Новости сколько букв в абхазском алфавите

Ахра Смыр: Были послереволюционные эксперименты, когда для латинизации абхазского алфавита. это Кириллица алфавит из 64 букв, используемый для абхазского языка.

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список букв абхазского алфавита

Знание количества гласных букв в абхазском алфавите является важным шагом для изучения и понимания данного языка. гласных букв 6) один из самых сложнейших языков по произношению в мире) неологизмы, введенные в русский язык, в основном звучат на абхазском так же плюс в начале прибавляется буква "а".например, "Авикипедиа".на эту тему есть много приколов среди местных. Количество букв в абхазском алфавите и особенности его использования Абхазский алфавит состоит из 64 букв, включая гласные и согласные звуки. Согласные буквы в абхазском алфавите Абхазский алфавит, также известный как абхазо-адыгейский алфавит, состоит из 62 букв.

Абхазский язык | как говорят абхазы

Современный алфавит абхазского языка состоит из 64 букв: 56 согласных, 6 гласных звуков, а также двух знаков. Абхазский алфавит (Аҧсуа алфавит, Aphsua alfavit) состоит из 62 кириллических букв. гласных букв 6) один из самых сложнейших языков по произношению в мире) неологизмы, введенные в русский язык, в основном звучат на абхазском так же плюс в начале прибавляется буква "а".например, "Авикипедиа".на эту тему есть много приколов среди местных. гласных букв 6) один из самых сложнейших языков по произношению в мире) неологизмы, введенные в русский язык, в основном звучат на абхазском так же плюс в начале прибавляется буква "а".например, "Авикипедиа".на эту тему есть много приколов среди местных. Абхазский алфавит с русской транскрипцией.

Язык в Абхазии

И — и звучит как в русском слове «мир». У — у такое же, как в русском слове «душа». О — о звучит как в русском слове «лодка». Гласные буквы в абхазском алфавите играют важную роль в распознавании и правильном произношении слов. Изучение звуков абхазского алфавита поможет вам стать более грамотным и свободным в общении на абхазском языке. Согласные буквы абхазского алфавита: звуки и их произношение Абхазский алфавит состоит из 62 букв, включая 28 согласных звуков. Каждая согласная буква имеет свое произношение и может быть записана с помощью определенного символа. Зная произношение согласных букв, можно правильно произносить и понимать слова в абхазском языке. Обратите внимание, что в абхазском языке также есть мягкие согласные звуки, которые обозначаются символом «ь» и изменяют произношение предшествующей согласной буквы. Изучение и понимание этих мягких звуков играет ключевую роль в правильной передаче звукового материала абхазского языка. Общее количество гласных букв в абхазском алфавите Абхазский алфавит состоит из 62 букв и содержит 17 гласных звуков.

Гласные буквы в абхазском алфавите олицетворяют звуки, которые произносятся открытым ртом без каких-либо препятствий или соприкосновений языка с другими органами речи.

Хьюитт и З. Хиба Великобритания , А. Спрайт Нидерланды , Ж. Шарашидзе Франция , Л. Триго, Д. Кэтман и Б. Вокс США и др. Фонемный состав абхазского языка характеризуется исключительно сложной системой согласных. В абхазском языке две основные гласные фонемы: а, ы.

В абхазском языке встречаются целые комплексы, состоящие из 4-х согласных звуков. Абхазский язык принадлежит к числу агглютинативных языков. Слово в абхазском языке состоит из цепочки морфем, каждая из которых наделена одним значением. Благодаря этому в языке абхазов одним словом можно перевести смысл целого русского предложения, состоящего из 4, 5 и более слов. Приведем пример: «исзеилымкааит» я не смог этого понять. Абхазский язык отличается и рядом других черт: у него довольно сложная система наклонений. Лексический состав языка характеризуется преобладанием исконной лексики. Помимо исконной лексики он вобрал в себя немало заимствований из турецкого, мегрельского и грузинского языков. Большая часть этих заимствований вошла в активный слой лексики не ранее середины 19 века, о чем красноречиво свидетельствует наличие минимального количества т. Наибольшее число мегрелизмов имеет абжуйский диалект абхазского языка.

Это объясняется и тем фактом, что в некоторых частях Очамчырского и особенно в Гальском районе Абхазии наблюдается абхазо-мегрельское двуязычие. Процесс проникновения основной части картвелизмов и мегрелизмов происходил с середины 19 века по середину 50-х годов 20 века. Турецкие словарные заимствования начали проникать в абхазскую речь с 16 века, а их фонетическая адаптация происходила вплоть до начала 20 века. Среди старых заимствований выделяются пласты лексики адыгского и староосетинского аланского происхождения. Автор: Давид Дасаниа Администратор Письменность абхазов. Упоминание абасгов абхазов в «Жизни Константина» 9 в. Ссылка на абхазов, как имеющих христианское богослужение на родном языке содержится и в книге баварского автора 15 в. Иоханна Шильтбергера. Первый абхазский букварь вышел в свет в 1865 году под наблюдением русского ориенталиста генерала И. Бартоломея на основе кириллицы.

Второй абхазский букварь был издан в 1892 году педагогом Сухумской Горской школы К. Мачавариани и его учеником, впоследствии народным поэтом Абхазии Д. Несколько позднее алфавит Мачавариани и Гулиа был усовершенствован педагогом и общественным деятелем А. Чочуа и использовался в абхазских школах в 1909-1926 годах. В 1919 году в Турции видным представителем абхазской творческой интеллигенции, крупным просветителем Мустафой Бутба была разработана абхазская азбука на основе латинской графики. В 1926 году академик Н. Марр предложил свой собственный, т. Спустя два года, в 1928 году, он был заменен «унифицированным» латинским алфавитом, разработанным другим великим русским кавказоведом Н. В 1938 году абхазский алфавит, в русле проводившейся в тот период в Абхазии политики грузинизации, был переведен на грузинскую графику. В 1945-1946 годах абхазские школы были ликвидированы.

Языком обучения становится грузинский язык, неизвестный большинству абхазов.

