Новости когда башкирия присоединилась к россии

Год присоединения Башкирии к России.

Радий Хабиров поделился приятной новостью

В 80-90-е гг. Вотчинное право башкир ; обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в др. Башкиры, признав себя подданными рус. Военная служба башкир и вносить в казну поземельную подать ясак медом и пушниной. В результате вхождения Башкортостана в состав Рус.

В Башкирию стали переселяться рус. Переселенческое движение. Между ними и башкирами устанавливаются хоз. В свою очередь, Рус.

Однако усилился феод. Земельная политика царизма , рост налогов и повинностей см. Налоги и повинности , насильств.

Йыйын съезд башкир племени Мин, где обсуждался вопрос о присоединении к Руси летом 1555 г. Художник А. Байрамгулов Принятие башкирами русского подданства происходило на протяжении нескольких лет. Сначала в 1554 — 1555 годах северные и западные башкиры получили русское подданство. А уже в 1556 году своих послов прислали племена юго — восточных башкир.

В 1557 году башкирские послы получили жалованные грамоты Ивана Грозного. В грамотах указывалось, что земли башкир являются их владениями и вотчинами. Послам были жалованы тарханные грамоты.

В этом регионе сохранилась многовековая культура и народное творчество. Башкирия является важным центром экономики, науки и образования в России. Великий князь Московский пригласил послов башкирских племен, чтобы предложить условия вхождения в Россию. Послам были жалованы тарханные грамоты, согласно которым башкиры стали подданными России. В этих грамотах были изложены условия вхождения в состав России.

А уже в 1556 году своих послов прислали племена юго — восточных башкир. В 1557 году башкирские послы получили жалованные грамоты Ивана Грозного. В грамотах указывалось, что земли башкир являются их владениями и вотчинами. Послам были жалованы тарханные грамоты. По царскому Указу башкиры получили русское подданство. Приём Иваном Грозным башкирских послов в 1557 г. Обоюдно выгодный союз имел ряд преимуществ. Российское государство получало новые земли и подданных.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКОРТОСТАНА К РОССИИ

Первое упоминание о существовании башкирского народа датируется XI веком. Башкирия в то время была частью Золотой Орды и играла важную роль в торговых и политических связях этой древней державы. Территория стала ареной борьбы между Казанским ханством и Ногайской Ордой. С этого момента началась вероисповедная колонизация территории и активное проникновение ислама. Однако с появлением Русского государства на севере эта область стала объектом интереса властей Москвы. В XVIII веке, после подавления политических потрясений в России, правительство начало активные действия по присоединению кровных земель на Урале, включая и Башкирию.

В 1708 году Башкирия стала так называемым «башкирским укладом». Власти Москвы пытались унифицировать местное население и привлекать его к русской культуре и праву. Однако, в этот период местное население массово сопротивлялось русскому присутствию и культурной ассимиляции. В результате долгого процесса усмирения местного населения и присоединения территории, Башкирия в конце концов оказалась в составе Российской империи.

Тяжелое наследство пришлось на долю преемников царя Ивана — его сына Федора Ивановича и Бориса Годунова. Несмотря на спокойные годы их правления, кризис все же разразился. Недаром XVII век называли «бунташным». Различные социальные слои страны требовали повышенного внимания, одной из самых тяжелых тем было «посадское строение» — возвращение в тягло, то есть к уплате государственных сборов, торгово-ремесленного населения, разошедшегося из государственных городов по слободам, принадлежавшим могущественным владельцам — монастырям, влиятельным вельможам.

