Операция по спасению челюскинцев была завершена 13 апреля 1934 года, и ледовый лагерь перестал существовать. Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», на котором участники высокоширотной экспедиции во главе с Отто Шмидтом пытались за одну навигацию пройти весь Северный морской путь.
Не сдадимся!
- Спасение «Челюскина». Летчики, самолеты, испытания
- ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- Как спасали «челюскинцев» · Родина на Неве
- Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах
Сомнения капитана Воронина
- Курсы валюты:
- 13 апреля: спасение челюскинцев, освобождение Симферополя
- Завершено спасение Челюскинцев в Арктике
- Читайте также:
Спасённые из ледового плена
Спасение челюскинцев стало мировым триумфом Советского Союза — до этого момента все попытки спасти кого-то из Арктики либо ничем не заканчивались, либо не обходились без жертв. Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению челюскинцев в Арктике. Научная экспедиция на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска летом 1933 года для проверки возможности прохода Северным морским путём. Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены звания героев Советского Союза — награды, учреждённой в апреле 1934 года. 13 апреля 1934 завершилась операция по спасению челюскинцев.
Спуск на воду
- Содержание
- Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
- Завершено спасение Челюскинцев в Арктике
- Как челюскинцы попали в ледовый плен и сумели выжить — 06.06.2022 — Статьи на РЕН ТВ
Спасение челюскинцев
Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. Указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза был издан 20 апреля 1934 года. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции — А. Ляпидевский, С.
Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В.
Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В.
Молоков, И. Доронин и М. Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно в наших официальных группах в социальных сетях Facebook и ВКонтакте. Даю свое согласие на рассылку мне новостей.
Он вывез на Большую землю 39 челюскинцев, больше всех!
Николай Каманин — самый молодой и энергичный из лётчиков — на своём поликарповском Р-5 за девять удачных полётов вывез из ледового плена 35 человек. Водопьянову за три «ездки» удалось вывезти 10 полярников. Маврикий Слепнёв вывез 6 человек, включая страдавшего туберкулёзом лёгких Отто Шмидта, которого, по распоряжению Совнаркома, пришлось отправить в госпиталь на Аляску. Двоих вывез на своём «Юнкерсе» Иван Доронин. В тот день они доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Алексея Боброва, радистов Эрнста Кренкеля и Серафима Иванова, боцмана Анатолия Загорского, моториста Александра Погосова и капитана Владимира Воронина, который по старинной морской традиции последним покинул палаточный лагерь.
В последнем рейсе лётчики забрали с собой и 8 собак, помогавших челюскинцам все дни дрейфа. Их тоже не забыли и не оставили на произвол судьбы. Советские лётчики вывезли на материк всех челюскинцев — всех до одного! Знаменитый ас Сигизмунд Леваневский тоже принял участие в поисках. Найти лагерь Шмидта и спасти челюскинцев ему не удалось, но он сумел в сложных погодных условиях доставить в Ванкарем руководителя спасательной операции, полярника Георгия Ушакова.
Это было настоящее торжество прогресса: во льдах, при опасных перелётах не погиб ни один человек. Ни среди полярников, ни среди лётчиков, ни среди жителей Севера. Ни один! Это и называется «чистая победа». Победный резонанс Эта эпопея произвела сильное впечатление и на друзей, и на врагов Советского Союза.
А в сердцах наших соотечественников она сохранилась навсегда. Георгий Ушаков, возглавлявший спасательную экспедицию, вспоминал о том, как отреагировали на работу лётчиков-спасателей жители Севера: «Многие из них плавали на американских шхунах, большинство соприкасались с американцами, торговавшими на Чукотке и скупавшими пушнину вплоть до 1930 года. Американские самолёты они видели в 1929 году, когда с их помощью американцы вывозили пушнину на Аляску. Среди них шли разговоры о том, что наши русские самолёты ничего не смогут сделать. То ли дело американские!..
А Молоков и Каманин всё везут и везут. Вера в безукоризненные свойства всех вещей, прибывающих из Америки, была сильно поколеблена. Зато с огромным вниманием чукчи стали прислушиваться к рассказам о достижениях советской промышленности». Главным редактором «Правды» был в те дни Лев Мехлис. Личность противоречивая.