Сегодня абхазский алфавит построен на основе благородного красавца, наследника древних родословных. Абхазский язык имеет смешанные черты абхазо-адыгских и некоторых индоевропейских языков. Благодаря своей необычной истории и звучанию абхазского алфавита, этот язык вызывает особый интерес у лингвистов и языковедов со всего мира.

При этом использованные в первом издании рукописные начертания букв были заменены печатными, а в их внешний вид были внесены некоторые изменения. В частности, седиль была заменена надбуквенной запятой, а грузинские буквы заменены кириллическими. В дальнейшем абхазская письменность стала развиваться на основе именно этого варианта алфавита [2]. В конце XIX века модифицированный вариант алфавита Услара-Завадского был принят Абхазским переводческим комитетом, который занимался переводом Библии на абхазский язык. На этом алфавите издавалась в основном религиозная литература, но в небольшом количестве также учебная и художественная.

С небольшими изменениями он использовался в серии букварей, составленных А. Чочуа первый из них вышел в 1909 году и с небольшими изменениями переиздавался до 1925 года. Этот алфавит действовал до 1926 года, на нём издавалась учебная и художественная литература, газеты и прочее, но алфавит не имел стабильной нормы, и в разных изданиях его состав мог несколько различаться.

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список букв абхазского алфавита

Сколько букв в абхазском языке — алфавит насчитывает целых 64 символа! Абхазский алфавит на латинской основе, предложенный Б. Г. Хьюиттом [Hewitt 2004: 278—279].
Абхазская письменность — Энциклопедия Алфавит в абхазском языке состоит из 54 букв.
Знаете ли вы, что абхазский алфавит содержит 54 буквы? Согласные буквы в абхазском алфавите Абхазский алфавит, также известный как абхазо-адыгейский алфавит, состоит из 62 букв.
Сколько букв в абхазском алфавите В абхазском алфавите содержится 64 буквы, состоящие из согласных и гласных звуков.
Интересные факты про Абхазию, которые вы не знали! Некоторые буквы из абхазского алфавита имеют сходства с буквами латинского, греческого и кириллического алфавитов, но у них есть и отличия.

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список букв в абхазском алфавите

Сколько гласных букв в абхазском алфавите: подробное описание Абхазский алфавит включает в себя 58 букв. Алфавит абхазского языка состоит из 64 букв: 56 согласных, 6 гласных звуков, а также двух знаков – мягкого знака и знака лабиализации. Абхазский язык относится к северо-западной группе кавказских языков и является родственным к абазинскому, адыгскому, кабардино-черкесскому и убыхскому языкам. Абхазский алфавит является 62 буквы кириллицы используются для записи в абхазами.

Адыго-абхазская (ашуйская) группа языков.

Эти буквы используются для написания слов и фраз на абхазском языке и представляют основу этого уникального и красивого языка. Особенности абхазского алфавита Абхазский алфавит состоит из 62 букв. Он основан на грузинском алфавите, но имеет несколько дополнительных символов, чтобы отразить звуки, присутствующие в абхазском языке. Каждая гласная может быть написана как простая, так и долгая.

В абхазском языке различаются всего лишь два падежа — именительный и адвербиальный приглагольный. Первые записи на абхазском языке, выполненные арабским алфавитом, датируются началом 17-го века. В целом же, литературный абхазский язык существует чуть более века. С 1862 года в абхазском языке используется собственная адаптация кириллического алфавита. Первый абхазский кириллический алфавит, состоящий из 37 букв, разработал русский языковед барон Петр Услар. В 1909 году был введен кириллический алфавит из 55 букв, который создали абхазские лингвисты Димитрий Гулиа и Константин Мачвариани.

В период с 1926 по 1928 годы употреблялся латинский алфавит, предложенный русским и советским языковедом Николаем Марром. В 1938 году было введено грузинское письмо, однако в 1954 году абхазы вернулись к кириллице, выбрав тот алфавит, которым они пользуются и поныне.

Существуют и исключительные буквы, отсутствующие в грузинском алфавите. Абхазский алфавит имеет 28 гласных знаков и 34 согласных знака. Гласные знаки в абхазском алфавите представлены гласными знаками и их модифицированными формами. Согласные знаки включают общеупотребительные и редко используемые сочетания звуков. Абхазский алфавит может быть представлен в виде таблицы, где каждая буква сопровождается соответствующим фонетическим символом: А — [а].

Для создания абхазского алфавита использовались как древние символы, принадлежащие славянской глаголической письменности, так и символы, присущие кириллице. Это свидетельствует о многообразии культурных влияний на абхазскую письменность в разные периоды ее развития. Использование абхазского алфавита играет ключевую роль в сохранении и развитии абхазского языка и культуры. В настоящее время абхазский язык и алфавит находятся под угрозой из-за массового проникновения русского языка и латиницы. Поэтому важно сохранить и продвигать абхазский алфавит в качестве ценного культурного наследия. История развития абхазского алфавита Абхазия — регион, расположенный на Южном Кавказе и имеющий богатую историю развития своего языка и письменности. Абхазский язык относится к абазинско-адыгской семье и имеет свою собственную письменность, развивавшуюся на протяжении долгих столетий.

На протяжении веков абхазский народ использовал различные письменные системы. Одной из самых ранних форм были иероглифы, использовавшиеся в древности. Однако, эта система письма была сложной и не позволяла быстро и удобно записывать речь. Поэтому со временем абхазы перешли на более удобные и простые письменные системы. В XIX веке абхазы начали использовать кириллицу как национальную письменность. Кириллица была введена в Абхазии русскими миссионерами, которые проповедовали православие и создавали школы. Кириллический алфавит в том виде, который используется сегодня, был разработан в 1862 году. Однако в 1926 году советская власть решила перевести абхазский язык на латиницу.

