Появление первого оператора обмена ЦФА является важным шагом для развития рынка такого рода финансовых инструментов. Цифровые финансовые активы являются новым явлением на финансовом рынке, отмечает Бадалов. Главная Новости законодательства Федеральное законодательство Внесены изменения в порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Цифровые финансовые активы (далее — ЦФА) — новое явление на российском финансовом рынке, значимость и масштабы реализации которого еще только предстоит всесторонне оценить, однако сейчас уже можно сделать неко торые выводы. Первое и единственное профессиональное издание в России, специализирующееся на тематике инвестиций на российских и международных финансовых рынках и биржевой торговле.
Что такое цифровые финансовые активы простыми словами
- Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов
- Московская биржа провела тестовую сделку с участием оператора обмена ЦФА
- Подпишитесь на нашу рассылку.
- Закон «О цифровых финансовых активах» принят Госдумой
- Аналитика и комментарии
ЦБР включил СПБ биржу в реестр операторов обмена цифровых активов
Первое и единственное профессиональное издание в России, специализирующееся на тематике инвестиций на российских и международных финансовых рынках и биржевой торговле. Москва, РФ — ПАО «МТС» (MOEX: MTSS), цифровая экосистема, сообщает о том, что Банк России включил в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, ООО «Блокчейн Хаб» — дочернюю компанию МТС и. Главная Новости законодательства Федеральное законодательство Внесены изменения в порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Центробанк включил первую организацию в реестр оператора обмена цифровых финансовых активов (ЦФА). Появление первого оператора обмена цифровых финансовых активов даст толчок к развитию рынка ЦФА, позволит расширить круг инвесторов и повысит привлекательность ЦФА в качестве объекта инвестирования. Решение об исключении оператора из реестра по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах.
Цифровые финансовые активы: главное за 2023 год
Кроме того, Мишустин заявил , что необходимо постепенно отказываться от валют «недружественных» стран. Необходимо также продолжить и повышение доли международных расчетов в рублях», — добавил он. Практика Мосбиржа хочет провести первую сделку с ЦФА до конца 2022 года В конце июня финтех-компания «Лайтхаус» и «ВТБ Факторинг» объявили о первой в России сделке по размещению цифровых финансовых активов. В сделке была токенизирована коммерческая задолженность эмитента на платформе оператора информационной системы «Лайтхаус», после чего «ВТБ Факторинг» полностью выкупил выпуск ЦФА. Цифровые финансовые активы — это цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения или изменения записей в информационную систему.
Одобренный законопроект дает определение цифровым финансовым активам ЦФА. Определяет, что они могут быть объектом сделок купли-продажи, обмена ЦФА одного вида на ЦФА другого вида, в том числе на ЦФА, выпущенные по правилам нероссийских информационных систем. ЦФА можно будет передавать в залог, при этом цифровые финансовые активы не являются и не признаются средством платежа.
Купля-продажа, выпуск и учет ЦФА будет проводиться в рамках специальных информационных систем, которые сами по себе и их оператор должны соответствовать определенным требованиям. Вести реестр будет ЦБ РФ.
В частности, изменяются перечни сведений, вносимых Банком России в соответствующие реестры. Изменяются перечни сведений, содержащихся в ходатайстве о включении в реестры операторов, перечни сведений, подтверждающих требования к квалификации и деловой репутации, перечни сведений, включаемых в выписку из реестра. Расширен перечень документов, которые операторы должны представлять в Банк России для согласования изменений в правила информационной системы или в правила обмена.
Также Банк России 3 августа 2023 года принял решение о согласовании правил оказания "Национальным расчетным депозитарием", входящим в группу Московской биржи, услуг оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, и включении НРД в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. ЦФА — это инструмент на основе блокчейна, позволяющий осуществлять цифровые права по денежным требованиям, эмиссионным ценным бумагам и участию в капитале непубличного акционерного общества. Все сделки с ЦФА должны совершаться только через операторов обмена цифровых финансовых активов.
