Кто такие Рядовичи? Media is too big. VIEW IN TELEGRAM. Кто такие рядовичи? #woh_короткийролик WOH Мир истории. В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. рядович, рядовичи, рядовича, рядовичей, рядовичу, рядовичам, рядовича, рядовичей, рядовичом, рядовичами, рядовиче, рядовичах.
Значение слова РЯДОВИЧ в Большом современном толковом словаре русского языка
смерд закуп рядович древнерусский Рядовичи О социальной природе, а так же функциях рядовича тоже нельзя сказать ничего однозначно. тот кто по договоренности попал в зависимость. Рядовичи представляли собой людей, которые, соглашаясь на определенные условия, заключали соглашение о работе у господина. рядовой княжеский холоп или смерд. До сих пор историки, изучая письменные источники времен древнерусского государства не определили, кто же такие рядовичи. Значение рядовичей в истории подчеркивается их способностью организовывать массовые движения и протесты.
Правовое положение рядовичей и закупов
По Русской Правде за убийство рядовича назначалась такая же вира штраф , как и за убийство смерда или холопа — 5 гривен. Данилевский трактует термин «рядович» как обозначение помощника тиуна , исполнявшего административные функции [1].
Грекова рядович - не раб, а феодально-зависимый, поступивший в услужение к господину через ряд-договор. Что касается самого С. Юшкова, то он под рядовичами разумел мелких хозяйственных агентов феодала - помощников тиуна. Черепнин не находит основания «видеть в них особую разновидность феодально-зависимого населения», ибо рядович - рядовой княжеский холоп или смерд. Ученые часто толкуют о рядовичах, исходя из собственного понимания смысла слова «ряд». Сам по себе такой прием вполне закономерен и оправдан: значение термина подсказывает многое историку.
Для Б. Грекова рядович - не раб, а феодально-зависимый, поступивший в услужение к господину через ряд-договор. Юшкова, то он под рядовичами разумел мелких хозяйственных агентов феодала - помощников тиуна. Черепнин не находит основания «видеть в них особую разновидность феодально- 1 Б. Киевская Русь, стр. Опыт истории российских государственных и гражданских законов. В Ведров. О денежных пенях по Русской Правде сравнительно с законами салических франков. Русские юридические древности, т. В этом толковании рядовичей у С. Юшкова есть предшественники.
Ржев - город в Тверской обл. Ремесло - мелкое ручное производство промышленных изделий с применением простых... Раскол - Расколом принято называть произошедшее во 2й пол. Раменское - город в Московской обл. Развод - расторжение брака, в понимании Святой Руси разрушение таинства... Радиогеология - наука о роли радиоактивных элементов в эволюции...
Значение слова РЯДОВИЧ в Большом современном толковом словаре русского языка
Если закуп был связан с обязательством отработать, то рядович оформлял письменный договор. Термин «рядович» появился в эпоху, когда княжества и государства только начинали формироваться на территории Древней Руси. Рядович – в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» (договору), попавший в зависимость от него на период отработки займа, взятого зерном или орудиями труда. С завершением действия договора рядович становился свободным и переходил в категорию людей. Переход Древней Руси от соседской общины к феодальному строю сопровождался появлением полузависимого населения — закупов и рядовичей. Рядович не мог подвергаться побоям, а если такое происходило, хозяин обязан был выплатить штраф.
V. Рядовичи
Рядовичи – это были знатные люди, принадлежащие к небольшим кланам, которые находились на вершине ранговой системы в Древней Руси. Рядович не мог подвергаться побоям, а если такое происходило, хозяин обязан был выплатить штраф. Рядовичи представляли собой людей, которые, соглашаясь на определенные условия, заключали соглашение о работе у господина.