Это было сделано в рамках политики латинизации всех национальных языков СССР. Использование латинской азбуки продолжалось до 1938 года, когда власти СССР приняли решение перевести все национальные языки на кириллицу. Современный абхазский алфавит состоит из 62 букв и основан на кириллице. Он включает все особенности абхазского звукового ряда, в том числе звуки, которые отсутствуют в русском языке. Благодаря этому абхазский алфавит полностью передает звуковую структуру абхазского языка. Сегодня абхазский алфавит активно используется в абхазском языке и является официальной письменностью в Абхазии.

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список абхазского алфавита

В абхазском алфавите содержится 64 буквы, состоящие из согласных и гласных звуков. С 1954 года принято начертание букв абхазского языка на основе графики русского алфавита. Некоторые буквы из абхазского алфавита имеют сходства с буквами латинского, греческого и кириллического алфавитов, но у них есть и отличия. полный перечень. Абхазский алфавит является 62 буквы кириллицы используются для записи в абхазами.

60 интересных фактов о Абхазии

Законы демократического и цивилизованного мира тесно сплетаются с законами предков, которые сквозь многовековую историю дошли до наших дней, преисполненные достоинства и человеколюбия. Мао Цзе Дун приезжал на Рицу к Сталину и был потрясен красотой горного озера. Абхазская княгиня Мери Чачба была эксклюзивной моделью Коко Шанель. Премьер-министром Туниса и автором первой тунисской конституции 1861г. Среди всех местностей СССР рекордсменом по количеству долгожителей на душу населения являлась Абхазия. Первый в мире памятник обезьяне был установлен в 1977 г. Абхазское побережье самое чистое на Черном Море.

Одно из крупнейших озер Кавказа Амткял , образовалось в результате горного обвала во время сильного землятресения 3 октября 1891 года. Новый Афон является самым маленьким городом мира с собственной станцией метро НовоАфонская пещерная железная дорога. В 737 году 40 тысячное арабское войско было разбито у стен древней столицы Абхазии Анакопии. Абхазской была мать Эвлия Челеби - знаменитого турецкого путешественника, более сорока лет путешествовавшего по территории Османской империи и сопредельных государств. Слово «аджика» абхазского происхождения и означает просто «соль». В Абхазии впервые в мире был организован хор столетних абхазских долгожителей «Нартаа» 24.

В абхазском селе Дурипш гостили в свое время Н.

Согласно последней переписи населения, число носителей абхазского языка в России составляет 9447 человек. Абхазский язык относится к северо-западным кавказским языкам. Некоторые лингвисты — в частности, Сергей Старостин, — отстаивают идею филогенетической связи между северо-западными и северо-восточными кавказскими языками и объединяют их в категорию «северо-кавказских языков». Другие исследователи считают, что вышеупомянутые «северо-кавказские языки» входят в сино-кавказскую дене-кавказскую макросемью, — правда, мнение это довольно спорное, как и сама дене-кавказская гипотеза, выдвинутая С. Абхазский язык часто объединяют с абазинским в один язык — абхазско-абазинский. Сторонники такой классификации считают, что литературные формы абхазского и абазинского языков представляют собой единый диалектный континуум. Действительно, два этих языка очень схожи в грамматическом отношении, однако в области фонетики они значительно различаются, из-за чего многие лингвисты предпочитают рассматривать их как разные языки. Большинство ученых считают ближайшим родственником абхазско-абазинского диалектного континуума убыхский язык.

Согласные помогают дополнить гласные звуки и образовать полноценные слова. Сочетание гласных и согласных знаков в абхазском алфавите позволяет сформировать разнообразную систему звучания и письма. Знание и использование этого алфавита важно для изучения абхазского языка и культуры этого народа. Особенности абхазского алфавита Абхазский алфавит основан на грузинском алфавите, однако имеет некоторые отличия. Гравитационная система абхазского алфавита включает в себя различные гласные и согласные знаки, которые образуют уникальные комбинации. Существуют и исключительные буквы, отсутствующие в грузинском алфавите.

Транскрипция на основе современного абхазского алфавита, применяемая в монографии Х. Соответствующие им латинские транскрипционные знаки, употребляемые в лингвистических целях. This page is a part of Lingvarium project website — www.

Абхазский алфавит: сколько гласных и согласных звуков в языке? — детальный разбор алфавита Абхазии

В абхазском алфавите содержится 6 гласных букв: а, е, и, о, ә, ы. Они используются для передачи различных звуков абхазского языка и обладают своими особенностями. Алфавит в абхазском языке состоит из 54 букв. В абхазском алфавите содержится 64 буквы, состоящие из согласных и гласных звуков.

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список абхазского алфавита

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных? Из них все буквы русского алфавита, за исключением ё, й, щ, ю, я, э, ъ, входят в абхазский алфавит.
Самые интересные факты об Абхазии — Тур Абхазия Абхазский алфавит состоит из 64 букв.
Представительство Абхазии в ПМР - Новости Гласных букв в абхазском алфавите 6: а, а, е, и, о, у. Каждая гласная может быть написана как простая, так и долгая.

Трудоемкий процесс и бурные эмоции: как менялся абхазский алфавит

  • Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных
  • Количество гласных и согласных
  • Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список абхазского алфавита
  • Алфавит абхазского языка: особенности и основные принципы

Абхазский язык | как говорят абхазы

В абхазском алфавите транные согласные представлены следующими буквами: ж, ш. Глухие согласные: это согласные звуки, которые произносятся без сочетания голоса в гортани. В абхазском алфавите глухие согласные представлены следующими буквами: п, т, к, ц, с, ш, х. Звонкие согласные: это согласные звуки, которые произносятся с сочетанием голоса в гортани.

В абхазском алфавите звонкие согласные представлены следующими буквами: б, д, г, в, з, ж. Состав согласных в абхазском алфавите является одной из особенностей этого уникального языка. Знание этих согласных поможет лучше разобраться в правилах произношения и написания абхазских слов.

Ты муж знаешь? Ты жен работаешь? Армия — ар. Виноград — ажь. День — амш. Естественно, вполне возможно, что предки части людей, носящих эти фамилии, по разным социальным причинам могли поселиться здесь в XIX—XX вв. Что же касается Абжуйской Абхазии, здесь удельный вес грузинских фамилий более высок: например, почти все абхазское населения села Квитоули абх. Кутол носит исключительно грузинские фамилии.