Таким же образом крестьяне, еще не полностью закрепощенные, уходили из небогатых поместий в огромные латифундии тех же духовных корпораций и «сильных людей». К середине века кризис назрел — мелкое и среднее дворянство, составлявшее основную военную силу и кадры администрации, не могло более служить без кормившего его крестьянства, а посадские люди не могли и не желали платить налоги за собратьев, живших в освобожденных от сборов «обеленных» слободах. Союз этих сил вылился в революционные события 1648-1649 гг. До второй половины века продолжают действовать Земские соборы, на них цари выносят обсуждение важнейших вопросов, депутаты их соглашаются, а иногда и оспаривают возможность финансирования тех или иных войн. Освоение громадных сибирских и южных пространств, изобилие сырьевых ресурсов для внешней торговли меха, хлеб , ведет к экстенсивному развитию экономики, поэтому невелики потребности в развитии ремесла, мануфактур, в светском образовании, развивающемся очень медленно, еще и в связи с обособленностью православной культуры в Европе. Укрепление абсолютизма постепенно сводит на нет земские соборы, затвердевает и множится бюрократический аппарат, с ним пытается бороться казачество: С. Разин пытался, но не смог повторить удачный опыт соседей — украинцев, основавших под руководством Богдана Хмельницкого новое государство с казачеством как господствующим классом. Городские восстания на короткое время выводят посадских людей на политическую арену, но слабость экономического развития не дает возможности прогресса по западноевропейскому образцу.

Позиция крепнущей державы по отношению к своим польско-литовскому и шведскому соседям, преобразуется из оборонительной в наступательную, осуществляя к концу века присоединение сугубо российских территорий и превратив в подчиненную автономию большую часть Украины. Уроки Смуты помнят внуки Д. Пожарского, Д. Трубецкого, Ф. Шереметева, М. Шеина, они по большей части — на стороне Петра в его борьбе за власть. Для нашей родины Смута оказалась не только итогом XVI века, она не ослабила поступательного развития от Российского царства к жестко организованной империи, напугав общество хаосом и заставив всецело поддерживать твердую бюрократическую государственность. В царствование Ивана Грозного: часть государства, находившаяся в непосредственном управлении царя и служившая ему опорой в борьбе за создание сильной центральной власти, а также само правление этого времени.

Специальные войска этого времени. Земщина - основная часть территории Русского государства, не включенная Иваном IV Грозным в особый государев удел - опричнину. Управлялась земской Боярской думой, имела свои обособленные полки. К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н.

Конкретный ход вхождения происходил следующим образом. Западные и северо-западные башкиры — енейцы, байлярцы, гайнинцы, уранцы и другие, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г. Известен приезд послов этих башкир в начале 1554 г. Их примеру последовали в 1554— 1556 гг. В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа.

Включая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от разорительных набегов и грабежей со стороны соседних племен и народов, от попыток кочевых ханов подчинить башкир своему господству, а также гарантировало земельные права башкир, признав за их общинами вотчинное право на занимаемые ими земли. Башкиры обязывались платить ясак, нести военную службу за свой счет. Московское правительство обещало не вмешиваться во внутреннее управление башкир, не притеснять мусульманскую религию, соблюдать обычаи и обряды местного населения. Получение царских жалованных грамот на владение землей на вотчинных правах каждым племенем или родовой группой, разделение всех угодий между родами и письменное закрепление его результатов в так называемых «Казанской» или «Московской» книгах позволили в какой-то мере урегулировать вопрос о землевладении. Это имело большое значение, поскольку накануне принятия русского подданства земельные дела башкир находились в запущенном состоянии. Причиной тому было не только углубление процесса феодализации внутри башкирского общества, что вело к ломке старых земельных порядков и общинного начала в земельном пользовании. Значительные земельные площади были отобраны у башкир казанскими и ногайскими владетелями, да и междоусобная борьба мурз и биев сильно осложняла земельные отношения в крае. Большое значение в решении земельного вопроса имело объявление московского правительства о возвращении башкирам земель, захваченных у них татарскими и ногайскими феодалами. Сведения об этом сохранились в некоторых шежере.

Присоединение Башкирии к Русскому государству

история присоединения башкирии к россии — статьи и видео в Дзене. Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация по истории на тему "Вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Следует также отметить, что присоединение Башкирии к России произошло не сразу после взятия Казани, а несколько лет спустя — в 1557, г. Думается, это позволяет заключить.

Кто присоединился к России: рассказываем о четырех новых регионах страны

До вхождения Башкортостана в состав России их было три. Эти эпохи были очень сложными, именно тогда решалось наше будущее. Они были пронизаны звоном сабельного боя, свистом стрел и родовыми воинскими кличами. В это кровавые времена наш народ Башкиры проходил испытание на свою духовную, физическую, психологическую, моральную стойкость и силу. И именно в эти периоды наши предки пришли к пониманию необходимости объединения разрозненных племен в единый народ. Первый период испытаний пришелся на IV-V век — время гуннских завоеваний. Этот период историки также называют «эпохой великого переселения народов».

Могучая гуннская сила стирала с лица земли целые государства, народы и племена. Тогда наши предки не только сумели сохранить себя, но иные из них влились в громадное воинство Аттилы и заселили часть территории современной Венгрии. В дипломатическом и стратегическом плане башкирские племена, проявив дальновидность, выдержали это испытание и, пережив даже самих гуннов, получили право на этническое будущее. Второй период испытаний — эпоха завоеваний Чингисхана. Неместные монгольские орды, которые захватывали государство за государством, истребляли целые народы, в Башкирии натолкнулись на серьезное сопротивление. Монголо-башкирская война тянулась 14 с лишним лет.

Башкиры неоднократно выигрывали сражения, и, наконец, заключили с монголами договор о дружбе и союзе. Эти события впервые были описаны историком С.

Во время народных собраний йыйынов башкирских родов были избраны представители и организовано посольство в Казань , а затем в Москву для ведения переговоров. В 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А.

Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры — байлар , буляр , гайна [3] , ирэкте , каратабын , уран , а затем центральные — мин и юрматы , юго-восточные — бурзян , кыпсак , тамьян , усерган [4] , восточные племена башкир — табын , кудей и другие. Заключительным этапом вхождения башкир в состав Русского государства была поездка в 1557 году их послов в Москву, где завершились переговоры с московскими властями, и башкиры получили жалованные грамоты от царя Ивана IV. В грамотах были изложены основные условия присоединения, предводители башкирских племён были пожалованы в тарханы и князья, а некоторые произведены в старосты. Грамоты царя Ивана IV являлись договором между Российским государством и башкирами.

Часть зауральских северо-восточных башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими, то есть в конце XVI — начале XVII века, после прекращения существования Сибирского ханства. Условия присоединения В башкирских шежере неоднократно проводится мысль не только о мирном характере присоединения башкир, но и о договорных отношениях с царской властью, об определённых условиях вхождения и об их неизменности в одностороннем порядке. Царское правительство гарантировало мирную жизнь, совместное отражение вражеских агрессий, соблюдение вотчинного права башкир , свободу вероисповедания, невмешательство во внутренние дела и сохранение местного самоуправления. А башкиры признавали себя подданными Русского государства, обязались нести военную повинность и выплачивать ясак.

Значение Монумент Дружбы в Уфе Итогом присоединения явилось значительное расширение территории и увеличения населения Российского государства. В Башкирии были прекращены междоусобные войны, получила развитие промышленность. Но в то же время башкирами была потеряна возможность для создания отдельного национального государства.

В новую волость, которую сами башкиры называли родом, нередко входили представители не только различных родов, но и иных этносов»[141]. Известно, что первыми приняли русское подданство западные и северо—западные башкиры, как раз подвластные ранее Казанскому ханству, и, в общем-то, давние насельники края. Озвучим к последнему абзацу, даже не вопрос, а просто некоторое размышление, опять же, как в арифметике, чтобы «на ум пошло». Может быть, для этих башкир, ранее подвластных Казанскому ханству, это всё было не столько, или не только принятие русского подданства, а и нечто другое, объяснимое общностью их истории с родственными насельниками этого ханства, вначале в Булгарском государстве, и даже в более ранние времена, ну и в последующие тоже. Знак вопроса и здесь всё же не станем ставить, и последуем далее. На постсоветском пространстве, во всяком случае, в России, кроме, пожалуй, русских, мало народов, а то, и вовсе нет таковых, чьей исторической демографии было бы уделено столь пристальное внимание, как к башкирам.