Русская правда. Категории населения
В составленном в 1229 году Смоленском договоре с немцами упоминается иной путь попадания в холопы — совершение преступления. В частности в нём указывается, что князь, разъярённый на русича за конокрадство, поджог и разбой, мог обратить злоумышленника и всю его семью в бесправных членов общества. Согласно «Русской правде» насильно закабалить в холопство могли человека несостоятельного в уплате долга по причине расточительности и пьянства. Кроме того этот низкий социальный статус автоматически приобретался теми, кто был рождён от несвободных родителей. Они считались таким же приплодом как потомство скота и переходили в наследственное владение господина, приумножая его имущество.
Добровольный путь в холопство лежал через продажу себя в рабство хотя бы за пол гривны в присутствии даже одного свидетеля. Иногда, оказавшись в безвыходном положении, родители продавали господам собственных детей, которые хоть и лишались свободы, но получали шанс не умереть с голоду. По личной инициативе стать бесправным можно было после женитьбы на холопе, а также при поступлении на службу ключником или тиуном. Холопские разряды Древнерусский рабский класс в свою очередь тоже представлял собой разнородную среду, разделённую на два разряда — большие и меньшие холопы.
В первую категорию невольников входили заведовавшие господскими делами и пользовавшиеся их доверием казначеи, старосты, посельские, тиуны, дьяки, ключники, которые имели возможность содержать собственных холопов. Вторую, более крупную группу составляли чернорабочие, занятые во всех хозяйственных сферах жизни князя. Рядович В Древней Руси договор обозначался словом «ряд», а человека, подписавшего его и ставшего работать на землевладельца, называли рядовичем.
Отсюда становится понятен смысл слова "подрядчик", то есть, человек, работающий по договору.
Писатель 12 века, Даниил Заточник указывал, что рядович - это человек, управлявший рядом например крестьян , то есть по сути, несвободный приказчик низшего звена. Позже, к 16-17 веку, рядовичами стали называть торговцев, которые стояли в [торговых] рядах, а так же жителей небольших торговых поселений "рядков". Пожалуйста, оставляйте комментарии, подписывайтесь и ставьте палец вверх, если Вам понравился материал. Это очень поможет развитию канала!
Он считает рядовича, упоминаемого в «Правде Русской», «рядовым» рабом на том основании, что «ценят его в 5 гривен, а это цена обыкновенного раба». Он же допускает, что рядович -- не всегда раб. Сергеевич В. Русские юридические древности. Доказательством такого мнения служит текст из Даниила Заточника: «Тиун бо его князя яко огньтрепетицею накладен, а рядовичи его яко искры», потому не держи двора или села рядом с князевым. Если рядович не раб, то он также и не наемный рабочий капиталистического общества.
Его зависимость чисто феодальная, так как рядович через договор вступает в зависимость крепостнического характера и становится принадлежностью зависимого населения вотчины рядом с холопом, т. В самой «Правде Русской» имеются данные для объяснения социальной сущности рядовича: «А холопство обельное трое:... А се третие холопство: тиунство без ряду или привяжеть ключ к собе; с рядом ли, то како ся будеть рядил, на том же и стоить». Пространная Русская Правда. Но необходимо было сначала, до женитьбы, оговорить условия. По ряду можно было поступить в ключники или тиуны.
Можно предположить, что эти указанные два случая не исчерпывают все возможные виды ряда при поступлении на службу или на работу, потому что оба эти случая приводятся «Правдой Русской» только в связи с происхождением обельного холопства. Также в «Русской Правде» рассматривается случай, когда рядович умирает, и жена его отрабатывает какие-то предусмотренные рядом обязательства. Таким образом, рядович не раб, так как может отработать или откупиться от своего господина. Закупы Закуп -- несвободный человек, находящийся в тяжелых условиях зависимости.
Если холоп погибал от руки своего господина, никакие следственные действия не проводились, поскольку это считалось не криминалом, а лишь нанесением ущерба своему хозяйственно-экономическому состоянию. Вообще с представителями этой низшей когорты населения Руси, которые даже не могли выступать свидетелями на суде, можно было делать всё, что заблагорассудится, в том числе красть и утаивать как вещь. Пути в холопство Попасть в касту холопов можно было как насильно, так и добровольно.