«Инвестпалата» опубликовала начальные цены активов, подлежащих обмену
Банк России включил Московскую биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), говорится в сообщении на сайте регулятора. Первое и единственное профессиональное издание в России, специализирующееся на тематике инвестиций на российских и международных финансовых рынках и биржевой торговле. Цифровые финансовые активы – это, по сути, новый способ инвестирования, использующий современные технологии, такие как блокчейн и смарт-контракты. Банк России внес в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА), еще одного игрока — компанию «Мастерчейн» (ООО «Системы распределенного реестра»). Банк России будет вести “реестр операторов обмена цифровых финансовых активов”, и осуществлять такую деятельность смогут только лица внесенные в реестр. 3 августа 2023 года Банк России включил Московскую биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспечивающих заключение сделок с ЦФА, а Национальный расчетный депозитарий (НРД, входит в Группу "Московская Биржа") в реестр.
Эпоха ЦФА. Как стать оператором обмена и начать зарабатывать
В данном случае ЦФА, создающиеся на блокчейне, должны значительно упрощать процесс создания ценных бумаг, убирать лишних посредников, ускорять процесс их передачи, фиксирования и повышать прозрачность. Избавление от депозитариев, бумажных версий активов и глобальная цифровизация экономики и бизнеса — вот первоочередное предназначение ЦФА. В свете санкций, которые продолжают возникать ежемесячно, и блокады финансовых потоков вокруг России, отключения банковских переводов и SWIFT, и всех прочих проблем, которые пытаются создать США и ЕС для России и русского бизнеса, русской экономики, блокировок международных депозитариев и так далее, ЦФА становятся, пожалуй, единственным действенным инструментом противодействия всем этим атакам. Точнее, должны стать, но по ряду причин, о которых пойдет разговор далее, пока стать не могут. И, тем не менее, ЦФА — это существенный шаг вперед, и они станут мощным инструментом привлечения денежной массы в экономику России. Для ритейла — десятков миллионов человек, уже знакомых с криптовалютами, ЦФА гораздо понятнее, чем тем, кто торгует классическими ценными бумагами. Просто потому, что технология их создания и работы с ними абсолютно та же самая, к которой «криптовалютчики» уже привыкли: блокчейн.
Инвесторам, работающим с обычными ценными бумагами, еще только предстоит начать понимать что это такое и как "это» работает. Их картине мира предстоит кардинальная перестройка, как и любому человеку, ранее имевшему дело только с классическими деньгами и который познакомился с криптовалютами и начал их использовать. Поэтому, в первую очередь в ЦФА придут криптовалютные трейдеры, инвесторы, криптофонды и зуммеры — например, аудитория Robinhood является идеальным примером целевой аудитории ритейл инвесторов в ЦФА. На старте, развитие ЦФА будет осуществляться благодаря именно этим людям. В течение нескольких следующих лет классические инвесторы начнут постепенно приходить на этот рынок, начнут использовать эти инструменты — которых к тому станет времени уже очень много. Для многих стартапов ЦФА станут альтернативой выхода на IPO, но быстрой и доступной финансово, или заменой привлечения средств от фондов.
Не нужно тратить десятки миллионов на подготовку и оплату посредников, и, конечно, нет и обязательных требований к капитализации и оборотам компаний, в отличие от IPO. Таким образом, ЦФА открывают мир инвестиций для самых разных компаний, в первую очередь — стартапам. Если сейчас венчурного рынка в России практически нет, то, благодаря ЦФА, он получает шанс на появление. А где есть работающий венчур, есть и компании-единороги, есть развитие экономики и серьезные прорывы, которых в России мы не видим уже больше 30-40 лет. Поэтому инвестирование в ЦФА, со временем, станет основным драйвером экономики нашей страны, а для самих инвесторов в том числе — ритейла — шансом на ранний вход в активы миллиардных компаний. Это личное мнение, которое может не совпадать с вашим, но это не оптимизм: лично я, находясь внутри этой индустрии, четко вижу все предпосылки для того, чтобы это случилось.