Название, несомненно, является грузинизированным вариантом абхазской формы Айтарны, оформленной абхазским топонимическим суффиксом -ны. Основа Айтар является именем языческого семиликого божества скотоводства. Особенно важен анализ абхазских терминов, связанных с христианской религией, которые указывают, что предки абхазов не имели прямых контактов с греками и христианизировались лишь в позднефеодальную эпоху с помощью грузин. Тем самым опровергается и достоверность гипотезы о том, будто абасги и апсилы являлись предками абхазов сходство терминов абасг и апсил с терминами абаза, абхаз и апсуа нельзя считать решающим фактором, ибо, как известно из мировой истории, этнонимы и племенные имена неустойчивы и часто меняют этническую семантику. Наше заключение, в первую очередь, опирается на тот факт, что в абхазском языке для обозначения греков используется не какой-либо греческий автоэтноним эллин, йон, грек , а этноним, заимствованный из мегрельского диалекта абырзен ср. Не менее значимо и то обстоятельство, что в абхазском языке не только греческие христианские термины, но и греческая лексика других отраслей заимствована через грузинский письменный язык или мегрельский диалект. Основная масса абхазов, проживающая в бассейне Кубани, видимо, оставалась язычниками до позднего средневековья, когда началось экспансивное расселение абхазов в Причерноморье, заселенном христианскими грузинскими племенами. Именно в процессе их ассимиляции абхазы должны были усваивать как собственно картвельскую, так и картвелизованную греческую христианскую лексику в виде субстрата.

Анализ абхазской лексики показал, что в абхазском сванская лексика не выявляется ни в одной отраслевой группе, за исключением топонимов, хотя факт проживания сванов на территории современной Абхазии в зоне между реками Кодори и Псоу с древнейших времен неоспорим. Отсутствие сванизмов в абхазском можно объяснить лишь тем, что ассимиляция сванов мегрелами произошла гораздо раньше, чем предки абхазов появились на этих землях вспомним проживание смешанных племен под названием сваноколхов в раннефеодальную эпоху. Естественно, по этой причине сванская лексика не могла попасть непосредственно в абхазский язык. Что же касается мегрелизмов, то они вместе с мегрелизованной лексикой весьма широко представлены во всех слоях абхазской отраслевой лексики, часть из них следует считать субстратом, а другую часть — заимствованием. Мы должны отметить и то, что мегрелизмы шире представлены в абжуйском диалекте абхазского языка, нежели в бзыбском, но почти отсутствуют в абазинских диалектах. В христианской терминологии абхазского языка привлекает внимание группа слов, которые дают возможность хотя бы приблизительно установить время заимствования картвелизмов абхазским языком. Например, представляет интерес слово авхвама от мегр. Сравнение его со сванским лакхвам молельня указывает на то, что в мегрельской форме изначально должен был присутствовать гортанный согласный кх, который в случае заимствования слова окхваме абхазским языком до X—XIII вв.

Присутствие в бзыбском в этой основе простого согласного х подтверждает факт заимствования этого слова лишь после X—XIII. В обоих диалектах абхазского языка для обозначения большой восковой свечи употребляется слово акялантар от мегрельского келантари ср. Исходя из того факта, что как греческая праформа, так и литературный грузинский вариант сначала обозначали подставку для свечи, а не свечу ср. Еще один пример: после XV в. Как известно, именно c XV в. Чкондидский эпископ являлся главой церкви Самегрело, а до этого начиная с XII в. Важно и то, что как в XV в. Важно и то, что в абхазском отсутствуют или калькированы с мегрельского фразеологизмы и идиомы библейского происхождения, а это также свидетельствует, что христианство среди абхазов стало распространяться не ранее XVI в.

Для установления маршрутов миграций абхазских племен неоценимы данные абхазской ботанической терминологии, анализ которой показал, что большая часть из 262 ботанических терминов заимствована из мегрельского диалекта или грузинского литературного языка сванская лексика и здесь отсутствует. Из 120 названий культурных растений более четверти 34 названия являются картвельскими по происхождению, или же заимствованы через посредство картвельского языкового мира. К этой группе относятся названия следующих важных растений: рожь, ячмень, репа, свекла, огурец, абрикос, сорта фасоли и т. Сравнительно меньше картвелизмов в терминологии диких растений — 20 названий из 145. В эту группу входят названия осоки, лютика, барбариса, люцерны, плюща, свинороя и др. Среди названий диких растений абхазским языком заимствованы имена растений, имеющих важное практическое значение в жизни и деятельности человека, однако не заимствованы названия тех диких растений, ареал распространения которых ограничивается исключительно высокогорьем субальпийский и альпийский пояс , заимствованы лишь названия тех культурных и диких растений, которые распространены в низовьях гор, на плоскости и в болотах. По нашему мнению, этот факт прямо отражает маршруты миграции предков абхазов из бассейна Кубани к приморским и низменным местностям современной Абхазии через горные перевалы Большого Кавказского хребта. Из плоскостной части, низкогорья и среднегорья бассейна Кубани абхазы, видимо, сначала поселились в высокогорной полосе северных склонов Кавказского хребта см.

Ламберти и так называемую латино-французскую карту 1654 г. При переселении абхазов с северного высокогорья в высокогорье южных склонов Большого Кавказа не было необходимости заимствовать из мегрельского диалекта или литературного грузинского языка терминов, отражающих высокогорную природу, ибо она уже была отражена исконно абхазской лексикой, однако при заселении абхазами уже давно забытых ими низменностей и болотистых мест в абхазском возникла необходимость заимствовать у местных мегрелов термины, отражающие новую для пришельцев среду. Важны также сведения карты Джакомо Гастальди 1561 г. Ламберти 1654 г. Также важны сведения И. Татищева о наполнении Северного Самегрело, т. Важные сведения содержат фольклор и этнография абхазов. Например, предания о приходе их предков с Северного Кавказа распространены среди фамилий Зухба, Авидзба, Ашуба, Бганба и др.