Не по собственной воле в рабство попадали через военный плен. В XII веке основной целью иноземных и внутренних походов княжеских дружин было не только приумножение территории, но и захват разного рода добычи. Среди военных трофеев числились и пленники, которые в большом количестве пополняли ряды холопов. Порой захваченных в бою рабов было так много, что на Руси их продавали за бесценок, даже дешевле чем домашний скот. Подобный случай произошёл в Новгороде в 1169 году, когда за невольника просили 2 ногаты, в то время как коза торговалась за 6 ногат, свинья за 10 ногат, а кобыла и вовсе за 60 ногат. Приобретенных за копейки холопов князья поселяли на малолюдных землях и использовали для ведения земледельческих и хозяйственных работ. В составленном в 1229 году Смоленском договоре с немцами упоминается иной путь попадания в холопы — совершение преступления.
В частности в нём указывается, что князь, разъярённый на русича за конокрадство, поджог и разбой, мог обратить злоумышленника и всю его семью в бесправных членов общества. Согласно «Русской правде» насильно закабалить в холопство могли человека несостоятельного в уплате долга по причине расточительности и пьянства.
1658,разряды зависимых крестьян древней руси
Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением вечем и местной знатью и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование.
Русские юридические древности. Доказательством такого мнения служит текст из Даниила Заточника: «Тиун бо его князя яко огньтрепетицею накладен, а рядовичи его яко искры», потому не держи двора или села рядом с князевым. Если рядович не раб, то он также и не наемный рабочий капиталистического общества. Его зависимость чисто феодальная, так как рядович через договор вступает в зависимость крепостнического характера и становится принадлежностью зависимого населения вотчины рядом с холопом, т.
В самой «Правде Русской» имеются данные для объяснения социальной сущности рядовича: «А холопство обельное трое:... А се третие холопство: тиунство без ряду или привяжеть ключ к собе; с рядом ли, то како ся будеть рядил, на том же и стоить». Пространная Русская Правда. Но необходимо было сначала, до женитьбы, оговорить условия. По ряду можно было поступить в ключники или тиуны. Можно предположить, что эти указанные два случая не исчерпывают все возможные виды ряда при поступлении на службу или на работу, потому что оба эти случая приводятся «Правдой Русской» только в связи с происхождением обельного холопства. Также в «Русской Правде» рассматривается случай, когда рядович умирает, и жена его отрабатывает какие-то предусмотренные рядом обязательства.
Таким образом, рядович не раб, так как может отработать или откупиться от своего господина. Закупы Закуп -- несвободный человек, находящийся в тяжелых условиях зависимости. Это одна из обычных категорий феодальной зависимости населения, в какой находились непосредственные производители в средние века вообще. Закуп, названный наймитом, -- это человек, не просто продавший свою рабочую силу, но при помощи «долга», через особого рода «ряд», т. Условия договора займа можно найти в «Правде Русской», но задолжавший человек еще не есть закуп.
Низшая из лично свободных, но зависимых, часть людей. К земле не были привязаны, могли убежать и никто их не удержит. Свободные люди - их называли просто людьми или людинами. Также называли русинами либо словенами. Ябедами назывались судебные чиновники, которые занимались налогами ябедами.
Смысл в том, что «татары» в 1370-е гг. Значит, вполне возможна конструкция, в которой второе существительное, стоящее после союза и и предлога, поясняет, уточняет первое. Обращает на себя внимание в этой связи формулировка ст. Она аналогична построению ст. Обычно предполагается, что речь идет о двух категориях должностных лиц, но некоторые комментаторы исходили из того, что имеется в виду одно лицо с двумя определениями 16 тем самым фактически признавая, что и здесь имеет уточняющее значение. Так, А. Зимин давал перевод: «А за убийство княжеского старосты, ведавшего селами или пашнями, платить 12 гривен» 17. Возможно, и здесь после и стоит не указание на другую категорию, а уточнение в данном случае в виде прилагательного : «А в сельском старосте княжеском, который ратайный, 12 гривен». В этом случае перед нами пример употребления «уточняющего и» в непосредственном соседстве со ст. Можно, таким образом, полагать, что в ст. Увязывается ли такая трактовка с содержанием соседних статей Краткой редакции Русской Правды? После статей, посвященных охране жизни высших чинов княжеской администрации — огнищан и тиунов, следует группа статей, в которых упоминаемые лица имеют, судя по невысоким в сравнении с вирой за рядового свободного человека — 40 гривен штрафам за их убийство, низкий статус. Сначала упоминается «староста сельский и ратайный» с 12-гривенным штрафом, затем рядович точнее — «рядовник», форма «рядович» читается в Пространной редакции с 5-гривенным, далее идет интересующая нас ст. Сложность в том, что кроме ст. Аще от огня устережешися, но от искоръ не можеши устречися и сождениа портъ» 19. Большинство исследователей выводило термин «рядович» от слова «ряд» в значении «договор» и полагало, что так именовался человек, работающий на господина по договору 20. Однако, согласно ст. Следовательно, за такого человека должна была платиться обычная вира в 40 гривен, и снижение стоимости его жизни в 8 раз представляется абсолютно невозможным. К тому же при такой трактовке странно выглядит известие «Слова Даниила Заточника». В нем упоминается тиун-управитель и служители при нем. Если рядовичи — работающие по договору, то почему именно и только их надо бояться? Ведь в подчинении тиуна наверняка были и слуги-холопы; они что, отличались кротостью? Когда-то В. Сергеевич высказал предположение, что рядович Русской Правды — это рядовой холоп правда, тут же, в соответствии с господствующим мнением, он написал, что «рядович — всякий по ряду договору у кого-либо живущий» 22. Эта догадка не получила поддержки, и все последующие авторы почему-то были уверены, что «рядович» происходит от «ряд» именно в значении «договор». Между тем, слово рядъ в древнерусском языке имело много значений 23. Одно из них — группа лиц, занимающих одинаковое положение 24. И в интересующем нас контексте речь идет о рядовом, обычном холопе.
Рядовичи - это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси?
Когда-то был молодой рядович по имени Иван. Он тихо работал на одном из заводов, выполняя свои обязанности без особых усилий. И вот однажды, когда Иван шел домой, он случайно увидел недовольную толпу, собравшуюся возле правительственного здания. Иван был простым человеком, но его сердце было полно сочувствия и желания помочь. Так что он решил подойти к толпе и узнать, что происходит. Оказалось, люди протестовали против несправедливого решения правительства, которое отразилось на их жизни. Иван не смог пройти мимо. Он присоединился к протестующим и стал одним из организаторов митинга. Вместе с другими активистами, они выпустили заявление, которое стало центральным в борьбе за справедливость. В итоге, благодаря Ивану и другим рядовичам, протестнуть удалось достичь своей цели.
Правительство вынуждено было пересмотреть свое решение и удовлетворить требования народа. Это история, которая демонстрирует, что рядовичи могут иметь огромное значение в исторических событиях. Они могут поднять голос против несправедливости, объединиться с другими, чтобы добиться перемен и принести пользу обществу. Каждый из нас, даже будучи простым рядовичем, может сыграть свою роль в истории. Примеры рядовичей в истории Например, в истории СССР можно упомянуть Ивана Михайловича Обухова — бывшего рабочего, который участвовал в Великой Отечественной войне и стал настоящим героем. Его история была фиксирована в военных документах и, хотя он был рядовым, его подвиг был достойным удивления и восхищения. Обухов стал символом смелости и отваги обычных солдат на фронте. Еще одним примером рядовича в истории может быть Йозеф Тоссонен, обычный каменщик, который принимал участие в строительстве Берлинской стены. Его имени в исторических архивах может и не быть, но его труд внес значительный вклад в историю Германии и разделения двух блоков.
Тоссонен и многие другие рядовичи были незаметными героями мировой истории.
Предусматривается здесь несколько случаев: 1 господский конь погиб в то время, когда закуп работал им. В первых трех случаях закуп за коня не отвечает и убытков в случае погибели коня не возмещает; в двух последних случаях закуп обязан выплатить хозяину стоимость коня. При этом обстоятельства поломки орудий труда господина не интересует, что дает возможность предположить, что конем закуп пользовался лишь по надобности, а инструменты были у него постоянно. Далее рассматриваются случаи, когда господин мог причинить некоторый ущерб закупу, нарушить свои обязательства или превысить свои права.
Тут мы еще раз встречаемся с основными чертами, характеризующими хозяйственное и правовое положение закупа. Вот какие «обиды» может причинить закупу господин: 1 изменить в свою пользу сумму, данную им закупу в момент заключения договора; 2 изменить, конечно, в свою пользу, размеры оброка или участка земли, отведенного закупу отарица , может быть, отобрать отарицу у закупа без достаточных оснований; 3 сделать попытку эксплуатировать закупа путем продажи или отдачи его в наймы, наконец, 4 побить его не «про дело», а «несмысля, пьян, без вины». Там же Так же рассматривается случай совершения закупом кражи не у своего господина, а на стороне. За него отвечает господин, но в этом случае сам закуп превращается в раба. В «Правде Русской» есть еще статья 59: «А послушьства на холопа не складають, но оже не будеть свободнаго, но по нужи сложити на боярьска тивуна, а на инехъ не складывати.
А в мале тяже по нужи възложити на закупа. Все это позволяет сделать ряд выводов о закупе. Закуп -- зависимый от феодала человек. Закупами становились общинники , которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь или право пользоваться господским конем. Кабальный закуп - человек, который брал «купу», то есть помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения.
Закуп работал на земле своего господина за «купу» , пас его скот и т. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы».
Впрочем, убийство холопа не расценивалось как преступление. Только в случае, если оно было совершено «без вины», убийца выплачивал его хозяину не виру, а «штраф», за порчу чужого имущества, размер которого был такой же, как за смерь скота или лошади. Если же холоп по какой-нибудь, даже самой сумасбродной, причине «заслужил» смерть, то лицо, лишившее его жизни не платило, даже штрафа. Если холоп погибал от руки своего господина, никакие следственные действия не проводились, поскольку это считалось не криминалом, а лишь нанесением ущерба своему хозяйственно-экономическому состоянию. Вообще с представителями этой низшей когорты населения Руси, которые даже не могли выступать свидетелями на суде, можно было делать всё, что заблагорассудится, в том числе красть и утаивать как вещь. Пути в холопство Попасть в касту холопов можно было как насильно, так и добровольно. Не по собственной воле в рабство попадали через военный плен. В XII веке основной целью иноземных и внутренних походов княжеских дружин было не только приумножение территории, но и захват разного рода добычи.
Среди военных трофеев числились и пленники, которые в большом количестве пополняли ряды холопов. Порой захваченных в бою рабов было так много, что на Руси их продавали за бесценок, даже дешевле чем домашний скот. Подобный случай произошёл в Новгороде в 1169 году, когда за невольника просили 2 ногаты, в то время как коза торговалась за 6 ногат, свинья за 10 ногат, а кобыла и вовсе за 60 ногат. Приобретенных за копейки холопов князья поселяли на малолюдных землях и использовали для ведения земледельческих и хозяйственных работ.
Само понятие «смерд», по одной из версий означает — «человек», «свободный крестьянин». Постепенно эти свободные крестьяне-общинники попадали в зависимость от феодалов, утрачивали личную свободу и независимость, «прикреплялись» к земле, и со временем основная масса свободных крестьян превратилась в крепостных крестьян. Развитие социально-экономических отношение привело к тому, что ранее свободная часть населения превратилась в бесправную массу.
Следующей из рассматриваемых нами категорий являются холопы. Этот социальный слой был не такой многочисленный, но холопы также составляли внушительную долю среди сельского населения древнерусского государства. Непосредственно — холопы — зависимая часть населения Киевской Руси. Это часть населения, по своему положению близкая к рабскому. Холопы, в основной своей массе — военнопленные. Также холопами называют крепостных крестьян, которые существовали уже в 9-12 веках на Руси. По самой распространенной теории, слово «холоп» означает «прикрепленный к земле», «закрепленный крестьянин».
Положение холопов было ужасным — полное бесправье и рабский труд. Историки утверждают, что Киевская Русь относится к тем государствам, которые в своём развитии практически пропустили период рабовладельческого строя, однако в условиях жизни древнерусского государства можно заявить, что в нем рабовладельческий строй спокойно существовал рядом с феодальным, что является типичным для большинства славянских народов. И в этом нет ничего необычного — какая-то часть населения в любом случае будет наделена меньшими правами, чем другие.
Закупы и рядовичи – зависимые смерды Древней Руси
Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени. Смерды, закупы, рядовичи, холопы. Рядо́вич — в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» (договору), как правило, попавшие в зависимость от него на период отработки займа, взятого деньгами. До сих пор историки, изучая письменные источники времен древнерусского государства не определили, кто же такие рядовичи.
Кто такие рядовичи в Древней Руси: история и значение
Что такое (кто такой) "Рядовичи". Кто такие рядовичи и какое положение они занимали в древнерусском обществе? Рядовичи – это в Древней Руси лица, которые служили по договору, так называемому “ряду”. Кто такие Рядовичи?
Что такое рядовичи в Древней Руси
В Киевской руси договоры называли "рядами", а людей, которые работали на землевладельцев по договору, по сути, наемными рабочими - рядовичами. Правда, платили рядовичам не деньгами, а продуктами натурального хозяйства, инструментами, необходимыми им для работы и домашним скотом. При соблюдении условий договора, он мог отказаться работать на своего феодала и уйти к другому. Прошли тысячи лет, а по сути ничего не изменилось, правда? Отсюда становится понятен смысл слова "подрядчик", то есть, человек, работающий по договору.
Смерды находились в прямой зависимости от князя. Отменено Петром I высочайшей резолюцией на докладные пункты генерала Чернышёва 19 января 1723 года. По правовому положению холопы приближались к рабам. Также челядью могли быть родственники или друзья хозяина, которые не имели дома и денег и жили за его счёт.
Их вклад часто остается незамеченным, но без них история не могла бы развиваться. Какие рядовичи наиболее вас впечатляют? Думаете ли вы, что некоторые рядовичи становятся героями именно благодаря обстоятельствам или судьбе? Почему, на ваш взгляд, история так часто забывает о рядовичах?
Влияние рядовича на общественное развитие В первую очередь, рядовичи играли важную роль в армии и военном деле. Большинство солдат и офицеров были из числа простых людей. Их подвиги и жертвы в битвах и войнах становились символом отваги и патриотизма для всего общества. Итоговые победы и изменения, достигнутые благодаря борьбе рядовичей, приводили к глобальным переменам в политической и социальной сферах. Кроме того, рядовичи играли важную роль в торговле и промышленности. Они были кормильцами своих семей, поддерживали экономическое развитие государства. Будучи основными работниками на заводах и фабриках, рядовичи вносили значительный вклад в развитие производства и рост экономики. Таким образом, рядовичи, несмотря на свое низкое положение, оказывали огромное влияние на общественное развитие.
Их участие в военных действиях и экономической деятельности способствовало изменениям в социальной и политической жизни общества. Вопрос-ответ: Кто такой рядович и какое у него влияние на общественное развитие? Рядович — это тот, кто представляет собой типичного члена общества, обладающего определенными характеристиками, интересами и ценностями, которые он передает союзным субъектам и формирует их образ мышления и поведения. Влияние рядовича на общественное развитие проявляется в его способности формировать общественные стереотипы, влиять на массовое мнение и принятие общественных решений. Какие факторы могут повлиять на формирование рядовича и его влияние на общественное развитие? Формирование рядовича и его влияние на общественное развитие зависит от множества факторов. К ним можно отнести образование и культуру, среду обитания, социальное окружение и статус, экономическое положение, пол и возраст. Важное значение имеют также исторические и культурные условия, которые определяют ценности и идеалы рядовича, а также его отношение к политическим и социальным процессам.
Аже буд у ть холопи татие любо княжи, любо боярьстии, любо чернечь, их же князь продажею не казнить, зане суть не свободни, то двоиче платить ко истьцю за обиду» 4. Собственно говоря, этого достаточно: жизнь человека, платящего за свои правонарушения продажу, не могла охраняться штрафом в 5 гривен, хотя бы потому, что продажа по некоторым преступлениям побоям и посягательствам на некоторые виды чужой собственности бывала равной 12 гривнам 5. Высшие должностные лица княжеской администрации, огнищане и тиуны, охранялись в аналогичной ситуации 12-гривенным штрафом 6. Эти данные вкупе с летописными сведениями, из которых видно, что смерды имели свое земледельческое хозяйство 8 которое, согласно ст. Но в этом случае придется признать: в Русской Правде никак не оговорено, что в ст. Между тем, это не единственное противоречие, порождаемое традиционным прочтением ст. Упоминание в ней холопов как единой категории оказывается неточным: ведь холопы фигурируют и в соседних статьях. Оставим пока за скобками «рядовича», но старосты, охраняемые 12-гривенным штрафом, несомненно, по статусу были холопами. Несвободными людьми являлись и кормилица с ее сыном — «кормиличичем» об этом сказано прямо: «аще роба кормилица любо кормиличичь».
Между тем, ст. Противоречие имеется и в другом. Платы за смерда и за холопа упоминаются вместе, между тем как в других случаях в Краткой редакции штрафы за убийство каждой категории населения называются отдельно. Так, огнищанин, тиун, подъездной — управители, чьи функции были схожи и размер штрафа одинаков 80 гривен , но для каждого сумма виры названа отдельно 11. Непосредственно перед смердом и холопом упоминается рядович, с тем же штрафом в 5 гривен, но и для него этот штраф упомянут отдельно, а для смерда и холопа почему-то вместе. В одной статье даются только штрафы за старост и кормилиц с «кормиличичами», но это особые случаи: в первом перед нами одно существительное староста с двумя определениями, во втором — однокоренные слова, обозначающие к тому же мать и сына. При этом в статье о кормилице и кормиличиче эти две категории соединены не союзом и как смерд и холоп в ст. Аналогично в ст. Союз и, таким образом, наличествует только в статье о старосте, где он соединяет не существительные как в ст.
Суммируя изложенные наблюдения, можно сказать, что, исходя из особенностей построения статей Краткой редакции, в ст. Но как же быть с союзом и, традиционно воспринимаемым как соединительный, да к тому же еще и с наличием после него предлога е? Противоречие здесь исчезает при признании, что в данном случае и — не соединительный союз, а уточняющая частица. Данное значение и, не зафиксированное в словарях, в древнерусских текстах присутствует довольно часто, на что было обращено внимание в конце прошлого столетия 13. Среди примеров, приведенных по этому поводу А. Зализняком, имеется случай, когда после и стоит предлог в: «и сьтояше вь прабошняхъ вь черевьихъ и вь протоптаныхъ» 14. Можно привести и пример, где присутствуют два существительных, а после и помещен предлог: «А князю великому Дмитрию Московскому бышеть розмирие съ татары и съ Мамаемъ» 15. Смысл в том, что «татары» в 1370-е гг. Значит, вполне возможна конструкция, в которой второе существительное, стоящее после союза и и предлога, поясняет, уточняет первое.
Обращает на себя внимание в этой связи формулировка ст.