
Руководство РАН всерьез взялось за всевозможные советы и комиссии. Здесь я вижу серьезные продвижения, Академия наук работает и работает достаточно активно, насколько я вижу деятельность комиссий и советов, лежащих в сфере моих интересов. Поэтому тут надо высказать некоторый респект руководству, что они это понимают. Хотя я допускаю, что есть комиссии, которые пока не реформировали или реформировали неудачно. Есть один пункт, который меня порадовал за прошедший год. Это пресловутая тема достройки радиообсерватории «Суффа» в Узбекистане.
Александр Сергеев трижды летал в Узбекистан, был на «Суффе», пытался продвинуть этот проект, но сдвинуть не смог. И вот сейчас мы имеем возможность увидеть эффективность команды Геннадия Красникова на примере этой темы. Определенные продвижения за год есть. РАН провела в конце прошлого года семинар в Самарканде, сверила часы с партнерами из Узбекистана, после этого состоялось назначение правительством РФ полпредов, которые за этот проект отвечают. Поживем-увидим, как оно дальше пойдет.
Но высказано твердое намерение либо быстро взяться за завершение проекта, либо закрыть его совсем. Это правильнее и честнее, чем тянуть десятилетиями долгострой. Аресты ученых академических институтов по статье госизмена — тема на мой взгляд, пока плохая. И я здесь склонен покритиковать нынешнее руководство, хотя и Александр Михайлович, прямо скажем, не ложился костьми, чтобы вытаскивать ученых из небесспорных ситуаций с правоохранительными органами. И у Красникова я здесь тоже пока не вижу прогресса.
Хотя если честно, когда я был руководителем профсоюза, была история с одним директором, членкором, моим хорошим товарищем, и Владимир Евгеньевич Фортов подключался тогда по полной программе. Да, полгода человек провел в клетке, но, тем не менее, мы его вытащили оттуда общими усилиями. В этом смысле президент РАН должен быть нам отцом родным и стоять за нас горой. Если этого не будет, то судебная система будет перемалывать ученых по надуманным или спорным поводам. И главное, силовики будут понимать, что эти все маски-шоу с автоматами в академические институты будут возможны и будут продолжаться, хотя ни при Осипове, ни при Фортове этого быть в принципе не могло.
Уважение к ученым следует восстанавливать, и без авторитета РАН тут не справиться. В частности, уверен, что к экспертизе обвинений в госизмене ученых должны привлекаться сами ученые. В РАН достаточно экспертов в том числе с формой допуска для решения этой задачи». Раньше на каждом заседании мы слушали какой-то доклад. Теперь там много утверждений всяких документов, главных редакторов, какие-то премии утверждаем, тратим время.
Зимой Курчатовский институт присоединил к себе сразу 7 академических институтов безо всякого согласования с Академией наук. Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук объясняет это тем, что создает и будет разрабатывать новый проект масштаба атомного. Но если ты делаешь новый проект, то создавай новые институты, а не тяни к себе старые со сложившейся тематикой и соответствующими этой тематике кадрами. Что касается попыток присоединения к «Курчатнику» южного отделения Института океанологии РАН в Геленджике, то я выступил об этом на совместном заседании президиума РАН и ученого совета Курчатовского института. Вроде бы от нас отстали, и в этом, конечно, есть роль президента академии.
Но для нашего института самая большая проблема сейчас это флот. Непрофессиональное вмешательство в работу института со стороны чиновников министерства продолжается, им трудно что-либо объяснить. В этом году у нас практически сорван весь экспедиционный сезон. Деньги не выделялись, поэтому суда не отремонтированы. Это все последствия того, что вмешиваются в управление флота люди, абсолютно не квалифицированные, ничего в этом не понимающие.
О том, как создавалась Российская академия наук, — наш материал. Петр Первый - основатель Российской академии наук. Источник фото Wikipedia Великий Петр, твой каждый след Для сердца русского есть памятник священный... Эти строки написал о великом государе его тезка — поэт Петр Вяземский. За годы своего правления последний царь и первый император сделал многое для России: создал флот, открыл первый в стране музей, построил на болотистой местности целый город! И, конечно, основал академию наук — старейшее и крупнейшее научное учреждение России.
Академия наук стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. Россия взяла курс на науку и образование. Откуда у Петра Первого возникла идея создать академию? На это повлияли поездки в Европу, где великий император черпал вдохновение и возможности для развития государства российского. Петр посетил Французскую академию наук, где иностранные ученые демонстрировали химические эксперименты.
Он принял участие в заседании, на котором был единогласно избран почетным членом Французской академии наук. Автограф Петра I Источник: Wikipedia Особенно много император общался с немецкими учеными, в том числе с «универсальным человеком» того времени, математиком, философом, физиком и языковедом Готфридом Лейбницем, который, как считается, и подсказал императору устройство академии, которое бы учитывало отечественную специфику. Петр осознал, что в России необходимо создать все условия для развития научных знаний и образования населения. Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры. Первым делом Петр Первый сделал общедоступным свое личное собрание книг и нанял библиотекаря, который должен был следить за собранием и пополнять его. Также в 1714 г.
Петр организовал публичный музей — Кунсткамеру, фонды которого содержали различные редкости. В документах об учреждении Академии наук и художеств Кунсткамера рассматривалась как неотъемлемая часть академии наук, а фонд — как инструмент, способствующий деятельности академиков.
Петр Первый - основатель Российской академии наук. Сотрудники Теньгушевской модельной этно-библиотеки подготовили дайджест с информацией о истории создания Российской академии наук. Другие новости.
Одновременно президент выступил за глобальный аудит управления имуществом РАН. Прещидент провел серию консультаций с руководителями академий и ведущими академиками по вопросам реформирования РАН. В итоге документ поддержали 234 парламентария при минимуме в 226 голосов. Реформа академии вызвала резкий протест научного общества. Группа ученых направила руководству страны открытое письмо с резкой критикой законопроекта и отказом вступать в новую РАН, которое подписали 59 человек. Российскую академию поддержали и зарубежные ученые. С похожим заявлением выступил Нобелевский лауреат по физике Альберт Ферт.
Обсуждение проекта закона сопровождалось митингами и пикетами ученых. Затем подобные акции прошли в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. Против рассмотрения законопроекта выступила фракция КПРФ: 3 июля, во время первого чтения документа, коммунисты демонстративно покинули пленарное заседание. Для преодоления разногласий были проведены экстренные консультации депутатского корпуса с членами РАН с участием спикера Госдумы Сергея Нарышкина и президента академии Владимира Фортова. В результате на рассмотрение Думы во втором чтении был представлен компромиссный вариант реформы, учитывающий мнение академиков. Это решение поддержали 344 депутата, проголосовавших против не было, 1 воздержался. Был решен вопрос об организационно-правовой форме РАН в редакции, предложенной академиками.
Принятый во втором чтении документ предусматривает объединение трех академий без ликвидационных процедур, то есть преемственность сохраняется. Академия усиливает свою роль как центральный орган по выработке государственной научной политики и осуществляет академическое управление институтами РАН. Управление имуществом институтов РАН переходит к федеральному органу исполнительной власти - Агентству по управлению имуществом академии. Единоличным исполнительным органом РАН должен стать ее президент, который будет избираться на 5 лет из числа академиков, но не более двух сроков подряд. В течение трех лет сама академия будет принимать решение о переходе членов-корреспондентов в категорию академиков.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
А также обучили бы всему, что знают, россиян — молодых людей из числа наиболее способных к наукам. Те в свою очередь должны были перевести на русский язык научные труды, написанные иноземцами, составить русские учебники и обучить по ним множество собственных учеников. И так далее — чтобы в России появилось большое количество ученых людей, способных двигать вперед отечественную науку и стать будущими российскими академиками. Но откуда же они возьмутся, если образование в то время могли получить лишь дети высокопоставленных чиновников?
Школы, библиотеки и Кунсткамера Российского императора смело можно считать величайшим отечественным просветителем. Он мечтал о том, чтобы Россия стала не менее образованной, чем Европа, причем собирался обучать грамоте детей всех сословий. Именно Петром I были сделаны первые шаги для того, чтобы сделать образование доступным максимально широким массам.
Он распорядился открыть в Москве первую школу математических и навигационных наук. Следом за ней были открыты инженерная школа и морская академия в Петербурге, артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. И это не считая сети духовных учебных заведений для подготовки священников.
Мало того, в провинциальных городах появились начальные «цифирные школы», в которых предполагалось бесплатно учить детей всех сословий «грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы. А в 1705 году открылась первая в России гимназия.
Также Петр I начал отправлять молодых образованных дворян на учебу в Европу.
До него главой академии был Александр Сергеев , который занимал этот пост на протяжении пяти лет и снял свою кандидатуру с очередных выборов.
Проект рассчитан на 5—6 лет. К исходу 2010-х мы будем лучше представлять, как развивалась страна в 2000-х. Также руководитель проекта рассказал о структуре нового издания в котором, по его словам, не будет места перегибам советской историографии. Дискуссии, научные споры обязательно будут отражены в нашем издании.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
«Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук. Институт российской истории Российской академии наук (ИРИ РАН) принимает поздравления: ведущее научное учреждение страны в области отечественной истории на днях. Российская академия наук – старейшее научное учреждение страны. За свою почти трехсотлетнюю историю она пережила многое, отметил Евгений Анисимов. Институт российской истории Академии наук (ИРИ РАН) запускает уникальный проект – 20-томник «История России», который призван обобщить всю собранную на данный момент информацию и ответить на актуальные политические вопросы. • Путин предложил удвоить размер выплат академикам РАН • Матвиенко: Легендарная история РАН прославила Россию • Гумерову наградили медалью «300 лет Российской академии наук».
Ран – последние новости
Историю Российской Академии наук с момента её основания до 1917 года представляет мультимедийная выставка, которая открылась в центральном фойе РАН. Об этом президент Российской академии наук (РАН) Геннадий Красников заявил на пленарном заседании Совфеда 24 апреля. В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие. Ее история началась 28 января (8 февраля) 1724 года.
В Госдуме чествуют Российскую академию наук
В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета.
Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют».
Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г.
Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г.
Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями.
Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги.
Ведущие место в работе как ВЭО России, так и Академии наук с момента их основания занимало просвещение и «расширение пределов всякого рода полезных человечеству знаний». Во второй половине XVIII века организации уделяли большое внимание экспедициям «для познания России», исследованию природных богатств страны, внесли весомый вклад в подготовку и проведение реформы образования в России. Менделеев, Л. Эйлер, А. Бутлеров, Н.
Да и слово «реформирована» тут, на мой взгляд, не совсем подходит, поскольку реформа это изменение формы при сохранении сущности. Но сохранила ли академия свою сущность как научная организация? Увы, нет. И грядущее празднование трехсотлетия РАН в феврале 2024 года, к которому все готовятся, будет с примесью грусти. Фактически «реформаторы» обманули правительство и президента. Фото: ru. О том, как спешно, тайком от научной общественности принимался закон, кто был в числе основных авторов данного документа, автор подробно излагала в статье «Московского комсомольца» от 26 сентября 2019 года под заголовком «Как убивали РАН».
Напомним, речь шла о переводе всех институтов, подведомственных РАН, во вновь созданное ФАНО Федеральное агентство научных организаций и о превращении большой государственной научной организации фактически в клуб. Сегодня ряд вещей видится гораздо шире: многие из тех, кто форсировал реформу, а по сути развал отечественной науки, слетев со своих прежних высоких должностей, занимают более скромные, но не менее сытые... Бывший в 2013 году министром образования Дмитрий Ливанов сейчас ректор МФТИ, экс-вице-премьер Ольга Голодец 11 февраля 2020 года была назначена заместителем председателя правления Сбербанка, курирует, согласно данным из "Википедии", проекты цифрового GR Government Relations , то есть взаимодействия с государственной властью, и индустрию здравоохранения. Эти чиновники, напомню, взяли в 2013 году ответственность за разработанную реформу. Как же хорошо видны сегодня «заслуги» горе-реформаторов, недооценивших роль ученых, сделавших ставку на сырьевую модель экономики страны. Благодаря им, а также введенным западным санкциям они словно подыгрывали друг другу у нас теперь многого не хватает: ни своих запчастей для самолетов, ни полупроводников, ни микроэлектроники для производства микросхем и других товаров. Даже оборудование для добычи своего сырья для последующей продажи и то до последнего закупали в других странах!
Только задумайтесь: за последние 10 лет число персонала, задействованного в научных исследованиях, сократилось в России с 735,4 до 655,4, почти на 80 тысяч! Это лишь последние официальные данные от Института проблем развития науки РАН. А сколько ученых уехало из страны за последние 20—30 лет! Сотни тысяч! Да, пожалуй, начинать разговор об уничтожении когда-то лучшей в мире российской науки следует не с 2013 года, когда, по сути, ставилась уже жирная точка в ее биографии, а с гораздо более раннего периода. Фото: Наталья Мущинкина Начало конца Когда происходит нечто, не увязывающееся со здравой логикой, надо задать вопрос, а кому это было выгодно. Давайте разбираться.
Бывалые члены академии утверждают, что впервые вопрос о реформировании Российской академии наук был поставлен еще в 1993 году, причем кураторами из-за рубежа. В известном докладе Международной экономической организации развитых стран ОЭСР , признающей принципы демократии и свободной рыночной экономики, был дан анализ состояния российской науки. Там было сказано о необходимости сокращения количества академических институтов, ученых и превращения Российской академии наук в клуб. Зачем понадобилось сокращать ученых, спросите вы. Если честно, мне непонятно, говорят, такими были рекомендации западных экспертов, которые ссылались на нашу слабую экономику, которой было в начале 90-х уже не до большой науки.
Следом за ней были открыты инженерная школа и морская академия в Петербурге, артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. И это не считая сети духовных учебных заведений для подготовки священников. Мало того, в провинциальных городах появились начальные «цифирные школы», в которых предполагалось бесплатно учить детей всех сословий «грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы.
А в 1705 году открылась первая в России гимназия. Также Петр I начал отправлять молодых образованных дворян на учебу в Европу. Задолго до открытия Академии наук император стал активно создавать ее будущую инфраструктуру. Так, он пожертвовал на нужды образования свою личную библиотеку, приставив к ней библиотекаря. Тот должен был следить за состоянием книг, выдавать их для прочтения в читальном зале и пополнять библиотечные фонды. Для тех же целей он распорядился создать исторический архив, переписав для этого исторические грамоты, старинные рукописи и книги, изъяв их на время из церковных хранилищ. В 1714 году Петр организовал первый публичный музей — знаменитую Кунсткамеру, фонды которой содержали различные редкости. Предполагалось, что экспонаты из коллекции Кунсткамеры будут служить науке и использоваться будущими академиками для научных изысканий. Кроме библиотеки и кунсткамеры, в распоряжении первых приехавших в Россию ученых были анатомический театр, астрономическая обсерватория, минералогический кабинет и ботанический сад.
Как идея Петра Великого сделала Россию передовой державой мира?