По сведениям абхазского этнографа Л. Акаба, большинство абхазских фамилий, особенно проживающих в предгорьях Абжуйской Абхазии, при выполнении общефамильных обрядов высочайшим и сильнейшим покровителем считают не находящиеся в непосредственной близости древние христианские храмы Илори, Мокви, Бедиа, Дранда , а находящееся в нескольких десятках километров от их места обитания в верховьях р. Бзыбь языческое святилище Налкуба, или Псхвыныха, что ясно указывает на маршрут движения предков абхазов сначала с Северного Кавказа к истокам Бзыби, затем в ее низовья, а оттуда через Сухуми в Абжуа. На этот же маршрут указывают даже две формулы приветствия, распространенные среди абхазов и по сей день. Возникает вопрос: почему абхазы желают аробщикам и пастухам, чтобы они благополучно отнесли груз или отогнали скот именно выше, а не к морю или куда-либо в другом направлении? Потому, что эти формулы явно возникли в тот период, когда основная масса абхазов обитала в труднодоступных горах и было актуально пожелать ближнему благополучно преодолеть горные преграды. В этой связи привлекает внимание и семантика слова ага, заимствованного абхазским языком из мегрельского, где оно означает берег. Ага в абхазском обозначает как море и приморье, так и юг см.

Сухуми, 1986. В нынешней Абхазии море в строго южном направлении находится лишь на протяжении нескольких километров — от города Гудаута до близлежащего села Псырцха, в других же приморских частях море с берегом граничит либо с запада, либо с юго-запада. Ассоциация моря и морского берега с Самегрело и с югом является неоспоримым отголоском того времени, когда территория нынешней Абхазии была заселена только грузинами и входила в состав Самегрело. О маршруте миграции абхазских племен из Бзыбской Абхазии сначала по направлению к Сухуми, а затем в сторону Абжуа указывает и география распространения некоторых своеобразных звуков в абхазском языке. Как известно, абхазский язык имеет два диалекта: бзыбский и абжуйский. Главнейшей основой дифференциации диалектов является существование в бзыбском диалекте тех 9 специфических согласных, которых нет ни в абжуйском диалекте, ни в литературном абхазском языке. В этом отношении важно, что звуковой состав абжуйского диалекта, распространенного в непосредственном соседстве с мегрельской речью, более нов и прост, нежели у бзыбского диалекта, с одной стороны, и ашхарско-тапантского диалекта абхазского языка — с другой К. Отмечается также существование тенденции упрощения в обоих диалектах абхазского языка фарингальных согласных кх и кхв, подобно изменениям согласного кх в картвельском языковом мире.

Таким образом бзыбский диалект занимает среднее, переходное место между абазинскими диалектами и абжуйским, ибо в абазинском языке согласные кх и кхв имеют твердую позицию, а в абжуйском они обретают положение, соответствующее правилам картвельского языкового мира К. Неодинакова ситуация и в отношении присутствия специфических свисяще-шипящих согласных даже в говорах бзыбского диалекта, в которых замечается зональный характер распространения названных специфических согласных. Учитывая эти данные, считаем единственно верным предположение, что географические особенности сохранения или утраты названных специфических бзыбских согласных не являются случайным фактом и связаны с маршрутом передвижения абхазских племен: тенденция утраты специфических согласных в бзыбском диалекте усиливается с запада к юго-востоку от отхарского к аацинскому говору , что, по нашему мнению, явно вызвано более сильным влиянием субстратного слоя мегрельского диалекта и живой мегрельской речи на говоры, распространенные юго-восточнее. Видимо, абхазы поселились сначала в зоне распространения отхарского говора конечно, после того, как спустились с верховьев Бзыби и впоследствии начали мигрировать в сторону реки Гумиста и города Цхуми ныне Сухуми , а затем и в сторону Абжуа. На последнем этапе к ним присоединились и другие абхазские племена, перевалившие через Большой Кавказский хребет в верховья Кодори и спустились вниз по течению этой реки. На это, помимо отмеченных выше обстоятельств, указывают и особенности речи потомков батумских абхазов, выселенных во второй половине ХIХ в. В их речи свистяще-шипящих согласных вовсе нет, тогда как в речи тех батумских абхазов, которые являются потомками абхазов, выселенных из зоны от реки Бзыбь до Адлера, эти специфические согласные широко употребляются Э. Итак, полное исчезновение в абжуйском диалекте абхазского языка 9 специфических согласных и сильно выраженный зональный характер тенденции исчезновения этих согласных в говорах бзыбского диалекта прямо отражает уровень интенсивности влияния картвельского субстрата и живой мегрельской речи на абхазский язык, те же данные говорят и о волновом характере миграции предков абхазов с Северного Кавказа на территорию современной Абхазии.

Многие из них широко употребляются и по сей день, хотя некоторая часть этих слов и изменила свое прямое первоначальное значение. Некоторые слова практически вышли из употребления и сохранились только в народной памяти, иногда их можно услышать только от пожилых людей. В абхазском языке имеется значительное количество слов, имеющих непосредственную связь с обрядами и положениями Ислама, его историей, что свидетельствует только о самоопределении абхазов как мусульман. В абхазском языке Всевышний в настоящее время традиционно именуется Анцва Ду, что не противоречит канонам Ислама, если вкладывать в него смысл Единого, не рождавшего и не бывшего рожденным Бога, посылавшего людям пророков и посланников, последний из которых Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует. Анцва по своему значению соответствует персидскому «Худай», тюркскому «Тенри», славянскому «Бог», часто употребляемым мусульманами Евразии. Слово Аллах, прекраснейшее из имен Всевышнего, в настоящее время употребляется не часто, его применяют, как правило, пожилые абхазы. Возможно, уже в советский период в этом сыграл роль, ставший традиционным для мусульман Абхазии, обычай сокрытия веры. Как пример — описание в полевом дневнике Галины Старовойтовой, проводившей здесь этнографическую экспедицию: «Называет мысленно бога "Аллах".

