Умерла искусствовед Нина Молева, ее коллекцию картин унаследовал Путин. 11 февраля 2024 года в Москве на 99-м году жизни скончалась Нина Михайловна Молева, писатель, историк русской культуры и искусства, искусствовед. Биография — Нина Молева. Нина Михайловна Молева (по мужу — Белютина) — советская и российская писательница, историк, искусствовед. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведческих наук, профессор, член Союза писателей и Союза художников России. Нина Михайловна Молева (род. 5 декабря 1925, Москва, СССР) — советская и российская писательница, историк, искусствовед. 11 февраля умерла искусствовед Нина Михайловна Молева, оставившая после себя тайну и наследство Владимиру Путину на 2 миллиарда долларов.
Из коммуналки — в Кремль? О судьбе картин Нины Молевой, завещанных Путину
Дочь ставропольца завещала Путину картины и скульптуры на 2 млрд долларов | — С. 75: «Молева Нина Михайловна родилась в 1925 году в семье выходца из Словении (словенская фамилия Mole). |
Скончалась искусствовед Нина Молева, завещавшая Путину легендарную коллекцию | — С. 75: «Молева Нина Михайловна родилась в 1925 году в семье выходца из Словении (словенская фамилия Mole). |
А был ли Тициан? Что за коллекцию завещали России Нина Молева и ее супруг
Биография Родилась в семье студентов Московского высшего технического училища отец Михаил Молев — по происхождению кубанский казак из станицы Архангельской, впоследствии инженер-энергетик, доктор технических наук, преподаватель Московского института стали и сплавов; мать Татьяна Ивановна Матвеева — единственная дочь последнего дежурного генерала Николая II по Западному фронту Ивана Гавриловича Матвеева и деятельницы российского образования, выпускницы математического факультета Сорбонны Софьи Стефановны Лавровой, впоследствии инженер по электрооборудованию шахт глубокого заложения, доцент, преподаватель Всесоюзного угольного института и Московского горного института. С 1931 по 1936 год занималась в Центральной экспериментальной лаборатории при Московской консерватории класс фортепиано и композиции, руководитель профессор Г. Прокофьев , с 1936 года — в студии художественного слова при Московском доме пионеров педагог Анна Бовшек, художественный руководитель Владимир Яхонтов. В 1936 году удостоилась первой премии на Всесоюзном детском конкурсе, посвящённом 100-летию со дня смерти А. С 1936 по 1942 год была участницей и ведущей торжественных майских и октябрьских концертов в Большом театре, правительственных концертов в Кремле. До конца 1941 года работала санитаркой, операционной сестрой в сортировочном госпитале, участвовала в обороне Москвы.
Прошла путь от подмосковной Немчиновки до Кёнигсберга 2256 выступлений , была контужена.
Эта постановка была одной из последних, на читке которой присутствовал многолетний художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Корреспондент MSK1. RU побывала на премьере.
Режиссер и актеры спектакля рассказали, как Малый театр живет без легендарного руководителя Юрия Соломина , и поделились своими впечатлениями от спектакля. Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1. RU и нашей группы во « ВКонтакте ».
Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем. Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали. Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти». Об атмосфере таинственности, окружавшей дом, вспоминал и художник Владимир Янкилевский, бывавший у Белютина, но, что удивительнее, не было информации и о самих вещах, а ведь в тесном кругу московских коллекционеров советского времени хорошо знали цену собраниям друг друга. Знали уровень крупных частных коллекций и музейные специалисты — но не работ, хранившихся в квартире Белютина — Молевой.
Даже сейчас мы можем судить о домашней картинной галерее только на основании противоречивых отрывочных впечатлений и оценок тех, кто когда-то видел собрание. В начале 1990 годов крупнейший независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву по просьбе одного аукциониста и видел коллекцию: по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин. В 1992 году итальянский издатель Спирали выпустил каталог собрания Белютина, назвав его «одной из самых прекрасных частных коллекций Европы». Московский специалист, отвечая на вопросы журнала, сообщил, что никто по-настоящему коллекцию не изучал и она не проходила исследования в инфракрасных лучах, а без этого не может быть и речи о подтверждении подлинности работ. Нина Молева, известный искусствовед, написала книгу «В саду времен» с подзаголовком «150 лет фамильной коллекции Элия Белютина», которая читается как увлекательный исторический роман и включает в себя составленные самой Молевой атрибуции вещей из собрания. Периодически возникали слухи о том, что на коллекцию претендуют крупнейшие российские музеи, однако ГМИИ им.
Пушкина от предложения Нины Молевой принять коллекцию отказался. По словам хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея доктора искусствоведения Виктории Марковой впервые увидевшей каталог собрания Белютина еще в 1974 году в Италии, где он был опубликован , «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности». Проявил осмотрительность и Юрий Лужков, когда в бытность свою мэром Москвы отклонил предложение владельцев передать коллекцию в дар городу. Видимо, консультанты градоначальника здраво оценили все положительные и отрицательные стороны такого подарка. Сегодня любой серьезный российский коллекционер, пополняющий свое собрание, поинтересуется и именем, и репутацией эксперта, и провенансом вещи: громкие скандалы с подделками произведений искусства научили осторожности.
Уже аннотация подчеркивала необычность труда: "В ней совмещены научно-аргументированный каталог, биографии художников и живая история считающейся одной из лучших в Европе частных коллекций искусства XV-XVII веков, дополненной разделами Древнего Египта, Древнего Китая, Греции и Рима". Иначе говоря, талантливый рассказчик дал волю перу, переплетая семейные истории рода Белютина, историю его дедушки - художника Конторы императорских театров Ивана Гринева, который считается основоположником коллекции, и рассказ о чудесном обретении семейного собрания в 1968 году в московской коммуналке. Далее в аннотации сообщалось, что коллекцию "ждут для показа музеи Италии, США, Японии, Польши, Литвы, но по воле составителей собрания оно сначала должно стать самостоятельным государственным музеем в качестве собственности России". Но чтобы стать музеем или быть переданным в музей, собрание должно быть изучено экспертами, должен быть установлен провенанс работ. И тут, собственно, и начались проблемы.
Инна Пуликова, специалист по художественному рынку в России, в статье для издания The Art Newspaper Russia приводила слова одного из московских экспертов по поводу коллекции. По его сведениям, "никто по-настоящему коллекцию не изучал, и она не проходила исследования в инфракрасных лучах, а без этого не может быть и речи о подтверждении подлинности работ". Неудивительно, что в этой ситуации ГМИИ им. Пушкина, которому Белютин и Молева предлагали передать коллекцию, проявил осторожность. Инна Пуликова ссылалась, в частности, на слова хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея, доктора искусствоведения Виктории Марковой впервые увидевшей каталог коллекции Белютина еще в 1974 году в Италии, где он был опубликован : "В коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности". Как ни странно, экспонаты из этой частной коллекции не участвовали в больших музейных выставках. Это не значит, что эти работы никто не видел. Но в результате все обсуждения собрания сводятся к рассказам "очевидцев". Среди этих очевидцев были художники и писатели, видевшие коллекцию еще в советское время.
Дочь ставропольца завещала Путину картины и скульптуры на 2 млрд долларов
Скончалась искусствовед, писательница, историк, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева. Об этом во вторник, 13 февраля, сообщила пресс-служба Минкультуры РФ.В ведомстве в беседе с «РИА Новости» отметили, что Молева умерла 11 февраля. Как неоднократно признавалась сама Молева, именно дедушка ее супруга Иван Егорович Гринев, работавший художником в императорских театрах, начал коллекционировать полотна в 1870-х годах. Нина Михайловна Молева — чем известна, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Дочь ставропольца завещала Путину картины и скульптуры на 2 млрд долларов
Из коммуналки — в Кремль? О судьбе картин Нины Молевой, завещанных Путину 14 февраля 2024, 08:57 Фото: Соцсети Нина Молева на фоне своей коллекции Искусствовед Нина Молева завещала свою коллекцию живописи президенту страны, однако эксперты сомневаются, что она дойдет до адресата. Сюжет Деньги Иван Зубов В понедельник 12 февраля, на 98-м году жизни в Москве умерла искусствовед Нина Молева, вдова известного художника-авангардиста и коллекционера живописи Элия Белютина. Примечательно то, что еще в 2013 году всю коллекцию своего умершего годом раньше мужа она завещала Владимиру Путину. Сколько стоит коллекция — никто не знает Тогда эта история вызвала небывалый ажиотаж в искусствоведческих кругах, поскольку нашлись люди, которые утверждали, что стоимость всех этих картин вкупе составляет около 2 млрд долларов, поскольку в ней были собраны шедевры от Леонардо да Винчи и Ван Дейка до Рембрандта и Тициана. Коллекция Нины Молевой Фото: Соцсети Однако с такой оценкой многие эксперты категорически не соглашались, сомневаясь в подлинности многих работ. Они утверждают, что в реальности коллекцию никто никогда не оценивал и сколько там на самом деле подлинников, никто не знает.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть В возрасте 98 лет из жизни ушла писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева.
Да, я верю, что в коллекции Билютина-Молевой могут быть как и истинные шедевры, так и шлак, для отвлечения внимания.
Но вот в версию, что все полотна пятьдесят лет пролежали на антресолях в коммуналке, извините, особой веры нет. Это больше похоже на художественный сериал, чем на правду. Тогда я не сказала об этом Нине Михайловне. Мне было интересно послушать ее интерпретацию событий.
Мечтал стать новым Третьяковым В квартире, обитой деревянными дубовыми панелями в начале прошлого столетия и прожившей без ремонта до нашего времени, времени не существовало. Перехожу из комнаты в комнату. Отражаюсь в старом зеркале с потрескавшейся амальгамой. Десятки глаз людей, изображенных на картинах, наблюдают за мной, мадонны, младенцы, боги и сатиры, средневековые аристократы и аристократки, чьи кости давно уже истлели в земле.
А здесь они по-прежнему улыбаются, грустят, молятся, плачут — и отражаются в растрескавшихся зеркалах... Художникам очень хорошо платили тогда — за постановку он получал целых 10 тысяч рублей золотом. А премьерных спектаклей в их театре в году было одиннадцать. Иван Егорович горел желанием стать меценатом, как Морозов или Третьяков, как Щукин, поэтому во время отпуска посещал дорогие европейские аукционы, где покупал картины, представлявшие художественную ценность, — нередко он отправлялся за границу с художником Константином Коровиным или Александром Головиным, которые помогли ему сделать выбор, и ни разу не ошибся, мечтая когда-нибудь открыть в Москве бесплатную галерею своего имени для народа...
По ее словам, да Винчи Иван Егорович тоже привез из своей поездки во Францию. Купил в каком-то частном, распродававшемся собрании. В 1919-м году, когда шедевры особенно хорошо шли на растопку буржуйки у победившего пролетариата, дедушка Гринев снял картины с подрамников, намотал на деревянные скалки Рембрандта и Рубенса, распихал по пыльным мешкам скульптуры — того же Микеланджело, спрятал все это в «пустом» пространстве между перепадами потолков в бывшей своей квартире. Большая часть имела высоту 3 метра 5 сантиметров, а меньшая — пять метров.
Чтобы сравнять их, наверху соорудили комнатушку, в которую вела деревянная дверца, залезть туда было нелегко. И никто про этот «тайник» не помнил. Да и некому было знать. Владельцев выгнали прочь, оставшееся имущество конфисковали… 12-комнатные хоромы стали рядовой коммуналкой.
Комната, хранящая клад, отошла жильцам с правильной биографией. Разведчица или артистка? Много десятилетий спустя в эти хоромы чудом вернётся внук Гринева — художник Элий Белютин с молодой женой Ниной Молевой. Девушкой со, скажем прямо, тоже очень непростой биографией.
И ни один из них не эмигрировал! Дед Нины по матери служил последним дежурным генералом его величества императора Николая Второго на Западном фронте, получил шесть именных писем царя с благодарностью за безупречную службу, Февральскую революцию встретил в ставке Верховного главнокомандующего. Но когда встал вопрос, с кем он, ни секунды не задумывался: «Я присягал России, а кто ею будет управлять — это в моей присяге отсутствует. Я как был, так и умру русским солдатом!
Уговаривал их, как мог, покинуть страну. Но бабушка осталась верна слову, данному мужу». А сама Нина росла примерной пионеркой.
Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем. Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали.
Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями". Среди посетителей были зарубежные независимые эксперты, в частности, известный знаток старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву в начале 1990-х. По просьбе одного аукциониста он посмотрел коллекцию. Как пишет TANR, "по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин". В 2011 году, незадолго до смерти Элия Белютина, фильм о нем и его собрании снял известный французский художник и режиссер Клеман Кожитор. Лента "Белютин: Танец в саду времен" была в одной из программ Каннского фестиваля.
В 2019 Кожитор рассказывал в интервью Ирине Мак для портала Artandhouse о своих впечатлениях во время съемок: "Несколько картин из тех, что я видел, показались мне выдающимися. Например, "Мария Магдалина" - они говорили, что это Тициан. Мало шансов, это очевидно, что полотно принадлежит кисти Тициана, но сама по себе работа прекрасная. Опять же, я не верю, что "Снятие с креста", виденное мной в этой коллекции, написал Эль Греко, которому его приписывают. Может быть, кто-то из учеников.
Скончалась искусствовед Нина Молева, завещавшая Путину легендарную коллекцию
Пожаловаться Тайна оставленного Путину «миллиардного» наследства: что после смерти Нины Молевой охраняла полиция? Екатерина Сажнева: Кто такая была Нина Михайловна Молева и насколько ее реальная биография совпадает с тем, что она сама и другие о ней говорили? Я была у нее дома, видела эти картины и статуи, слушала идеальную, не подкопаешься, историю их обнаружения и хранения. В чем-то верила и не верила Нине Михайловне.
За всю свою жизнь писатель написала более 120 книг. Мужем писательницы был художник-авангардист Элий Белютин, который работал в стиле абстрактного экспрессионизма. После его смерти Молева унаследовала коллекцию работ старых мастеров из 200 картин.
И при этом усиленно распространяемые разговоры об отравленных пулях, да ещё с применением яда кураре. Так сложилось, что в нашем с Элием Михайловичем Белютиным доме в Абрамцеве оказывается «товарищ Гиль», водитель на протяжении шести лет Ленина, а позднее до конца его дней А. Его приводит С. Смирнов, которому я передаю отдельные материалы по Брестской крепости, над строительством которой наблюдал перед Первой мировой войной мой дед.
Предельно осторожный в словах товарищ Гиль повторяет, что стоял в стороне от Ленина, но в какой-то момент видел вытянутую в сторону руку с браунингом. В белом рукаве. Но ведь Фейга была в серой кофте, в которой её и расстреляли. Допрос Фейги продолжается день за днём, не принося никаких открытий. Фейга на одни вопросы вообще отказывается отвечать, от других отделывается общими фразами. Никаких имён. А между тем в кабинете Свердлова сидит «Виктор», который, судя по косвенным свидетельствам, был и на заводе Михельсона во время покушения. Срочно приезжает из Екатеринбурга цареубийца Юровский. И вот это говорит о близкой развязке. Тем более что из Петрограда едет Дзержинский.
Столкновение двух позиций становится неизбежным. Законность или политическая необходимость? Опережая «железного Феликса», сторонники «целесообразности» организуют под предлогом мести за Ленина массовые расстрелы: священники, офицеры, чиновники, интеллигенция. Месть народа за любимого вождя! Опять-таки опережая приезд Дзержинского, коменданту Кремля П. Малькову, вчерашнему санитару Балтийского флота, летит записка от Свердлова: немедленно и лично расстрелять «Фанни Каплан». Её выводят из одного кремлёвского помещения и на машине довозят до другого, выводят из машины и сажают на стул лицом к стене. Смертельный выстрел в присутствии свидетелей: «пролетарского поэта» Демьяна Бедного и Юровского. Но как в любом детективе, главное — избавиться от трупа. Его втискивают в бочку из-под керосина, закупоривают, обливают тем же керосином и поджигают.
Здесь же. И только тут нервы одного из свидетелей дают сбой: «пролетарский поэт» падает в обморок. От запаха жжёного человеческого тела. Конец церемонии проходит гладко. Бочку с останками закапывают. По одной из версий — в склоне кремлёвского холма со стороны Исторического музея. На следующий день в газете «Известия» появилась информация: «Расстреляна Фанни Каплан, стрелявшая в т. Дмитрий Ильич Ульянов-младший жил по другую сторону Кремля, окнами на Александровский сад. Вместе со второй законной женой и дочерью Ольгой. Они напоминали друг друга, Юровский и Мальков — палачи, одинаково гордившиеся своей миссией.
Оба при случае любили напомнить, что повторили бы свой «подвиг» убийства или казни. И оба не были выдвинуты на сколько-нибудь значительные должности. Мальков уже в 1920 году лишился должности коменданта. Продолжал служить, получать правительственные награды. Его особенностью был отказ от семьи.
До 91-го они были невыездными... Хотела России, пришлось президенту Вскоре после развала Союза их пытались ограбить. В квартире сверху подняли весь паркет, пытаясь забраться к Белютиным, пока тех не было дома — уезжали в Италию, — но «подготовленный» для проникновения вниз пол рухнул еще до их отъезда, наделав много шуму. В 90-е и высокие чиновники хотели прибрать коллекцию к рукам, надеясь, что супруги подпишут все нужные документы.
Взамен нам, правда, пообещали ремонт, охрану и заботу. И что в наш музей будет поступать еще какое-то «выморочное» имущество после каких-то покойников. Я, конечно, вовремя поняла, что ничего такого подписывать нельзя. Иначе бы мы с вами сейчас здесь не сидели бы и кофе по моему секретному рецепту не пили», — улыбалась Нина Михайловна. Именно после категорического отказа супругов делиться, пошли слухи, что коллекция так себе и ничего ценного в ней нет. Из-за этого, мол, те с ней и не расстаются. Нина Михайловна не спорила. Она была выше этого. Только в феврале 2012 года 86-летний Белютин умер, она почувствовала, что одна с такой ношей она, пожалуй, не справится.
И в свою очередь быстро завещала коллекцию в дар президенту России. Не конкретизируя его фамилию. Я убедила юристов, что как хозяйка коллекции имею право подарить ее кому хочу — «жалаю», как писал Островский; но пришлось сделать оговорку, что президент в данном случае будет являться юридическим представителем государства — впрочем, не все ли равно: были же Рюриковичи и Романовы, их уже нет, а Россия осталась». Как его фамилия? А я им отвечала: «Дорогие мои, а ну как я сто с лишним лет проживу? И что тогда? Президентов на моем веку может быть еще много... Подлинник ли Леонардо? Сейчас после смерти Молевой, уверена, о ее коллекции будут много спорить.
Подлинник Леонардо или нет? И, может быть, даже сообщат, что картины не имеют никакого художественного значения. Или наоборот. Могу сказать одно — таким «провенансом» так коллекционеры называют историю владения художественным полотном, его происхождение не разбрасываются. Возможность проследить историю найденного шедевра, тем самым подтверждая его подлинность, значительно увеличивает его цену. Поэтому «коллекция Молевой» в любом случае будет стоит баснословно. Ни во вранье, ни в сумасшествии Нина Михайловна Молева замечена ни была. Старая почти столетняя дама в парике и с абсолютно сохранным рассудком. Фронтовая разведчица, работавшая «артисткой», и совершившая что-то такое, за что ее удостоили самых высоких наград.
Кто и как оставил супругов Белютиных хранителями этой коллекции?
Молева Нина Михайловна
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении | Биография — Нина Молева. Нина Михайловна Молева (по мужу — Белютина) — советская и российская писательница, историк, искусствовед. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведческих наук, профессор, член Союза писателей и Союза художников России. |
В Москве на 99-м году жизни умерла искусствовед Нина Молева | Умерла искусствовед Нина Молева, раскрыты подробности её необычного завещания. |
На 99-м году жизни умерла писатель и искусствовед Нина Молева | Нина Молева и «Кающаяся Магдалина» Тициана. |
Комментарий "Родины"
- Тайна оставленного Путину «миллиардного» наследства: что после смерти Нины Молевой охраняла полиция
- Комментарий "Родины"
- Нина Михайловна Молева
- Умерла писательница и искусствовед Нина Молева // Новости НТВ
- Откуда у искусствоведа Нины Молевой появилась коллекция картин, стоимостью в 2 миллиарда долларов
- Умерла писатель и искусствовед Нина Молева
Молева, Нина Михайловна
Историк, писатель, искусствовед, член российского Союза писателей и Союза художников Нина Молева скончалась в воскресенье, 11 февраля. Нина Молева. Nina Moleva. — С. 75: «Молева Нина Михайловна родилась в 1925 году в семье выходца из Словении (словенская фамилия Mole). Нина Михайловна Молева – советская и российская писательница, историк, искусствовед, доктор исторических наук, кандидат искусствоведческих наук, профессор, член Союза писателей и Союза художников России. Екатерина Сажнева: Кто такая была Нина Михайловна Молева и насколько ее реальная биография совпадает с тем, что она сама и другие о ней говорили? Нине Михайловне Молевой 95! Нина Михайловна советская, российская писательница, историк, искусствовед. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза писателей.
Ушла из жизни искусствовед Молева, завещавшая Путину картины на $2 млрд
Екатерина Сажнева: Кто такая была Нина Михайловна Молева и насколько ее реальная биография совпадает с тем, что она сама и другие о ней говорили? Нина Молева. Nina Moleva. Нина Михайловна Молева — ветеран Великой Отечественной войны, доктор исторических наук, кандидат искусствоведческих наук, профессор, писатель, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России. Писательница, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева скончалась на 99-м году жизни. Об этом РИА «Новости» сообщили в пресс-службе Минкультуры РФ.