То есть это два разных участника рынка и две совершенно разные бизнес-модели. Цена вопроса включения в реестры — 50 млн. Что, естественно, отсекает любые стартапы или пилотные проекты, которые хотят начать работать в этой индустрии, и отдает индустрию крупным игрокам, в первую очередь — банкам. Хорошая новость — один и тот же уставной капитал может быть использован для одной компании, для включения в оба реестра, и операторов информационных систем, и операторов обмена цифровых активов. К сожалению, пока что минусов больше, чем плюсов, но хорошо уже одно то, что ЦФА стали легальными на территории РФ. Прежде чем перейти к проблематике и к тому, что мешает развитию ЦФА в нашей стране, хочу напомнить, что закон пока ещё очень свежий.
Нет нормальных кейсов, нет никакого рынка, и улучшать законы и регулирования пока что просто не на чем. Думаю, что на основе этого опыта регулирования и законы будут улучшены и доработаны — это придется делать, или ЦФА просто не смогут стать чем-то полезным и применимым. Проблема 1: несвободное обращение ЦФА Как упоминалось выше, ЦФА — это вид актива, который изначально задумывался для свободного движения капитала. Ради того, чтобы избавиться от посредников, ради повышения безопасности владельцев, ради упрощения работы с финансовыми активами, и еще много других «ради». Однако современные реалии в нашей стране этому противоречат. Сейчас ЦФА могут покупаться и продаваться только за рубли.
Это значит, что сейчас, во время санкций, иностранцы не могут покупать ЦФА, и притока иностранного капитала в экономику РФ не будет — ведь у нерезидентов рублей нет и не предвидится. Таким образом, сейчас торговые пары ЦФА могут быть только с рублем. Это серьёзно нивелирует всю задумку и ограничивает рынок ЦФА только Россией и парой ближайших стран, где граждане пока еще могут покупать рубли. Да, рынок России огромен — только на Мосбирже сейчас зарегистрирован 21 миллион розничных трейдеров, что превышает объёмы любой криптовалютной биржи в мире, включая тройку лидеров. Но развития экономики России за счёт притока иностранных инвестиций, который могли бы сформировать ЦФА, пока не будет. В свете санкций, отключения SWIFT и прочих барьеров, венчурный рынок России, и прежде мёртвый, становится еще мертвее.
Цитата «то, что мертво, умереть не может» в данном случае не работает: ещё как может. И все это очень грустно. Но есть надежда: возможно, разрешение на трансграничные платежи в криптовалюты, которые вроде как должны принять в эту осеннюю сессию Думы, смогут быть применены и к торговле ЦФА для нерезидентов. Будем держать пальцы скрещенными. Кроме того, на горизонте уже хорошо виден крипторубль. Сейчас он тестируется в десяти топовых банках РФ, а в начале 2023 года обещают его выход в массы.
В интерфейсе можно это конечно автоматически подсчитывать, но все же это будет серьезным блокером для иностранных инвесторов. Навязанные посредники и навязанные риски Описанная выше сложность — не единственная, а только, к сожалению, одна из и не самая важная. Фундаментальной проблемой на текущий момент является том, что ЦФА привязаны к владельцу, и данные о нем должны попадать в блокчейн каждый раз, как ЦФА владельца меняет. Это значит, что ЦФА не смогут покидать централизованные ОИС, а децентрализованные биржи не смогут торговать ЦФА, так как в блокчейне привязка идет не к пользователю, а к кошельку. У одного владельца может быть десяток кошельков, где он хранит разные активы. Такое требование убивает весь смысл блокчейна и, на текущий момент, делает ЦФА ничем не отличающимся от обычной ценной бумаги, лежащей в депозитарии, и использования обычной базы данных, со всеми сопутствующими ограничениями и рисками.
Даже если сам эмитент захочет, чтобы его ЦФА торговались на какой-то бирже, биржа не сможет этого сделать. В этом случае торги всеми ЦФА, выпущенными у них, будут моментально остановлены, а что будет делать биржа с уже имеющимися у нее ЦФА и с клиентами, владеющими этими ЦФА — неизвестно. Я считаю, что это — одна из основных причин, по которым ни одной биржи ЦФА ООЦА до сих пор не появилось в России, хотя с момента появления закона прошло уже два года. В данном случае закон не только не работает, но наоборот, наносит существенный вред индустрии. Это нужно осознать, принять и решительно смягчать или совершенствовать эти требования. Уязвимость: централизация Еще одно непонимание фундаментальных принципов и основной силы блокчейна как технологии, которое легло в основу 259-ФЗ, состоит в том, что для оператора информационной системы закон устанавливает требование, максимально противоречащее сути самой технологии, а именно — принципов безопасности.
В блокчейне и криптовалютах есть одно, основное, самое важное правило: «не твой ключ — не твоя собственность». По закону, ОИС обязан восстановить пользователю доступ к его кошельку, если доступ был утрачен. Звучит хорошо, правильно и красиво, однако получается все в точности наоборот. В случае с криптовалютой или токенами восстановить утраченный доступ невозможно, законы криптографии не позволяют этого сделать — по крайней мере в публичных блокчейнах. В контрактах некоторых токенов заложено сжигание и создание, но никогда — доступ к кошельку пользователя. В случае же с ЦФА все наоборот: есть конкретный оператор ОИС , полностью контролирующий не только процесс создания и передачи токенов, но и все кошельки всех владельцев ЦФА.
То есть ОИС приходится еще и блокчейн свой писать, что очевидно создает еще одну уязвимость, ведь создание блокчейна — совсем другой бизнес.
Организация обращения в РФ цифровой валюты — это деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок или операций влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры. Закон о цифровых активах указал на возможность выпуска токенов ценных бумаг и других токенов, представляющих права денежных требований. Выделяются два типа активов: права по эмиссионным ценным бумагам. Такие цифровые финансовые активы предоставляют их обладателю право требовать реализации прав по эмиссионным ценным бумагам через оператора информационной системы. Такие активы предоставляют их обладателю право требовать передачи ему ценных бумаг в течение срока или при наступлении события. Сами цифровые права, представляющие собой записи в распределенном реестре блокчейн-токены и подтверждающие права их владельца на эмиссионные ценные бумаги, участие в акционерном обществе или денежные требования, выпускаются и обращаются под контролем Банка России. Для этого ЦБ РФ начал вести специальный реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов ст. Выпустить цифровые финансовые активы с помощью оператора информационной системы, внесенного в реестр ЦБ РФ, могут юрлица и ИП. После выпуска активы можно покупать и продавать с помощью оператора обмена цифровых финансовых активов.
Оператор также должен быть включен в специальный реестр Банка России. Таким образом, в России определились два субъекта рынка: информационная система выпуска и оператор обмена цифровых активов. Электронные деньги и иные платежные методы в e-commerce Права и обязанности оператора обмена цифровых финансовых активов Оператор вправе вести свою деятельность с момента включения в реестр операторов информационных систем, который ведет Банк России в установленном им порядке положение ЦБ РФ от 16. Центробанк осуществляет надзор за деятельностью оператора информационной системы, в которой выпускаются цифровые активы. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых активов, несет ответственность согласно закону о цифровых активах. Так, он обязан в соответствии с гражданским законодательством возместить убытки пользователям этой информационной системы, возникшие вследствие: утраты информации, хранящейся в информационной системе, об объеме активов, принадлежащих их обладателям, или о самих обладателях цифровых финансовых активов; сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы; предоставления пользователям информационной системы недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации об информационной системе, о правилах ее работы и операторе; нарушения оператором правил работы информационной системы, в том числе нарушения требований бесперебойности и непрерывности функционирования информационной системы; несоответствия информационной системы требованиям закона о цифровых финансовых активах. Если произошел сбой в работе информационных технологий и технических средств информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых активов, оператор также обязан совершить действия, реализующие волеизъявление пользователя информационной системы, реализации которой помешал сбой.
Оператором обмена ЦФА могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица коммерческие и некоммерческие организации , включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА. К юридическим лицам, не являющимся кредитной организацией или организатором торговли, Закон предъявляет следующие требования: личным законом юридического лица является российское право; размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена ЦФА составляет не менее 50 млн руб. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, может привлекать оператора обмена ЦФА для совершения сделок в такой информационной системе, либо совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по обмену ЦФА. Закон предусматривает механизмы, защищающие интересы неквалифицированных инвесторов. Так, если лицо, не являющееся квалифицированным инвестором, приобрело ЦФА, которые в соответствии с актом Банка России могут приобретаться только квалифицированными инвесторами, оператор обмена ЦФА обязан по требованию такого лица приобрести у него эти ЦФА за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы. Аналогичный подход предусмотрен для случаев, когда лицо было неправомерно признано квалифицированным инвестором через оператора обмена ЦФА такое право предоставлено оператору законом. Закон предъявляет специальные требования к рекламе ЦФА: в рекламном сообщение должно содержаться предупреждение и том, что ЦФА являются высокорискованными, их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Также реклама должна содержать следующую рекомендацию: до совершения сделок с предлагаемыми ЦФА следует ознакомиться с рисками, с которыми связано их приобретение. Цифровые валюты В отношении цифровой валюты Закон предусматривает регулирование лишь отдельных вопросов, таких как статус цифровых валют, их выпуск и обращение. По словам главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, более подробное регулирование цифровых валют планируется определить в другом законе, который может быть принят в осеннюю сессию [3]. Цифровая валюта определяется как совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения , содержащихся в информационной системе, которые предлагаются или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора или узлов информационной системы, обязанных обеспечивать только соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению изменению записей в такую информационную систему по ее правилам. Статус цифровой валюты как объекта гражданских прав по-прежнему не закреплен, однако для целей антиотмывочного закона, законов о банкротстве, о противодействии коррупции и об исполнительном производстве цифровая валюта признается имуществом.
Таким образом, количество операторов систем ЦФА выросло до пяти. Помимо «Мастерчейна», этот статус имеют компании «Атомайз», «Лайтхаус», «Системы распределенного реестра», а также Сбербанк и Альфа-Банк. Как сообщили в «Мастерчейн», в ближайшее время компания допустит к своей платформе клиентов для выпуска и торговли ЦФА.
Финансовые маркетплейсы будут выпускать и перепродавать цифровые финактивы
У Банка России на рассмотрении находятся в настоящее время девять заявок на включение в реестр операторов обмена цифровыми финансовыми активами. Банк России включил первую организацию ‒ ООО «Атомайз» ‒ в реестр операторов информационных систем для выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА), сообщает. Банк России ведет два реестра — операторов информационных систем, которые осуществляют выпуск ЦФА, и операторов их обмена.
Первая организация включена в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов
Банк России включил ООО «Системы распределенного реестра» в реестр операторов информационных систем, которые могут выпускать цифровые финансовые активы (ЦФА). Банк России 21 марта включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспечивающих заключение сделок с ЦФА, сообщила торговая площадка на своем сайте. Участники реестра операторов обмена ЦФА могут при заключении сделок с цифровыми финансовыми активами взаимодействовать сразу с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. 3 августа 2023 года впервые в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА) была добавлена «Московская Биржа ММВБ-РТС». дату внесения Банком России в реестр и исключения из реестра сведений об осуществлении оператором отдельных расчетов.