Анцва — по-абхазски» О 60-летней жительнице поселка Хабью Нюре Канжолия, 1981 г. Красноречивое свидетельство о широком использовании в народе слова «Аллах» еще до основной волны хиджры приводит в своих «Воспоминаниях кавказского офицера» русский военный шпион Ф. Он побывал в Абхазии в 1835 г. С криком: Аллах! Имя Аллаха можно услышать в считающихся традиционными для абхазов формулах: перед любым хорошим делом говорится «Псымиллах» от арабского БисмильЛляh «С именем Аллаха» , а в знак одобрения, чтобы не сглазить, «МашьАллах» — от арабского Ма ша Аллаh — «Так пожелал Аллах». В абхазском языке часто используется и восклицание «Йа Рабби! Упоминанием Аллаха является и абхазское выражение «Аферым», означающее «браво» от фарси афарин, упрощенное от Афаридегяр — Всевышний. Традиционное абхазское приветствие «Асалам» от арабского Салям буквально означает «мир», является однокоренным со словом «Ислам» и упрощением от мусульманского приветствия «Ассаляму алейкум».

Производное от него асалам шеку — письмо буквально «письменное приветствие». Широко применяется в современном абхазском и многими воспринимается как исконно местное, слово «апааимбар», происходящее от фарси «пайгамбар» и означающее «приносящий весть», то есть пророк, посланник. Этот термин и по сей день широко распространен среди персо- и тюркоязычных народов, им обычно называют пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог или иногда других пророков Аллаха с добавлением его имени например, Муса пайгамбар, Иса пайгамбар. Хотя в абхазском слово ангел звучит как «амаалыкь» от арабского «маляк» , так же часто используемое в значении младенец. Примечательно то, что и в современном абхазском языке кроме «дин», других обозначений религии, даже применительно к христианству или древним верованиям абхазов, нет!

Распространен он и за пределами государства: диалект используют в России, Турции, Иордании, Сирии, Ираке и других территориях. Такое широкое распределение произошло после Кавказской войны, когда народы Северного Кавказа массово бежали в Османскую империю. Остатки абхазов, владеющих родной речью, сохранялись только в двух районах Абхазии, но после войны с Грузией население страны вновь постепенно заговорило на историческом языке.

Сейчас в государстве существуют 3 диалекта: абжуйский; бзыбский; самурзаканский. Носители остальных наречий расселены по миру. За основу литературного абхазского взяли абжуйский диалект, который ведет историю от современного города Очамчыра. Есть у абхазов и письменность, которая появилась только в XIX веке и в разные годы брала за основу кириллицу, латиницу и грузинский алфавит. Сегодня абхазские буквы имеют основу из видоизмененного кириллического алфавита. Для этого наречия характерно маленькое количество гласных и большое число согласных звуков: из 64 букв только 6 гласных. При этом много гортанных, свистящих и шипящих звуков, а основные гласные это А и Ы. Благодаря появлению письменности фольклор Абхазии стал увековечиваться и на бумаге.

Мы должны отметить и то, что мегрелизмы шире представлены в абжуйском диалекте абхазского языка, нежели в бзыбском, но почти отсутствуют в абазинских диалектах. В христианской терминологии абхазского языка привлекает внимание группа слов, которые дают возможность хотя бы приблизительно установить время заимствования картвелизмов абхазским языком. Например, представляет интерес слово авхвама от мегр. Сравнение его со сванским лакхвам молельня указывает на то, что в мегрельской форме изначально должен был присутствовать гортанный согласный кх, который в случае заимствования слова окхваме абхазским языком до X—XIII вв. Присутствие в бзыбском в этой основе простого согласного х подтверждает факт заимствования этого слова лишь после X—XIII.

В обоих диалектах абхазского языка для обозначения большой восковой свечи употребляется слово акялантар от мегрельского келантари ср. Исходя из того факта, что как греческая праформа, так и литературный грузинский вариант сначала обозначали подставку для свечи, а не свечу ср. Еще один пример: после XV в. Как известно, именно c XV в. Чкондидский эпископ являлся главой церкви Самегрело, а до этого начиная с XII в.

Важно и то, что как в XV в. Важно и то, что в абхазском отсутствуют или калькированы с мегрельского фразеологизмы и идиомы библейского происхождения, а это также свидетельствует, что христианство среди абхазов стало распространяться не ранее XVI в. Для установления маршрутов миграций абхазских племен неоценимы данные абхазской ботанической терминологии, анализ которой показал, что большая часть из 262 ботанических терминов заимствована из мегрельского диалекта или грузинского литературного языка сванская лексика и здесь отсутствует. Из 120 названий культурных растений более четверти 34 названия являются картвельскими по происхождению, или же заимствованы через посредство картвельского языкового мира. К этой группе относятся названия следующих важных растений: рожь, ячмень, репа, свекла, огурец, абрикос, сорта фасоли и т.

Сравнительно меньше картвелизмов в терминологии диких растений — 20 названий из 145. В эту группу входят названия осоки, лютика, барбариса, люцерны, плюща, свинороя и др. Среди названий диких растений абхазским языком заимствованы имена растений, имеющих важное практическое значение в жизни и деятельности человека, однако не заимствованы названия тех диких растений, ареал распространения которых ограничивается исключительно высокогорьем субальпийский и альпийский пояс , заимствованы лишь названия тех культурных и диких растений, которые распространены в низовьях гор, на плоскости и в болотах. По нашему мнению, этот факт прямо отражает маршруты миграции предков абхазов из бассейна Кубани к приморским и низменным местностям современной Абхазии через горные перевалы Большого Кавказского хребта. Из плоскостной части, низкогорья и среднегорья бассейна Кубани абхазы, видимо, сначала поселились в высокогорной полосе северных склонов Кавказского хребта см.

Ламберти и так называемую латино-французскую карту 1654 г. При переселении абхазов с северного высокогорья в высокогорье южных склонов Большого Кавказа не было необходимости заимствовать из мегрельского диалекта или литературного грузинского языка терминов, отражающих высокогорную природу, ибо она уже была отражена исконно абхазской лексикой, однако при заселении абхазами уже давно забытых ими низменностей и болотистых мест в абхазском возникла необходимость заимствовать у местных мегрелов термины, отражающие новую для пришельцев среду. Важны также сведения карты Джакомо Гастальди 1561 г. Ламберти 1654 г. Также важны сведения И.

Татищева о наполнении Северного Самегрело, т. Важные сведения содержат фольклор и этнография абхазов. Например, предания о приходе их предков с Северного Кавказа распространены среди фамилий Зухба, Авидзба, Ашуба, Бганба и др. По сведениям абхазского этнографа Л. Акаба, большинство абхазских фамилий, особенно проживающих в предгорьях Абжуйской Абхазии, при выполнении общефамильных обрядов высочайшим и сильнейшим покровителем считают не находящиеся в непосредственной близости древние христианские храмы Илори, Мокви, Бедиа, Дранда , а находящееся в нескольких десятках километров от их места обитания в верховьях р.

Бзыбь языческое святилище Налкуба, или Псхвыныха, что ясно указывает на маршрут движения предков абхазов сначала с Северного Кавказа к истокам Бзыби, затем в ее низовья, а оттуда через Сухуми в Абжуа. На этот же маршрут указывают даже две формулы приветствия, распространенные среди абхазов и по сей день. Возникает вопрос: почему абхазы желают аробщикам и пастухам, чтобы они благополучно отнесли груз или отогнали скот именно выше, а не к морю или куда-либо в другом направлении? Потому, что эти формулы явно возникли в тот период, когда основная масса абхазов обитала в труднодоступных горах и было актуально пожелать ближнему благополучно преодолеть горные преграды. В этой связи привлекает внимание и семантика слова ага, заимствованного абхазским языком из мегрельского, где оно означает берег.

Ага в абхазском обозначает как море и приморье, так и юг см. Сухуми, 1986. В нынешней Абхазии море в строго южном направлении находится лишь на протяжении нескольких километров — от города Гудаута до близлежащего села Псырцха, в других же приморских частях море с берегом граничит либо с запада, либо с юго-запада. Ассоциация моря и морского берега с Самегрело и с югом является неоспоримым отголоском того времени, когда территория нынешней Абхазии была заселена только грузинами и входила в состав Самегрело. О маршруте миграции абхазских племен из Бзыбской Абхазии сначала по направлению к Сухуми, а затем в сторону Абжуа указывает и география распространения некоторых своеобразных звуков в абхазском языке.

Как известно, абхазский язык имеет два диалекта: бзыбский и абжуйский. Главнейшей основой дифференциации диалектов является существование в бзыбском диалекте тех 9 специфических согласных, которых нет ни в абжуйском диалекте, ни в литературном абхазском языке. В этом отношении важно, что звуковой состав абжуйского диалекта, распространенного в непосредственном соседстве с мегрельской речью, более нов и прост, нежели у бзыбского диалекта, с одной стороны, и ашхарско-тапантского диалекта абхазского языка — с другой К. Отмечается также существование тенденции упрощения в обоих диалектах абхазского языка фарингальных согласных кх и кхв, подобно изменениям согласного кх в картвельском языковом мире. Таким образом бзыбский диалект занимает среднее, переходное место между абазинскими диалектами и абжуйским, ибо в абазинском языке согласные кх и кхв имеют твердую позицию, а в абжуйском они обретают положение, соответствующее правилам картвельского языкового мира К.

Неодинакова ситуация и в отношении присутствия специфических свисяще-шипящих согласных даже в говорах бзыбского диалекта, в которых замечается зональный характер распространения названных специфических согласных. Учитывая эти данные, считаем единственно верным предположение, что географические особенности сохранения или утраты названных специфических бзыбских согласных не являются случайным фактом и связаны с маршрутом передвижения абхазских племен: тенденция утраты специфических согласных в бзыбском диалекте усиливается с запада к юго-востоку от отхарского к аацинскому говору , что, по нашему мнению, явно вызвано более сильным влиянием субстратного слоя мегрельского диалекта и живой мегрельской речи на говоры, распространенные юго-восточнее. Видимо, абхазы поселились сначала в зоне распространения отхарского говора конечно, после того, как спустились с верховьев Бзыби и впоследствии начали мигрировать в сторону реки Гумиста и города Цхуми ныне Сухуми , а затем и в сторону Абжуа. На последнем этапе к ним присоединились и другие абхазские племена, перевалившие через Большой Кавказский хребет в верховья Кодори и спустились вниз по течению этой реки. На это, помимо отмеченных выше обстоятельств, указывают и особенности речи потомков батумских абхазов, выселенных во второй половине ХIХ в.

В их речи свистяще-шипящих согласных вовсе нет, тогда как в речи тех батумских абхазов, которые являются потомками абхазов, выселенных из зоны от реки Бзыбь до Адлера, эти специфические согласные широко употребляются Э. Итак, полное исчезновение в абжуйском диалекте абхазского языка 9 специфических согласных и сильно выраженный зональный характер тенденции исчезновения этих согласных в говорах бзыбского диалекта прямо отражает уровень интенсивности влияния картвельского субстрата и живой мегрельской речи на абхазский язык, те же данные говорят и о волновом характере миграции предков абхазов с Северного Кавказа на территорию современной Абхазии. Многие из них широко употребляются и по сей день, хотя некоторая часть этих слов и изменила свое прямое первоначальное значение. Некоторые слова практически вышли из употребления и сохранились только в народной памяти, иногда их можно услышать только от пожилых людей. В абхазском языке имеется значительное количество слов, имеющих непосредственную связь с обрядами и положениями Ислама, его историей, что свидетельствует только о самоопределении абхазов как мусульман.

В абхазском языке Всевышний в настоящее время традиционно именуется Анцва Ду, что не противоречит канонам Ислама, если вкладывать в него смысл Единого, не рождавшего и не бывшего рожденным Бога, посылавшего людям пророков и посланников, последний из которых Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует. Анцва по своему значению соответствует персидскому «Худай», тюркскому «Тенри», славянскому «Бог», часто употребляемым мусульманами Евразии. Слово Аллах, прекраснейшее из имен Всевышнего, в настоящее время употребляется не часто, его применяют, как правило, пожилые абхазы. Возможно, уже в советский период в этом сыграл роль, ставший традиционным для мусульман Абхазии, обычай сокрытия веры. Как пример — описание в полевом дневнике Галины Старовойтовой, проводившей здесь этнографическую экспедицию: «Называет мысленно бога "Аллах".

Анцва — по-абхазски» О 60-летней жительнице поселка Хабью Нюре Канжолия, 1981 г. Красноречивое свидетельство о широком использовании в народе слова «Аллах» еще до основной волны хиджры приводит в своих «Воспоминаниях кавказского офицера» русский военный шпион Ф. Он побывал в Абхазии в 1835 г. С криком: Аллах! Имя Аллаха можно услышать в считающихся традиционными для абхазов формулах: перед любым хорошим делом говорится «Псымиллах» от арабского БисмильЛляh «С именем Аллаха» , а в знак одобрения, чтобы не сглазить, «МашьАллах» — от арабского Ма ша Аллаh — «Так пожелал Аллах».

В абхазском языке часто используется и восклицание «Йа Рабби! Упоминанием Аллаха является и абхазское выражение «Аферым», означающее «браво» от фарси афарин, упрощенное от Афаридегяр — Всевышний. Традиционное абхазское приветствие «Асалам» от арабского Салям буквально означает «мир», является однокоренным со словом «Ислам» и упрощением от мусульманского приветствия «Ассаляму алейкум». Производное от него асалам шеку — письмо буквально «письменное приветствие». Широко применяется в современном абхазском и многими воспринимается как исконно местное, слово «апааимбар», происходящее от фарси «пайгамбар» и означающее «приносящий весть», то есть пророк, посланник.

Этот термин и по сей день широко распространен среди персо- и тюркоязычных народов, им обычно называют пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог или иногда других пророков Аллаха с добавлением его имени например, Муса пайгамбар, Иса пайгамбар. Хотя в абхазском слово ангел звучит как «амаалыкь» от арабского «маляк» , так же часто используемое в значении младенец. Примечательно то, что и в современном абхазском языке кроме «дин», других обозначений религии, даже применительно к христианству или древним верованиям абхазов, нет! Само по себе использование этих слов свидетельствует о некогда произошедшем религиозном самоопределении абхазов, как мусульман. Понятия «рай» и «ад» в абхазском языке имеют традиционное для Ислама обозначение, которое без труда узнает мусульманин в любой стране мира: джанат от арабского джанна, джаннат — рай и джахным от арабск.

Существуют и другие слова, связанные с жизнью и смертью: мир, окружающий нас, адунеи от арабского дунья — мир , мир, в который мы попадем после смерти, «загробный» мир, ахарат от арабского ахира, ахират. Существующее в абхазском языке слово аджьал от арабского аджаль — конец существования в этом мире, смерть; об умершем говорят «иаджьал ааит», то есть «пришел его аджаль». Абхазами и по сей день используются связанные с концом света слова, такие как ахырзаман от арабского ахыр заман — «последнее время», то есть конец света , акаимет от арабского кийама, кийамат — Воскрешение, Судный день; в современном абхазском — нечто ужасное. Аума акаимет от арабского йаум-аль-кийама , обозначающее катастрофу, ужас в буквальном переводе означает «Судный день». Напоминает мусульманам о предстоящем Суде Всевышнего и слово ахасаб от арабского хисаб , то есть расчет: «йаум-аль-хисаб» день расчета, то есть день когда человек будет рассчитан за благие и дурные деяния — синоним Судного дня.

В абхазском языке сохранилось немало слов, связанных с мусульманской обрядностью. Так, например мечеть на абхазском звучит как аджьаама от арабск. Словом ауаста от фарси устад, усто — человек, хорошо владеющий своим делом, мастер сейчас называют в широком смысле мастеров, ремесленников, но раньше им часто называли религиозных наставников, учителей, что сохранилось в других языках. Слово акурбан от арабского къурбан — жертва, жертвоприношение, и карибун — близкий, то, что приближает к довольству Аллаха также широко известно в Абхазии и по сей день. Заключаемый по правилам Ислама брачный обряд по-абхазски именуется анкьах от арабского никах , с ним связаны такие производные термины как анкьах-уакьыл от арабского никах — брак, уакиль — представитель — букв.

Слова, связанные с похоронным обрядом также заставляют нас вспомнить об их исламском происхождении. Так, существующее в нынешнем значении в Абхазии слово аджанаазы от арабского джаназа и означающее крытое место для временного пребывания умершего во дворе дома, на самом деле обозначает похоронный обряд у мусульман. Даже уже при советском режиме, по приводимым описаниям Г. Смыр, 1972 , именуемый аджанаазы обряд выполнялся в абхазских селениях. И хотя из-за естественного ухода поколения знавших религию ахуаджа обряд аджанаазы перестал совершаться, его название приобрело другое значение, хоть и связанное с первоначальным.

Акяфын от арабского кафан — кусок ткани, в который заворачивают покойного, саван и атоубыт от арабского табут, «деревянный ящик» — открытый гроб, используемый для похорон, перемещения, абхазами-мусульманами также слова арабского исламского происхождения. В настоящее время в Абхазии не часто услышишь многие слова, связанные с исламской обрядностью, например такие как аламаз от фарси намаз — молитва — пятикратная молитва по-арабски салят , выполняемая мусульманином; аптес от турецкого абдест — омовение водой, из фарси «аб» - вода, «даст» - рука — ритуальное малое омовение перед молитвой; акыблы от арабского кибла — направление для совершение молитвы в сторону Каабы. Но несмотря на все это и сейчас иногда можно услышать например от абхаза, просто собирающегося искупаться в море фразу «аптес аасхуап», то есть «возьму абдест».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий