Кроме того, по решению субъекта КИИ на территории объекта КИИ может быть размещено оборудование ГосСОПКА. Что такое КИИ и кто попадает под ФЗ-187? Обязанности субъектов КИИ: категорирование объектов КИИ, обеспечение интеграции с ГосСОПКА, принятие мер по безопасности объектов. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) в России на отечественное программное обеспечение.
Категорирование объектов КИИ
Всего предусматривается 14 показателей, определяющих социальную, политическую, экономическую значимость объекта КИИ, а также его значимость для обеспечения правопорядка, обороны и безопасности страны. Присвоение каждому из объектов КИИ одной из категорий значимости в соответствии с наивысшим значением показателей, либо принятие решения об отсутствии необходимости присвоения категории. Категорирование должно проводиться как для существующих, так и для создаваемых или модернизируемых объектов КИИ специальной комиссией под председательством руководителя субъекта КИИ или уполномоченного им лица , его работников и, при необходимости, приглашённых специалистов ведомств-регуляторов в соответствующей сфере. Решение комиссии оформляется соответствующим актом и в течение 10 дней после его утверждения направляется во ФСТЭК России.
Предоставленные материалы в тридцатидневный срок со дня получения проверяются регулятором на соответствие порядку осуществления категорирования и оценивается правильность присвоения категории. Категория значимого объекта КИИ может быть изменена по мотивированному решению ФСТЭК России в рамках государственного контроля безопасности значимых объектов КИИ, в случае изменения самого объекта КИИ, а также в связи с реорганизацией субъекта КИИ в том числе ликвидацией, изменением его организационно-правовой формы и т. ГосСОПКА представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и программно-технические средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак далее — силы и средства ОПЛ КА.
К силам ОПЛ КА относятся: уполномоченные подразделения ФСБ России; национальный координационный центр по компьютерным инцидентам, который создается ФСБ России для координации деятельности субъектов КИИ по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных инцидентов; подразделения и должностные лица субъектов КИИ, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты. В данной системе должна собираться и агрегироваться вся информация о компьютерных атаках и инцидентах, получаемая от субъектов КИИ. Перечень информации и порядок ее предоставления в ГосСОПКА будет определен соответствующим приказом, проект которого был представлен на общественное обсуждение.
Согласно текущей версии документа, срок предоставления информации о кибератаке составляет 24 часа с момента обнаружения. Кроме того, в рамках ГосСОПКА организуется обмен информацией о компьютерных атаках между всеми субъектами КИИ, а также международными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты. При этом центры ГосСОПКА могут быть ведомственными, то есть организованными государственными органами, а также корпоративными — построенными государственными и частными корпорациями, операторами связи и другими организациями-лицензиатами в области защиты информации.
Ввод в действие значимого объекта и его подсистемы безопасности осуществляется при положительном заключении выводе в акте приемки или в аттестате соответствия о соответствии значимого объекта установленным требованиям по обеспечению безопасности. Силы обеспечения безопасности значимых объектов КИИ В соответствии с п. Руководитель субъекта КИИ определяет состав и структуру системы безопасности, а также функции ее участников при обеспечении безопасности значимых объектов КИИ в зависимости от количества значимых объектов КИИ , а также особенностей деятельности субъекта КИИ. Структурное подразделение по безопасности, специалисты по безопасности должны осуществлять следующие функции: разрабатывать предложения по совершенствованию организационно-распорядительных документов по безопасности значимых объектов и представлять их руководителю субъекта КИИ уполномоченному лицу ; проводить анализ угроз безопасности информации в отношении значимых объектов КИИ и выявлять уязвимости в них; обеспечивать реализацию требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ , установленных в соответствии со ст. Структурное подразделение по безопасности, специалисты по безопасности реализуют вышеуказанные функции во взаимодействии с подразделениями работниками , эксплуатирующими значимые объекты КИИ , и подразделениями работниками , обеспечивающими функционирование значимых объектов КИИ.
Для выполнения вышеупомянутых функций, субъектами КИИ могут привлекаться организации, имеющие в зависимости от информации, обрабатываемой значимым объектом КИИ , лицензию на деятельность по технической защите информации, составляющей государственную тайну, и или на деятельность по технической защите конфиденциальной информации далее - лицензии в области защиты информации. Работники структурного подразделения по безопасности, специалисты по безопасности должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ в соответствии с требованиями П-235. Обязанности, возлагаемые на работников структурного подразделения по безопасности, специалистов по безопасности, должны быть определены в их должностных регламентах инструкциях. Работники, эксплуатирующие значимые объекты КИИ пользователи , а также работники, обеспечивающие функционирование значимых объектов КИИ , должны выполнять свои обязанности на значимых объектах КИИ в соответствии с правилами безопасности, установленными организационно-распорядительными документами по безопасности значимых объектов инструкциями, руководствами. До работников должны быть доведены положения организационно-распорядительных документов по безопасности значимых объектов в части, их касающейся.
Представители организаций, привлекаемых субъектом КИИ для эксплуатации, обеспечения функционирования значимых объектов КИИ и или для обеспечения их безопасности, должны быть ознакомлены с организационно-распорядительными документами по безопасности значимых объектов. Обеспечение безопасности значимых объектов КИИ в ходе их эксплуатации В соответствии с п. Обеспечение безопасности значимых объектов КИИ при выводе их из эксплуатации В соответствии с п. Обеспечение безопасности значимого объекта при выводе его из эксплуатации должно предусматривать: архивирование информации, содержащейся в значимом объекте; уничтожение стирание данных и остаточной информации с машинных носителей информации и или уничтожение машинных носителей информации; уничтожение данных об архитектуре и конфигурации значимого объекта; архивирование или уничтожение эксплуатационной документации на значимый объект и его подсистему безопасности и организационно-распорядительных документов по безопасности значимого объекта. Государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ В соответствии с ч.
Основанием для осуществления плановой проверки является истечение трех лет со дня: внесения сведений об объекте КИИ в реестр значимых объектов КИИ ; окончания осуществления последней плановой проверки в отношении значимого объекта КИИ.
Основаниями для внеплановых проверок являются: а истечение срока выполнения субъектом КИИ выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований по обеспечению безопасности; б возникновение компьютерного инцидента на значимом объекте КИИ, повлекшего негативные последствия; в приказ органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора об осуществлении внеплановой проверки. При этом ежегодный план проведения плановых проверок будет утверждаться до 20 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и выписка из плана проверок будет направляться субъектам КИИ в срок до 1 января года проведения данных проверок. Можно ли для защиты КИИ использовать несертифицированные средства? Согласно п.
Постановлением Правительства от 20. Основные положения: Согласно новой редакции статьи 19. Напоминаем также, что согласно требованиям пункта 19.
Импортозамещение ПО для критической информационной инфраструктуры
Механизм исключений В документе сказано, что допускается к использованию иная продукция «в случае отсутствия произведенных в России доверенных ПАК, являющихся аналогами приобретенных субъектами КИИ». Из документа следует, что управлять этим механизмом будет Министерство промышленности и торговли России. Ведомство будет выдавать заключение об отсутствии аналога, тем самым разрешая использование не доверенных ПАК в конкретном случае. Минпромторг России будет отвечать за субъекты КИИ в области оборонной, горнодобывающей, металлургической и химических промышленности.
Представитель Минпромторга отметил, что ведомство обеспечит взаимодействие с целью мониторинга состояния перехода путем обмена сводными отчетами и выписками.
Медведев оценил идею отключить Россию от глобального интернета Как сообщал Life. Закупить такое ПО можно лишь после согласования с профильным ведомством. В полном объёме мера вступит в силу в 2025 году.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион Кабмин внёс законопроект о переходе субъектов критической инфраструктуры на российский софт В Госдуму внесён законопроект о переходе субъектов КИИ на ПО РФ для безопасности Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры КИИ в России на отечественное программное обеспечение ПО для безопасности.
Соответствующий документ появился в базе нижней палаты парламента в четверг, 21 марта. Согласно документу, речь идёт о переходе на преимущественное использование отечественных программ для электронных вычислительных машин ЭВМ , а также баз данных и радиоэлектронной продукции.
Кроме того, субъекты КИИ, которым на правах собственности, аренды или ином законном основании, принадлежат значимые объекты КИИ, обязаны реагировать на инциденты в установленном ФСБ России порядке, принимать меры по ликвидации последствий атак на значимые объекты КИИ.
В требованиях к подразделениям и должностным лицам субъектов ГосСОПКА методический документ НКЦКИ субъекты ГосСОПКА определяются как: государственные органы Российской Федерации, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели в силу закона или на основании заключенных с ФСБ России соглашений осуществляющие обнаружение, предупреждение и ликвидацию последствий компьютерных атак, и реагирование на компьютерные инциденты. Можно сделать вывод, что к ГосСОПКА может подключиться любая организация или орган государственной власти, осуществляющие обнаружение, предупреждение, ликвидацию последствий атак и реагирование на инциденты. Это могут быть как организации-лицензиаты, создающие центры для оказания услуг сторонним компаниям, так и организации, строящие центр для собственных нужд.
Москва, ул. Большая Лубянка д. В запросе необходимо изложить сферы деятельности субъекта КИИ, перечень информационных ресурсов, включенных в зону ответственности субъекта, контактные данные руководителя и лиц, ответственных за взаимодействие.
ВсеПрофи24
Сегодня в отечественной индустрии разработки программных продуктов сложилась уникальная ситуация, когда практически все субъекты КИИ и разработчики прикладного ПО, планирующие. Максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения субъектом КИИ перечня объектов КИИ. По таким объектам КИИ установят сроки перехода на российские продукты.
Теперь все серьезно: как меняется безопасность субъектов КИИ
Самих себя субъекты КИИ как владельцы информации, информационных систем или киберфизических систем как-то защищают, причем, скорее всего, вполне адекватно. Сегодня в отечественной индустрии разработки программных продуктов сложилась уникальная ситуация, когда практически все субъекты КИИ и разработчики прикладного ПО, планирующие. Короче говоря, объекты КИИ — это информационные системы, принадлежащие субъектам КИИ и помогающие в выполнении критических процессов. Планы перехода субъектов КИИ на доверенные программно-аппаратные комплексы к следующему сентябрю уже должны быть утверждены. По таким объектам КИИ установят сроки перехода на российские продукты.
Владельцы социально значимых объектов КИИ будут использовать ПАК
Обновление, о котором идёт речь, в свою очередь связано с постановлением Правительства РФ от 20. Мы рассказывали об этом здесь. Категорирование объектов КИИ В январском письме Центральный Банк призвал поднадзорные организации провести повторное категорирование субъектов КИИ и до 31 марта 2023 отчитаться о статусе работ. Сама по себе эта необходимость для них, разумеется, новостью не является — речь о ней шла весь прошлый год. В первую очередь нужно определить критические процессы — в случае банков это основная финансовая деятельность, на которую ЦБ выдаёт лицензию. Также важно не забыть про вспомогательные процессы, нарушение которых может привести к проблемам в КИИ. Например, мониторинг и управление критическими процессами или управление телеком сетями в этот список также попадают».
Анализ бизнес-процессов выделение и оценка. Выбор наихудшего сценария атак. Оформление результатов.
Алгоритм категорирования объектов КИИ. Порядок согласования перечня объектов КИИ с отраслевым регулятором.
Критерии признания программно-аппаратных комплексов доверенными программно-аппаратными комплексами 1. Сведения о программно-аппаратном комплексе содержатся в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Программное обеспечение, используемое в составе программно-аппаратного комплекса, соответствует требованиям к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц« за исключением организаций с муниципальным участием , на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г.
Программно-аппаратный комплекс в случае реализации в нем функции защиты информации соответствует требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и или Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах их полномочий, что должно быть подтверждено соответствующим документом сертификатом. Что будет, если этого не сделать? ФСТЭК редко проводит ее в компаниях, а вот прокуратура вполне может осуществить. Что грозит компаниям, если при проверке выявится правонарушение: Уголовная ответственность по ст. Нарушение требований в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; Штраф от 10 до 20 тысяч рублей.
Системы, осуществляющие передачу информации по линиям связи. Автоматизированные системы управления АСУ. Комплекс средств автоматизации и информационных технологий для реализации производственных функций. Как правило, у различных сегментов экономики преобладает конкретный тип объекта КИИ, в случае с операторами связи — информационно-телекоммуникационные сети ИТКС.
Оператор связи это субъект КИИ? Законодатель пошел простым путем, он ввел критерии, по которым можно быстро определить является организация субъектом КИИ или нет. То есть субъектами КИИ операторов связи обозначили сразу, а далее каждый утверждает отсутствие, наличие и количество объектов КИИ, описывает их и обеспечивает выполнение мер для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Надзорный орган производит оценку действий и решений субъектов КИИ, контролирует и корректирует их работу.
Необходимо провести инвентаризацию следующих систем: Информационных базы данных, файлы данных ; Программных системное и прикладное ПО ; Технических компьютеры, сервера, коммутационное оборудование, носители данных. В случае с операторами связи необходимо выделить критические процессы, прекращение и некорректная работа которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, в том числе у других субъектов КИИ, которые обеспечивают оборону, безопасность и правопорядок государства и критической информационной инфраструктуры. Необходимо провести анализ угроз безопасности информации, мониторинг критических процессов и уязвимостей, которые могут привести к возникновению компьютерных инцидентов на объектах КИИ, а также рассмотреть возможные действия нарушителей: создать модель угроз нарушителя безопасности информации. С чего начать?
Все начинается с создания комиссии, которая будет делать анализ информации и процессов компании, создавать приказы, положения и принимать решение о наличии и отсутствии объектов КИИ.
Обзор Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1912
Российское программное обеспечение — Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратного комплекса, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО. Методические рекомендации по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Даже если компания-разработчик — российская, ее продукты не будут считаться российским ПО, пока они не будут включены в РРПО. Подробнее о порядке включения в реестр российского ПО писали тут , а про основные трудности включения тут. В какие сроки вы обязаны осуществить переход? Что такое доверенный ПАК? Критерии признания программно-аппаратных комплексов доверенными программно-аппаратными комплексами 1. Сведения о программно-аппаратном комплексе содержатся в едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Новое постановление правительства С 1 сентября 2024 г. С 1 сентября 2024 г. До 1 января 2030 г. По версии документа ПАК — это радиоэлектронная продукция, в том числе телекоммуникационное оборудование , программное обеспечение ПО и технические средства, работающие совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач. Механизм исключений В документе сказано, что допускается к использованию иная продукция «в случае отсутствия произведенных в России доверенных ПАК, являющихся аналогами приобретенных субъектами КИИ».
Их целью является похищение ценных сведений и новейших разработок, а иногда вывод из строя атакуемых систем сетей и даже диверсии. Именно по этой причине принятие мер по защите информации ключевых отраслей находится под строгим контролем уполномоченных органов государственной власти. Основным нормативным правовым документом, регулирующим взаимодействие различных субъектов в сфере критической информационной инфраструктуры, выступает Федеральный закон от 26. Кто должен защищать КИИ? Защиту объектов КИИ и сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов КИИ, обеспечивают субъекты КИИ в соответствии с действующим законодательством в области информационной безопасности посредством принятия правовых, организационных и технических мер.
Комиссия по категорированию объектов критической инфраструктуры КИИ занимается определением и классификацией объектов, которые имеют важное значение для функционирования общества и государства. Эти объекты могут включать в себя системы энергетики, транспорта, информационные технологии, связь, водоснабжение, здравоохранение и другие. Категоризация помогает установить приоритеты в области обеспечения безопасности и защиты таких объектов.
Ваше сообщение отправлено
- Субъекты КИИ перейдут на российский софт к 2030 году - RSpectr
- Подписан закон об изменении перечня субъектов критической информационной инфраструктуры
- ФСТЭК России проводит проверки субъектов КИИ
- Основные разделы
С сентября 2024 субъекты КИИ должны использовать только доверенные ПАК
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предложило обязать субъекты КИИ «преимущественно использовать» отечественный софт с 1 января 2021 года и. Субъекты КИИ, разработчики, производители и ответственные ФОИВ должны работать в едином информационном поле. Так как сегодня в достаточно сжатые сроки требуется. Новости законодательства. Современные вызовы КИИ российской промышленности». Подробный план перехода субъектов КИИ будет утвержден до 1 сентября 2024 года. По таким объектам КИИ установят сроки перехода на российские продукты.
Обновлены проекты о переводе субъектов КИИ на отечественный софт
Субъект КИИ сам определяет свои объекты и проводит границы. То есть сегментировать объекты субъект КИИ может по-разному. В январском письме Центральный Банк призвал поднадзорные организации провести повторное категорирование субъектов КИИ и до 31 марта 2023 отчитаться о статусе работ. В КоАП внесена ответственность за предоставление недостоверных сведений о категорировании объектов КИИ, а также утверждены правки в процедуру категорирования объектов КИИ и. Субъект КИИ сам определяет свои объекты и проводит границы. То есть сегментировать объекты субъект КИИ может по-разному.