Даже в последние годы мало кого так наотмашь демонизируют, как его. Одно нельзя отнять у Мехлиса: это был преданный стране человек и настоящий профессионал в журналистике. И он хорошо понимал: чтобы победа оказалась полноценной, о ней нужно просто и ясно рассказать миллионам людей. Большевики и ленинских, и сталинских времён хорошо понимали эту истину: их представления о прессе, об информационной политике соответствовали самым строгим запросам эпохи. Именно Мехлис организовал всестороннее освещение подвига полярных лётчиков — в газетах, на радио, в сюжетах кинодокументалистов.
Оперативно вышла в свет и была переведена на многие иностранные языки! Народовластие — это всегда разговор с массами, с широкой аудиторией, без сословных предрассудков. И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился. Результат очевиден: подвиг не остался неизвестным.
Он и разработал стратегию операции. На спасение челюскинцев были брошены корабли «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». Взялись за дело и авиаторы. Два знаменитых летчика — Леваневский и Слепнев — направились в США, чтобы там закупить самолеты для поисков шмидтовцев.
По замыслу правительства, нужно было использовать все возможности и отечественной, и импортной авиатехники. Слепые арктические поисковые полеты докажут преимущества советских самолетов. Найти и спасти Февраль и март в Арктике — самое трудное время. Метель, никакой видимости, даже расчистка посадочной полосы — задача подчас непосильная. Первым в поисковый рейс отправился экипаж летчика Анатолия Ляпидевского. Летчики до боли вглядывались в горизонт — и не видели ни лагеря, ни иных признаков жизни в ледяной пустыне... Но 5 марта, в 40-градусный мороз, Ляпидевский не только обнаружил лагерь, но и благополучно сел на крохотном участке ровного льда, который расчистили для самолета челюскинцы. Для них это был день фантастического счастья.
Завидев в небе самолет, они — почти приговоренные к смерти — поверили в свое спасение. Ляпидевскому с трудом удалось вместить в салоне АНТа десятерых женщин и двух маленьких девочек, одна из которых — Карина Васильева — родилась на борту «Челюскина» и имя свое получила в честь Карского моря. Не зря Кренкель прозвал молодцеватого Ляпидевского дамским летчиком. Через два часа перегруженный пассажирами самолет безукоризненно приземлился на базе в Уэлене. Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения Страна ликовала. Но второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля. И тут небо просветлело, а дело заспорилось. Молоков на своем двухместном самолете Р-5 умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров парашютные ящики.
Именно Молоков — дядя Вася, как называли его в полярном лагере, — вывез на большую землю 39 челюскинцев, больше всех. Николай Каманин — самый молодой и энергичный из летчиков — на своем Р-5 за девять удачных полетов вывез из ледового плена 35 человек. Водопьянову за три «ездки» удалось эвакуировать десятерых. Маврикий Слепнев вывез 6 полярников, включая страдавшего туберкулезом легких Отто Шмидта, которого по распоряжению Совнаркома пришлось отправить в госпиталь на Аляску. Еще с двумя улетел на своем «Юнкерсе» Иван Доронин. Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем. Когда они подлетали к аэродрому, полярники, которые готовились к встрече героев, с ужасом увидели, что одна из лыж самолета висит, чуть ли не болтается. Они доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Алексея Боброва, радистов Кренкеля и Серафима Иванова, боцмана Анатолия Загорского, моториста Александра Погосова и капитана Владимира Воронина, который по традиции последним покинул палаточный лагерь.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
Слепнев с американским бортмехаником благополучно добрался до базового аэродрома Ванкарем и вторым после Ляпидевского прилетел в лагерь Шмидта. С ним прилетел Ушаков с восьмью ездовыми собаками. Ушаков должен был руководить работами по устройству посадочной площадки, которая из-за движения льдов часто повреждалась, а собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому. При посадке у «Флейстера» Слепнева было повреждено шасси. Пока ремонтировали шасси, в лагерь прилетели Молоков и Каманин. Слепнев вывез со льдины пять человек. А в Ванкареме он получил задание вывести на Аляску тяжело больного Шмидта, которого привез со льдины Молоков.