И было бы представлено столь большущее число публикаций с подсчётами их, башкир численности со времен уже и дальних, и даже туманных. Может, такое пристальное внимание связано с широко озвучиваемой сейчас эпохальностью того добровольного присоединения башкир в состав русского государства. Уже упомянутый Радик Вахитов к этому объявляет, что именно башкиры совместно с русским народом дали начало России. Он пишет: «Башкиры, своим первым добровольным шагом к добрососедству и союзничеству с русскими, и дали начало России»[142]. Во ведь, не много, но и не мало. Вместе с тем, он же Вахитов отмечает, что автор книги «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» А. Усманов ему лично «откровенно рассказывал, как принял партийный заказ на историческое обоснование добровольности подданства башкир русскому царю»[143]. Как-то, то горячо, то холодно, да, и ладно. Мы же к последнему приведём ссылку на работу, скажем так, несколько иного взгляда на это[144].

Однако есть незадача. Столь значимый в истории российской государственности народ более двух веков после того эпохального акта, присоединения ли, вхождения ли, практически не учитывался, не обсчитывался в государстве, не говоря уже о вопросе, что же так значимо присоединилось или вошло в качестве такового в количественном отношении. Нет, конечно же, были некоторые отрывочные сведения, и по ним строились и строятся многочисленные предположения, экстраполяции, ретроспекции насчет численности башкир, как до этого акта, так и после такового. Не удержимся, не заметить здесь. И который, согласно этому же автору, хотя уже и несколько поредевшим числом, но всё же, трехмиллионным массивом участвовал в том акте присоединения. Не скажу, что при этом не оговариваются насчет не обоснованности этих цифр Мирасова, но ведь приводят[145]. Может для упражнений с головной подкоркой неискушенных читателей? Вона, мол, даже, как думали, как считали за велико численность башкир. Опять же, как бы к слову, башкирские гуманитарии, хотя тоже оговариваясь, ведь часто, и Салавата Галлямова фантазии часто в своих работах приводят.

И Аркаимы разные упоминают. Наверное, тоже для подобных упражнений. Насчёт того, сколько же было присоединенных или вошедших башкир в Русское государство, чаще всего приводят значения за таковое от академика Р. Раиль Гумерович некоторым ретроспек-тивным приемом, башкир вместе с оставшейся частью ногайцев на момент присоединения к России оценивал в около 180—240 тыс. Не густо, не густо, не тот трехмиллионный массивный монолит, или монолитный массив Сагита Мирасова. И к этому нельзя не высказаться об одном очень важном явлении, произошедшем в связи с присоединением края к русскому государству.

Часть из них, как подданные ханства, сопротивлялись завоеванию. Башкирские племена айлы, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство в конце 80-х годов XVI в. На каких условиях башкиры вошли в состав России? Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей. Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир. Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг. На самом деле, башкиры со своей стороны сделали не менее серьезные уступки Русскому государству. Прежде всего, они признали себя его подданными. Во-вторых, они согласились нести ряд повинностей: выполнять за свой счет военную службу и платить ясак — поземельную подать. В шежере бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что башкиры «приняли русское подданство с условием верной службы». В другом варианте шежере этих же племен сказано, что представители башкир поклялись, чтобы «башкирские роды стали нести искреннюю службу». В шежере юрматынцев мы находим следующее: «... Далее говорится, что в следующем году «сто куниц ясака доставили в Москву и заплатили царю». Перечисляется состав ясака: «…положенный Грозным ясак состоял из лошадей, и куниц, и лисиц, и разного другого ясака». В другом варианте шежере ясно определяется плата за землю: «от имеющих на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куниц, а некоторые — выдры и бобра, доставили царю ясак». В-третьих, надо отметить, что присоединение Башкортостана значительно расширило территорию Русского государства. Границы страны на юго-востоке простирались теперь до рек Яик и Тобол. Это не могло не способствовать усилению государства. Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали интересам и башкир, и Русского государства. Почему после взятия Казани Москва не пошла на военный захват Башкирии, ведь соотношение сил было явно в пользу Москвы? Завоевание Казанского ханства дорого обошлось русской армии. Она понесла большие людские и материальные потери. Стало ясно, что военное наступление далее на восток, на башкир, будет нелегким. Тем более что башкирская конница в те времена представляла собой значительную военную силу. Далеко не блестящим было и международное положение Русского государства. Правительство не могло не учитывать напряженные отношения с соседними государствами — Крымом, Турцией, Польшей, Литвой, Ливонским Орденом. Следовательно, единственно возможной и выгодной для России политикой относительно башкир были мирные шаги, которые и были реализованы правительством Ивана IV. Дело заключалось не только в мирном вхождении края в состав России. Составленные жалованные грамоты представляли собой договор между Русским государством и башкирами. Согласованные сторонами жалованные грамоты означали заключение письменного соглашения между ними по принципиальным вопросам. Важное значение для объективной оценки тех или иных событий прошлого имеет историческая память народа. Народ не был безучастен к вопросам своей истории.

Присоединение Башкирии к России

Часть зауральских башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими. Грамоты царя являлись договором между Рос. В баш. Пр-во Ивана IV гарантировало спокойную жизнь, воен.

В завершение мероприятия школьники ответили на вопросы викторины, читали книги по теме.

Вся республика была поделена на кантоны — административные округа, аналоги нынешних районов. Да и вообще, сама по себе Башкирская автономия создавалась именно по национальному признаку и в ее состав вошли территории, где большинство населения говорило на башкирском языке. Лишь в 1922 году «Малая Башкирия» стала «Большой», а Уфимская губерния прекратила свое существование. Согласно картам тех лет, территория республики была несколько больше, чем сейчас. В 1923 году часть территории Месягутовского кантона вошла в состав нынешней Свердловской области. В 1930 году деление на кантоны было упразднено, уступив место привычному нам районному. Так сформировались современные административные границы Башкирии, которые уже более не пересматривались. Датой основания крепости считается 1585 год. Историки утверждают, что когда-то этот город вместе с крепостью строился по просьбе местных башкир и на их землях. Для защиты от набегов враждебных им ногайцев и калмыков.

А башкиры признавали себя подданными Русского государства, обязались нести военную повинность и выплачивать ясак. Значение Монумент Дружбы в Уфе Итогом присоединения явилось значительное расширение территории и увеличения населения Российского государства. В Башкирии были прекращены междоусобные войны, получила развитие промышленность. Но в то же время башкирами была потеряна возможность для создания отдельного национального государства. Несколько позднее царскими властями были нарушены некоторые условия договоров захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др. Неоднократно ссылались на жалованные грамоты, полученные при вхождении в состав Русского государства в своих наказах и выступлениях в ходе заседаний Уложенной комиссии башкирские депутаты Туктамыш Ижбулатов и Базаргул Юнаев [5]. В итоге исключительность отношений башкир и России была отражена в «Соборном Уложении» 1649 года , где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать. В республике в 1957 и 2007 годах проходили торжественные мероприятия и научные конференции, посвященные 400- и 450-летию присоединения Башкирии к России. В честь данного события в Уфе установлен Монумент Дружбы. Алтон С. Завоевание Башкирии Россией. Перевод с английского Л. Уфа, 1995.

Значение присоединения Башкортостана к России

Радий Хабиров поделился приятной новостью Фото:c личной страницы Радия Хабирова в соцсети. За три года более 5,5 тысячи земляков вложили в свою малую родину более 1,3 млрд рублей. Реализовали свыше 25 тысяч инициатив.

Так выглядели границы «Малой Башкирии» в 1919 году В самом начале своего существования БАССР располагалась в районах нынешнего башкирского Зауралья, а также частично на территории современных Челябинской, Оренбургской и Самарской областей и Пермского края. Территориальное деление автономии было совершенно иным, чем в поздние годы советской власти.

Вся республика была поделена на кантоны — административные округа, аналоги нынешних районов. Да и вообще, сама по себе Башкирская автономия создавалась именно по национальному признаку и в ее состав вошли территории, где большинство населения говорило на башкирском языке. Лишь в 1922 году «Малая Башкирия» стала «Большой», а Уфимская губерния прекратила свое существование. Согласно картам тех лет, территория республики была несколько больше, чем сейчас.

В 1923 году часть территории Месягутовского кантона вошла в состав нынешней Свердловской области. В 1930 году деление на кантоны было упразднено, уступив место привычному нам районному. Так сформировались современные административные границы Башкирии, которые уже более не пересматривались. Датой основания крепости считается 1585 год.

Действительно, то эпохальное присоединение или вхождение башкир в Русское государство происходило вполне растянуто по времени. Причём происходило это очень пошагово, практически почти как «степ бай степ» отдельными родами, племенами и даже отдельными челами. За последнее можно посмотреть небольшую, но очень убедительную статью д. И прописано: «Вопреки сложившемуся в нашей историографии мнению о том, что башкиры принимали подданство по родам, документ показывает, что подчинение российской администрации предполагало различные варианты, в том числе, и в виде поступления на службу русскому царю»[137]. От себя повторимся, что по содержанию статьи, ведь даже отдельными челами. И повторимся с вопросом, какую же присоединявшуюся башкирскую государственность всё это представляло. Причём ведь даже утверждают, что, и, с населением практически монолитно башкирским. Позволим все же себе, знак вопроса и здесь не ставить.

Очень, скажем так, интересно об том эпохальном событии присоединении к Московии прописано Р. Янгузиным совместно с Ф. Разумеется, всего этого могло не быть, если бы не было развитых политических традиций. Думается, это позволяет заключить, что зависимость башкир от Казанского ханства в этот период не была абсолютной и имела несколько призрачный и формальный характер и время от времени прерывалась. Это было лишь делом времени и случая. Вот ведь даже как пишут, но не будем обсуждать сиё, предоставим это другим. Заметим только что начало этой выдержки вполне созвучно выше приведённому выводу З. Еникеева из предыстории башкирского народа перед этим эпохальным присоединением.

По нашему же мнению, происходило присоединение башкирских, а, в общем-то, тюркских и возможно даже иных родов и племён в состав России, но никак не некоего Башкортостана. Не существовало такой государственности, во всяком случае, на тот момент, да и в обозримом прошлом тоже. И как уже было отмечено этот процесс вхождения тюркских, башкирских родов и племен Южного Урала в состав Русского государства происходил пошагово и очень растянуто по времени. Добавим к этому: «Как свидетельствуют шежере, каждый башкирский род племя принимал решение войти в состав России и действовал по осуществлению принятого решения самостоятельно. Он посылал в Казань своих представителей с изъявлением воли и стремлений населения общины и отсылал с ними ясак царю вне зависимости от остальных родо-племенных образований. Возможно, имели место отправления в Казань объединенных посланников от имени нескольких родов, как, например, кыпсаки, усергане и тамьяне»[139] Никоновская летопись отмечала: «А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты… чтобы шли к государю, не боясь ничего, а кто лиха чинил, тем Бог мстил, а их государь пожалует, и они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям»[140]. Получается ведь так, что тогда государь со своими посланиями обратился не только к башкирам, а, в общем, к населению, бывшему прежде подвластным Казанскому ханству. И к тому же, как далее всё сложилось, Б.

Азнабаев отмечает: «башкирские волости могли создаваться российской администрацией в новых территориальных границах для решения конкретных военных, административных или фискальных задач. В подобных ситуациях этническая гомогенность состава новой административной единицы могла учитываться властями только по большому счёту. В новую волость, которую сами башкиры называли родом, нередко входили представители не только различных родов, но и иных этносов»[141]. Известно, что первыми приняли русское подданство западные и северо—западные башкиры, как раз подвластные ранее Казанскому ханству, и, в общем-то, давние насельники края. Озвучим к последнему абзацу, даже не вопрос, а просто некоторое размышление, опять же, как в арифметике, чтобы «на ум пошло». Может быть, для этих башкир, ранее подвластных Казанскому ханству, это всё было не столько, или не только принятие русского подданства, а и нечто другое, объяснимое общностью их истории с родственными насельниками этого ханства, вначале в Булгарском государстве, и даже в более ранние времена, ну и в последующие тоже.

Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры байлар, буляр, гайна, ирэкте, каратабын, уран , а затем центральные мин и юрматы , юго-восточные бурзян, кыпсак, тамьян, усерган и восточные племена башкир табын, кудей и другие. Основным документом, свидетельствующим о вхождении башкирского народа в состав Русского государства, является Никоновская летопись. Она сообщает, что в мае 1557 года было получено доношение казанского воеводы князя П. Шуйского о том, что "башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили". Впоследствии уже в Москве они получили жалованные грамоты от Ивана IV, закреплявшие за ними право вотчинного владения землями. В них, а позже в "Соборном уложении 1649 года", под страхом конфискации имущества и государевой опалы "боярам, окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и из городов дворянам, и детям боярским, и всяких чинов русским людям поместным" запрещалось покупать земли у башкир. Умел давать клятву, умей и сдержать Хозяйственные связи, совместная охрана юго-восточной границы России, участие башкирских конников в походах русской армии в Ливонской войне второй половины XVI века, в ополчении Минина и Пожарского за освобождение Москвы в начале XVII века стали залогом дружеских отношений между русскими и башкирами. А прекратившиеся набеги дали стимул к развитию промышленности и росту башкирского населения. Однако со второй половины XVII века царское правительство начало было отступать от вековых договоренностей: были попытки захвата земель, насильственной христианизации. Башкиры ответили восстаниями и вынудили внести коррективы в политику Москвы. В переломные моменты этнос апеллировал к добровольному характеру своего подданства. В челобитной башкир всех четырех "дорог" от 26 февраля 1706 года на имя царя Петра I говорится, что "…деды и отцы их поклонились без спору и без войны и приехав из своей воли покорились" русскому царю. Еще яснее эту мысль выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме В. Татищеву от 2 августа 1736 года: "Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею". Напоминая об этом властям, башкиры успешно добивались выполнения условий присоединения. Связанные судьбой Вхождение в состав России открыло для башкир новую страницу исторического развития.

Навигация по записям

  • Содержание
  • Глава Башкирии сообщил о том, что республика развивает партнерские отношения со 112 государствами
  • Процесс присоединения Башкирии к России
  • Присоединение Башкирии к Русскому государству. |
  • Владимир Путин признался в любви к Башкирии - Новости

Почему Башкирия в составе России. Зачем Башкирия стала частью России: исторический обзор

Из цикла исторических роликов, посвященных 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Проект посвящен истории присоединения Республики Башкортостан к России, начиная с 1557 года и вплоть до периода Гражданской войны в России. Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Присоединение Башкортостана к России, вхождение башкир в состав Рос. гос-ва на основе соглашения. События присоединения Башкирии были зафиксированы в шежере и отражены в. Присоединение Башкортостана к России — статья из свободной большой энциклопедии.

Вхождение Башкортостана в состав Русского государства

Прогрессивное значение присоединения Башкирии к России сказалось на развитии экономики и культуры края. Стремление присоединиться к автономной Башкирии стало проявляться сразу же после провозглашения таковой, и не только на ее территории, но и в Уфимской губернии. В 1557 г. Россия завершила присоединение основной части Башкирии, находившейся под властью Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств. Примерно в такой обстановке, по замыслу автора оратории "Послы Урала", Башкирия присоединилась к России. Следует также отметить, что присоединение Башкирии к России произошло не сразу после взятия Казани, а несколько лет спустя — в 1557, г. Думается, это позволяет заключить. Процесс присоединения Башкирии к Руси продолжался с 1553–1554 до 1557 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий