В статье рассмотрена жизнь православной Русской Церкви в 20 веке, подвиг новомучеников и исповедников. Новомученики и исповедники XX века. Житие священномученика Григория Златорунского. век восстановления патриаршества после двухсотлетнего «вдовства» престола Всероссийских Первосвятителей. Век XX - век мучеников и исповедников, в годину тяжких испытаний сохранивших веру Православную.
Новомученики и исповедники Российские XX века
Новомученики и исповедники Новомученикам и Исповедникам Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир желающие могут оказать посильную финансовую помощь в строительстве нового здания Храма. Новомученики и исповедники XX века — особое явление в истории. В прошлом столетии число пострадавших за веру в России сравнилось с числом мучеников первых веков христианства. В XX веке православная церковь обрела множество новомучеников.
Мученики за Христа: ХХ век
Новые мученики Российские], умер в 1934 г. от солнечных ожогов и желудочных заболеваний в Голодной степи Казахстана, по дороге из Чимкента в отдаленное селение Сузак. Новомученики и исповедники Российские. Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских — российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Сибирские новомученики и исповедники XX века запечатлены в деянии Юбилейного Архиерейского Собора «о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века»: «1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор. Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских.
Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских и его значение для Церкви
admin Новости "Новомученики", изъятие святынь, Россия-моя история. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА.
Новомученики - святые 20-го века
Соответственно, в один прекрасный момент их доброе намерение – желание спасти Россию, желание спасти русский народ и вся энергия, которую они вкладывали в эти желания, ПРОТИВОПОСТАВЛЯЯ СЕБЯ ИМ, привели их к пропасти. Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа. Где-то явно и торжественно (например, в Русской Зарубежной Церкви), где-то скрытно (в Катакомбной Церкви в России), где-то поминал новомучеников келейно, тихой молитвой в стенах квартир. В статье рассмотрена жизнь православной Русской Церкви в 20 веке, подвиг новомучеников и исповедников. НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ. Новомучениками в современной традиции Русской православной Церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
Новомученики Российские | Образовательная социальная сеть | XX век стал для России и Русской Церкви кровавым. |
«Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских» | Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век. |
Антирелигиозные репрессии и петербургские новомученики в 1930-е годы | Именно этот пример подвига веры и благочестия новомучеников – его изучение и осмысление – явился главной целью создания и публикации книг в серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». |
«Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских»
Память священномученика Стефана (Крейдича) Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем. Именно этот пример подвига веры и благочестия новомучеников – его изучение и осмысление – явился главной целью создания и публикации книг в серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». Собор новомучеников и исповедников Российских.
«Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских»
Пресвитер Михаил Пятаев, 1891—1930 гг. Родился в Пензенской губернии. Пресвитер Иоанн Куминов, 1877—1930 гг. Родился в Омской области.
Мученик Гавриил Фомин, 22 апреля 11. Священноисповедник Феодосий Ганицкий , епископ Коломенский, 3 мая 12. Священномученик Христофор Надеждин, 26 мая 13. Преподобномученик Иона Санков, 21 июня 14. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 15. Священномученик Дмитрий Миловидов, 20 августа 16. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 17.
Исповедник Иоанн Летников, 12 октября 18. Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 19. Священномученик Сергий Бажанов, 31 октября 20. Священномученик Михаил Марков, 22 февраля 2. Священномученик Василий Архангельский, 16 ноября 3. Священномученик Димитрий Русинов, 22 ноября 4. Священномученик Сергий Спасский, 27 ноября 5. Священномученик Леонтий Гримальский, 26 февраля 2. Священномученик Иоанн Честнов, 13 декабря 3. Священномученик Александр Парусников, 27 июня 4.
Священномученик Сергий Белокуров, 6 марта 5. Священномученик Алексий Скворцов, 4 июля 6. Священномученик Вениамин Фаминцев, 14 марта 7. Священномученик митрополит Серафим Чичагов, 11 декабря 8. Священномученик Алексий Никитский, 28 февраля 9. Священномученик Симеон Кулямин, 28 февраля 10. Священномученик Петр Марков, 21 февраля 11. Священномученик Иоанн Кесарийский, 16 ноября 12. Священномученик Петр Косминков, 16 ноября 13. Священномученик Симеон Кречков, 16 ноября 14.
Священноисповедник Агафангел Преображенский, митрополит Ярославский и Ростовский, 16 октября 2. Священномученик Сергий Аманов, 10 декабря Новомученики монастырей Коломенской епархии 1. Священномученик Иоанн Парусников, 7 марта 2. Преподобномученица Ксения Петрухина, 20 марта 3. Преподобномученица Анна Горохова, 20 марта 4. Преподобномученица Мария Грошева, 20 марта 5. Преподобномученица Матрона Грошева, 20 марта 6. Преподобномученица Антонина Новикова, 20 марта 7. Преподобномученица Надежда Круглова, 20 марта 8. Преподобномученик Иоасаф Шахов, 22 марта 9.
Священноисповедник Феодосий Ганицкий, епископ Коломенский и Бронницкий, викарий Московской епархии, 3 мая 10. Священномученик Григорий Лебедев, епископ Шлиссельбургский, 17 сентября 11.
Для устрашения остальных преступники опубликовали ужасное видео, которое сопровождала многоговорящая надпись: «Послание общине креста, подписанное кровью».
Печально, что этот бесчеловечный акт не единственный в новейшей истории. Список, в который внесены новомученики ХХI века постоянно пополняется новыми именами. Под знаменем цветных революций Религиозные войны происходили на протяжении всей истории человечества.
В современной истории они все чаще происходят на фоне цветных революций. И самым ярким тому примером является Ливия — страна, занимающая одно из первых мест в списке самых христианских государств. После так называемой «арабской весны», взбудоражившей в 2011 году весь Ближневосточный регион и Север Африки, христианское население стало подвергаться гонениям, что только усилило радикальные настроения.
На этой волне усилились различные экстремистские течения, протянувшие свои щупальца практически на все континенты. Под личиной борьбы за веру боевики стали разрушать христианские памятники, они полностью уничтожали населения целых деревень самыми жестокими способами. Ливия только одна из стран, которая пострадала в результате цветной революции.
По классической схеме подобные события развивались в Сирии и Ираке, Тунисе и Египте. При поддержке Западных политиков оппозиция этих стран сначала ведет неустанную борьбу за демократические преобразования, а затем свергает «диктаторский режим». Именно по этому сценарию развивались событий в некогда благополучной Сирии и ряде других государств, в которых до сих идет передел территорий.
Тут обращает на себя внимание один важный момент: Ливия, как и Сирия — государства, прочно связанные с историей христианства. Именно здесь большое число храмов и древних захоронений. Ливия в первые века христианства являлась пастырской землей Александрийской Православной Церкви.
Коптская церковь тоже долгие века присутствовала на ливийских землях. Эти факты только подчеркивают наличие глубокой связи христианства с Ливией и прочими странами Ближнего Востока. Стоит вспомнить о разграблении храма св.
Георгия в Триполи. За несколько лет он не единожды подвергался нападениям, а в сентябре 2012 его обстреляли.
Мой далекий близкий дед... Елена Григорьевна не знала своего деда. И не могла знать - он был арестован через четыре месяца после ее рождения, а позже - расстрелян. О том, что именно руки деда погружали ее, маленькую, в купель во время крещения, Елене Григорьевне рассказала бабушка. Больше дед, сельский священник, ничего не успел сделать для своей внучки. А сознание того, что, совершив над ней это первое таинство церкви, он дал ей уже очень и очень много, придет к Елене Григорьевне спустя пятьдесят лет. Она не знала своего деда, и эта некая тайна, окутывавшая многое, что с ним связано, делала его личность притягательной и близкой.
Из мозаичных отрывков его биографии образ деда складывался с трудом, но как дороги были ей эти короткие сведения, с детства хранимые в памяти рассказы мамы и бабушки! Дед, отец Александр, жил в селе Подберезье Новгородской области, служил в местном храме. А бабушка, Екатерина Александровна, была регентом церковного хора. Время было тяжелое - тридцатые годы, но о бедах тех лет бабушка никогда ничего не рассказывала. Наоборот - говорила о том, какие в их селе жили замечательные люди, благочестивые, набожные, как уважали они отца Александра. Наверное, он был сильным священником. Потому что не всякий батюшка возьмется отчитывать бесноватых. Отец Александр отчитывал. Постился три дня, потом запирался с болящим человеком в храме и творил над ним долгие молитвы.
Незадолго до его ареста по ночам в поповский дом приходили местные коммунисты, предупреждали о возможных репрессиях, просили батюшку уехать куда-нибудь подальше. То были выросшие мальчики, которые ходили когда-то в церковь к отцу Александру и сохранили в себе чувство любви и уважения к этому человеку за его доброту. Но батюшка не уехал - не мог бросить храм, прихожан, свое небольшое, но достаточное для того, чтобы не голодать, приусадебное хозяйство. Куда он поедет с семьей?.. Как забирали деда, Елена Григорьевна не знает. Об аресте мужа бабушка всегда говорила только одно: "вина" отца Александра была в том, что он был хорошим священником... А вот о последствиях этого ареста и расстрела Елена Григорьевна знает уже не понаслышке. Она хорошо помнит, как взрослые старались не обсуждать в ее присутствии ситуацию, в которой оказалась семья "врага народа", чтобы в школе она ненароком не сказала ничего лишнего. Помнит, как трудно было маме, "дочери репрессированного", найти работу.
Ей отказывали, потому что она не член профсоюза, а в профсоюз не брали, потому что нет работы. Они почти голодали. Помнит, сколько маме после войны пришлось бегать по инстанциям и просить, чтобы бабушку прописали к ним в Ленинг рад, потому что старушке негде жить.
Новомученики российские 20 века кратко
Во все века тех из христиан, кто был убит за исповедание своей веры, прославляли в лике мучеников, а тех, кто претерпел лишения и страдания за свою веру, но остался в живых, относили к лику исповедников. Приведем только несколько примеров судеб новомучеников и исповедников XX века. Священномученик Кирилл Смирнов , митрополит Казанский , из 20-ти лет жизни при советской власти перенес 15-ть лет тюрем и ссылок. Однажды сотрудник органов госбезопасности предложил митрополиту Кириллу возглавить Русскую Церковь в сане Патриарха, с условием, что в будущем кандидаты во епископы будут выбираться по указке безбожной власти. И владыка ответил: «Вы не пушка, а я не бомба, которой Вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». В 1937 году митрополит Кирилл Смирнов был расстрелян.
Судьбой же исповедника была судьба священноисповедника Луки Войно-Ясенецкого , архиепископа Симферопольского и Крымского. Будучи епископом, он подвергался арестам, пыткам и ссылкам в течение 9 лет. Однако он открыто носил рясу и в больнице, ни в тюрьме, и на улице, открыто молился перед совершением операции и в тюремной камере. Нужно сказать, что целый ряд святых, прославленных в сонме новомучеников и исповедников XX века, советская власть преследовала и убивала не за веру в Бога, а по политическим причинам. И подвиг этих людей заключается в их христианском поведении в тяжелых жизненных обстоятельствах, а в конечном счете — перед лицом смерти.
Таким образом, эти святые являются не мучениками, а страстотерпцами. Таким, по сути, страстотерпцем, был первый по времени смерти страдалец Русской Церкви XX века, царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров.
Например, священномученик митрополит Серафим Чичагов к моменту ареста был уже давно на покое, ему шел восемьдесят пятый год, он был прикован к постели — при аресте его вынесли на носилках и в машине «скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, а затем осудили и расстреляли.
Также и священномученик архиепископ Алексий Бельковский по болезни не мог самостоятельно передвигаться, ему было девяносто пять лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД и вынесли его на простыне. Разве есть какая-либо рациональная необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошедших от дел и доживающих последние дни больных стариков? Они не были правящими архиереями, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной деятельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений.
Какую угрозу они представляли для советской власти? Чем могли повредить ей? Очевидно, что единственной причиной их преследования было то, что они принадлежали к числу служителей Церкви Христовой.
Коммунисты воспринимали религию как соперничающую идеологию, существование которой препятствует поголовному распространению их безбожного учения. Именно потому они с ней боролись разными способами, один из которых — репрессии и убийства наиболее видных священнослужителей, монахов и мирян. Таким образом, их преследовали именно за веру, хотя и пытались замаскировать это обвинениями политического, а то и уголовного характера.
Впрочем, сохранились свидетельства о том, что иногда гонители и не скрывали того, что преследуют именно за веру. Священноисповедник Зиновий Мажуга рассказывал: «В 1936 году меня арестовали и, не предъявив никакого обвинения, несколько месяцев продержали в ростовском распределителе. Однажды я спросил следователя: «В чем же состоит моя вина, какое предъявляют мне обвинение?
А когда благочестивый крестьянин Дмитрий Клевцов в 1929 году попал под суд, на суде спросили, знает ли он, за что его судят. Дмитрий ответил, что, мол, кому-то не понравился. Тогда судья сказал откровенно: за веру и прежнюю зажиточность.
Дадим работу, даже сделаем начальником небольшой коммуны, будешь руководить». На это Дмитрий ответил: «За веру судите? Я всегда готов к суду» 24, С.
Звучали, конечно, и другие обвинения: священномученику Владимиру Лозина-Лозинскому предъявили обвинение за служение панихид с поминовением царя-страстотерпца Николая II. Мученика Иоанна Емельянова обвиняли в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничества» 14, С. Священномученику Димитрию Плышевскому инкриминировали участие в «повстанческой шпионский организации» 15, С.
Преподобномученицу Ирину Фролову арестовали по обвинению в сопротивлении мероприятиям советской власти на селе. Мученика Иоанна Малышева обвинили в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации» 15, С. Мученику Никифору Зайцеву , как и многим другим, предъявили трафаретное обвинение в агитации против колхозов, как якобы «антихристова предприятия», даже не обратив внимания на то, что сам мученик являлся колхозником.
Нужно сказать, что существовала одна категория обвинений, по которой мученики свою «вину» признавали — это когда их обвиняли в несогласии с коммунистической идеологией и в критике антирелигиозных и антицерковных действий власти. Например, мученица Ольга Кошелева на вопрос следователя: «О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили? А преподобномученику Варфоломею Ратных следователь зачитал показания свидетеля, который слышал от святого Варфоломея слова: «Да, все плачет, плачет мир, и будет еще плакать», и поинтересовался: «Отчего же плачет мир?
Можно привести еще примеры из допросов новомучеников: «Врагом советской власти я не являюсь… но являюсь противником антихристианской политики советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии» священномученик Владимир Пищулин. Поэтому я не согласен с действиями коммунистической партии в нашей стране, когда она навязывает свое мировоззрение другим гражданам, мыслящим по-другому» священномученик Владимир Сперанский. Есть люди, которым кажется, что будто бы нельзя называть мучениками тех пострадавших христиан, которые выражали явное несогласие с коммунистической идеологией, критиковали ее, равно как и антицерковную политику коммунистической власти.
Таким людям кажется, что в этом случае священнослужители пострадали не за Христа, а за свою политическую деятельность, и якобы потому быть святыми не могут. Мол, если бы они просто служили Литургию, то никто бы не стал их арестовывать, сажать в тюрьмы, расстреливать. Это взгляд, чуждый Церкви.
Он был бы отчасти справедлив, если бы речь шла о критике тех политический действий власти, которые не имеют отношения к религии. Но ведь новомученики говорили не об этом — они критиковали безбожную идеологию и антирелигиозные мероприятия власти. И тем самым они исполняли свой пастырский долг, точно так же, как и мученики древних времен.
Вот, например, во II веке был арестован и приведен на суд святой мученик Аполлоний. В присутствии множества свидетелей префект Терентий указывает святому на то, что согласно законам империи и указу императора нужно «принести жертву богам» и «поклясться Фортуною самодержавного Коммода». А святой на это отвечает, что «великое бесчестие падать ниц пред ничтожными тварями, и было бы низким раболепством боготворить то, что не стоит того», и что «глупцы были те, которые изобрели их и еще более неразумны те, которые боготворят и чтут их» Апология, 16.
Когда префект спросил: «Разве ты не знаешь, что по определению сената совсем не полагается быть христианам? Ибо насколько люди легкомысленно ненавидят и убивают тех, которые делают добро, настолько во многих отношениях люди стоят далеко от Бога» Апология, 24. Это что, разве не критика распоряжений правительства?
Разве не прямое неподчинение власти и ее законам? Разве не явное выступление против идеологических основ государственного строя? А когда другой святой того же века — Аристид — в своей апологии пишет императору языческой империи о том, что язычники «допустили смешные, глупые и нечестивые утверждения, называя несуществующих богов согласно своим лукавым вожделениям», — это что, разве не критика государственной идеологии?
И опять же, когда святой Иустин Мученик в своей второй апологии пишет римскому сенату, протестуя против гонения на христиан, как против того, что «безрассудно делается вашими правителями повсюду»; указывает, что «злые демоны, всегда враждующие против нас, настраивают таких правителей, как бы беснующихся, подвергать нас смерти», и называет таких правителей «беззаконными» — это разве не могло быть расценено язычниками как «враждебное отношение к власти и руководителям» и как «противодействие мероприятиям власти»? Святые подчинялись власти, не устраивали против нее восстаний, платили налоги, исполняли предписанные законы, — но они не могли молчать о том, что насаждаемая безбожным государством идеология есть ложь, а проводимое гонение против Церкви — грех и беззаконие. И это делали как древние мученики, жившие среди язычников, так и новомученики, жившие под коммунистическим игом конечно, при том различии, что в Римской империи первых трех веков христианство было официально запрещено, а в СССР такого запрета не было.
Конечно, не стоит впадать в другую крайность и отождествлять мученичество с политическим диссидентством. Отношение к политике в целом у мучеников могло быть разным, до известной степени могло варьироваться и отношение к коммунистической власти — от резкого неприятия до спокойного терпения. По понятным причинам не могло быть только искреннего согласия, ибо, как заметил на допросе преподобномученик Леонтий Стасевич , «если священник попадет под влияние коммунистов, под влияние материалистических убеждений, он уже не будет священнослужителем» 15, С.
Мученичество определяется не в зависимости от политических взглядов пострадавшего, а от его верности Христу. Увидеть эту верность можно, глядя на то, как страдальцы проходили все этапы крестного пути, и насколько христоподобны были они в каждый из этих этапов. Некоторые думают, что крестный путь мучеников и исповедников начинался с их ареста, но в действительности он начинался еще раньше.
Быть может, так нельзя сказать про все время советской власти, но, по крайней мере, это справедливо для периодов особо сильных гонений. Уже для того, чтобы просто добросовестно служить в то время, когда и государство и значительная часть общества к тому, что ты делаешь, относится резко негативно и презрительно, когда то и дело приходят известия об арестованных священниках, осужденных, расстрелянных, — нужно немалое усилие над собой, чтобы не допустить помыслов о снятии сана или хотя бы о бегстве. Из-за лишения прав, отнятия имущества и обложения чудовищными поборами семьи почти всех священников жили в нищете, особенно многодетные.
Чтобы доставить им хоть какое-то пропитание, многие отцы, особенно сельские, должны были жить в каторжном труде, например, священномученик Александр Соловьев , который вместе со своей семьей жил в страшной нужде. Не хватало средств на пропитание, и отец Александр с детьми ходил в лес собирать грибы и заготавливать ивовое корье, которое они меняли на хлеб. При этом у священника всегда был выбор — его готовы были принять счетоводом в колхоз, если он откажется от сана, на что он сказал: «Этого я сделать не могу.
Я поставлен Богом и должен служить Богу» 13, С. Дочь священномученика Александра Парусникова вспоминала один из обычных случаев тех лет: она идет с отцом по улице, держа его за руку, а люди, идущие навстречу, оборачиваются и плюют священнику вслед. Отец, почувствовав переживания дочери, спокойно сказал ей: «Ничего, Танюша, это все в нашу копилку» 13, С.
Ему же сотрудники НКВД, вызвав для беседы, говорили: «Уходи из церкви, ведь у тебя десять детей, а ты их не жалеешь». Вскоре после первых лет революции священники в Советской России вполне осознали, в каких условиях они теперь живут и какая угроза над ними висит ежечасно. Многие тогда жили как священномученик Иаков Маскаев — он заранее завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста.
Некоторые загодя отсылали семьи в другие места и жили отдельно, чтобы не повредить им, как поступили священномученик Николай Лебедев и священномученик Иоанн Беликов. Разве такая решимость и такие жертвы, приносимые еще до ареста, не свидетельствуют о великой преданности новомучеников Христу? Может быть, это еще не исповедничество, но, безусловно, первый шаг к нему.
Они знали, что их ожидает, многие могли убежать, а некоторым это даже настоятельно предлагали друзья и близкие. Священномученика Сергия Кроткова заранее предупредили о грозящем аресте, но он невозмутимо продолжал служить в храме, отвергая предложения родственников спастись бегством. А священномученик Феодор Недосекин на такие предложения отвечал: «Хоть день, да мой — и пред престолом Божиим!
Они уходили из церкви и вели жизнь, угодную для правительства. Но для боль- шинства людей такое предательство являлось неприемлемым, и, конечно же, они не становились отступниками. Такое стойкое противостояние расценивалось большевиками как угроза политическому строю. Тогда правительство еще больше ужесточило необходимые, на их взгляд, меры. Количество верующих в то время значительно сократилось, но не потому, что люди отказались от своих религиозных убеждений, а потому, что были жестоко измучены и убиты. Наряду с этими серьезными потерями, потерями жизни людей, Русская Церковь также лишилась имущества. Правительство грабило и разрушало церкви по всему государству, сжигало иконы и кресты, молитвенники. Святой Патриарх Тихон про этот период говорил так: «Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство». Таких исторических подвигов за Церковь Христову, за веру в Бога, за страдания святых - миллионы.
События двадцатого столетия, проходившие в России, только один из примеров силы святости и духа. Объединения людей, которые идут под знаменем ложных идей и идеалов, не будет долговечным, в отличие от истинных ценностей. Именно благодаря этой истине и подвигам исповедников и ново-мучеников России, Русская Православная Церковь была спасена. И будущее нашей страны тоже зависит от следования этой истине. The article examines the life of the Orthodox Russian Church in the 20th century, the feat of new martyrs and confessors.
Священномученик Димитрий Семёнов Родился в 1873 г.
Бешпагир Ставропольской губернии. После окончания третьего класса Ставропольской духовной семинарии два года был учителем в дирекции народных училищ. В 1896 г.