Самая большая группа самолетов и летчиков была подчинена Каманину. Это были военные летчики полка разведчиков на самолетах Р-5. Сначала их было четверо: Каманин, Пивенштейн, Демиров, Бестанжиев. Затем поступил приказ включить в группу полярных летчиков Молокова и Фариха. Когда Каманин изложил свой план перелета, Фарих высказал свое несогласие, ссылаясь на незнание Каманиным условий полетов на севере. Так, Фарих был против полета всей группой вместе, поскольку в случае попадания в облака или в снегопад группа распадется, а ведомые не смогут продолжать полет самостоятельно.
В более мелкой группе проще сохранять полет строем. Спор окончился тем, что Каманин отстранил Фариха от участия в экспедиции. Группа с пятью самолетами погрузилась во Владивостоке на пароход «Смоленск» и доплыла до северной части Камчатки. Далее самолеты были выгружены, и путь был продолжен по воздуху. Путь хотя и не очень дальний, но мало изученный, практически без информации о метеоусловиях и без радиосвязи. На маршруте приходилось преодолевать горные хребты, высота которых немногим уступала потолку самолетов Р-5.
Осуществить полет пятерки строем из-за попадания в облака не удалось. Демиров и Бестанжиев от группы оторвались. Затем они оба и находившиеся на борту механики потерпели аварии и чудом добрались до населенного пункта. Фарих оказался прав. При посадке в Анадыре Каманин подломал свой самолет. Не оказалось в Анадыре и бензина.
Каманин приказал слить бензин из поврежденного самолета, оставив Пивенштейна для его ремонта, а сам в паре с Молоковым продолжил перелет. Автору приходилось слышать, что Каманин отнял у Пивенштейна не только самолет, но и лавры героя-спасителя. Но Каманин был военным командиром группы и не имел права по своей инициативе передавать кому-либо свои функции. Пивенштейн же, отремонтировав подручными средствами самолет, прилетел в Ванкарем и перевозил спасенных челюскинцев в бухту Провидения, где их ждал пароход. Каманин и Молоков, прибыв в Ванкарем, сразу же приступили к полетам в ледовый лагерь. Молоков вывез на материк 38 человек, а Каманин — 34.
Самая трудная эпопея выпала на долю третьей группы летчиков. Водопьянов, Доронин и Галышев — наиболее опытные полярные летчики — преодолели в воздухе путь от Хабаровска до самого Ванкарема длиной в 5860 километров. Эта трасса была также мало исследована и не радиообеспечена.
Шмидт был доставлен в Ванкарем.
За неделю летчиками всего было сделано 23 полета по другим данным — 24 , последний рейс - 13 апреля 1934 года. Были вывезены на материк все сошедшие с парохода на лед люди в том числе 10 женщин и 2 ребенка. У флага СССР 13 апреля заместитель начальника экспедиции Бобров по рации сообщает: «12 апреля в основном была закончена переброска челюскинцев и ценных грузов на материк. Сейчас получили радио с мыса Ванкарем о вылете трех самолетов.
Зажигаем последний дымовой сигнал, прекращаем радиосвязь. Через полчаса я, капитан Воронин, радист Кренкель последними покидаем лагерь Шмидта, оставляя поднятым на вышке советский флаг». Первое правительственное сообщение за подписью Куйбышева было опубликовано 16 февраля, а последнее - 14 апреля 1934 г. В этот день председатель комиссии смог доложить Центральному Комитету ВКП б и СНК об успешном завершении 13 апреля операции по спасению, в котором участвовала вся страна».
Москва встречает челюскинцев 19 июня 1934 года на Красной площади летчикам и участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы. Шмидт, И. Сталин и В. Москва, 1934 г.
Митинг в честь прибытия челюскинцев в Москву открыл В. Куйбышев: «Сегодня знаменательный день: мы встречаем челюскинцев, исторический поход и спасение которых составляют героическую эпопею. Усилиями Центрального Комитета партии и правительства, усилиями всей страны и доблестью летчиков челюскинцы спасены…»2 Челюскинцы вместе с руководством СССР на трибуне Мавзолея Ленина, 1934 г. Фотоколлаж За спасательную операцию челюскинцев 5 марта - 13 апреля 1934 года семь лётчиков А.
Ляпидевский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнев, М.
Водопьянов, И. Доронин, С. Леваневский стали первыми Героями Советского Союза. Плакат о спасении экипажа парохода «Челюскин», 1934 г.
Так эпопея по спасению челюскинцев вошла яркой страницей в биографию видного политического деятеля Валериана Владимировича Куйбышева, а в честь их самих был назван ряд географических объектов, улиц, парков …. Источники: Березов П. Владимиров М. Лысый А.
Дубинский-Мухадзе И. Куйбышева Е.
С помощью прессы 1930-х «Электронекрасовка» составила хронику катастрофы и спасения экипажа парохода «Челюскин». Отбытие «Челюскина» 1 августа «Челюскин» прибыл в Мурманск. Команда парохода «Челюскина» и ледокола «Красин» в Мурманске. Лётчик Бабушкин, заместитель начальника по хозяйственной части Копусов, капитан Сорокин, заместитель начальника по научной части Баевский, начальник экспедиции Шмидт, капитан «Воронин», капитан «Красина» Легздин. Необходимо было поднять нос, перебросив уголь из носовых трюмов на корму. Объявлен аврал. Трое суток «Красин» берет с «Челюскина уголь», чтобы пароход приобрел нормальную осадку. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт.
Начался беспрерывный полярный дрейф. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. До гибели пароход несколько раз подвергался серьезной угрозе сжатия, и вследствие этого на его палубе заранее был заготовлен аварийный запас продовольствия и необходимых предметов. Когда произошла катастрофа, были выгружены на лед самолет с летчиком т. Бабушкиным, двухмесячный запас продовольствия, меховая одежда, аварийная радиостанция, палатка, лодки-ледянки лодка, снабженная деревянными лыжами , катер и т. Лагерь челюскинцев Были обрублены канаты, которыми к палубе были прикреплены строительные материалы, эти материалы, как было рассчитано, всплыли и были выловлены из воды. В результате экспедиция высадилась на лед, соорудила утепленное помещение и кухню…». За несколько секунд до полного погружения корабля с него последними сошли руководитель экспедиции и капитан. При эвакуации погиб 1 человек - был придавлен бревном и увлечен под воду завхоз Могилевич. Остальные полярники благополучно сошли на лед.
Иоффе, заместитель начальника Главного управления Северного морского пути: «13 февраля 1934 года мы получили в Москве донесение профессора Шмидта о гибели парохода «Челюскина». Это донесение пришло поздно ночью…»». Куйбышев в период работы в Комиссии по спасению челюскинцев И уже утром 14 февраля по постановлению Совета народных комиссаров СССР была создана специальная правительственная Комиссия по организации помощи челюскинцам, которую возглавил Валериан Владимирович Куйбышев. С первой моей экспедиции на «Седове» в 1929 году я именно Куйбышеву первому всегда сообщал о ходе дела. Он справлялся о каждом рейсе ледокола, интересовался заданиями, которые давались каждому летчику. Наших летчиков знал лично и часто с ними беседовал». В день рождения собрались друзья и родные. За праздничным столом оживленно разговаривали, смеялись, поджидали Валериана. Вот пришел Валериан, утомленный, озабоченный. Сел за стол, чтобы принять участие в общем веселье, но грусть и озабоченность не оставляли его.
Условились, чтобы каждый по очереди рассказал что-нибудь смешное из своей жизни. Очередь за Валерианом. Он помолчал и извиняющимся тоном сказал: - К сожалению, я ничего веселого сейчас рассказать не могу. Мои мысли все время вот с этим письмом. Он достает письмо и читает: «Город Москва, Председателю Комиссии по спасению челюскинцев. Дорогой товарищ Куйбышев. Спасите моего папочку. Я очень люблю своего папочку. Это первое письмо, которое я получил от родных челюскинцев. Письмо, написанное детским почерком, переходит из рук в руки.
Во время работы в комиссии по спасению челюскинцев Валериан был очень озабочен.
Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев
Да и малая освоенность края играла роль — как-то раз в Уэлене закончился сжатый воздух для запуска моторов, и его целую неделю везли на собаках. Американская миссия Всё та же малонаселённость окрестных краев диктовала порой, на первый взгляд, странные пути. Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом. Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед».
Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек. Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта.
Воздушный мост Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена. Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самого «Челюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы. Тринадцатого апреля были эвакуированы последние шестеро обитателей льдины, а также ездовые собаки, привезённые туда одним из рейсов «на всякий случай».
Судьба друзей человека горячо интересовала местное население — ведь это были лучшие собаки в округе. Эвакуация не закончена Людям перестала грозить немедленная смерть в водах Северного Ледовитого океана. Но в чукотских ярангах всё ещё находилось много больных, измученных суровой арктической зимовкой людей.
Гигантский памятник челюскинцам в Москве так и не построили, но и без этого участники экспедиции и их спасители стали героями официальных легенд, прославлявших коммунистический строй. В постсоветское время большинство подобных легенд подверглось ревизии. Не стала исключением и история челюскинцев.
Некий Эдуард Белимов в начала 2000-х опубликовал сенсационную историю, согласно которой из Мурманска к Берингову проливу отправился не один пароход, а два. Позади «Челюскина» шёл корабль «Пижма», перевозивший в трюме две тысячи заключённых для работы на чукотских оловянных рудниках. Нескольким из них удалось спастись, добраться до радиостанции и передать сигнал S. Его услышали американцы и спасли недоутопленных каторжников. Несмотря на все признаки художественной литературы, вроде развёрнутых диалогов Сталина со своими приближёнными, явную путаницу с датами и фактами, некоторые приняли историю Белимова за чистую монету. До сих пор в Интернете всплывают рассуждения о том, что челюскинцев спасли ценой жизни несчастных каторжников.
Ещё в советское время неоднократно предпринимались попытки отыскать на океанском дне останки раздавленного льдами «Челюскина». В течение 70 лет они не приносили результата. Это позволяло сторонникам версии о взорванной «Пижме» утверждать, что точные координаты гибели «Челюскина» были специально сфальсифицированы участниками ледовой казни заключённых. В 2007 году очередной поисковой экспедиции удалось поднять со дна металлические фрагменты какого-то парохода. Их отправили в Копенгаген, и на верфи, где в начале 1930-х годов строился «Челюскин», узнали свою работу. Таким образом, конспирологи были в очередной раз посрамлены.
Оказалось, что затонувший пароход так долго не могли найти из-за мощного подводного течения, поднимавшего со дна муть. В 2020 году с помощью глубоководных аппаратов удалось провести трёхмерную съёмку корпуса затонувшего «Челюскина». Возможно, в недалёком будущем легендарный пароход будет поднят со дна Северного Ледовитого океана. Сафонов С. Спасение челюскинцев: Как погиб пароход и выжили люди во льдах Арктики. Паулсен, М.
Изображение анонса и лида: «Челюскин» во льдах фото П. Источник: Wikimedia Commons Лучшее за.
Эта операция стала одной из самых героических и волнующих в истории нашей страны. Полгода почти сто человек боролись за жизнь в Арктике.
Их судно попало в ледяной капкан. Эвакуацию организовали с помощью авиации.
Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед.
На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев.
Шмидт же возглавил борьбу полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов.
На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторком с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта.
Как спасали «челюскинцев»
Поскольку дальность полета была невелика, самолеты везли в разобранном виде, собирали на мысе Олюторка, откуда летчики и достигли лагеря Шмидта. Понадобилось более десятка рейсов, чтобы вывезти всех. На льдине экспедиция провела более двух месяцев. В Москве челюскинцев и их спасителей встретили триумфально. Более того, 16 апреля было учреждено звание Героя Советского Союза. Первыми его были удостоены летчики, участвовавшие в спасательной операции, А. Ляпидевский, С.
Как передавал в своих сообщениях Отто Шмидт, моральный дух у челюскинцев был превосходный и боевой. Четыре леденящие душу истории о кораблекрушениях и призраках Эвакуация В столице моментально узнали о случившемся и начали разрабатывать план спасения застрявших во льдах. Через два дня была организована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуацию планировалось провести с помощью авиации. Были предложены и рассмотрены разные варианты, от ледоколов до дирижаблей, однако авиация оказалась самой перспективной в этом вопросе. Челюскинцы в это время усердно трудились, расчищая льдину от снега, дабы подготовить место для посадки самолетов. Благодаря этому процесс получилось ускорить. Первым прилетел самолет под управлением летчика Ляпидевского, 5 марта 1934 года.
Завхоз экспедиции Борис Могилевич был придавлен палубным грузом и погиб. Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое. Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря.
На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказались 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск».
Наши на «Челюскине»
Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. "Челюскинцам" и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!, 1934 г. В каждом населенном пункте СССР челюскинцев и их спасателей встречали как героев, с размахом.
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
Спасение челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина. 13 февраля 1934 года он затонул у берегов Чукотки. Героическая история спасения экипажа и пассажиров известна всему миру. 27 марта 1934 года самолет будущего Героя Советского Союза летчика Михаила Водопьянова вылетел из Магадана на спасение экипажа затонувшего парохода «Челюскин». Партия челюскинцев в 8 человек покинула пароход и, пройдя 65 километров по сплошному льду, достигла мыса Дженретлен. В самый разгар операции по спасению челюскинцев в конце марта 1934 года Леваневский и другие члены миссии вылетели из Нома в Ванкарем. 13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
Движение льдов неоднократно производило давление на пароход. Одно из сжатий в декабре было настолько сильным, что мы, на всякий случай, выгрузили на лед запасы продовольствия, но затем образовались разводья и запасы были погружены обратно». Команда своевременно эвакуировала на лед аварийные запасы продовольствия, палатки, самолет, радио, спальные мешки. Выгрузка людей продолжалась до самого последнего момента - пока нос корабля не ушел под воду.
Не обошлось без жертв. Завхоз Борис Могилевич во время эвакуации был придавлен бревном и, не успев выбраться, утонул вместе с судном. Была организована комиссия в составе В.
Куйбышева, Н. Янсена, С. Каменева, И.
Уншлихта, С. Между тем челюскинцы развернули на льдине лагерь: собрали палатки, устроили кухню с печью из спасенного дерева и глины. Старались не паниковать и занимать себя делом.
А когда работа заканчивалась - проводили поэтические вечера, читали вслух книги, слушали лекции О. Шмидта, организовали стенгазету «Не сдадимся». И, конечно, оборудовали аэродром и ждали спасателей.
Шмидта, летчик А.
Зимовка протекает благополучно. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом. Создана комиссия по оказанию помощи под председательством Куйбышева.
Отто Шмидт в лагере. Из Хабаровска на помощь челюскинцам вылетает Водопьянов. Решено отправить на север ещё один пароход с самолётами лётчиков Доронина, Липпа и Галышева. Спешно ремонтируются ледокол «Красин» и ледорез «Литке», которые также должны пойти на помощь экспедиции Шмидта.
Нас предупреждают, что в момент взлёта надо нагнуть голову. Человек тридцать стало у хвоста машины, его надо раскачивать, чтобы скорее и легче взять старт. Предупреждают, чтобы мы плотнее уселись. А сесть не на что: маленький металлический выступ в стенке самолёта… Начинают раскачивать хвост самолёта. Моторы рвут сильнее.
Из-под пропеллеров, как в самую жестокую пургу, несутся вихри снега. Ветер срывает шапки с людей. Самолёт вздрогнул, взвыли моторы, машина ринулась вперёд… Сделав круг над аэродромом, мы понеслись на юг, к "большой земле"». На помощь спешили другие самолёты. Массовая эвакуация с льдины началась через 13 дней и продолжилась две недели. В операции по спасению челюскинцев приняли участие семь лётчиков, первым был Ляпидевский и в связке с ним были М.
Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости.
Показать больше.